Русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов
на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а
также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Программе
воспитания.
Содержание воспитательного потенциала урока
На каждом уроке уделяется внимание вопросам духовно-нравственных воспитания
учащихся формируются:

Нравственные
чуства
(совести,долга,
веры,
ответственности,
гражданственности,патриотизма),

Нравственный облик (терпения, милоссердия, кротости, незлюбивости),

Нравственная позиция (способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

Нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству,
проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли),

Работа над обогащением словарного запаса детей нравственного
определения (справедливость, гумманизм, честность).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи
в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в
развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её
компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и
социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством
его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать
русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной
социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции
общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие,
участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения
взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека
областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию
внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих
личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении
изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и
работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван

сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать
усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных
правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом
«Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 1 классе — 165 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии
младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и
универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будутвостребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
• приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной
из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
• овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
• овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
• развитие
функциональной
грамотности,
готовности
к
успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешномуобразованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со
звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных
ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение
места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в

слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики.
Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласныхзвуков. Функции букв е, ё,
ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего со гласного звука в конце
слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное
чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое
чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.Начертание
письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным
почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с
их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение
гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу,
щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички
животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце
предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные
ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и
глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие
[ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги
(простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости
согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости
согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как
показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление
соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский
алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для
упорядочениясписка слов. Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака

предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение
над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи
смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление
предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
• раздельное написание слов в предложении;
• прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и

фамилиях людей, кличках животных;
• гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча,
ща, чу, щу;
• слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи
(ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение.
Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов,
прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
—
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культурустраны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языкаРоссийской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе схудожественными
произведениями;
—
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания:
—
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения

своего состояния и чувств;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного сиспользованием
недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
—
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего идругих
народов;
—
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языкакак средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
—
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации в процессе языкового образования;
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении
норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений; экологического воспитания:
—
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
—
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценностинаучного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
результате изучения
предмета
«Русский
язык»
в
начальной школе у
обучающегося
будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых
единиц;
—
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицироватьязыковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
—
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;

—
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
—
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
—
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
—
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
—
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе
анализа предложенного языкового материала; —
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
—
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
—
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
—
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
—соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении
слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
—
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
—
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
—
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
—
признавать возможность существования разных точек зрения;
—
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини- исследования,
проектного задания;
—
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
—
планировать действия по решению учебной задачи для получения

результата;выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
—
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
—
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку,
допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибку;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты; —ответственно выполнять свою часть работы;
—
оценивать свой вклад в общий результат;
—
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
—
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
—
вычленять звуки из слова;
—
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове
согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
—
различать ударные и безударные гласные звуки;
—
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и
в слове); —различать понятия «звук» и «буква»;
—
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые
случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
—
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой
ь в конце слова;
—
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
—
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и
строчные буквы, соединения букв, слова;
— применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных
(имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из
слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника);
—
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

—
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения
из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с
произношением;
—
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — понимать
прослушанный текст;
— читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением
интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в концепредложения;
—
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
—
составлять предложение из набора форм слов;
—
устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и
наблюдениям; —использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Тематическое планирование.
Тематическое планирование.
1 класс (159 ч)

НОО

НОО для
инд. обуч.

Содержание
воспитательного
потенциала урока

Электронные
(цифровые)
образователтные
ресурсы

1. Обучение письму

Добукварный период

23 ч.

10ч.

Букварный период

71 ч.

39 ч.

Послебукварный период

20 ч.

8,5ч.

2. Русский язык

https://resh.edu.ru
Организацию
шефства
https://uchi.ru/
мотивированных и
эрудированных
https://education.yandex.ru
учеников над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
обучающимся
социально значимый
опыт сотрудничества
и взаимной помощи.
https://resh.edu.ru
Инициирование и
поддержку
https://uchi.ru/
исследовательской
деятельности
https://education.yandex.ru
учащихся в рамках
реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
школьникам
возможность
приобрести навыки
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
генерирования и
оформления
собственных идей.
https://resh.edu.ru
Уважительного
отношения к чужим
https://uchi.ru/
идеям, публичного
выступления перед https://education.yandex.ru
аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей
точки зрения.

Наша речь.

Текст, предложение, диалог.

Слова, слова, слова…

2ч

1ч.

3ч

2ч..

4ч

2ч.

https://resh.edu.ru
Установление
доверительных
https://uchi.ru/
отношений между
педагогом и
https://education.yandex.ru
учащимися,
способствующих
позитивному
восприятию
школьниками
требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности.
https://resh.edu.ru
Использование
воспитательных
https://uchi.ru/
возможностей
содержания учебного
https://education.yandex.ru
предмета через
демонстрацию
учащимся примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности,
через подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач для решения,
проблемных ситуаций
для обсуждения в
классе.
Применение на уроке https://resh.edu.ru
интерактивных форм
https://uchi.ru/
работы с учениками:
интеллектуальных https://education.yandex.ru
игр, дидактического
театра для
стимулирования
познавательной
мотивации
школьников;
дискуссий,
содействующие
учащимся в обретении
опыта ведения
конструктивного
диалога; групповой
работы или работы в
парах, которые учат
детей командной

работе и
взаимодействию с
другими учениками.

Слово и слог. Ударение.

Звуки и буквы

Итого

6ч

30 ч

159 часов

3ч.

17ч.

82,5 часов

Включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию учащихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
Привлечение
внимания учащихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией:
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к
ней отношения.

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yande
x.ru

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yande
x.ru

Критерии оценивания
1.

Контрольные работы (диктанты, списывания, изложения).

Объем диктанта:
Объём диктанта в 1 классе – в течение года 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3
слова или предложение из 2-3 слов; в конце года 15 слов для диктанта или текст из 15 слов для
списывания.
1 триместр

2 триместр

3 триместр

2 класс 20-25 слов

25-35 слов

35-40 слов

3 класс 40-45 слов

45-55 слов

55-60 слов

4 класс 60-65 слов

65-75 слов

75-80 слов

На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания,
отводится 35-40 минут во 2-4 классах, 25-30минут в 1 классе.

2. Классификация ошибок и недочётов
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик
дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки
(например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в
слове «повозка»).
Ошибкой считается:
нарушение правил написания слов,
перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

включая

грубые

случаи

пропуска,

неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и
заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения,
искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в
авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение
написано с большой буквы;
отсутствие «красной» строки;

неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и тоже правило;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании
изложения.
Примечание:
2 исправления считаются за 1 ошибку;
при оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее
выполнения;
при оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык;
при оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и
характер ошибок;
ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное
правило, в особенности на давно изученные орфограммы;
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного
содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения
при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Неудовлетворительная оценка выставляется только за контрольное изложение, так как данный вид
работ в начальной школе носит обучающий характер.
Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку (диктант и грамматическое
задание, контрольное изложение и списывание) соответствуют общим требованиям, указанным в
данном документе.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии.
Допускается одно исправление.
Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1
пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3 до 5 ошибок в следующих вариантах:
a)

3 орфографические и 2-3пунктуационные;

b)

4 орфографические и 2 пунктуационные;

c)

5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Отметка «5» - без ошибок.
Отметка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
Отметка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, учитываются при
выставлении оценки за диктант.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и
пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь проверяется умение
списывать с печатного текста, также обнаруживать орфограммы, находить границы предложения,
устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии.
Допускается одно исправление.
Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1
пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
a)

3 орфографические и 2-3пунктуационные;

b)

4 орфографические и 2 пунктуационные;

c)

5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и болееошибок.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать
(орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их
выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм
(примерно 60 % от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не
изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии
изучения. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и
состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной
школе (однородные члены предложения).
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в
содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание
повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками
препинания.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной
линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и
т.п.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем: Отметка «5» - без ошибок.
Отметка «4» - 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка «3» – 2-3 ошибки и 1 исправление.
Отметка «2» – 4 и более ошибок.
2-й класс - 8-10 слов.
3-й класс - 10-12 слов.
4-й класс - 12-15 слов.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (развитие речи)
На данный вид работ рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность
проведения творческих работ обучающего характера зависит от требований УМК
(приблизительно 1 раз в две недели, не менее 17 работ за учебный год).

Контрольные изложения
2 класс - 1 в конце года;
3 класс - 1 в конце года;
4 класс - 2 (1полугодие и 2 полугодие по одному).
Объём изложения на 15 -20 слов больше, чем объём текстов для диктанта.
Объём сочинений в 3 классе от 0,5 до 1 страницы (примерно 9 предложений или 50-60
слов), в 4 классе – 11-12 предложений или 70-80 слов.

При проверке творческих работ любое сочинение и изложение оценивается двумя
отметками: первая ставится засодержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и
правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и
пунктуационных норм.

Критерии оценки творческих работ
Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта.
При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее
типичные недочёты:
•

несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения);

•
внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста,
неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
•

неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слов в

несвойственном ему значении.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
Наличие ошибок на изученные правила по орфографии (включая грубые пропуски,
перестановки, замены и вставки лишних букв в словах).
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса.
Отсутствие изученных знаков препинания в тексте.
Существенные отступления от авторского теста при написании изложения,
искажающие смысл произведения.
Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в
авторском тексте.
Употребление слов в несоответствующем им значении.
Недочёты:
Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение
написано с большой буквы.
Незначительные нарушения в логике событий авторского текста при написании
изложения.
Отсутствие красной строки.

Изложение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка «5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения В последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден
словарь.
Отметка «2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных
эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии.
Допускается одно исправление.
Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1
пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3 до 5 ошибок в следующих вариантах:

a)

3 орфографические и 2-3пунктуационные;

b)

4 орфографические и 2 пунктуационные;

c)

5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка «5» - логически последовательно раскрыта тема.
Отметка «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1 - 2) фактические и речевые неточности.
Отметка «3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения
последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка «2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов в
главной части, не раскрыта основная мысль и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии.
Допускается одно исправление.
Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1
пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
a)

3 орфографические и 2-3пунктуационные;

b)

4 орфографические и 2 пунктуационные;

c)

5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
Отметки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку
для учащихся с ОВЗ в 2-4 классах
1. Нормы оценки за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2
дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3
пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и
4-5дисграфическихошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических
ошибок.
Классификация ошибок:



Однотипные ошибки:

-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за
отдельную ошибку;
-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.



За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце
«ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;
-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.



За ошибку в диктанте не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с
обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на
доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения
написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
2. Оценка за грамматическое задание:
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами
оценок:
- оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает
осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при
выполнении;
- оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять
свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного
материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
-оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого
нарушения:

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков
звукового анализа и синтеза:
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила»
(наступила);
• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые),
«бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на
стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой
отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже.
Буду шофёром»;
• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан),
«шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу»
(люблю).

2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны
двигательного акта:
•смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у
«прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м
«полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).

3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять
желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в
зяля», «у читель».

Промежуточная аттестация проводится в форме ВПР.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».