История России

Пояснительная записка
Программе по истории России. Всеобщей истории предназначена для 5-9 классов
ОУ.




Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897)
- Концепции нового учебно – методического комплекса по отечественной истории
(включающей Историко – культурный стандарт)
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020)
- Рабочей программы по истории России к учебникам для 6—9 классов авторов И. Л.
Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. составлена с учетом Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС), соответствует новому историкокультурному стандарту (ИКС) и примерной общей образовательной программе (ПООП).
Программа раскрывает методические особенности нового УМК по истории
Отечества. Она поможет учителю оптимально реализовывать на уроках положения ИКС,
строить занятия в соответствии с новыми требованиями.
Изменения в преподавании курса «История России»
В соответствии с утвержденной РИО «Концепцией нового УМК по истории
России» и ООП, произошел отказ от системы концентров, где история России изучалась с
6 по 9 класс, а затем в 10 и 11 шло повторение всего курса. Новая структура курса
представлена в линейном виде с 6 по 10 класс, где XX век изучается в 10 классе, начиная с
Первой мировой войны, а не с Российской империи в начале XX века, как было ранее.
В 11 классе на базовом уровне может быть предложен предмет «Россия в мире»
(системный курс «История России в мировом контексте»), сравнительно-исторический по
своему характеру.
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета:
- современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирование
личности;
- формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового
исторического процесса;
- ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и
человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации;
- объяснение ключевых исторических понятий;
- формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного
места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую
историю страны и мировую историю;
- формирование личностной позиции по основным этапам развития российского
государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний,
ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих
федеральных государственных образовательных стандартах основного общего
образования. названы следующие задачи изучения истории в школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;

















воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному Российскому государству,
в
соответствии
с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов
становления и развития российской государственности, формирования государственной
территории и единого многонационального российского народа, а также его основных
символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического
процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в
современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность,
безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в
формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия
государств и народов в новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического
образования на протяжении всей жизни.
В изучение курса История России. Всеобщая история. включён региональный
компонент в количестве 14 ч.
6 кл – 4 ч, 7 кл – 5ч, 8 кл – 4 ч, 9 кл – 4 ч.
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет
важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся,
приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в
исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В
процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы
различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и
ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и
историческом пути российского народа важны и для понимания современных
общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном
пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью
концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт
(основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе
какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия
«История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» –
как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта,

труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню
подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать
отдельные (изученные) события из истории Отечества». Соотношение содержания
исторического образования на ступенях основного и полного общего образования
определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и
специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего
образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую
пространственно-хронологическую
систему,
учатся
оперировать
исторической
терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с
основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени
отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого,
характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся
социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет
систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества,
составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить
навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени
основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть
ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование
потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их
мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основные содержательные
линии примерной программы в 5-9 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории
России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательно-блочное изучение с
возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования
Личностные результаты:
Представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и
общества, для жизни в современном поликультурном мире;
Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к
его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
Формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина
России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России).
Гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых

познавательных интересов. Знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
Формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.
Формирование развитого морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные результаты:
Метапредметные
результаты, включают
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные). Метапредметные результаты выражаются в
следующих качествах:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Овладение обучающимися основами читательской компетенции. У выпускников
будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа
«потребного будущего».
Приобретение навыков работы с информацией. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и
избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов,
мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов)
и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов).
Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, как особой формы
учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Предметные результаты:

Целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и
государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте
и роли России в мировой истории;
Базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития
человеческого общества с древности до наших дней;
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;
Способность применять исторические знания для осмысления общественных
событий и явлений прошлого и современности;
Умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и
аргументировать свое отношение к ней;
Умение работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию;
Уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего
и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Место предмета в учебном плане: на изучение курса отводится по 2 часа в
неделю в 6-8 классах, 3 часа в неделю в 9 классе.

Содержание учебного предмета
6 класс. 44ч
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. 6 класс (44 часа)
Введение. (1 час)
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской
истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в
России.
Раздел I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4
часа)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности
перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной
Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических
орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в
Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем
железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные
города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство.
Дербент. Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской
прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви –

восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи –
балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и
политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат.
Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Раздел II. Русь в IX – в первой половине XII (12 часов)
Исторические условия складывания русской государственности: природноклиматический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э.
Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства
Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования
Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории
государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской
империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками
европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский
торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Раздел III. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 часов)
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси.
Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины.
Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник,
тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями
Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах.
Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья,
дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого
населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные
связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной
и Северной Европы. Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового
человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и
их воспитание. Календарь и хронология. Древнерусская культура. Формирование единого
культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность.
Распространение грамотности,
берестяные
грамоты. «Новгородская
псалтирь».
«Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и
Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские
жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура.
Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София
Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Раздел IV. Русские земли в середине XIII – XIV в. (7 часов)
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли,
управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская,
Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и
Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских
земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры:
летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила
Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси:
Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор ЮрьеваПольского.
Раздел V. Русские земли в XIII - первой половине XV в. (4 часа)
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков.
Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских

земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от
ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»). Южные и западные русские земли.
Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских
земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй
Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена
крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский:
его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое
княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского
княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего
положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль
православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет
раннемосковского искусства. Соборы Кремля. Народы и государства степной зоны
Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Золотая орда: государственный строй,
население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление
государства во второй половине XIV в., нашествие с Востока. Распад Золотой орды,
образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское
ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Изменения в представлениях о картине мира
в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие
цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние
русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского
цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан
Грек. Андрей Рублев.
Раздел VI. Формирование единого Русского государства в XV веке. (5 часов)
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском
княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.:
политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим
княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в
православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и
Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей
Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата
управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая
государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное
строительство. Московский Кремль. Культурное пространство. Изменения восприятия
мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление
автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели,
ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и
региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских
жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Повторительно-обобщающие уроки – 6 часов.

7 класс.
Россия в XVI – к. XVII вв.: от великого княжества к царству. (44 ч)
Раздел I. Создание Московского государства. (10часов)
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы:
присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы.
Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в

первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и
Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых
приказных
учреждений.
Боярская
дума,
ее
роль
в
управлении
государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система
кормлений. Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской
власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская
война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами
Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси
Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная
рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере
народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник
1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного
самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о
службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения
Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским
ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.
Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и
результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на
Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и
неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торговоремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о
«заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские
народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из
стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском
государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный
террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия
опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им
преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса
Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:
восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским
ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и
засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах».
Пресечение царской династии Рюриковичей.
Раздел II. Смута в России. (6часов)
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса
Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства
Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство.
Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего
кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польсколитовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона ТроицеСергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В.
Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление
в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании
на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в
Москву.
Раздел III. «Богатырский век» (6часов)
Подъем
национально-освободительного
движения.
Патриарх
Гермоген.
Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе
ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение
Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности.
Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями
против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому
морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на
Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия
Смутного времени.
Раздел IV. Россия в XVII веке. Бунташный век (6 часов)
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича.
Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения
крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в
управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление
воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления.
Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д.
Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп
Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление
внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов
Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими
странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,
крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в.
Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский
Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа
1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Раздел V. Россия на новых рубежах. (2 часа)
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со
странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с
православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации,
распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана
Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между
Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская
война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское

осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения
России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей
Цин. Культурное пространство Эпоха Великих географических открытий и русские
географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы
Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль
русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство.
Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и
христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Раздел VI. В канун великих реформ.(5 часов)
Политика Фёдора Алексеевича Романова. Борьба за власть. Изменения в картине
мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и
семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в
быту высших слоев населения страны. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль
Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз
Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (КириллоБелозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский,
Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ
каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков.
Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало
книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем
Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской
культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного
влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при
Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное
пособие по истории.
Повторительно-обобщающие уроки 6 ч
Урок – практикум – 3 ч

8 класс.
Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи. (44 часа)
Введение (1ч)
Раздел I. Рождение Российской империи. (14 часов)
Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и
Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.
Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие
бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое
посольство
и
его
значение.
Сподвижники
Петра
I.
Экономическая
политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической
индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в
создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и
подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф
1724 г. Введение подушной подати. Социальная политика. Консолидация дворянского
сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о
рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям:
расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение
крестьян. Переписи населения (ревизии). Реформы управления. Реформы местного
управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат,
коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления.

Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Первые гвардейские полки.
Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Церковная
реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII
в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея. Внешняя
политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их
преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за
гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его
последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей.
Каспийский поход Петра I. Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование
светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы.
Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского
шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и
специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге.
Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура.
Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной
массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы
социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские
государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании.
Изменения в положении женщин.
Повторительно-обобщающий урок. Итоги, последствия и значение петровских
преобразований. Образ Петра I в русской культуре. (1 час)
Раздел II. Россия в 1725-1762годах. Эпоха «дворцовых переворотов» (8 часов)
Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты.
Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.
Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет
министров». Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П. Волынского, Б.Х. Миниха в
управлении и политической жизни страны. Укрепление границ империи на Украине и на
юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет
Российской империи. Война с Османской империей. Россия при Елизавете Петровне.
Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Создание
Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация
внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней
торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.
Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.
Повторительно-обобщающий урок. (1ч)
Раздел III. «Просвещённый абсолютизм» Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление
Екатерины II и Павла I (15 часов)
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения.
«Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных
земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика
правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной
политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты
дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие»
империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание
дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского
купечества
в
налоговой
сфере
и городском
управлении.
Национальная
политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского

гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества.
Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в
Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление
начал толерантности и веротерпимости по отношению к не православным и
нехристианским конфессиям. Экономическое развитие России во второй половине XVIII
века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной
деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное
хозяйство. Дворовые
люди. Роль
крепостного
строя
в
экономике
страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в
развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных
оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост
текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей.
Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины,
Прохоровы, Демидовы и др. Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри
страны. Водно -транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и
др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская,
Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе
и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса. Обострение социальных
противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна
Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества,
народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и
развитие общественной мысли. Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее
основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю.
Войны с Османской империей. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы
российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного
Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и
портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потемкин.
Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г. Участие России в разделах Речи
Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению
российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в
разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий
разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение
Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость.Восстание под
предводительством Тадеуша Костюшко. Участие России в борьбе с революционной
Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф.
Ушакова в Средиземном море.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Определяющее влияние
идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе.
Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в
произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков,
материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его
«Путешествие из Петербурга в Москву». Русская культура и культура народов России в
XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление
взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России.
Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной
культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры
ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и
культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия. Культура
и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство.

Купечество. Крестьянство. Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге.
Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая
Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки.
Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории.
Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия.
Е.Р. Дашкова. М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и
образования. Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание
«новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве,
Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения
для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский
университет. Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его
городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко
в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных
ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения.
Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII
в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. Управление окраинами
империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение
Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты
оседлости.
Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через
отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и
полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее
влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».
Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной
знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта
1801 года.
Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.
Повторительно-обобщающий урок: Россия в конце XVII-XVIII веках. (1 ч)
Урок-практикум (3ч)
9 класс.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
(68 часов из расчёта 3 ч в неделю)
Раздел I. Социально-экономическое развитие России в первой половине 19
века (2 часа)
Новые веяния в сельском хозяйстве. Влияние крепостничества на развитие
сельского хозяйства. Влияние крепостного права на развитие промышленности.
Внутренняя и внешняя торговля, развитие транспорта. Финансовая система.
Раздел II.Российская империя в царствование Александра I. (7 часов)
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы.
Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного
управления. М.М. Сперанский. Внешняя политика России в XIX веке. Участие в
антинаполеоновской коалиции. Тильзитский мир. Война России с Францией 1805-1807 гг.
Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский
мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой
истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли
России после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Либеральные и
охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815

г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз
спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14
декабря 1825 г.
Раздел III. Российская империя в царствование Николая I (6 часов)
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Реформаторские и
консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях
политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни:
централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура,
попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных
крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие,
самодержавие,
народность». Формирование
профессиональной
бюрократии.
Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. Расширение
империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа:
особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе.
Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая
оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г. Крепостнический социум. Деревня и город
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и
крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в
России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух
столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское
самоуправление.
Раздел IV Начало золотого века русской культуры (4 часа)
Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Национальные корни
отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области
культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм.
Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы.
Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие
науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность
Русского
географического
общества.
Школы
и
университеты.
Народная
культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в
усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры. Пространство империи:
этнокультурный облик страны. Народы России в первой половине XIX в. Многообразие
культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии
(католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов.
Раздел V Эпоха Великих реформ Александра II. (9 часов)
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому
обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская
и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и
развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в
правовом строе страны. Конституционный вопрос. Многовекторность внешней политики
империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и
Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание
Хабаровска. Либеральный лагерь в общественном движении второй половины XIX века.
Идеологи революционного лагеря. А.И. Герцен, Н. П. Огарев, Н.Г. Чернышевский.
Революционные кружки и организации. Основные направления в народничестве.
Пропагандистское направление, П.Л. Лавров, «бунтарское» направление, М.А. Бакунин.
«Заговорщическое» направление. П.Н. Ткачев. «Хождение в народ». Новая «Земля и воля»
и ее распад.

Раздел VI. Российская империя в царствование Александра III (7 часов)
Александр III: между либералами и консерваторами. Политика «консервативной
стабилизации». Внешнеполитический курс Александра III. Россия на Балканах. Россия и
европейские страны. Александр Миротворец. Общественное и рабочее движение в 1880 –
1890 – е годы. Консерваторы: за сохранность самодержавия. Либералы: между
консерваторами и революционерами. Народничество. Первые рабочие организации.
Распространение марксизма в России. Многообразие религий в России. Церковь в системе
государственного управления. Политика по укреплению положения церкви в государстве.
Церковь во второй половине XIX века.
Раздел VII. Социально-экономическое развитие России во второй половине
XIX века. (5 часов)
Развитие сельского хозяйства. Два пути развития капитализма в сельском
хозяйстве. Аграрная проблема после отмены крепостного права. Развитие капитализма в
сельском хозяйстве. Аграрное перенаселение. Раскрестьянивание. Социальное расслоение
в деревне. Промышленность и транспорт в пореформенное время. Развитие торговли и
банков. Деятельность С.Ю. Витте. Индустриализация в условиях самодержавной
монархии. Повседневная жизнь слоев населения России в XIX веке. Быт крестьян. Быт
привилегированных сословий. Новшества в жизни городских обывателей.
Раздел VIII. Продолжение Золотого века русской культуры (5 часов)
Просвещение и наука. Образование и усиление контроля за системой образования.
Успехи в сфере образования и книгоиздания. Достижения российской науки.
Периодическая печать и литература. Либеральная и консервативная журналистика.
Литература как отражение общественных процессов. Литература народов России. Новые
течения в архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке. Бунт в Акадении
художеств. Скульптура и архитектура: поиск новых форм. Музыкальное искусство и
театр. Художественная культура народов России.
Раздел IX. Российская империя при Николае II. 1894 – 1914 гг. (15часов)
Россия в системе между международных отношений.
Индустриализация.
Отечественный и иностранный капитал. Аграрный вопрос. Социальные, религиозные и
национальные отношения в империи. Территория и население. Имперский центр и
регионы. Разложение сословных структур: дворянство и крестьянство. Формирование
новых социальных слоев. Николай II и самодержавная государственность. Нарастание
оппозиционных настроений. Борьба профессиональных революционеров против
самодержавия. Внешняя политика России в начале XX века.
Политика на Дальнем
Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское
сражение. Взаимоотношения власти и общества. Первая российская революция 1905-1907
гг. Начало парламентаризма Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на
посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз
освобождения». Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных
протестов. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г.
Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов.
«Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест
17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии,
массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалистыреволюционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии
(кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с
революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве.
Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг. Избирательный закон 11

декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные
государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы:
итоги и уроки. Общество и власть после революции Уроки революции: политическая
стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных
реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание
социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр.
Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в
Государственной Думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и
участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы. «Серебряный век»
российской культуры Новые явления в художественной литературе и искусстве.
Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись.
«Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и
новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского
кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между
образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения
гуманитарных наук. Формирование русской философской школы.
Повторительно-обобщающие уроки – 5 часов
Урок-практикум – 3 часа

Количество часов

Тематическое планирование
Класс

44

6

44

7

44

8

Россия в конце XVIIXVIII веках.

68

9

Российская империя в IXX начале XX века.

Введение

Рабочая программа по
классам
История России с
древнейших времён до XVI
века.
История Россия в XVI-конец
XVII в.

6 класс - 44 ч
От Древней Руси к Российскому государству. VIII-XV вв.
Наименование темы
Количество
Содержание
часов
воспитательного
потенциала урока
Побуждение
1
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со

Народы и государства на территории нашей
страны в древности

4

Русь в IX – в первой половине XII в

12

Русь в середине XII – начале XIII в.

5

Русские земли в середине XIII - XIV в

7

Русские земли в XIII – первой половине XV в

4

старшими
(педагогами) и
сверстниками
(учащимися).
Привлечение
внимания учащихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений.
Организация
их
работы с получаемой
на уроке социально
значимой
информацией:
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к
ней отношения.
Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию
учащимся примеров
ответственного,
гражданского
поведения.
Проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе.
Применение на уроке
интерактивных форм
работы с учениками:
интеллектуальных
игр, дидактического
театра для

Формирование единого Русского государства в
XV веке.

5

Повторительно-обобщающие уроки

6

стимулирования
познавательной
мотивации
школьников.
Применение на уроке
дискуссий,
содействующие
учащимся в
обретении опыта
ведения
конструктивного
диалога;
Применение на уроке
групповой работы
или работы в парах,
которые учат детей
командной работе и
взаимодействию с
другими учениками.

Итого: 44 часа

7 класс – 44 ч
Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству. 44 часа
Наименование темы
Количество
Содержание
часов
воспитательного
потенциала урока
Создание Московского государства.
Привлечение
10
внимания учащихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений.
Организация
их
Смута в России.
6
работы с получаемой
на уроке социально
значимой
информацией:
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к
ней отношения.
«Богатырский век»

6

Использование
воспитательных

«Бунташный век»

6

Россия на новых рубежах

2

В канун великих реформ.

5

Итоговое повторение и обобщение

5

Урок-практикум

4

возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию
учащимся примеров
ответственного,
гражданского
поведения.
Проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе.
Применение на уроке
интерактивных форм
работы с учениками:
интеллектуальных
игр, дидактического
театра для
стимулирования
познавательной
мотивации
школьников.
Применение на уроке
дискуссий,
содействующие
учащимся в
обретении опыта
ведения
конструктивного
диалога;
Применение на уроке
групповой работы
или работы в парах,
которые учат детей
командной работе и
взаимодействию с
другими учениками.
Инициирование и
поддержку
исследовательской
деятельности
учащихся в рамках
реализации ими

индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
школьникам
возможность
приобрести навыки
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
генерирования и
оформления
собственных идей,
уважительного
отношения к чужим
идеям, публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей
точки зрения».
Итого: 44 часа
8 класс -44 ч
История Россия в конце XVII-XVIII века.
Наименование темы
Количество
Содержание
часов
воспитательного
потенциала урока
Введение
1
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(педагогами) и
сверстниками
(учащимися).
Рождение Российской империи
14
Привлечение
внимания учащихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений.
Организация
их
Повторительно-обобщающий урок
1
работы с получаемой
на уроке социально
значимой
информацией:
инициирование
ее

обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к
ней отношения.
Россия в 1725-1762 годах

8

Повторительно-обобщающий урок

1

«Просвещённый абсолютизм» правление
Екатерины 2

16

Урок-практикум

2

Повторительно-обобщающий урок по курсу.

1

Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию
учащимся примеров
ответственного,
гражданского
поведения.
Проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе.
Применение на уроке
интерактивных форм
работы с учениками:
интеллектуальных
игр, дидактического
театра для
стимулирования
познавательной
мотивации
школьников.
Применение на уроке
дискуссий,
содействующие
учащимся в
обретении опыта
ведения
конструктивного
диалога;
Применение на уроке
групповой работы
или работы в парах,
которые учат детей

командной работе и
взаимодействию с
другими учениками.
Итого: 44 ч.
9 класс – 68 ч

Российская империя в XIX – начале XX вв.
Наименование темы

Количество
часов

Введение

1

Социально-экономическое развитие России в
первой половине XIX в.

2

Российская империя в царствование
Александра I

7

Российская империя в царствование Николая I

6

Содержание
воспитательного
потенциала урока
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(педагогами) и
сверстниками
(учащимися).
Привлечение
внимания учащихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений.
Организация
их
работы с получаемой
на уроке социально
значимой
информацией:
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к
ней отношения;
Проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе.

Начало золотого века русской культуры

4

Эпоха великих реформ Александра II

9

Российская империя в царствование
Александра III

7

Социально-экономическое развитие России во
второй половине XIX века

5

Продолжение золотого века русской культуры

5

Российская империя при Николае II. 1894 –
1914 гг

15

Применение на уроке
интерактивных форм
работы с учениками:
интеллектуальных
игр, дидактического
театра для
стимулирования
познавательной
мотивации
школьников.
Применение на уроке
дискуссий,
содействующие
учащимся в
обретении опыта
ведения
конструктивного
диалога;
Применение на уроке
групповой работы
или работы в парах,
которые учат детей
командной работе и
взаимодействию с
другими учениками.
Включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию учащихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
Организация
шефства
мотивированных и
эрудированных
учеников над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
обучающимся
социально значимый
опыт сотрудничества
и взаимной помощи.
Привлечение
внимания учащихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках

Повторительно-обобщающий урок

4

Урок-практикум

3

явлений.
Включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию учащихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
Инициирование и
поддержку
исследовательской
деятельности
учащихся в рамках
реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
школьникам
возможность
приобрести навыки
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
генерирования и
оформления
собственных идей,
уважительного
отношения к чужим
идеям, публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей
точки зрения».

Итого: 68 часов

Приложение 1
Критерии оценивания
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение
излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи.

Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное
исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной –
двух ошибок.
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
%
Отметка
50-65

«3»

65-84

«4»

86-100

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отме
Содержание
тка/
2

3

4

Общая информация. Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не
дана.
Тема. Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или
не верны.
Применение и проблемы. Не определена область применения данной темы.
Процесс решения неточный или неправильный.
Общая информация
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.
Тема
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Применение и проблемы. Отражены некоторые области применения темы.
Процесс решения неполный.
Общая информация
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
Тема. Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал.
Применение и проблемы. Отражены области применения темы. Процесс
решения практически завершен.

Приложение 2

Содержание учебного предмета для индивидуального обучения на дому
6 класс.
От Древней Руси к Российскому государству. VIII-XV вв.

Название разделов

Количество часов
1

Введение
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Русь в IX – в первой половине XII в
Русь в середине XII – начале XIII в.
Русские земли в середине XIII - XIV в
Русские земли в XIII – первой половине XV в
Формирование единого Русского государства в XV веке.
Итого: 22 часа

2
6
4
4
3
2

7 класс.
Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству.
Название разделов
Создание Московского государства.
Смута в России.
«Богатырский век»
«Бунташный век»
Россия на новых рубежах
В канун великих реформ.
Итоговое повторение и обобщение
Урок- лабораторная
Урок-практикум
Итого: 22 часа

Количество часов
5
3

3
3
1
3
2
1
1

8 класс.
История России в конце XVII-XVIII века.
Название разделов
Введение
Рождение Российской империи
Повторительно-обобщающий урок
Россия в 1725-1762 годах
«Просвещённый абсолютизм» правление Екатерины 2
Урок-практикум
Повторительно-обобщающий урок по курсу.

Количество часов
1
6
1
4
7
1

2

Итого: 22 ч.
9 класс – 34 ч

Российская империя в XIX – начале XX вв.
Название разделов

Количество часов

Введение
Социально-экономическое развитие России в первой половине
XIX в.
Российская империя в царствование Александра I
Российская империя в царствование Николая I
Начало золотого века русской культуры
Эпоха великих реформ Александра II
Российская империя в царствование Александра III
Социально-экономическое развитие России во второй половине
XIX века
Продолжение золотого века русской культуры
Российская империя при Николае II. 1894 – 1914 гг
Повторительно-обобщающий урок
Урок-практикум

0,5
1
3
2
1,5
3
3
3
2
2
1
1

Итого: 23 часа

В изучение курса История России. Всеобщая история. включён региональный
компонент
5 кл – 1,5 ч, + ОДНКНР – 1,5ч,
6 кл – 2 ч,
7 кл – 2,5 ч,
8 кл – 2ч,
9 кл – 2 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».