ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса по математике в 8 классе составлена на основе программы факультативного курса математики 8 класса, разработанной на кафедре теории и методики обучения математики ГОУ ДПО НИРО. Авторы-составители: И.Г.Малышев, М.А. Мичасова,. Экспертное заключение №145 от 15 сентября 2009 года научнометодического экспертного совета ГОУ ДПО НИРО. Согласно учебному плану на изучение курса отводится по 1 часу в неделю , всего 34 часа. Целью курса является расширение кругозора учащихся, развитие математического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств, средствами углублѐнного изучения математики. Курсы по математике дополняют обязательную программу по алгебре и геометрии и призваны, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Занятия внеурочной деятельности позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объём сложности изучаемого материала. Примечательной особенностью курса для каждого класса является то, что, программа курса составлена из ряда основных тем, содержание которых непосредственно примыкает к общему курсу математики. Однако содержание учебной работы учащихся на этих занятиях определяется не только математическим содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами: характером объяснения учителя; соотношением теории и учебных упражнений; содержанием познавательных вопросов и задач; сочетанием самостоятельной работы и коллективного обсуждения полученных каждым учащимся результатов. Внеурочные занятия по математике должны быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки, развития правильной математической речи, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся сведений из истории математики. Главное место в осуществлении математического образования, как и во всей педагогической работе в школе, занимает, несомненно, урок. Но и система курсовых занятий дает богатейшие возможности для решения задач математического образования. Курс может быть использован для предпрофильной подготовки школьников, для ознакомления учащихся с применением математики на практике, для привития учащимся конструктивных навыков, навыков в моделировании и т.д. Цель: формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 8 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников. Задачи: систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках; развитие познавательного интереса школьников к изучению математики; продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач. Планируемые результаты: Личностные: установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»; построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения; реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе Регулятивные: определение образовательной цели, выбор пути ее достижения; рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность; выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия. Познавательные: умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания; умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи. Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: 1) в личностном направлении: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 2) в метапредметном направлении: умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.); умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; 3) в предметном направлении: умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки; развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета; овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Арифметика. Математика и окружающий мир. Различные системы счисления. Решение арифметических задач повышенной трудности Математика на каждом шагу (решение задач с практическим содержанием). Замечательные свойства натуральных чисел 2. Планиметрия. Геометрические упражнения с листком бумаги. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Занимательные задачи на построение. Осевая симметрия. Центральная симметрия на плоскости 3. Алгебра. Занимательные и исторические задачи на составление уравнений. Неопределенные уравнения первой степени. Разложение многочленов на множители. Решение и исследование алгебраических уравнений и систем уравнений. Математический турнир 4. Графики функций. Линейная функция и ее график. Свойства линейной функции. График квадратичной функции. Графическое решение систем уравнений и квадратных уравнений. Построение, чтение и применение графиков. Защита проектов. Итоговое занятие. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование разделов и Дата № дисциплин проведения 8 класс 1. Арифметика. Математика и окружающий мир (8 часов) 1 Различные системы счисления 2 Различные системы счисления 3 Решение арифметических задач повышенной трудности 4 Решение арифметических задач повышенной трудности 5 Математика на каждом шагу (решение задач с практическим содержанием) 6 Математика на каждом шагу (решение задач с практическим содержанием) 7 Замечательные свойства натуральных чисел 8 Замечательные свойства натуральных чисел 2. Планиметрия (8 часов) 9 Геометрические упражнения с листком бумаги 10 Геометрические упражнения с листком бумаги 11 Задачи на разрезание и перекраивание фигур 11 Задачи на разрезание и перекраивание фигур 13 Занимательные задачи на построение 14 Занимательные задачи на построение 15 Осевая симметрия факт 16 Центральная симметрия на плоскости 3. Алгебра (10 часов) 17 Занимательные и исторические задачи на составление уравнений 18 Занимательные и исторические задачи на составление уравнений 19 Неопределенные уравнения первой степени 20 Неопределенные уравнения первой степени 21 Разложение многочленов на множители Разложение многочленов на множители Решение и исследование алгебраических уравнений и систем уравнений 24 Решение и исследование алгебраических уравнений и систем уравнений 25 Математический турнир 26 Математический турнир 4. Графики функций (8 часов) 27 Линейная функция и ее график 28 Свойства линейной функции 29 График квадратичной функции 30 Графическое решение систем уравнений и квадратных уравнений 31 Построение, чтение и применение графиков 32 Построение, чтение и применение графиков 33 Итоговое занятие 34 Итоговое занятие Итого: 34 часа 22 23