Музыка_НОО_вариант_7_2

Пояснительная записка
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Он способствует
эстетическому
и
духовно-нравственному
воспитанию,
коррекции
эмоционального
неблагополучия, социализации обучающихся с ЗПР.
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)обучающихся с ОВЗ и
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения
предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой
психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных
потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах
пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в
календарно-тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Музыка» является формирование общекультурной
компетенции обучающихся с ЗПР, привитие любви и вкуса к искусству, формирование
способности символического (звукового, двигательного) опосредствования своих эмоциональных
состояний.
Овладение учебным предметом «Музыка» представляет определенную сложность для
учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками предшествующего обучения и воспитания,
невыраженностью интереса к окружающему миру и себе, дефицитом регулятивных возможностей,
препятствующих целенаправленному прослушиванию музыкальных произведений, неполной
сформированностью символического опосредствования своих эмоциональных состояний,
эмоциональной рефлексии.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
 расширять общий кругозор, способствующий совершенствованию учебнопознавательной деятельности;
 формировать элементы музыкальной культуры и возможность элементарных
эстетических суждений;
 совершенствовать возможности саморегуляции во время прослушивания
музыкальных произведений и исполнительской деятельности;
 способствовать осознанному восприятию музыки и созданию различных образов,
развивающих возможности символического опосредствования чувств.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи
конкретизируются следующим образом:
 учить восприятию музыки, формировать мотивацию к прослушиванию музыкальных
произведений, обучать вокальным упражнениям;
 содействовать эстетическому воспитанию за счет демонстрации произведений
искусства;
 научить чувствовать настроение, выражаемое музыкальным произведением;
 закрепить понятие о мелодии, ритме, песне, танце, марше, способность выделять их;
 расширить спектр знаемых музыкальных инструментов;
 воспитывать любовь к Родине, национальным обычаям, формировать чувство
гордости и патриотизма;
 совершенствовать речевое дыхание, правильную артикуляцию звуков, формировать
способность вербального выражения чувств, обогащать словарь, развивать смысловую и
эмоциональную память, аналитико-синтетические способности;

1

 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
коррекции дефицитов эмоционального развития, формирования навыков саморегуляции и
социально одобряемого поведения;
 формировать умение понимать символическое выражение чувств музыкальными
средствами, познакомить со знаковым опосредствованием музыки с помощью нот;
 обеспечить наглядно-действенный характер образования.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль в эстетическом развитии и духовнонравственном воспитании и имеет существенный коррекционно-развивающий потенциал. При
ЗПР дети, пришедшие в первый дополнительный класс, как правило, имеют опыт прослушивания
музыкальных произведений и выполнения музыкальных заданий. Вместе с тем общие недостатки
их психологического развития затрудняют усвоение предмета.
Для обучающихся с ЗПР типичны трудности саморегуляции, которые препятствуют
адекватному поведению на уроках музыки. Недостатки речевого развития нередко проявляются в
несовершенном речевом дыхании, нечеткости артикуляции. Общее несовершенство аналитикосинтетической деятельности затрудняет дифференциацию звучания различных музыкальных
инструментов, определения характера музыкального произведения. Бедный словарный запас и
необращенность к себе препятствует вербализации собственных чувств, возникающих при
прослушивании музыкального произведения. Негрубая моторная недостаточность затрудняет
выполнение двигательных заданий. Поэтому уроки музыки могут выполнить свою
коррекционную функцию только при учете специфических образовательных потребностей
обучающихся: подборе эмоционально привлекательного и доступного по возрасту музыкального
материала, наглядно-действенном характере образования (обеспечения возможности
познакомиться с реальными музыкальными инструментами и их звучанием), постоянной смене
видов деятельности на уроке, поощрении любых проявлений детской активности, специального
внимания к включению новой лексики в активный словарь.
Обучение строится с использованием учебника Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной
Т.С. Материал учебника адаптируется для понимания детьми учителем. Избыточные по
отношению к их возможностям понятия исключаются. В ходе обучения младший школьник с ЗПР
закрепляет первоначальные знания о мире музыки и ее символическом значении.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему коррекционноразвивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных
потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов,
предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника
закрепляется интерес к художественной деятельности вообще и музыке в частности.
Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь эстетическому и
духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того, учитель музыки должен
поддерживать тесную связь с другими участниками сопровождения (учителем по основным
предметам, педагогом-психологом, учителем- логопедом). Они помогут понять основные
особенности обучающихся с ЗПР, соблюдать индивидуальный подход к детям.
Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, поскольку
распевки на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию и артикуляции.
Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете рекомендаций
последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности
работы по формированию произвольной регуляции деятельности и поведения. Педагог-психолог
может посоветовать учителю музыки конкретные музыкально-двигательные упражнения, которые
будут полезны обучающимся.
2

Учителю музыки можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих
рекомендаций, удовлетворяющих специфические образовательные потребности обучающихся по
варианту 7.2.
Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять тот или иной
усвоенный материал на протяжении нескольких занятий.
На уроке следует ориентироваться на достигнутый уровень развития большинства детей – от
этого зависит и подбор музыкального материала, и его преподнесение на доступном уровне.
Следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий, включая в ход урока
двигательные паузы.
Необходимо обращать внимание на общее состояние ребенка, осуществляя при
необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий.
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том,
чтобы на уроках музыки в 1 дополнительном классе учитель:

постоянно побуждал детей высказываться;

способствовал вовлеченности всех детей в ход занятия;

пояснял пользу изучаемого материала и формировал мотивацию слушания
музыки за пределами урока.
Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное
привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной компетенции,
реализации целей программы духовно-нравственного развития, воспитания и достижения
планируемых результатов образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии
с количеством часов, указанным в учебном плане образовательных организаций общего
образования. Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в объеме не менее 168 часов (33 часа в
1 (дополнительном) классе, 33 часа в 1 классе по 34 часа- во 2,3,4 классах)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты по учебному предмету «Музыка» оцениваются по следующим
направлениям:
 положительном отношении к людям музыкальных профессий, музыке других народов,
проживающих в России;
 стремлении пополнить свои знания о различных музыкальных направлениях, разучивать
песни, спеть, родным и близким на праздники, посвященные знаменательным для России датам;
 различении мелодичного и диссонансного, активном стремлении воспроизводить и слушать
мелодичные произведения;
 проявлении интереса в процессе прослушивания музыкальных произведений, в том числе
классической музыки, исполнителей разных жанров,
 проявлении интереса к музыкальным произведениям и музыкальному творчеству;
 умении самостоятельно замечать красоту звуков в природе, окружающем мире.
 умении называть и различать основные виды профессиональной музыкальной деятельности
человека: музыкант, композитор, исполнитель, певец и т.д.
-знании некоторых названий музыкальных направлений (фольклор, классическая музыка,
инструментальная музыка);
Метапредметные результаты с учетом индивидуальных возможностей и особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть
обозначены следующим образом.
познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении:
 воспринимать музыку и размышлять о ней;
 импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;
3

 находить нужную информацию в словарях учебника;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
регулятивные универсальные учебные действия:
 контролировать свои действия в процессе выполнения творческих заданий и после их
завершения;
 работая по плану, составленному с учителем, использовать необходимые средства
(приспособления и музыкальные инструменты);
 использовать простые музыкальные инструменты (ложки, треугольник, бубен, маракасы);
 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке;
 оценивать совместно с учителем или одноклассниками свои действия.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия:
 выражать собственное эмоциональное отношение к музыкальному произведению;
 выражать эмпатию и выявлять выраженные в музыке настроения и чувства, передавать
свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения;
 отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
 слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий
 реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и
представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических
задач,
Предметные результаты
 воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
 понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и
стилей;
 эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной;
- познакомится с достижениями национальной, российской и мировой музыкальной
культуры и традициями, многообразием музыкального фольклора России («Музыка в народном
стиле»), образцами народной и профессиональной музыки;
- исполнение певческого материала в диапазоне до1- до2;
- интонировать и выравнивать звучание на всем диапазоне.
- совместно согласованно петь. Одновременное начало и исполнение пения.
- эмоционально отзываться и реагировать на музыку различного характера.
- различать звуки по высоте (высокие-низкие) и длительности (долгие-короткие).
- представления о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных
произведениях.
- представления о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.
- знание названий музыкальных инструментов и их звучания: орган, арфа, флейта.
- знать названия и различать музыкальные коллективы (хор, ансамбль, оркестр);
 различать пение соло и хором.
 Различать на слух танец, песню и марш
 Описывать словами разнообразные по содержанию музыкальные произведения: маршевая,
плясовая, весёлая, грустная и напевная

4

Содержание тем учебного предмета
1 класс
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16 часов)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа
многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.
Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь
эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли,
флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании
Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное
исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «Музыка и ты» (17 часов)
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств
человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных
музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника,
композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней
природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы
защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие
музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира.
Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные
инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.
Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.
Музыкальный словарик.
1 класс (дополнительный)
Содержание
программы
первого
года
делится
на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни
человека)
и
второго
полугодия
“Музыка
и
ты”
(знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны
почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чу
вств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16 часов)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа
многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.
Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь
эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли,
флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании
Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное
исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «Музыка и ты» (17 часов)
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств
человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных
музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника,
композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней
природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы
защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие
музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира.
Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные
5

инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.
Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.
Музыкальный словарик.
2 класс.
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.
Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки.
Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн-главная песня нашей Родины;
герб,
флаг.
Средства
музыкальной
выразительности.
Художественные
символы
России(Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» 6 ч.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С.
Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального
строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные
песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и и различие. Музыкальный
инструмент— фортепиано, его его выразительные возможности. Звучащие картины.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 5 ч.
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный
пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов
в музыке различный жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской
Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч
Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных
инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура.
Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа:
проводы зимы (Масленица). встреча весны.
Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий
на тексты народных песенок, закличек, потешек. Выразительное, интонационно осмысленное
исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 5 ч.
Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность,
танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера,
режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного
спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский
музыкальный театр.
Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов
музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение темхарактеристик действующих лиц опер и балетов.
Раздел 6. «В концертном зале» 3 ч
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая
сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического
оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В.А.Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура.
Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 8 ч
Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная
речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и
изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г.
6

Свиридова. Д. Кабалевского. Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия рисунок, лад - цвет). Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С.
Прокофьева, П. Чайковского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
3 класс.
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 4 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов.
Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников
Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция,
приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» 3 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в
вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных
жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и
др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси.
Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Господень в Иерусалим),
Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения
(тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных
композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 3 ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и
ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов
(Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле.
Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 5 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных
представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный
анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в
операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков,П.Чайковский). Мюзикл — жанр
легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей..
Раздел 6. «В концертном зале» 10ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении
диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном
концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные
возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные
мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности
драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и
образы музыки Л. Бетховена.
7

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч.
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя,
слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной
речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры
исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные
джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр
литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого,
которые знает весь мир.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
4 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов.
Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения
песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая,
лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения,
манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт,
вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие
картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное
исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 2ч.
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское:
музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П.
Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров
народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкальнолитературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт).
Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 3. «День, полный событий» 6 ч.Нравственные подвиги святых земли Русской
(княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и
Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской
письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности
мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник
праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого
Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч.
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных
стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы
развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева,
инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества.
Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских
народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в
народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона
«Троица» А. Рублева.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
8

Раздел 5. «В концертном зале» 19ч.
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С.
Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец
и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии:
контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И.
Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры
исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола),
камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки
(симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л.
Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в
творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные
дирижеры и исполнительские коллективы
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и
мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.).
Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их
развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.).
Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и
современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая
импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в
произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Тематическое планирование.
Класс 1
№ Тема

Кол-во часов

инд.обуч

инд.обуч

(1 ч/нед)

(0,5 ч/нед)

(0,25
ч/нед)

1

Музыка вокруг нас

16

8

4

2

«Музыка и ты»

17

8

4

Итого

33

16

8

Класс 1 (дополнительный)
№ Тема

1

Музыка вокруг нас

Кол-во часов

инд.обуч

инд.обуч

(1 ч/нед)

(0,5 ч/нед)

(0,25
ч/нед)

16

8

4
9

2

«Музыка и ты»

17

8

4

Итого

33

16

8

Кол-во часов

Инд.обуч

инд.обуч

(1 ч/нед)

(0,5 ч/нед)

(0,25
ч/нед)

Класс 2
№

Тема

1

Россия — Родина моя

3

2

1

2

День, полный событий

6

3

2

5

2

1

3
О России петь — что стремиться в
храм
4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

2

1

5

В музыкальном театре

5

2

1

6

В концертном зале

3

2

1

8

4

2

34

17

9

7
«Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье...»
Итого
Класс 3
№ Тема

Кол-во часов

Инд.обуч

инд.обуч

(1 ч/нед)

(0,5 ч/нед)

(0,25
ч/нед)

Россия — Родина моя

4

2

1

День, полный событий

3

2

1

О России петь — что стремиться в храм

4

2

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

2

1

В музыкальном театре

5

2

1

В концертном зале

10

5

3

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5

2

1

Итого

34

17

9

Класс 4
№ Тема

Кол-во часов

Инд.обуч

инд.обуч

(1 ч/нед)

(0,5 ч/нед)

(0,25
ч/нед)

Россия — Родина моя

3

2

1

«О России петь — что стремиться в храм»

2

2

1
10

День, полный событий

6

3

2

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4

2

1

В концертном зале

19

8

4

Итого

34

17

9

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».