Пояснительная записка Образовательная программа по обществознанию (включая экономику и право) соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Данная программа: -обеспечивает выполнение федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования по обществознанию (включая экономику и право); - обеспечивает изучение дополнительного материала, расширяющего базовую программу; обеспечивает преемственность между начальным, основным, средним, профессиональным образованием. Уровень изучения учебного материала – углубленный. Цели: Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе направлено на достижение следующих целей: - развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; - способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных, экономических и гуманитарных дисциплин; - интереса к предпринимательской деятельности; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться ее потоке; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - ответственности за экономические решения; - освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего образования и самообразования; - об экономической и иных видах деятельности людей, фирмы и государства, об основах экономической науки, в том числе для подготовки к изучению экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или путем самообразования; - об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования; способах решения практических задач в социально-правовой сфере; - овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа; - освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач, типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере; - для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе, готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом , в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Место предмета в учебном плане Учебный план для среднего общего образования отводит 204 ч для изучения на углубленном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе: в 10 и 11 классах по 102 ч, из расчета 3 ч в неделю. Данная программа, ориентирована на изложенные выше цели обществоведческого курса. В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера. Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень): для 10 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой — выпущенными издательством «Просвещение». Дополнительный час в неделю (к базовым 2 часам) позволяет не только реализовать требования государственного стандарта образования, но и реализовать компетентностный подход в обучении через обеспечение практико-ориентированного обучения предмету. Включён региональный компонент: 10кл - 4ч, 11кл – 4ч. Степень сложности материала. Содержание курса направлено на углубление знаний учащихся о человеке и обществе, экономике, воспитание правовой культуры Углублённое изучение обществознания предполагает дополнительный урок в неделю и осуществляется за счет: - рассмотрения дополнительного, предусмотренного профильной программой материала, знание которого может проверяться в ходе ЕГЭ. - значительно большей, по сравнению с обычными классами, работы по формированию общеучебных и специальных умений, выполнению практических и самостоятельных работ. - выделения времени для повторения пройденного по курсу материала. Планируемые результаты: Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; - заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; -формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др. -способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, составлять план, тезисы, конспект. Предметные. В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования: Выпускник научится: Человек. Человек в системе общественных отношений – Выделять черты социальной сущности человека; – определять роль духовных ценностей в обществе; – распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; – различать виды искусства; – соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; – выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; – выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; – раскрывать связь между мышлением и деятельностью; – различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; – выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; – анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; – различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; – выявлять особенности научного познания; – различать абсолютную и относительную истины; – иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; – выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; – выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. Общество как сложная динамическая система – Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; – выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; – приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; – формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Экономика – Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; – конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; – объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; – оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; – различать формы бизнеса; – извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; – различать экономические и бухгалтерские издержки; – приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; – различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; – различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; – выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; – определять причины безработицы, различать ее виды; – высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; – объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; – анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; – приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; – высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; – различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); – различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Социальные отношения – Выделять критерии социальной стратификации; – анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; – выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; – высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; – выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; – конкретизировать примерами виды социальных норм; – характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; – различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; – определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; – различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; – выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; – характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; – характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; – характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; – высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; – формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; – осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; – оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. Политика – Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; – различать политическую власть и другие виды власти; – устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; – высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; – раскрывать роль и функции политической системы; – характеризовать государство как центральный институт политической системы; – различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; – обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; – характеризовать демократическую избирательную систему; – различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; – устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; – определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; – конкретизировать примерами роль политической идеологии; – раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; – формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; – оценивать роль СМИ в современной политической жизни; – иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; – различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Правовое регулирование общественных отношений – Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; – выделять основные элементы системы права; – выстраивать иерархию нормативных актов; – выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; – различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; – обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; – аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; – раскрывать содержание гражданских правоотношений; – применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; – различать организационно-правовые формы предприятий; – характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; – давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; – находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; – характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; – иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; – извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); – объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. Выпускник получит возможность научиться: Человек. Человек в системе общественных отношений – Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; – применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; – оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; – характеризовать основные методы научного познания; – выявлять особенности социального познания; – различать типы мировоззрений; – объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения; – выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. Общество как сложная динамическая система – Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; – выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; – систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). Экономика – Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; – выявлять противоречия рынка; – раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; – раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; – обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; – различать источники финансирования малых и крупных предприятий; – определять практическое назначение основных функций менеджмента; – определять место маркетинга в деятельности организации; – применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; – оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; – раскрывать фазы экономического цикла; – высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; – извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России. Социальные отношения – Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе; – высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях; – анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов; – выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; – толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире; – находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе; – выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку; – выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения; – анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России. Политика – Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; – выделять основные этапы избирательной кампании; – в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; – отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; – самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; – характеризовать особенности политического процесса в России; – анализировать основные тенденции современного политического процесса. Правовое регулирование общественных отношений – Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; – перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; – характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; – ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; – выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; – применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; – оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; – характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Метапредметные: овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; - умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Содержание воспитательного потенциала уроков: Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр, дидактического театра для стимулирования познавательной мотивации школьников. Применение на уроке дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения конструктивного диалога; Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения». Элементы, изучаемые на углубленном уровне. Специфика социально-гуманитарного знания: Социальные науки, их классификация. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Введение в философию: Сущность человека как проблема философии. Понятие информации. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания. Социум как особенная часть мира. Типология обществ. Системное строение обществ. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Введение в социологию: Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Демографическая и семейная политика в РФ. Культура бытовых отношений. Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Принцип свободы совести. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ. Введение в политологию: Основные направления политики государства. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления (лоббирование). Выборы в демократическом обществе. Понятие политической культуры. Введение в социальную психологию: Индивид, индивидуальность, личность. Направленность личности. Социальная установка. Группы условные. Референтная группа. Конформность. Экономика: Микроэкономика, макроэкономика, прикладная экономика. Свободные и экономические блага. Альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Выгоды обмена. Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Фирма и ее цели. Организационноправовые формы предприятий по российскому законодательству. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Амортизационные отчисления. Постоянные и переменные затраты. Эффект масштаба. Необратимые затраты. Средние и средние переменные затраты. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Нормальная прибыль. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рынки факторов производства, производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Роль государства в рыночной экономике. Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение. Экономический рост, экономическое и общественное развитие. Экономические циклы. Функции и формы денег. Инфляция и дефляция, виды инфляции. Темп инфляции и покупательная способность денег. Последствия инфляции. Функции и формы денег. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Банки и банковская система. Основы денежной политики. Налоги. Фискальная политика государства. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Международные финансы. Глобальные экономические проблемы. Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые услуги. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Бизнес-план. Рациональный потребитель и стимулы. Полезность и потребительский выбор. Реальные и номинальные доходы семьи. Потребительский кредит. Особенности современной экономики России. Право: Происхождение права . Механизм правового регулирования. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Нормы права в России. Формы (источники) права. Правотворчество. Общие правила применения права. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Формы государства. Основы конституционного права. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков. Избирательная система и избирательный процесс. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Объекты гражданского права. Сделки. Отдельные виды гражданскоправовых договоров (купля-продажа, подряд, аренда, оказание услуг). Гражданскоправовая ответственность. Семейные правоотношения. Брак. Брачный контракт. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Защита трудовых прав. Административные правоотношения. Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Особенности профессиональной юридической деятельности СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА. 10 класс Введение (1 ч.). Знания, умения, навыки в условиях информационного общества. Понятие информации. Социальные науки, их классификация. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Человек в обществе (20ч.) Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество как открытая сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической социальной и духовной сфер жизни общества. Структура общества. Основные институты общества. Общество и природа. Природа. Социум как особенная часть мира. Взаимосвязь природы и общества. Глобальные экологические проблемы. Общество и культура. Окружающий мир как совокупность природы и культуры. Культура - «вторая природа». Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Человек как результат социокультурной эволюции. Основные институты общества. Понятие социального института. Основные социальные институты. Признаки соц. институтов, их виды. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Типология обществ. Виды обществ: простые и сложные, письменные и дописьменные, доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные; общественно-экономическая формация, западная и восточная цивилизация, их признаки, отличия. Многовариантность общественного развития. Многообразие и неравномерность процессов общественного .развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Виды революций. Понятие общественного прогресса и регресса. Реформы, виды реформ. Стагнация. Критерии прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Процессы глобализации и сепаратизм. Становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества: признаки, причины возникновения, виды. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 в. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции . Природа человека. Науки о человеке. Индивид, индивидуальность, личность(1ч). Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Задатки, способности, талант, гениальность. Самосознание и его роль в развитии личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое и гендерное поведение. Социализация индивида. Социализация и воспитание. Понятие, этапы, агенты и виды социализации. Потребности и интересы. Виды потребностей. Мотивы и предпочтения. Деятельность. Деятельность как способ существования людей, ее основные виды, структура. Отличия деятельности человека от поведения животных. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Единство свободы и ответственности личности. Свобода. Выбор, ответственность. Ограничители свободы человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Самопознание и самореализация. «Образ Я». Самооценка. Мышление и деятельность(1ч). Мышление. Соотношение мышления и языка. Виды мышления. Творчество. Общество как мир культуры (28 часов) Духовная жизнь человека. Мораль, ценности. (2ч). Человек как духовное существо. Духовный мир. Мораль. Стыд и совесть. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм, гуманизм, гражданственность. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Цель и смысл жизни человека. Взгляды философов и ученых на цель и смысл жизни человека. Сущность человека как проблема философии. Философия. Мировоззрение. Виды мировоззрения, их сильные и слабые стороны. Роль мировоззрения в жизни человека. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Познание мира. Формы познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Эмпирический и теоретический уровни познания. Чувственное и рациональное познание; знание, познание, истина. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний . Научное и ненаучное познание, паранаука; формы ненаучного познания. Научное познание: понятие, особенности, уровни, методы. Социальные науки, их классификация. Естественные и социальногуманитарные науки. Социальное и гуманитарное знание. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Особенности социально-гуманитарного знания. Общественная значимость и личностный смысл образования . Тенденции развития образования, его ступени, формы. Непрерывное образование и самообразование. Наука. Основные особенности научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Этика ученого. Наука, ее роль в современном мире. Религия. Роль религии в жизни общества. Типологии. Мировые религии. Принцип свободы совести. Межконфессиональные отношения. Светское государство. Религия как одна из форм культуры. Искусство и духовная жизнь человека . Виды и жанры искусства. Особенности искусства как формы познания. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Искусство, его формы. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь. Многообразие культур. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Субкультура. Контркультура. Диалог культур. Правовое регулирование. (47 часов) Законотворческий процесс в Российской Федерации. Понятие законотворческого процесса, его субъекты и стадии. Право вето. Правотворчество. Гражданство в Российской Федерации . Основания приобретения гражданства. Прекращение гражданства. Апатриды, бипатриды, иностранцы, беженцы. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. Структурный характер экологического права. Виды ответственности за экологические правонарушения. Субъекты и объекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Правоспособность и дееспособность субъектов, этапы приобретения гражданской дееспособности физическими лицами. Эмансипация, ее условия. Объекты гражданского права, виды объектов. Содержание гражданского права. Имущественные и неимущественные права (честь, достоинство, имя). Право на интеллектуальную собственность. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Наследование и его правовая регламентация. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Сделки. Виды сделок. Односторонние и многосторонние сделки. Гражданско-правовой договор, его виды (купля-продажа, рента, аренда, подряд и др. Права потребителей . Понятие потребитель, производитель, продавец. Срок годности, гарантийный срок. Основные права потребителей. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Семейные правоотношения. Источники семейного права. Семья как юридическое понятие. Правовое регулирование личных и имущественных отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов. Усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Защита трудовых прав. Содержание трудовых правоотношений, правовой статус работника и работодателя. Коллективный договор. Свобода труда. Охрана труда. Профессиональные союзы. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенности трудоустройства несовершеннолетних. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Понятие и виды трудового стажа. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Правила арбитражного процесса. Исполнение решений. Особенности административной юрисдикции. Административные правоотношения. Органы, рассматривающие административные дела. Способы рассмотрения административных споров. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Понятие и цели наказания. Ответственность несовершеннолетних. Суд присяжных. Меры процессуального принуждения. Досудебное и судебное производство. Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе Конституционное судопроизводство, основные принципы и стадии. Право на обращение в Конституционный суд. Право в системе социальных норм. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Механизм правового регулирования. Теории происхождения права. Ранние формы права. Современное понимание права: нормативный и естественно-правовой подход, понятие, признаки, определение. Система российского права: основные отрасли, институты, отношения. Понятие и структурные элементы системы права. Основание деления права на отрасли и институты. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Понятие нормы права, ее структура, особенности как социального регулятора. Источники (формы) права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент, судебная практика. Нормативно – правовые акты: основные виды, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Субъекты (правоспособность, дееспособность) и объекты правоотношений. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Понятие и виды правонарушений, причины. Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Виды юридической ответственности и ее основания. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие. Механизм защиты прав человека в РФ. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные документы о правах человека Понятие и система международного права. Субъекты и принципы международного права. Международный договор. Виды международных договоров. Международные документы о правах человека, их содержание. Взаимоотношения международного и национального права. Международные организации: виды и функции. МГП. Уроки -повторения 3 часа Уроки-практикумы 3 часа Итого: 102 ч. 11 класс Введение. 1 час. Общество как сложная динамическая система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Экономическая жизнь общества. (55 часов) Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Микроэкономика, макроэкономика, прикладная экономика. Свободные и экономические блага. Экономические ресурсы. Производство, обмен, потребление и распределение товаров и услуг. Экономические модели. Основы хозяйственной жизни человечества. Специализация и разделение труда, кооперация, обмен, торговля, бартер. Выгоды обмена. Почему торговля рождает богатство. Абсолютные и сравнительные преимущества. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Понятие ВВП. Измерители экономической деятельности . Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Экономический рост и развитие. Экономический рост, экономическое и общественное развитие. Факторы экономического роста. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития. Экономические циклы. Причины экономических циклов. Фазы цикла. Главные вопросы экономики. Фундаментальные проблемы экономики: что, как и для кого производить. Экономические системы. Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем. Рыночная экономическая система. Основы рыночной экономической системы: право частной собственности, экономическая свобода, конкуренция. Достоинства и недостатки рыночной системы. Спрос и предложение. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Совокупный спрос и совокупное предложение. Конкуренция. Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения регулирования монопольных рынков. Российское антимонопольное законодательство. Собственность. Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. Рынки факторов производства, производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Минимальная заработная плата, прожиточный минимум, формирование заработной платы. Профсоюзы на рынке труда. Факторы производства и факторные доходы. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Амортизационные отчисления. Постоянные и переменные затраты. Эффект масштаба. Необратимые затраты. Средние и средние переменные затраты. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Нормальная прибыль. Основные источники финансирования бизнеса . Финансы и финансовые институты. Основной и оборотный капитал. Источники финансирования: внутренние и внешние. Предпринимательство и предприниматель. Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства Роль предпринимательства в экономике. Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Правовой режим предпринимательской деятельность. Субъекты предпринимательских правоотношений. Предпринимательское право в РФ. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Понятия менеджмента и менеджера. Принципы менеджмента. Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль. Понятие маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. Реклама. Стимулирование сбыта. Бизнес-план. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Рациональный потребитель и стимулы. Полезность и потребительский выбор. Реальные и номинальные доходы семьи. Потребительский кредит. Культура производства и потребления. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Роль государства в рыночной экономике. Налоги и налоговые системы. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основные виды налогов. Роль налогов в жизни общества. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговое бремя потребителя и производителя. Основы денежной и бюджетной политики государства. Функции и формы денег. Инфляция и дефляция, виды инфляции. Темп инфляции и покупательная способность денег. Последствия инфляции. Основы денежной политики. Налоги. Фискальная политика государства. Государственный бюджет. Государственный долг. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика. Банковская система. Финансовые институты. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Виды, причины и последствия инфляции. Понятие инфляции. Причины инфляции: инфляция спроса и предложения. Виды инфляции: ползучая, галопирующая, гиперинфляция. Позитивные и негативные последствия умеренной инфляции. Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы. Государственная политика в области международной торговли. Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция. Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Экономическая политика. Стратегия роста. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие. Социальная сфера (12 часов) Проблемы социально-политической и духовной жизни. Человек в системе общественных отношений. Многообразие социальных групп . Группа условная. Референтная группа. Маргинальная группа. Малая группа. Социальный статус и социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Ролевой набор. Неравенство и социальная стратификация. Исторические типы, критерии стратификации. Социальная мобильность . Виды мобильности, каналы социальной мобильности. Миграция. Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение и его типы. Девиантное и деликвентное поведение, его причины и профилактика. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Социальный контроль и самоконтроль. Понятие социального контроля. Внутренний и внешний контроль. Основные элементы социального контроля. Социальные санкции как основной элемент социального контроля, его виды. Этнические общности и межнациональные отношения. Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Ментальность. Глобализация и сепаратизм. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Семейная политика в РФ. Культура бытовых отношений. Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология и идеология. Политическая идеология. Понятие политическая идеология. Либерализм, консерватизм, социализм, фашизм. Неолиберализм, неоконсерватизм, неофашизм. Роль политической идеологии в современном обществе. СМИ в политической системе общества. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на население. Политическая психология и политическое поведение. Политическое сознание. Человек в политической жизни. Политический статус личности. Многообразие форм политического поведения. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Политический терроризм, его особенности в современных условиях. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Типология элит. Элита и контрэлита. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Группы давления (лобби). Политические партии и движения. Типология политических партий. Признаки партий. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации . Опасность сектантства. Политическая жизнь общества (26 часов) Понятие власти, ее происхождение и виды. Политика и власть. Типология властных отношений. Политические институты и отношения. Политология как наука. Политическая система, ее структура и функции. Основные направления политики государства. Признаки государства. Государство, его функции. Классификация функций. Внутренние и внешние функции. Признаки государства. Форма государства. Понятие, форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия. Монархия и республика, виды республик. Федерация, конфедерация, унитарное государство. Местное самоуправление в системе управления государством. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Парламентаризм. Делегирование властных полномочий. Проблемы современной демократии. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Местное самоуправление в становлении гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Политический процесс, его формы, особенности в РФ. Избирательная кампания в РФ. Человек в политической жизни. Выборы в демократическом обществе. Политическое участие и политическая культура. Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах. Президент – гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Возможность защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации. Правосознание и правовая культура . Понятие правосознание. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Предпосылки правомерного поведения. Правовое просвещение и воспитание. Конституционное право РФ. Понятие конституционного права. Конституция: особая юридическая сила, верховенство, прямое действие на территории всего государства. Основы конституционного строя РФ. РФ - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства. Система органов государства. Президент-глава государства. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы. Федеративное устройство РФ (вопросы, находящиеся в совместном ведении, ведении Центра и субъектов). Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ . Конституционные права, свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан. Уроки-практикумы - 3 часа Уроки повторения - 5часов Итого 102 часа Тематическое планирование 10 класс Наименование раздела Введение Человек в обществе Кол-во часов 1 20 Общество как мир культуры Правовое регулирование Уроки -практикумы Уроки повторения 28 47 3 3 Итого 102 часа 11 класс Введение Экономическая жизнь общества Социальная сфера Политическая жизнь общества Уроки-практикумы Повторительно-обобщающие уроки Итого 1 55 12 26 3 5 102 часа Критерии и нормы оценивания устного и письменного ответов по истории и обществознанию Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 5. Полностью не усвоил материал. Критерии для оценивания письменных ответов на уроках истории и обществознания Критерии оценки тестов 1. За каждое правильно решенное письменное задание присваивается по 1 баллу. 2. Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице. Оцениваемый показатель Кол-во баллов, обеспечивающих получение: Зачета Оценки за письменную работу «3» «4» «5» удовлетворит хорошо отлично ельно Процент набранных баллов из От 55% и 55% и более 70% и 85% и 100% возможных выше более более Количество тестовых заданий: 15 8 От 8 до 11 От 11 до 13 13 и более 20 11 От 11 до 14 От 14 до 17 17 и более 25 13 От 13 до 18 От 18 до 21 21 и более 26 14 От 14 до 18 От 18 до 22 22 и более 30 16 От 16 до 21 От 21 до 26 26 и более 40 22 От 22 до 28 От 28 до 34 34 и более Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)