ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена: - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) - Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15) - Примерная рабочая программы начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская «Литературное чтение 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»). Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 1, 2, 3, 4 класс в 2 частях, М: «Просвещение» Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: — овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Рабочая программа нацелена на решение следующих задач: развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление; развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. В 1 классе – 125 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели, 91 часа - обучение грамоте и 34 часов литературного чтения.). Во 2-3 классах на уроки литературного чтения отводится по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В 4 классе на уроки литературного чтения отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели). В тематическое планирование включены часы национального регионального компонента в количестве 10 часов в каждом классе. Классы 1класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого Количество часов 125 136 136 102 499ч Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературного чтения» Программа обеспечивает достижение выпускниками личностных, метапредметных и предметных результатов. начальной школы следующих Личностные универсальные учебные действия Базовые уровни достижений (У выпускника будут сформированы) Высокие уровни достижений (Выпускник получит возможность для формирования) • внутренняя позиция школьника на уровне • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, положительного отношения к образовательному ориентации на содержательные моменты учреждению, понимания необходимости учения, школьной действительности и принятия выраженного в преобладании учебнообразца познавательных мотивов и предпочтении «хорошего ученика»; социального способа оценки знаний; • широкая мотивационная основа учебной • выраженной устойчивой учебно деятельности, включающая социальные, познавательной мотивации учения; учебно-познавательные и внешние мотивы; • устойчивого учебно-познавательного интереса к • учебно-познавательный интерес к новому новым общим способам решения задач; учебному материалу и способам решения новой • адекватного понимания причин успешности/не задачи; успешности учебной деятельности; • ориентация на понимание причин успеха • положительной адекватной в учебной деятельности, в том числе на дифференцированной самооценки на основе самоанализ и самоконтроль результата, на критерия успешности реализации социальной анализ соответствия результатов требованиям роли «хорошего ученика»; конкретной задачи, на понимание оценок • компетентности в реализации основ учителей, товарищей, родителей и других гражданской идентичности в поступках и людей; деятельности; • способность к оценке своей учебной • морального сознания на конвенциональном деятельности; основы гражданской уровне, способности к решению моральных идентичности, своей этнической дилемм на основе учёта позиций партнёров в принадлежности в форме осознания «Я» как общении, ориентации на их мотивы и чувства, члена семьи, представителя народа, гражданина устойчивое следование в поведении моральным России, чувства сопричастности и гордости за нормам и этическим требованиям; свою Родину, народ и историю, осознание • установки на здоровый образ жизни и ответственности человека за общее реализации её в реальном поведении и поступках; благополучие; • осознанных устойчивых эстетических • ориентация в нравственном содержании и предпочтений и ориентации на искусство как смысле как собственных поступков, так и значимую сферу человеческой жизни; поступков окружающих людей; осознанного понимания чувств других людей и • знание основных моральных норм и сопереживания им, выражающихся в поступках, ориентация на их выполнение; направленных на помощь другим и обеспечение • развитие этических чувств — стыда, вины, их благополучия совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные универсальные учебные действия Базовые уровни достижений Высокие уровни достижений (Выпускник получит (Выпускник научится) возможность научится) • принимать и сохранять учебную задачу; Выпускник получит возможность научиться: • учитывать выделенные учителем ориентиры • в сотрудничестве с учителем ставить новые действия в новом учебном материале в учебные задачи; сотрудничестве с учителем; • преобразовывать практическую задачу в • планировать свои действия в соответствии с познавательную; поставленной задачей и условиями её • проявлять познавательную инициативу в реализации, в том числе во внутреннем плане; учебном сотрудничестве; • учитывать установленные правила в • самостоятельно учитывать выделенные учителем планировании и контроле способа решения; ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять итоговый и пошаговый • осуществлять констатирующий и контроль по результату; предвосхищающий контроль по результату и по • оценивать правильность выполнения действия способу действия, актуальный контроль на уровне на уровне адекватной ретроспективной оценки произвольного внимания; соответствия результатов требованиям данной • самостоятельно оценивать правильность задачи; выполнения действия и вносить необходимые • адекватно воспринимать предложения и коррективы в исполнение как по ходу его оценку учителей, товарищей, родителей и реализации, действия. других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные универсальные учебные действия Базовые уровни достижений Высокие уровни достижений (Выпускник научится) (Выпускник получит возможность научится) выполнения учебных заданий с использованием • осуществлять расширенный поиск учебной литературы, энциклопедий, информации с использованием ресурсов справочников (включая электронные, цифровые), библиотек и Интернета; в открытом информационном пространстве, в том • записывать, фиксировать информацию об числе контролируемом пространстве Интернета; окружающем мире с помощью инструментов • осуществлять запись (фиксацию) выборочной ИКТ; информации об окружающем мире и о себе • создавать и преобразовывать модели и схемы самом, в том числе с помощью инструментов для решения задач; ИКТ; • осознанно и произвольно строить сообщения в • использовать знаково-символические средства, устной и письменной форме; в том числе модели (включая виртуальные) и • осуществлять выбор наиболее эффективных схемы (включая концептуальные), для решения способов решения задач в зависимости от задач; конкретных условий; • строить сообщения в устной и письменной • осуществлять синтез как составление целого форме; из частей, самостоятельно достраивая и • ориентироваться на разнообразие способов восполняя недостающие компоненты; решения задач; • осуществлять сравнение, сериацию и • основам смыслового восприятия классификацию, самостоятельно выбирая художественных и познавательных текстов, основания и критерии для указанных выделять существенную информацию из логических операций; сообщений разных видов (в первую очередь • строить логическое рассуждение, включающее текстов); установление причинно-следственных связей; • осуществлять анализ объектов с выделением • произвольно и осознанно владеть общими существенных и несущественных признаков; приёмами решения задач. • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Базовые уровни достижений (Выпускник научится) Высокие уровни достижений (Выпускник получит возможность научится) • адекватно использовать коммуникативные, • учитывать и координировать в сотрудничестве прежде всего речевые, средства для решения позиции других людей, отличные от различных коммуникативных задач, строить собственной; монологическое высказывание (в том числе • учитывать разные мнения и интересы и сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), обосновывать собственную позицию; владеть диалогической формой коммуникации, • понимать относительность мнений и подходов используя в том числе средства и инструменты к решению проблемы; ИКТ и дистанционного общения; • аргументировать свою позицию и • допускать возможность существования у координировать её с позициями партнёров в людей различных точек зрения, в том числе не сотрудничестве при выработке общего решения совпадающих с его собственной, и в совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнёра в общении • продуктивно содействовать разрешению и взаимодействии; конфликтов на основе учёта интересов и • учитывать разные мнения и стремиться к позиций всех участников; координации различных позиций в • с учётом целей коммуникации достаточно сотрудничестве; точно, последовательно и полно передавать • формулировать собственное мнение и партнёру необходимую информацию как позицию; ориентир для построения действия; • договариваться и приходить к общему решению • задавать вопросы, необходимые для в совместной деятельности, в том числе в организации собственной деятельности и ситуации столкновения интересов; сотрудничества с партнёром; • строить понятные для партнёра высказывания, • осуществлять взаимный контроль и оказывать учитывающие, что партнёр знает и видит, а что в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; нет; • адекватно использовать речевые средства для • задавать вопросы; эффективного решения разнообразных • контролировать действия партнёра; коммуникативных задач, планирования и • использовать речь для регуляции своего регуляции своей деятельности. действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Базовые уровни достижений (Выпускник научится) Высокие уровни достижений (Выпускник получит возможность научиться) • находить в тексте конкретные сведения, факты, • использовать формальные элементы текста заданные в явном виде; (например, подзаголовки, сноски) для поиска • определять тему и главную мысль текста; нужной информации; • делить тексты на смысловые части, составлять • работать с несколькими источниками план текста; информации; • вычленять содержащиеся в тексте основные • сопоставлять информацию, полученную из события и устанавливать их последовательность; нескольких источников упорядочивать информацию по заданному основанию; • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; • понимать информацию, представленную в неявном виде; • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Базовые уровни достижений Высокие уровни достижений (Выпускник научится) (Выпускник получит возможность научиться) • пересказывать текст подробно и сжато, устно и • делать выписки из прочитанных текстов с письменно; учётом цели их дальнейшего использования; • соотносить факты с общей идеей текста, • составлять небольшие письменные аннотации устанавливать простые связи, не показанные в к тексту, отзывы о прочитанном. тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Работа с текстом: оценка информации Базовые уровни достижений (Выпускник научится) Высокие уровни достижений (Выпускник получит Возможность научиться) • высказывать оценочные суждения и свою точку • сопоставлять различные точки зрения; зрения о прочитанном тексте; • соотносить позицию автора с собственной • оценивать содержание, языковые особенности и точкой зрения; структуру текста; определять место и роль • в процессе работы с одним или несколькими иллюстративного ряда в тексте; источниками выявлять достоверную • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта (противоречивую) информацию. подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Содержание учебного предмета (506 ч) Содержание курса литературного чтения позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология). 1 класс Добукварный период Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. Букварный период Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. Послебукварный период 1. Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.) Сопоставление текстов художественных и научнопопулярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя). Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы. Как хорошо уметь читать! Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить». К.Ушинский «Наше Отечество». В.Крупин «Первоучители словенские». В.Крупин «Первый букварь». Сказки А.С. Пушкина. Л.Н.Толстой Рассказы для детей. К.Д. Ушинский Рассказы для детей. К.И Чуковский «Телефон», «Путаница». В.В. Бианки «Первая охота», С.Я Маршак Стихи, М.М.Пришвин Рассказы, А. Л. Барто Стихи, С.В.Михалков Стихи, Б.В.Заходер Стихи, В.Д.Берестов Стихи. Презентация «Живая азбука» 2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений. Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова. Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественнообразных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся. 3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством. Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений. 4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному. Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, интонацией. Литературное чтение «Жили – были буквы.» В. Данько «Загадочные буквы», И.Токмакова « Аля, Кляксич и буква «А», С.Чёрный «Живая азбука», Ф.Кривин «Почему «А»поётся, а «Б»нет.» Г.Сапгир «Про медведя» М.Бородицкая « Разговор с пчелой», И.Гамазкова «Кто как кричит?», С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть». «Сказки, загадки, небылицы.» Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».Загадки, песенки. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книжки « Рифмы Матушки Гусыни», Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы». «Апрель, Апрель! Звенит капель…» А.Плещеев «Сельская песенка». А.Майков «Ласточка промчалась», «Весна». Т.Белозёров «Подснежники» С.Маршак «Апрель». И.Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» Обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель…» «И в шутку и всерьёз» И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк» Г.Кружков «Ррры!», И.Артюхова «Саша – дразнилка», К.Чуковский «Федотка», О.Дриз « Привет», И.Пивоварова «Кулинаки - пулинаки», М.Пляцковский «Помощник». Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». «Я и мои друзья» Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок», В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны», Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова « Вежливый ослик», А.Барто « Вот так защитники», Я.Аким « Моя родня», С. Маршак «Хороший день», Пляцковский «Сердитый дог Буль», Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Обобщение по теме « Я и мои друзья». «О братьях наших меньших» С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак», В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку», С.Михалков « Важный совет», М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка», В.Берестов «Лягушата», Д.Хармс «Храбрый ёж», Н.Сладков «Лисица и ёж». Обобщение по теме «О братьях наших меньших». 2 класс Самое великое чудо на свете Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. Устное народное творчество Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение но пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Оценка достижений. Люблю природу русскую. Осень Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений Русские писатели Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н.Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений. О братьях наших меньших Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. За-ходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе Люблю природу русскую. Зима Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений Писатели детям Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создании образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение но ролям. С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений Я и мои друзья Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Оценка достижений Люблю природу русскую. Весна Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись Оценка достижений И в шутку и всерьёз Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова. И.Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского. Г. Остера,В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений Литература зарубежных стран Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова. Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект: «Мой любимый писатель-сказочник». 3 класс Самое великое чудо на свете Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Устное народное творчество Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи. Оценка достижений Поэтическая тетрадь 1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского. Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И. Никитин. «Полно, степь моя...», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». И. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении .Оценка достижений Великие русские писатели Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И. Крылов. Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. Крылову. Басни И. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического и лирического текстов. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текстарассуждения и текста-описания. Оценка достижений Литературные сказки Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.Оценка достижений Были-небылицы Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений Поэтическая тетрадь 1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений Люби живое Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. «Листопадничек» — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения. В. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений Поэтическая тетрадь 2 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. А. Барто. «Разлука», «В театре». Выразительное чтение. С. Михалков. «Если». Выразительное чтение. Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение. Проект «Праздник поэзии». Оценка достижений Собирай по ягодке — наберёшь кузовок Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке —наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений Зарубежная литература Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений. 4 класс Былины. Летописи. Жития О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царь-града...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Чудесный мир классики А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов, «Ашик-Кериб»; Л.Н. Толстой «Детство»А. П. Чехов. «Мальчики». Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Поэтическая тетрадь К.Д. Ушинский «Четыре желания» Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; И.С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; Н. А. Некрасов. «Саша»; И. А. Бунин. «Листопад». Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Литературные сказки В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Делу время - потехе сейчас Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Страна детства Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»;. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Поэтическая тетрадь В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»;; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Рассказывать наизусть. Природа и мы Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»; С. А. Есенин. «Лебедушка». Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Родина И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). Страна Фантазия Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Зарубежная литература Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. № Наименование тем Обучение грамоте 1 Добукварный НОО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс НОО для инд. Содержание воспитательного потенциала урока обуч. ( 1 ч в неделю) 18 ч 5 2 Букварный 57 ч 5 3 Послебукварный 16 ч 5 Литературное чтение Установление доверительных отношений между педагогом и учащимися, способствующих позитивному восприятию школьниками требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. 4 Жили были буквы 5ч 3 5 Сказки, небылицы загадки,5 ч 2 6 Апрель, апрель! 4 ч Звенит капель 2 7 И в шутку и всерьез (7 4 ч ч) 4 8 Я и мои друзья (7 ч) 4 9 О братьях наших8 ч меньших (6 ч) ИТОГО (общее 125 часов количество часов) 8ч 3 33 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. 2 класс № Наименование тем 1 Самое великое чудо на свете НОО 5ч НОО для инд. Содержание воспитательного потенциала урока 2обуч. Применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: (1 ч в неделю) интеллектуальных игр, дидактического театра для стимулирования познавательной мотивации школьников; дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной 2 работе и взаимодействию с другими учениками; Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать 2 мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. 2 Устное народное творчество 15 ч 3 Люблю природу русскую! Осень 8ч 4 Русские писатели 14 ч 6 5 О братьях наших меньших 12 ч 1 6 Люблю природу русскую! Зима. 10 ч 2 7 Писатели детям 19 ч 2 8 Я и мои друзья 12 ч 5 9 Люблю природу русскую! Весна 13 ч 3 14 ч 5 12 ч 1 2ч 1 10 И в шутку и всерьез 11 Литература зарубежных стран 12 Повторение ИТОГО часов) (общее количество 136 часов 34 ч. 3 класс № Наименование тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 НОО НОО для инд. Содержание воспитательного потенциала урока обуч. (1 ч в неделю) Устное народное творчество Поэтическая тетрадь 1 Великие русские писатели Литературные сказки Были-небылицы Поэтическая тетрадь 1 Люби живое Поэтическая тетрадь 2 Собирай по ягодке – наберёшь кузовок Зарубежная литература 16 ч 10 ч 25 ч 11 ч 14 ч 9ч 14 13 ч 14 ч 10 ч 2 2 9 2 2 2 5 3 5 2 ИТОГО (общее количество часов) 136 часов 34 ч. Инициирование и поддержку исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 4 класс № Наименование тем НОО НОО для инд. обуч. (1 ч в неделю) 1 Былины. Летописи. Жития 10 ч 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Чудесный мир классики Поэтическая тетрадь Литературные сказки Делу время - потехе сейчас) Страна детства Природа и мы Родина Страна Фантазия Зарубежная литература 18 ч 9 13 ч 7ч 8ч 12 ч 4ч 7ч 14 ч 2 2 6 1 2 2 4 5 1 ИТОГО (общее количество часов) 102 часов 34 ч. Содержание воспитательного потенциала урока Установление доверительных отношений между педагогом и учащимися, способствующих позитивному восприятию школьниками требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; Инициирование и поддержку исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по литературному чтению должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Литературное чтение (УМК «Школа России») В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой. В 1-м классе исключается система бального (отметочного) оценивания, используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Текущая аттестация учащихся 1-х классов по литературному чтению в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах. слов); Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки: - искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, - неправильная постановка ударений (более 2); - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; - неумение выделить основную мысль прочитанного; - неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; вслух; - нетвердое знание наизусть подготовленного текста; - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: - не более двух неправильных ударений; - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; - неточности при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников: - умение читать текст бегло, выразительно; - осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80- 90 слов в минуту (на конец года); - умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; - безошибочность чтения. Критерии сформированности навыка чтения четвёроклассников: - умение читать текст бегло, выразительно; - осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года); - умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; - безошибочность чтения. К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу: «3» - если сделано не менее 50% объёма работы; «4» - если сделано не менее 75% объёма работы; «5» - если работа не содержит ошибок. К концу второго полугодия в третьем классе и в четвёртом классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений. Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие: - индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); - индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; - индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста); - индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; - умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей; - ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг; - интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения. Способы оценивания результативности обучения чтению являются: - замер скорости чтения (в скрытой для детей форме); - ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений; - выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса); - выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания; - выполнение заданий по ориентировке в книгах; - наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.); - наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; - наблюдения за читательской деятельностью учащихся; - анализ читательского дневника; - анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций; - анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии). Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. Критерии оценок по литературному чтению Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: - беглость, правильность, осознанность, выразительность Оценка «5» - ставится, если выполнены все 4 требования. Оценка «4» - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти разная), но не выполнено одно из остальных требований. Оценка «3» - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования. Оценка «2» - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка. Чтение наизусть Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1.Правильная постановка логического ударения. 2.Соблюдение пауз. 3. Правильный выбор темпа. 4.Соблюдение нужной интонации. 5. Безошибочное чтение. Оценка «5» - выполнены правильно все требования. Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования. Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям. Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям. Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова. 2.Подбирать правильную интонацию. 3.Читать безошибочно. 4. Читать выразительно. Оценка «5» - выполнены правильно все требования. Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию. Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям. Оценка «2»- допущены ошибки по трём требованиям. Пересказ Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2»- не может передать содержание прочитанного. Тест Каждый тест состоит из десяти заданий разной сложности. На выполнение теста отводится урок. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов. «5» - ученик набрал 9-10 баллов; «4» - ученик набрал 7-8 баллов; «3» - ученик набрал 5-6 баллов; «2» - ученик набрал менее 5 баллов. Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание) 2 класс Оценка «5» - ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Оценка «4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при помощи учителя), не допускает грубых речевых ошибок. Оценка «3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя. Оценка «2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3». 3 класс Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 слов в минуту и более слов и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение. Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту. Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту; в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтени я молча не меньше 60 слов в минуту. Оценка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметки «3». 4 класс Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов в минуту молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста. Оценка «4» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать своё мнение о прочитанном. Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя). Оценка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметки «3». Критерии (нормы) оценок письменных работ по литературному чтению для учащихся с ОВЗ во 2-4 классах Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла (окружающий мир, литературное чтение, иностранный языки др.) принимается во внимание: - правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; - полнота ответа; - умение практически применять свои знания; - последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов: Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» - ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя. Оценка «3» - ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» - может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. Оценка «1», «2» не ставится в журнал Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются, заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других обучающихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной помощи. Выполнение тестовых заданий оценивается по следующей схеме – 50 - 75% работы «3»; 76 - 90% работы «4»; 91-100% работы «5». Количество заданий для детей с ТНР может быть сокращено на 1/3 – 1/2 в зависимости от структуры речевого дефекта при сохранении действующих норм оценивания. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)