Музыка

Пояснительная записка
Программа составлена для учащихся 5-8 классов, перешедших на обучение по
новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего
образования» (ФГОС ООО). Программа соответствует требованиям ФГОС. Программа по по
предмету «Искусство. Музыка»
для основной школы составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
основного общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также
учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования
универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с
примерными программами начального общего образования.

Нормативная база рабочей программы.
Настоящая рабочая программа «Искусство. Музыка» для основной школы составлена
на основе нормативных документов.

Закон РФ «Об образовании»от 29.12.2012 г.№273ФЗ.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12 г. 2010. №1897 (Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования)

Авторскоя программа Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина, И.Э.
Кашекова, и основными идеями музыкально - педагогической концепции Д.Б.
Кабалевского.
В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия
деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации
содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. В большей
степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства:
восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервнопсихических перегрузок учащихся.
В связи с тем, что ключевым требованием ФГОС ООО является духовнонравственное воспитание школьников, программа основана на обширном материале,
охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать
духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной
культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой
части духовной культуры.
Задачи реализации данного курса:
 Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой
отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт
поколений;
 Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала,
ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной
деятельности;

 Воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с
искусством;
 Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании
музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств
художественной выразительности разных видов искусства.
 Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности;
 Формирование умений и навыков художественного самообразования.
Общая характеристика предмета
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и
ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к
музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение
опыта музыкально творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к
отечественным и мировым культурным традициям. Курс музыки в основной школе
предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов
музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов
музыкального
самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием
классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.
Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большой степени
деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы
школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и
эстетических представлений об окружающем мире.
Основное содержание образования в программе представлено содержательными
линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»,
«Музыка в современном мире: традиции и инновации». Содержательные линии
ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При
этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания
учебников, распределения учебного материала и времени его изучения.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая,
стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие
смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и
камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые
направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной
и инструментальной). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство
зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных
средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Преобразующая сила музыки как вид искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка.
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь
и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие
закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник
непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и
трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонато-симфонический цикл. Воплощение единства

содержания и художественной формы. Взаимодействия музыкальных образов,
драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной
музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX — XVIII вв., зарубежная и русская
музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика
национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное
творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки
и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка:
песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы,
образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная
музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и
неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз
и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рокмузыка (рок-опера, рок-н-ролл, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационнокомуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся
отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение:
соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а capella. Певческие голоса: сопрано,
меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные
инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра:
симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый
оркестр.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка,
его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства
сопричастности к миру музыки. Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта
эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их
музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний,
формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Методологическим основанием данной программы служат современные научные
исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины
мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы,
является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного
музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и
отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Ознакомление в
исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества,
произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и
целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной
деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной
культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое,
ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкальнопластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют
раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность
почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационнообразном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального
искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки,
сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов
искусства.

Место учебного предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в
соответствии с количеством часов, указанных в базисном плане образовательных учреждений
общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5-8 классах в объеме не менее 105 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения
содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека,
его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и
профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей,
музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы
невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам
адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в
наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда
произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся
войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать
художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее
интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата
музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме
самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных
произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только
на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах
класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и
планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию
личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего
школьника.

Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

 Общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий
в мире музыки;
 Устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным
видам музыкально-творческой деятельности;
 Понимание интонационно - образной природы музыкального искусства, средств
художественной выразительности;
 Осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества,
отечественного и зарубежного музыкального наследия;
 Рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных
произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
 Применение специальной терминологии для классификации различных явлений
музыкальной культуры;
 Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов
мира;
 Расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой
деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
 Освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для
реализации собственного творческого потенциала;
 Общее представление о композиторах и отдельных произведениях и стилях своего
края.
Личностными результатами изучения музыки являются:
 развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству;
 реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)
музицирования при воплощении музыкальных образов;
 позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
 освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях:
 сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведени
ями разных видов искусства;
 работа с разными источниками информации; стремление
к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
 умение участвовать в музыкально-эстетической жизни
класса, школы, города
и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решен
ии различных задач.
Предметными результатами изучения музыки являются:
 устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различн
ым видам музыкально-творческой деятельности;
 понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной
картине мира;
 освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

 знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различ
ных видах учебно-творческой деятельности.
Выпускник научится:
 понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
 анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
 определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
 различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
 различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
 производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
 понимать основной принцип построения и развития музыки;
 анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
 понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
 определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен;
 понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
 понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
 распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
 узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
 различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
 называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
 узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
 определять тембры музыкальных инструментов;

 называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
 определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
 владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
 узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
 определять характерные особенности музыкального языка;
 эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
 анализировать
произведения
выдающихся
композиторов
прошлого
и
современности;
 анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
 творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
 выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета
в творчестве различных композиторов;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
 определять характерные признаки современной популярной музыки;
 называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
 анализировать творчество исполнителей авторской песни;
 выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
 находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
 сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
 понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
 называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
 определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
 владеть навыками вокально-хорового музицирования;
 применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
 передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
 проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;

 понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
 эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
 приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
 применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
 обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
 использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
 понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
 понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
 определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
 распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
музыки;
 различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
 передавать свои впечатления в устной и письменной
форме; развивать навыки
исследовательской
художественно-эстетической деятельности (выполнение
индивидуальных и коллективных проектов);
 заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации
культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки
и пр., посещении концертов, театров и др.;

Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства.
Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки
(музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств
художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в
музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь
песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествие в музыкальный театр: опера,
балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 17 ч.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические события,
картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства.
Об раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и
красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная
живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального
сочинения Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка.
Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника.
Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном
искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных произведений.
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч).
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы.
Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой
концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста
и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая,
оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра,
синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное
пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал,
токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз,
современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных
произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч).
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов
на основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение
литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образпейзаж и др. Внепрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия,
баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная
симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов:
мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч).
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора:
Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические,
драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкальнодраматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет:
дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де,
музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя
(«искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч).
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы
воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии
крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация
искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные
интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские
коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения
учащимися содержания музыкальных произведений.

Жанровое многообразие музыки
8 класс
Искусство в жизни современного человека (3ч).
Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и
литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как
хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с
целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными
традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики,
произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора,
храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального
художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и
художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Искусство открывает новые грани мира (7 ч).
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт
человека, его знаний и представлений о мире. Искусство рассказывает о красоте Земли:
пейзаж в живописи, музыке, литературе. Образы природы, человека, окружающей жизни в
произведениях русских и зарубежных мастеров. Образы природы, человека, окружающей
жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров Человек в зеркале искусства: портрет
в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи,
графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве. Музыкальный фольклор.
Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания,
былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная
музыка. Видение мира в произведениях современных художественных направлений
(натюрморты и жанровые картины).
Искусство как универсальный способ общения – (7 ч).
Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного
и
зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Процесс художественной
коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные
выставки, конкурсы, фестивали, проекты).Способы художественной коммуникации. Знаковосимволический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры.
Символика в скульптуре, живописи. Искусство художественного перевода – искусство
общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Красота в искусстве и жизни - (10 ч).
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений
разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и
других искусствах. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека
на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Символы красоты: скульптурный
и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Соединение в
художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и
порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в
различные эпохи Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной

музыки. Красота и польза. Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида
искусства.
Прекрасное пробуждает доброе - (8 ч).
Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного
изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Красота
творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантовисполнителей, художников, артистов. Красота природы родной земли в живописи.
Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. Героический пафос в
монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях. Сюжеты и
образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве.
Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка
в театре и кино. Исследовательский проект.

Тематическое планирование
5 класс.
Тема

Кол-во Инд.обуч
часов(1
(0,5
ч/нед)
ч/нед)
17
9

1

Музыка и
литература

2

Музыка и
изобразительное
искусство

17

8

Итого

34

17

Инд.обуч
(0,25
ч/нед)
5

4

Содержание
воспитательного
потенциала урока
- Ознакомление в исполнительской

и
слушательской деятельности с образцами
народного творчества, произведениями
русской и зарубежной музыкальной
классики,
современного
искусства.
Знакомство
с
различными
видами
музыкальной
деятельности
помогает
учащимся
приобщаться к духовным
ценностям музыкальной культуры.

установление
доверительных
отношений
между
педагогом
и
учащимися,
способствующих
позитивному восприятию школьниками
требований
и
просьб
учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими
(педагогами)
и
сверстниками
(учащимися),
принципы
учебной
дисциплины и самоорганизации;
- развитие эмоционального отклика на
музыку, ее образного восприятия в
процессе разнообразных видов активной
музыкальной деятельности, прежде всего
исполнительской.
- раскрытие творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения
ценить
прекрасное,
воспитание
ценностного отношения обучающихся к
культуре и общее духовно-нравственное
развитие.

9

6 класс.
Тема

1

Мир образов
вокальной и
инструментальной

2

Мир образов
камерной и
симфонической
музыки.

Кол-во Инд.обуч Инд.обу Содержание
часов(1
(0,5
ч (0,25 воспитательного потенциала
ч/нед)
ч/нед)
ч/нед) урока

вовлечение
обучающихся
в
17
9
5

17

8

4

интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в
общих делах;
- создание благоприятных условий для
самореализации
обучающихся,
направленных на раскрытие их творческих
способностей,
формирование
чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание
ценностного
отношения
обучающихся к культуре и их общему
духовно-нравственному развитию.

Итого

34

17

9

7 класс.

1

2

Основное
содержание
по темам
Особенности
музыкальной
драматургии
сценической
музыки
Особенности
драматургии
камерной и
симфонической
музыки.
Итого

Кол-во Инд.обуч Инд.обу Содержание
часо(1
(0,5
ч (0,25 воспитательного потенциала
ч/нед)в
ч/нед)
ч/нед) урока
16
8
4
- воспитанию и формированию у

18

9

34

17

5

учащихся эмоциональной отзывчивости,
способности сопереживать другому
человеку, творческого самовыражения,
художественного творческого мышления,
воображения, интуиции, трудолюбия,
чувства коллективизма.
- создание благоприятных условий для
самореализации
обучающихся,
направленных на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса
и
умения
ценить
прекрасное,
на
воспитание
ценностного
отношения
обучающихся к культуре и их общему
духовно-нравственному развитию.

9

8 класс.

1

Основное
содержание
по темам
Искусство в жизни
современного
человека. (3ч)

Кол-во Инд.обуч
часо(1
(0,5
ч/нед)в
ч/нед)

Инд.обуч
(0,25
ч/нед)

Содержание
воспитательного
потенциала урока

3

2

1

использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета через демонстрацию учащимся
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;

2

Искусство открывает
новые грани
мира.(7ч).

7

3

1

- Ознакомление в исполнительской и
слушательской деятельности с образцами
народного творчества, произведениями
русской и зарубежной музыкальной
классики, современного искусства и
целенаправленное педагогическое
руководство различными видами
музыкальной деятельности помогает
учащимся приобщаться к духовным
ценностям музыкальной культуры.

3

Искусство как
универсальный
способ общения.(7ч).

7

3

2

- Повышается познавательная мотивация

Красота в искусстве
и жизни.(10ч).

10

4

5

3

школьников, развивается опыт ведения
конструктивного диалога, командной
работы; повышается внимание
школьников к обсуждаемой информации
и познавательная деятельность учеников.
- создание благоприятных условий для
самореализации
обучающихся,
направленных
на
раскрытие
их
творческих способностей, формирование
чувства вкуса и
умения ценить

прекрасное, на воспитание ценностного
отношения обучающихся к культуре и их
общему
духовно-нравственному
развитию.

5

Прекрасное
пробуждает
доброе.(8ч).

8

4

Итого

34

17

2


вовлечение обучающихся в
интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего
личностного
развития
социально
значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;

9

Критерии оценивания по предмету «Музыка»
Число зачетных работ и время проведения (не менее 3 за четверть) или полугодие.
Зачеты делятся на тематические, которые проводятся в конце изучения темы и направлены на
проверку усвоения материала в целом и текущие, проводятся систематически, в ходе
изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
Оцениванию подлежат три основные группы результатов: личностные,
метапредметные и предметные. Оценка личностных результатов осуществляется
в безотметочной форме; метапредметные и предметные - в отметочной форме.
Результаты метапредметной группы оцениваются по уровням:
- высокий уровень - 85-100%;
- уровень выше среднего - 70-84%;
- средний уровень - 40-69 %;
- низкий уровень — менее 39 %.
Шкала перевода процентного соотношения в балльную систему при
оценивании тестов, в которых есть задания не только базового, но и повышенного
уровня: менее 29% «2»;
70-100% «5» ;
50-69% «4» ;
30-49% «3»
"Зачет/незачет" – оценка, свидетельствующая об освоении опорной системы знаний и
правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона заданных задач построенных
на опорном учебном материале.
Тестовое задание
Выполнено менее 65% - «2»(низкий уровень)
выполнено 65% работы - «3»(базовый уровень)
выполнено 80% работы - « 4»(повышенный уровень)
выполнено 95-100% работы - «5»(высокий уровень)
Музыка
Классификация ошибок и недочетов
Ошибки:
- незнание текста песни;
- неверное определение жанра музыкального произведения (песня, танец, марш);
- ошибки в определении основ музыкальной грамотности (лад, регистр, тембр и др.)

Недочеты:
- неверное определение на слух музыкального произведения;
- незнание автора музыкального произведения.
Особенности организации контроля по музыке
Тестовые задания- динамичная форма проверки, направленная на установление
уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных
учебных ситуациях.
Проектная работа или учебно-исследовательская работа - форма проверки
уровня сформированности универсальных учебных действий.
Обучающемуся, регулярно посещающему групповые консультации, выполняющему
домашние работы, выполнившему все обязательные работы, отметка за зачётный раздел
может быть выставлена «автоматом», то есть по текущим и контрольным отметкам. Зачет
подлежит пересдаче, если обучающийся не выполнит минимальный уровень, т.е.
образовательный стандарт, причем пересдается не весь зачет целиком, а лишь те виды
заданий, с которыми обучающийся не справился.
Зачетная система позволяет ученику исправлять свои ошибки.
Нормы оценивания учебного предмета «Музыка»
Оценка устного ответа по результатам слушания музыкальных произведений
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные
произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам
музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной
литературы.
Учитывается -степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения
через средства музыкальной выразительности; -самостоятельность в разборе музыкального
произведения; -умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные
обобщения на основе полученных знаний.
Отметка. Критерии отметки
Высокий «5» - отлично
ученик может обосновать свои суждения, даёт правильный и полный ответ, включающий
характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной
выразительности, ответ самостоятельный. знание мелодической линии и текста песни; чистое
интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение, умение петь в
ансамбле, хоре (в унисон, первым или вторым голосом), исполнять произведение сольно под
аккомпанемент учителя или фонограмму.
Повышенный «4» - хорошо
ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5»; ответ
правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения,
средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. ставится за
знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое, ритмически правильное
интонирование; умение петь в ансамбле, хоре (в унисон, первым или вторым голосом),
исполнять произведение сольно под аккомпанемент учителя или фонограмму, но
недостаточно выразительно.
Базовый «3» - удовлетворительно
ответ ученика правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты
недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. ставится за неточности в
исполнении мелодии и текста песни; неуверенное и не точное, иногда фальшивое исполнение
в ансамбле, хоре, ритмические неточности; невыразительное исполнение.

Низкий «2» - плохо
ученик обнаруживает незнание и непонимание услышанного материала, но отвечает на
некоторые наводящие вопросы учителя, откликается эмоционально. Нормы и основные
критерии оценки вокально-хорового исполнения Для оценивания качества выполнения
учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное
прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных позволит дать более объективную оценку качества
выполнения учеником певческого задания, создать наиболее благоприятные условия
опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий
диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику
исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только
фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Критерии оценки для учащихся с ОВЗ:
Отметка «5» - ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение
теоретических понятий с опорой; ученик обнаруживает понимание всего материала, может
обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры
по учебнику. умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала в
соответствии с трехчастной структурой ответа, излагает материал последовательно и
правильно с точки зрения норм литературного языка с незначительной помощью учителя;
Отметка «4» - ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение
теоретических понятий с опорой;
ученик обнаруживает понимание большей части материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры по учебнику.
ученик умеет составить полный и правильный ответ на основе задаваемых 2-3 вопросов
учителя или по предложенному учителем плану в соответствии с трехчастной структурой
ответа, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка с незначительной помощью учителя;
Отметка «3» -ученик отвечает на поставленные учителем вопросы, при этом более 50%
ответов правильны; ученик делает вывод на основе поставленного вопроса.
Отметка «2» - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного
материала; - не знает и не понимает основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов; - не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
Примечание: относятся:
1.

незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории;

2.

неумение выделить в ответе главное;

3.

неумение применять теоретические знания на практике;

4.

неверные объяснения хода решения учебной задачи;

5.


незнание приемов решения учебных задач, аналогичных ранее решенным в классе,
ошибки, показывающие неправильное понимание теоретических знаний.
негрубым ошибкам относятся:

1.

неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные
несоблюдением условий решения учебной задачи;

2.

ошибки в условных обозначениях, в схемах, неточности в чертежах, графиках;

3.

пропуск или неточное написание теоретических наименований;

4.

нерациональный выбор хода решения учебной задачи.

5.

речевые и грамматические ошибки.

К недочетам относятся:
1.

отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;

2. небрежное
выполнение
записей,
чертежей,
схем,
графиков;
3. исправления, сделанные самим учеником; описки, пропуски букв;
3. орфографические и пунктуационные ошибки (на всех предметах, кроме русского
языка).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методический комплекс для учащихся:
 Учебник« Музыка», 5 -7 классы. Авторы Е. Д. Критская, Г. П.Сергеева, Т.С. Шмагина
М.; Просвещение.2010
 Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры»
при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда
подготовки кадров (НФПК).
 Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
 Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Учебник: «Искусство» - Г. П..Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская 8-9 классы.
М.Просвещение 2012.Учебник «Музыка».4- изд.- М.: Просвещение, 5класс - 2011, 6,7
класс-2010, учебник «Искусство» 2012.
 Поурочные планы по учебнику. Авт. Сост. В. М. Самигулина. Волгоград. Учитель
2006.
 Как рассказывать детям о музыке?/Д. Кабалевский.- М.,2005
 Классическая музыка от и до. Стефан Коллинз.М, 2000
 Фонохрестоматии 5, 6, 7.8,9 класс М: Дрофа 2002
 Аудиокассеты с 5-9 класс
 Шедевры музыки. СД- РОМ.-М., 2005
 Энциклопедия классической музыки.- СД-РОМ.- М, 2005
 Магнитофон, баян, фортепиано, музыкальные инструменты, телевизор,
видеомагнитофон, домашний кинотеатр, компьютер.

Экранно-звуковые пособия:
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Организация образовательного процесса:
Форма: урок
Формы организации урока: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления
знаний, комбинированный урок, беседа, урок-концерт.
Методы: обьяснительно-иллюстративный, вопросно-ответный, словесный, наглядный,
частично-поисковый, проблемный, метод художественного нравственно-эстетического
познания музыки, интонационно-стиливого постижения музыки, концентричности
организации музыкального материала, «забегания вперёд и возвращения к пройденному»,
создание «композиций» игры.
Формы диагностики:
 Письменное тестирование (на основе звучащей музыки, ассоциативных связей,
диагностики).
 Наблюдение «Дневник наблюдений»,- выявление уровней высокий, средний, низкий.
 Творческие задания.
 Участие в разработке, презентации исследовательских ученических проектов.
Технологии: обьяснительно-иллюстративного обучения, развивающего обучения,
мастерская, проблемное изучение материала, игра, концертные выступления
Мониторинг реализации образовательной программы по предмету:
Промежуточная аттестация, музыкальная викторина, урок – концерт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».