История

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории, а также на основе Примерной программы учебного предмета «История»
на уровне среднего общего образования, с использованием авторской программы «Россия в мире с
древнейших времен до начала XX века» под редакцией О.В. Волобуева, В.А. Клокова, С.В.
Тырина.
Целью изучения истории в 10 классе является базовая историческая подготовка и
социализация обучающихся на основе осмысления исторического опыта человечества эпохи
Новейшего времени. Изучаемый исторический период является чрезвычайно важным в процессе
становления современной мировой цивилизации. В этот период формируются и развиваются
политические, экономические, социальные и духовные ценности, присущие современному миру.
Изучение данного исторического периода будет способствовать самоидентификации
обучающихся, определению ими своих ценностных ориентиров и приоритетов, активному
применению исторических знаний в учебной и социальной деятельности.
Целью изучения истории в 11 классе является формирование у обучающихся
гражданственности и патриотизма, четких представлений о национальных интересах Российской
Федерации, связанных на современном этапе в первую очередь с формированием в нашей стране
гражданского общества и правового государства.
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета:
- формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в
мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую
историю;
- формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и
общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных
отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных
государственных образовательных стандартах среднего общего образования названы следующие
задачи изучения истории в школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом
процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в
соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной
деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
• идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и
развития российской государственности, формирования государственной территории и единого
многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
• рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса,

понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
• ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность,
свобода и ответственность;
• воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в
формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
• общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и
народов в новейшей истории.
• познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
• формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования.
В изучение курса История. включён региональный компонент в количестве 10кл- 4 ч. 11 кл4ч
Место предмета в учебном плане
В соответствии с утвержденной РИО «Концепцией нового УМК по истории России» и
ООП, произошел отказ от системы концентров, где история России изучалась с 6 по 9 класс, а
затем в 10 и 11 шло повторение всего курса. Новая структура курса представлена в линейном виде
с 6 по 10 класс, где XX век изучается в 10 классе, начиная с Первой мировой войны, а не с
Российской империи в начале XX века, как было ранее.
Учебный предмет «История» в 10 классе на базовом уровне включает курсы по всеобщей,
новейшей истории и по истории России: начало XX – начало XXI века., которые изучаются
последовательно: вначале года изучается курс всеобщей истории, а затем – курс истории России,
занимающий приоритетное место по объёму учебного времени и значимости.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит
136 ч для изучения на базисном уровне учебного предмета «История». В том числе: в 10 и 11
классах по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и
уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека;
толерантность;
способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов,
государств.
Метапредметные результаты
организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и
познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения
действий;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной
задачи;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты,
составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях:
находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного
учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
контролируемом Интернете;
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и
критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские
задачи;
представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в
том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение,
презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин
формации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета "История" на уровне среднего общего
образования.
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела
дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами,
персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники
информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в

науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России
в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных
руководителей России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ,
внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических
личностей XX века;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории XX века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего
времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение
исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.
Содержание воспитательного потенциала уроков.
Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений.
Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией:
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения.
Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
Применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр,
дидактического театра для стимулирования познавательной мотивации школьников.
Применение на уроке дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения
конструктивного диалога;
Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной
работе и взаимодействию с другими учениками
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям,
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения».

Содержание учебного курса.
10 класс
История. Новейшее время XX – начало XXI века. 28 часов.
Введение. Новейшая история как историческая эпоха (1 час)
Периодизация новейшей истории (XX -начало XXI в.) и особенности исторического
развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные
события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в., определяющие историю
человечества в новом тысячелетии.
Раздел I. Новейшая история. Первая половина XX в. (13 ч)
Индустриальное общество в начале XX века. Политическое развитие. Новый
«империализм». Происхождение Первой мировой воны. Первая мировая война 1914-1918
гг. Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. Последствия войны:
революции и распад империй. Капиталистический мир в 20-е годы. Страны Европы и
США в 20-е годы. Мировой экономический кризис 1929-1933гг. Пути выхода. США,
«новы курс» Рузвельта. Демократические страны Европы в 30-е годы. Франция,
Великобритания. Тоталитарные режимы в 30-е годы: Италия, Германия, Испания. Восток в
первой половине XX века. Латинская Америка в первой половине XX века. Культура и
искусство первой половины XX века. Международные отношения в 30-е годы. Вторая мировая
война 1939-1945 гг.
Раздел II. Новейшая история. Вторая половина XX в. (12 ч)
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война». Военно-политические блоки.
Завершение эпохи индустриального общества 1945 – 1970 гг. Кризисы 7—8—х годов.
Становление информационного общества. Политическое развитие стран Запада. Гражданское
общество и социальные движения. США. Великобритания. Франция. Италия. Германия: раскол
и объединение. Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг.
Латинская Америка во второй половине XX века. Страны Азии и Африки в современном мире.
Япония. Китай. Индия. Международные отношения. Культура второй половины XX века.
Глобализация в конце XX – начале XXI века.
Повторительно-обобщающие уроки – 2.
История России. Начало XX – начало XXI века (40 часов)
Раздел I. Россия в годы великих потрясений (6 часов) Россия в Первой
мировой войне.
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.
Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на
австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте.
Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения
и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и
изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть,
экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военнопромышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом.
Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи
фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в
городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание
экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к
усталости от войны и отчаянию. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения
представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа.
Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание 1916 г. в

Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и
«пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни
общества.
Великая российская революция 1917 года
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и
субъективные причины обострения экономического и политического кризисов. Война как
революционизирующий
фактор.
Национальные
и
конфессиональные
проблемы.
Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические
партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г.
Февраль—март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец Российской империи.
Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия,
фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного
правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских
депутатов и его декреты. Весна—лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте
влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия».
Православная церковь. Собор и восстановление патриаршества. Выступление генерала Л. Г.
Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России
республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и
взятие власти большевиками (Октябрьское восстание). Создание коалиционного правительства
большевиков и левых эсеров. В. И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые
мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о
мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств
Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы
наделения крестьян землей. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви. Созыв и
разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как
форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов.
Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета
народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918
г.
Гражданская война и ее последствия
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 — весной 1918 г.:
Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье,
Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация
на Дону. Позиция Украинской центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса.
Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и
основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских
сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология
Белого
движения.
Комуч,
Директория,
правительства А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля. Положение
населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни
села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма».
Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных
расчетов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана
ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной армии. Использование военспецов. Выступление левых
эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление
прав Советов в пользу чрезвычайных органов — ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности
Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем
Востоке. Польско-советская война. Поражение армии П. Н. Врангеля в Крыму. Причины
победы Красной армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в
Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и
формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в
конце 1921—1922 г.

Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»
«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по
просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических
идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и
кинематографа. Издание «Народной библиотеки».
Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и
секуляризация жизни общества. Лик- ви дация сословных привилегий. Законодательное
закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской
быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации.
Деятельность трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в
деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод,
«черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние
военной обстановки на психологию населения.
Раздел II. Советский Союз в 1920—1930-е годы (6 часов) СССР
в годы нэпа (1921—1928 гг.)
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая
ситуация в начале 1920-х годов. Экономическая разруха. Голод 1921— 1922 гг. и его
преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование
священнослужителей.
Крестьянские
восстания
в Сибири, на Тамбовщине, в
Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от
«военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп).
Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения
экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные
концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922—1924 гг. Создание
Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки
внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания
«Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. — Герой Социалистического Труда). Предпосылки и значение
образования СССР. Принятие Конституции СССР в 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней
Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е годы. Политика «коренизации» и
борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы
1920-х годов. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной
политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. Ситуация в партии и
возрастание рол и партийного аппарата. Роль И. В. Сталина в создании номенклатуры.
Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х годов. Социальная политика
большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика.
Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства.
Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по
сокращению безработицы. Положение бывших представителей
«эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки
и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли
в аренду.
Советский Союз в 1929—1941 годах
«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования.
Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих
и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация
частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы.
Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание».
Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Национальные и
региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932— 1933 гг. как следствие
коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в Центре и национальных
республиках. Днепрострой. Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский
тракторные заводы. Турксиб. Строительство московского метрополитена. Создание новых
отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР.

Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности.
Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в индустриально- аграрную
державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа
личности» И. В. Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных
руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы
госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание краткого
курса «Истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение
паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937—1938 гг. «Национальные
операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик.
Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные
характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении
индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и
национальная политика 1930-х годов. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР
1936 г. Культурное пространство
Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня
жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение
трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку,
воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию.
«Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в Церкви. Положение
нехристианских конфессий. Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура.
Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе
(футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная
революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание
национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура
и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия. Институты красной профессуры.
Формирование человека нового типа. Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание
интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых
пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея
«челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение
звания Герой Советского Союза (в 1934 г.) и первые награждения. Культурная революция. От
обязательного начального образования — к массовой средней школе. Установление жесткого
государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и
их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный
метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура Русского зарубежья. Наука в 1930-е
годы. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН и др.
Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование
национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов.
Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и
рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни — в город: последствия вынужденного
переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на
стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в
середине 1930-х годов. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые
универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в
1930-е годы. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства
колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920—1930-е годы. От курса на мировую революцию к
концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как
инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход
СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций.
Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности
в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты на озере
Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х годов. СССР накануне
Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой

техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в
экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение
договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии,
Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.
Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.
Раздел III. Великая Отечественная война (6 часов)
Первый период Великой Отечественной войны (июнь 1941 — осень 1942 г.)
План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Вторжение войск
Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм
советских воинов — представителей всех народов СССР. Причины поражений Красной армии
на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование
Государственного комитета обороны. И. В. Сталин — Верховный главнокомандующий. Роль
партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское
сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона
Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Наступление
гитлеровских войск, Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади.
Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные
операции Красной армии зимой—весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва
за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского
населения. Эвакуация ленинградцев.
«Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий,
населения и ресурсов. Введение военной дисциплины на производстве и транспорте.
Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления
гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на
оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и
медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление
и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в
нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (осень 1942—1943 г.)
Германское наступление весной—летом 1942 г. Поражение советских войск в
Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда, «Дом Павлова». Окружение неприятельской
группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных
под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом.
Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения
под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение
Курской битвы. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение
Киева. Итоги наступления Красной армии летом—осенью 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в
январе 1943 г. Значение героической обороны Ленинграда. Развертывание массового
партизанского движения. Антифашистское подполье в оккупированных крупных городах.
Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом:
формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских
военнопленных. Генерал А. А. Власов и Русская освободительная армия. Судебные
процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантам в
1943— 1946 гг.
Человек и война: единство фронта и тыла
«Все для фронта, все для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в
промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь
населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Фронтовая
повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт.
Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и
нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе.
Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и
Нахимовских училищ.
Культурное пространство

Песня «Священная война» — призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели,
композиторы, художники в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления
фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет.
Государство и Церковь в годы войны. Избрание в 1943 г. на патриарший престол митрополита
Сергия (Страгородского). Патриотическое служение представителей религиозных конфессий.
Культурные и научные связи с союзниками.
Раздел IV. От послевоенного подъема до распада СССР (6 часов) СССР и союзники
Проблема Второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский
авиационный
полк
«Нормандия—
Неман»,
а
также
польские и чехословацкие
воинские части на советско-германском фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны
(1944 — сентябрь 1945 г.) Освобождение Правобережной Украины и Крыма. Наступление
советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Завершение освобождения территории
СССР.
Боевые
действия
в Восточной
и Центральной
Европе и освободительная миссия
Красной армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской
коалиции. Встреча на Эльбе. Висло-Одерская операция. Битва за Берлин. Капитуляция
Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Военноэкономическое превосходство СССР над Германией в 1944—1945 гг. Восстановление хозяйства
в освобожденных районах. Начало советского «атомного проекта». Реэвакуация и нормализация
повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортации
«репрессированных народов». Взаимоотношения государства и Церкви. Поместный собор
1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская
конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза
выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии.
Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации («четыре Д»).
Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии.
Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил.
Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание
ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны».
Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн. Решающий вклад СССР в победу
антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения политической карты
Европы. «Поздний сталинизм» (1945—1953 гг.)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и
настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы.
Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация
фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост
беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и
приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск
гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское
хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войн ой национальных республик в
восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики.
Советский «атомный проект», его успехи и значение. Начало гонки вооружений. Положение на
послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая
торговля. Голод 1946—1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (в 1947
г.). И. В. Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы.
Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные
репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело
Еврейского антифашистского комитета. Т. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период
восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени.
Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых»
и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН.
Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование
биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со
странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора

(НАТО). Война в Корее.
«Оттепель» (середина 1950-х — первая половина 1960-х годов)
Смена политического курса. Смерть И. В. Сталина и настроения в обществе. Борьба за
власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущеву.
Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало
критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» И. В. Сталина. Реакция
на доклад Н. С. Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и
противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых
политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных
народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н. С. Хрущева от власти в
1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.
Культурное пространство
Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф,
театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование
и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957
г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Начало
московских кинофестивалей. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и
попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы
общественной жизни: «кафе» и «кухни». Стиляги. Н. С. Хрущев и интеллигенция.
Антирелигиозные кампании. Гонения на Церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие
Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения
продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция
(НТР) в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский
секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого
спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта
В. В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации.
Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход
от отраслевой системы управления к совнархозам.
Расширение
прав
союзных
республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к
началу 1960-х годов. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы
рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и
инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII съезд КПСС. Программа
построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического
труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы
образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика
советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная
реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и
дефицит товаров народного потребления.
Внешняя политика
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового
международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военнополитические кризисы: позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис
1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая
социалистическая система. Создание по инициативе СССР Организации Варшавского договора.
Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в странах
«третьего мира». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе.
Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н. С. Хрущева и приход к
власти Л. И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современникамии историками.
Советское общество в середине 1960-х — начале 1980-х годов
Приход к власти Л. И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски
идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960х годов. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР
1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики.

Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и
кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов
развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки
реформирования экономики. Цена сохранения СССР статуса сверхдержавы. Рост масштабов и
роли военно-промышленного комплекса (ВПК). Трудности развития агропромышленного
комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им. М. В. Ломоносова.
Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического
прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с
США. Успехив математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство
Повседневность в городе и деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в
крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга
населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие
союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска
эффективной системы производственной мотивации. Отношение
к общественной
собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и
очереди. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в
СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Моск ве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы: клубы самодеятельной песни, движение
КВН и др. Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И.
Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием.
Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика
Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание
международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина
Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с
Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки.
Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод советских войск в Афганистан. Подъем
антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л. И.
Брежнев в оценках современников и историков.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985—1991 гг.)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно- политической
сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской
экономики. М. С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985
г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в
политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной
трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации
государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем
гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры.
Общественные
настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии.
Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны
как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные
политические объединения. «Новое мышление» М. С. Горбачева. Отказ от идеологической
конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета
общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней
политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора.
Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной
Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к Горбачеву и его внешнеполитическим
инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX
конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды
народных депутатов — высший орган государственной власти. Первый съезд народных
депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской

группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Подъем национальных
движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного
Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального
противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских
лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки» (1990—1991 гг.). Отмена 6-й
статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности.
Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных
депутатов РСФСР и его решения. Б. Н. Ельцин — единый лидер демократических сил.
Противостояние союзной (М. С. Горбачев) и российской (Б. Н. Ельцин) власти. Введение
поста президента СССР и избрание М. С. Горбачева президентом. Избрание Б. Н. Ельцина
президентом РСФСР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы
разделения властей.
Дестабилизирующая
роль
«войны
законов» (союзного и
республиканского законодательства). Углубление политического кризиса. Усиление
центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой,
Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. «Парад суверенитетов». Декларация о
государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. План
«автономизации» — предоставления автономиям статуса союзной республики. НовоОгаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. Референдум о
сохранении
СССР.
Превращение
экономического
кризиса
в стране в ведущий
политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и
коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы
снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение
государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся
проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от
плановодирективной экономики и о переходе к рынку. Разработка союзным и российским
руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных
настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных
отношениях. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и
защитники Белого дома. Победа Б. Н. Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния М. С.
Горбачева. Распад структур КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов
управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление
фактического распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ):
Беловежское и Алма- Атинские соглашения. Реакция мирового сообщества на распад СССР.
Решение пробл емы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной
арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.
Раздел V. Российская Федерация в 1992—2014 годах (6 часов)
Становление новой России (1992—1999 гг.)
Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие
ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Ельцину дополнительных
полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е. Т.
Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая
терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и
падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный рынок и криминализация жизни.
Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности
осуществления реформ в регионах России. От сотрудничества к противостоянию
исполнительной и законодательной властей в 1992—1993 гг. Решение Конституционного суда
РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения
экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. — попытка правового разрешения
политического кризиса. Указ Б. Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом РФ.
Возможность мирного выхода из политического кризиса.
«Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной

церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее
решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г.Всенародное голосование
(плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой
системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и ее значение.
Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление
российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного
государства. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований
1992—1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е
годы. Подписание Федеративного договора (в 1992 г.) и отдельных соглашений Центра с
республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с
республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра
и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление
конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки
стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования
инвестиций. Тенденции к деиндустриализации и увеличению зависимости экономики от
мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на
производственный и
энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства.
Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта
продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из
страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения
россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических
исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования
гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности.
Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и
науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и
детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально
незащищенных слоев населения. Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание
новой России суверенным государством. Россия — правопреемник СССР на международной
арене. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание в 1993 г. Договора СНВ-2.
Вступление России в «Большую семерку». Усиление антизападных настроений как результат
бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве.
СНГ. Союзное государство России и Белоруссии. Военно-политическое сотрудничество в
рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е годы. Российская
многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и
движения 1990-х годов, их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские
выборы 1996 г. Политтехнологии. «Олигархический» капитализм. Правительства
B. C.
Черномырдина
и Е. М. Примакова.
Обострение
ситуации на Северном Кавказе.
Вторжение террористических группировок с
территории Чечни в Дагестан. Выборы в
Государственную думу 1999 г. Отставка Б. Н. Ельцина.
Россия в 2000-е годы: вызовы времени и задачи модернизации
Первое и второе президентства В. В. Путина. Президентство Д. А. Медведева. Избрание В.
В. Путина президентом на третий срок. Государственная дума. Многопартийность.
Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого
правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов.
Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия
развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная
экономика и монополии. Экономический подъем 1999—2007 гг. и кризис 2008—2010 гг.
Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития.
Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Новый облик
российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура.
Занятость
и трудовая
миграция. Миграционная
политика. Основные
принципы и направления
государственной социальной
политики. Реформы

здравоохранения. Пенсионные
реформы. Реформирование образования, науки и его
результаты. Демографическая статистика. Снижение
средней продолжительности жизни
и тенденции к депопуляции. Государственные программы демографического возрождения
России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда
спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и Параолимпийские зимние игры в Сочи.
Повседневнаяжизнь. Качество, уровень
жизни
и размеры доходов разных
слоев
населения. Общественные
представления
и ожидания
в зеркале
социологии.
Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация
бытовой сферы. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ,
компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Внешнеполитический курс в годы
президентства В. В. Путина.
Восстановление позиций России
в международных
отношениях. Современная
концепция
российской внешней
политики.
Участие в
международной борьбе с терроризмом
и в
урегулировании
локальных
конфликтов.
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и
Евросоюзом. Вступление в Совет Европы. Деятельность «Большой двадцатки». Переговоры о
вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России. Повышение
общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие
тенденции в развитии образования и науки. Расширение сферы платного образования.
Сокращение финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за
рубеж. Основные достижения российских ученых и невостребованность результатов их труда.
Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление Церкви
налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд.
Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства,
театра, изобразительного искусства. Процессы глобализациии массовая культура.
Повторительно-обобщающие уроки- 6 часов
Уроки-практикумы – 4 часа
Тематическое планирование.
Новейшая история зарубежных стран. XXвек - начало XXI в.
Наименование разделов

Количество часов

Введение. Новейшая история как историческая эпоха

1

Новейшая история. Первая половина ХХ в.

13

Новейшая история. Вторая половина ХХ в.

12

Повторительно-обобщающие уроки

3

Итого

28
История России начало XX – XXI вв.

Названия разделов
Россия в годы великих потрясений
Советский Союз в 1920—1930-е годы
Великая Отечественная война
От послевоенного подъема до распадаСССР
Российская Федерация в 1992—2014 годах
Повторительно-обобщающие уроки
Уроки- практикумы
Итого:

Количество часов
6
6
6
6
6
6
4
40

11 класс
Введение
Предмет изучения исторической науки. Исторические источники. Основные подходы к
пониманию истории. Современный этап развития исторической науки. Отличие истории от
мифологии.
Раздел I. От первобытности к древним цивилизациям
Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Человечество в древности.
Неолитическая революция и ее последствия. Цивилизации Северо-Восточной Африки и Западной
Азии. Государства Восточного Средиземноморья. Индо-буддийская и китайско-конфуцианская
цивилизации. Хозяйство, власть и общество на Древнем Востоке. Религия и культура цивилизаций
Востока. Античные цивилизации Средиземноморья. Античное Средиземноморье. Северное
Причерноморье в античную эпоху. Культурное наследие Античности. Возникновение и
распространение христианства.
Раздел II. Средневековое общество в VI—X вв.
Становление западноевропейской и восточно-христианской цивилизаций. Поздняя Римская
империя и мир варваров. Рождение западноевропейской цивилизации. Византия и восточнохристианская цивилизация. Судьба славянских народов. Христианская церковь на Западе и
Востоке. Античное наследие и Средневековье.
Средневековые цивилизации Востока. Китайская и индийская цивилизации в раннее
Средневековье. Ислам — новая мировая религия. Арабские завоевания и рождение
мусульманской цивилизации. Раскол в исламе. Культура мусульманских стран.
Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. Природногеографические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной Европы.
Хазарский каганат и Волжская Булгария. Занятия и общественный строй восточных славян.
Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Формирование
Древнерусского государства. Наследники Рюрика. Крещение Руси. Древнерусское государство и
общество. Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина
в Древней Руси. Социальная структура общества. Русская Правда.
Культура и быт населения Древней Руси. Новые обычаи. Образование и литература.
Архитектура и живопись. Бытовая культура.
Раздел III. Россия и мир в XI — середине XV в.
Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы.
Западноевропейский феодализм. Кризис 15 традиционного аграрного общества. Политическое
развитие Западной Европы. Изменение роли церкви в жизни общества.
Взаимодействие
средневековых
цивилизаций.
Западноевропейская,
восточнохристианская и мусульманская цивилизации в раннее Средневековье. Крестовые походы.
Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной
Европе.
Политическая раздробленность Руси. От княжеских усобиц к политической
раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Социально-

политические модели и внешняя политика. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская
земля.
Русские княжества и Золотая Орда. Монгольская империя. Нашествие на Восточную и
Центральную Европу. Золотая Орда. Орда и Русь.
Москва во главе объединения русских земель. Новые политические центры Руси.
Великое княжество Литовское и Русское. Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость.
Наследники Дмитрия Донского. Распад Золотой Орды.
Русская средневековая культура. Культурные центры периода раздробленности. Подъем
культуры после нашествия Батыя. Книжное дело и литература. Архитектура: храмы и крепости.
Великие живописцы.
Раздел IV. Мир в начале Нового времени
Европа меняет себя и мир. Модернизация европейской экономики. Изменение в
социальной структуре западноевропейского общества. Великие географические открытия и
колониальные захваты. Реформация и религиозный раскол в Европе. Протестантская этика и
капитализм.
Формирование Российского государства. От Руси к России. На пути к централизации
власти. «Москва — Третий Рим». Экономический подъем.
Страны Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое и политическое развитие
Европы в XVI—XVII вв. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм в XVI—XVII вв.
Английская революция XVII в.
Кризис государства и общества в России. Смутное время. Опричнина. Итоги правления
Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная
интервенция и народные ополчения.
Становление
самодержавия
Романовых.
Ликвидация
последствий
Смуты.
Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономическом и
социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества.
Начало формирования многонационального Российского государства. Политическая
карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого
поля. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины.
Русская культура середины XV—XVII в. Основные тенденции в развитии культуры.
Книжное дело и литература. Архитектура: новые стили. Живопись: от иконы к парсуне.
Раздел V. Запад и Россия в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения. Успехи в науке как предпосылки Просвещения. Общественные
идеалы эпохи Просвещения. Развитие просветительских идей в XVIII столетии. «Просвещенный
абсолютизм».
Революции XVIII столетия. Западная Европа перед эпохой революций. Англия и
североамериканские колонии. Американская революция. Франция перед революцией. Начало
Великой французской революции. Падение абсолютизма во Франции. Якобинская диктатура и
завершение Великой французской революции.
Власть и общество в России в XVIII в. Необходимость преобразований. Внешняя
политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. Борьба за наследие Петра.
«Просвещенный абсолютизм»: российский вариант.
Социально-экономическое развитие России. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв.
Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный
строй России. Золотой век дворянства. Расширение территории Российской империи. Северная
война и территориальные приобретения России.

Расширение западных границ в последней трети XVIII в. Продвижение на юг.
Восточные пограничья Российской империи. Образование, наука и культура. Новая эпоха в
отечественной культуре XVIII в.
Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.
Раздел VI. Индустриальная цивилизация в XIX в.
Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн.
Империя Наполеона I. Русско-французские отношения. Отечественная война 1812 года.
Завершение эпохи Наполеоновских войн.
Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Начало
промышленного переворота в Англии. Технический прогресс. Новый этап промышленного
переворота. Социальные последствия промышленного переворота.
Идейные течения и политические партии. «Век либерализма». Консерватизм.
Социализм. Идеи национализма на Западе. Революции и реформы.
Революции середины XIX в. во Франции. Революционное движение в других странах
Европы. Реформы в Великобритании.
Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и
Португалии. Появление новых колониальных империй — Голландии, Франции и Англии.
Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Последствия и новое расширение
европейской колонизации в Африке и Азии.
Модернизационные процессы в мире великих держав. Борьба против рабства и
процессы модернизации в США. Возникновение национальных государств в Европе. Новые
лидеры и новые явления в мировой экономике. Общественные движения и политические партии
во второй половине XIX в.
Раздел VII. Россия на пути модернизации
Российское государство в первой половине XIX в. «Либерал» на троне. Царствование
Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Новые явления
в социально-экономической сфере.
Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Общественные настроения в
начале XIX в. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы.
Зарождение идей «русского социализма».
Реформы 1860—1870 гг. в России. Новый рубеж в истории России. Преобразования
1860—1870 гг. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского
хозяйства и промышленности в пореформенный период. Социально-экономическая политика
Александра III (1881—1894).
Общественное движение в России во второй половине XIX в. Рост общественной
активности. Консерватизм. Русский либе-18 реализм. Народничество. Возникновение рабочего
движения и зарождение социал-демократии в России.
Россия — многонациональная империя. Управление территориями, присоединенными к
России в первой трети XIX в. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии.
Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Пути создания империи.
Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг. Венский конгресс и
Священный союз. Восточный вопрос в международной политике и Россия. Крымская война.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Раздел VIII. Россия и мир в начале ХХ в.

Внешняя политика России в начале XX в. Политическая карта мира.
Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война. Россия и европейские военнополитические союзы.
Новые тенденции в развитии индустриального общества. Страны Запада. Процессы
глобальной модернизации и Россия. Идейные течения и политические партии в России. Начало
модернизации в странах Востока.
Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков. Модернизационные
процессы в экономике и обществе. Самодержавная монархия и ее социальная опора.
Возникновение революционных организаций и партий.
Первая российская революция. Причины, начало и особенности первой революции.
Всероссийская Октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Восстания в конце 1905
г. и Основные законы апреля 1906 г. Первая и вторая Государственная дума в условиях спада
революции. Итоги и последствия революции.
Думская монархия и столыпинские реформы. Третьеиюньский политический режим.
Столыпинская аграрная реформа. Экономика и общество накануне Первой мировой войны.
Раздел IX. Наука и культура в XIX — начале XX в.
Развитие мировой научной мысли. Научные представления о строении природы.
Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научнотехнический прогресс и общество.
Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Основные
направления художественной культуры. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.
Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр.
Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.
Развитие российской культуры в начале ХХ в. Серебряный век. Тенденции культурного
синтеза. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард

Тематическое планирование
Наименование раздела
Введение
Раздел I. От первобытности к древним
цивилизациям
Раздел II. Средневековое общество в VI—X вв.
Раздел III. Россия и мир в XI — середине XV в
Раздел IV. Мир в начале Нового времени
Раздел V. Запад и Россия в эпоху Просвещения
Раздел VI. Индустриальная цивилизация в XIX
в.
Раздел VII. Россия на пути модернизации
Раздел VIII. Россия и мир в начале ХХ в.
Раздел IX. Наука и культура в XIX — начале
XX в.
Повторительно-обобщающие уроки.

Количество часов
1

3
7
7
8
7
6
8
5
6
10

Приложение 1
Критерии оценивания
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
%
Отметка
50-65
«3»
65-84
«4»
86-100
«5»
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отметка/ Содержание
2
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
Тема. Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или
не верны. Применение и проблемы. Не определена область применения данной
темы.
3

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Применение и проблемы. Отражены некоторые области применения темы.
Процесс решения неполный.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал.
Применение и проблемы. Отражены области применения темы. Процесс решения
практически завершен.

4

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные
аспекты темы
урока. Применение и проблемы. Отражены области
применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

5

Приложение 2
Содержание учебного предмета для индивидуального обучения на дому
10 класс – 34 ч
Новейшая история зарубежных стран XX – начало XXI века
Количество часов

Наименование тем
Новейшая история. Первая половина ХХ в.

6

Новейшая история. Вторая половина ХХ в.
Повторительно-обобщающие уроки
Итого:

6
2
14

История России начало XX – XXI век.
Наименование тем
Россия в годы великих потрясений
Советский Союз в 1920—1930-е годы
Великая Отечественная война
От послевоенного подъема до распада
СССР
Российская Федерация в 1992—2014 годах
Повторительно-обобщающие уроки
Уроки- практикумы
Итого:

Количество часов
3
3
3
3
3
3
2
20

11 класс – 34 ч

Тематическое планирование для индивидуального обучения
Наименование раздела
Введение
Раздел I. От первобытности к древним
цивилизациям
Раздел II. Средневековое общество в VI—X
вв.
Раздел III. Россия и мир в XI — середине
XV в
Раздел IV. Мир в начале Нового времени
Раздел V. Запад и Россия в эпоху
Просвещения

Количество часов
1

1
3
3
5
4

Раздел VI. Индустриальная цивилизация в
XIX в.
Раздел VII. Россия на пути модернизации
Раздел VIII. Россия и мир в начале ХХ в.
Раздел IX. Наука и культура в XIX —
начале XX в.
Повторительно-обобщающие уроки.

3
4
2
3
5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».