География

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География» для уровня среднего общего образования
составлена на основе нормативных документов:
 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897;
 Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «СОШ №3 с
углубленным изучением математики»;
 Примерной программы по предмету «География»;
 Авторской программы В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К. Липкиной. География.
Предметная линия учебников «Полярная звезда» Издательство «Просвещение»
Основная цель программы:
Продолжить и завершить формирование знаний о географической картине мира, которые
опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и
размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического
районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в
мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные результаты.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего
образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и
ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и
принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-сследовательской,
проектной и других видах деятельности;
7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения
общечеловеческих нравственных ценностей;
8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и
возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего
общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность;
использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать
их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований.
Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования
по курсу географии на базовом уровне должны отражать:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении
важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей
и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и
экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации географической информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Предметные результаты освоения изучения курса географии
Человек и ресурсы Земли
Выпускник научится:
· различать этапы освоения Земли человеком;
· понимать изменение характера связей человека с природой;
· оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
· определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;

·
различать
понятия
«рациональное
природопользование»
и
«нерациональное
природопользование»;
· оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических,
рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе
взаимодействия общества и природы;
· использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в
реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
· оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
· выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и
общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире.
Политическая карта мира
Выпускник научится:
· понимать этапы формирования политической карты мира;
· анализировать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира;
· прогнозировать изменения на политической карте мира в результате международных
событий, процессов и явлений;
· оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;
· различать понятия «политическая география», «политико-географическое положение»,
«геополитика».
Выпускник получит возможность научиться:
· анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
· оценивать современное геополитическое положение стран и регионов.
География населения
Выпускник научится:
· различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения отдельных регионов и стран мира;
· прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;
· сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и различия в воспроизводстве
населения регионов и стран мира;
· анализировать основные направления демографической политики в различных странах мира;
· определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их
распространения, половозрастную структуру населения;
· выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли;
районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и
агломерации мира; причины и виды миграций; направления современных миграций населения;
· оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов
отдельных стран и регионов;
· объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;
· анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его
изменений.
Выпускник получит возможность научиться:
· приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в
решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
· самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с
изучением населения.
География культуры, религий, цивилизаций
Выпускник научится:
· различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий,
крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
· объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.
Выпускник получит возможность научиться:

· находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих
заданий.
География мировой экономики
Выпускник научится:
· объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;
· оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества — науку,
производство, характер труда, культуру, быт людей;
· оценивать технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения
производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в
мировой экономике;
· понимать значение понятия «международное разделение труда», формы мирохозяйственных
связей, роль экономической интеграции;
· выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства, роль
отдельных секторов в хозяйстве страны;
· характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
· определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
· объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию производства основных
видов сельскохозяйственной продукции;
· выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и стран;
· определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших
видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
· составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную
географическую характеристику двух стран.
Выпускник получит возможность научиться:
· анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран.
Регионы и страны
Выпускник научится:
· понимать принцип строения культурно-исторических регионов;
· определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение,
основные природные ресурсы, численность населения, этнический и религиозный состав населения,
особенности развития и размещения хозяйства отдельных регионов и стран мира;
· выявлять специфику крупных регионов и стран мира;
· выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать
экономическую мощь отдельных стран на основе анализа статистических данных;
· составлять комплексные географические характеристики регионов и стран мира;
· сопоставлять географические карты различной тематики;
· давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем
человечества.
Выпускник получит возможность научиться:
· выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и
общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в странах и
макрорегионах мира;
· выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-общественные территориальные
системы на различных иерархических уровнях географического пространства;
· выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории
макрорегиона, страны или её части;
· формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии
компонентов природно-общественных территориальных систем;
· моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических
явлений и процессов.
Оценочный инструментарий.
Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный, работа по картам атласа и контурным картам,
диаграммам, графикам, проверочные работы и самостоятельные, тесты, компьютерные презентации,
контрольные работы.
Оценочные практические работы в 10 классе:
«Определение ресурсообеспеченности стран»
«Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»
«Составление систематизирующей таблицы « Государственный строй стран мира»
«Характеристика политико0географического положения страны. Его изменение во времени»
«Составление экономико- географической характеристики одной из отраслей промышленности
мира»
Оценочные практические работы (второе полугодие):
«Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной
деятельности человека»
«Экономико-географическая характеристика одной из стран Ц-В Европы»
«Сравнительная характеристика двух стран»
«На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность,
предложить пути решения»
Содержание учебного предмета
Тема 1. Человек и ресурсы Земли.
Источники географической информации и методы исследований. Начало освоения планеты
человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в
прошлом и настоящем. Природа и цивилизация. Круговорот вещества и ресурсные проблемы.
Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природноресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность
стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.
Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и
регионов.
Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы. Водные ресурсы. Роль воды в жизни
человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы. Лесные
ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление. Ресурсы
Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов.
Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана. Ресурсы традиционной и
нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные
ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.
Практическая работа
1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.
Тема 2. Политическая карта мира.
Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший
периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная
политическая карта мира. Государство — главный объект политической карты. Формы правления:
монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.
Типы государств. Главные критерии типологии. Политическая география и геополитика.
Практические работы
1) Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира"
2) Характеристика политико-географического положения страны, его изменения во времени.
Тема 3. География населения.
Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия.
Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы
воспроизводства населения.

Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства.
Основные очаги этнических конфликтов. Возрастно-половой состав населения мира. Качество
населения. Занятость населения. Географические особенности размещения населения. Плотность
населения. Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный
процесс. Основные причины и типы миграций в мире.
Практическая работа
1) Определение на основе карт Атласа и статистических данных состава и структуры населения
мира.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций.
Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт.
Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие
ЮНЕСКО.
География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство,
ислам, буддизм. Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская,
негро-африканская. Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.
Практические работы
1) Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух
культур (на выбор учителя).
2) Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.
Тема 5. География мировой экономики.
Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и
постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная
структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на
современном этапе.
Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.
География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и
угольная промышленность. Электроэнергетика. Обрабатывающая промышленность. Металлургия,
машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая
промышленность.Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения.
Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство. Транспорт
(сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали
и транспортные узлы. Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция.
География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.
Практическая работа
1 Составление экономико-географической характеристики одной из
отраслей промышленности (по выбору учащегося).
Тема 6. Регионы и страны
Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры
экономической мощи и «полюсы» бедности.
Англо-Саксонская Америка.
Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании
американской нации. Экономика США. Канада. Географическое положение. Природные условия и
ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.
Практическая работа
1) Оценка природных условий и ресурсов США для жизни и хозяйственной деятельности
человека
Латинская Америка. Географическое положение. Политическая карта региона. Природные
условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные
экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский
регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.

Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы
Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Германия. Географическое
положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Великобритания.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние
различия. Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.
Экономика. Внутренние различия. Италия. Географическое положение. Население. Экономика.
Внутренние различия.
Практические работы
1) ) Составление экономико-географической характеристики Франции
(по типовому плану).
2) Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы
(по выбору учащегося).
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Географическое положение. Население.
Экономика. Внутренние различия.
Постсоветский регион. Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и
Молдавия. Страны Закавказья. Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы.
Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства
стран СНГ.
Зарубежная Азия. Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие
экономические зоны. Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.
Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население.
Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Географическое положение. Природные условия и
ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия
и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии. Южно-Африканская Республика —
единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания. Природа. Население. Экономика. Внутренние различия. Океания:
обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.
Тема 7. Глобальные проблемы человечества
Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь
глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и
долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация
глобальной экологической среды.
Практическая работа
1) Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.

Тематическое планирование
Базовый уровень —1 ч в неделю в 10-м классе, 1 час в 11 классе всего за 2 года обучения 68 ч.
Индивидуальное обучение 0,5 ч в неделю. 17 часов в год.
10 класс
Тема

Количеств
о
часов

1.Человек и
ресурсы
Земли

9

Количество
часов
индивидуаль
ного
обучения
4

2.
Политическая
карта мира

5

3

3.География
населения

6

3

Виды, формы и содержание
деятельности учащихся

Содержание
воспитательного
потенциала урока

Обсуждение проблем:
рациональное
природопользование;
ресурсы пресной воды на
Земле.
Вопросы для дискуссии:
человек и природные ресурсы
Земли;
формы и приёмы
природопользования;
рациональное и
нерациональное
природопользование;
основные направления
решения проблемы
нехватки пресной
(прежде всего питьевой) воды
Разработка проекта «Развитие
отношений России со
странамисоседями: дорожная карта».
Систематизация имеющихся
знаний, сбор и обработка
дополнительной информации,
построение
дорожной карты
Исследование проблемы
«Миграции в современном
мире — что внушает
тревогу?».
Постановка проблемы,
создание, проблемной
ситуации. Раскрытие
следующих вопросов:
факторы миграционных
процессов, политика
мультикультурализма;
·интеграция народов;
поиск новых моделей
социокультурной
солидарности людей

Показать единство
человека и природы,
развитие
экологической
культуры

Воспитание
порядочного и
патриотичного
человека, готового к
самостоятельной
жизни

Формирование
жизненных планов,
навыков здорового
образа
жизни,терпимости к
чужим мнениям,
верованиям.
Уважение
человеческого
достоинства и прав
других, прощение,
сострадание,
милосердие и
сотрудничеств

4.География
культуры,
религий,
цивилизаций

4

2

Изучение исторической
географии «потерянных»
цивилизаций.

5.География
мировой
экономики

10

5

Использование
статистических методов при
проведении анализа мировой
экономики;
приведение примеров
опорных показателей,
характеризующих
состояние экономики
государств и мира,
решение учебных задач с
использованием
статистических данных;
обсуждение дискуссионной
проблемы

итого

34

17

Формирование
общей культуры,
знакомство с
духовным миром
основных религий
Развитие
экономического и
экологического
мышления,
профориентация в
мире профессий

11 класс
Тема

Количество Количество часов
часов
индивидуального
обучения

1 . Регионы
и страны

28

14

2.
Глобальные
проблемы
человечества

6

3

Виды, формы и
содержание деятельности
учащихся
«Выбираем страну для
туристской поездки».
Регионализация
туристического
пространства, выделение
важнейших природных
объектов, понятий,
ассоциирующихся с
образом страны;
определение
туристических
направлений, практические
действия потенциального
туриста для подготовки и
реализации тура
объяснить конфигурацию
ареалов распространения
малярии в мире;
определить и установить
ареалы распространения
некоторых опасных
болезней, указать причины
их возникновения;
установить взаимосвязи

Содержание
воспитательного
потенциала
урока
формирование
личности,
способной
самостоятельно
добывать
информацию,
принимать
нестандартные
решения

Уметь находить
достойное место в
условиях
социальноэкономической
неопределенности,
решать
глобальные
проблемы

между проблемой здоровья
человека и другими
глобальными проблемами
современности
Итого

34

17

современности

Приложение 1

Критерии и нормы оценивания обучающихся.
Оценка устных ответов учащихся:
Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической
сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет
контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами,
умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить
связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при
изучении других предметов.
Отметка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на
оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в
новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил
одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой
помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и
закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы.
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Отметка «1» не ставится
Отметка письменных контрольных работ(тестовых работ)
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной
негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не
более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не
более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти
недочетов
Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил
правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Отметка «1» не ставится.
Отметка практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал
выводы, правильно и аккуратно
Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но были допущены два-три
недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков,
что позволяет получить правильны результат и вывод.
Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не
позволяет сделать правильных выводов
Отметка «1» не ставится.
Отметка работ, выполненных по контурной карте
Отметка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все
географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Отметка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и
аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Отметка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно
указаны основные географические объекты
Отметка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал
ее на проверку учителю

Критерии и нормы оценивания обучащихся с ОВЗ
Отметка «5» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
• не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах
устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру
письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.9
Отметка «4» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания всего изученного программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на
практике;
• допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного
материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления
письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных
требований;
• умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала,
незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила
оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае, если учащийся:
• не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;Допускается словесное оценивание «Не справился».

Приложение 2
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает
использование УМК линии «Полярная звезда» для 10 и 11 классов.
УМК
Учебники 10 класс, 11 класс Базовый уровень предметной линии по географии для старшей
школы Ю. Н. Гладкий, В. В Николина. География, линия «Полярная звезда», изд.
«Просвещение» 2020 год.
· А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные
линии «Полярная звезда». 5—11 классы. Базовый уровень изд. «Просвещение» 2020 год.
· Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 10— 11 классы изд.
«Просвещение» 2020 год.
· Атлас. 10класс изд. «Дрофа».2020
· Контурные карты. 10 класс изд. «Дрофа».2020
· Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Поурочные разработки. 10—11 классы изд.
«Просвещение» 2015 год.
· На электронном носителе: видеоуроки , презентации и поурочные тесты.
Автор: © 2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru
Описание: при поддержке проекта http://videouroki.net
·Сенсорная панель с выходом в интернет.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».