Курс_Химия_9

Пояснительная записка
Курс рассчитан на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу,
всего 34 часа.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение
промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде
выполнения тестовых заданий за текущий и прошедший год.
Место курса в образовательном процессе:
Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в быстро
изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и
веществ природного и антропогенного происхождения.
Программа спецкурса способствует формированию основ химических знаний, является
фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах
общеобразовательной школы.
Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии.
Задачи:
-повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на
заключительном этапе общего биологического образования;
-закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения у учащихся
-продолжить формирование знаний учащихся по химии;
-продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать,
анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать
учебный материал;
-работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей,
сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
-помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Планируемые результаты:






Успешное обучение в последующих классах;
Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
Умение проводить простейшие расчёты;
Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые
уравнения, объяснять свои действия;
Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного
обучения.
Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар.
Содержание воспитательного потенциала раздела: в ходе реализации спецкурса
совершенствуются коммуникативные навыки, формируется познавательный интерес к предмету,
происходит формирование позитивного восприятия школьниками требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, использование практических,
лабораторных, проектных
работ для приобретения навыков сам. решения проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Содержание

№ п/п Темы занятий
РАЗДЕЛ 1 ВЕЩЕСТВО
Тема 1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20
элементов периодической системы ДИ. Менделеева.
Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная

орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах.
Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с тренировочными
тестами по теме.
Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ.
Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл
порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств
элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе
химических элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Физический смысл номера периода и группы.
Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность
их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента
на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.
Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 3 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая.
Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и
неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и
структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства
ионов. Металлическая связь. Практическое занятие. Составление электронных и
структурных формул веществ
Тема 4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических
элементов.
Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень
окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул
веществ. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей.
Практическое занятие.
Тема 5 Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Номенклатура неорганических соединений.
Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация
неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация
оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 6 Разбор заданий олимпиады прошлого года
Тема 7 Решение заданий олимпиады прошлого года
РАЗДЕЛ 2 ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Тема 8 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.
Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических
явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов.
Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 9 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и
составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления
химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Различные классификации химических реакций, примеры.
Работа с тренировочными тестами.

Тема 10 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и
расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень
диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и
оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 11 Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.
Тема 12 Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.
Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.
Тема 13 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод
электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).
Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и
методом полуреакций.
Тема 14 Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций.
Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и
методом полуреакций.
РАЗДЕЛ 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Тема 15 Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства
простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия,
железа.
Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе
Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический
ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных
и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.
Тема 16 Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода,
галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической системе
Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства
неметаллов. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния и их соединений.
Тема 17 Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов:
основных, амфотерных, кислотных.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 18 Химические свойства оснований.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 19 Химические свойства кислот.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот.
Работа с тренировочными тестами.

Тема 20 Химические свойства солей (средних).
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 21 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений.
РАЗДЕЛ 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.
Тема 22 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и
оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион
аммония).
Тема 23 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные
вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Тема 24 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
Решение задач.
Тема 25 Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Решение задач.
Тема 26 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Решение задач.
Тема 27 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по
количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Решение задач.
Тема 28 Работа с тренировочными тестами
РАЗДЕЛ 5 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Тема 29 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в
повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Тема 30 Работа с тренировочными тестами
Тема 31 Работа с тренировочными тестами

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем

Вещество
1
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых
20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева.
2
Периодический закон и периодическая система химических
3
4
5
6
7

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая.
Валентность и степень окисления химических элементов. Чистые
вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических
веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Разбор заданий олимпиады прошлого года
Решение заданий олимпиады прошлого года

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
8
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических
реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при
химических реакциях.
9
Классификация химических реакций по различным признакам:
числу и составу исходных и полученных веществ, изменению
степеней окисления химических элементов, поглощению и
выделению энергии.
10
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей
(средних).

Кол- Дата
во
часов
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

11
12

Реакции ионного обмена и условия их осуществления
Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.

1
1

13

Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель.

1

14

Решение тренировочных тестов

1

Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических
веществах.
15
Химические свойства простых веществ. Химические свойства
1
простых веществ- металлов щелочных и щелочноземельных
металлов, алюминия, железа.
16

Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода,
кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

1

17

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства
оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

1

18

Химические свойства оснований.

1

19
Химические свойства кислот.
1
20
Химические свойства солей (средних).
1
21
Взаимосвязь различных классов
2
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы
химии.
22
Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
1
Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и
очистка веществ. Приготовление растворов. Определение
характера среды
раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Качественные реакции на ионы в растворе
23

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ,
аммиак).

1

24

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

1

25

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

1

26

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

1

27

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по
количеству вещества, массе или объему одного из реагентов
или продуктов реакции.

1

28

Решение тренировочных тестов

1

Химия и жизнь
29

Проблемы безопасного использования веществ и химических
реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.

2

30

Решение тренировочных тестов

2

31

Решение тренировочных тестов

2

Итого: 34

Учебно-методический комплект:

Литература для учителя:
1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. “Сборник олимпиадных задач по химии”.
2. Будруджак П. “Задачи по химии”.
3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”.
4. “Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия –
8 класс”.

5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”.
6. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.
7. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов”.
8. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.
Литература для учащихся:
1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”.
2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.
3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 9 класс”.
4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.
5. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».