Пояснительная записка. Программа составлена для обучающихся 9-х классов. Курс имеет практическую направленность и дает возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора, поможет подготовке к различным олимпиадам по географии. Цель и задачи курса Формирование у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. -Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности; - Продолжить развитие картографической грамотности школьников; - Расширить умения извлекать информацию из различных источников. Место курса в учебном плане На изучение курса: «За страницами учебника географии» отводится 34 часа в год. Программа курса выстроена в логике расширения и закрепления учащимися основного содержания географических знаний и состоит из трех разделов: введение, география мира России , решение географических задач.Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Личностные, метапредметные и предметные результаты Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира: Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека Метапредметные: Личностные УУД: Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона). Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Регулятивные УУД: Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Умения управлять своей познавательной деятельностью. Умение организовывать свою деятельность. Определять её цели и задачи. Выбирать средства и применять их на практике. Оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом Предметные Называть различные источники географической информации и методы получения географической информации; определять географическое положение России; показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию; определять поясное время. называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России; определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.; приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни; называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов; оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных. показывать на карте основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе; показывать на карте крупные природные районы России; называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.); давать комплексную физико-географическую характеристику; отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории; оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей; объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей; объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека. Содержание курса. Введение. Источники географической информации. Атласы, карты. Важнейшие географические факты. Географическая номенклатура. План и карта Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Природа Земли Земная кора и литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера Земли География материков земли. Природа, страны и народы 1. География России: Особенности ГП России. Территория и акватория, морские и сухопутные Административно-территориальное устройство России. границы. Часовые пояса. 2.Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность 3.Часовые пояса Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время. Определение поясного времени для разных городов России. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. 4. Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. 5.Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природноресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта. 6. Решение географических задач На определение географических координат, задачи на время. 3. Тематическое планирование Тема Количество часов 1. Источники географических знаний 3 2. План и карта 5 Содержание воспитательного потенциала темы Развитие познавательной активности, формирование логичности мышления, расширение горизонтов познания Развитие познавательной активности, умение ориентироваться в пространстве, личная безопасности. Развитие трудолюбия и настойчивости 3. Природа Земли 4 4. Материки 7 5. Природопользование 6. География России 1 14 Итого 34 Создание образа территории, подготовка к выбору профессии, личностное становление, формирование жизненных планов воспитание гражданской позиции Формирование целостной картины мира, дисциплинирует ум, формирует логичность мышления, вырабатывает усидчивость, развивает волевую сферу обучающихся, расширяет горизонты познания. Развитие экологической культуры Осознание необходимости географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь природу, разумно использовать ее богатства Календарно-тематическое планирование 1час в неделю. 34 часа в год. № 1 Тема Источники географических знаний 2 Атласы, топографические карты 3 Googl планета Земля 4 План местности 5 Свойства географических карт, деление по по масштабу, картографические проекции классификация карт 6 Определение географических координат 7 Определение направлений по карте, Практическая работа Практическая работа « Измерение расстояний, площади, чтение рельефа по плану местности и географической карте» Решение задач план факт азимут 8 Приемы работы с картами, ориентирование 9 Природа Земли и человек. Литосфера 10 Гидросфера Земли 11 Атмосфера Земли 12 Биосфера Земли 13 Материки. Африка ,природа, страны, народы 14 Австралия природа, страны, народы 15 Южная Америка природа, страны, народы 16 Северная Америка природа, страны, народы 17 Природа Антарктиды 18 Евразия ( Европа) природа, страны, народы 19 Евразия (Азия)природа, страны, народы 20 Природопользование 21 География России. Россия на карте мира 22 Часовые пояса Нанесение на к/карту номенклатуры по литосфере Нанесение на к/карту номенклатуры по гидросфере Решение задач на часовые пояса 23 Природа России. Особенности рельефа и климата Зависимость размещения рельефа и полезных ископаемых от тектонических структур Климатические пояса и типы климатов России. Составление прогноза погоды. 24 Воды и почвы России 25 Охрана природы России 26 Население России 27 Заселение территории России 28 Россия в мировой экономике 29 30 Виды машиностроения и его география Перспективы ТЭК в России, альтернативные источники энергии 31 АПК. Химико-лесной комплекс России 32 33 Влияние транспорта на развитие страны Западный макрорегион 34 Восточный макрорегион Решение задач География машиностроения Определение географических объектов (субъектов) по краткому описанию. Определение географических объектов (субъектов) по краткому описанию.