ОБЖ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой и федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта, основы безопасности жизнедеятельности,
содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов /
авторы – составители: Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. Поддерживается учебником «Основы
безопасности жизнедеятельности» для 10-11 класса, авторы А.Т.Смирнов и др.. Количество часов и
содержание соответствует примерной программе среднего общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности, базовый уровень. Учебный план – по 1 часу в неделю в 10 11классе
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России.
Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления
разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций
социального характера и отсутствием навыков поведения в повседневной жизни, в различных опасных
ситуациях. В деле защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций возрастает роль и
ответственность системы подготовки учащихся по вопросам, относящимся к области безопасности
жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового
образа жизни.
Настоящая программа составлена на 68 часов (1 час в неделю).
Особенностью обучения ОБЖ является создание у учащихся представления о чрезвычайных
ситуациях, безопасность и защита человека в ЧС, иметь представление о предотвращении возможных
опасностей и навыки рационального поведения в условиях уже существующих опасностей в целом.
Ознакомление учащихся с основами подготовки к военной службе.
Цели обучения ОБЖ учащимися:

Образовательная – освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных
и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и
здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанности граждан по защите
государства;

Воспитательная – формирование у обучаемых ответственности за личную
безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному
здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к
сохранению окружающей природной среды как основы обеспечения безопасности
жизнедеятельности личности, общества, государства;

Развивающая – развитие духовных и физических качеств личности,
обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый
образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для
выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
Задачи обучения ОБЖ учащимися:

Формировать умения: оценка ситуаций, опасных для жизни и здоровья;
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств
индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при
неотложных состояниях;
На основании изменений, которые вносятся приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации №427 от 19.10.2009г. «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской
Федерации от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» внесены изменения в календарно – тематическое планирование. В раздел 1 внесен
подраздел 1.2. «Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов,
велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств)». Изучение тем подраздела
рассчитано на 3 урока за счет резерва.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса
для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения
учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным
способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,
из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные
причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели
и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
7. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
8. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
11.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные
под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
12.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на
уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих
правила и безопасность дорожного движения;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного
движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
–
оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
–
объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при
управлении двухколесным транспортным средством;
–
действовать согласно указанию на дорожных знаках;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации в области
безопасности дорожного движения;
–
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода,
пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения
жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
–
составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и
в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и
водителей транспортных средств);
–
комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны
окружающей среды;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей
среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
–
оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
–
распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
–
описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;

–
определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в
зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
–
опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие
человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
–
опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической
безопасности и охране окружающей среды;
–
прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
–
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и
при ухудшении экологической обстановки;
–
распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
–
соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству
РФ;
–
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях
по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
–
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий
современными молодежными хобби;
–
применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного
поведения во время занятий современными молодежными хобби;
–
распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
–
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
асоциальное поведение на транспорте;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и
рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
–
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
–
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и
в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
–
раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций;
–
приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по
защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг,
оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
–
приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и
социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных
ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
–
объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы,
особенности и последствия;
–
использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля;
–
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
–
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
–
прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности
в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

–
пользоваться официальными источниками для получения информации о защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
–
составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации
–
Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской
Федерации;
–
объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
–
оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму
и наркотизму в Российской Федерации;
–
раскрывать
предназначение
общегосударственной
системы
противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму;
–
объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской,
террористической деятельности и наркотизму;
–
комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих
правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
–
описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
–
пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти,
осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации,
для обеспечения личной безопасности;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих
прав, определения ответственности;
–
распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
–
распознавать симптомы употребления наркотических средств;
–
описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
–
использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской
Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи
с экстремистской и террористической деятельностью;
–
описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
–
описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
–
составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней
террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
здорового образа жизни;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни
для изучения и реализации своих прав;
–
оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
–
описывать факторы здорового образа жизни;
–
объяснять преимущества здорового образа жизни;
–
объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
–
описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
–
раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
–
распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное
здоровье;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье,
здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания
первой помощи;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи
для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
–
оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
–
отличать первую помощь от медицинской помощи;
–
распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
–
оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
–
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
–
выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с
использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
–
действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного
назначения;
–
составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи
пострадавшему;
–
комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарноэпидемиологическом благополучия населения;
–
использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;
–
оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия
инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных
заболеваний;
–
классифицировать основные инфекционные болезни;
–
определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения
инфекционных заболеваний;
–
действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения
эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны
государства;
–
характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
–
описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
–
приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности,
оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
–
приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
–
раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в
рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
–
разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны
РФ;
–
оперировать основными понятиями в области обороны государства;
–
раскрывать основы и организацию обороны РФ;
–
раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
–
объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
–
описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов в мирное и военное время;
–
характеризовать историю создания ВС РФ;
–
описывать структуру ВС РФ;
–
характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
–
распознавать символы ВС РФ;
–
приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской
обязанности граждан и военной службы;
–
использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и
обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время
увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
–
оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной
службы;
–
раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности
гражданина РФ;
–
характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
–
раскрывать организацию воинского учета;
–
комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
–
использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной
службы по призыву, контракту;
–
описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы;
–
объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения
воинского звания;
–
различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
–
описывать основание увольнения с военной службы;
–
раскрывать предназначение запаса;
–
объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
–
раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
–
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
–
Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
–
использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
–
оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
–
выполнять строевые приемы и движение без оружия;
–
выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
–
выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
–
приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
–
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
–
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
–
описывать порядок хранения автомата;
–
различать составляющие патрона;
–
снаряжать магазин патронами;
–
выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
–
описывать явление выстрела и его практическое значение;
–
объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и
убойного действия пули при поражении противника;
–
объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
–
выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным
целям;
–
объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
–
выполнять изготовку к стрельбе;
–
производить стрельбу;
–
объяснять назначение и боевые свойства гранат;
–
различать наступательные и оборонительные гранаты;
–
описывать устройство ручных осколочных гранат;

–
выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
–
выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
–
объяснять предназначение современного общевойскового боя;
–
характеризовать современный общевойсковой бой;
–
описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их
оборудования;
–
выполнять приемы «К бою», «Встать»;
–
объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
–
выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
–
определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и
признакам местных предметов;
–
передвигаться по азимутам;
–
описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования
противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма
(Л-1);
–
применять средства индивидуальной защиты;
–
действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик
(ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
–
описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
–
раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
–
выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
–
Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
–
объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
–
оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по
отношению к военно-профессиональной деятельности;
–
характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военноучебных заведениях;
–
использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие
военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России,
МЧС России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
–
Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и
влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
–
Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
–
Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и
модернизации ВС РФ;
–
приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в
войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
–
Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
–
определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
–
выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
–
выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
–
описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
–
выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;

–
описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
–
выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового
защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
–
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения
военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС
РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
–
оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные
заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Формы учебных занятий: лекция, учебный практикум, проблемная дискуссия.
Методы: объяснительно-иллюстративный, деятельный подход, частично поисковый,
проблемный, исследовательский.
Формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах,
групповая.
Основные формы контроля: контрольные работы, самостоятельные работы,
индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение
нормативов в практических видах деятельности
Содержание курса.
Программа состоит из 3 разделов:
Раздел I «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» включает в себя
следующие темы:
1.
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ
жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
2.
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и
закаливание организма. Занятия физической культурой.
3.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и
их социальные последствия
4.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия
употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
5.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные
части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное
курение и его влияние на здоровье.
6.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.
Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
7.
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
8.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
9.
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская
помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при
остановке сердца.
10.
Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов,
велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств)
Раздел II «Государственная система обеспечения безопасности населения» состоит из
следующих тем:
- Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
1.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района
проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил
поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного
учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС)
1.
РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по
защите населения от чрезвычайных ситуаций.
- Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

1.
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской
обороны
2.
Структура и органы управления гражданской обороны
3.
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по
защите населения.
4.
Оповещение и информирование населения об опасностях возникающих в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
5.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС
мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное
предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.
Правила поведения в защитных сооружениях.
6.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах
чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ.
Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
7.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её
предназначение.
8.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств
Российской Федерации пот защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы,
обучение населения.
9.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в
качестве заложников. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных
действий.
10.
Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций мирного времени.
- Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
1.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
2.
Милиция в Российской Федерации – система государственных органов
исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от
противоправных посягательств.
3.
Служба скорой медицинской помощи.
4.
Другие государственные службы в области безопасности.
Раздел III «Основы обороны государства и воинская обязанность» включает изучения
следующих тем:
- История создания Вооруженных сил России
1.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра I, создание
регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века,
создание массовой армии.
2.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
3.
Вооруженные силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения
военной реформы.
- Организационная структура Вооруженных сил
1.
Виды Вооруженных сил Российской Федерации, рода Вооруженных сил
Российской Федерации, рода войск.
2.
Сухопутные войска: история создания, предназначения, структура.
3.
Военно-воздушные силы: история создания, предназначения, структура.
4.
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначения,
структура.
5.
Космические войска: история создания, предназначения, структура.
6.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначения, структура.
7.
Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России, их роль и
место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных сил.
8.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности
Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел
Российской
Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны
МЧС России. Их состав и предназначение.
- Воинская обязанность

1.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация
воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования
граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
2.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание
обязательной подготовки гражданина к военной службе.
3.
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления
добровольной подготовки граждан к военной службе.
4.
Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности
прохождения военной службы по призыву.
5.
Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к
гражданам, поступающим на военную службу по призыву.
6.
Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам,
для прохождения альтернативной гражданской службы.
7.
Статус военнослужащих.
8.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Особенности
воинской деятельности в различных видах Вооруженных сил и родах войск.
9.
Требования
воинской
деятельности,
предъявляемые
к
моральным,
индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
10.
Воинская дисциплина, её сущность и значение. Дисциплинарные взыскания,
налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
11.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы
(неисполнение
приказ,
нарушение
уставных
правил
взаимоотношений
между
военнослужащими, самовольное оставление части и др.)
- Воинские символы и боевые традиции Вооруженных сил.
1.
Дни воинской славы России – дни славных побед.
2.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в
сражениях, связанных с днями воинской славы России.
3.
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и
подразделений.
4.
Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал
вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
5.
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной
службе.
6.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени
воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы
военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
- Военно-профессиональная ориентация
1.
Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по
призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение пот программам
подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального
образования.
2.
Основные виды образовательных учреждений военного профессионального
образования.
3.
Правила приема граждан в учреждения военного профессионального
образования.
Объемы тем уроков сформулированы в соответствии с требованиями к заполнению классного
журнала.
При обучении учитываются:

Индивидуальные психофизические особенности подростков;

Использование естественно возникающих у подростков желаний и
мотивов, побуждающие их к деятельности;

Способность усваивать материал программы осознанно и без
принуждения;

Использование учениками своих индивидуальных способностей и
чувственно-осознанного опыта обеспечения безопасности в различных условиях.

На основании изменений, которые вносятся приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации №427 от 19.10.2009г. «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской
Федерации от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» требования к уровню подготовки десятиклассников в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного
стандарта основного общего образования
дополнены в части «знать /понимать» п.12, в части «уметь» п.4,5,6
По окончанию обучения учащиеся 10 – го класса должны
- знать /понимать:
1.
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на
безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы,
влияющие на него;
2.
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального
происхождения, характерные для региона проживания;
3.
Основные задачи государственных служб по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4.
Основы российского законодательства об обороне государства и воинской
обязанности граждан;
5.
Предназначение, структуру и задачи РСЧС;
6.
Предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
7.
Основы российского законодательства об обороне государства и воинской
обязанности граждан;
8.
Порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу;
9.
Состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
10.
Основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во
время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
11.
Основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности
прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской
службы
12.
Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств)
- уметь:
1.
Владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
2.
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3.
Оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное
самоопределение по отношению к военной службе;
4.
Соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части,
касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных
средств);
5.
Адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и
здоровья;
6.
Прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и
(или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных
ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей)
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1.
Ведения здорового образа жизни;
2.
Оказания первой медицинской помощи;
3.
Развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для
военной службы;
4.
Вызова
(обращения за помощью)
в
случае
необходимости
соответствующих служб экстренной помощи.
5.
Понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по ОБЖ.

В соответствии со здоровье сберегающим направлением развития школы при проведении
уроков ОБЖ используются следующие здоровье сберегающие приемы: рациональная организация
урока, соблюдение санитарно-гигиенических норм, использование проектного метода. Кроме того,
здоровье сберегающий компонент реализуется через акцентирование здоровье формирующих
элементов содержания предмета, через специально подобранные здоровье сберегающие темы:
1.
Здоровый образ жизни и его составляющие
2.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
3.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Особенностью обучения ОБЖ в 11 классе является создание у учащихся представления о
чрезвычайных ситуациях, безопасность и защита человека в ЧС, иметь представление о
предотвращении возможных опасностей и навыки рационального поведения в условиях уже
существующих опасностей в целом. Ознакомление учащихся с основами подготовки к военной
службе.
Цели обучения ОБЖ учащимися 11 – го класса:

Образовательная – освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных
и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и
здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций; об обязанности граждан по защите государства

Воспитательная – воспитание ценностного отношения к здоровью и
человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной
символике, патриотизма и долга по защите Отечества.

Развивающая – развитие черт личности, необходимых для безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по
предотвращению актов терроризма; потребностей ведения здорового образа жизни;
Задачи обучения ОБЖ учащимися 11 – го класса:

Вырабатывать навыки оказания первой медицинской помощи при ранениях,
травмах

Формировать знания об основах воинской службы

Формировать у учащихся навыки ведения здорового образа жизни.
Программа курса обучения основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе состоит из 6
разделов:
1 раздел «Основы комплексной безопасности». В данной части учебной программы
происходит отработка знаний, умений, навыков поведения в бытовых условиях.
2 раздел «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций», где подробно
изучаются организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.
3 раздел «Основы здорового образа жизни», в котором рассматриваются вопросы
нравственности и здоровья, инфекционных заболеваний, передающихся половым путем.
4 раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи», который
учит оказывать первую медицинскую помощь при различных повреждениях.
5 раздел «Основы обороны государства», в этом разделе происходит рассмотрение вопросов,
касающихся воинской чести, воинской обязанности.
6 раздел «Основы военной службы», в этой части отражены вопросы, касающиеся основы
воинской службы, в том числе прохождение воинской службы по призыву и контракту.
В конце курса проводится общешкольное мероприятие «День защиты детей», где
закрепляются, полученные в течение учебного года знания и умения в практической форме.
При обучении учитываются:

Индивидуальные психофизические особенности подростков;

Использование естественно возникающих у подростков желаний и
мотивов, побуждающие их к деятельности;

Способность усваивать материал программы осознанно и без
принуждения;

Использование учениками своих индивидуальных способностей и
чувственно-осознанного опыта обеспечения безопасности в различных условиях.

Тематическое планирование « Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс»
1 час в неделю, всего 34 часа
ОБЖ 10 кл.:учебник для общеобразовательных организаций / Смирнов А.Т., Хренников Б.О. – М.:
Просвещение.
№ тема

Количество Индивид. Индивид.
часов
Обучение Обучение
(0,5ч.)
( 0,25ч.)

1

Обеспечение
личной
безопасности и
сохранение
здоровья

7

3

1

2

Государственная
система
обеспечения
безопасности
населения

8

4

2

3

Основы обороны
государства и
воинская
обязанность.

16

8

4

Виды, формы и
содержание
деятельности
учащихся
Установление
доверительных
отношений в
результате
диалога, бесед
между педагогом
и учащимися.
Выявлять
взаимосвязь
человека и живой
природы.

Содержание
воспитательного
потенциала уроков

Совершенствуются
коммуникативные
навыки,
формируется
познавательный
интерес к
предмету,
формирование
позитивного
восприятия
школьниками
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации.
Соблюдать
правила работы в
кабинете.
Применение на
Способствуют
уроках темы
стимулированию
интерактивных
познавательной
форм; дискуссий, мотивации
групповая работа. школьников,
содействующие
учащимся в
обретении опыта
ведения
конструктивного
диалога.
Работы с
Использование
текстами,
практических,
доп.информацией, проектных работ
выполнение
для приобретения
заданий
навыков сам.
практической
решения
значимости.
проблемы,
генерирования и
оформления
собственных идей,
уважительного
отношения к
чужим идеям
публичного

4

3

2

Установление
доверительных
отношений в
результате
диалога, бесед
между педагогом
и учащимися.
Выявлять
взаимосвязь
человека и живой
природы.

1

Функции и
основные задачи
современных
Вооруженных Сил
России.

выступления перед
аудиторией,
аргументирования
и отстаивания
своей точки
зрения.
Привлечение
внимания
учащихся к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
вырабатывается
личное отношение
учащихся к
образованию как
ценности.
Соблюдать
правила работы в
кабинете ОБЖ

Тематическое планирование « Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс»
1 час в неделю, всего 34 часа
ОБЖ 11 кл.:учебник для общеобразовательных организаций / Смирнов А.Т., Хренников Б.О. – М.:
Просвещение.
№

тема

Колво
часов

Индивид
.
Обучени
е (0,5ч.)

1

Основы комплексной
безопасности.

2

1

Индивид
Виды, формы и
.
содержание
Обучени
деятельности
е(
учащихся
0,25ч.)
0,5
Работы с
текстами,
доп.информацией,
выполнение работ
практической
значимости.

2

Защита населения
Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций

3

1

0,5

Установление
доверительных
отношений в
результате
диалога, бесед
между педагогом
и учащимися.

Содержание
воспитательного
потенциала
уроков
Воспитывается
уважение к
исторической
личности,
активизируется
познавательная
деятельность
учащихся,
привлекается
внимание
школьников к
ценностному
аспекту учебного
материала,
вырабатывается
личное
отношение
учащихся к
образованию как
ценности.
Привлечение
внимания
учащихся к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,

Выявлять
взаимосвязь
человека и живой
природы.

3

Основы здорового образа
жизни

3

2

1

4

Основы медицинских
знаний и оказание первой
медицинской помощи

4

2

1

5

Основы обороны
государства

9

4

2

6

Основы военной службы

13

6

3

Работа в группах,
парах при
организации
шефства
мотивированных
и эрудированных
учеников над их
неуспевающими
одноклассниками.
Включение в урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
учащихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе.
Установление
доверительных
отношений в
результате
диалога, бесед
между педагогом
и учащимися.
Выявлять
взаимосвязь
человека и живой
природы.

Применение на
уроках темы
интерактивных
форм; дискуссий,
групповая работа.

вырабатывается
личное
отношение
учащихся к
образованию как
ценности.
При
использовании
обучающимся
приобретается
социально
значимый опыт
сотрудничества и
взаимной
помощи.
Игровые и
интерактивные
формы
способствуют
стимулированию
познавательной
мотивации
школьников,
развитию
коммуникативны
х навыков.

Использование
практических,
проектных работ
для приобретения
навыков сам.
решения
проблемы,
генерирования и
оформления
собственных
идей,
уважительного
отношения к
чужим идеям
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументировани
я и отстаивания
своей точки
зрения.
Способствуют
стимулированию
познавательной
мотивации
школьников,
содействующие

учащимся в
обретении опыта
ведения
конструктивного
диалога.
Итого

34

16

8

Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные
письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и
учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический
контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно
большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и
умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы,
самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание
рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит
ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой
ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на
оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в
новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным
при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и
может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в
ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении
простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач,
требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой
ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех
негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для
оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа
ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также
структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать
обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной
негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил
не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не
более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти
недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или
правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает
необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение
правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три
недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков,
что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были
допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не
позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями
государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из
вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».