Курс_Русский язык_9

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к
словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва. Дрофа: 2020.
Общее количество часов — 34ч., в неделю – 1.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным
государственным образовательным стандартом по русской словесности и авторской программы
Альбетковой Р. И.
Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, практические
работы и работа с текстами художественной литературы (анализ) В 9 классах дидактикотехнологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового
и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
В системе школьного образования учебный предмет « Русская словесность » занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская
словесность
неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.
Цель программы обучения:
Развитие познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной
учебной работе
Задачи:
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует
осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных
способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной
переработки текста.
Содержание программы.
Тема 1. Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика
различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном
произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной
изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое
сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и
символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом
произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его
значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение
употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Обучающиеся должны знать: идейно-художественное значение средств художественной
изобразительности.
Обучающиеся должны уметь: выражать понимание идеи произведения, в котором
употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в
рассуждении о нем; использовать средства художественной изобразительности языка в
собственных устных и письменных высказываниях.
1

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая
работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на
объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных
впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения
точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда.
Правдоподобное и условное изображение.
Обучающиеся должны знать: поэтическое значение словесного выражения.
Обучающиеся должны уметь: определять тему и идею произведения, исходя из внимания к
поэтическому слову; сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их
изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;
сопоставить изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных
авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в
произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать
произведения, основанные на жизненных впечатлениях.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая
работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы
отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский,
древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной
изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести
петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях
поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и
романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом
произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения,
жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех
элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Обучающиеся должны знать: произведения древнерусской литературы и произведения
литературы XVIII и XIX вв.; способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох
и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Обучающиеся должны уметь: видеть и передавать в выразительном чтении художественные
достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений;
писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а
также сопоставлению произведений; определять авторскую позицию в произведении.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая
работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его
словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды
художественного образа. Свойства
художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки,
результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней.
Художественное содержание.

2

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова.
Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении.
Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов
художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство
выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.
Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Обучающиеся должны знать: произведения словесности как целостное явление, как формы
эстетического освоения действительности; художественное содержание, выраженное в словесной
форме произведения; значение художественного образа: героя произведения, художественного
пространства и художественного времени.
Обучающиеся должны уметь: при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать
личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в
сочинении о произведении; создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям;
писать сочинения, посвященные целостному анализу произведения.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая
работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 5. Произведения словесности в истории культуры
Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных
образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.
Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова
Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать
закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.
Обучающиеся должны уметь: видеть взаимосвязь национальных культур и произведений
словесности; писать сочинения, посвященные взаимосвязи произведений словесности.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая
работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тематическое планирование
Разделы программы

№ п. п.
1
2
3
4

Средства художественной изобразительности
Жизненный факт и поэтическое слово
Историческая жизнь поэтического слова
Произведение искусства слова, как единство
художественного содержания и его словесного
выражения

5

Произведение словесности в истории культуры
ИТОГО

Количество
часов
11 часов
4 часа
5 часов
6 часов

8 часов
34 ч.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1

Дата
по
плану

Дата
факт

Тема учебного занятия

Контроль

Примечание

Средства художественной изобразительности. (11ч)
Средства
художественной
изобразительности. Эпитет в
произведении Аллегория и
символ в художественном
произведении словесности.
3

2

3

4

5

6
7

8

9

10

11
12

13

14

15

Сравнение и параллелизм.
Развёрнутое сравнение, их
роль
в
художественном
произведении
Олицетворение.
Олицетворение и стиль
писателя.
Аллегория и символ в
художественном
произведении. Употребление
этих средств в
художественном произведении
Гипербола. Гипербола в
разговорном языке, в диалогах
пьесы, в эпическом и
лирическом произведении.
Значеиие гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в
произведении.
Гротеск и его значение в
произведении. Различная
эмоциональная окраска
гротеска.
Бурлеск как жанр и как
изобразительное средство
выразительности.
«Макароническая речь»
Значение употребления этого
средства в произведении
словесности. .
Этимология и внутренняя
форма слова. Квипрокво как
изобразительное средство
языка и как способ построения
сюжета.
Контроль знаний
Жизненный факт и поэтическое слово (4ч)
Жизненный
факт
и
поэтическое слово. Прямое и
поэтическое
значение
словесного
выражения.
Направленность высказывания
на объект и субъект.
Предмет изображения. Тема и
идея произведения. Прототип
и литературный герой.
Способы выражения точки
зрения автора в эпическом и
лирическом произведении.
.Художественная
правда.
Правдоподобное и условное
изображение.
Историческая жизнь поэтического слова (5ч)
4

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Принципы
изображения
действительности
и
поэтическое слово. Значение
этикета и канона. Своеобразие
средств
художественной
выразительности.
Изображение
действительности поэтическое
слово в литературе ХУIII века.
Повести петровского времени.
Новое
отношение
к
поэтическому слову Г. Р.
Державина.
Поэтические открытия В. А,
Жуковского. Романтический
стиль А. С. Пушкина.
Изображение
действительности в искусстве
реализма. Поэтическое слово в
реалистическом произведении:
эпическом, лирическом, лироэпическом. Субъект речи.
Полифония.
Авторская индивидуальность.
Стиль писателя как единство
всех
элементов
художественной
формы
произведений,
своеобразие
творчества писателя.
Произведение искусства слова
как единство художественного содержания и его словесного выражения (6ч)
Эстетическое
освоение
действительности в искусстве
слова. Эстетический идеал.
Художественный
образ.
Различные
виды
художественного
образа.
Свойства
художественного
образа.
Художественная
действительность:
объективное и субъективное
начала в ней. Художественное
содержание.
Словесная форма выражения
художественного содержания.
Эстетическая функция языка.
Художественное
время
и
художественное пространство
(хронотроп). Как один из
видов
художественного
образа.
Хронотроп
в
произведениях разных родов
словесности.
5

26

27

28

29
30
31

32
33
34

Герой
произведения
словесности как средство
выражения художественного
содержания.
Произведение словесности в истории культуры (8ч)
Взаимосвязь
разных
национальных
культур.
Значение
перевода
произведения словесности на
другой
язык.
Индивидуальность
переводчика.
.Развитие
словесности
.
Традиции и новаторство ,
использование традиций в
произведениях
словесности.
Пародия
как
средство
литературной
борьбы
.Обращение
к
«вечным»
образам и мотивам, новая
жизнь типических героев,
созданных
в
прошедшую
эпоху.
Роль словесности в развитии
общества и в жизни личности..
Нравственные проблемы в
произведениях словесности
Главное назначение искусства
– помочь совершенствованию
мира и человека
Познание мира средствами
искусства слова.
Язык
как
материал
словесности.
Контроль знаний. Тестовый
опрос.

Форм
ыи
средст
ва
контр
оля
Текущ
ие
формы
контро
ля:
устные
ответы
на
уроках
;
терми
нологи
ческие
диктан
ты;
тестир
ование
;
практи
ческая
работа
.
Форм
ы
итогов
ого

контроля:
- зачет;
- тестирование.
Методы и формы контроля
 Комплексный анализ текста
 Тест
 Составление сложного плана и простого плана к тексту
 Составление текста определенного стиля и типа речи
 Сочинение
 Редактирование текста
 Работа с деформированным текстом
 Тезаурус

Система оценивания:
 Зачётная система –качество выполнения проверочных работ не менее 50%.
6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».