Пояснительная записка Программа по всеобщей истории предназначена для 5-9 классов. Программа разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020) - Рабочей программы по Всеобщей истории. Предметная линия учебников для 5–9 классов, пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Годер, Вигасин, Юдовская.] — М. : Просвещение, 2019. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета: - современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирование личности; - формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса; - ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации; - объяснение ключевых исторических понятий; - целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира с особым вниманием к культурной жизни древних народов; - ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией древних народов; - формирование у учащегося целостной картины мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю; Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования. названы следующие задачи изучения истории в школе: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются: идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей; ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность; общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории. познавательное значение мировой истории; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни. В изучение курса «Всеобщая история» включён региональный компонент в количестве 6 ч. 5 кл – 3 ч, + ОДНКНР – 3ч. Общая характеристика учебного предмета в учебном плане. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Личностные результаты: Представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире; Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории человечества, в становлении гражданского общества и государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Формирование развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Метапредметные результаты: Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Овладение обучающимися основами читательской компетенции. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Приобретение навыков работы с информацией. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов). Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Предметные результаты: Целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; Базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; Способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; Умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней; Умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; Уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Место предмета в учебном плане: на изучение курса отводится по 2 часа в неделю в 5-8 классах, 3 часа в неделю в 9 классе. Содержание учебного предмета 5 класс Всеобщая история. История Древнего мира (68 ч) Введение. (1 час) «Откуда мы знаем, как жили наши предки» Раздел I. Счёт лет в истории Раздел II. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Раздел III. Первобытные земледельцы и скотоводы (2часа) Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Расселение древнейшего человека на территории нашего края. (РК) Обобщающее повторение (1 час) Раздел IV. Древний Восток (18часов) Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон.Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Обобщающее повторение «Древний Восток» (2часа) Раздел V. Древняя Греция (20 часов) Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.Греческие городагосударства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Обобщающее повторение по теме «Древняя Греция» (1час) Раздел VI. Древний Рим (17 часов) Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Народы и государства на территории нашей страны и края в древности.(РК) Обобщающее повторение по теме Древний Рим (1час) Итоговое повторение курса «история Древнего мира» (1 час) 6 класс. История средних веков. (24 часа) Введение. Средние века: понятие и хронологические рамки. (1 час) Раздел I. Рождение средневекового мира. (9 часов) Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. Раздел II. Подъём средневековой Европы (12 часов) Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые городареспублики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Раздел III. Страны Востока в Средние века. (1часа) Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. Повторительно-обобщающий урок. (1 час) 7 класс. История Нового времени. XVI - к. XVII вв. (24 часа) Введение 1ч Раздел I. Европа открывает мир (2 часа) Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Раздел II. Старый порядок: экономика, общество, власть. (2 часа) Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Расцвет денежной экономики. Развитие капитализма. Сельский и городской мир. Восточная Европа. Перемены в городской жизни. Власть и сословия. Европейский абсолютизм. Общество сословий и привилегий. Раздел III. Европа XVI - XVII вв.: Традиции и новизна. (13ч) Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны. Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Образование национальных государств в Европе. Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVIIв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII в. Европейские конфликты и дипломатия. Научная революция. Раздел IV. Страны Востока в XVI—XVII вв. (4 часа) Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии. Повторительно-обобщающий урок. (2 часа) 8 класс. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. к. XVII – XVIII в. (24 часа) Введение (1час) Раздел I. Эпоха Просвещения. Время преобразований. (16ч) Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII-XVIII в. Начало промышленного переворота. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде. Просветители XVIII в. Идеи просвещения. Экономические учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура. Особенности развития литературы и музыки. Развитие естественных наук. Отражение идеалов Просвещения в художественной литературе. Война североамериканских колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны. Образование США. «Отцы основатели». Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники 6 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации Раздел II. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (5 ч) Страны Востока в к. XVI-XVIII в. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Иран, Япония. Обобщающий урок по теме(2ч) 9 класс. История нового времени. XIX – начало XXв. (34 часа) Раздел I. Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. (6 часов) Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма. Раздел II. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. (6 часов) Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франкогерманская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн. Раздел III. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. (5 часов) Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. Раздел IV. Страны Азии в ХIХ в. (3 часа) Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегунатаТокугава, преобразования эпохи Мэйдзи. Раздел V. Война за независимость в Латинской Америке (2 часа) Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений.П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Раздел VI. Народы Африки в Новое время (2 часа) Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов. Раздел VII. Развитие культуры в XIX в. (3 часа) Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество. Раздел VIII. Международные отношения в XIX в. (2 часа) Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Раздел IX. Новейшая история. (3 часа) Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. Мир в 1900—1914 гг. Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж. Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Мексиканская революция 1910— 1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья). Повторительно-обобщающий урок. Мир начала XX века.(2 часа) Количество часов Тематическое планирование Класс 68 24 5 6 Рабочая программа по классам «История древнего мира» История средних веков. V- 24 7 XV вв. История Нового времени. XVI-XVII вв. 24 8 История Нового времени. XVIII в. 34 9 История Нового времени. XIX в Тематическое планирование 5 класс Всеобщая история. История Древнего Мира Наименование темы Количество часов Введение 1 Счёт лет в истории 1 Первобытные собиратели и охотники 3 Первобытные земледельцы и скотоводы 2ч Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Воспитывается уважение к исторической личности, активизируется познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала, вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как ценности. Привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Древний Восток 18 Древняя Греция 20 Древний Рим 17 Обобщающее повторение 5 Итоговое повторение курса 1 Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр, дидактического театра для стимулирования познавательной мотивации школьников. Итого по курсу: 68 часов 6 класс - 68 ч История Средних веков. VI- XV вв. Наименование темы Количество часов Введение 1 Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение Рождение средневекового мира 9 Подъём средневековой Европы 12 Страны Востока в Средние века. 1 Повторительно-обобщающий урок. 1 обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Установление доверительных отношений между педагогом и учащимися, способствующих позитивному восприятию школьниками требований и просьб учителя. Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Итого: 24 часов 7 класс – 24 ч История Нового времени. XVI-XVII вв. Наименование темы Количество часов Введение 1 Европа открывает мир 2 Старый порядок: экономика, общество, власть 2 Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на Европа XVI-XVII вв.: Традиции и новизна 13 Страны Востока в XVI-XVII веках 4 Повторительно-обобщающий урок 2 уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Итого: 24 часов 8 класс -24 ч История Нового времени. к. XVII- XVIII в в. Наименование темы Количество часов Содержание воспитательного потенциала урока Введение 1 Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Эпоха Просвещения. Время преобразований. 16 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. 5 Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Повторительно-обобщающий урок 2 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Итого: 24 ч. 9 класс 34 часа История Нового времени. XIX- начало XX в. Наименование темы Количество часов Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. 6 Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. 6 Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. 5 Страны Азии в ХIХ в. 3 Война за независимость в Латинской Америке. 2 Содержание воспитательного потенциала урока Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке Народы Африки в Новое время. 2 Развитие культуры в XIX в. 3 Международные отношения в XIX в. 2 Повторительно-обобщающий урок. Историческое и культурное наследие Нового времени. 1 интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр, дидактического театра для стимулирования познавательной мотивации школьников. Применение на уроке дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения конструктивного диалога; Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. Инициирование и поддержку исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения». Новейшая история. 3 Повторительно-обобщающий урок. Мир начала XX века. Наш край в начале XX века. 1 Итого: 34 ч Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; организацию шефства мотивированных и эрудированных учеников над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. Приложение 1 Критерии оценивания Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме. «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей. «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок. «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов. Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории % Отметка 50-65 «3» 65-84 «4» 86-100 «5» Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории Отме Содержание тка/ 2 3 4 Общая информация. Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. Тема. Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Применение и проблемы. Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. Общая информация Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. Тема Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Применение и проблемы. Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. Общая информация Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. Тема. Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. Применение и проблемы. Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. Приложение 2 Содержание учебного предмета для индивидуального обучения на дому 5 класс Всеобщая история. История Древнего Мира 5 класс Всеобщая история. История Древнего Мира Наименование темы Введение Счёт лет в истории Первобытные собиратели и охотники Первобытные земледельцы и скотоводы Древний Восток Древняя Греция Древний Рим Обобщающее повторение Итоговое повторение курса Итого по курсу: 68 часов 6 класс - 12 ч История Средних веков. VI- XV вв. Название разделов Введение Рождение средневекового мира Подъём средневековой Европы Страны Востока в Средние века. Повторительно-обобщающий урок. Итого: 12 часов 7 класс – 12 ч История Нового времени. XVI-XVII вв. Название разделов Европа открывает мир Старый порядок: экономика, общество, власть Европа XVI-XVII вв.: Традиции и новизна Страны Востока в XVI-XVII веках Повторительно-обобщающий урок Итого: 12 часов Количество часов 1 1 3 2 18 20 17 5 1 Количество часов 1 4 5 1 1 Количество часов 1 1 6 2 2 8 класс -12 ч История Нового времени. к. XVII- XVIII в в. Название разделов Количество часов Эпоха Просвещения. Время преобразований. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Повторительно-обобщающий урок Итого: 12 ч. 8 3 1 9 класс – 9 ч История Нового времени. XIX- начало XX в. Название разделов Количество часов Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке. Народы Африки в Новое время. Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Повторительно-обобщающий урок. Историческое и культурное наследие Нового времени. Новейшая история. Повторительно-обобщающий урок. Мир начала XX века. Наш край в начале XX века. Итого: 11 часов Урок-практикум 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 Итого: 11 часов В изучение курса «Всеобщая история» включён компонент 5 кл – 1,5 ч, + ОДНКНР – 1,5ч, региональный