Информатика

Пояснительная записка
Рабочая программа на уровень основного общего образования «Информатика и ИКТ 7-9
классы» разработана и составлена в соответствии:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.)
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
основного общего образования"
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N1067 «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный
год».
 Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9
классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным,
метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся
на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по
информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ.
Лаборатория знаний»).
Цели рабочей программы:
•
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли
информационных процессов в современном мире;
•
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в
процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов
деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной
деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской
деятельности и т д );
•
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению
образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Задачи рабочей программы:
•
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи
фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью
установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение
необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
•
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного
метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в

пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей
задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
•
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера;
•
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых
инструментальных средств;
•
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные
умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с
помощью составленных для них алгоритмов;
•
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать
перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой,
физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного
мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем
как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и
способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней
накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время
принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых
технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро
наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления,
формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации
на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении
фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии
алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого
курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики,
который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике
в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что
сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования,
учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для
дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют

полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех
предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ,
уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого
опыта.
Воспитательный потенциал учебного предмета
Воспитательный потенциал учебного предмета информатика обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:















формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного
благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне (работа на уроке, подготовка домашних заданий,
самообразование);
формирование ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как
месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого
общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье (применение
интерактивных форм организации учебной деятельности на уроке, например, групповая
работа);
формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда (работа на уроках, подготовка домашних заданий, самообразование);
формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни
человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир (физминутки на уроках);
формирование ценностно отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества (применение интерактивных форм организации
учебной деятельности на уроке, например групповая работа);
формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее (саморегуляция).

Место учебного предмета в учебном плане.
Авторская программа, рассчитанная на 105 часов (6 часов резерва учебного времени
добавлены в раздел «Повторение»):
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю) для 7-9 класса и в которой
предусмотрено проведение 6 контрольных работ (5 тематических контрольных работы и 1 итоговая
контрольная работа) для 7 класса, 4 контрольных работ (3 тематических контрольных работы и 1
итоговая контрольная работа) для 8 класса, 5 контрольных работ (4 тематических контрольных
работы и 1 итоговая контрольная работа) для 9 класса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые
структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и
личностные результаты.
Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы
деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий)
имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и для
формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой
разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по
информатике.
7 класс
Личностные образовательные результаты:
приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической
деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств
ИКТ,
включая
цифровую
бытовую
технику;
 повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с
использованием ИКТ;
 рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с
изобретением компьютера;
 организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых
программных средств.
Метапредметные образовательные результаты:
 получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и
создания различных графических объектов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту
значимой
информации
и
личную
информационную
безопасность;
 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации,
планирования деятельности и др.;
 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении учебных проектов;
 умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов
информатики и средств ИКТ.
Предметные результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:

декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

оперировать единицами измерения количества информации;

оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов
(объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;


составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:

углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных
процессах и их роли в современном мире;

научиться определять мощность алфавита, используемого для записи
сообщения;

научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного
символами произвольного алфавита

познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том
числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам.

познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка
надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты
времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:

называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

описывать виды и состав программного обеспечения современных
компьютеров;

подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:

научиться систематизировать знания о принципах организации файловой
системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации
индивидуального информационного пространства;

научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
деятельности с применение средств информационных технологий;

закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены,
эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:

применять простейший графический редактор для создания и редактирования
простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:

видоизменять готовые графические изображения с помощью средств
графического редактора;

научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:

применять основные правила создания текстовых документов;

использовать средства автоматизации информационной деятельности при
создании текстовых документов;


применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов на русском и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;

использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом,
курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

создавать и форматировать списки;

создавать формулы;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:

создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы,
формулы, рисунки;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:

использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах
презентаций;

создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;

создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками,
гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:

научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью
проектора.

8 класс
Личностные образовательные результаты:

владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в
обществе моделями, например, критическая оценка информации в СМИ;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность,
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и
электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности
при выполнении учебных проектов;

повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к
продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:

владение основными общеучебными умениями информационного характера:
анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;


получение
опыта
использования
методов
средств
информатики:
моделирования;
формализации и структурирования информации; компьютерного
эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной
информации и того, что еще неизвестно;

планирование деятельности: определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с
применением методов информатики и средств ИКТ.

умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи
(средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).
Предметные результаты изучения информатики в 8 классе
Тема 1. Математические основы информатики
Обучающийся научится:
 осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств
существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
 оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования;
 определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
 анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Обучающийся получит возможность:
 строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы,
диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
 преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую
с минимальными потерями в полноте информации;
 исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с
поставленной задачей;
 работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных
областей;
 создавать однотабличные базы данных;
 осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема 2. Основы алгоритмизации
Обучающийся научится:
 определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный
алгоритм;
 анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении
алгоритма;
 определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические
конструкции могут войти в алгоритм;
 сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Обучающийся получит возможность:

 исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
 преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
 строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя арифметических действий;
 строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
 строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их
значения
Тема 3. Начала программирования
Обучающийся научится:
 анализировать готовые программы;
 определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
 выделять этапы решения задачи на компьютере.
Обучающийся получит возможность:
 программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление
арифметических, строковых и логических выражений;
 разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления
(решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с
использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
9 класс
Личностные образовательные результаты:

владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с
позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность,
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и
электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных
ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности
при выполнении учебных проектов.
Метапредметные образовательные результаты:
 представление знаково-символических моделей на формальных языках;
 планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей
с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
 контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
 коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий;
 получение опыта использования методов средств информатики: моделирования;
формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при
исследовании различных объектов, явлений и процессов;
 владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации
и того, что еще неизвестно;

 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа
ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
 умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением
методов информатики и средств ИКТ;
 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении учебных проектов.
Предметные результаты изучения информатики в 9 классе
Тема 1. Моделирование и формализация
Выпускник научится:
 осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств
существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
 оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования;
 определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
 анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Выпускник получит возможность:
 строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы,
диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
 преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую
с минимальными потерями в полноте информации;
 исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с
поставленной задачей;
 работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных
областей;
 создавать однотабличные базы данных;
 осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование
Выпускник научится:
 выделять этапы решения задачи на компьютере;
 осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
 сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Выпускник получит возможность:
 исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
 разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
 разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
o
(нахождение минимального (максимального) значения в данном
массиве;
o
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому
условию;
o
нахождение суммы всех элементов массива;
o
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива и пр.).
Тема 3. Обработка числовой информации
Выпускник научится:
 анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Выпускник получит возможность:
 создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и
вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Тема 4. Коммуникационные технологии
Выпускник научится:
 выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе
компьютерных сетей;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;
 приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
 анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать
достоверность найденной информации;
 распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ;
оценивать предлагаемы пути их устранения.
Выпускник получит возможность:
 осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
 определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма
данных по каналу связи с известными характеристиками;
 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные
объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.

Содержание курса
Основное содержание учебного курса 7 класс
1. Информация и информационные процессы - 8 часов
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации,
зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования Двоичный алфавит Двоичный код . Разрядность двоичного кода . Связь длины
(разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций .
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации
Достоинства и недостатки такого подхода Другие подходы к измерению количества информации.
Единицы измерения количества информации
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флешпамять) Качественные и количественные характеристики современных носителей информации:
объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации Хранилища
информации Сетевое хранение информации .
Передача информации Источник, информационный канал, приемник информации Обработка
информации Обработка, связанная с получением новой информации Обработка, связанная с
изменением формы, но не изменяющая содержание информации Поиск информации
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 7 часов
Общее описание компьютера Программный принцип работы компьютера Основные
компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память,
устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на
текущий период времени)
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение,
прикладное программное обеспечение, системы программирования Компьютерные вирусы Антивирусная профилактика
Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог
(директория) . Файловая система . Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна,
диалоговые окна, меню)
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической
форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств Архивирование и разархивирование Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной
эксплуатации компьютера
3. Обработка графической информации - 4 часа
Формирование изображения на экране монитора Компьютерное представление цвета
Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов Форматы
графических файлов
4. Обработка текстовой информации. – 9 часов
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ)
Технологии создания текстовых документов Создание, редактирование и форматирование
текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование Включение в текстовый документ
списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски,
оглавления, предметные указатели Коллективная работа над документом. Примечания . Запись и
выделение изменений . Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы,
величина полей Нумерация страниц Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых
форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода
Компьютерное представление текстовой информации Кодовые таблицы Американский
стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов
Представление о стандарте Юникод
5. Мультимедиа - 4 часа
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие
мультимедиа Компьютерные презентации . Дизайн презентации и макеты слайдов Звуки и
видеоизображения Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления
мультимедийных данных.
6. Итоговое повторение – 2 часа
Основное содержание учебного курса 8 класс
1. Математические основы информатики - 12 часов
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от

0 до 1024 . Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры
логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое
сложение), выражения, таблицы истинности.
2. Основы алгоритмизации - 10 часов
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при
заданных начальных данных Свойства алгоритмов Способы записи алгоритмов Алгоритмический
язык — формальный язык для записи алгоритмов
Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции,
связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические Переменные и константы Алгоритм
работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов
3. Начала программирования - 9 часов
Язык программирования Основные правила языка программирования Паскаль: структура
программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод,
присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
4. Итоговое повторение – 1 час
Основное содержание учебного курса 9 класс
1. Моделирование и формализация - 9 часов
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное
описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др . ) и их
назначение . Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в
практической деятельности Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования. Компьютерное моделирование Примеры использования компьютерных моделей
при решении научно-технических задач
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами
данных и принципы работы с ними Ввод и редактирование записей Поиск, удаление и сортировка
данных
2. Алгоритмизация и программирование - 8 часов
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на
подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.
3. Обработка числовой информации - 6 часов.
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки Выполнение расчетов Построение графиков и диаграмм Понятие о сортировке
(упорядочивании) данных.
4. Коммуникационные технологии – 10 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети Интернет Скорость передачи информации
Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция,
сайт Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта . Оформление сайта Размещение
сайта в Интернете

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных
программ и работы в сети Интернет
5. Повторение - 1 час.
Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную.
Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение,
логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

Тематическое планирование
7 класс
Раздел
I
II
III
IV
V
VI
Итого

Тема
Информация и информационные процессы
Компьютер как универсальное устройство
обработки информации
Обработка графической информации
Обработка текстовой информации
Мультимедиа
Итоговое повторение

Рабочая
программа
8
7
4
9
4
2
34

8 класс
Раздел
I
II
III
IV
Итого

Тема
Математические основы информатики
Основы алгоритмизации
Начала программирования
Итоговое повторение

Рабочая
программа
13
10
10
1
34

9 класс
Раздел
I
II
III
IV
V
Итого

Тема
Моделирование и формализация
Алгоритмизация и программирование
Обработка числовой информации
Коммуникационные технологии
Итоговое повторение

Рабочая
программа
9
8
6
10
1
34

Критерии оценивания
7 класс
Критерии оценок устного ответа:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя специализированную терминологию и символику;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала,
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог
ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценки самостоятельной работы по теоретическому курсу
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности,
учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются
недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана
формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям,
но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей,
выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере
использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего
объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения
понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач,
требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и
взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.
Критерии оценки практической работы на компьютере
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение
навыками работы с компьютера в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению
поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными
навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями,
умениями и навыками работы на Экомпьютере или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической
работы на компьютере по проверяемой теме.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.
8 класс
Критерии оценок устного ответа:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя специализированную терминологию и символику;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала,
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог
ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценки самостоятельной работы по теоретическому курсу Оценка "5" ставится в
следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности,
учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются
недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана
формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям,
но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей,
выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере
использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего
объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения
понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач,
требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и
взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.
Критерии оценки письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет
пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности,
описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или
тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или
программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями
по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой
теме.
Критерии оценки практической работы на компьютере
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы;
- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение
навыками работы с компьютера в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению
поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными
навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями,
умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической
работы на компьютере по проверяемой теме.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.
9 класс
Критерии оценок устного ответа:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя специализированную терминологию и символику;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала,
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог
ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценки самостоятельной работы по теоретическому курсу
-Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности,
учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются
недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана
формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям,
но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей,
выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере
использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего
объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения
понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач,
требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и
взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.
Критерии оценки письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет
пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности,
описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или
тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или
программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями
по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой
теме.
Критерии оценки практической работы на компьютере
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение
навыками работы с компьютера в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению
поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными
навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями,
умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической
работы на компьютере по проверяемой теме.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.

Материально – техническое обеспечение по информатике для 7 – 9 классов
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9
классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
7. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 20013.
9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
12. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
13. Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/,
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Программное обеспечение:
14. ОС Windows
15. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
16. Антивирусная программа.
17. Программа-архиватор.
18. Клавиатурный тренажер.
19. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
Средства ИКТ
20. Ученический компьютер
21. Проектор
22. Сканер
23. Принтер

№ №

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
Плановые
ученика
сроки
прохождения
План Факт

п в
/ т
п е
м
е
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов)
1 1. Цели изучения курса Аналитическая деятельность:
. 1 информатики и ИКТ. - оценивать информацию с позиции её свойств
Техника безопасности и (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
организация рабочего -приводить
примеры
кодирования
с
места.
использованием
различных
алфавитов,
2 1. Информация
и
её встречаются в жизни;
-классифицировать информационные процессы
. 2 свойства
по принятому основанию;
3 1. Информационные
информационную
составляющую
. 3 процессы.
Обработка -выделять
процессов в биологических, технических и
информации
социальных системах;
4 1. Информационные
. 4 процессы. Хранение и -анализировать отношения в живой природе,
технических и социальных (школа, семья и пр.)
передача информации
системах с позиций управления.
5 1. Представление
Практическая деятельность:
. 5 информации
по
6 1. Дискретная
форма -кодировать и декодировать сообщения
известным правилам кодирования;
. 6 представления
-определять количество различных символов,
информации
7 1. Единицы
измерения которые могут быть закодированы с помощью
двоичного
кода
фиксированной
длины
. 7 информации
(разрядности);
8 1. Обобщение и
-определять
разрядность
двоичного
кода,
. 8 систематизация
необходимого для кодирования всех символов
основных понятий
алфавита заданной мощности;
темы. Контрольная
-оперировать с единицами измерения количества
работа №1
информации (бит, байт, килобайт, мегабайт,
«Информация и
гигабайт);
информационные
оценивать числовые параметры информационных
процессы»
процессов (объём памяти, необходимой для
хранения информации; скорость передачи
информации, пропускную способность
выбранного канала и пр.).
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)
9 2. Основные компоненты Аналитическая деятельность:
. 1 компьютера
и
их -анализировать компьютер с точки зрения
функции
единства программных и аппаратных средств;
-анализировать устройства компьютера с точки
1 2. Персональный
зрения организации процедур ввода, хранения,
0 2 компьютер.
обработки, вывода и передачи информации;
.

№ №

Тема урока

п в
/ т
п е
м
е
1 2. Программное
1 3 обеспечение
.
компьютера. Системное
программное
обеспечение
1 2. Системы
2 4 программирования
и
.
прикладное
программное
обеспечение
1 2. Файлы и файловые
3 5 структуры
.
1 2. Пользовательский
4 6 интерфейс
.
1 2. Обобщение
и
5 7 систематизация
.
основных
понятий
темы.
Контрольная
работа
№2
«Компьютер
как
универсальное
устройство
для
работы
с
информацией»

Характеристика основных видов деятельности
ученика

-определять программные и аппаратные средства,
необходимые
для
осуществления
информационных процессов при решении задач;
-анализировать
информацию
(сигналы
о
готовности и неполадке) при включении
компьютера;
-определять
основные
характеристики
операционной системы;
-планировать
собственное
информационное
пространство.
Практическая деятельность:
-получать информацию о характеристиках
компьютера;
-оценивать
числовые
параметры
информационных процессов (объём памяти,
необходимой
для
хранения
информации;
скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и пр.);
-выполнять основные операции с файлами и
папками;
-оперировать
компьютерными
информационными объектами в нагляднографической форме;
-оценивать размеры файлов, подготовленных с
использованием различных устройств ввода
информации в заданный интервал времени
(клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера,
видеокамера);
-использовать программы-архиваторы;
осуществлять защиту информации от
компьютерных вирусов помощью антивирусных
программ.
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа)
1 3. Формирование
Аналитическая деятельность:
6 1 изображения на экране -анализировать пользовательский интерфейс
.
компьютера
используемого программного средства;
1 3. Компьютерная графика -определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых
7 2
задач;
.
1 3. Создание графических -выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
8 3 изображений
решения одного класса задач.
.

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №

Тема урока

п в
/ т
п е
м
е
1 3. Обобщение
и
9 4 систематизация
.
основных
понятий
темы.
Контрольная
работа
№3
«Обработка
графической
информации»

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Практическая деятельность:
-определять код цвета в палитре RGB в
графическом редакторе;
-создавать и редактировать
изображения с
помощью
инструментов
растрового
графического редактора;
-создавать и редактировать
изображения с
помощью
инструментов
векторного
графического редактора.
Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов)
2 4. Текстовые документы и Аналитическая деятельность:
0 1 технологии их создания -анализировать пользовательский интерфейс
.
используемого программного средства;
2 4. Создание
текстовых -определять условия и возможности применения
1 2 документов
на программного средства для решения типовых
задач;
.
компьютере
-выявлять общее и отличия в разных
2 4. Прямое
программных продуктах, предназначенных для
2 3 форматирование
решения одного класса задач.
.
Практическая деятельность:
2 4. Стилевое
-создавать небольшие текстовые документы
3 4 форматирование
посредством квалифицированного клавиатурного
.
письма с использованием базовых средств
2 4. Визуализация
4 5 информации
в текстовых редакторов;
-форматировать текстовые документы (установка
.
текстовых документах
страницы
документа;
2 4. Распознавание текста и параметров
форматирование символов и абзацев; вставка
5 6 системы
колонтитулов и номеров страниц).
.
компьютерного
-вставлять в документ формулы, таблицы,
перевода
2 4. Оценка количественных списки, изображения;
6 7 параметров текстовых -выполнять коллективное создание текстового
документа;
.
документов
2 4. Подготовка реферата -создавать гипертекстовые документы;
-выполнять кодирование и декодирование
7 8 «История
текстовой информации, используя кодовые
.
вычислительной
таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
техники»
2 4. Обобщение
и -использовать ссылки и цитирование источников
при создании на их основе собственных
8 9 систематизация
.
основных
понятий информационных объектов.
темы.
Контрольная
работа
№4
«Обработка
текстовой
информации»
Тема 5. Мультимедиа (4 часа)

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №
п в
/ т
п е
м
е
2 5.
9 1
.
3 5.
0 2
.
3 5.
1 3
.

Тема урока

Технология
мультимедиа.

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Аналитическая деятельность:
-анализировать пользовательский интерфейс
используемого программного средства;
-определять условия и возможности применения
Компьютерные
программного средства для решения типовых
презентации
задач;
-выявлять общее и отличия в разных
Создание
программных продуктах, предназначенных для
мультимедийной
решения одного класса задач.
презентации
«История
развития Практическая деятельность:
-создавать презентации с использованием
компьютерной
готовых шаблонов;
техники»
с различным
3 5. Обобщение
и -записывать звуковые файлы
качеством звучания (глубиной кодирования и
2 4 систематизация
.
основных
понятий частотой дискретизации).
темы.
Контрольная
работа
№5
«Мультимедиа»
Тема 6. Итоговое повторение (1 час)
3 6. Основные
понятия -классифицировать информационные процессы
3 1 курса.
по принятому основанию;
.
-определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного
кода
фиксированной
длины
(разрядности);
3 6. Итоговая
-оперировать с единицами измерения количества
4 2 контрольная работа
информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
-оценивать размеры файлов, подготовленных с
использованием различных устройств ввода
информации в заданный интервал времени
(клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера,
видеокамера).

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

Календарно-тематическое планирование 8 класс
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
ученика

№ №
Плановые
в
сроки
п т
прохождения
/ е
План Факт
п м
е
Тема 1. Математические основы информатики (13 часов)
1 1. Цели изучения курса Аналитическая деятельность:
. 1 информатики и ИКТ. -выявлять различие в унарных, позиционных и
Техника безопасности и непозиционных системах счисления;
организация рабочего -выявлять общее и отличия в разных
места.
позиционных системах счисления;
логическую
структуру
2 1. Общие
сведения
о -анализировать
высказываний.
. 2 системах счисления
3 1. Двоичная
система Практическая деятельность:
. 3 счисления.
Двоичная -переводить небольшие (от 0 до 1024) целые
числа из десятичной системы счисления в
арифметика
4 1. Восьмеричная
и двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную)
и обратно;
. 4 шестнадцатеричные
системы
счисления. -выполнять операции сложения и умножения над
Компьютерные системы небольшими двоичными числами;
-записывать вещественные числа в естественной
счисления
5 1. Правило
перевода и нормальной форме;
. 5 целых
десятичных -строить таблицы истинности для логических
чисел
в
систему выражений; вычислять истинностное значение
счисления с основанием логического выражения.
q
6 1. Представление целых
. 6 чисел
7 1. Представление
7 вещественных чисел
8 1. Высказывание.
. 8 Логические операции.
9 1. Построение
таблиц
. 9 истинности
для
логических выражений
1 1. Свойства
логических
0 1 операций.
. 0
1 1. Решение
логических
1 1 задач
. 1
1 1. Логические элементы
2 1
. 2
1 1. Контрольная работа
3 1 №1 «Математические
. 3 основы информатики»
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов)

№ №
в
п т
/ е
п м
е
1 2.
4 1
.
1 2.
5 2
.
1 2.
6 3
.
1 2.
7 4
.
1 2.
8 5
.
1
9
.
2
0
.

2.
6

2
1
.
2
2
.
2
3
.

2.
8

2
4
.
2
5
.
2
6
.

2.
7

2.
9

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Алгоритмы
исполнители

и Аналитическая деятельность:
-определять по блок-схеме, для решения какой
задачи предназначен данный алгоритм;
Способы
записи -анализировать изменение значений величин при
пошаговом выполнении алгоритма;
алгоритмов
-определять по выбранному методу решения
задачи, какие алгоритмические конструкции
Объекты алгоритмов
могут войти в алгоритм;
-сравнивать различные алгоритмы решения
одной задачи.
Алгоритмическая
конструкция следование Практическая деятельность:
-исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
Алгоритмическая
конструкция ветвление. -преобразовывать запись алгоритма с одной
Полная
форма формы в другую;
-строить цепочки команд, дающих нужный
ветвления
Неполная
форма результат при конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических действий;
ветвления
-строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных для
Алгоритмическая
исполнителя, преобразующего строки символов;
конструкция
повторение. Цикл с -строить арифметические, строковые, логические
заданным
условием выражения и вычислять их значения.
продолжения работы
Цикл
с
заданным
условием
окончания
работы
Цикл
с
заданным
числом повторений

2. Контрольная работа
1 №2 «Основы
0 алгоритмизации»
Тема 3. Начала программирования (10 часов)
3 Общие сведения о
Аналитическая деятельность:
. языке
-анализировать готовые программы;
1 программирования
-определять по программе, для решения какой
Паскаль
задачи она предназначена;
-выделять этапы решения задачи на компьютере.
3 Организация ввода и
Практическая деятельность:
. вывода данных
-программировать
линейные
алгоритмы,
2
предполагающие вычисление арифметических,
3 Программирование
строковых и логических выражений;
. линейных алгоритмов
-разрабатывать
программы,
содержащие
3

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
Плановые
в
ученика
сроки
п т
прохождения
/ е
План Факт
п м
е
2 3 Программирование
оператор/операторы
ветвления
(решение
7 . разветвляющихся
линейного неравенства, решение квадратного
. 4 алгоритмов. Условный уравнения и пр.), в том числе с использованием
оператор.
логических операций;
-разрабатывать программы, содержащие оператор
2 3 Составной оператор.
8 . Многообразие способов (операторы) цикла
. 5 записи ветвлений.
2 3 Программирование
9 . циклов с заданным
. 6 условием продолжения
работы.
3 3 Программирование
0 . циклов с заданным
. 7 условием окончания
работы.
3 3 Программирование
1 . циклов с заданным
. 8 числом повторений.
3 3 Оформление отчета
2 . по программированию
. 9 задач циклического
алгоритма.
3 3 Контрольная работа
3 . №4 «Начала
. 1 программирования»
0
Тема 4. Итоговое повторение (1 час)
3 4. Основные
понятия -переводить небольшие (от 0 до 1024) целые
4 1 курса.
Итоговая числа из десятичной системы счисления в
.
двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную)
контрольная работа
и обратно;
-исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
-преобразовывать запись алгоритма с одной
формы в другую;
-анализировать готовые программы;
-программировать
линейные
алгоритмы,
предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений.

№ №
п
/
п

1
.

2
.
3
.
4
.
5
.
6
.

7
.
8
.
9
.

1
0
.
1
1
.
1
2
.

Календарно-тематическое планирование 9 класс
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
ученика

в
т
е
м
е
Тема 1. Моделирование и формализация (9 часов)
1. Цели изучения курса Аналитическая деятельность:
1 информатики и ИКТ. -осуществлять системный анализ объекта,
Техника безопасности и выделять среди его свойств существенные
организация рабочего свойства с точки зрения целей моделирования;
места.
-оценивать адекватность модели моделируемому
1. Моделирование
как объекту и целям моделирования;
-определять вид информационной модели в
2 метод познания
зависимости от стоящей задачи;
1. Знаковые модели
-анализировать пользовательский интерфейс
3
используемого программного средства;
1. Графические модели
-определять условия и возможности применения
4
программного средства для решения типовых
1. Табличные модели
задач;
5
1. База данных как модель -выявлять общее и отличия в разных
6 предметной
области. программных продуктах, предназначенных для
Реляционные
базы решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
данных.
и
интерпретировать
различные
1. Система
управления -строить
информационные модели (таблицы, диаграммы,
7 базами данных
1. Создание базы данных. графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
8 Запросы на выборку -преобразовывать объект из одной формы
представления информации в другую с
данных
1. Контрольная работа минимальными потерями в полноте информации;
9 №1 «Моделирование и -исследовать с помощью информационных
моделей объекты в соответствии с поставленной
формализация»
задачей;
-работать с готовыми компьютерными моделями
из различных предметных областей;
-создавать однотабличные базы данных;
-осуществлять поиск записей в готовой базе
данных; осуществлять сортировку записей в
готовой базе данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)
2. Решение
задач
на Аналитическая деятельность:
1 компьютере
-выделять этапы решения задачи на компьютере;
-осуществлять разбиение исходной задачи на
2. Одномерные массивы подзадачи;
2 целых чисел. Описание, -сравнивать различные алгоритмы решения
заполнение,
вывод одной задачи.
Практическая деятельность:
массива.
2. Вычисление
суммы -исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
3 элементов массива
-разрабатывать
программы,
содержащие

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №
п
/
п

1
3
.
1
4
.
1
5
.
1
6
.
1
7
.

1
8
.

1
9
.

2
0
.
2
1
.
2
2
.
2
3
.

Тема урока

в
т
е
м
е
2. Последовательный
4 поиск в массиве
2. Сортировка массива
5
2. Конструирование
6 алгоритмов

Характеристика основных видов деятельности
ученика

подпрограмму;
-разрабатывать программы для обработки
одномерного массива:
-(нахождение минимального (максимального)
значения в данном массиве;
-подсчёт
количества
элементов
массива,
удовлетворяющих некоторому условию;
-нахождение суммы всех элементов массива;
-нахождение количества и суммы всех четных
элементов в массиве;
-сортировка элементов массива и пр.).

2. Запись
7 вспомогательных
алгоритмов на языке
Паскаль
2. Алгоритмы управления.
8 Контрольная работа
№2 «Алгоритмизация
и программирование»
Тема 3. Обработка числовой информации (6 часов)
3. Интерфейс
Аналитическая деятельность:
1 электронных таблиц.
-анализировать пользовательский интерфейс
Данные в ячейках
используемого программного средства;
таблицы. Основные
-определять условия и возможности применения
режимы работы.
программного средства для решения типовых
задач;
3. Организация
-выявлять общее и отличия в разных
2 вычислений.
программных продуктах, предназначенных для
Относительные,
решения одного класса задач.
абсолютные и
Практическая деятельность:
смешанные ссылки.
-создавать электронные таблицы, выполнять в
3. Встроенные функции.
них расчёты по встроенным и вводимым
3 Логические функции.
пользователем формулам;
-строить диаграммы и графики в электронных
3. Сортировка и поиск
таблицах.
4 данных.
3. Построение диаграмм и
5 графиков.
3. Контрольная работа
6 №3 «Обработка
числовой информации
в электронных
таблицах»
Тема 4. Коммуникационные технологии (10 часов)

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №
п
/
п

2
4
.
2
5
.
2
6
.
2
7
.
2
8
.
2
9
.
3
0
.
3
1
.
3
2
.
3
3
.

Тема урока

в
т
е
м
е
4. Локальные и
1 глобальные
компьютерные сети
4. Как устроен Интернет.
2 IP-адрес компьютера
4. Доменная система
3 имён. Протоколы
передачи данных.
4. Всемирная паутина.
4 Файловые архивы.
4. Электронная почта.
5 Сетевое коллективное
взаимодействие.
Сетевой этикет.
4. Технологии создания
6 сайта.
4. Содержание и
7 структура сайта.
4. Оформление сайта.
8
4. Размещение сайта в
9 Интернете.

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Аналитическая деятельность:
-выявлять общие черты и отличия способов
взаимодействия на основе компьютерных сетей;
-анализировать доменные имена компьютеров и
адреса документов в Интернете;
-приводить примеры ситуаций, в которых
требуется поиск информации;
-анализировать и сопоставлять различные
источники информации, оценивать достоверность
найденной информации;
-распознавать потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с ИКТ; оценивать
предлагаемы пути их устранения.
Практическая деятельность:
-осуществлять
взаимодействие
посредством
электронной почты, чата, форума;
-определять минимальное время, необходимое
для передачи известного объёма данных по
каналу связи с известными характеристиками;
-проводить поиск информации в сети Интернет
по запросам с использованием логических
операций;
-создавать с использованием конструкторов
(шаблонов)
комплексные информационные
объекты в виде веб-страницы, включающей
графические

4. Контрольная работа
1 №4
0 «Коммуникационные
технологии»
Тема 5. Итоговое повторение (1 час)

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №
п
/
п

3
4
.

Тема урока

в
т
е
м
е
5. Основные понятия
1 курса. Итоговая
контрольная работа

Характеристика основных видов деятельности
ученика

-разрабатывать программы, содержащие
подпрограмму;
-создавать электронные таблицы, выполнять в
них расчеты по встроенным и вводимым
пользователем формулам;
-анализировать доменные имена компьютеров и
адреса документов в Интернете.
-осуществлять системный анализ объекта,
выделять среди его свойств существенные
свойства с точки зрения целей моделирования;
-исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
-создавать электронные таблицы, выполнять в
них расчеты по встроенным и вводимым
пользователем формулам;
-проводить поиск информации в сети Интернет
по запросам с использованием логических
операций.

Плановые
сроки
прохождения
План Факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».