Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» (5-9 классы) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением от 8.04.2015 протокол от №1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020)) и авторской программы по английскому языку для 5-9 классов под редакцией В.Г.Апалькова (по УМК Ю.Е.Ваулиной, Дж. Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе» ―Spotlight). Обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера. Цели и задачи курса В процессе изучения английского языка реализуются следующие цели: — развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной: — речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); —языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; — социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; — компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; —учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; — развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; — развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. На основе сформулированных выше целей изучение английского языка в старшей школе решает следующие задачи: — формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности; — формирование и развитие языковых навыков; — формирование и развитие социокультурных умений и навыков. Обучение в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Психологи выделяют два возрастных этапа: 5–7 и 8–9 классы. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранного языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, даёт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности, формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления. Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку на основе линии УМК Ю.Е.Ваулиной, Дж. Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе» ―Spotlight (базовый уровень) для 5-9 классов, который входит в федеральный перечень учебников. Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia). Как и другие учебники данной серии, учебники для 5-9 классов обучают живому, современному и аутентичному английскому языку. Обучение основывается на повторении пройденного и движении вперед за счет постепенного наращивания возможностей учащихся в освоении и использовании английского языка. Федеральный базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации отводит 510 часов (из расчёта 102 часа в год, 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения иностранного языка в 5–9 классах. В соответствии с Календарным графиком МБОУ КГО «СОШ №3» в 5-9 классах – 34 учебные недели. На изучение иностранного языка (английского) на этом этапе образования в Учебном плане МБОУ КГО «СОШ №3» отводится 3 учебных часа в неделю, поэтому рабочая программа рассчитана фактически на 510 часов. Таким образом, на каждый класс предполагается выделить по 102 часа. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Английский язык» Предметные результаты Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Базовый уровень: Выпускник научится: Выпускник научиться: получит возможность 1. Коммуникативные умения 1.1 Говорение. Диалогическая речь - вести диалог (диалог этикетного - вести диалог-обмен мнениями; характера, диалог-расспрос, диалог - брать и давать интервью; побуждение к действию; комбинированный - вести диалог-расспрос на основе диалог) в стандартных ситуациях нелинейного текста (таблицы, диаграммы и неофициального общения в рамках т.д.). освоенной тематики, соблюдая речевого этикета, принятые в изучаемого языка. нормы стране 1.2 Говорение. Монологическая речь - строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; - описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы); - давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; - передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы; - описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы. - делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному /прослушанному; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; - кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.п.); кратко излагать результаты выполненной проектной работы. 1.3 Аудирование - воспринимать на слух и понимать выделять основную тему в основное содержание несложных воспринимаемом на слух тексте; аутентичных текстов, содержащих - использовать контекстуальную или некоторое количество неизученных языковую догадку при восприятии на слух языковых явлений; текстов, содержащих незнакомые слова. - воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. 1.4 Чтение - читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления; - читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде; - читать и полностью понимать - устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; - восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. 1.5 Письменная речь - заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т.д.); - писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30 - 40 слов, включая адрес); - писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т.д. (объемом 100 - 120 слов, включая адрес); - писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план. - делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; - писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул; - составлять план/тезисы устного или письменного сообщения; - кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.). 2.Языковая компетентность (владение языковыми средствами) 2.1 Фонетическая сторона речи - различать на слух и адекватно, без - выражать модальные значения, чувства фонематических ошибок, ведущих к сбою и эмоции с помощью интонации; коммуникации, произносить слова - различать британские и американские изучаемого иностранного языка; варианты английского языка в прослушанных - соблюдать правильное ударение в высказываниях. изученных словах; - различать коммуникативные типы предложений по их интонации; - членить предложение на смысловые группы; - адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах. 2.2 Орфография - правильно писать изученные слова; сравнивать и - правильно ставить знаки препинания буквосочетания английского в конце предложения: точку в конце транскрипцию. повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения; - расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. анализировать языка и их 2.3 Лексическая сторона речи - узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы; - употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости; - распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; - распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: - глаголы при помощи аффиксов dis-, mis-, re-, -ize/-ise; - распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; - знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; - распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы; - распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; - распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.); - использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам. - имена существительные при помощи суффиксов -or/-er, -ist, -sion/-tion, -nce/-ence, -ment, -ity, -ness, -ship, -ing; - имена прилагательные при помощи аффиксов inter-; -y, -ly, -ful, -al, -ic, -ian/an, ing; -ous, -able/ible, -less, -ive; - наречия при помощи суффикса -ly; - имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префиксов un-, im-/in-; числительные при помощи суффиксов -teen, -ty; -th. 2.4 Грамматическая сторона речи - оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: - распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; - распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; - распознавать и употреблять в речи предложения с начальным It; - распознавать и употреблять в речи предложения с начальным There + to be; - распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or; - распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами because, if, that, who, which, what, when, where, how, why; - использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени; распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзом since; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that; - распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever; - распознавать и употреблять в речи предложения с конструкциями as ... as; not so ... as; either ... or; neither ... nor; - распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией I wish; - распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing something; Stop talking; - распознавать и употреблять в речи конструкции It takes me ... to do something; to look/feel/be happy; - распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования; - распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past; - распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога Future Simple Passive, Present Perfect Passive; - распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would; - распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, герундия, причастия I и II, от глагольного существительного) без различения их функций и употреблять их в речи; - распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера (Conditional I - If I see Jim, I'll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II - If I were you, I would start learning French); - распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; - распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем; - распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные; - распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; - распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения; - распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные; - распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect; - распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous; - распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, could, be able to, must, have to, should); - распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive; - распознавать и употреблять в речи словосочетания "Причастие I + существительное" (a playing child) и "Причастие II + существительное" (a written poem). - распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге. 3. Социокультурные знания и умения - употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; - представлять родную страну и культуру на английском языке; - понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала. - использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; - находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка. 4. Компенсаторные умения - выходить из положения при - использовать перифраз, синонимические дефиците языковых средств: использовать и антонимические средства при говорении; переспрос при говорении. пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении. Метапредметные результаты Метапредметными результатами являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Личностные результаты Личностными результатами являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию; готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности. Содержание учебного предмета Предметное содержание речи Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям учащихся 5-9 классов и включает следующие темы: 1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. 2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки. 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. 4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. 5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. 6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. 7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). 8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Основные содержательные линии В курсе иностранного языка можно выделить следующие содержательные линии: • коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо; • языковые средства и навыки пользования ими; • социокультурная осведомлённость; • общеучебные и специальные учебные умения. Основной содержательной линией из четырёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения английским языком на данном этапе обучения. Обучение основным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью школьников 5-9 классов. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык». Коммуникативные умения по видам речевой деятельности Говорение 1. Диалогическая речь: Уметь вести: - диалоги этикетного характера, - диалог-расспрос, - диалог-побуждение к действию, - диалог – обмен мнениями, - комбинированные диалоги. Объём диалога – от 3 реплик (5–7 классы) до 4–5 реплик (8–9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 2,5–3 мин (9 класс). 2. Монологическая речь Уметь пользоваться: - основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию. Объем монологического высказывания – от 8–10 фраз (5–7 классы) до 10–12 фраз (8–9 классы). Продолжительность монолога – 1,5–2 мин (9 класс). Аудирование Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Жанры текстов: прагматические, публицистические. Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 мин. Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 мин. Чтение Уметь: – читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Письменная речь Уметь: – писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30–40 слов, включая адрес); – заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес); – писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма – около 100–110 слов, включая адрес; – составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковые средства и навыки пользования ими Орфография Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала. Фонетическая сторона речи Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Лексическая сторона речи Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Основные способы словообразования: 1) аффиксация: – глаголов -dis- (disagree), -mis- (misunderstand), -re- (rewrite); ize/ise (revise); – существительных -sion/-tion (conclusion/celebration), -ance/-ence (performance/influence), -ment (environment), -ity (possibility), -ness (kindness), -ship (friendship), -ist (optimist), -ing (meeting); – прилагательных un- (unpleasant), im-/in- (impolite/independent), inter(international); -y (buzy), -ly (lovely), -ful (careful), -al (historical), -ic (scientific), -ian/-an (Russian), -ing (loving); -ous (dangerous), -able/-ible (enjoyable/responsible), -less (harmless), ive (native); – наречий -ly (usually); – числительных -teen (fifteen), -ty (seventy), -th (sixth); 2) словосложение: – существительное + существительное (peacemaker); – прилагательное + прилагательное (well-known); – прилагательное + существительное (blackboard); – местоимение + существительное (self-respect); 3) конверсия: – образование существительных от неопределённой формы глагола (to play – play); – образование прилагательных от существительных (cold – cold winter). Распознавание и использование интернациональных слов (doctor). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности. Грамматическая сторона речи Дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями. – Нераспространённые и распространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке (We moved to a new house last year); предложения с начальным ‘It’ и с начальным ‘There + to be’ (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It was winter. There are a lot of trees in the park). – Сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or. – Сложноподчинённые предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so. – Сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so, that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that. – Сложноподчинённые предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever. – Условные предложения реального (Conditional I – If it doesn’t rain, they’ll go for a picnic) и нереального характера (Conditional II – If I were rich, I would help the endangered animals; Conditional III – If she had asked me, I would have helped her). – Все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple; Present Perfect; Present Continuous). – Побудительные предложения в утвердительной (Be careful) и отрицательной (Don’t worry) форме. – Предложения с конструкциями as ... as, not so ... as, either ... or, neither ... nor. – Конструкция to be going to (для выражения будущего действия). – Конструкции It takes me ... to do something; to look/feel/be happy. – Конструкции be/get used to something; be/get used to doing something. – Конструкции с инфинитивом типа I saw Jim ride/riding his bike. I want you to meet me at the station tomorrow. She seems to be a good friend. – Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple; Present, Past Perfect; Present, Past, Future Continuous; Present Perfect Continuous; Future-in-the-Past). – Глаголы в видо-временных формах страдательного залога (Present, Past, Future Simple Passive; Past Perfect Passive). – Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able to, may/might, must/have to, shall/should, would, need). – Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем и прошедшем времени. Согласование времён в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого. – Причастия настоящего и прошедшего времени. – Неличные формы глагола (герундий, причастия настоящего и прошедшего времени) без различения их функций. – Фразовые глаголы, обслуживающие темы, отобранные для данного этапа обучения. – Определённый, неопределённый и нулевой артикли (в том числе c географическими названиями). – Неисчисляемые и исчисляемые существительные (a pencil, water), существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени (a burning house, a written letter). Существительные в функции прилагательного (art gallery). – Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу (little – less – least). – Личные местоимения в именительном (my) и объектном (me) падежах, а также в абсолютной форме (mine). Неопределённые местоимения (some, any). Возвратные местоимения, неопределённые местоимения и их производные (somebody, anything, nobody, everything и т. д.). – Наречия, оканчивающиеся на -ly (early), а также совпадающие по форме с прилагательными (fast, high). – Устойчивые словоформы в функции наречия типа sometimes, at last, at least и т. д. – Числительные для обозначения дат и больших чисел. Социокультурная осведомленность Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: – знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире; – сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии; – употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами); – представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке; – умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику); – умением представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения. Общеучебные и специальные учебные умения Компенсаторные умения Совершенствуются умения: – переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; – использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; – прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов; – догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; – использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения Формируются и совершенствуются умения: – работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; – работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; – работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой; – планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности; – самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. Специальные учебные умения Формируются и совершенствуются умения: – находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом; – семантизировать слова на основе языковой догадки; – осуществлять словообразовательный анализ; – выборочно использовать перевод; – пользоваться двуязычным и толковым словарями; – участвовать в проектной деятельности межпредметного характера. Содержание курса «Английский в фокусе» Особенности курса «Английский в фокусе», 5-9 классы (Spotlight) Представленный курс является адаптированной к российским условиям версией международного курса – в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, новый Федеральный базисный учебный план, примерные программы по английскому языку для основного общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов. Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Common European Framework – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами – носителями разных языков и культур. Данная программа предназначена для учащихся 5-9 классов основной школы, изучающих английский язык со 2 класса. Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный. Главные цели курса соответствуют зафиксированным в стандарте основного общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, развитии универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности у школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, на развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ. Общая характеристика УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 5-9 классов. Отличительные особенности. К основным отличительным характеристикам курса «Английский в фокусе» (Spotlight) в целом следует отнести: аутентичность языковых материалов; адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы; соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивации, постановке цели, деятельности по достижению цели, самоконтроля, самооценки, самокоррекции; современные, в том числе компьютерные, технологии; интерактивность, вывод ученика за рамки учебника; личностную ориентацию содержания учебных материалов; включённость родного языка и культуры; систему работы по формированию общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности; межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира; возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса; воспитательную и развивающую ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся. Анализ отличительных характеристик УМК «Английский в фокусе» демонстрирует его соответствие основным направлениям модернизации общего образования. Важным является полноценный состав УМК, что обеспечивает качественную работу учителя, с одной стороны, и качественное обучение/изучение иностранного языка – с другой. Учебники «Английский в фокусе» построены в соответствии с базисным учебным планом (3 часа в неделю). Учебники для 5–7 классов имеют следующую структуру: 10 тематических модулей; каждый модуль состоит из 9 уроков и одного резервного урока (по усмотрению учителя); учебник для 5 класса состоит из Starter и 10 тематических модулей, каждый из которых включает 8 уроков и один резервный; раздел Spotlight on Russia; тексты песен и упражнения к ним; грамматический справочник; поурочный словарь (с выделенным другим цветом активным вокабуляром); Каждый модуль имеет чёткую структуру: новый лексико-грамматический материал (уроки a, b, c); урок English in Use (урок речевого этикета); уроки культуроведения (Culture Corner, Spotlight on Russia); уроки дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the Curriculum); книга для чтения (по эпизоду из книги для каждого модуля); урок самоконтроля, рефлексии учебной деятельности (Progress Check). Согласно методической концепции авторов, ученики осуществляют самоконтроль, рефлексию учебной деятельности и знакомятся с содержанием последующего модуля, формулируют его цели и задачи на одном уроке. Структура учебников «Английский в фокусе» для 8–9 классов заметно отличается от структуры учебников для 5–7 классов. Это выражается в том, что учебник состоит из 8 тематических модулей, каждый из которых включает 10 уроков (а также домашнее чтение) и один резервный урок – для планирования по усмотрению учителя – с учётом особенностей освоения материала и данных педагогической диагностики в конкретной группе учащихся. Следуя принципу интеграции и дифференциации, авторы спланировали уроки модуля, выделяя ведущий вид речевой деятельности. Так, урок «а» – это урок развития навыков чтения и устной речи, «b» – аудирования и устной речи, урок «c» – урок освоения нового грамматического материала, урок «е» – урок развития навыков и умений продуктивного письма. На регулярной основе в учебниках для 8 и 9 классов своё место в каждом модуле нашли последовательные задания, направленные на освоение фразовых глаголов, предлогов, а также систематизация знаний по словообразованию. Таким образом, на новом этапе обучения обогащение словаря учащихся выходит далеко за пределы освоения новой тематической лексики в процессе изучения новых тем. Новым в структуре учебника является и приложение Grammar Check, которое предлагается использовать как в качестве дополнительного материала при формировании языковых навыков, так и средства дифференцированного обучения. В каждом модуле учебников «Английский в фокусе 8–9» представлены уроки культуроведческого и страноведческого характера (Culture Corner, Spotlight on Russia), которые обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной и межкультурной компетенции. Следуя традициям учебного курса, в составе каждого второго модуля есть урок дополнительного чтения на межпредметной основе (Extensive Reading. Across the Curriculum), что в значительной мере обеспечивает мотивацию учащихся к освоению английского языка как средства познания окружающего мира. В учебнике 8 класса появляется новая регулярная рубрика, посвящённая экологии (Going Green). Завершает каждый модуль материал для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся, который, как правило, объединён в один урок с вводной страницей следующего модуля, выполняющей мотивирующую функцию и обеспечивающей целеполагание. Справочные материалы учебника, как и весь курс «Английский в фокусе», построены с учётом развития самостоятельности учащимися при их использовании, роль родного языка при этом трудно переоценить. Принцип учёта родного языка реализуется и в грамматическом справочнике и в поурочном англо-русском словаре. В приложении к учебнику помещены тексты песен, рекомендуемых к использованию в соответствии с темами модулей и задания к ним, – как материал для дополнительной дифференцированной работы с учащимися. Компоненты УМК «Английский в фокусе» 5-9 классы (Spotlight) В соответствии с Программой для учебно-методического комплекта созданы следующие компоненты: учебник; рабочая тетрадь; книга для учителя; книга для чтения с CD; аудиокурс для занятий в классе; аудиокурс для самостоятельных занятий дома; веб-сайт курса (http://www.prosv.ru/umk/spotlight); сборник контрольных заданий; электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома (ABBYY Lingvo); сборник тренировочных упражнений в формате ГИА. Очевидно, что в дополнение к традиционным, новые компоненты УМК (веб-сайт, электронное приложение) обеспечивают последовательное решение обновлённых задач современного школьного языкового образования. Содержание учебной программы в части реализации регионального компонента (5-9 класс) Тематика содержания учебной программы в части реализации национального компонента согласована с темами. Учащиеся смогут научиться представлять свою страну, свой город, сообщая сведения о национальных традициях, культуре, географических и природных условиях, известных людях и событиях и т.д. 5 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема Мой любимый предмет Я живу в Карелии Дом, в котором я живу Моя семья Животный мир Карелии Знаменитые достопримечательности Карелии Климат Карелии Праздники в моей семье Мой город Туристические маршруты Карелии № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 класс Тема Петрозаводск – столица Карелии Любимые места в моем городе Общественный транспорт Петрозаводска Мои любимые праздники Досуг подростков в нашем городе Карельские игры Знаменитые люди города, республики Знаменитые строения Карелии Национальное блюдо Известные места Карелии № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 класс Тема Достопримечательности Карелии Известные карельские писатели Хобби в моей семье СМИ нашего города Гаджеты в моей семье Туристические маршруты Карелии Спорт в Костомукше Проблемы экологии в моем городе В город за покупками Как я поддерживаю форму № 1 2 8 класс Тема Искусство общения Рецепты карельской кухни 3 4 5 6 7 8 Известные люди Карелии Традиционный карельский костюм Животные и растения Карелии Кижи – всемирное наследие Учебные заведения города. Моя школа Посещая заповедник № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 класс Тема Карельские праздники и традиции Знаменитые памятники в Карелии Карельские приметы Робототехника в школе Известные карельские писатели Мой город Костомукша Твои здоровые привычки Экстремальные виды спорта в Карелии Тематическое планирование Тематическое планирование 5 класс № Unit 1 Тема для изучения Введение кл-во часов 10 2 Школьные дни 9 3 Это я 9 4 Мой крепость дом – 5 Семейные узы 6 Животные со моя 9 9 всего 9 света 7 С утра до вечера 9 Содержание воспитательного потенциала урока Устанавливаются доверительные отношения между педагогом и учащимися, способствующие позитивному восприятию требований и просьб учителя, активизации познавательной деятельности учеников. Поддерживается мотивация учащихся к получению знаний, вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как ценности. Повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога, командной работы. Активизируется познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала. Привлекается внимание учащихся к получаемой ими социально значимой информации на уроке, ее обсуждение, высказывание своего мнения. Используются воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного поведения путем подбора соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Поддерживается мотивация учащихся 8 В любую погоду 9 9 Особые дни 9 10 11 Жить временем в ногу со Каникулы 9 11 к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе посредством включения в урок игровых моментов. Повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога, командной работы. Активизируется познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала Повышается внимание школьников к обсуждаемой информации, развивается опыт командной работы. Применяются интерактивные формы работы с учениками для получения опыта работы в парах и группе, которые учат детей взаимодействию с другими учениками. 102 Итого: Тематическое планирование 6 класс № Unit 1 Тема для изучения Кто есть кто? кл-во часов 10 2 Вот и мы 10 3 Поехали! 10 4 День за днем 10 5 Праздники 10 6 На досуге 10 7 Вчера, сегодня, завтра 10 Содержание воспитательного потенциала урока Устанавливаются доверительные отношения между педагогом и учащимися, способствующие позитивному восприятию требований и просьб учителя, активизации познавательной деятельности учеников. Применяются интерактивные формы работы с учащимися для развития познавательной мотивации учеников. Привлекается внимание школьников к ценностному аспекту изучаемого материала. Используются воспитательные возможности содержания учебного предмета для побуждения учащихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы самоорганизации. Активизируется познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала. Поддерживается мотивация учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе посредством включения в урок игровых ситуаций. Повышается познавательная мотивация школьников, развивается 8 9 10 Правила и инструкции Еда и прохладительные напитки Каникулы 10 10 12 опыт ведения конструктивного диалога, командной работы. Используются воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного поведения путем подбора соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Повышается познавательная мотивация учащихся, развивается опыт ведения конструктивного диалога. Применяются интерактивные формы работы с учащимися для получения опыта работы в парах и группе, которые учат детей взаимодействию с другими учениками. 102 Итого: Тематическое планирование 7 класс № Unit 1 Тема для изучения Стили жизни кл-во часов 10 2 Время рассказов 10 3 Внешность и характер 10 4 Об этом говорят и пишут 10 5 Что будущем 10 ждет нас в 6 Развлечения 10 7 В центре внимания 10 Содержание воспитательного потенциала урока Устанавливаются доверительные отношения между педагогом и учащимися, способствующие позитивному восприятию требований и просьб учителя, активизации познавательной деятельности учеников. Применяются интерактивные формы работы с учащимися для получения опыта работы в парах и группе, которые учат детей взаимодействию с другими учениками. Активизируется познавательная деятельность учащихся. Повышается внимание школьников к обсуждаемой информации, развивается опыт командной работы. Используются воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного поведения путем подбора соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Поддерживается мотивация учащихся к налаживанию позитивных межличностных отношений в классе посредством включения в урок игровой деятельности. Активизируется познавательная 8 Проблемы экологии 10 9 Время покупок 10 10 В здоровом теле – здоровый дух 12 деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала. Активизируется познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала. Повышается познавательная мотивация учащихся, развивается опыт ведения конструктивного диалога. Поддерживается мотивация учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе посредством включения в урок игровых ситуаций. 102 Итого: Тематическое планирование 8 класс № Тема для изучения Unit 1 Общение кл-во часов 13 2 Продукты питания и покупки 13 3 Великие человечества 12 умы 4 Будь самим собой! 13 5 Глобальные проблемы человечества 12 6 Культурные обмены 13 7 Образование 12 Содержание воспитательного потенциала урока Устанавливаются доверительные отношения между педагогом и учащимися, способствующие позитивному восприятию требований и просьб учителя, активизации познавательной деятельности учеников. Повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога. Воспитывается уважение к известной исторической личности, активизируется познавательная деятельность учащихся. Используются воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного поведения путем подбора соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Активизируется познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала. Воспитывается уважительное отношение к традициям и культуре стран изучаемого языка. Повышается познавательная мотивация школьников. Вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как ценности. 8 На досуге 14 Поддерживается мотивация учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе посредством включения в урок игровых технологий. 102 Итого: Тематическое планирование 9 класс № Unit 1 Тема для изучения Праздники празднования и кл-во часов 13 2 Образ жизни и среда обитания 13 3 Очевидноеневероятное 12 4 Современные технологии Искусство литература 13 5 6 7 8 и Город и горожане Проблемы безопасности личной Вызовы (трудности) 12 13 12 14 Содержание воспитательного потенциала урока Устанавливаются доверительные отношения между педагогом и учащимися, способствующие позитивному восприятию требований и просьб учителя, активизации познавательной деятельности учеников. Повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога, работы в группах. Поддерживается мотивация учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе посредством включения в урок игровых технологий. Привлекается внимание учащихся на актуальность изучаемой информации. Активизируется познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала. Используются воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров бережного и уважительного отношения к своему городу путем подбора соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Привлекается внимание школьников к получаемой на уроках социально значимой информации, ее обсуждение, выработки своего к ней отношения. Используются воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного поведения путем подбора соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. 102 Итого: Тематическое планирование индивидуального обучения Тематическое планирование 5 класс № Тема для изучения Unit 1 Введение 2 Школьные дни 3 Это я 4 Мой дом – моя крепость 5 Семейные узы 6 Животные со всего света 7 С утра до вечера 8 В любую погоду 9 Особые дни 10 Жить в ногу со временем 11 Каникулы Итого: кл-во часов 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 34 Тематическое планирование 6 класс № Unit 1 2 Тема для изучения 3 4 5 6 7 8 9 10 Поехали! День за днем Праздники На досуге Вчера, сегодня, завтра Правила и инструкции Еда и прохладительные напитки Каникулы кл-во часов 3 4 Кто есть кто? Вот и мы Итого: 3 3 4 3 4 3 3 4 34 Тематическое планирование 7 класс № Unit 1 2 Тема для изучения 3 4 5 6 7 8 9 10 Внешность и характер Об этом говорят и пишут Что ждет нас в будущем Развлечения В центре внимания Проблемы экологии Время покупок В здоровом теле – здоровый дух кл-во часов 3 4 Стили жизни Время рассказов Итого: 3 3 4 3 4 3 3 4 34 Тематическое планирование 8 класс № Unit 1 2 Тема для изучения 3 4 5 6 7 8 Великие умы человечества Будь самим собой! Глобальные проблемы человечества Культурные обмены Образование На досуге кл-во часов 4 4 Общение Продукты питания и покупки Итого: 4 5 4 4 4 5 34 Тематическое планирование 9 класс № Unit 1 2 Тема для изучения 3 4 5 6 7 8 Очевидное-невероятное Современные технологии Искусство и литература Город и горожане Проблемы личной безопасности Вызовы (трудности) кл-во часов 4 4 Праздники и празднования Образ жизни и среда обитания Итого: 4 5 4 4 4 5 34 Формы и способы контроля и самоконтроля: Portfolio: письменные и устные задания в учебнике, обобщающие изученный материал; Now I Know: задания в учебнике, направленные на самооценку и самоконтроль знаний материала модуля; Задания в конце урока: Think of ten new words and expressions you have learnt in this lesson. Make sentences using them etc; Языковой портфель: творческие работы к каждому модулю; Progress Check/Modular Test/Exit Test: тесты из сборника контрольных заданий (Test Booklet). Критерии оценивания работы обучающихся на уроках английского языка В качестве видов контроля предполагаются следующие: входной, текущий, промежуточный, тематический, итоговый. Входной контроль фиксирует исходный уровень обученности. Текущий контроль проводится на каждом занятии и обеспечивает своевременную обратную связь. Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности, так и лексические и грамматические навыки учащихся. Предполагаемые формы контроля: проверка д/з, фронтальный и индивидуальный контроль, устный контроль ( в виде монолога, диалога или собеседования, пересказ текста), письменный контроль (написание письма, открытки, заполнение анкеты, лексико-грамматические тесты, словарные диктанты), выполнение проектных работ. Тематический контроль проводится по завершению темы, раздела, промежуточный контроль – в середине года, итоговый - в конце года, они ориентированы на те же объекты, носят преимущественно тестовый характер и призваны установить уровень усвоения ЗУН на определенном этапе обучения. Задания для контроля построены на пройденном и отработанном материале. Контрольно-измерительные материалы даны в учебнике В.Эванс, О.Афанасьевой «Spotlight» в конце каждого раздела в виде лексико-грамматического теста в рубрике «Progress Check» и в сборнике тестов. Хотя контроль сформированности лексической стороны речи фактически происходит на каждом уроке при выполнении подготовительных и речевых упражнений, однако в рубрике «Progress Check» и в сборнике тестов обязательно представлены специальные тесты для проверки владения некоторыми лексическими единицами, входящими в обязательный словарный запас данного урока. Контроль за формированием грамматических навыков также осуществляется как в ходе ежедневной практики на уроке (то есть с использованием обычных упражнений подготовительного и речевого характера), так и с помощью специальных тестовых заданий, предусмотренных в разделе «Progress Check» и в сборнике тестов. Контроль навыков аудирования текстов на английском языке также предусмотрен в учебнике. Тексты для аудирования построены в основном на известном детям лексикограмматическом материале, но допускается содержание в них небольшого процента незнакомых слов. Чем раньше учащиеся столкнуться с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать английскую речь на слух. Длительность звучания текста для аудирования не превышает 3-5 минут в нормальном темпе в исполнении носителей английского языка. Контроль сформированности навыков чтения предусматривает различные послетекстовые задания: - ответы на вопросы; - выбор правильного варианта окончания данного предложения из предложенных; - поиск верной\неверной информации и т.д. Выполнение письменных заданий. Основные письменные задания: 1) 2) 3) Открытка (30-40 слов) Личное письмо (100 – 110 слов) Написание развернутого высказывания (100 – 110 слов) оценк а содержание «5» Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы Организация текста Высказывание логично: средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы; оформление текста Лексическ ое оформлен ие речи Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; Грамматичес кое оформление речи Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной соответствует нормам, практически нет задачей. принятым в стране изучаемого языка. нарушений в использовании лексики Практически отсутствуют ошибки. грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Лексические, грамматические и орфографические ошибки отсутствуют Задание выполнено: Высказывание в основном Используемый Имеется ряд некоторые аспекты, логично; имеются отдельные недостатки при словарный запас грамматических Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на соответствует ошибок, не предложения с правильным вежливости «4» указанные в задании Орфография и пунктуация Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы; оформление текста соответствует нормам принятым в стране изучаемого языка. Используемые лексические и «3» раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи; в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости. использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы; имеются отдельные нарушения в оформлении текста. поставленной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов, либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно. затрудняющих пунктуационным оформлением. понимание текста. Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушение стилевого оформления речи Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует; имеются многочисленные ошибки в оформлении текста. Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются Либо часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки нарушения в немногочисленны, Отсутствует логика в Крайне встречаются достаточно часто; в основном не соблюдены принятые в языке нормы вежливости. «2» Задание не выполнено: Имеется ряд орфографических и/или пунктуационных ошибок, которые не значительно затрудняют понимание текста. использовании но затрудняют лексики, понимание текста некоторые из них могут затруднять понимание текста. содержание не отражает те построении высказывания; ограниченный аспекты, которые указаны текст не оформлен. словарный запас в задании, или не не позволяет Грамматические правила не соблюдаются Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются. соответствуют требуемому объему. выполнить поставленную задачу. Выполнение задания по говорению. Монологическое высказывание (10– 12 фраз). оценк а «5» Решение коммуникативной задачи Задание полностью выполнено: тема раскрыта в заданном объѐме (все перечисленные в задании аспекты были раскрыты в высказывании). Социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией. Лексико – грамматическое оформление Используемый лексикограмматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Учащийся демонстрирует большой словарный запас и владение разнообразными грамматическими структурами. Допущены отдельные ошибки, которые не затрудняют понимание Организация Логичность высказывания соблюдена: Речь обучаю-щегося понятна: не допускает фоне-матических вступлени е, основная информаци я, заключение. Средства связи Произносительная сторона речи логической адекватны поставленн ой задаче и разнообразны. ошибок, практически все звуки в потоке речи произносятся правильно, соблюдает ся правильный интонационный рисунок. Социокультурные знания использован ы в соответствии с ситуацией общения. «4» «3» «2» Задание выполнено частично: тема раскрыта не в полном объѐме. Социокультурные знания в основном использованы в соответствии с ситуацией. Используемый лексикограмматический материал в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче. Но учащийся делает языковые ошибки или допускает языковые ошибки, затрудняющие понимание. Задание выполнено частично: тема раскрыта в ограниченном объеме, социокультурные знания мало использованы. Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения постав ленной задачи. Задание не выполнено: тема не раскрыта. Используемый лексико-грамматический материал не позволяет выполнить поставленную коммуникативную задачу Логичность высказывания вполне соблюден а: вступление, основная информация, заключение. Средства связи логической адекватны поставленн ой задаче, но однообразны. Логичность высказывания не вполне соблюден а: вступление, основная информация, заключение. Средства логической связи неадекватны поставленной задаче и однообразны. Логичность высказывания не соблюдена: вступление, основная информация, заключение. Средства логической связи неадекватны поставленной задаче и однообразны. Речь понятна: не допускаются фонематические ошибки; практически все звуки в потоке речи произносятся правильн о; соблюдается правильный интонационный рисунок В основном речь понятна: не допускает грубых фонематических ошибок; звуки в потоке речи в большинстве случаев произносит правильно, интонационный рисунок в основном правильный Речь плохо воспринимается на слух из-за большого количества фонематических ошибок и неправильного произнесения многих звуков Диалогическая речь (3-5 реплик) оценка Решение коммуникативной задачи Взаимодействие с собеседником Лексико – грамматическое оформление Организация Произносительная сторона речи «5» Задание полностью выполнено: цель общения достигнута, тема раскрыта в заданном объѐме (все перечисленные в задании аспекты были раскрыты в высказывании). Социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения Демонстрирует способность логично и связно вести беседу: начинает при необходимости, и поддерживает ее с соблюдением очередности при обмене репликами, проявляет инициативу при смене темы, восстанавливает беседу в случае сбоя. Используемый лексикограмматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Учащийся демонстрирует большой словарный запас и владение разнообразными грамматическими структурами. Допущены отдельные ошибки, которые не затрудняют понимание Обучающийся умеет начать, поддержать и закончить общение, соблюдает очередность реплик. Речь обучающегося понятна: не допускает фонематических ошибок, практически Используемый лексикограмматический материал в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче. Но учащийся делает многочисленные языковые ошибки или допускает языковые ошибки, затрудняющие понимание Обучающийся умеет начать, поддержать и закончить общение, соблюдает очередность реплик, но тратит достаточно много времени на обдумывание своих слов. «4» Задание выполнено частично: цель общения достигнута, но тема раскрыта не в полном объѐме. Социокультурные знания в основном использованы в соответствии с ситуацией общения Учащийся демонстрирует хорошие навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать и закончить беседу; соблюдает очерѐдность при обмене репликами все звуки в потоке речи произносятся правильно, соблюдается правильный интонационный рисунок. Социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения. Речь понятна: не допускаются фонематические ошибки; практически все звуки в потоке речи произносятся правильно; соблюдается правильный интонационный рисунок «3» «2» Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объѐме. Социокультурные знания мало использованы в соответствии с ситуацией общения Демонстрирует неспособность логично и связно вести беседу: не начинает и не стремится поддерживать ее, не проявляет инициативы при смене темы, передает наиболее общие идеи в ограниченном контексте; в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника. Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Делает многочисленные ошибки или допускает ошибки, затрудняющие понимание. Обучающийся умеет начать, поддержать и закончить общение, соблюдает очередность реплик, но не проявляет инициативы, тратит много времени на обдумывание своих слов. Задание не выполнено: Учащийся демонстрирует плохо сформированные навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: имеет большие проблемы в понимании собеседника; не умеет поддержать беседу; затрудняется запрашивать информацию; не соблюдает очерѐдность реплик Используемый лексикограмматический материал не позволяет выполнить поставленную коммуникативную задачу Обучающийс я не умеет вести общение, н е соблюдает очередность реплик, не проявляет инициативы, не знает чт о ответить. цель общения не достигнута. В основном речь понятна: не допускает грубых фонематических ошибок; звуки в потоке речи в большинстве случаев произносит правильно, интонационный рисунок в основном правильный Речь плохо воспринимается на слух из-за большого количества фоне - матических ошибок и неправильного произнесения многих звуков Выполнение заданий по чтению. Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объем текстов для чтения – 600-700 слов. Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объем текста для чтения — около 350 слов. Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объем текста для чтения - около 500 слов. оценк а «5» Навыки чтения (скорость, произношение) Ученик умеет выявить буквеннозвуковые соответствия в языке, узнает устные с образцы слов в тексте. Чтение выразительное (достаточно беглое, быстрое, правильное произношение) Отсутствовали ошибки, искажающие смысл и понимание слов, или они были незначительны (1-4) Понимание содержание текста Обучающийся понял содержание текста (согласно виду чтения), успешно выполняет все задания, направленные на проверку понимания содержания текста. У него развита языковая догадка, и он не затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов и не испытывает необходимость обращаться к словарю (12 раза) Выход на говорение Ученик может ответить на дополнительные вопросы учителя, высказать и подтвердить свою точку зрения согласно теме текста, используя дополнительные факты. «4» Ученик умеет выявить буквеннозвуковые соответствия в языке, узнает устные с образцы слов в тексте. Чтение выразительное, но недостаточно беглое, быстрое, правильное произношение. Допускаются ошибки, не искажающие смысл и понимание слов (5-8) «3» Ученик умеет выявить буквеннозвуковые соответствия в языке, узнает устные с образцы слов в тексте. Чтение не выразительное, недостаточно беглое, быстрое, правильное произношение. Допускаются ошибки, среди которых и такие, которые искажают смысл и понимание слов (9-13) Обучающийся понял содержание текста (согласно виду чтения) за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание содержания всего текста, выполняет задания, направленные на проверку понимания содержания текста, используя сам текст. У него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов и испытывает необходимость обращаться к словарю. Обучающийся неточно понял содержание текста (согласно виду чтения), сумел выделить небольшое количество фактов, выполняет не все задания, направленные на проверку понимания содержания текста, только с опорой на текст. У него совсем не развита языковая догадка, и он не может догадаться о значении некоторых незнакомых слов и многократно обращается к словарю. Ученик может ответить на дополнительные вопросы учителя, но недостаточно логично высказать свою точку зрения согласно теме текста, используя факты текста и свои примеры. Ученик может ответить на дополнительные вопросы учителя, но нелогично высказывает свою точку зрения согласно теме текста, не может ее подтвердить фактами. Ученик не может прочитать предложенный отрывок текста. При попытке чтения допускаются грубые многочисленные ошибки(свыше 15), нарушающие смысл и понимание слов. Чтение текста производится только при посторонней помощи. «2» Обучающейся не понял содержание текста, не может ориентироваться в тексте и выделять факты, подробности для выполнения заданий по проверке понимания содержания текста. Ученик не может ответить на дополнительные вопросы учителя, не высказывает свою точку зрения согласно теме текста. Выполнение заданий по аудированию. Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования — до 1 мин. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 мин. Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 мин. Оценк а «5» Понимание содержания Ученик полностью понимает основное содержание, умеет выделить отдельную, значимую для себя информацию, догадывается о значении незнакомых слов по контексту, умеет использовать информацию для решения поставленной задачи. Выход на говорение Ученик может ответить на дополнительные вопросы учителя, высказать и подтвердить свою точку зрения согласно теме текста, используя дополнительные факты и факты из текста. «4» «3» «2» Ученик не полностью понимает основное содержание, но умеет выделить отдельную, значимую для себя информацию, догадывается о значении части незнакомых слов по контексту, умеет использовать информацию для решения поставленной задачи. Ученик не полностью понимает основное содержание, не может выделить отдельные факты из текста, догадывается о значении 50% незнакомых слов по контексту, полученную информацию для решения поставленной задачи может использовать только при посторонней помощи. Ученик понимает менее 50% текста, не может выделить отдельные факты из текста, не может догадаться о значении незнакомых слов по контексту, выполнить поставленные задачи не может. Ученик может ответить на дополнительные вопросы учителя, но недостаточно логично высказать свою точку зрения согласно теме текста, используя факты текста и свои примеры. Ученик может ответить на дополнительные вопросы учителя, но нелогично высказывает свою точку зрения согласно теме текста, не может ее подтвердить фактами. Ученик не может ответить на дополнительные вопросы учителя, не высказывает свою точку зрения согласно теме текста. Выполнение заданий по лексике и грамматике. Выполнение заданий в тестовой форме. Контрольные работы процент выполненных задач 100 – 90 % работы оценк а «5» 89 - 70 % работы «4» 69 – 50 % работы «3» менее 50 % «2» Самостоятельные работы, словарные диктанты процент выполненных задач 100 – 90 % работы оценк а «5» 89 - 70 % работы «4» 50– 69 % работы «3» менее 50 % «2» Лексико-грамматические упражнения оценк а «5» «4» «3» «2» лексик а Ученик использует лексику и простые структуры отлично, также использует сложные семантические структуры. Ученик использует лексику и простые структуры правильно, допускает ошибки при использовании сложных семантических структур. грамматика фонетика и интонация Учащийся не допускает грамматические ошибки. Учащийся редко допускает грамматические ошибки. Ученик демонстрирует правильное и понятное произношение и ударение. Ученик использует лексику и простые структуры в основном правильно. Учащийся Ученик использует ограниченную лексику, не соответствующую уровню знания языка, допускает ошибки. Учащийся часто допускает грамматические ошибки. допуска ет некоторые грамматические ошибки. Ученик демонстрирует правильное и понятное произношение и ударение с некоторыми ошибками, которые редко мешают пониманию. Ученик демонстрирует часто неправильное и непонятное произношение и ударение, которые иногда мешают пониманию. Ученик демонстрирует неправильное и непонятное произношение и ударение, которые мешают пониманию. правописание Ученик не допускает ошибки в правописании. Ученик редко допускает ошибки в правописании, которые не мешают пониманию. Ученик допускае т ошибки в правописании, которые иногда мешают пониманию. Ученик допускае т ошибки в правописании, которые мешаю т пониманию. Критерии оценивания работы обучающихся с ОВЗ на урока английского языка Критерии оценки письменных развернутых ответов. 5 класс Оценка «5» ставится, если: коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. Оценка «4» ставится, если: коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок. Оценка «3» ставится, если: коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. Оценка «2» ставится, если: коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста. 6 класс Оценка «5» ставится, если: коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. Оценка «4» ставится, если: коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок. Оценка «3» ставится, если: коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. Оценка «2» ставится, если: Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста. 7 класс «5» Коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. «4» Коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок. «3» Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. «2» Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста. 8-9 класс «5» Коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. «4» Коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок. «3» Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. «2» Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста. Критерии оценки устных развернутых ответов. Оценка коммуникативного взаимодействия, произношения, лексико-грамматической правильности речи. «5» Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. Речь звучит в естественном темпе, учащийся не делает грубых фонетических ошибок. Лексика адекватна ситуации, редкие грамматические ошибки не мешают коммуникации. «4» Коммуникация затруднена, речь учащегося неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (например замена английских фонем сходными русскими). Общая интонация в большой степени обусловлена влиянием родного языка. Грамматические и/или лексические ошибки заметно влияют на восприятие речи учащегося. «3» Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. «2» Коммуникативная задача не решена, ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста. Критерии выставления оценок за проверочные тесты. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «5» - 10-9правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» -18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 11-13, «2»-менее 10