Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования составлена на основе: -Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644) -Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2019. Рабочая программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств. В Рабочей программе предусмотрено дальнейшее развитие всех видов деятельности обучающихся, представленных в программах начального общего образования. Цели химического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Основное общее образование - вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Главные цели основного общего образования состоят в: -формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности; -приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; -подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии. Которое призвано обеспечить: -формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира; -развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; -выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности; -формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни. Целями изучения химии в основной школе являются: -формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; -формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания; -приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. Основными идеями учебного предмета Химия являются: -материальное единство веществ естественного мира, их генетическая связь; - причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами, получением и применением веществ; - познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций; - объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов; - конкретное химическое соединение как звено в непрерывной цепи превращений веществ, участвующее в круговороте химических элементов и химической эволюции; - объективность и познаваемость законов природы; знание законов химии позволяет управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения; - взаимосвязанность науки и практики; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки; - развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности. Эти идеи реализуются путем достижения следующих целей: -формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественно-научной картины; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научнотехнический прогресс; -формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ; -воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве; -проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения; -овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными). - знакомство и развитие сведений о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов и многих других неметаллов). - расширение представлений о свойствах важных в народнохозяйственном отношение веществ. - углубление знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации. Достижение поставленных целей и задач, успешное овладение учебным содержанием предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на системно - деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. Особое значение приобретают методы личностноориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний предмета с личным социальным опытом. В учебном технологии (ИКТ). процессе используются информационно- Формы организации занятий: практическое индивидуальная, парная и групповая формы обучения. занятие, коммуникационные учебная Методы обучения: иллюстративный, репродуктивный, метод изложения, эвристическая беседа, мозговой штурм, метод проектов. экскурсия; проблемного Средства обучения: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, тесты, ЭОР. В Рабочей программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной деятельности школьников, формированию у них целостных представлений. В календарно-тематическом планировании учитывается возможность использования уроков обобщения и закрепления учебного материала. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, самостоятельные работы, обобщающие уроки, контрольные работы, фронтальный опрос, зачёты. Учебное содержание курса химии включает: Химия. 8 класс. 68 ч, 2ч в неделю Химия. 9 класс. 68 ч, 2ч в неделю Содержание учебного предмета «Химия» 8 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Начальные понятия и законы химии Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия. Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели материальные и знаковые или символьные. Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление. Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка, или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту. Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно - молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная масса. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы. Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава веществ. Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение. Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ. Демонстрации • Коллекция материалов и изделий из них. • Модели, используемые на уроках физики, биологии и географии. • Объёмные и шаростержневые модели некоторых химических веществ. • Модели кристаллических решёток. • Собирание прибора для получения газа и проверка его на герметичность. • Возгонка сухого льда, йода или нафталина. • Агрегатные состояния воды. • Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки. • Дистиллятор и его работа. • Установка для фильтрования и её работа. • Установка для выпаривания и её работа. • Коллекция бытовых приборов для фильтрования воздуха. • Разделение красящего вещества фломастера с помощью бумажной хроматографии. • Модели аллотропных модификаций углерода и серы. • Получение озона. • Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева. • Короткопериодный и длиннопериодный варианты Периодической системы Д. И. Менделеева • Конструирование шаростержневых моделей молекул. • Аппарат Киппа. • Разложение бихромата аммония. • • • • Горение серы и магниевой ленты. Портреты М. В. Ломоносоваи А. Л. Лавуазье. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Горение фосфора, растворение продукта горения в воде и исследование полученного раствора лакмусом . • Взаимодействие соляной кислоты с цинком. • Получение гидроксида меди(П) и его разложение при нагревании. Лабораторные опыты 1. Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды. 2. Проверка прибора для получения газов на герметичность. 3. Ознакомление с минералами, образующими гранит. 4. Приготовление гетерогенной смеси порошков серы и железа и их разделение. 5. Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с растворомнитрата серебра. 6. Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой. 7. Взаимодействие раствора соды с кислотой. 8. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и кислоты. 9. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и соли железа (III). 10. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV). 11. Замещение железом меди в медном купоросе. Практические работы 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Некоторые виды работ. 2. Анализ почвы Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии. Состав воздуха. Понятие об объёмной доле компонента природной газовой смеси — воздуха. Расчёт объёма компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот. Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашёная известь. Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Соляная и серная кислоты, их свойства и применение. Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде.Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества. Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро». Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность одного газапо другому. Кратные единицы измерения — миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «число Авогадро». Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами. Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Растворитель и растворённое вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворённого вещества. Расчёты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества». Демонстрации • Определение содержания кислорода в воздухе. • Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода. • Собирание методом вытеснения воздуха и воды. • Распознавание кислорода. • Горение магния, железа, угля, серы и фосфора в кислороде. • Коллекция оксидов. • Получение, собирание и распознавание водорода. • Горение водорода. • Взаимодействие водорода с оксидом меди(II). • Коллекция минеральных кислот. • Правило разбавления серой кислоты. • Коллекция солей. • Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде. • Некоторые металлы, неметаллы и соединения количеством вещества в 1 моль. • Модель молярного объёма газообразных веществ. Лабораторные опыты 12. Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа. 13. Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты. 14. Распознавание кислот индикаторами. 15. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. 16. Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки — растворами пероксида водорода, спиртовой настойки иода и нашатырного спирта. Практические работы 3. Получение, собирание и распознавание кислорода. 4. Получение, собираниеи распознавание водорода. 5. Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей. Основные классы неорганических соединений Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов. Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований. Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот. Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Лабораторные опыты 17. Взаимодействие оксида кальция с водой. 18. Помутнение известковой воды. 19. Реакция нейтрализации. 20. Получение гидроксидамеди(II) и его взаимодействие с кислотой. 21. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании. 22. Взаимодействие кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот с солями. 24. Ознакомление с коллекцией солей. 25. Взаимодействие сульфата меди(П) с железом. 26. Взаимодействие солей с солями. 27. Генетическая связь на примере соединений меди. Практические работы 6. Решение экспериментальных задач. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделееваи строение атома Естественные семейства химических элементов:щелочныеи щелочноземельные металлы, галогены, инертные (благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона и создание им Периодической системы химических элементов. Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов №№ 1-20. Понятие о завершенном электронном уровне. Изотопы. Физический смысл символики Периодической системы. Современная формулировка Периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и группах, как функция строения электронных оболочек атомов. Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Демонстрации • Различные формы таблиц периодической системы. • Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева. • Модели атомов химических элементов. • Модели атомов элементов 1—3-го периодов Лабораторные опыты. 28. Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решётки и физические свойства веществ с этим типом решёток. Понятие о формульной единице вещества. Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки, и свойства веществ с этим типом решёток. Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки, свойства веществ с этим типом решёток. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом решёток. Единая природа химических связей. Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчёта степеней окисления по формулам химических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакцииионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительныхреакций методом электронного баланса. Демонстрации • Видео фрагменты и слайды «Ионная химическая связь ». • • • • • • • • • • Коллекция веществ с ионной химической связью. Модели ионных кристаллических решёток. Видеофрагменты и слайды «Ковалентнаяхимическая связь». Коллекция веществ молекулярного и атомного строения. Модели молекулярных и атомных кристаллических решёток. Видеофрагменты и слайды «Металлическая химическая связь». Коллекция «Металлы и сплавы». Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. Лабораторные опыты 29. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи Содержание программы Химия 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные, кислоты. Средние, кислые, основные соли. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ. Демонстрации • Ознакомление с коллекциями металлов и неметаллов. • Ознакомление с коллекциями оксидов, кислот и солей. • Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. • Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. • Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). • Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Лабораторные опыты 1. Взаимодействие аммиака и хлороводорода. 2. Реакция нейтрализации. 3. Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации. 4. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II). 5. Разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля 6. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты. 7. Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с соляной кислотой. 8. Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при взаимодействии их с железом. 9. Зависимость скорости химической реакции от температуры. 10. Зависимость скорости химической реакции от концентрации. 11. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 12. Зависимость скорости химической реакции от катализатора. Химические реакции в растворах электролитов Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация. Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций. Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов. Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании. Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами. Гидролиз, как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Шкала pH. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Демонстрации. • Испытание веществ и их растворов на электропроводность. • Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. • Движение окрашенных ионов в электрическом поле. • Определение характера среды в растворах солей. Лабораторные опыты. 13. Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты. 14. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 15. Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами. 16. Получение гидроксида меди (II).и его взаимодействие с различными кислотами. 17. Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди (II). 18-20. Взаимодействие кислот с металлами. 21. Качественная реакция на карбонат-ион. 22. Получение студня кремниевой кислоты. 23. Качественная реакция на хлорид - или сульфат-ионы 24. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. 25. Взаимодействие щелочей с углекислым газом. 26. Качественная реакция на катион аммония. 27. Получение гидроксида меди (II) и его разложение. 28. Взаимодействие карбонатов с кислотами. 29. Получение гидроксида железа(III). 30. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II) Практические работы 1. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций Неметаллы и их соединения Строение атомов неметаллов и их положение в Периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Аллотропия и её причины. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные. Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Значение и применение галогенов. Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенидионы. Применение соединений галогенов и их биологическая роль. Общая характеристика элементов VIA-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение. Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры. Оксид серы (IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфитион. Оксид серы (VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты. Качественная реакция на сульфат-ион. Серная кислота - сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты, как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфатион. Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль. Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно -акцепторный механизм образования катиона аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония. Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты. Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Инсектициды. Общая характеристика элементов IV A-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в Периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод и его сорта: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды. Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и его свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и его свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода. Неорганические и органические вещества. Углеводороды. Химическое строение органических веществ, как порядок соединения атомов в молекуле по валентности. Метан, этан, как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен, как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на непредельные соединения. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Уксусная - представитель класса карбоновых кислот. Кремний, строение его атома и свойства. Кремний в природе. Силициды и силан. Оксид кремния(1У). Кремниевая кислота и её соли. Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно. Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота, аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, йода. Электролиз растворов. Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема. Демонстрации Коллекция неметаллов. Модели кристаллических решёток неметаллов: атомные и молекулярные. Озонатор и принципы его работы. Горение неметаллов - простых веществ: серы, фосфора, древесного угля. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с металлами. Вытеснение хлора бромом или йода из растворов их солей Коллекция природных соединений хлора. Взаимодействие серы с металлами. Горение серы в кислороде Коллекция сульфидных руд. Качественная реакция на сульфид-ион Обесцвечивание окрашенных тканей и цветов сернистым газом. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью. Обугливание органических веществ концентрированной серной кислотой. Диаграмма «Состав воздуха». Видеофрагменты и слайды «Птичьи базары». Получение, собирание и распознавание аммиака. Разложение бихромата аммония. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Горение черного пороха Разложение нитрата калия и горение древесного уголька в нём Образцы природных соединений фосфора. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. Получение белого фосфора и испытание его свойств Коллекция «Образцы природных соединений углерода» Портрет Н. Д. Зелинского. Поглощение активированным углём растворённых веществ или газов. Устройство противогаза. Модели молекул метана, этана, этилена и ацетилена. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Общие химические свойства кислот на примере уксусной кислоты. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Образцы природных соединений кремния». Коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них. Коллекция продукции силикатной промышленности. Видеофрагменты и слайды «Производство стекла и цемента». Коллекция «Природные соединения неметаллов». Видеофрагменты и слайды «Фракционная перегонка жидкого воздуха» Видеофрагменты и слайды «Получение водорода, кислорода и галогенов электролитическим способом». Модели аппаратов для производства серной кислоты. Модель кипящего слоя. Модель колонны синтеза аммиака. Видеофрагменты и слайды «Производство серной кислоты». Видеофрагменты и слайды «Производство аммиака». Коллекция «Сырьё для получения серной кислоты». Лабораторные опыты 31. Распознавание галогенид-ионов. 32. Качественные реакции на сульфат-ионы. 33. Качественная реакция на катион аммония. 34. Химические свойства азотной кислоты, как электролита. 35. Качественные реакции на фосфат-ион. 36. Получение и свойстваугольной кислоты. 37. Качественная реакция на карбонат-ион. 38. Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия. Практические работы 2. Изучение свойств соляной кислоты. 3. Изучение свойств серной кислоты. 4. Получение аммиака и изучение его свойств. 5. Получение углекислого газа и изучение его свойств. Металлы и их соединения Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов и кристаллов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Сплавы чёрные и цветные. Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия. Строение атомов и простых веществ щелочных металлов. Зависимость физических и химических свойств щелочных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в живой и неживой природе и в жизни человека. Строение атомов и простых веществ щелочноземельных металлов. Зависимость физических и химических свойств щелочноземельных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щёлочно - земельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция. Жёсткость воды: временная и постоянная. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости. Иониты.Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат). Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Оксиды и гидроксиды железа(II) и железа(III). Соли железа(II) и железа(III). Обнаружение ионов катионов железа в растворе. Значение соединений железа. Коррозия химическая и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе: в свободном виде и в виде соединений. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов. Демонстрации • Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. • Горение натрия, магния и железа в кислороде. • Вспышка термитной смеси. • Взаимодействие смеси порошков серы и железа, цинка и серы. • Взаимодействие алюминия с кислотами, щелочами и водой. • Взаимодействие железа и меди с хлором. • Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой (разбавленной и концентрированной). • Окраска пламени соединениями щелочных металлов. • Окраска пламени соединениями щёлочноземельных металлов . • Гашение извести водой. • Получение жёсткой воды взаимодействием углекислого газа с известковой водой. • Устранение временной жёсткости кипячением и добавкой соды. • Устранение постоянной жёсткости добавкой соды. • Иониты и принцип их действия (видеофрагмент). • Коллекция природных соединений алюминия. • Видеофрагменты и слайды «Оксид алюминия и его модификации». • Получение амфотерного гидроксида алюминия и исследование его свойств. • Коллекция «Химические источники тока». • Результаты длительного эксперимента по изучению коррозии стальных изделий в зависимости от условий процессов. • Восстановление меди из оксидамеди(II) водородом. • Видеофрагменты и слайды «Производство чугунаи стали». • Видеофрагменты и слайды «Изделия из чугуна и стали». • Видеофрагменты и слайды «Производство алюминия». Лабораторные опыты 39. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II). 40. Получение известковой воды и опыты с ней. 41. Получение гидроксидов железа(II) и (III). 42. Качественные реакции на катионы железа Практические работы 6. Получение жесткой воды и способы её устранения. 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». Химия и окружающая среда Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, их химический состав. Литосфера и её химический состав. Минералы. Руды. Осадочные породы. Полезные ископаемые. Химический состав гидросферы. Химический состав атмосферы. Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия». Демонстрации • Видеофрагменты и слайды «Строение Земли и её химический состав». • Коллекция минералов и горных пород. • Коллекция «Руды металлов». • Видеофрагменты и слайды «Глобальные экологические проблемы человечества». Лабораторные опыты 43. Изучение гранита. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену Строение атома в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Строение вещества: химическая связь икристаллические решётки. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в Периодической системе. Типология неорганических веществ, деление их на классы и группы. Представители. Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным основаниям. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислот и амфотерных гидроксидов), солей. Тематическое планирование по курсу «Химия», 8 класс, ФГОС ООО базовый уровень (2ч. в неделю, всего 68 ч) № Наименование разделов (тем) Количест во часов по програм ме В том числе на проведение Практическ Контрольн их работ ых работ Виды, формы и содержание деятельности учащихся Содержание воспитательного потенциала раздела 8 класс 1 Начальные понятия и законы химии 20 2 1 2 Важнейшие представители неорганически х веществ. Количественны 18 3 1 Установление доверительных отношений в результате диалога, бесед между педагогом и учащимися, создание проблемных ситуаций, вопросов Совершенствую тся коммуникативн ые навыки, формируется познавательный интерес к предмету, формирование позитивного восприятия школьниками требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации Включение в игровые и урок игровых интерактивные процедур, формы которые способствуют помогают стимулировани е отношения в химии 3 Основные классы неорганически х соединений 11 4 Периодически й закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома 8 5 Химическая связь. Окислительно восстановитель ные реакции 11 1 0 1 поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностны х отношений в классе Работы с текстами, доп.информац ией, выполнение заданий практической значимости 1 Работая в группах (парах), анализируют учетный материал, раскрывают смысл ПЗ, формирование уважения к заслугам отечественных ученых 2 Работы с текстами, доп.информац ией ю познавательной мотивации школьников, развитию коммуникативн ых навыков Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как ценности Воспитывается уважение к исторической личности, активизируется познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала, вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как ценности Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как ценности Итого 68 9 класс 6 6 1 Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции 5 2 Химические реакции в растворах 10 1 1 3 Неметаллы и их соединения 25 4 1 1 Работа в группах, парах при организации шефства мотивированн ых и эрудированны х учеников над их неуспевающим и одноклассника ми Организация их работы с текстами, заданиями повышенного уровня, исследователь ские и практические формы работы При использовании обучающимся приобретается социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи Совершенствов ание навыков самостоятельно го решения проблемы, совершенствова ние практических навыков, уважительного отношения к чужим идеям, аргументирован ия и отстаивания своей точки зрения Организация Высказывания их работы с учащимися текстами, своего мнения заданиями по ее поводу и повышенного уважение к уровня, чужому обсуждение мнению информации: привлечение инициировани внимания е ее учащихся к обсуждения ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений 4 Металлы и их соединения 17 5 Химия и окружающая среда 2 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственно му экзамену (ОГЭ) Итого 9 6 68 2 1 1 7 5 Организация их работы с текстами, заданиями повышенного уровня, обсуждение информации: инициировани е ее обсуждения Высказывания учащимися своего мнения по ее поводу и уважение к чужому мнению привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений Использование Использование исследователь практических, ской лабораторных, деятельности проектных учащихся при работ для реализации приобретения ими навыков сам. индивидуальн решения ых и проблемы, групповых генерирования исследователь и оформления ских проектов собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям публичного выступления перед аудиторией, аргументирован ия и отстаивания своей точки зрения Тематическое планирование для обучающихся, находящимся на индивидуальном обучении. Рассчитано на 1час в неделю, всего 34 часа в год. 8 класс № Название темы Количество пп часов по рабочей программе 1. Начальные понятия и законы химии 10 2 Важнейшие представители 9 неорганических веществ. Количественные отношения в химии 5 3 Основные классы неорганических соединений 4 4 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома 5 5 Химическая связь. Окислительно восстановительные реакции 7 Итоги курса 1 Всего часов: 34 Тематическое планирование для обучающихся, находящимся на индивидуальном обучении. Рассчитано на 1час в неделю, всего 34 часа в год. 9 класс № Название темы Количество пп часов по рабочей программе 3 1 Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции 2 Химические реакции в растворах 4 3 Неметаллы и их соединения 12 4 Металлы и их соединения 8 5 Химия и окружающая среда 5 Всего часов: 34 Планируемые результаты освоения учебного предмета По завершению курса химии на этане основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами: I. Личностные результаты: 1) Осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию; 2) формированиеответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории; 3) формированиецелостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира; 4) овладениесовременным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим; 5) освоениесоциальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами; 6) формированиекоммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией. II. Метапредметныерезультаты: 1) определениецелей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач; 2) планированиепутей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера; 3) соотнесениесвоих действий с планируемыми результатами, осуществлениеконтроля своей деятельности в процессе достижения результата, определениеспособовдействийпри выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности; 4) определениеисточников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация; 5) использованиеосновных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построениелогического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания; 6) умениесоздают, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7) формированиеи развитиеэкологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; 8) генерированиеидей и определение средств, необходимых для их реализации. III. Предметные результаты: Выпускник научится: характеризовать основные методы познания:наблюдение,измерение, эксперимент; описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,«молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложноевещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории; различать химические и физические явления; называть химические элементы; определять состав веществ по их формулам; определять валентность атома элемента в соединениях; определять тип химических реакций; называть признаки и условия протекания химических реакций; выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; составлять формулы бинарных соединений; составлять уравнения химических реакций; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; вычислять количество, объём или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; получать, собирать кислород и водород; распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород, водород; раскрывать смысл закона Авогадро; раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»; характеризовать физические и химические свойстваводы; раскрывать смысл понятия «раствор»; вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе; приготовлять растворы с определённой массовой долей растворенного вещества; называть соединения изученных классов неорганических веществ; характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; составлять формулы неорганических соединений изученных классов; проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева; объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д. И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»; характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки; определять вид химической связи в неорганических соединениях; изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей; раскрывать смысл понятий «ион»,«катион»,«анион»,«электролиты», «неэлектролиты»,«электролитическая диссоциация»,«окислитель»,«степень окисления»,«восстановитель»,«окисление»,«восстановление»; определять степень окисления атома элемента в соединении; раскрывать смысл теории электролитической диссоциации; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена; составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена; приводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ; определять окислитель и восстановитель; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций; называть факторы, влияющие на скорость химической реакции; классифицировать химические реакции по различным признакам; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов; проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака; распознавать опытным путём газообразные вещества: углекислый газ и аммиак; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза; оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами. Выпускник получит возможность научиться: выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливают причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям; • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов; • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химическойреакции; • использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; • использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; • создают модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. Критерии оценивания работ учащихся: Оценка устного ответа Оценка «5»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный. Оценка «4»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,материал изложен в определенной последовательности, допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ. Оценка «3»: дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно. Оценка «2»: ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала,допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Оценка умений решать задачи: Оценка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок,задача решена рациональным способом. Оценка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,допущено не более двух несущественных ошибок. Оценка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок,допускается существенная ошибка в математических расчетах. Оценка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)Оценку ставят тем обучающимся, за которыми было организовано наблюдение. Оценка «5»: работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами,проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы). Оценка «4»: работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами. Оценка «3»: ответ неполный, работа выполнена правильно не менее, чем наполовину; допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую обучающийся исправляет по требованию учителя. Оценка «2»: допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые обучающийся не может исправить. Оценка умений решать экспериментальные задачи При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые обучающимися результаты выполнения опытов. Оценка «5»: план решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы. Оценка «4»: план решения составлен правильно,осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах). Оценка «3»: план решения составлен правильно,осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. Оценка «2»: допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах). Оценка за письменную контрольную работу При оценивании ответа обучающегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом. Оценка «5»: дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка. Оценка «4»: допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок. Оценка «3»: работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные. Оценка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину,имеется несколько существенных ошибок. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. УМК «Химия. 8 класс» Габриелян O. C. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019 Габриелян O. C. Химия. Методическое пособие для 8 класса учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. В. Аксёнова, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019 Габриелян O. C. Химия. Сборник задач и упражнений. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак М.: Просвещение, 2019 Габриелян O. C. Химия. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / С. Габриелян, И. В. Аксёнова, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019 Габриелян O. C. Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019 УМК «Химия. 9 класс» Габриелян O. C. Химия. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019 Габриелян O. C. Химия. Методическое пособие для 9 класса: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. В. Аксёнова, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019 Габриелян O. C. Химия. Сборник задач и упражнений. 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак. М.: Просвещение, 2019 Габриелян O. C. Химия. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций /О. С. Габриелян, И. В. Аксёнова, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019 Габриелян O. C. Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019 Интернет ресурсы: http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование» http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования. http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет. http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия; http://bio.1september.ru/http://him.1september.ru/ электронная версия газеты «Химия»; портал (Методические разработки для уроков химии, презентации); http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование; http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей; http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации; http://infourok.org/ – разработки уроков, презентации. http://kontren.narod.ru - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией. http://www.alhimik.ru/ - Алхимик один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента. Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение предмета. Перечень лабораторного оборудования, при выполнении практических работ по химии за курс основной общей школы. 1.Приборы и оборудование для практической работы. Оборудование: Микролаборатория химическая; пробирки стеклянные; колбы конические; стаканы стеклянные на 50 мл; палочки стеклянные; трубки соединительные: стеклянные, резиновые; пробки резиновые; спиртовки; держалки для пробирок; штатив лабораторный; штатив для пробирок; воронка стеклянная; фильтр; спички; асбестовая сетка; лучинки. 2.Реактивы: кислоты: соляная, серная, азотная; щелочи: гидроксид натрия, гидроксид кальция; основания: гидроксид меди (II) , гидроксид железа (III); соли: карбонат кальция, хлорид натрия, хлорид меди (II), нитрат серебра, хлорид бария, карбонат натрия, хлорид алюминия, перманганат калия, нитрат калия, медный купорос, сульфат железа (III), сульфат цинка, суперфосфат, аммиачная селитра, мочевина (карбамид), хлорид калия, сульфат натрия, силикат натрия, сульфат алюминия; простые вещества: уголь, цинк, железо, алюминий, магний, медь, свинец; сложные вещества: мрамор, сахар; индикаторы; оксиды: меди (II), оксид марганца (IV); 3.Органические вещества: соли: ацетат натрия, фенолят натрия; кислоты: уксусная кислота, муравьиная кислота, олеиновая; спирты: этанол, изопентиловый, глицерин, пропанол; бензол, фенол; углеводы: крахмал, глюкоза, сахароза. 4.ТСО: Электронные пособия, CD-диски по темам: -неорганическая химия; -органическая химия; -общая химия; - виртуальная лаборатория.