Пояснительная записка Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач. Элективный курс «Решение задач программирования повышенной сложности» предназначен для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 34 часа, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование. Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования. Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Программа не предполагает балльного оценивания. Оценивание осуществляется в форме зачёт/незачёт. Учащийся получает отметку зачёт, если 1) посетил не менее 50% учебных занятий; 2) выполнил не менее 50% лабораторных практических работ. Воспитательный потенциал предмета Воспитательный потенциал учебного предмета информатика обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне (работа на уроке, подготовка домашних заданий, самообразование); формирование ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье (применение интерактивных форм организации учебной деятельности на уроке, например, групповая работа); формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда (работа на уроках, подготовка домашних заданий, самообразование); формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир (физминутки на уроках); формирование ценностно отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества (применение интерактивных форм организации учебной деятельности на уроке, например групповая работа); формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее (саморегуляция). Планируемые результаты курса В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности: знают роль программного обеспечения и его виды; у учащихся сформировано целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных; умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций; умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи; умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки; умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal; умеют осуществлять отладку и тестирование программы. Содержание курса 1. Язык программирования Pascal Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции. 2. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов. 3. Условный оператор Условный оператор. Оператор выбора. 4. Алгоритмы с повторениями Цикл с параметром FOR . Циклы While и Repeat. Вложенные циклы. 5. Массивы Понятие массива. Создание массива, поиск элементов массива по условию, нахождение максимального и минимального элемента в массиве, сортировка массива. Двумерные массивы. 6. Графика в Pascal Графика. Графические операторы. Создание графических изображений с помощью операторов графики. 2 Тематический план Наименование разделов и тем Количество часов Всего Теория Практика 5 1 4 1. Язык программирования Pascal 2. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм 3. Условный оператор Алгоритмы повторениями 5. Массивы 4. 6. Графика в Pascal ВСЕГО: с Формы контроля Практические работы 4 1 3 Практические работы 7 1 6 Практические работы 6 1 5 Практические работы 6 1 5 Практические работы 6 34 1 7 5 28 Практические работы 3