Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса разработана в
соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273
от 29.12.2012 г.
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит сдавать
экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта, рассчитана на 34 часа (1час в
неделю).
Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по
орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать
грамматических и речевых ошибок, построить высказывания с соблюдением норм,
составить тексты и сообщения, отредактировать их.
Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены
школьниками в процессе изучения базового курса русского языка.
Цель изучения курса
Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной подготовки
обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и
совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих
важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь
учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации
знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной
орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к
успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:
расширить знания по русскому языку, предусматривающие
устойчивого интереса к предмету;
повысить уровень логического мышления обучающихся;
создать условия для формирования языковой компетенции ;
восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
выработать навык комплексного анализа текста;
совершенствовать навыки работы над изложением.
формирование
Развивающие задачи курса:
развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной
задачи;
способствовать развитию речи обучающихся;
совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной
литературой);
способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по
русскому языку.
Воспитательные задачи курса:
формировать ключевые компетенции;
повышать интерес к гуманитарному образованию;
воспитывать грамотного гражданина РФ.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
принципы русской орфографии и пунктуации;
основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие
определенную трудность;
алгоритм написания сжатого изложения.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования
орфографической и пунктуационной грамотности;
применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на
практике;
применять алгоритм написания сжатого изложения;
уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
владеть
предметными
компетенциями
(языковой,
лингвистической,
культуроведческой).
Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия. Формами
контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения,
презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в ОГЭ.
К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический
материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание
роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия
и средства их достижения;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
ресурсов
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения
и эксперимента
Предметные:
Ученик 8 класса научится:
владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство);
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
работать над расширением словарного запаса;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:
о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей;
о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета;
о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
основные понятия культуры речи, основные качества речи;
показатели индивидуальной культуры человека;
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных
видов речи и ситуаций общения;
изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и
фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
основные нормы литературного языка;
назначение речевого этикета;
значение различных видов словарей в жизни человека.
качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,
богатство).
Содержание программы
Раздел 1. Введение.
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её
оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения.
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение
сжатого изложения. Редактирование изложения.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография.
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.
Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Пунктуация.
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и
неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными
обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи,
оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации
синтаксических и пунктуационных норм.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.
Раздел 5. Тестирование.
Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной
итоговой аттестации.
Тематическое планирование (34 часа)
Ко-во
часов
Теоретическая
часть
1
1
сжатого 5
4
1
№ Наименование разделов, тем
Практическая
часть
1
Введение.
2
Построение
изложения.
3
Орфография.
14
11
3
4
Пунктуация.
10
8
2
5
Тестирование.
4
Итого
34
4
24
10
Календарно-тематическое планирование спецкурса (34 часа )
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма занятия
1
I. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку в
новой форме и критерии её оценивания.
1
Вводное занятие
2
II. Построение сжатого изложения
«Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их
установления и формулирования».
1
Систематизация
знаний
3
Композиция, логическая, грамматическая структура
текста.
1
Систематизация
знаний
4
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста. Представление об абзаце как о
пунктуационном знаке.
1
Систематизация
знаний
5
Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной
информации. Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.
1
Систематизация
знаний
6
Практическая работа № 1 «Написание сжатого
изложения».
1
Контроль знаний
и умений
7
III. Орфография
Орфография как система обязательных норм письменной
речи (орфографическая норма).
1
Систематизация
знаний
8
Строение орфографических правил. Алгоритмы их
применения.
1
Систематизация
знаний
9
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в
корне.
1
Систематизация
знаний
10 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после
шипящих в корне.
1
Систематизация
знаний
11 Чередующиеся гласные.
1
Систематизация
знаний
12 Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов».
1
Контроль знаний
и умений
13 Практическая работа № 3. Правописание приставок.
Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки.
1
Контроль знаний
и умений
Написание приставок, зависящих от значения.
14 Правописание Н, НН в разных частях речи.
1
Систематизация
знаний
15 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями
речи.
1
Систематизация
знаний
16 Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные
написания.
1
Систематизация
знаний
17 Правописание производных предлогов.
1
Систематизация
знаний
18 Правописание союзов.
1
Систематизация
знаний
19 Правописание частиц.
1
Систематизация
знаний
20 Тестовая работа по разделу «Орфография» .
1
Контроль знаний
и умений
21 IV. Пунктуация
Пунктуация как система обязательных норм письменной
речи (пунктуационная норма).
1
Систематизация
знаний
22 Знаки препинания в сложном предложении.
Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное
предложение: союзное и бессоюзное.
1
Систематизация
знаний
23 Знаки препинания в ССП.
1
Систематизация
знаний
24 Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП.
Практическая работа № 7.
1
Контроль знаний
и умений
25 Знаки препинания при однородных и неоднородных
членах предложения.
1
Систематизация
знаний
26 Трудные случаи употребления знаков препинания в
предложениях с обособленными обстоятельствами и
определениями.
1
Систематизация
знаний
27 Знаки препинания при обращении и прямой речи,
оформлении цитат.
1
Систематизация
знаний
28 Тире в предложении.
1
Систематизация
знаний
29 Двоеточие в предложении.
1
Систематизация
знаний
30 Тестовая работа по разделу «Пунктуация».
1
Контроль знаний
и умений
31 V. Тестирование
Пробный тест в формате ОГЭ.
1
Контроль знаний
и умений
32 Пробный тест в формате ОГЭ.
1
Контроль знаний
и умений
33 Работа над ошибками.
1
Контроль знаний
и умений
34 Работа над ошибками.
1
Контроль знаний
и умений
Тематическое планирование(68 часов)
№ Наименование разделов, тем
Ко-во
часов
Теоретическая
часть
Практическая
часть
1
Введение.
2
2
2
Построение сжатого
изложения.
11
9
2
3
Орфография.
33
30
3
4
Пунктуация.
19
17
2
5
Тестирование.
3
Итого
68
3
58
10
Календарно-тематическое планирование (68 часов)
№п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
1
I. Введение-2ч.
Структура экзаменационной работы по
русскому языку в новой форме.
1
2
Критерии оценивания ОГЭ.
1
План
Факт
3
II. Построение сжатого изложения-11ч.
Определение, признаки и характеристика
текста как единицы языка
1
4
Тема, идея, проблема текста и способы их
установления и формулирования.
1
5
Композиция, логическая, грамматическая
структура текста.
1
6
Понятие о микротеме. Соотношение
микротемы и абзацного строения текста.
Представление об абзаце как о
пунктуационном знаке.
1
7
Главная и второстепенная информация в
тексте. Ключевые слова и их роль в
определении границ главной информации.
1
8
Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.
1
9
Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.
1
10
Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.
1
11
Подготовка к написанию сжатого изложения.
1
12
Практическая работа № 1 «Написание
сжатого изложения».
1
13
Работа над ошибками.
1
14
III. Орфография-33ч.
Орфография как система обязательных норм
письменной речи (орфографическая норма).
1
15
Строение орфографических правил.
Алгоритмы их применения.
1
16
Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные в корне.
1
17
Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные в корне.
1
18
Правописание согласных в корне слова. 0,Ё
после шипящих в корне.
1
19
Правописание согласных в корне слова. 0,Ё
после шипящих в корне.
1
20
Чередующиеся гласные.
1
21
Чередующиеся гласные.
1
22
Подготовка к практической работе №2.
«Орфограммы в корнях слов».
1
23
Практическая работа №2. «Орфограммы в
корнях слов».
1
24
Работа над ошибками.
1
25
Правописание приставок. Изменяющиеся и
неизменяющиеся на письме приставки.
1
26
Написание приставок, зависящих от
значения.
1
27
Подготовка к практической работе № 3.
Правописание приставок.
1
28
Практическая работа № 3. Правописание
приставок.
1
29
Работа над ошибками.
1
30
Правописание Н, НН в разных частях речи.
1
31
Правописание Н, НН в разных частях речи.
1
32
Правописание Н, НН в разных частях речи.
1
33
Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи.
1
34
Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи.
1
35
Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи.
1
36
Сложные слова. Слитные, раздельные,
дефисные написания.
1
37
Сложные слова. Слитные, раздельные,
дефисные написания.
1
38
Правописание производных предлогов.
1
39
Правописание производных предлогов.
1
40
Правописание союзов.
1
41
Правописание союзов
1
42
Правописание частиц.
1
43
Правописание частиц.
1
44
Подготовка к тестовой работе по разделу
«Орфография» .
1
45
Тестовая работа по разделу «Орфография» .
1
46
Работа над ошибками.
1
47
IV. Пунктуация
Пунктуация как система обязательных норм
письменной речи (пунктуационная норма).
1
48
Знаки препинания в сложном предложении.
Сочинительные и подчинительные союзы.
Сложное предложение: союзное и
бессоюзное.
1
49
Знаки препинания в ССП.
1
50
Знаки препинания в ССП.
1
51
Трудные случаи употребления знаков
препинания в СПП.
1
52
Трудные случаи употребления знаков
препинания в СПП.
1
53
Трудные случаи употребления знаков
препинания в СПП.
1
Практическая работа № 7.
54
Знаки препинания при однородных и
неоднородных членах предложения.
1
55
Трудные случаи употребления знаков
препинания в предложениях с
1
обособленными обстоятельствами и
определениями.
56
Трудные случаи употребления знаков
препинания в предложениях с
обособленными обстоятельствами и
определениями.
1
57
Знаки препинания при обращении и прямой
речи, оформлении цитат.
1
58
Знаки препинания при обращении и прямой
речи, оформлении цитат.
1
59
Тире в предложении.
1
60
Двоеточие в предложении.
1
61
Двоеточие в предложении.
1
62
Подготовка к тестовой работе по разделу
«Пунктуация».
1
63
Подготовка к тестовой работе по разделу
«Пунктуация».
1
64
Тестовая работа по разделу «Пунктуация».
1
65
Работа над ошибками
1
66
V. Тестирование
Пробный тест в формате ОГЭ.
1
67
Пробный тест в формате ОГЭ.
1
68
Работа над ошибками.
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)