Психокоррекционные_занятия_вариант_7_2

Пояснительная записка
Рабочая программа курса коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные
занятия» разработана на основании действующего законодательства в области образования в
Российской Федерации и АООП образовательного учреждения.
Рабочая программа курса коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные
занятия» входит в коррекционно – развивающую область учебного плана АООП НОО (ЗПР)
(варианты 7.1, 72) МБОУ КГО «СОШ №3». Она направлена на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с УО (интеллектуальными
нарушениями) и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы
начального общего образования.
Цель психокоррекционной программы: применение разнообразных форм взаимодействия с
детьми, направленных на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование
навыков адекватного поведения.
Задачи программы:

 формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

 коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета,особых свойств предметов, их положения в пространстве;

 формирование пространственно-временных ориентировок;
 развитие слухоголосовых координаций;
 формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

 совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
 обогащение
словарного
запаса
детей
на основе

использования

соответствующей терминологии;

 исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно- двигательной
координации;

 формирование точности и целенаправленности движений и действий
Содержание программы определяютследующие принципы:
Приоритетности интересов ребёнка
Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать
каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных
потребностей.
Системности
Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т. е. системный подход
к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями
здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном
процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывности
Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения
школьников с учетом изменений их личности.

Вариативности
Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с
обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития.
Единства психолого-педагогических и медицинских средств
Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого- педагогического и
медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы.
Место коррекционного курса в учебном плане.
На индивидуальные и групповые корекционно-развивающие занятия для обучающихся
отводится 2 ч в неделю.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 5
лет обучения:







для 1 класса – 66 часов;
для 1(дополнительного) – 66 часов;
для 2 класса – 68 часов;
для 3 класса – 68 часов;

для 4 класса – 68 часов
Продолжительность занятий 15- 25 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и
индивидуальныхособенностей обучающихся.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий и педагогических средств, с
помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно- методическое
обеспечение.
Планируемые результаты освоения курса обучающимися с задержкой психического
развития
Освоение курса обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для
достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и
жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР личностные, метапредметные освоения курса должны отражать:
Личностные результаты
1. осознание себя как гражданина России,
формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
2.формирование
целостного,
социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном
единстве
природной
и

Метапредметные результаты
1. овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых
учебных
и
практических
задач,
коллективного
поиска
средств
их
осуществления;
2. формирование умения планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия в соответствии с поставленной

социальной частей;
3. формирование уважительного отношения к
иному мнению, истории и культуре других
народов;
4.
овладение
начальными
навыками
адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5. принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности;

6. способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;

7. формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;

8.
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;

9. развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10. формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям
11. развитие адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12. овладение социальнобытовыми умениями,

задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
3. формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже
в ситуациях неуспеха;
4. использование речевых средств и средств
информационных
и
коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5. овладение навыками смыслового чтения
доступных по содержанию и объему
художественных
текстов
и
научнопопулярных статей в соответствии с
целями и задачами;
умение
осознанно
строить
речевое
высказывание и составлять тексты в устной и
письменной формах;
6. овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления
аналогий
и
причинноследственных связей, построения
рассуждений,
отнесения
к
известным
понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7. готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
8. определение общей цели и путей ее
достижения;
умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9. готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
10. овладение начальными сведениями о
сущности
и
особенностях
объектов,
процессов и явлений действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических и др.) в соответствии с
содержанием
конкретного
учебного
предмета;
11.
овладение
некоторыми
базовыми
предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные
связи и отношения между объектами и
процессами.

используемыми в повседневной жизни;
13. владение навыками коммуникации и
социального взаимодействия, в том числе с
использованием
информационных
технологий;
14.
способность
к
осмыслению
и
дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность
решать учебные и жизненные задачи.
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной
на поддержание норм поведения в школе.
- В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на
общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в
практике совместной деятельности.
Основные предметные результаты
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные
изображения.
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма,
величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
Требования к умениям обучающихся
активизируюшей помощи

(достаточный уровень) при организующей и

 Различать, соотносить и называть основные цвета: оранжевый, фиолетовый. Уметь
классифицировать и группировать предметы по этому признаку.

 Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг,
прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.

 Уметь сравнивать предметы по одному из признаков.
 Уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два, три
предмета ( наложением, приложением « на глаз»).

 Пользоваться письменными принадлежностями.

Требования к умениям обучающихся (минимальный уровень) при разнообразных
видах помощи (организующей, активизируюшей и контролирующей)
 Различать, соотносить основные цвета. Называть основные цвета.
 Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг,
прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.. Называть при контролирующей помощи круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник.
 Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам ( наложением,
приложением « на глаз»). Давать ответы на вопросы «где самый короткий ?».
 Сравнивать предметы по одному из признаков.
 Уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и
крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции ( простые
упражнения и движения)
1 класс дополнительный
Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с
позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
- Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Основные предметные результаты
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым
сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Различать речевые и неречевые звуки.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
—
Выделять части суток и определять порядок дней недели.
Требования к умениям обучающихся
активизируюшей помощи

(достаточный уровень) при организующей и

 Ориентироваться по схеме тела на листе бумаги.
 Выделять части суток, дни: вчера, сегодня, завтра, определять порядок дней недели.
 Выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого.
 Уметь выполнять правильный, длительный выдох, расслаблять мышцы кисти и пальцев
рук, автономные движения, стимулирующие упражнения при организующей помощи после
словесной инструкции.
Требования к умениям обучающихся (минимальный уровень) при разнообразных
видах помощи (организующей, активизируюшей и контролирующей)
 Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.
 Иметь представления о сутках, днях недели .
 Уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и
крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции ( простые
упражнения и движения)

2 класс
Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной
на поддержание норм поведения в школе.
- В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на
общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в
практике совместной деятельности.
- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с
позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
- Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Основные предметные результаты
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные
изображения.
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма,
величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым
сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Различать речевые и неречевые звуки.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
—
Выделять части суток и определять порядок дней недели.
Требования к умениям обучающихся (достаточный уровень) при организующей и
активизируюшей помощи

 Называть основные цвета. Уметь классифицировать и группировать предметы по этому
признаку.

 Дифференцировать геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник,
треугольник, овал, шар, куб.

 Уметь сравнивать предметы по ряду признаков.
 Уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два, три
предмета ( наложением, приложением « на глаз»).

 Ориентироваться в тетрадях.
 Называть месяцы. Знать времена года.
 Выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого.
 Пользоваться письменными принадлежностями.
Требования к умениям обучающихся (минимальный уровень) при разнообразных
видах помощи (организующей, активизируюшей и контролирующей)

Различать, соотносить основные цвета. Называть основные цвета.

 Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг,
прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.. Называть при контролирующей помощи круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник.
 Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам ( наложением,
приложением « на глаз»). Давать ответы на вопросы «где самый короткий ?».
 Сравнивать предметы по одному из признаков.
 Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.
 Иметь представления о сутках, днях недели .
 Уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и
крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции ( простые
упражнения и движения).
3 класс.
Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине,
направленной на поддержание норм поведения в школе.
- В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на
общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в
практике совместной деятельности.
- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с
позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
- Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Основные предметные результаты
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные
изображения.
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма,
величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым
сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Различать речевые и неречевые звуки.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
—
Выделять части суток и определять порядок дней недели.
Требования к умениям уобучающихся (достаточный уровень) при организующей и
активизируюшей помощи

 Называть основные цвета. Уметь классифицировать и группировать предметы по этому
признаку.

 Уметь сравнивать предметы по ряду признаков.

 Уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два, три
предмета ( наложением, приложением « на глаз»).

 Ориентироваться в тетрадях.
 Называть месяцы. Знать времена года.
 Выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого.
 Пользоваться письменными принадлежностями.
Требования к умениям обучающихся (минимальный уровень) при разнообразных
видах помощи (организующей, активизируюшей и контролирующей)
 Различать, соотносить основные цвета. Называть основные цвета.
 Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг,
прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.. Называть при контролирующей помощи круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник.
 Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам ( наложением,
приложением « на глаз»). Давать ответы на вопросы «где самый короткий ?».
 Сравнивать предметы по одному из признаков.
 Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.
 Иметь представления о сутках, днях недели .
 Уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и
крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции ( простые
упражнения и движения).
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной
на поддержание норм поведения в школе.
- В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на
общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в
практике совместной деятельности.
- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с
позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
- Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Основные предметные результаты
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные
изображения.
— Анализировать и сравнивать предметы по указанным признакам: форма, величина, цвет
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 4—5 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым
сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
—Чувство ритма.

— Ориентироваться в помещении, на улице, свободно владеть понятиями -направо, -налево.
-Определение времени по часам
Требования к умениям обучающихся (достаточный уровень) при организующей и
активизируюшей помощи

 Называть основные цвета. Уметь классифицировать и группировать предметы по этому
признаку.

 Дифференцировать геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник,
треугольник, овал, шар, куб.

 Уметь сравнивать предметы по ряду признаков.
 Уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два, три
предмета ( наложением, приложением « на глаз»).

 Ориентироваться в тетрадях.
 Называть месяцы. Знать времена года.
 Выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого.
 Пользоваться письменными принадлежностями.
Требования к умениям обучающихся (минимальный уровень) при разнообразных
видах помощи (организующей, активизируюшей и контролирующей)
 Различать, соотносить основные цвета. Называть основные цвета.
 Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг,
прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.. Называть при контролирующей помощи круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник.
 Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам ( наложением,
приложением « на глаз»). Давать ответы на вопросы «где самый короткий ?».
 Сравнивать предметы по одному из признаков.
 Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.
 Иметь представления о сутках, днях недели, определение времени по часам, работа с
календарем. Возраст людей.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и
сенсорных процессов школьники должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.

Своевременная
психолого-педагогическая
помощь
младшим
школьникам
с
интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного
обучения.
Содержание коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Сенсорное и психомоторное развитие у обучающихся значительно отстает по срокам
формирования
и
проходит
чрезвычайно
неравномерно.
Замедленность,
недифференциированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической
деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим
миром, отстает в развитии координации общей и мелкой моторики. Отношения в развитии
моторики сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных
процессов, формировании общих учебных навыков.
В содержание курса 1 класса (33 часа) входит:
Диагностическое обследование моторного и сенсорного развития обучающихся.(1ч)
Развитие моторики, графомоторных навыков (6 ч)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по
инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и
движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация
движений кисти рук и пальцев.
Тактильно-двигательное восприятие (4ч)
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином,
тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения
(холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый —
легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие (4ч)
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних
конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей,
игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (9 ч)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.
Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация
предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине;
обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.).
Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный,
белый).
Развитие зрительного восприятия (5ч)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих
из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух
предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в
предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений) (4ч)
Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый,
сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и
неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

В содержание курса 1 класса (дополнительный) (33 часа) входит:
Диагностическое обследование моторного и сенсорного развития обучающихся (1ч)
Развитие моторики, графомоторных навыков (6ч)
Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных
принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание
узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (9ч)
Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали).
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по
диагонали).
Развитие слухового восприятия (5ч)
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных
звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука
Восприятие пространства (8ч)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой
(левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над —
под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок
следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая)
сторона).
Восприятие времени (4ч)
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных
представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни
недели.
Содержание коррекционного курса 2 класс. (68 часов)
На занятиях воздействуя на сенсомоторный уровень идет активизация и развитие.
В содержание курса 2 класса входит:
Диагностическое обследование моторного и сенсорного развития обучающихся в
динамике.(1ч)
Развитие моторики, графомоторных навыков.(15ч)
Развитие точности (броски в цель, "Кольцеброс"). Развитие и координация движений (игры с
мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений рук и глаз
(нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков).
Графические диктанты. Вырезание.
Аппликация.
Тактильно-двигательное восприятие.(4ч)
Определение на ощупь фигур и предметов с разными свойствами. Работа с пластилином,
тестом (лепка по заданным темам).
Кинестетическое и кинетическое развитие.(4ч)
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных
частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных
музыкальных инструментах).Дидактические игры.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.(14ч)
Формирование сенсорных эталонов объемных геометрических фигур на эмпирическом
уровне в процессе выполнения упражнений. Группировка геометрических фигур. Сравнение,
группировка, различие предметов. Составление целого из частей.
Развитие зрительного восприятия.(5ч)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих
из 3-4 деталей, по инструкции педагога). Развитие зрительной памяти. Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений).(6ч)
Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый,
сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и
неприятный. Словесное обозначение признаку веса (тяжелый — легкий).

Развитие слухового восприятия.(5ч)
Дифференциация звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Характеристика
речевых и неречевых звуков. Различие мелодий.
Прослуштвание музыкальных произведений.
Восприятие пространства.(7ч)
Ориентировка в помещении. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх
(низ), правая (левая) сторона). Дидактические игры.
Восприятие времени.(7ч)
Месяцы. Времена года. Часы. Меры времени.
Содержание коррекционного курса 3 класс. (68 часов)
В содержание курса 3 класса входит:
Диагностическое обследование моторного и сенсорного развития обучающихся в
динамике.(1ч)
Развитие моторики, графомоторных навыков.(12ч)
Развитие точности (броски в цель, "Кольцеброс", дартс, "Тир"). Развитие и согласованность
движений на разные группы мышц . Пальчиковая гимнастика. Совершенствование точности
мелких движений Графические диктанты. Вырезание. Аппликация.
Тактильно-двигательное восприятие.(5ч)
Определение на ощупь фигур и предметов с разными свойствами. Работа с пластилином,
тестом (лепка по заданным темам). Игры с мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие.(4ч)
Формирование ощущений. Вербализация ощущений. Выразительность движений (имитация
повадок зверей, инсценировка).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.(14ч)
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Составление
сериационных рядов. Сравнение, группировка, различие предметов. Составление целого из
частей. Цветовой спектр. Дидактические игры. Составление предмета из частей.(пазлы,"Лего").
Развитие зрительного восприятия.(6ч)
Совершенствование навыков зрительно-двигательной координации рук и глаз. Тренировка
зрительной памяти. Дидактические игры.Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений).(6ч)
Развитие осязания. Определение контрастных температур предметов. Различение пищевых
вкусов. Словесное определение свойств веществ.
Развитие слухового восприятия.(6ч)
Определение направления звука в пространстве. Различие мелодий и звуков по высоте тона,
темпу. Прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства.(7ч)
Ориентировка в помещении. Вербализация. Развитие пространственногопраксиса
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Дидактические игры.
Восприятие времени.(7ч)
Определение времени по часам, минутам. Дидактические игры. Меры времени. Объемность
времени.
Содержание коррекционного курса 4 класс. (68 часов)
На занятиях идет воздействие на сенсомоторный уровень идет активизация и развитие
всех ВПФ.
В содержание курса 4 класса входит:
Диагностическое обследование моторного и сенсорного развития
динамике.(1ч)
Развитие моторики, графомоторных навыков.(10ч)

обучающихся в

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Пальчиковая
гимнастика.совершенствование точности мелких движений рук. Графические диктанты.
Вырезание мелких деталей. Аппликация.
Тактильно-двигательное восприятие.(5ч)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь. Определение на ощупь фигур и предметов с
разными свойствами. Работа с пластилином, тестом (лепка по заданным темам). Игры с мелкой
мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие.(4ч)
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных
частей своего тела. Упражнения на снятия мышечных зажимов. Выразительность движений
(имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).Дидактические игры.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов(12ч)
Формирование сенсорных эталонов объемных геометрических фигур на эмпирическом
уровне в процессе выполнения упражнений. Группировка геометрических фигур. Сравнение,
группировка, различие предметов. Составление целого из частей.
Развитие зрительного восприятия.(7ч)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих
из 3-4 деталей, по инструкции педагога). Развитие зрительной памяти. Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений).(10ч)
Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый,
сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и
неприятный. Словесное обозначение признаку веса (тяжелый — легкий).
Развитие слухового восприятия.(6ч)
Дифференциация звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Характеристика
речевых и неречевых звуков. Различие мелодий.
Прослушивание музыкальных произведений.
Восприятие пространства.(6ч)
Ориентировка в помещении. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх
(низ), правая (левая) сторона). Дидактические игры.
Восприятие времени.(7ч)
Месяцы. Времена года. Часы. Меры времени.
Тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1 класс (33 часа)
№
п/п
1

2
3
4
5
6-7
8

Тема урока

Обследование
навыков

Кол-во
часов
уровня сформированности моторных и сенсорных 1

Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения по
инструкции педагога (бросание в цель)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения
действий (повороты, перестроения)
Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)
Развитие согласованности действий (повороты с движениями рук,
ходьба с изменением направления и т. д.)
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь величины предмета Дидактическая игра
«Чудесный мешочек»

6
1
1
1
1
2
4
1

9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24

25

26
27
28
29
30
31
32
33

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
Упражнения в раскатывании пластилина.
Лепка «Угощение»
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз тела.
Дидактическая игра «Море волнуется»
Движения и позы верхних и нижних конечностей
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных
ощущений
Выразительность движений
Имитация движений (оркестр, повадки зверей)
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование
предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических
фигур (круг, квадрат)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических
фигур (прямоугольник, треугольник)
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу:
круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)
Различение предметов по величине (большой — маленький)
Сравнение двух предметов по высоте и длине
Сравнение двух предметов по ширине и толщине
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по
образцу
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый)\
Дидактическая игра «Назови цвет предмета»
Развитие зрительного восприятия
Формирование
навыков
зрительного
анализа
и
синтеза
(обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции
педагога)
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.
Игра «Сравни предметы»
Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у
стула — спинки, у ведра — ручки)
Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения:
холодный — горячий), обозначение словом
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).
Дидактическая игра «Определи по запаху»
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый —
легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

1
1
1
4
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5
1

1
1
1
1
4
1
1
1
1

1 класс дополнительный (33 часа)
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8-9
1011
1213
1416
17
18
19

20
21

22
23
24
25
26
27
2829
3031
3233

Тема урока

Обследование
навыков

Колво
часов

уровня сформированности моторных и сенсорных 1

Развитие моторики, графомоторных навыков
Пальчиковая гимнастика
Обводка по трафарету
Штриховка.
Развитие координации движений руки и глаза
Работа в технике рваной аппликации
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3
детали)
Конструирование объемных предметов из составных частей (4—5
деталей)
Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном
материале
Составление целого из частей (3-5 деталей) на разрезном наглядном
материале
Развитие слухового восприятия
Выделение и различение звуков окружающей среды
(стон, звон, гудение, жужжание).
Дидактическая игра «Узнай на слух»

6
1
1
1
1
1
1
9
2

Различение музыкальных звуков и звуков
окружающей
среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).Прослушивание
музыкальных произведений
Различение речевых и музыкальных звуков
Дидактическая игра «Кто и как голос подает»
(имитация
крика животных)
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или
левая нога)
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)
Ориентировка в помещении (классная комната). Определение
расположения предметов в помещении
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем
месте и т. д.)
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая
сторона)
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных
геометрических фигур
Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра
«Расположи верно»
Восприятие времени
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на
графической модели «Сутки»
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели
Дидактическая игра «Веселая неделя»

1

2
2
3
5
1
1

1
1
8
1
1
1
1
1
1
2
4
2

2

№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
2 класс (68 часов)
Название раздела, тематика занятий

Колво
часов
уровня сформированности моторных и сенсорных 1

Обследование
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)
Координация движений (игры с мячом, обручем)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции
Пальчиковая гимнастика
Синхронность движений обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)
Штриховка
Рисование по трафарету
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур
Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)
Графический диктант (по показу)
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных,
квадратных, треугольных форм
Работа в технике объемной аппликации
Работа в технике рваной аппликации
Вырезание ножницами по контуру
Вырезание ножницами из бумаги предметных изображений
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие,
жесткие, холодные, теплые)
Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра
«Волшебный мешочек»
Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние)
Лепка по теме "Моя семья"
Кинестетическое и кинетическое развитие
Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по
инструкции педагога)
Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация
собственных ощущений
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»
Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар)
Формирование эталонов объемных геометрических фигур( куб)
Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)
Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине
Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине
Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога
Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по
заданному признаку
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого
цвета»
Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери
предмет такого же цвета»

15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

35
36
37
38

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

60
61

62
63
64
65
66

Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали)
Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка,
ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)
Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном
материале
Составление целого из частей (5—4деталей) на разрезном наглядном
материале
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов,
состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога)
Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»
(4—5 предметов)
Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения)
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения
температуры (градусник)
Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное).
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые
запахи),
Обозначение словом ощущений
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и
т. д.)
Словесное обозначение барических ощущений
Развитие слухового восприятия
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов
(погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)
Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы,
музыкальные и речевые звуки)
Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание
музыкальных произведений
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)
Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении,
обозначение словом направления движения
Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе»
Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле
листа
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном
поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между
предметами
Пространственная ориентировка на поверхности парты
Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация
пространственных отношений с использованием предлогов
Восприятие времени
Порядок месяцев в году
Порядок месяцев в году по временам года
Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»
Знакомство с часами (циферблат, стрелки)
Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1

1
1
7
1
1
1
1
1

67
68

№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Определение времени по часам.
Игры с моделью часов

1
1

Тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
3 класс (68 часов)
Название раздела, тематика занятий

Колво
часов
уровня сформированности моторных и сенсорных 1

Обследование
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков
Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по
инструкции педагога)
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной
инструкции
Пальчиковая гимнастика
Совершенствование точности мелких движений рук
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных
направлениях
Рисование бордюров по образцу
Графический диктант (зрительный)
Графический диктант ( на слух)
Вырезание ножницами из бумаги по контуру
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
Работа в технике объемной и рваной аппликации
Тактильно-двигательное восприятие
Определение предметов на ощупь
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая,
пушистая).
Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание,
вдавливание). Лепка «Овощи»
Игры с мозаикой
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных
частей тела (глаза, рот, пальцы),
Вербализация собственных ощущений
Выразительность движений (имитация повадок животных)
Выразительность движений (инсценирование школьных событий)
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по
инструкции
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум
параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)
Дидактическая игра «Часть и целое»
Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов
Составление сериационных рядов по величине из 6-7 предметов
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности
одного цвета
Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
(пазлы)
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
(настольный «Лего»)
Развитие зрительного восприятия
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному образцу
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
(сравнение двух картинок)
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами
или свойствами
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»
Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.
Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть)

1

Определение различных свойств веществ (вязкость, растворимость)
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее —
легче).
Взвешивание на ладони, определение веса на глаз
Развитие слухового восприятия
Определение направления звука в пространстве (справа — слева —
спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на
определенный звук).
Дидактическая игра «Прерванная песня»
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков
Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»
Восприятие пространства
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация
пространственных отношений с использованием предлогов
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении
задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Дидактическая игра «Обставим комнату»
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске
(вертикальное расположение листа)
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Восприятие времени
Определение времени по часам (часовая стрелка)
Определение времени по часам (минутная стрелка)
Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)
Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

1
2

1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1

6
1
2

1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1

66
67
68

Объемность времени (сутки, неделя)
1
Объемность времени (месяц, год)
1
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это 1
бывает?»
Тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
4 класс (68 часов)

№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Название раздела, тематика занятий

Кол-во
час
уровня сформированности моторных и сенсорных 1

Обследование
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы мышц
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом
Выполнение целенаправленных действий по двухзвенной инструкции
педагога
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции
педагога
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика,
«Лего», соединение колец в цепочку)
Графический диктант с усложненными заданиями (зрительный)
Графический диктант с усложненными заданиями (на слух)
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат,
треугольник)
Дорисовывание симметричной половины изображения
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка,
снежинка, яблоко)
Тактильно-двигательное восприятие
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным свойствам
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и
глиной
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)
Игры с мелкой мозаикой
Кинестетическое и кинетическое развитие
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции
педагога)
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч)
Воображаемые действия (наколоть дров, прополоскать белье)
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным
признакам, обозначение словом
Сравнение и группировка предметов по форме
Сравнение и группировка предметов величине и цвету
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным
признакам из 4—5 предметов
Использование простых мерок для измерения и сопоставления
отдельных параметров предметов (по длине)
Использование простых мерок для измерения и сопоставления
отдельных параметров предметов ( ширине, высоте)
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1

1

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

50
51

52
53
54
55
56
57
58
59
60

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»
Конструирование сложных форм предметов («Технический
конструктор», мелкиепазлы)
Узнавание предмета по одному элементу
Узнавание предмета по словесному описанию.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»

1
1

Развитие зрительного восприятия
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале
Сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)
Нахождение нелепиц на картинках
Нахождение изображений предметов по наложенным картинкам
Дидактическая игра «Лабиринт»
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по
памяти»
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Восприятие особых свойств предметов
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое —
влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение
Температура. Градусники для измерения
температуры тела, воды, воздуха
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий —
слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов,
парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»
Упражнения в измерении веса предметов на весах
Определение противоположных качеств предметов
Вербализация противоположных качеств предметов
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами
Вербализация противоположных действий, совершаемых с
предметами
Развитие слухового восприятия
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых,
музыкальных)
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых,
речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый
громкий (высокий) звук»
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра
«Запрещенный звук»
Определение
на
слух
звучания
различных
музыкальных
инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения
Дидактическая игра «Угадай по голосу»
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении
по словесной инструкции
Ориентировка
на улице по словесной инструкции
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем
пространстве

7
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1

1
1
1
1
6
1
1

1

Моделирование
расположения
предметов
в
пространстве, 1
вербализация пространственных отношений
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога 1
(расстановка мебели в кукольной комнате)

1

62
63
64

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный,
альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально,
вертикально, под углом)
Восприятие времени
Определение времени по часам
Длительность временных интервалов.
Дидактическая игра «Береги минутку»

65
66
67
68

Работа с календарем и моделью календарного года
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Последовательность основных жизненных событий
Возраст людей

1
1
1
1

61

7
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».