ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов разработана на основе - федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) - примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)) - авторской программы по обществознанию для 6-9 классов Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 6-9 классы / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2020 г.). Рабочая программа конкретизирует содержание конкретных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Место предмета в учебном плане. Учебный план отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII, и IX классах по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Включён региональный компонент в количестве 9 часов:6кл - 2ч, 7кл - 2ч, 8кл - 2 ч, 9кл- 3ч. Цель и задачи изучения курса. Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Планируемые результаты освоения курса: Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; •S способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; объяснение изученных положений на конкретных примерах; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию: Познавательные: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационные: • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовые: • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетические: • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативные: • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля. Планируемые результаты освоения содержания курса по обществознанию Выпускник научится: • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы. • Характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • характеризовать основные слагаемые здорового обрезе жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основный возрастных периодов жизни человека; • выделять в модельный и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; • давать на основе полученный знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. Выпускник получит возможность научиться: • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 6 класс (34 ч) Введение (1 ч.) Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника Раздел I. «Загадка человека» (9 часов) Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Раздел II. «Человек и его деятельность» (9 часов) Что такое деятельность. Виды деятельности. Познавательная деятельность. Трудовая деятельность. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Раздел III. «Человек среди людей» (9 часов) Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикумы - (3 часа) Повторительно-обобщающие уроки (3 часа) Тематическое планирование Название раздела Кол-во часов Введение 1 Раздел I. «Загадка человека» 9 Раздел II. «Человек и его деятельность» 9 Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Раздел III. «Человек среди людей» 9 Практикумы 3 Повторительно-обобщающие уроки 3 Итого: 34 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. 7 класс (34 часа) Введение (1 час) Раздел I. Мы живём в обществе (22 ч) Как устроена общественная жизнь. Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения. Что значит «жить по правилам». Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производственная деятельность человека. Производство — основа экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага. Затраты производства. Обмен, торговля, реклама. Обмен. Торговля и её формы. Реклама —двигатель торговли. Домашнее хозяйство. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Бедность и богатство. Богатство материальное и духовное. Прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Человек в обществе: труд и социальная лестница. Значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Положение человека в обществе в зависимости от группы, в которую он входит. Профессиональный успех и положение в обществе. Зачем людям государство. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Почему важны законы. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. Культура и её достижения. Культура вокруг нас. Культурный человек. Раздел II. Наша Родина — Россия (8 ч) Наша страна на карте мира. Наше государство — Российская Федерация. Русский язык как государственный. Патриотизм. Государственные символы России. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. История государственных символов России. Конституция Российской Федерации. Конституция как основной закон страны. Конституция РФ как юридический документ. Гражданин России. Гражданственность. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Мы — многонациональный народ. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга. Практикумы – 2 ч Повторительно-обобщающий урок – 1 ч Тематическое планирование Наименование Раздела Введение Раздел I. обществе Мы Кол-во часов 1 живём в 22 Содержание воспитательного потенциала урока Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и Раздел II. Наша Родина — Россия 8 Практикум 2 Повторительно-обобщающий урок 1 Итого: сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. 34 ч 8 класс (34 часа) Введение (1ч) Раздел I. Личность и общество (5 ч) Что делает человека человеком. Что такое человек. Человек, его личность и деятельность. Его психобиосоциальная сущность. Теории происхождения человека. Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Деятельность. Виды деятельности. Структура деятельности. Поведение. Потребности и способности человека. Развитие общества. Основные сферы жизнедеятельности людей: экономическая, социальная, политическая, духовная. Их характеристика. Взаимосвязь сфер жизни общества. Исторические типы общества. Доиндустриальное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество, его особенности и отличия. Информационное общество. Роль науки, образования, сферы услуг в постиндустриальном обществе. СМИ, их функции. Роль малых предприятий. Что такое личность. Как стать личностью. Свобода — это ответственность. Понятие свободы. Что такое ответственность? Как воспитать в себе ответственность? Чувство долга. Человек культурный. Происхождение слова «культура». Понятие культуры. Виды культуры. Классификация видов культуры. Искусство. Диалог культур. Кого мы называем культурным человеком? Как связаны внутренняя и внешняя культура? Культура и ее наследники. Уважение к прошлому народа, страны. Культурное наследие. Почему нужно беречь культуру? Культура тела. Спорт и здоровье человека. Здоровый образ жизни. Выбор жизненного пути. Что такое жизненный путь? Роль труда в жизни человека, в достижении успеха. Воспитание уважения к труду, чувства человеческого достоинства, любви к людям. Раздел II. Сфера духовной культуры (7 ч) Духовная сфера жизни общества. Духовные ценности. Формы общественного сознания. Наука. Функции науки в обществе. Система наук. Смысл научной деятельности. Положение науки в России. Перспективы развития науки. Религия. Исторические формы развития религии. Мировые религии. Религиозные формы. Веротерпимость и толерантность. Свобода вероисповедания в России. Влияние религии на развитие духовной культуры. Образование. Понятие образования. Функции образования в обществе. Системы образования. Роль самообразования в развитие личности. Образование в современном мире. Непрерывное Гражданское общество. Его независимость от государства. Самоорганизация. Признаки гражданского общества. Причины, препятствующие обществу стать гражданским. Раздел III. Социальная сфера (5 ч) Социальная структура общества. Социальная стратификация. Социальные статусы и роли. Человек в группе. Что такое группа? Воздействие группы на ее членов. Групповые ожидания. Социальная психология. Большие и малые группы. Межличностные конфликты. Группы с отрицательной направленностью. Референтные группы. Лидерство в группе. Нации и межнациональные отношения. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Отклоняющееся поведение. Административное право. Что оно регулирует? Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения, их виды и признаки. Административные наказания, их виды. Уголовное право. Уголовный кодекс РФ. Что такое преступление? Признаки преступления. Виды преступлений, их характеристика. Ответственность по уголовному праву. Уголовное наказание. Виды наказаний. Амнистия. Помилование. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления. Правовая ответственность несовершеннолетних. Наказания несовершеннолетних. Раздел IV. Экономика (11 ч.) Экономика и ее роль в жизни общества. Что такое экономика. Роль экономики в жизни общества. Общественные потребности. Экономические ресурсы, воспроизводимые и невоспроизводимые, их ограниченность. Основные факторы производства. Спрос и предложение. Товар. Цена товара. Услуги. Прибыль. Экономика семьи. Семейный бюджет. Семейные доходы и расходы. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Типы экономических систем. Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Натуральное хозяйство. Командная экономическая система. Советская командная экономика. Дефицит. Что такое рыночная экономическая система? Понятие рынка. Рыночные отношения, их участники. Особенности рыночной экономики. Конкуренция. Экономические циклы. Виды рынков. Смешанный тип экономической системы. Роль государства в управлении экономикой. Экономические законы. Особенности экономического развития России в условиях рыночной экономики. «Средний класс» собственников. Собственность и ее формы. Понятие собственности. Формы собственности: частная, государственная, муниципальная, иные виды собственности. Общая собственность. Предпринимательство. Понятие предпринимательской деятельности. Предприниматель. Российское законодательство и предпринимательская деятельность. Регистрация предпринимательства. Этика предпринимательства. Формы предприятий. Понятие предприятия. Организационно-правовые формы предприятия. Хозяйственное товарищество. Хозяйственное общество. Акционерное общество. Производственный кооператив. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Деньги и банки. Что такое деньги? История появления денег. Функции денег. Денежная масса. Инфляция. Банки. Государственный бюджет. Государственный долг. Финансовый кризис, его причины и последствия. Налоги. Виды налогов. Налоговый кодекс РФ. Налогоплательщики. Налог на доходы физических лиц. Порядок его уплаты. Налоговая декларация. Налоговые льготы. Роль налогов в условиях рыночной экономики. Ответственность в налоговом праве. Административная и уголовная ответственность. Штраф (пеня). Дисциплинарная ответственность. Труд. Отношение к труду. Понятие труда. Рынок рабочей силы. Трудовой договор. Занятость. Экономически активное население. Безработица, ее виды. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Государственная служба занятости. Заработная плата, ее формы. Индексация доходов. МРОТ. Труд в современной экономике. Профессионализм. Изменения на современном рынке труда, их причины. Глобализация, ее характеристика. Транснациональные корпорации (ТНК). Международный валютный фонд (МВФ). Всемирный банк (ВБ). Всемирная торговая организация (ВТО). Глобальная экономика. Международная интеграция. Что нужно, чтобы войти в глобальную экономику? Россия в глобализирующемся мире. Практикумы – 4 часа Повторительно-обобщающий урок – 1. Тематическое планирование Наименование раздела Кол-во часов Введение Раздел I. общество 1 и 5 Раздел II. Сфера духовной культуры Раздел III. Социальная сфера 7 Раздел IV. Экономика 11 Повторительно-обобщающие уроки 1 Практикумы 4 Итого: Личность 5 Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. 34 ч 9 класс (34 часа) Раздел I. Политика (12 ч) Что такое государство? Признаки государства, основные и дополнительные. Функции государства, внутренние и внешние. Может ли общество обойтись без государства? Правовое государство. Идея правового государства. Основные признаки правового государства. Верховенство закона. Конституция Российской Федерации. Что такое конституция? Конституционное (государственное) право. Основы конституционного строя России, его элементы. Формы государственного устройства. Конфедерация. Федерация. Россия как федеративное государство. Органы государственной власти. Сущность разделения властей. Государственная власть в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Правительство Российской Федерации. Судебная власть, ее структура. Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Прокуратура РФ. Генеральный прокурор РФ. Местное самоуправление. Государственные символы России: герб, гимн, флаг. Зачем государству символы? История государственных символов России. Правовая культура, ее составные части. Правовая культура общества. Правовая культура человека — основной результат правового образования. Антикультура. Правовое образование. Правовой нигилизм. Правовой цинизм. Как обрести правовую культуру. Гражданин и государство. Понятие государства. Государственные органы. Ответственность государства перед гражданином. Ответственность гражданина перед государством. Обязанности граждан по Конституции РФ. Власть в обществе. Сущность власти. Виды власти. Властные отношения. Авторитет. Политическая власть, ее структура. Власть и право (власть закона). Что такое политика? Происхождение политики. Нравственность и безнравственность политики. Макиавеллизм. Связь политики с другими сферами жизни общества. Функции политики. Политическая система общества, ее признаки, профессиональные и непрофессиональные субъекты политики. Формы государственного правления. Государства по форме правления. Что такое монархия? Виды монархии. Абсолютная монархия и самодержавие. Ограниченная (парламентарная) монархия. Что такое республика? Признаки республики. Республики в составе СССР. Достоинства и недостатки избирательной системы формирования власти. Формы республики. Президентская республика. Парламентская республика. Смешанная республика. Российская Федерация как республика. Политические режимы: демократия. Понятие демократического режима. Виды демократических режимов. Ценности демократии. Основные признаки демократии. Либерализм как общественно-политическое учение. Либеральная демократия. Особенности современной российской демократии. Политические режимы: авторитаризм, тоталитаризм. Антидемократические режимы, их виды. Что такое тоталитаризм? Тотальный контроль над обществом и человеком. Авторитарный режим, его отличия от тоталитаризма. Политические партии. Их признаки. История политических партий. Многопартийность. Политический плюрализм. Типы политических партий: кадровые (парламентские) и массовые. Политическая направленность партий. Левые и правые партии. Партии политического центра. Федеральный закон «О политических партиях». Выборы в демократическом обществе. Выборы и демократия. Избирательное право. Избирательные права граждан. Правовой статус избирателя. Избиратель. Гражданская ответственность избирателей. Избирательные системы. Процедура выборов. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, их характеристика. Избирательный процесс. Подготовка к выборам. Избирательные участки. Избирательные комиссии, их система. Референдум. День голосования. Человек и политика. Необходимость политических знаний. Способность самостоятельно принимать политические решения. Гражданская активность. «Средний избиратель». Электорат. Политическая культура общества и человека. Зачем человеку участвовать в политике? Раздел II. Право (18 ч.) Что такое гражданин? Понятие гражданина. История возникновения понятия. Человек и гражданин: общее и особенное. Политико-правовое и нравственное содержание гражданственности. Гражданство. Основания приобретения гражданства. «Принцип крови» и «принцип почвы». Двойное гражданство. Лишение гражданства. Что такое право? Значения этого понятия. Нормы права, их особенности. Что такое закон? Какие бывают законы? Источники права, их виды. Зачем надо знать нормы права? Система и отрасли права. Что такое система права? Вертикальное строение права: отрасль права, институт права, норма права. Горизонтальное строение права — классификация по отраслям. Система отраслей российского права. Регулятивные и охранительные отрасли права, их характеристика. Права человека. Понятия прав и свобод человека. Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Структура прав человека. Современное понимание прав человека. Правовой статус человека. Конституционный статус человека: конституционные свободы человека; конституционные права человека; конституционные обязанности человека. Соотношение прав и обязанностей человека. Права человека в Конституции Российской Федерации. Гражданские права. Право на свободу совести и вероисповедания. Свобода мысли и слова. Право на жизнь. Проблема отмены смертной казни. Политические права. Право на объединение. Право собираться мирно. Процедурные гражданские права. Право на участие в управлении делами государства. Экономические права. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности, в том числе на землю. Социальные права. Право на свободный труд и отдых; на защиту от безработицы. Право на социальное обеспечение, охрану материнства и детства. Право на образование. Культурные права. Право на свободу творчества, преподавания; доступ граждан к духовным и материальным ценностям. Защита прав человека. Нарушения прав человека: геноцид, апартеид, расизм, национализм. Дискриминация меньшинств. Нарушения прав в экономической и социальной сферах. Международное гуманитарное право. Международные организации в области защиты прав человека. Средства защиты прав человека на внутригосударственном уровне в России. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) при Президенте РФ. Правоохранительные органы. Адвокаты. Прокуроры. Судьи. Органы внутренних дел. Полиция. Нотариусы. Правовая культура, ее составные части. Правовая культура общества. Правовая культура человека — основной результат правового образования. Антикультура. Правовое образование. Правовой нигилизм. Правовой цинизм. Как обрести правовую культуру. Гражданское право. Гражданские правоотношения и их участники. Что регулирует гражданское право? Гражданский кодекс РФ. Имущественные и личные неимущественные отношения. Понятие имущества. Субъекты гражданских отношений. Юридические лица. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Ответственность по гражданскому праву. Право собственности. Понятие «собственность». Право владения. Право пользования. Право распоряжения. Виды собственности. Юридические гарантии прав собственности. Виндикационный иск. Национализация. Приватизация, порядок ее осуществления. Обязательственное право. Понятия сделки и договора. Виды договоров. Стороны договора. Что регулирует обязательственное право? Обязательство. Гражданско-правовые споры. Гражданское процессуальное право. Судебное разбирательство. Гражданский иск. Жилище и закон. Квартирный вопрос. Наем жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения. Приобретение жилья в собственность. Приватизация жилья. Налог на недвижимость. Права потребителей. Потребитель. Изготовитель и продавец. Какие права потребителя и как защищает закон? Трудовое право. Трудовые правоотношения, их участники. Трудовой кодекс РФ. Трудовое право. Трудовой договор. Дисциплина труда. Дисциплинарный проступок. Ответственность по трудовому праву. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Семейное право. Семейный кодекс РФ. Семья и брак. Понятие брака. Условия вступления в брак. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Расторжение брака. Права и обязанности родителей. Ответственность родителей в случае неисполнения родительских обязанностей. Алименты. Права и обязанности детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство. Приемная семья. Практикумы - 2 Повторительно-обобщающие уроки - 2 Тематическое планирование Наименование раздела Кол-во часов Содержание воспитательного потенциала урока Раздел I. Политика 12 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Раздел II. Право 18 Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Практикумы Организация их работы с 2 получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Повторительно-обобщающие уроки 2 Итого: 34 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Результаты – требования к уровню подготовки в конце 6-го класса (интеллектуально-познавательные действия): Добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики. Систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике. Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий. (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия): Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества. Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а также моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций). (нравственно-оценочные, личностные действия). Решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами. Результаты – требования к уровню подготовки в конце 7-го класса (интеллектуально-познавательные действия) Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём. Добывать и критически оценивать информацию: о способах познания мира; об особенностях разных мировоззрений; о проблеме поиска смысла жизни; об этических понятиях «долг», «совесть» и др.; о структуре и правилах социальных отношений; о структуре общества (различать деление по возрасту, профессиональной принадлежности, национальному признаку, принадлежности к различным социальным институтам и др.); о правилах социальных отношений внутри и между частями общества; о разных типах экономических систем; о значении денег, банков; о роли мировой экономики; о нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения; об элементах политической системы и её устройстве в Российской Федерации; о структуре прав человека и о защите их с помощью законов, о правах и ответственности несовершеннолетних; о способах изменения политической системы. Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д. (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия) Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей. Определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д. Определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем. Формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями. Определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества. Отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков. Формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка и прав человека в условиях существующей политической системы. (нравственно-оценочные, личностные действия) Действовать в пределах норм нравственности и права. Определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным); договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, в основе которых столкновение различных типов мировоззрения. Выстраивать линию своего поведения в ситуациях: моделирующих межличностные отношения в различных общественных группах и слоях; договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты, связанных с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями; моделирующих экономические отношения между подростками и взрослыми. нарушения прав человека, отношения граждан и органов власти. Результаты – требования к уровню подготовки в конце 8-го класса (интеллектуально-познавательные действия) Добывать и критически оценивать информацию: о разных типах мировоззрений; об общечеловеческих ценностях, об отличительных особенностях научного познания, научных критериях истинности, о значении самопознания в становлении личности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о самореализации личности, средствах и функциях общения, особенностях семьи и брака, стилях разрешения личностных, социальных и межнациональных конфликтов, толерантности, гендерном делении общества (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать). о видах семейного бюджета, рыночных законах спроса и предложения, задачах Гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре, прожиточном минимуме, безработице, профсоюзах, функциях государства в рыночной экономике (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о правовом государстве, гражданском обществе, демократии, партийных системах, правоохранительной системе, механизмах защиты прав человека, гражданской, административной и уголовной ответственности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать). Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д. (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия) Определять и объяснять своё отношение: к многообразию мнений и представлений, существующих в обществе по самым разным вопросам; к существующему в обществе социальному неравенству, проблеме толерантности, проблеме семьи и брака; к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (профсоюзы, зарплаты, забастовки, безработица и т.п.); к проблемам формирования правового государства и гражданского общества, к возможности осуществления демократии; Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности. (нравственно-оценочные, личностные действия) Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные: с этикой научной дискуссии, столкновением людей с разным мировоззрением, с неприятием общечеловеческих ценностей; с недостатком толерантности в социальных, национальных, семейных отношениях; с трудовыми конфликтами, имущественными спорами в семье и т.п. с недостатком правовой культуры, неуважением к правам человека и демократическим свободам. Результаты – требования к уровню подготовки в конце 9-го класса (интеллектуально-познавательные действия) Добывать и критически оценивать информацию: о правилах рационального спора, СМИ, глобализации и глобальных проблемах, теории исторического развития: формационной, цивилизационной, модернизационной (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о типах, стадиях и способах разрешения конфликтов, опасностях национальных конфликтов, особенностях юношеского возраста, принципах социального государства (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о смешанной экономике, валютном курсе, международном разделении труда, ВВП, фазах экономического цикла, инфляции, фондовом рынке, рынке труда, прибыли, затратах, формах частного предпринимательства, структуре государственного бюджета (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать). Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д. (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия) Определять и объяснять своё отношение к проблемам: манипуляции общественным сознанием, глобализации и её противникам; социализации молодёжи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства; «теневой экономики», справедливой и честной конкуренции на разных видах рынках; тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора. Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности. (нравственно-оценочные, личностные действия) Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные: с разными критериями истинности в споре, с разной оценкой информации, поставляемой СМИ, с разным отношением к процессам исторического развития человечества; с национальными отношениями, проблемами поиска молодыми людьми своего места в обществе; с рыночной конкуренцией, налогообложением и т.п.; с борьбой разных политических партий и идеологий, проявлениями экстремизма или авторитарных действий государственной власти. Формы контроля знаний Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют: - определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана); - установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования; - осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов. 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, работа с карточками. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку. Формы и средства контроля Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами). 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком. Критерии оценивания учащихся по обществознанию Критерии оценки устного ответа Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком. Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный. Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Критерии оценивания письменного ответа При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: 1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «2» ставится, если информация (факты общественной жизни или личного опыта) даны не в контексте задания, не представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) по поднятой проблеме. Проблема не раскрыта, обществоведческие термины небыли использованы. Собственная позиция представлена на бытовом уровне без аргументации. Содержание учебного предмета для индивидуального обучения на дому ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название раздела Введение Кол-во часов 1 Раздел I. «Загадка человека» 5 Раздел II. «Человек и его деятельность» 5 Раздел III. «Человек среди людей» 4 Практикумы 1 Повторительно-обобщающие уроки 1 Итого: 17 Наименование Кол-во раздела часов Раздел I. Регулирование 7 поведения людей в обществе 6 класс Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. 7 класс Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками Раздел II. Человек в экономических отношениях Раздел III. Человек и природа 6 Практикум 1 Повторительно-обобщающие уроки 1 Итого: 2 17 ч (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. 8 класс Наименование раздела Раздел I. Личность и общество Кол-во часов 3 Раздел II. Сфера духовной культуры Раздел III. Социальная сфера 3 Раздел IV. Экономика 6 Повторительно-обобщающие уроки 1 Практикумы 2 2 Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. Итого: 17 ч 9 класс Наименование раздела Раздел I. Политика Кол-во часов 3 Раздел II. Право 12 Практикумы 1 Повторительно-обобщающие уроки 1 Итого: 17 Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения.