Пояснительная записка характеристика учебного Общая предмета «История» Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. Цели изучения учебного предмета «История» Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании») В основной школе ключевыми задачами являются: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной само идентификации в окружающем мире; овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе Место учебного предмета в учебном плане Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом: в 5 классе 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях 5 класс ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч) Введение (2 ч). Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. ПЕРВОБЫТНОСТЬ (4 ч) Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложениепервобытнообщинных пороге цивилизации. отношений. ДРЕВНИЙ МИР (62 ч) Понятие и хронологические истории Древнего мира. Карта Древнего мира. Древ ни й Восток (20 ч) Понятие «Древний Восток». Древневосточного мира. Древний Египет (7 ч) На рамки Карта Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески). Древние цивилизации Месопотамии (4 ч) Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона. Восточное Средиземноморье в древности (2 ч) Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания. Персидская держава (2 ч) Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов. Древняя Индия (2 ч) Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание). Древний Китай (3 ч) Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы. Древняя Греция. Эллинизм (20 ч) Древнейшая Греция (4 ч) Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». Греческие полисы (10 ч) Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги грекоперсидских войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады. Культура Древней Греции (3 ч) Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии. Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч) Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская. Древ ни й Рим (20 ч) Возникновение Римского государства (3 ч) Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские городагосударства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии. Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч) Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции. Поздняя Римская республика. Гражданские войны (5 ч) Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана. Расцвет и падение Римской империи (6 ч) Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима (3 ч) Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История» Личностные результаты К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества: В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к по- знанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; В сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; В духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; В понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познанияики событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; В сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; В формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; В сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; В сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. Метапредметные результаты Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: осуществлять анализ учебной и вне- учебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернетресурсы и др.) извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. Предметные результаты Предметные результаты по учебному предмету «История» должны обеспечивать: 1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; 2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; 3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач; 4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов 6) умение устанавливать причинноследственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) 7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в различные исторические эпохи; 8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; 9) умение различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные; 10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками; 11) умение читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из других источников; 12) умение анализировать текстовые, 5) визуальные источники исторической информации; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм; 13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации в справочной литературе, Интернете для решения познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации; 14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов. Предметные результаты: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т. д.): читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и др. 4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников)1: проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника. 5. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. 6. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 7. Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану). 8. Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении в школе и внешкольной жизни, как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры. Приведенный перечень служит ориентиром: а) для планирования и организации познавательной деятельности школьников при изучении истории (в том числе разработки системы познавательных задач); б) при измерении и оценке достигнутых учащимися результатов. 1. Знание хронологии, работа с хронологией: объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию; определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира; группировать, систематизировать факты по заданному признаку. 3. Работа с исторической картой: находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями. 4. Работа с историческими источниками: называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов; различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры; извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения. 5. Историческое описание (реконструкция): характеризовать условия жизни людей в древности; рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках; рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях); давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе; высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры. Применение исторических знаний: раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации. 8. Содержание воспитательного потенциала уроков: Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр, дидактического театра для стимулирования познавательной мотивации школьников. Применение на уроке дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения конструктивного диалога; Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения». Тематическое планирование 68 часов Тематическ Основное содержание Основные виды Применение ие блоки, деятельности ЦОР, ЭОР темы обучающихся История Древнего мира (68ч) Рассказывать, как Введение Что изучает (2 ч) история. историки узнают Источники о далеком исторических прошлом. знаний. Приводить Специальные примеры (вспомогательные) вещественных и исторические письменных дисциплины. исторических Историческая источников. хронология (счет Объяснять лет значение «до н. э.» и «н. терминов: э.»). Историческая история, карта хронология, археология, этнография, нумизматика. Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра). Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру. Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах Первобытность (4 ч) Показывать на http://www. Первобыт Происхождение и расселение карте места rusedu.ru/s ность (4 ч) древнейшего расселения ubcat человека. древнейших Условия жизни и людей, занятия известные первобытных историкам. людей. Овладение Рассказывать о огнем. занятиях Появление первобытных человека людей. разумного. Охота Распознавать и собирательство изображения Представления об орудий труда и окружающем охоты мире, верования первобытных первобытных людей. людей Объяснять, Древнейшие какое значение земледельцы и для древнейших скотоводы. Род и людей имело племя. овладение Изобретение огнем, как его орудий труда. добывали и Появление поддерживали. ремесел. Рассказывать, Производящее где были хозяйство От найдены рисунки первобытности к первобытных цивилизации. людей, о чем Использование ученые узнали из металлов. этих рисунков. Развитие обмена и Объяснять, торговли. От чему, каким родовой общины к силам соседской общине. поклонялись Появление знати. древнейшие Возникновение люди. древнейших Раскрывать цивилизаций значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф. Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства. Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников. Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя. Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело. Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе. Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать. Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации Древний Восток (20 ч) Древний Природа Египта. Египет (7 Занятия ч) населения. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, чиновники, жрецы). Условия жизни, положение, повинности древних египтян. Развитие земледелия, скотоводства, Рассказывать с http://www. использованием rusedu.ru/s исторической ubcat карты о природных http://kemet условиях Египта, .ru/ их влиянии на занятия населения. Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти. Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать ремесел. Рабы. значение этого Отношения Египта событие. с соседними Объяснять народа ми. смысл понятий и Египетское терминов: войско. фараон, жрец. Завоевательные Давать описание походы египтян; условий жизни и Тутмос III. занятий древних Могущество египтян, Египта при используя Рамcесе II. живописные и Религиозные скульптурные верования изображения. египтян. Боги Характеризовать Древнего Египта. положение Храмы и жрецы. основных групп Пирамиды и населения гробницы. Древнего Египта Фараон-реформа- (вельможи, тор Эхнатон. чиновники, Познания древних жрецы, египтян. земледельцы, Письменность ремесленники). (иероглифы, Показывать на папирус); карте основные открытие Ж. Ф. направления Шампольона. завоевательных Искусство походов Древнего Египта фараонов (архитектура, Египта. рельефы, фрески) Рассказывать об организации и вооружении египетского войска. Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II. Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне. Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций). Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея. Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон. Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов. Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма). Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта. Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска Рассказывать, • Древние Природные используя карту, Электронн цивилизац условия Месопотамии о природных ая ии условиях библиотек Месопотам (Междуречья). ии (4 ч) Занятия Месопотамии и а населения. занятиях историческ Древнейшие живших там в их городадревности источнико государства. людей. в от Создание единого Называть и вавилонск государства. показывать на их Письменность. карте глиняных Мифы и сказания. древнейшие табличек Древний Вавилон. городадо Библии Царь Хаммурапи государства с и его законы. Месопотамии. комментар Ассирия. Объяснять иями Создание сильной значение «Древняя державы. понятий и история Завоевания терминов: мира»: ассирийцев. клинопись, эпос, http: Культурные зиккурат. //www, сокровища Показывать на earthНиневии. карте history.com Нововавилонское расположение / царство. Создание древнего сильной державы. Вавилонского Легендарные царства. памятники города Рассказывать, Вавилона чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи. Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника. Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска. Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой. Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечате льностях. Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона. Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня» Объяснять, как http://www. ВосточноеПриродные природные rusedu.ru/s Средиземн условия, их условия влияли ubcat оморье в влияние на древности занятия жителей. на занятия (2 ч) Финикия: населения развитие ремесел Восточного и торговли. Средиземноморь Городая. государства. Рассказывать о Финикийская развитии колонизация. ремесел и Финикийский торговли в алфавит. Финикии. Палестина и ее Объяснять население. значение Возникновение понятий: Израильского колония, государства. Царь колонизация, Соломон. алфавит. Религиозные Называть и верования. показывать на Ветхозаветные карте древние предания государства Палестины. Объяснять, чем известен в истории царь Соломон. Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет Показывать на http://www. Персидск Завоевания персов. карте rusedu.ru/s ая территорию ubcat держава Государство (2 ч) Ахеменидов. Персидской Великие цари: Кир державы в II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии. Управление империей. Религия персов Древняя Природные Индия (2 условия Древней ч) Индии. Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Переселение ариев в Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. период ее могущества. Объяснять причины военных успехов персидской армии. Характеризовать систему управления персидской державой. Рассказывать о религии древних персов. Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста Рассказывать о http://www. природных rusedu.ru/s условиях ubcat Древней Индии, занятиях населения. Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту. Объяснять значение понятий и Общественное терминов: арии, устройство, варны. раджа, варна, Религиозные каста, брахман, верования Веды, санскрит. древних Характеризовать индийцев. верования Легенды и древних сказания. индийцев, Возникновение называть буддизма. главных богов, Культурное почитаемых в наследие Древней индуизме. Индии Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения. Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника). Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков Характеризовать http://www. Древний Природные условия Древнего , используя rusedu.ru/s Китай (3 ч) Китая. карту, ubcat Хозяйственная природные деятельность и условия условия жизни Древнего Китая, населения. их влияние на Древнейшие занятия царства. Создание населения. объединенной Рассказывать о империи. Цинь хозяйственной Шихуанди. деятельности Возведение древних Великой китайцев, Китайской стены. совершенствован Правление ии орудий их династии Хань. труда, Жизнь в империи: технических правители и сооружениях. подданные, Показывать на положение карте различных групп территорию населения. империи Цинь и Развитие ремесел объяснять и торговли. значение Великий создания единого шелковый путь. государства. РелигиозноПредставлять философские характеристику учения. императора Конфуций. Цинь Шихуанди Научные знания и и итогов его изобретения деятельности. древних китайцев. Рассказывать о Храмы достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли. Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались. Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия. Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия. Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций) Древняя Греция. Эллинизм (20 ч) Древнейша Природные я Греция условия Древней (4 ч) Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» Рассказывать, http://www. используя карту, rusedu.ru/s о природных ubcat условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения. Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах. Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея». Объяснять значение выражений Гречески Подъем е полисы хозяйственной (10 ч) жизни после «темных веков». Развитие ремесла и торговли. Образование городовгосударств. Политическое устройство полисов. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, общественное устройство. Организация военного дела. Спартанское «Ахиллесова пята», «Троянский конь» Показывать на http://www. карте rusedu.ru/s крупнейшие ubcat греческие городагосударства. Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония. Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти. Рассказывать о составе и организации полисного войска. Показывать на карте направления Великой воспитание. греческой Греко-персидские колонизации, войны. Причины называть войн. Походы наиболее персов на Грецию. значительные Битва при колонии, в том Марафоне. числе Усиление в Северном афинского Причерноморье. могущества; Рассказывать, Фемистокл. Битва как при Фермопилах. осуществлялось Захват персами управление Аттики. греческими Победы греков в колониями, в чем Саламинском заключались их сражении, при связи с Платеях и метрополиями. Микале. Итоги Раскрывать грекоперсид- ских значение понятий войн. Расцвет и терминов: Афинского ареопаг, архонт, государства. народное Развитие собрание, демократии. реформа, Афины при остракизм. Перикле. Характеризовать Хозяйственная основные жизнь в положения и древнегреческом значение законов обществе. Солона и реформ Рабство. Клисфена. Пелопоннесская Объяснять, война. Упадок почему Эллады политическое устройство Древних Афин называется демократией. Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством. Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты. Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции. Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках. Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия. Рассказывать о причинах и непосредственно м поводе для начала войн Персии против Греции. Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений грекоперсидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе). Систематизирова ть информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы. Характеризовать роль конкретных людей руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе военных событий. Называть основные итоги греко-персидских войн. Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы. Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн. Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла. Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяснять, почему численность рабов значительно возросла в V в. до н. э. Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих полисах. Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах. Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны. Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после Пелопоннесской войны Называть http://www. Культура Верования главных богов, mhk.spb.ru/ Древней древних греков. которым Греции Сказания (3 ч) о богах и героях. поклонялись Античная Пантеон богов. древние греки, мифология Храмы и жрецы. распознавать их : Школа и скульптурные http://myth образование. Развитие наук. Греческая философия. Литература. Архитектура и скульптура. Театр. Спортивные состязания; общегреческие игры в Олимпии изображения. ology.sgu.r Объяснять, кто u/mytholog такие титаны и y/ant/index. герои. htm Рассказывать о том, чему учили детей в школах http://www. Древней Греции. gao.spb.ru/r Раскрывать ussian значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика. Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук. Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческог о храма (в виде устного высказывания, презентации). Раскрывать Македонс Возвышение Македонии. кие завоевани Политика Филиппа II. я. Эллинизм Главенство Македонии над (3 ч) значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях. Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений. Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм Объяснять, что http://www. способствовало gao.spb.ru/r усилению ussian Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь греческими полисами. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира Филипп II. Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами. Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского. Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского. Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского. Раскрывать смысл понятия «эллинизм». Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского. Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира Древний Рим (20 ч) Возникно вение Римского государст ва (3 ч) Природа и население Рассказывать, 2. Апеннинского используя Презентац полуострова в историческую ии по древности. Этрусские карту, о природных истории города-государства. условиях Древнего Легенды об Апеннинского мира на основании Рима. Рим полуострова и сайте эпохи племенах, «Единаяко царей. Республика населявших его ллекция римских граждан. в древности. цифровых Патриции и плебеи. Сопоставлять образовате Управление и информацию о льных законы. Римское происхождении ресурсов»: войско. Рима, http://schoo Верования древних содержащуюся в lримлян. Боги. легенде и collection.e Жрецы. Завоевание полученную в ходе du.ru Римом Италии исследований историков. Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур. Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание). Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника. Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов. Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией. Объяснять происхождение и Римские Войны Рима с завоевани Карфагеном. Ганнибал; я битва при Каннах. в Средизем Поражение Карфагеноморье на. Установление господства Рима (3 ч) в Средиземноморье. Римские провинции Поздняя Римская республи ка. Гражданс кие Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Реформы Гракхов: проекты ре- смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!» Представлять 2. общую Презентац характеристику ии по Пунических войн истории (причины, Древнего хронологический мира на период, участники, сайте наиболее «Единаяко значительные ллекция походы и сражения, цифровых итоги). образовате Объяснять, льных благодаря чему ресурсов»: вошел в историю http://schoo Ганнибал. lПоказывать на collection.e исторической карте du.ru территории римских провин- ций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций Объяснять, почему 2. причиной острых Презентац столкновений в ии по Риме во II в. истории до н. э. стал вопрос Древнего о переделе мира на «общественной сайте войны (5 форм, мероприятия, земли». «Единаяко ч) итоги. Гражданская Раскрывать ллекция война и установление значение понятий и цифровых диктатуры Суллы. терминов: образовате Восстание Спартака. «общественная льных Первый триумвират. земля», ресурсов»: Участие армии в гражданская война, http://schoo гражданских войнах. диктатор, lГай Юлий Цезарь: проскрипции, collection.e путь к власти, триумвират, du.ru диктатура. Борьба вольноотпущенник, между наследниками гладиатор. Цезаря. Победа Характеризовать Октавиана цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов. Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения). Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу. Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме. Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги). Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю. Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон». Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги Рассказывать об 2. Расцвет Установление императорской установлении Презентац и падение единоличной власти ии по Римской власти. Октавиана истории империи Октавиан Август. Императоры Рима: Августа. Древнего (6 ч) завоеватели и Представлять мира на правители. характеристики сайте Римскаяимперия: римских «Единаяко территория, императоров, их ллекция управление. Римское правления (Нерон, цифровых гражданство. Траян, Диоклетиан образовате Повседневная жизнь — по выбору). льных в столице Показывать на ресурсов»: и провинциях. исторической карте http://schoo Возникновение территорию lи распространение Римской империи, collection.e христианства. du.ru Император объяснять, как было Константин I, организовано перенос столицы в управление Константинополь. провинциями. Разделение Римской Рассказывать, империи используя на Западную и иллюстрации Восточную части. учебника, о Начало Великого повседневной переселения народов. жизни в столице и Рим и варвары. провинциях Падение Западной Римской империи. Римской империи Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда. Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы. Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян. Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена. Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную. Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим. Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?» Культура Римская литература, Раскрывать смысл 2. Древнего золотой век поэзии. понятия «золотой Презентац век римской ии по Рима (3 ч) Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон поэзии», называть истории имена поэтов Древнего золотого века. мира на Рассказывать о сайте развитии научных «Единаяко знаний в Древнем ллекция Риме (философия, цифровых география, образовате история). льных Объяснять, какое ресурсов»: значение и почему http://schoo придавалось в lДревнем Риме collection.e ораторскому du.ru искусству. Составлять Мировая описание известных художеств архитектурных енная сооружений культура. Древнего Рима (по Древний выбору). мир: от Сравнивать первобытн внешний вид ости до древнегреческих и Рима: древнеримских http://www. храмов. Определять mhk.spb.ru/ общие черты и различия. Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира Критерии оценивания Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме. «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей. «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок. «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов. Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории % Отметка 50-65 «3» 65-84 «4» 86-100 «5» Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории Отметка Содержание 2 Общая информация. Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. Тема. Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Применение и проблемы. Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. Общая информация Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. Тема Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Применение и проблемы. Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. Общая информация Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. Тема. Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. Применение и проблемы. Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. 3 4