Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва. Дрофа: 2020. Общее количество часов — 34ч., в неделю – 1. Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по русской словесности и авторской программы Альбетковой Р. И. Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, практические работы и работа с текстами художественной литературы (анализ) В 9 классах дидактикотехнологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари. В системе школьного образования учебный предмет « Русская словесность » занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература. Цель программы обучения: Развитие познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе Задачи: • формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей; • развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; • сбалансированное развитие устной и письменной речи; • формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста. Содержание программы. Тема 1. Средства художественной изобразительности Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности. Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов. Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. Обучающиеся должны знать: идейно-художественное значение средств художественной изобразительности. Обучающиеся должны уметь: выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем; использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. 1 Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста). Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. Обучающиеся должны знать: поэтическое значение словесного выражения. Обучающиеся должны уметь: определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову; сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова; сопоставить изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста). Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности. Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина. Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония. Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. Обучающиеся должны знать: произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII и XIX вв.; способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности. Обучающиеся должны уметь: видеть и передавать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений; писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений; определять авторскую позицию в произведении. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста). Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. 2 Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка. Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания. Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях. Обучающиеся должны знать: произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности; художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения; значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Обучающиеся должны уметь: при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении; создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям; писать сочинения, посвященные целостному анализу произведения. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста). Тема 5. Произведения словесности в истории культуры Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени. Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества. Обучающиеся должны уметь: видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвященные взаимосвязи произведений словесности. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста). Тематическое планирование Разделы программы № п. п. 1 2 3 4 Средства художественной изобразительности Жизненный факт и поэтическое слово Историческая жизнь поэтического слова Произведение искусства слова, как единство художественного содержания и его словесного выражения 5 Произведение словесности в истории культуры ИТОГО Количество часов 11 часов 4 часа 5 часов 6 часов 8 часов 34 ч. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 Дата по плану Дата факт Тема учебного занятия Контроль Примечание Средства художественной изобразительности. (11ч) Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении словесности. 3 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности. «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. . Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. Контроль знаний Жизненный факт и поэтическое слово (4ч) Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. .Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. Историческая жизнь поэтического слова (5ч) 4 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности. Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина. Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лироэпическом. Субъект речи. Полифония. Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения (6ч) Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка. Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности. 5 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Произведение словесности в истории культуры (8ч) Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. .Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности.. Нравственные проблемы в произведениях словесности Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека Познание мира средствами искусства слова. Язык как материал словесности. Контроль знаний. Тестовый опрос. Форм ыи средст ва контр оля Текущ ие формы контро ля: устные ответы на уроках ; терми нологи ческие диктан ты; тестир ование ; практи ческая работа . Форм ы итогов ого контроля: - зачет; - тестирование. Методы и формы контроля Комплексный анализ текста Тест Составление сложного плана и простого плана к тексту Составление текста определенного стиля и типа речи Сочинение Редактирование текста Работа с деформированным текстом Тезаурус Система оценивания: Зачётная система –качество выполнения проверочных работ не менее 50%. 6 7