Курс_Право и политика__10-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы А.И.
Матвеева «Право» 10-11 классы, ориентированной на Федеральный компонент
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая
функция
позволяет
всем
участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей
стратегии правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного
учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения праву, структурирование учебного материала, определение его количественных
и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа используется в качестве рабочей программы при тематическом
планировании курса учителем.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку;
тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса и
установленной последовательностью изучения тематических блоков; требования к
уровню подготовки выпускников, критерии оценивания, организация контроля, список
учебно-методического комплекта
Общая характеристика учебного предмета
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного
образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих
возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на
создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности,
правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и
правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного
выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина,
налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой
компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и
применения права в различных правовых ситуациях. Содержание правового образования
на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных
потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной
школе.
Цели
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:






развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой
культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом
общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права,
возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного







использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной
реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов
личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения
практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в
образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых
решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений,
урегулированных правом;
создание основы для становления правовой компетенции обучающихся и оказание
помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального
образования.

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 68 часов для изучения учебного предмета Право на этапе среднего
(полного) общего образования, а именно в Х – ХI классах, из расчета 1 час в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Учащийся научится:











владеть знаниями о правах и обязанностах, ответственности гражданина как
участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика,
работника, потребителя, супруга, абитуриента); о механизмах реализации и
способы защиты прав человека и гражданина в России, органах и способах
международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры
избирательного процесса в России.
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое
лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и
вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного
контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской
деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок
призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия
приобретения
гражданства;
особенности
прохождения
альтернативной
гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов,
адвокатуры,
нотариата,
прокуратуры;
организационно-правовые
формы
предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений,
урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:



поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в
надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

Тематическое планирование

№
Раздела/тем
ы

Название разделов, тем

Коли
чест
во
часо
в

Содержание воспитательного потенциала
уроков

Тема 1

10 класс – 34 часа
Право и государство

6

Организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией: инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения.

Тема 2

Форма государства и права

5

Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров
ответственного, гражданского поведения.

Тема 3

Правотворчество и
правореализация

1

Проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.

Тема 4

Право и личность

4

Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров ответственного,
гражданского поведения.

Тема 5

Основы конституционного
права РФ

9

Применение на уроке дискуссий, содействующие
учащимся в обретении опыта ведения
конструктивного диалога;

Тема 1

11 класс – 34 часа
Гражданское право

9

Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию учащихся к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе.

Тема 2

Семейное право

3

Инициирование и поддержку исследовательской
деятельности учащихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных идей, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения».

Тема 3

Правовое регулирование
трудовых отношений

5

Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию учащихся к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе;

Тема 4

Уголовное право

5

Применение на уроке дискуссий, содействующие
учащимся в обретении опыта ведения

конструктивного диалога;

Тема 5

Экологическое и
международное право

5

Проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.

Тема 6

Процессуальное право

6

Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию учащихся к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе.





выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов
реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и
явлениях с точки зрения права.

Организация контроля
Промежуточная аттестация проводится по окончании учебного года в форме
тестовой работы с учетом посещаемости элективного курса, согласно Положению о
промежуточной аттестации оценивается зачет/ незачет.
Учебно-методический комплект
Программа
Л. Н. Боголюбов
«Право 10-11»,
издательство
«Просвещение»,
2007 год

Пособия для учителя
Л. Н. Боголюбов «Право 10-11»,
издательство «Просвещение», 2007 год
А В Махоткин, Н В Махоткина
«Обществознание в таблицах и схемах»,
Москва 2010г
В.А. Варывдин. Право. Схемы, таблицы,
определения. Педагогическое общество
России, 2003 г.
Гражданский кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Конституция РФ
Закон «О защите прав потребителей»
Закон «О гражданстве в РФ»
Конвенция о правах ребёнка
Закон «Об образовании

Пособия для
ученика
Л. Н. Боголюбов
«Право 10-11»,
издательство
«Просвещение»,
2007 год

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».