Пояснительная записка Рабочая программа на уровень основного общего образования «Информатика и ИКТ 7-9 классы» разработана и составлена в соответствии: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования" Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год». Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). Цели рабочей программы: • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т д ); • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. Задачи рабочей программы: • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера; • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств; • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. Общая характеристика учебного предмета Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Воспитательный потенциал учебного предмета Воспитательный потенциал учебного предмета информатика обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне (работа на уроке, подготовка домашних заданий, самообразование); формирование ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье (применение интерактивных форм организации учебной деятельности на уроке, например, групповая работа); формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда (работа на уроках, подготовка домашних заданий, самообразование); формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир (физминутки на уроках); формирование ценностно отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества (применение интерактивных форм организации учебной деятельности на уроке, например групповая работа); формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее (саморегуляция). Место учебного предмета в учебном плане. Авторская программа, рассчитанная на 105 часов (6 часов резерва учебного времени добавлены в раздел «Повторение»): Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю) для 7-9 класса и в которой предусмотрено проведение 6 контрольных работ (5 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 7 класса, 4 контрольных работ (3 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 8 класса, 5 контрольных работ (4 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 9 класса Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий) имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике. 7 класс Личностные образовательные результаты: приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику; повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера; организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств. Метапредметные образовательные результаты: получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность; владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов; умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ. Предметные результаты изучения информатики в 7 классе Тема 1. Информация и информационные процессы Обучающийся научится: декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; оперировать единицами измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.); записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; составлять запросы для поиска информации в Интернете; Обучающийся получит возможность: углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука; научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам. познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Обучающийся научится: называть функции и характеристики основных устройств компьютера; описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; оперировать объектами файловой системы; Обучающийся получит возможность: научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; Тема 3. Обработка графической информации Обучающийся научится: применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков. Обучающийся получит возможность: видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора; научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. Тема 4. Обработка текстовой информации Обучающийся научится: применять основные правила создания текстовых документов; использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов; применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов; создавать и форматировать списки; создавать формулы; создавать, форматировать и заполнять данными таблицы; Обучающийся получит возможность: создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. Тема 5. Мультимедиа Обучающийся научится: использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций; создавать презентации с графическими и звуковыми объектами; создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками; Обучающийся получит возможность: научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора. 8 класс Личностные образовательные результаты: владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, критическая оценка информации в СМИ; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов; повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Метапредметные образовательные результаты: владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.; получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов; владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно; планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ. умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.). Предметные результаты изучения информатики в 8 классе Тема 1. Математические основы информатики Обучающийся научится: осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Обучающийся получит возможность: строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. Тема 2. Основы алгоритмизации Обучающийся научится: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Обучающийся получит возможность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения Тема 3. Начала программирования Обучающийся научится: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Обучающийся получит возможность: программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла 9 класс Личностные образовательные результаты: владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов. Метапредметные образовательные результаты: представление знаково-символических моделей на формальных языках; планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном; коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий; получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов; владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно; владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.; умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов. Предметные результаты изучения информатики в 9 классе Тема 1. Моделирование и формализация Выпускник научится: осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Выпускник получит возможность: строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. Тема 2. Алгоритмизация и программирование Выпускник научится: выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Выпускник получит возможность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; разрабатывать программы для обработки одномерного массива: o (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; o подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; o нахождение суммы всех элементов массива; o нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр.). Тема 3. Обработка числовой информации Выпускник научится: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Выпускник получит возможность: создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах. Тема 4. Коммуникационные технологии Выпускник научится: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения. Выпускник получит возможность: осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. Содержание курса Основное содержание учебного курса 7 класс 1. Информация и информационные процессы - 8 часов Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования Двоичный алфавит Двоичный код . Разрядность двоичного кода . Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций . Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации Достоинства и недостатки такого подхода Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флешпамять) Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации Хранилища информации Сетевое хранение информации . Передача информации Источник, информационный канал, приемник информации Обработка информации Обработка, связанная с получением новой информации Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации Поиск информации 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 7 часов Общее описание компьютера Программный принцип работы компьютера Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени) Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования Компьютерные вирусы Антивирусная профилактика Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория) . Файловая система . Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню) Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств Архивирование и разархивирование Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера 3. Обработка графической информации - 4 часа Формирование изображения на экране монитора Компьютерное представление цвета Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов Форматы графических файлов 4. Обработка текстовой информации. – 9 часов Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ) Технологии создания текстовых документов Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели Коллективная работа над документом. Примечания . Запись и выделение изменений . Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей Нумерация страниц Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода Компьютерное представление текстовой информации Кодовые таблицы Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов Представление о стандарте Юникод 5. Мультимедиа - 4 часа Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа Компьютерные презентации . Дизайн презентации и макеты слайдов Звуки и видеоизображения Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных. 6. Итоговое повторение – 2 часа Основное содержание учебного курса 8 класс 1. Математические основы информатики - 12 часов Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024 . Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. 2. Основы алгоритмизации - 10 часов Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных Свойства алгоритмов Способы записи алгоритмов Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические Переменные и константы Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов 3. Начала программирования - 9 часов Язык программирования Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. 4. Итоговое повторение – 1 час Основное содержание учебного курса 9 класс 1. Моделирование и формализация - 9 часов Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др . ) и их назначение . Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в практической деятельности Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними Ввод и редактирование записей Поиск, удаление и сортировка данных 2. Алгоритмизация и программирование - 8 часов Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. 3. Обработка числовой информации - 6 часов. Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Выполнение расчетов Построение графиков и диаграмм Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. 4. Коммуникационные технологии – 10 часов. Локальные и глобальные компьютерные сети Интернет Скорость передачи информации Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта . Оформление сайта Размещение сайта в Интернете Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет 5. Повторение - 1 час. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Тематическое планирование 7 класс Раздел I II III IV V VI Итого Тема Информация и информационные процессы Компьютер как универсальное устройство обработки информации Обработка графической информации Обработка текстовой информации Мультимедиа Итоговое повторение Рабочая программа 8 7 4 9 4 2 34 8 класс Раздел I II III IV Итого Тема Математические основы информатики Основы алгоритмизации Начала программирования Итоговое повторение Рабочая программа 13 10 10 1 34 9 класс Раздел I II III IV V Итого Тема Моделирование и формализация Алгоритмизация и программирование Обработка числовой информации Коммуникационные технологии Итоговое повторение Рабочая программа 9 8 6 10 1 34 Критерии оценивания 7 класс Критерии оценок устного ответа: оценка «5» выставляется, если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. - оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя. - оценка «3» выставляется, если: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. - оценка «2» выставляется, если: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, - оценка «1» выставляется, если: - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Критерии оценки самостоятельной работы по теоретическому курсу Оценка "5" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью; - на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; Оценка "4" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения. - ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка "3" ставится в следующем случае: - работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты. - учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей; - умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул. Оценка "2" ставится в следующем случае: - работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания); - учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи. Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена. Критерии оценки практической работы на компьютере - оценка «5» ставится, если: - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере; - работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы; - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютера в рамках поставленной задачи; - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок; работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. - оценка «3» ставится, если: - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на Экомпьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. - оценка «1» ставится, если: - работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на компьютере по проверяемой теме. Тест оценивается следующим образом: «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы; «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы; «3» - 51-70% правильных ответов на вопросы; «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы. 8 класс Критерии оценок устного ответа: - оценка «5» выставляется, если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. - оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя. - оценка «3» выставляется, если: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. - оценка «2» выставляется, если: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, - оценка «1» выставляется, если: - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Критерии оценки самостоятельной работы по теоретическому курсу Оценка "5" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью; - на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; Оценка "4" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения. - ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка "3" ставится в следующем случае: - работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты. - учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей; - умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул. Оценка "2" ставится в следующем случае: - работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания); - учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи. Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена. Критерии оценки письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию: - оценка «5» ставится, если: - работа выполнена полностью; - в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок; - в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала). - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы. - оценка «3» ставится, если: - допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. - оценка «1» ставится, если: - работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме. Критерии оценки практической работы на компьютере - оценка «5» ставится, если: - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере; - работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы; - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютера в рамках поставленной задачи; - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок; - работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. - оценка «3» ставится, если: - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. - оценка «1» ставится, если: - работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на компьютере по проверяемой теме. Тест оценивается следующим образом: «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы; «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы; «3» - 51-70% правильных ответов на вопросы; «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы. 9 класс Критерии оценок устного ответа: оценка «5» выставляется, если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. - оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя. - оценка «3» выставляется, если: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. - оценка «2» выставляется, если: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, - оценка «1» выставляется, если: - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Критерии оценки самостоятельной работы по теоретическому курсу -Оценка "5" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью; - на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; Оценка "4" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения. - ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка "3" ставится в следующем случае: - работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты. - учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей; - умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул. Оценка "2" ставится в следующем случае: - работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания); - учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи. Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена. Критерии оценки письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию: - оценка «5» ставится, если: - работа выполнена полностью; - в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок; - в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала). - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы. - оценка «3» ставится, если: - допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. - оценка «1» ставится, если: - работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме. Критерии оценки практической работы на компьютере - оценка «5» ставится, если: - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере; - работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы; - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютера в рамках поставленной задачи; - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок; - работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. - оценка «3» ставится, если: - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. - оценка «1» ставится, если: - работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на компьютере по проверяемой теме. Тест оценивается следующим образом: «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы; «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы; «3» - 51-70% правильных ответов на вопросы; «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы. Материально – техническое обеспечение по информатике для 7 – 9 классов 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 7. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013. 9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс» 10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс» 11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс» 12. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/) 13. Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ Программное обеспечение: 14. ОС Windows 15. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). 16. Антивирусная программа. 17. Программа-архиватор. 18. Клавиатурный тренажер. 19. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Средства ИКТ 20. Ученический компьютер 21. Проектор 22. Сканер 23. Принтер № № Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Календарно-тематическое планирование 7 класс Тема урока Характеристика основных видов деятельности Плановые ученика сроки прохождения План Факт п в / т п е м е Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) 1 1. Цели изучения курса Аналитическая деятельность: . 1 информатики и ИКТ. - оценивать информацию с позиции её свойств Техника безопасности и (актуальность, достоверность, полнота и пр.); организация рабочего -приводить примеры кодирования с места. использованием различных алфавитов, 2 1. Информация и её встречаются в жизни; -классифицировать информационные процессы . 2 свойства по принятому основанию; 3 1. Информационные информационную составляющую . 3 процессы. Обработка -выделять процессов в биологических, технических и информации социальных системах; 4 1. Информационные . 4 процессы. Хранение и -анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) передача информации системах с позиций управления. 5 1. Представление Практическая деятельность: . 5 информации по 6 1. Дискретная форма -кодировать и декодировать сообщения известным правилам кодирования; . 6 представления -определять количество различных символов, информации 7 1. Единицы измерения которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины . 7 информации (разрядности); 8 1. Обобщение и -определять разрядность двоичного кода, . 8 систематизация необходимого для кодирования всех символов основных понятий алфавита заданной мощности; темы. Контрольная -оперировать с единицами измерения количества работа №1 информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, «Информация и гигабайт); информационные оценивать числовые параметры информационных процессы» процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов) 9 2. Основные компоненты Аналитическая деятельность: . 1 компьютера и их -анализировать компьютер с точки зрения функции единства программных и аппаратных средств; -анализировать устройства компьютера с точки 1 2. Персональный зрения организации процедур ввода, хранения, 0 2 компьютер. обработки, вывода и передачи информации; . № № Тема урока п в / т п е м е 1 2. Программное 1 3 обеспечение . компьютера. Системное программное обеспечение 1 2. Системы 2 4 программирования и . прикладное программное обеспечение 1 2. Файлы и файловые 3 5 структуры . 1 2. Пользовательский 4 6 интерфейс . 1 2. Обобщение и 5 7 систематизация . основных понятий темы. Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» Характеристика основных видов деятельности ученика -определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; -анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; -определять основные характеристики операционной системы; -планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: -получать информацию о характеристиках компьютера; -оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); -выполнять основные операции с файлами и папками; -оперировать компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме; -оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); -использовать программы-архиваторы; осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ. Тема 3. Обработка графической информации (4 часа) 1 3. Формирование Аналитическая деятельность: 6 1 изображения на экране -анализировать пользовательский интерфейс . компьютера используемого программного средства; 1 3. Компьютерная графика -определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых 7 2 задач; . 1 3. Создание графических -выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для 8 3 изображений решения одного класса задач. . Плановые сроки прохождения План Факт № № Тема урока п в / т п е м е 1 3. Обобщение и 9 4 систематизация . основных понятий темы. Контрольная работа №3 «Обработка графической информации» Характеристика основных видов деятельности ученика Практическая деятельность: -определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; -создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; -создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов) 2 4. Текстовые документы и Аналитическая деятельность: 0 1 технологии их создания -анализировать пользовательский интерфейс . используемого программного средства; 2 4. Создание текстовых -определять условия и возможности применения 1 2 документов на программного средства для решения типовых задач; . компьютере -выявлять общее и отличия в разных 2 4. Прямое программных продуктах, предназначенных для 2 3 форматирование решения одного класса задач. . Практическая деятельность: 2 4. Стилевое -создавать небольшие текстовые документы 3 4 форматирование посредством квалифицированного клавиатурного . письма с использованием базовых средств 2 4. Визуализация 4 5 информации в текстовых редакторов; -форматировать текстовые документы (установка . текстовых документах страницы документа; 2 4. Распознавание текста и параметров форматирование символов и абзацев; вставка 5 6 системы колонтитулов и номеров страниц). . компьютерного -вставлять в документ формулы, таблицы, перевода 2 4. Оценка количественных списки, изображения; 6 7 параметров текстовых -выполнять коллективное создание текстового документа; . документов 2 4. Подготовка реферата -создавать гипертекстовые документы; -выполнять кодирование и декодирование 7 8 «История текстовой информации, используя кодовые . вычислительной таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); техники» 2 4. Обобщение и -использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных 8 9 систематизация . основных понятий информационных объектов. темы. Контрольная работа №4 «Обработка текстовой информации» Тема 5. Мультимедиа (4 часа) Плановые сроки прохождения План Факт № № п в / т п е м е 2 5. 9 1 . 3 5. 0 2 . 3 5. 1 3 . Тема урока Технология мультимедиа. Характеристика основных видов деятельности ученика Аналитическая деятельность: -анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; -определять условия и возможности применения Компьютерные программного средства для решения типовых презентации задач; -выявлять общее и отличия в разных Создание программных продуктах, предназначенных для мультимедийной решения одного класса задач. презентации «История развития Практическая деятельность: -создавать презентации с использованием компьютерной готовых шаблонов; техники» с различным 3 5. Обобщение и -записывать звуковые файлы качеством звучания (глубиной кодирования и 2 4 систематизация . основных понятий частотой дискретизации). темы. Контрольная работа №5 «Мультимедиа» Тема 6. Итоговое повторение (1 час) 3 6. Основные понятия -классифицировать информационные процессы 3 1 курса. по принятому основанию; . -определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); 3 6. Итоговая -оперировать с единицами измерения количества 4 2 контрольная работа информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); -оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера). Плановые сроки прохождения План Факт Календарно-тематическое планирование 8 класс Тема урока Характеристика основных видов деятельности ученика № № Плановые в сроки п т прохождения / е План Факт п м е Тема 1. Математические основы информатики (13 часов) 1 1. Цели изучения курса Аналитическая деятельность: . 1 информатики и ИКТ. -выявлять различие в унарных, позиционных и Техника безопасности и непозиционных системах счисления; организация рабочего -выявлять общее и отличия в разных места. позиционных системах счисления; логическую структуру 2 1. Общие сведения о -анализировать высказываний. . 2 системах счисления 3 1. Двоичная система Практическая деятельность: . 3 счисления. Двоичная -переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в арифметика 4 1. Восьмеричная и двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; . 4 шестнадцатеричные системы счисления. -выполнять операции сложения и умножения над Компьютерные системы небольшими двоичными числами; -записывать вещественные числа в естественной счисления 5 1. Правило перевода и нормальной форме; . 5 целых десятичных -строить таблицы истинности для логических чисел в систему выражений; вычислять истинностное значение счисления с основанием логического выражения. q 6 1. Представление целых . 6 чисел 7 1. Представление 7 вещественных чисел 8 1. Высказывание. . 8 Логические операции. 9 1. Построение таблиц . 9 истинности для логических выражений 1 1. Свойства логических 0 1 операций. . 0 1 1. Решение логических 1 1 задач . 1 1 1. Логические элементы 2 1 . 2 1 1. Контрольная работа 3 1 №1 «Математические . 3 основы информатики» Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов) № № в п т / е п м е 1 2. 4 1 . 1 2. 5 2 . 1 2. 6 3 . 1 2. 7 4 . 1 2. 8 5 . 1 9 . 2 0 . 2. 6 2 1 . 2 2 . 2 3 . 2. 8 2 4 . 2 5 . 2 6 . 2. 7 2. 9 Тема урока Характеристика основных видов деятельности ученика Алгоритмы исполнители и Аналитическая деятельность: -определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; Способы записи -анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; алгоритмов -определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции Объекты алгоритмов могут войти в алгоритм; -сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Алгоритмическая конструкция следование Практическая деятельность: -исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; Алгоритмическая конструкция ветвление. -преобразовывать запись алгоритма с одной Полная форма формы в другую; -строить цепочки команд, дающих нужный ветвления Неполная форма результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; ветвления -строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для Алгоритмическая исполнителя, преобразующего строки символов; конструкция повторение. Цикл с -строить арифметические, строковые, логические заданным условием выражения и вычислять их значения. продолжения работы Цикл с заданным условием окончания работы Цикл с заданным числом повторений 2. Контрольная работа 1 №2 «Основы 0 алгоритмизации» Тема 3. Начала программирования (10 часов) 3 Общие сведения о Аналитическая деятельность: . языке -анализировать готовые программы; 1 программирования -определять по программе, для решения какой Паскаль задачи она предназначена; -выделять этапы решения задачи на компьютере. 3 Организация ввода и Практическая деятельность: . вывода данных -программировать линейные алгоритмы, 2 предполагающие вычисление арифметических, 3 Программирование строковых и логических выражений; . линейных алгоритмов -разрабатывать программы, содержащие 3 Плановые сроки прохождения План Факт № № Тема урока Характеристика основных видов деятельности Плановые в ученика сроки п т прохождения / е План Факт п м е 2 3 Программирование оператор/операторы ветвления (решение 7 . разветвляющихся линейного неравенства, решение квадратного . 4 алгоритмов. Условный уравнения и пр.), в том числе с использованием оператор. логических операций; -разрабатывать программы, содержащие оператор 2 3 Составной оператор. 8 . Многообразие способов (операторы) цикла . 5 записи ветвлений. 2 3 Программирование 9 . циклов с заданным . 6 условием продолжения работы. 3 3 Программирование 0 . циклов с заданным . 7 условием окончания работы. 3 3 Программирование 1 . циклов с заданным . 8 числом повторений. 3 3 Оформление отчета 2 . по программированию . 9 задач циклического алгоритма. 3 3 Контрольная работа 3 . №4 «Начала . 1 программирования» 0 Тема 4. Итоговое повторение (1 час) 3 4. Основные понятия -переводить небольшие (от 0 до 1024) целые 4 1 курса. Итоговая числа из десятичной системы счисления в . двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) контрольная работа и обратно; -исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; -преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; -анализировать готовые программы; -программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений. № № п / п 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 1 0 . 1 1 . 1 2 . Календарно-тематическое планирование 9 класс Тема урока Характеристика основных видов деятельности ученика в т е м е Тема 1. Моделирование и формализация (9 часов) 1. Цели изучения курса Аналитическая деятельность: 1 информатики и ИКТ. -осуществлять системный анализ объекта, Техника безопасности и выделять среди его свойств существенные организация рабочего свойства с точки зрения целей моделирования; места. -оценивать адекватность модели моделируемому 1. Моделирование как объекту и целям моделирования; -определять вид информационной модели в 2 метод познания зависимости от стоящей задачи; 1. Знаковые модели -анализировать пользовательский интерфейс 3 используемого программного средства; 1. Графические модели -определять условия и возможности применения 4 программного средства для решения типовых 1. Табличные модели задач; 5 1. База данных как модель -выявлять общее и отличия в разных 6 предметной области. программных продуктах, предназначенных для Реляционные базы решения одного класса задач. Практическая деятельность: данных. и интерпретировать различные 1. Система управления -строить информационные модели (таблицы, диаграммы, 7 базами данных 1. Создание базы данных. графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); 8 Запросы на выборку -преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с данных 1. Контрольная работа минимальными потерями в полноте информации; 9 №1 «Моделирование и -исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной формализация» задачей; -работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; -создавать однотабличные базы данных; -осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. Тема 2. Алгоритмизация и программирование (8 часов) 2. Решение задач на Аналитическая деятельность: 1 компьютере -выделять этапы решения задачи на компьютере; -осуществлять разбиение исходной задачи на 2. Одномерные массивы подзадачи; 2 целых чисел. Описание, -сравнивать различные алгоритмы решения заполнение, вывод одной задачи. Практическая деятельность: массива. 2. Вычисление суммы -исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; 3 элементов массива -разрабатывать программы, содержащие Плановые сроки прохождения План Факт № № п / п 1 3 . 1 4 . 1 5 . 1 6 . 1 7 . 1 8 . 1 9 . 2 0 . 2 1 . 2 2 . 2 3 . Тема урока в т е м е 2. Последовательный 4 поиск в массиве 2. Сортировка массива 5 2. Конструирование 6 алгоритмов Характеристика основных видов деятельности ученика подпрограмму; -разрабатывать программы для обработки одномерного массива: -(нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; -подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; -нахождение суммы всех элементов массива; -нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; -сортировка элементов массива и пр.). 2. Запись 7 вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль 2. Алгоритмы управления. 8 Контрольная работа №2 «Алгоритмизация и программирование» Тема 3. Обработка числовой информации (6 часов) 3. Интерфейс Аналитическая деятельность: 1 электронных таблиц. -анализировать пользовательский интерфейс Данные в ячейках используемого программного средства; таблицы. Основные -определять условия и возможности применения режимы работы. программного средства для решения типовых задач; 3. Организация -выявлять общее и отличия в разных 2 вычислений. программных продуктах, предназначенных для Относительные, решения одного класса задач. абсолютные и Практическая деятельность: смешанные ссылки. -создавать электронные таблицы, выполнять в 3. Встроенные функции. них расчёты по встроенным и вводимым 3 Логические функции. пользователем формулам; -строить диаграммы и графики в электронных 3. Сортировка и поиск таблицах. 4 данных. 3. Построение диаграмм и 5 графиков. 3. Контрольная работа 6 №3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах» Тема 4. Коммуникационные технологии (10 часов) Плановые сроки прохождения План Факт № № п / п 2 4 . 2 5 . 2 6 . 2 7 . 2 8 . 2 9 . 3 0 . 3 1 . 3 2 . 3 3 . Тема урока в т е м е 4. Локальные и 1 глобальные компьютерные сети 4. Как устроен Интернет. 2 IP-адрес компьютера 4. Доменная система 3 имён. Протоколы передачи данных. 4. Всемирная паутина. 4 Файловые архивы. 4. Электронная почта. 5 Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. 4. Технологии создания 6 сайта. 4. Содержание и 7 структура сайта. 4. Оформление сайта. 8 4. Размещение сайта в 9 Интернете. Характеристика основных видов деятельности ученика Аналитическая деятельность: -выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; -анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; -приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; -анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; -распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения. Практическая деятельность: -осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; -определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; -проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; -создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические 4. Контрольная работа 1 №4 0 «Коммуникационные технологии» Тема 5. Итоговое повторение (1 час) Плановые сроки прохождения План Факт № № п / п 3 4 . Тема урока в т е м е 5. Основные понятия 1 курса. Итоговая контрольная работа Характеристика основных видов деятельности ученика -разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; -создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; -анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете. -осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; -исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; -создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; -проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций. Плановые сроки прохождения План Факт