История Карелии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ»
Программа предмета «История Карелии» составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, Примерной основной образовательной
программы основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России.
Программа предмета «История Карелии» имеет практико-ориентированный
характер и предполагает комплексное изучение Республики Карелия.
Организация
занятий
в
рамках
курса
осуществляется
на
основе
системнодеятельностного подхода, включающего активные формы их проведения:
беседы, практикумы, дискуссии, экскурсии, праздники, проектно-исследовательскую
деятельность.
Планируемые результаты изучения предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования освоение учебного предмета «История Карелии»
предполагает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
К важнейшим личностным результатам изучения курса «История Карелии» в
основной школе относятся следующие убеждения и качества:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к малой Родине, чувства гордости за свой край, за историческое прошлое
многонациональной Республики Карелия;
•
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, народов Карелии;
•
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального народа республики;
•
воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов Карелии; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
•
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов республики, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения курса «История Карелии» в основной
школе выражаются в следующих качествах:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять

способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами.
Предметные результаты освоения курса «История Карелии» на уровне основного
общего образования предполагают, что у обучающегося сформированы:
•
формирование уважительного отношения к истории Республики Карелия;
развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение проблем, стоящих
перед республикой;
•
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
национально-территориальной, этнической, социальной, культурной самоидентификации
личности, миропонимания и познании современного общества, его важнейших
социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма,
гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
усвоения базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического
опыта Карелии;
•
владение целостным представлением о регионе как субъекте Российской
Федерации, базовыми знаниями о истории, природе, населении, культуре и хозяйстве
Республики Карелия;
•
формирование умений применять знания о регионе для раскрытия сущности
и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в
современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
•
развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и современности,
раскрывая ее познавательную ценность;
•
приобретение опыта активного освоения исторического и культурного
наследия Карелии, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
•
создание основы для формирования у школьников интереса к дальнейшему
расширению и углублению знаний по изучению региона.
Содержание учебного предмета 5 класс
За лесами и озёрами.
Введение: Начало путешествия по Карелии.
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.

Первые жители Карелии. Влияние ледника на ландшафт Карелии. Первичное
заселение края. Археологические памятники. Занятия, образ жизни, религиозные
верования. Растительный и животный мир. Деревня на берегу Онего. Образ жизни занятия
населения края в середине первого тысячелетия. Места расположения поселений. Жилища
и хозяйственные постройки. Виды хозяйственной деятельности населения. Отношения с
государством.
Олонец – трижды столица. Город-крепость Олонец и его роль в истории
Карелии. Месторасположение и внешний вид крепости. Население и его занятия.
Природные достопримечательности. Олонец – «густиная столица». Современный Олонец.
Городские праздники.
История нашей столицы
Рождение и развитие Петрозаводска. Петровский завод. Его место и роль в
истории России и Карелии. А.Д. Меншиков. Строительство Александровского завода. В
Генин. Александровский завод. Улицы и районы Петрозаводска: прошлое и настоящее.
Герб Петрозаводска.
Пути-дороги карельского края
Шокша берег красной рыбы и красного камня. Вепсское село Шокша. Его
географическое расположение. Занятия местного населения. Месторождение малинового
кварцита. Добыча кварцита и его использование. Поморье – морская Карелия. Поморы и
их основные занятия. Поморские промыслы: рыболовство, охота на морского зверя,
строительство морских судов.
Валаам – монастырь на цветущей скале.
Валаамский архипелаг. Его
географическое расположение. Остров Валаам. Объяснение его названия. Природные и
рукотворные особенности ладшафта. Валаамский монастырь. Хозяйственная деятельность
монахов. Роль монастыря в защите границ государства.
Чудесный черный камень из Шуньги. Заонежье. Село Шуньга. Особенности
месторасположения. Занятия населения. Шуньгская ярмарка. Черный минерал – шунгит.
Современное использование шунгита. Устное народное творчество заонежья. И.А.
Федосова — сказительница.
Кижи. Остров Кижи в Онежском озере. Плотницкое мастерство жителей:
строительство деревянных домо и цеквей. Лодка-кижанка. Изделия кижских
кузнецов и ювелиров. Родина русского былинного эпоса. Трофим Рябинин.
Кондопога, она же станция Кивач. Месторасположения. Памятник деревянного
зодчества — Успенская церковь. Полезные ископаемые: Тивдийский мрамор и его
использование. Кондопожская ГЭС. Природный памятник – водопад Кивач. Современный
город Кондопога, его культурное и промышленное развитие.
Марциальные воды: первый русский курорт. Целебный источник и история его
открытия. Поселение Дворцы. Создание первого российского курорта. Петр Первый во
Дворцах. Марциальноводская церковь – Спасение апостола Петра. Современный
санаторий «Марциальные воды».
Поморье – морская Карелия. Поморы и их основные занятия. Поморские
промыслы: рыболовство, охота на морского зверя, строительство морских судов.
Город с жемчужным гербом. Месторасположение города Кемь. Его герб.
Природные богатства. Солеварение. Добыча и использование жемчуга. С Кемского берега
- на Соловки. Архипелаг Соловецких островов. Соловецкий монастырь. Хозяйственная
деятельность монахов. Монастырь на защите границ государства.
Калевала и «Калевала». Эпос «Калевала». Элиас Леннрот. Путешествие Э.
Леннрота в карельские деревни. Стихируны и рунопевцы. Поселок Калевала и его
достопримечательности.

Камень и лес: на длинном берегу Ладоги. Питкярантский район – приграничная
территория. Месторасположение города Питкяранта и объяснение его названия
Природные богатства – олово, медь, гранит. Природные богатства и
достопримечательности. Целлюлозный завод «Питкяранта».
Лесной город с железным характером. Город Костомукша и его
месторасположение. История возникновения города. Герб города. Месторождение
магнитокварцита. Комбинат «Карельский окатыш» и его продукция. Социокультурное
своеобразие города.
Герои Карелии Великой Отечественной Войны
Звезды над местами боев.
Боевые действия на территории республики в период Великой Отечественной
войны в 1941-1944 гг. Прифронтовой тыл Карелии. Оккупационный режим. Особенности
партизанского движения. Приглашение в музей. Музеи как хранители исторической
памяти. Школьный музей имени Ольги Егоровны Филипповой, его коллекции и
экспозиции.
Филиппова Ольга Егоровна. Герой Советского союза): была связистом в группе
подпольщиков Карельского фронта. Дата рождения: 15 июня 1920 года. Дата смерти: 17
февраля 1943 года.
Мелентьева Мария Владимировна. Герой Советского союза, в Великую
Отечественную войну была партизанкой. Карельский фронт в годы Великой
Отечественной войны советского народа 1941 - 1945 гг.
Анна Михайловна Лисицына - коренная вепсянка, С началом Великой
Отечественной войны мирная жизнь Карелии была разрушена. Родной район Анны
Михайловны в числе прочих оказался оккупирован. Анна Лисицина стала партизанкой,
связной ЦК Компартии республики.
Варламов Николай Гавлилович. Служил в Петрозаводске. До войны работал на
Александровском заводе, с началом военных действий был призван в ряды Красной
армии. Звание Героя Советского Союза Николай Гаврилович получил посмертно.
Творческий практикум
Защита презентаций
Поможет обучающимся, выбрать нужный материал, пользоваться интернет
ресурсами, раскрывать выбранную тему, делать вывод.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темы презентаций для защиты в 5 классе.
•
Роль эпоса Калевала в укреплении культурных связей.
•
Памятные места Петрозаводска, Свидетели истории.
•
Традиции и обычаи коренных народов Карелии
•
Фольклор Карелии
•
Карельская Кухня
•
Герои Карелии в годы Великой Отечественной войны
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «История Карелии»
Кутьков, Н. П. Моя Карелия. Путешествие по родному краю учебник для 5-го
класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков. - Издание
3-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2015. 119 с.
Григорьевская, Н. Ю. Моя Карелия. Путешествие по родному краю 5 класс:
рабочая тетрадь [к учебнику Н. П. Кутькова "Моя Карелия. Путешествие по родному

краю"] / Н. Ю. Григорьевская, О. В. Николаенко. - Петрозаводск Фонд творческой
инициативы, 2015. - 56 с.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате освоения раздела выпускник научится:
описывать и характеризовать основные этапы и ключевые события истории
Карелии с древности до наших дней; определять последовательность и длительность
важнейших событий, процессов в истории края, выделять их периоды; определять
синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
показывать на исторической карте границы расселения племен, места
расположение археологических памятников, границы административных территорий,
города, районы важнейших промыслов, развития ремесла и промышленности, торговые
пути и ярмарки, места расположения памятников культуры, значительных исторических
событий и военных сражений;
давать описание исторических событий и памятников материальной и духовной
культуры Карелии на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов
исторических источников, краеведческого материала;
выявлять существенные черты, общее и особенное в проявлении и последствиях
наиболее важных исторических событий в истории Карелии;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям в истории Карелии,
историческим личностям, достижениям культуры.
определять исторические причины и историческое значение событий прошлого и
явлений современной жизни Карелии;
высказывать собственные суждения об историческом наследии народов Карелии;
использовать знания об историческом пути и традициях народов Карелии в
общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
характеризовать содержание изученных фольклорных и литературных
произведений Карелии;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям писателей и поэтов
Карелии;
сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы и
литературы Карелии, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также
произведения, близкие по жанру, раскрывать в них национально обусловленные различия;
понимать литературных художественных произведений писателей и поэтов
Карелии, отражающих этнокультурные традиции;
определять свой круг чтения и выражения оценки литературных произведений
писателей и поэтов Карелии.
описывать и характеризовать традиционные виды декоративно-прикладного
творчества и народных промыслов Карелии, произведения музыкального и
изобразительного искусства, учреждения и памятники культуры Карелии;
понимать и осознавать значение искусства и творчества деятелей культуры
Карелии в личной и культурной самоидентификации личности;
ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в
произведениях искусства Карелии;
оценивать вклад культурных достижений Карелии в российскую и мировую
культуру.
развивать эстетический вкус, художественное мышление, индивидуальные
творческие способности, интерес к различным видам творческой деятельности;

формировать интерес и уважительное отношение к культурному наследию и
ценностям народов России, Карелии;
содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства,
культурных традиций Карелии и способствовать их приумножению.
Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета
Цели и задачи федерального государственного образовательного стандарта общего
образования могут быть решены в том числе и за счет создания эффективной
информационно-образовательной
среды,
обеспечивающей
возможности
для
использования самостоятельных, исследовательских, проектных, творческих видов
работы, для развития умений работы с различными источниками и типами информации.
На уроке могут быть использованы экранно-звуковые пособия: аудиозаписи,
видеофильмы, соответствующие тематике основной школы, материалы к интерактивным
доскам.
Демонстрационные пособия могут быть представлены как в демонстрационном
(настенном) виде, так и на электронных носителях. К ним относятся: карты Республики
Карелия, карта мира, карта России, изображения символики и флагов Республики
Карелия, изображения ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей
Республики Карелия.
В современных условиях существенно меняется содержательная основа учебных
материалов, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые
информационно-коммуникационные средства: электронные учебники и пособия
(электронные энциклопедии и справочники), демонстрируемые с помощью компьютера и
мультимедийного проектора; практикумы и мультимедийные обучающие программы,
электронные библиотеки. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM или
существовать в сетевом варианте. Они включают комплекс информационно-справочных
материалов, объединенных системой навигации и ориентированных на различные формы
познавательной деятельности (например, на исследовательскую и проектную работу).
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
№

Тема урока

Кол-во
часов

Воспитательный потенциал с учетом
рабочей программы воспитания

п
п/п
За лесами и озёрами 3 часа
1

1

Введение:
\
Начало
путешествия по Карелии.

Воспитание духовно развитой личности,
готовой
к
самопознанию
и
самосовершенствованию,
способной
к
созидательной деятельности в современном
мире.

Первые
\
жители Карелии.
Деревня на берегу Онего.

1

2

3

Олонец – трижды столица.

1

Осознание
своей
этнической
принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и
человечества.

История нашей столицы 1 час
4

Рождение
Петрозаводска,
как рос и развивался
Петрозаводск.

1

Пути-дороги карельского края 11 часов
Шокша берег красной рыбы
и красного камня.

1

6

Валаам – монастырь
цветущей скале.

на

1

7

Чудесный черный камень из
Шуньги.

1

8

Кижи.

1

9

Кондопога, она же станция
Кивач.
Марциальные воды: первый
русский курорт.

1

11

Поморье – морская Карелия.

1

12

Город с жемчужным гербом.
С Кемского берега - на
Соловки.
Калевала и «Калевала»

1

14

Камень и лес: на длинном
берегу Ладоги.

1

15

Лесной город с железным
1
характером. Наш город
Костомукша
Герои Карелии Великой Отечественной Войны 1 час

16

Звезды над местами боев.
Приглашение в музей.

17

Повторительнообобщающий урок. Защита
презентаций

5

10

13

1

Воспитание духовно развитой личности,
готовой
к
самопознанию
и
самосовершенствованию,
способной
к
созидательной деятельности в современном
мире.

Формирование
основ
экологической
культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и
необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде.

1
Воспитание
российской
гражданской
идентичности: чувства гордости за свою
Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России.

Воспитание патриотического сознания и
ценностей, чувств и отношений, убеждений
и мотивов служения Отечеству.
Творческий практикум 1 час
1

1

Формирование и сохранение интереса к
истории края, как важной составляющей
современного общественного сознания.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

1

Введение: Начало
путешествия
по
Карелии.
Первые
жители
Карелии. Деревня
на берегу Онего.

2

Дата

Основные виды
Кол-во
деятельности
часов
За лесами и озёрами
1

Карелия мой край родной. Просмотр видео
материала о Карелии.

1

Влияние ледника на ландшафт Карелии.
Первичное заселение края. Археологические
памятники. Занятия, образ жизни, религиозные
верования. Растительный и животный мир.

3

Олонец – трижды
столица.

Город-крепость Олонец и его роль в истории
Карелии. Месторасположение и внешний вид
крепости. Население и его занятия. Природные
достопримечательности.
История нашей столицы

4

Рождение
Петрозаводска, как
рос и развивался
Петрозаводск.

1

5

Шокша
берег
красной рыбы и
красного камня.

1

6

Валаам
–
монастырь
на
цветущей скале.

1

7

Чудесный черный
камень из Шуньги

1

8

Кижи

1

1

Петровский завод. Его место и роль в истории
России
и
Карелии.
А.Д.
Меншиков.
Строительство Александровского завода. В
Генин.
Александровский завод. Улицы и районы
Петрозаводска: прошлое и настоящее. Герб
Петрозаводска.
Вепсское село Шокша. Его географическое
расположение. Занятия местного населения.
Месторождение малинового кварцита. Добыча
кварцита и его использование.
Валаамский архипелаг. Его географическое
расположение. Остров Валаам. Объяснение его
названия.
Природные
и
рукотворные
особенности ладшафта. Валаамский монастырь.
Хозяйственная деятельность монахов. Роль
монастыря в защите границ государства.
Заонежье.
Село
Шуньга.
Особенности
месторасположения.
Занятия
населения.
Шуньгская ярмарка. Черный минерал – шунгит.
Современное использование шунгита. Устное
народное творчество заонежья. И.А. Федосова –
сказительница.
Остров Кижи в Онежском озере. Плотницкое
мастерство жителей: строительство деревянных
домов и церквей. Лодка-кижанка. Изделия
кижских кузнецов и ювелиров. Родина русского
былинного эпоса. Трофим Рябинин.

9

Кондопога, она же
станция Кивач.

1

10

Марциальные
воды:
первый
русский курорт.

1

11

Поморье – морская
Карелия.

1

12

Город
с
жемчужным
гербом.
С
Кемского берега на Соловки.

1

13

Калевала
«Калевала»

и

1

14

Камень и лес: на
длинном
берегу
Ладоги.

1

15

Лесной город с
железным
характером. Наш
город Костомукша

1

Месторасположения. Памятник деревянного
зодчества – Успенская церковь. Полезные
ископаемые: Тивдийский мрамор и его
использование.
Кондопожская
ГЭС.
Природный памятник – водопад Кивач.
Современный город Кондопога, его культурное
и промышленное развитие.
Целебный источник и история его открытия.
Поселение
Дворцы.
Создание
первого
российского курорта. Петр Первый во Дворцах.
Марциальноводская церковь – Спасение
апостола Петра. Современный санаторий
«Марциальные воды».
Поморы и их основные занятия. Поморские
промыслы: рыболовство, охота на морского
зверя, строительство морских судов.

Месторасположение города Кемь. Его герб.
Природные богатства. Солеварение. Добыча и
использование жемчуга.
Архипелаг Соловецких островов. Соловецкий
монастырь.
Хозяйственная
деятельность
монахов. Монастырь на защите границ
государства.
Эпос «Калевала». Элиас Леннрот. Путешествие
Э. Леннрота в карельские деревни. Стихи-руны
и рунопевцы. Поселок Калевала и его
достопримечательности.
Питкярантский
район
–
приграничная
территория.
Месторасположение
города
Питкяранта и объяснение его названия
Природные богатства – олово, медь, гранит.
Природные
богатства
и
достопримечательности. Целлюлозный завод
«Питкяранта».
Город Костомукша и его месторасположение.
История возникновения города. Герб города.
Месторождение магнитокварцита. Комбинат
«Карельский окатыш» и его продукция.
Социокультурное своеобразие города.

Герои Карелии Великой Отечественной Войны
16

Звезды
над
местами боев.
Приглашение
в
музей.

1

Карельский
фронт
в
годы
Великой
Отечественной войны советского народа 19411945 гг. Страницы истории партизанского
движения в Карелии. Обелиски и памятники
защитникам края.
Музеи как хранители исторической памяти.

Школьный музей имени Ольги Егоровны
Филипповой, его коллекции и экспозиции.
Творческий практикум
17

Повторительнообобщающий
урок.

1

Защита презентаций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».