Курс_История_10-11

1
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса по истории России «Актуальные вопросы в истории»
составлена на основе федерального компонента государственного стандарта.
Актуальными исторические процессы и явления в истории России названы в связи с тем,
что в учебниках по истории недостаточно материалов и достоверной информации о
некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических
вопросах. На занятиях учащиеся получат возможность работать с дополнительными
справочными материалами, что позволит узнать наиболее распространенные точки зрения
на эти события. Знания, которые получат учащиеся, должны послужить основой для
аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и
оценками. В процессе работы, учащиеся используют знания, умения, навыки, способы
деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплины «История России». Курс
призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным
блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до
конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.», «История России XVIII- вв.»,
«История России XX- XXI вв.».
Программа соответствует следующим документам: основной образовательной
программе среднего общего образования, примерной программе по истории,
утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета:
- современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирование
личности;
- формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового
исторического процесса;
- ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и
человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации;
- объяснение ключевых исторических понятий;
- целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира с особым вниманием к
культурной жизни древних народов;
- ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией
древних народов.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний,
ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих
федеральных государственных образовательных стандартах основного общего
образования названы следующие задачи изучения истории в школе:
 формирование
у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
 овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования
являются:
 идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов
становления и развития российской государственности, формирования государственной
территории и единого многонационального российского народа, а также его основных
символов и ценностей;
1

2
 ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность,

безопасность, свобода и ответственность;
 общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия
государств и народов в новейшей истории.
 познавательное значение мировой истории;
 формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического
образования на протяжении всей жизни.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса
Личностные результаты:
Представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и
общества, для жизни в современном поликультурном мире;
Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к
его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, готовность и способность
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов.
Формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории человечества, в становлении
гражданского общества и государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества.
Формирование развитого морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные). Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
2

3
Овладение обучающимися основами читательской компетенции. У выпускников
будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа
«потребного будущего».
Приобретение навыков работы с информацией. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и
избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов,
мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов)
и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов).
Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, как особой формы учебной
работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Предметные результаты:
Целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и
государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов;
Базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития
человеческого общества с древности до наших дней;
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого,
и современности;
Способность применять исторические знания для осмысления общественных
событий и явлений прошлого и современности;
Умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и
аргументировать свое отношение к ней;
Умение работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию;
Уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего
и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Место предмета в учебном плане: на изучение курса отводится по 1 часу в
неделю в 10 классе и в 11 классе 1 час.

Содержание тем учебного курса
Тема 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом
процессе. -3 ч.
Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их
расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность
3

4
восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в
общественных отношениях у восточных славян в VI—IX вв. и предпосылки образования
государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия
«Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под
властью Олега.
Киевская Русь. Деятельность первых русских князей (и княгини) Олега, Игоря,
Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности.
Государственное управление, роль князей и веча. Княжеская дружина. Социальная
структура древнерусского общества. Русская Правда, как источник по изучению
социальной структуры общества. Крещение Руси и его значение. Народные движения и
заговоры аристократии. Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей
Ярослава Мудрого. Восстановление относительного единства Руси при Владимире
Мономахе. Основные направления внешней политики Киевской Руси: южное (войны и
мирные отношения с Византией),юго-западное (борьба с Хазарским каганатом, набегами
печенегов, половцев), западное (дипломатические отношения с европейскими странами),
северо-западное (походы русских князей в Прибалтику). Причины распада Киевской Руси.
Летописи. Нестор и его «Повесть временных лет». «Слово о Законе и Благодати»
Иллариона. Жития первых русских святых.
Русские земли в XII—XIII вв. Причины наступления периода раздробленности Руси.
Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты
политического строя отдельных русских земель.
Тема 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия
Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси -1 ч.
Культура Руси XI— начала XIII в. Расцвет летописания, появление летописей в
различных землях. Литература. «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской
литературы. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской
земли». Каменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (Спасо-Преображенский собор
в Переславле-Залесском, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира,
церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и др.). Архитектура
Чернигова, Новгорода. Иконопись. Фрески. Особенности древнерусской культуры: связь с
религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной
Европы
Тема 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения
русских земель Золотой Орде-3 ч.
Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой
Орды. Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов.
Создание Чингисханом мощной армии .Битва на Калке. Поход Батыя на СевероВосточную Русь, взятие городов, разорение земель. Взятие Киева и поход Батыя на запад.
Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских
завоевателей. Нападения западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы
Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада.
Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью. Политика
Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского
ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.
4

5
Усиление Московского княжества в XIV — первой половине XV в.
Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в
составе Великого княжества Литовского.
Тема 4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории - 4 ч.
Начало правления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание на царство.
Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословнопредставительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление
новых центральных органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее
смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие
Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоения Сибири
русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: ее ход и результаты.
Итоги правления Ивана Грозного. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса
Годунова. Введение заповедных лет и 5-летнего срока сыска беглых крестьян.
Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова.
Русская культура в XVI в. Факторы, влияющие на развитие русской культуры:
освобождение и объединение России, становление самодержавной власти.
Тема 5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в
эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток - 7 ч.
Смутное время. Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический
кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил.
Правление Бориса Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Поход Лжедмитрия I и
причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение
Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальная запись». Восстание
под предводительством Ивана Болотникова: причины, ход, подавление. Поход
Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервенция, вмешательство Швеции.
Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Национальный
подъем. Первое ополчение. Второе ополчение. К. Минин и Дм. Пожарский. Освобождение
Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Романова. Окончание
Смутного времени.
Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. Последствия Смуты.
Консолидация общества при Михаиле Романове. Восстановление и укрепление армии.
Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска
беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение
налогов. неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права. Эпоха дворцовых переворотов.
Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов.
Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный
совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка»
верховников).
Тема 6. Присоединение Украины к России (причины и последствия) - 5 ч.
Внешняя политика России в XVII в. Заключение Столбовского мира со Швецией и
Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, ход,
5

6
результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б.
М. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и
политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией.
ЛевобережнаяУкраина в составе России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Успехи и
неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война
1656—1661 гг. и ее результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы.
Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII в.: успехи и
нерешенные задачи.
Тема 7. Фундаментальные особенности социального и политического строя
России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной
Европы - 7 ч.
Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование
религий в Российском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление
крепостного права и территория его распространения. Консолидация дворянского
сословия.Дворцовые перевороты. Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание
бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее
фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества.
Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и
его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.

- 4 ч.

Тема 8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований

Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого
посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России.
Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы.
Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин.
Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного
производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских
мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного
управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего
законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности
коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший
синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления:
образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и ее
значение для социального развития России.
Внешняя политика Петра I. Необходимость для России получения выхода к морям.
Азовские походы, их результаты. Рождение российского военно-морского флота.
Константинопольский мир. Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией.
Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику.
Основание Санкт-Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и ее
значение. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. Прут-кий
поход, причины его неудачи. Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его
значение для России. Тяготы войны. Народные восстания (Астраханское восстание под
руководством К. Ф. Булавина).
6

7
Тема 9. Российская империя в 19 веке. Внутренняя политика: реформаторские
тенденции и государственный консерватизм. Реформы и проекты Александра 1, их оценки
в отечественной историографии. Личность и эпоха Николая 1: мнения и суждения о
николаевском времени. Усиление политической реакции и административное
реформаторство. Реформы и контрреформы. Александр 2 и его эпоха. Отмена крепостного
права и либерально-демократические реформы 60-70-х годов: значение и оценки .
Внутриполитический курс М.Е. Лорис-Меликова: отклики современников и мнения
историков. Дискуссии вокруг Александра3, его правления и эпохи. Общественное
движение в России. Освободительное движение в России: ленинская концепция и новые
трактовки. Основные направления русской общественной мысли: старые и новые оценки
и суждения.- 12ч
Тема 10. История России в 20-начале 21 вв. Россия в начале 20 века. Социальноэкономическое развитие России на рубеже веков: мнения и оценки. Дискуссии о характере
политических преобразований в Российской империи. Спорные мнения и оценки о
реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Революционный 1917 год: борьба
альтернатив общественного развития. Февральская революция и проблема исторического
выбора России. Либеральная и радикальная альтернативы общественного развития
страны. Октябрь 1917 года: споры, мнения, оценки. Становление советской системы.
Экономическая политика большевиков. «Военный коммунизм»: истоки, сущность,
хронологические рамки. Дискуссия о политике «военного коммунизма» в
исследовательской литературе. Гражданская война в России. Советская и современная
историография о причинах, характере, хронологических рамках, этапах гражданской
войны. «Красный» и «белый» террор в первые послеоктябрьские годы на страницах
мемуарной, научной литературы. СССР в 1920-1930 годы. Нэповская Россия. Советская и
современная литература о новой экономической политике, его сущности, противоречиях и
результатах. Дискуссии о причинах отказа от НЭПа. Образование СССР. Ленин и Сталин
об объединении республик: тактические или стратегические разногласия? Форсирование
строительства социализма: ключевые проблемы, спорные оценки и мнения. Великая
Отечественная война. Проблемные и дискуссионные вопросы истории 2 мировой и
Великой Отечественной войны: происхождение и причины 2 мировой и Великой
Отечественной войны, сталинская стратегия начала войны, национальная политика
сталинского руководства в годы войны, антигитлеровская коалиция, коллаборационизм,
взаимоотношения власть и церкви, проблема военнопленных, цена и факторы Победы.
Советский Союз в послевоенные годы. Дискуссии вокруг проблемы восстановления
народного хозяйства и их отражение в учебной и научной литературе. Власть и общество
после войны. И.В. Сталин в оценках современников и историков. Новая волна репрессий:
факты и документы. Противоречия послесталинского десятилетия. Берия, Маленков,
Хрущев: варианты послесталинского развития СССР и их отражение в современных
публикациях. Десталинизация, ее направления и оценки. Экономическая и социальная
политика в хрущевский период. «Застойный период» в истории СССР. Заговор против
Хрущева и октябрьский переворот 1964 г в мемуарной литературе и публицистике.
Реформы 1965 г. Объективные причины и субъективные факторы кризисных тенденций в
СССР. Правозащитное движение. Оценки правозащитного движения в литературе.
Советская внешняя политика в послевоенную эпоху. Проблемы послевоенного устройства
мира. Кто начал «холодную войну»? Дискуссия о причинах и виновниках противостояния
СССР и США в послевоенные годы. Складывание военно-стратегического паритета
между СССР и США на рубеже 60-70-х годов. Период международной разрядки и его
значение. Оценки и мнения о достижениях и неудачах советской внешней политики.
Перестройка и распад СССР. Дискуссии об истоках и причинах перестройки.
Экономические реформы М.С. Горбачева и их результаты оценка. Общественнополитическая трансформация советского общества. Августовские события и распад
7

8
СССР: оценки и мнения. «Новое мышление» во внешней политике СССР: достижения и
просчеты. Оценка реформаторской деятельности М.с. Горбачева. Россия на рубеже 20-21
вв. Рыночный выбор. Либеральные реформы в экономике: содержание, итоги, трудности и
просчеты, оценки и мнения. Общественно- политическое развитие России.
Противостояние властей 1993 года: причины. Последствия, оценки. Власть и общество в
середине и второй половине 1990-х гг. Оценки политического курса В.В. Путина.
Российская внешняя политика на рубеже веков: стратегические ориентиры, актуальные
проблемы оценки и мнения.- 22ч

Тематическое планирование
10 класс -34ч
№
урока

Раздел/
Тема урока

Образование Древнерусского государства
и роль варягов в этом процессе.

Количество
часов

Содержание воспитательного
потенциала урока

3

1

Исторические условия складывания
русской государственности:
природно-климатический фактор и
политические процессы в Европе в
конце I тыс. н. э.

1

Организация их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией:
инициирование ее
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего
к ней отношения.

2

Проблема образования
Древнерусского государства. Начало
династии Рюриковичей.

1

Использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию учащимся
примеров ответственного,
гражданского поведения.
Проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе.

3 3.

Формирование территории
государства Русь.

Существование древнерусской народности
и восприятие наследия Древней Руси как
общего фундамента истории России.

1

1

8

9
4 4.

Русь в социальнополитическом и культурном
контексте Евразии

1

Исторический выбор Александра
Невского в пользу подчинения русских
земель Золотой Орде.

3

5

Судьбы русских земель после
монгольского нашествия.

1

6

Ордена крестоносцев и борьба с их
экспансией на западных границах
Руси.

1

7

Золотая Орда: государственный
строй, население, экономика,
культура.

1

Применение на уроке
дискуссий, содействующие
учащимся в обретении опыта
ведения конструктивного
диалога;

5.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
учащихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.
Инициирование и поддержку
исследовательской
деятельности учащихся в
рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских проектов,
что даст школьникам
возможность приобрести
навыки самостоятельного
решения теоретической
проблемы, генерирования и
оформления собственных
идей, уважительного
отношения к чужим идеям,
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения».
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
учащихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
организацию шефства
мотивированных и
эрудированных учеников над
их неуспевающими
одноклассниками, дающего
обучающимся социально
значимый опыт
9

10

Роль Ивана IV Грозного в российской
истории.

сотрудничества и взаимной
помощи
4

8

Реформы середины XVI в.

1

Привлечение внимания
учащихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках

9

Внешняя политика России в XVI в.

1

Организация их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией:
инициирование ее
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего
к ней отношения.

10

Начало закрепощения крестьян: указ
о «заповедных летах».

1

11

Опричнина, дискуссия о ее причинах
и характере.

1

Использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию учащимся
примеров ответственного,
гражданского поведения.
Проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе.

Попытки ограничения власти главы
государства в период Смуты и в эпоху
дворцовых переворотов, возможные
причины неудач этих попыток.

7

12

Избрание на царство Бориса
Годунова.

1

13

Царь Василий Шуйский.

1

Применение на уроке
дискуссий, содействующие
учащимся в обретении опыта
ведения конструктивного
диалога;
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных
10

11
ситуаций для обсуждения в
классе.
14

Земский собор 1613 г.

1

15

Причины нестабильности
политического строя в XVIII в.

1

16

«Кондиции верховников» и приход к
власти Анны Иоанновны

1

17

Манифест «о вольности
дворянской».

1

Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
учащихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.
Инициирование и поддержку
исследовательской
деятельности учащихся в
рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских проектов,
что даст школьникам
возможность приобрести
навыки самостоятельного
решения теоретической
проблемы, генерирования и
оформления собственных
идей, уважительного
отношения к чужим идеям,
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения».
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
учащихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
организацию шефства
мотивированных и
эрудированных учеников над
их неуспевающими
одноклассниками, дающего
обучающимся социально
значимый опыт
сотрудничества и взаимной
помощи
Применение на уроке
дискуссий, содействующие
учащимся в обретении опыта
ведения конструктивного
диалога;
11

12
18

Причины переворота 28 июня 1762 г.

Присоединение Украины к России
(причины и последствия)

1

Проявления человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе.

5

19

Смоленская война.

1

20

Восстание Богдана Хмельницкого.
Переяславская рада

1

21

Война между Россией Речью
Посполитой 1654-1667 гг.

1

22

Укрепление границ империи на
Украине в XVIII в.

1

Применение на уроке
дискуссий, содействующие
учащимся в обретении опыта
ведения конструктивного
диалога;
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
учащихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.
Инициирование и поддержку
исследовательской
деятельности учащихся в
рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских проектов,
что даст школьникам
возможность приобрести
навыки самостоятельного
решения теоретической
проблемы, генерирования и
оформления собственных
идей, уважительного
отношения к чужим идеям,
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения».
12

13
Унификация управления на окраинах
империи.

1

Фундаментальные особенности
социального и политического строя
России (крепостное право, самодержавие)
в сравнении с государствами Западной
Европы.

7

23

24 24.

Многонациональный состав
населения Русского государства.

1

25

Сосуществование религий в
Российском государстве.

1

26

Земские соборы.

1

27

Юридическое оформление
крепостного права и территория его
распространения

1

Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
учащихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
организацию шефства
мотивированных и
эрудированных учеников над
их неуспевающими
одноклассниками, дающего
обучающимся социально
значимый опыт
сотрудничества и взаимной
помощи

Применение на уроке
дискуссий, содействующие
учащимся в обретении опыта
ведения конструктивного
диалога;
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
учащихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.
Инициирование и поддержку
исследовательской
деятельности учащихся в
рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских проектов,
что даст школьникам
13

14
возможность приобрести
навыки самостоятельного
решения теоретической
проблемы, генерирования и
оформления собственных
идей, уважительного
отношения к чужим идеям,
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения».
28

Консолидация дворянского сословия.

1

29

Дворцовые перевороты.

1

30

«Просвещённый абсолютизм», его
особенности в России.

1

Причины, особенности, последствия и
цена петровских преобразований.

4

31

32

Роль государства в создании
промышленности. Принципы
меркантилизма и протекционизма.
Противоречия в политике по
отношению к купечеству и

1

1

Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
учащихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
организацию шефства
мотивированных и
эрудированных учеников над
их неуспевающими
одноклассниками, дающего
обучающимся социально
значимый опыт
сотрудничества и взаимной
помощи
Применение на уроке
дискуссий, содействующие
учащимся в обретении опыта
ведения конструктивного
диалога;
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе.

Применение на уроке
дискуссий, содействующие
учащимся в обретении опыта
ведения конструктивного
диалога;
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через
14

15
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе.

городским сословиям.

33

Преобладание крепостного и
подневольного труда

1

34

Социальные движения в первой
четверти XVIII в.

1

Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
учащихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.
Инициирование и поддержку
исследовательской
деятельности учащихся в
рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских проектов,
что даст школьникам
возможность приобрести
навыки самостоятельного
решения теоретической
проблемы, генерирования и
оформления собственных
идей, уважительного
отношения к чужим идеям,
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения».
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
учащихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
организацию шефства
мотивированных и
эрудированных учеников над
их неуспевающими
одноклассниками, дающего
обучающимся социально
значимый опыт
сотрудничества и взаимной
помощи

15

16

Тематическое планирование
11 класс -34ч
№
урока

Тема

Количество
часов

Тема 9. Российская империя
в 19 веке. Внутренняя
политика: реформаторские
тенденции и
государственный
консерватизм.
Внутренняя политика:
реформаторские тенденции и
государственный
консерватизм.

12ч

2

Реформы и проекты
Александра 1, их оценки в
отечественной историографии.

1

3

Личность и эпоха Николая 1

1

4

Мнения и суждения о
николаевском времени.

1

5

Усиление политической
реакции и административное
реформаторство.

1

6

Реформы и контрреформы.
Александр 2 и его эпоха.

1

7

Отмена крепостного права

1

1

1

Содержание воспитательного
потенциала урока

Организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией:
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров
ответственного, гражданского
поведения.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Применение на уроке дискуссий,
содействующие учащимся в
обретении опыта ведения
конструктивного диалога;
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию учащихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.
Организация их работы с
получаемой на уроке социально
16

17

8

Значение и оценки:
либерально-демократические
реформы 60-70-х годов.

1

9

Внутриполитический курс
М.Е. Лорис-Меликова:
отклики современников и
мнения историков.

1

10

Дискуссии вокруг
Александра3, его правления и
эпохи.

1

11

Освободительное движение в
России: ленинская концепция
и новые трактовки.

1

12

Основные направления
русской общественной мысли:
старые и новые оценки и
суждения.
Тема 10. История России в
20-начале 21 вв.
Социально-экономическое
развитие России на рубеже
веков: мнения и оценки.

1

13

22ч
1

14

Дискуссии о характере
политических преобразований
в Российской империи.

1

15

Спорные мнения и оценки о
реформаторской деятельности
П.А. Столыпина.

1

значимой информацией:
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию учащихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров
ответственного, гражданского
поведения.
Применение на уроке дискуссий,
содействующие учащимся в
обретении опыта ведения
конструктивного диалога;
Организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией:
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
17

18

16

Революционный 1917 год:
борьба альтернатив
общественного развития.

1

17

Февральская революция и
проблема исторического
выбора России.

1

18

Либеральная и радикальная
альтернативы общественного
развития страны.

1

19

Октябрь 1917 года: споры,
мнения, оценки.

1

20

Дискуссия о политике
«военного коммунизма» в
исследовательской
литературе. Гражданская
война в России.

1

21

Советская и современная
историография о причинах,
характере, хронологических
рамках, этапах гражданской
войны.

1

22

«Красный» и «белый» террор
1
в первые послеоктябрьские
годы на страницах мемуарной,
научной литературы.

23

Советская и современная
литература о новой
экономической политике, его
сущности, противоречиях и
результатах.

1

24

Образование СССР. Ленин и
Сталин об объединении
республик: тактические или
стратегические разногласия?

1

чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Применение на уроке дискуссий,
содействующие учащимся в
обретении опыта ведения
конструктивного диалога;
Использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров
ответственного, гражданского
поведения.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию учащихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.
Привлечение внимания учащихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках
Использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров
ответственного, гражданского
поведения.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией:
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Применение на уроке дискуссий,
содействующие учащимся в
обретении опыта ведения
конструктивного диалога;
18

19
25

Великая Отечественная война.
Проблемные и дискуссионные
вопросы истории 2 мировой и
Великой Отечественной
войны

1

26

Спорные оценки и мнения:
происхождение и причины 2
мировой и Великой
Отечественной войны,
сталинская стратегия начала
войны, национальная
политика сталинского
руководства в годы войны,
антигитлеровская коалиция,
коллаборационизм,
взаимоотношения власть и
церкви, проблема
военнопленных, цена и
факторы Победы.
Дискуссии вокруг проблемы
восстановления народного
хозяйства и их отражение в
учебной и научной
литературе.
Противоречия
послесталинского
десятилетия. Берия, Маленков,
Хрущев: варианты
послесталинского развития
СССР и их отражение в
современных публикациях.
Заговор против Хрущева и
октябрьский переворот 1964 г
в мемуарной литературе и
публицистике.

1

30

Правозащитное движение.
Оценки правозащитного
движения в литературе.

1

31

Кто начал «холодную войну»?

1

32

Перестройка и распад СССР.

1

27

28

29

Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров
ответственного, гражданского
поведения.

1

Применение на уроке дискуссий,
содействующие учащимся в
обретении опыта ведения
конструктивного диалога;

1

Организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией:
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Организация их работы с

1

19

20
Дискуссии об истоках и
причинах перестройки.
Экономические реформы М.С.
Горбачева и их результаты
оценка.
33

Противостояние властей 1993
года: причины. Последствия,
оценки. Власть и общество в
середине и второй половине
1990-х гг.

1

34

Оценки политического курса
В.В. Путина. Российская
внешняя политика на рубеже
веков: стратегические
ориентиры, актуальные
проблемы оценки и мнения.

1

получаемой на уроке социально
значимой информацией:
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров
ответственного, гражданского
поведения.
Привлечение внимания учащихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках

20

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».