Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также на основе Примерной программы учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования, с использованием авторской программы «Россия в мире с древнейших времен до начала XX века» под редакцией О.В. Волобуева, В.А. Клокова, С.В. Тырина. Целью изучения истории в 10 классе является базовая историческая подготовка и социализация обучающихся на основе осмысления исторического опыта человечества эпохи Новейшего времени. Изучаемый исторический период является чрезвычайно важным в процессе становления современной мировой цивилизации. В этот период формируются и развиваются политические, экономические, социальные и духовные ценности, присущие современному миру. Изучение данного исторического периода будет способствовать самоидентификации обучающихся, определению ими своих ценностных ориентиров и приоритетов, активному применению исторических знаний в учебной и социальной деятельности. Целью изучения истории в 11 классе является формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, четких представлений о национальных интересах Российской Федерации, связанных на современном этапе в первую очередь с формированием в нашей стране гражданского общества и правового государства. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета: - формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю; - формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах среднего общего образования названы следующие задачи изучения истории в школе: • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются: • идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей; • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире; • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность; • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма; • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории. • познавательное значение российской, региональной и мировой истории; • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования. В изучение курса История. включён региональный компонент в количестве 10кл- 4 ч. 11 кл4ч Место предмета в учебном плане В соответствии с утвержденной РИО «Концепцией нового УМК по истории России» и ООП, произошел отказ от системы концентров, где история России изучалась с 6 по 9 класс, а затем в 10 и 11 шло повторение всего курса. Новая структура курса представлена в линейном виде с 6 по 10 класс, где XX век изучается в 10 классе, начиная с Первой мировой войны, а не с Российской империи в начале XX века, как было ранее. Учебный предмет «История» в 10 классе на базовом уровне включает курсы по всеобщей, новейшей истории и по истории России: начало XX – начало XXI века., которые изучаются последовательно: вначале года изучается курс всеобщей истории, а затем – курс истории России, занимающий приоритетное место по объёму учебного времени и значимости. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 136 ч для изучения на базисном уровне учебного предмета «История». В том числе: в 10 и 11 классах по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю. Планируемые результаты: Личностные результаты: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами; понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему; уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность; способность к определению своей позиции и ответственному поведению; готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств. Метапредметные результаты организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний; планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку; использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи; представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ; использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации; планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; оценивать собственные действия, учебные достижения. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета "История" на уровне среднего общего образования. Выпускник на базовом уровне научится: рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; представлять культурное наследие России и других стран; работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; оценивать роль личности в отечественной истории XX века; ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века; анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; применять полученные знания при анализе современной политики России; владеть элементами проектной деятельности. Содержание воспитательного потенциала уроков. Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр, дидактического театра для стимулирования познавательной мотивации школьников. Применение на уроке дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения конструктивного диалога; Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения». Содержание учебного курса. 10 класс История. Новейшее время XX – начало XXI века. 28 часов. Введение. Новейшая история как историческая эпоха (1 час) Периодизация новейшей истории (XX -начало XXI в.) и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии. Раздел I. Новейшая история. Первая половина XX в. (13 ч) Индустриальное общество в начале XX века. Политическое развитие. Новый «империализм». Происхождение Первой мировой воны. Первая мировая война 1914-1918 гг. Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 20-е годы. Страны Европы и США в 20-е годы. Мировой экономический кризис 1929-1933гг. Пути выхода. США, «новы курс» Рузвельта. Демократические страны Европы в 30-е годы. Франция, Великобритания. Тоталитарные режимы в 30-е годы: Италия, Германия, Испания. Восток в первой половине XX века. Латинская Америка в первой половине XX века. Культура и искусство первой половины XX века. Международные отношения в 30-е годы. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Раздел II. Новейшая история. Вторая половина XX в. (12 ч) Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война». Военно-политические блоки. Завершение эпохи индустриального общества 1945 – 1970 гг. Кризисы 7—8—х годов. Становление информационного общества. Политическое развитие стран Запада. Гражданское общество и социальные движения. США. Великобритания. Франция. Италия. Германия: раскол и объединение. Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг. Латинская Америка во второй половине XX века. Страны Азии и Африки в современном мире. Япония. Китай. Индия. Международные отношения. Культура второй половины XX века. Глобализация в конце XX – начале XXI века. Повторительно-обобщающие уроки – 2. История России. Начало XX – начало XXI века (40 часов) Раздел I. Россия в годы великих потрясений (6 часов) Россия в Первой мировой войне. Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военнопромышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости от войны и отчаянию. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества. Великая российская революция 1917 года Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризисов. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль—март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец Российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна—лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Православная церковь. Собор и восстановление патриаршества. Выступление генерала Л. Г. Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками (Октябрьское восстание). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В. И. Ленин как политический деятель. Первые революционные преобразования большевиков Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви. Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. Гражданская война и ее последствия Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 — весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов — ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии П. Н. Врангеля в Крыму. Причины победы Красной армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921—1922 г. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма» «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Лик- ви дация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения. Раздел II. Советский Союз в 1920—1930-е годы (6 часов) СССР в годы нэпа (1921—1928 гг.) Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х годов. Экономическая разруха. Голод 1921— 1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922—1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. — Герой Социалистического Труда). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР в 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е годы. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х годов. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. Ситуация в партии и возрастание рол и партийного аппарата. Роль И. В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х годов. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду. Советский Союз в 1929—1941 годах «Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932— 1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в Центре и национальных республиках. Днепрострой. Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. Турксиб. Строительство московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в индустриально- аграрную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности» И. В. Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание краткого курса «Истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937—1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х годов. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. Культурное пространство Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в Церкви. Положение нехристианских конфессий. Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия. Институты красной профессуры. Формирование человека нового типа. Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (в 1934 г.) и первые награждения. Культурная революция. От обязательного начального образования — к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура Русского зарубежья. Наука в 1930-е годы. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни — в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х годов. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в 1930-е годы. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников. Внешняя политика СССР в 1920—1930-е годы. От курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х годов. СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией. Раздел III. Великая Отечественная война (6 часов) Первый период Великой Отечественной войны (июнь 1941 — осень 1942 г.) План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Вторжение войск Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм советских воинов — представителей всех народов СССР. Причины поражений Красной армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И. В. Сталин — Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Наступление гитлеровских войск, Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной армии зимой—весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (осень 1942—1943 г.) Германское наступление весной—летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда, «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом—осенью 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героической обороны Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в оккупированных крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал А. А. Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантам в 1943— 1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла «Все для фронта, все для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство Песня «Священная война» — призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и Церковь в годы войны. Избрание в 1943 г. на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского). Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. Раздел IV. От послевоенного подъема до распада СССР (6 часов) СССР и союзники Проблема Второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия— Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (1944 — сентябрь 1945 г.) Освобождение Правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Завершение освобождения территории СССР. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Висло-Одерская операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Военноэкономическое превосходство СССР над Германией в 1944—1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского «атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортации «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и Церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации («четыре Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы. «Поздний сталинизм» (1945—1953 гг.) Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войн ой национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946—1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (в 1947 г.). И. В. Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Война в Корее. «Оттепель» (середина 1950-х — первая половина 1960-х годов) Смена политического курса. Смерть И. В. Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» И. В. Сталина. Реакция на доклад Н. С. Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н. С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева. Культурное пространство Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Начало московских кинофестивалей. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». Стиляги. Н. С. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на Церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат». Социально-экономическое развитие Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция (НТР) в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х годов. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII съезд КПСС. Программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военнополитические кризисы: позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Создание по инициативе СССР Организации Варшавского договора. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в странах «третьего мира». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н. С. Хрущева и приход к власти Л. И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современникамии историками. Советское общество в середине 1960-х — начале 1980-х годов Приход к власти Л. И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960х годов. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Цена сохранения СССР статуса сверхдержавы. Рост масштабов и роли военно-промышленного комплекса (ВПК). Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им. М. В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехив математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Культурное пространство Повседневность в городе и деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Моск ве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы: клубы самодеятельной песни, движение КВН и др. Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат. Внешняя политика Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод советских войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л. И. Брежнев в оценках современников и историков. Политика «перестройки». Распад СССР (1985—1991 гг.) Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно- политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М. С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» М. С. Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов — высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки» (1990—1991 гг.). Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б. Н. Ельцин — единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (М. С. Горбачев) и российской (Б. Н. Ельцин) власти. Введение поста президента СССР и избрание М. С. Горбачева президентом. Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. План «автономизации» — предоставления автономиям статуса союзной республики. НовоОгаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. Референдум о сохранении СССР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от плановодирективной экономики и о переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Б. Н. Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния М. С. Горбачева. Распад структур КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ): Беловежское и Алма- Атинские соглашения. Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение пробл емы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. Раздел V. Российская Федерация в 1992—2014 годах (6 часов) Становление новой России (1992—1999 гг.) Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е. Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной властей в 1992—1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. — попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б. Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом РФ. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г.Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и ее значение. Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992—1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е годы. Подписание Федеративного договора (в 1992 г.) и отдельных соглашений Центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции к деиндустриализации и увеличению зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально незащищенных слоев населения. Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия — правопреемник СССР на международной арене. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание в 1993 г. Договора СНВ-2. Вступление России в «Большую семерку». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ. Союзное государство России и Белоруссии. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е годы. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х годов, их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии. «Олигархический» капитализм. Правительства B. C. Черномырдина и Е. М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную думу 1999 г. Отставка Б. Н. Ельцина. Россия в 2000-е годы: вызовы времени и задачи модернизации Первое и второе президентства В. В. Путина. Президентство Д. А. Медведева. Избрание В. В. Путина президентом на третий срок. Государственная дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999—2007 гг. и кризис 2008—2010 гг. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования, науки и его результаты. Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции к депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и Параолимпийские зимние игры в Сочи. Повседневнаяжизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Внешнеполитический курс в годы президентства В. В. Путина. Восстановление позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление в Совет Европы. Деятельность «Большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России. Повышение общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Расширение сферы платного образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых и невостребованность результатов их труда. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление Церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализациии массовая культура. Повторительно-обобщающие уроки- 6 часов Уроки-практикумы – 4 часа Тематическое планирование. Новейшая история зарубежных стран. XXвек - начало XXI в. Наименование разделов Количество часов Введение. Новейшая история как историческая эпоха 1 Новейшая история. Первая половина ХХ в. 13 Новейшая история. Вторая половина ХХ в. 12 Повторительно-обобщающие уроки 3 Итого 28 История России начало XX – XXI вв. Названия разделов Россия в годы великих потрясений Советский Союз в 1920—1930-е годы Великая Отечественная война От послевоенного подъема до распадаСССР Российская Федерация в 1992—2014 годах Повторительно-обобщающие уроки Уроки- практикумы Итого: Количество часов 6 6 6 6 6 6 4 40 11 класс Введение Предмет изучения исторической науки. Исторические источники. Основные подходы к пониманию истории. Современный этап развития исторической науки. Отличие истории от мифологии. Раздел I. От первобытности к древним цивилизациям Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Человечество в древности. Неолитическая революция и ее последствия. Цивилизации Северо-Восточной Африки и Западной Азии. Государства Восточного Средиземноморья. Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизации. Хозяйство, власть и общество на Древнем Востоке. Религия и культура цивилизаций Востока. Античные цивилизации Средиземноморья. Античное Средиземноморье. Северное Причерноморье в античную эпоху. Культурное наследие Античности. Возникновение и распространение христианства. Раздел II. Средневековое общество в VI—X вв. Становление западноевропейской и восточно-христианской цивилизаций. Поздняя Римская империя и мир варваров. Рождение западноевропейской цивилизации. Византия и восточнохристианская цивилизация. Судьба славянских народов. Христианская церковь на Западе и Востоке. Античное наследие и Средневековье. Средневековые цивилизации Востока. Китайская и индийская цивилизации в раннее Средневековье. Ислам — новая мировая религия. Арабские завоевания и рождение мусульманской цивилизации. Раскол в исламе. Культура мусульманских стран. Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. Природногеографические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной Европы. Хазарский каганат и Волжская Булгария. Занятия и общественный строй восточных славян. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Формирование Древнерусского государства. Наследники Рюрика. Крещение Руси. Древнерусское государство и общество. Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. Русская Правда. Культура и быт населения Древней Руси. Новые обычаи. Образование и литература. Архитектура и живопись. Бытовая культура. Раздел III. Россия и мир в XI — середине XV в. Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы. Западноевропейский феодализм. Кризис 15 традиционного аграрного общества. Политическое развитие Западной Европы. Изменение роли церкви в жизни общества. Взаимодействие средневековых цивилизаций. Западноевропейская, восточнохристианская и мусульманская цивилизации в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. Политическая раздробленность Руси. От княжеских усобиц к политической раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Социально- политические модели и внешняя политика. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля. Русские княжества и Золотая Орда. Монгольская империя. Нашествие на Восточную и Центральную Европу. Золотая Орда. Орда и Русь. Москва во главе объединения русских земель. Новые политические центры Руси. Великое княжество Литовское и Русское. Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость. Наследники Дмитрия Донского. Распад Золотой Орды. Русская средневековая культура. Культурные центры периода раздробленности. Подъем культуры после нашествия Батыя. Книжное дело и литература. Архитектура: храмы и крепости. Великие живописцы. Раздел IV. Мир в начале Нового времени Европа меняет себя и мир. Модернизация европейской экономики. Изменение в социальной структуре западноевропейского общества. Великие географические открытия и колониальные захваты. Реформация и религиозный раскол в Европе. Протестантская этика и капитализм. Формирование Российского государства. От Руси к России. На пути к централизации власти. «Москва — Третий Рим». Экономический подъем. Страны Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое и политическое развитие Европы в XVI—XVII вв. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм в XVI—XVII вв. Английская революция XVII в. Кризис государства и общества в России. Смутное время. Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная интервенция и народные ополчения. Становление самодержавия Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономическом и социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества. Начало формирования многонационального Российского государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины. Русская культура середины XV—XVII в. Основные тенденции в развитии культуры. Книжное дело и литература. Архитектура: новые стили. Живопись: от иконы к парсуне. Раздел V. Запад и Россия в эпоху Просвещения Эпоха Просвещения. Успехи в науке как предпосылки Просвещения. Общественные идеалы эпохи Просвещения. Развитие просветительских идей в XVIII столетии. «Просвещенный абсолютизм». Революции XVIII столетия. Западная Европа перед эпохой революций. Англия и североамериканские колонии. Американская революция. Франция перед революцией. Начало Великой французской революции. Падение абсолютизма во Франции. Якобинская диктатура и завершение Великой французской революции. Власть и общество в России в XVIII в. Необходимость преобразований. Внешняя политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. Борьба за наследие Петра. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант. Социально-экономическое развитие России. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. Золотой век дворянства. Расширение территории Российской империи. Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII в. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи. Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре XVIII в. Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Раздел VI. Индустриальная цивилизация в XIX в. Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн. Империя Наполеона I. Русско-французские отношения. Отечественная война 1812 года. Завершение эпохи Наполеоновских войн. Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Начало промышленного переворота в Англии. Технический прогресс. Новый этап промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота. Идейные течения и политические партии. «Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе. Революции и реформы. Революции середины XIX в. во Франции. Революционное движение в других странах Европы. Реформы в Великобритании. Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Появление новых колониальных империй — Голландии, Франции и Англии. Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Последствия и новое расширение европейской колонизации в Африке и Азии. Модернизационные процессы в мире великих держав. Борьба против рабства и процессы модернизации в США. Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры и новые явления в мировой экономике. Общественные движения и политические партии во второй половине XIX в. Раздел VII. Россия на пути модернизации Российское государство в первой половине XIX в. «Либерал» на троне. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Новые явления в социально-экономической сфере. Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей «русского социализма». Реформы 1860—1870 гг. в России. Новый рубеж в истории России. Преобразования 1860—1870 гг. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период. Социально-экономическая политика Александра III (1881—1894). Общественное движение в России во второй половине XIX в. Рост общественной активности. Консерватизм. Русский либе-18 реализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии в России. Россия — многонациональная империя. Управление территориями, присоединенными к России в первой трети XIX в. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Пути создания империи. Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг. Венский конгресс и Священный союз. Восточный вопрос в международной политике и Россия. Крымская война. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Раздел VIII. Россия и мир в начале ХХ в. Внешняя политика России в начале XX в. Политическая карта мира. Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война. Россия и европейские военнополитические союзы. Новые тенденции в развитии индустриального общества. Страны Запада. Процессы глобальной модернизации и Россия. Идейные течения и политические партии в России. Начало модернизации в странах Востока. Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков. Модернизационные процессы в экономике и обществе. Самодержавная монархия и ее социальная опора. Возникновение революционных организаций и партий. Первая российская революция. Причины, начало и особенности первой революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Восстания в конце 1905 г. и Основные законы апреля 1906 г. Первая и вторая Государственная дума в условиях спада революции. Итоги и последствия революции. Думская монархия и столыпинские реформы. Третьеиюньский политический режим. Столыпинская аграрная реформа. Экономика и общество накануне Первой мировой войны. Раздел IX. Наука и культура в XIX — начале XX в. Развитие мировой научной мысли. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научнотехнический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Основные направления художественной культуры. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет. Развитие российской культуры в начале ХХ в. Серебряный век. Тенденции культурного синтеза. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард Тематическое планирование Наименование раздела Введение Раздел I. От первобытности к древним цивилизациям Раздел II. Средневековое общество в VI—X вв. Раздел III. Россия и мир в XI — середине XV в Раздел IV. Мир в начале Нового времени Раздел V. Запад и Россия в эпоху Просвещения Раздел VI. Индустриальная цивилизация в XIX в. Раздел VII. Россия на пути модернизации Раздел VIII. Россия и мир в начале ХХ в. Раздел IX. Наука и культура в XIX — начале XX в. Повторительно-обобщающие уроки. Количество часов 1 3 7 7 8 7 6 8 5 6 10 Приложение 1 Критерии оценивания Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории % Отметка 50-65 «3» 65-84 «4» 86-100 «5» Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории Отметка/ Содержание 2 Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. Тема. Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Применение и проблемы. Не определена область применения данной темы. 3 Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Применение и проблемы. Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. Применение и проблемы. Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. 4 Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. Применение и проблемы. Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. 5 Приложение 2 Содержание учебного предмета для индивидуального обучения на дому 10 класс – 34 ч Новейшая история зарубежных стран XX – начало XXI века Количество часов Наименование тем Новейшая история. Первая половина ХХ в. 6 Новейшая история. Вторая половина ХХ в. Повторительно-обобщающие уроки Итого: 6 2 14 История России начало XX – XXI век. Наименование тем Россия в годы великих потрясений Советский Союз в 1920—1930-е годы Великая Отечественная война От послевоенного подъема до распада СССР Российская Федерация в 1992—2014 годах Повторительно-обобщающие уроки Уроки- практикумы Итого: Количество часов 3 3 3 3 3 3 2 20 11 класс – 34 ч Тематическое планирование для индивидуального обучения Наименование раздела Введение Раздел I. От первобытности к древним цивилизациям Раздел II. Средневековое общество в VI—X вв. Раздел III. Россия и мир в XI — середине XV в Раздел IV. Мир в начале Нового времени Раздел V. Запад и Россия в эпоху Просвещения Количество часов 1 1 3 3 5 4 Раздел VI. Индустриальная цивилизация в XIX в. Раздел VII. Россия на пути модернизации Раздел VIII. Россия и мир в начале ХХ в. Раздел IX. Наука и культура в XIX — начале XX в. Повторительно-обобщающие уроки. 3 4 2 3 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)