ОБЖ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основам безопасности жизнедеятельности » для 8-9 классов является
компонентом основной образовательной программы основного общего образования школы, составлена в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, примерной образовательной программы по ОБЖ_ для основного общего образования,
авторской программы по ОБЖ А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности
жизнедеятельности». Рабочие программы. 5 – 9 классы. Москва, «Просвещение», 2020г., и позволяет
формировать УУД по предмету.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были
достигнуты следующие цели:
 безопасное повеление учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
 понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
 принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства,
ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
 антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
 отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
 готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
 Достижение лих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
 формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной
среде и в
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
 формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
 выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и
отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному повелению.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс предназначен для:
•

формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в
повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека:
•
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности окружающих;
•
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и
угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей:
•
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения,
отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении
содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия
терроризму и экстремизму в Российской Федерации».
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на
положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в
том числе:
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом
Президента Российской Федерации от «2 мая 2009 г. № 537);
• Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.
(утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), а также на
Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования второго поколения.
3.МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 8 по 9 класс из расчёта I ч в
неделю для каждой параллели (всего 68 ч).

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного без опасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной,
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных
интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира:
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственною поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять поняли, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и
чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли
решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
• освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
 классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;
 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства
правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для
личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера
для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае
эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;

 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и
наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние
своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы
данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для
доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.

5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
• Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах.
• Безопасность в быту. Безопасность на водоёмах.
• Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
• Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность.
• Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
• Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
• Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера
• Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РФ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
•
•

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
Организационные основы по обеспечению зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного
и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В РФ
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства.
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Противодействие терроризму в
мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
до 2020 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской
деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК)
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке
развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями
экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании
антитеррористического поведения.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование
антитеррористического поведения
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в
террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение,
участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в метах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание
в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Основы здорового образа жизни

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Оказание первой помощи. Первая помощь и правила её оказания. Средства оказания первой
помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи,
меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при массовых
поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.

6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные
письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и
учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический
контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно
большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и
умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы,
самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание
рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит

ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой
ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на
оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в
новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным
при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов
и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в
ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении
простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач,
требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой
ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех
негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо
для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа
ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также
структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать
обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной
негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил
не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки,
не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или
правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает
необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих
получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три
недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков,
что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были
допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ
не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями
государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят
из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и
глубине.

Тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс»
1 час в неделю, всего 34 ч.
ОБЖ. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Смирнов А.Т.; Хренников Б.О. – М.:
Просвещение
№

тема

Количество
часов

Индивид.
Обучение
(0,5ч.)

Индивид.
Обучение
( 0,25ч.)

1

Обеспечение
личной
безопасности в
повседневной
жизни

17

8

2

Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера

17

8

Виды, формы и
содержание
деятельности
учащихся

Содержание
воспитательного
потенциала уроков

4

Установление
доверительных
отношений в
результате
диалога, бесед
между
педагогом и
учащимися.
Выявлять
взаимосвязь
человека и
живой
природы.

4

Включение в
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
учащихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе

Совершенствуются
коммуникативные
навыки,
формируется
познавательный
интерес к
предмету,
формирование
позитивного
восприятия
школьниками
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации.
Привлечение
внимания
учащихся к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
вырабатывается
личное отношение
учащихся к
образованию как
ценности.

Итого
34
16
8
Тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс»
1 час в неделю, всего 34 ч.
ОБЖ. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Смирнов А.Т.; Хренников Б.О. – М.:
Просвещение
№

тема

Количество
часов

Индивид.
Обучение
(0,5ч.)

Индивид.
Обучение
( 0,25ч.)

Виды, формы и
содержание
деятельности
учащихся

Содержание
воспитательного
потенциала уроков

1

Основы
комплексной
безопасности

12

6

3

2

Защита населения
Российской
Федерации от
чрезвычайных
ситуаций

12

6

3

3

Основы здорового
образа жизни

8

4

2

4

Основы
медицинских
знаний и оказание
первой
медицинской
помощи

2

1

1

Установление
доверительных
отношений в
результате
диалога, бесед
между
педагогом и
учащимися.
Выявлять
взаимосвязь
человека и
живой
природы.

Совершенствуются
коммуникативные
навыки,
формируется
познавательный
интерес к
предмету,
формирование
позитивного
восприятия
школьниками
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации.
Соблюдать
правила работы в
кабинете.
Применение на При
уроках темы
использовании
интерактивных обучающимся
форм;
приобретается
дискуссий,
социально
групповая
значимый опыт
работа.
сотрудничества и
взаимной помощи.
Установление
Использование
доверительных практических,
отношений в
проектных работ
результате
для приобретения
диалога, бесед навыков сам.
между
решения
педагогом и
проблемы,
учащимися.
генерирования и
Выявлять
оформления
взаимосвязь
собственных идей,
человека и
уважительного
живой
отношения к
природы.
чужим идеям
публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования
и отстаивания
своей точки
зрения.
Организация
Привлечение
работы с
внимания
текстами,
учащихся к
заданиями
ценностному
повышенного
аспекту изучаемых
уровня,
на уроках явлений,

обсуждение
информации:
инициирование
ее обсуждения.

Итого

34

17

вырабатывается
личное отношение
учащихся к
образованию как
ценности.
Проводить
биологические
исследования,
сравнивать
строение
растительной и
животной клеток.
Фиксировать
результаты
наблюдений в
тетрадь, делать
выводы.
Соблюдать
правила работы в
кабинете
биологии.

9

ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы
Закон «Об образовании» (последняя редакция).
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской
Федерации 5 октября 2009 г.).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента
Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116).
Постановление Правительства Российской Федерации -О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера* (от 21 мая 2007 г. № 304).
Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента
Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утв.
Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакции).
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15
февраля 2006 г. № 116).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя
редакция).
Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция)
Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» (последняя редакция)
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах* (последняя
редакция).

Федеральный закон *0 пожарной безопасности» (последняя редакция)
Федеральный закон *0 противодействии терроризму» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).
Федеральный закон »0 физической культуре и спорте в Российской Федерации» (последняя
редакция).
Основная и дополнительная литература
Антитеррор. Практикум для горожанина: сб. / сост.: редакция сайта «Антитеррор.Ру*. — М.: Европа,
2005. — (Серия «Войны»),
Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 т. / под ред. С. К Шойгу. — М.:
Игнатенко Л. А. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся / А А.
Игнатенко. — М.: Просвещение, 2010.
Когда не один противостоишь злу...: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 10 кл. обшеобразоват. учреждений с
мультимедийным учеб. в оболочке TеchPro на CD-ROM / под ред. С. К. Шойгу, Ю. Л. Воробьёва, М.
И. Фалеева. — 2-е изд. — М: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.
Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащиеся / И. В.
Сальникова. — М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь: 5 КЛ.: пособие дня
учащихся обшеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. —
М.: Просвещение. 2012.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь: 6 кл.: пособие для
учащихся обшеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. —
М.: Просвещение. 2012.
Терроризм — ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.
Экстремизм — идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. — М.: Просвещение,2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».