АООП_НОО_НОДА_вариант_6_1

Оглавление
1. Целевой раздел ................................................................................................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................................. 3
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ................. 5
1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования...................................................................................................................... 8
2. Содержательный раздел ................................................................................................................................. 9
2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы ............................................................. 9
3. Организационный раздел .............................................................................................................................. 10
3.1. Учебный план .......................................................................................................................................... 10
3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. ............................... 10

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу
уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со
здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с
образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы
может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая
основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС,
обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной
итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные условия аттестаций конкретизируются
применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.
В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть
специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для
реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа
(требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается
Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и
поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа
коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы,
осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам
коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования
обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по
составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития.
Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и
диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных
3

факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных
нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и
М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов
нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации
медико-социальной

помощи

этой

категории

детей.

Для

организации

психолого-

педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами
которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития,
своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности,
необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный
характер.

В

настоящем

стандарте

предлагается

типология,

основанная

на

оценке

сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с
применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и
разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием

уверенности

внушаемостью.

в себе,

Личностная

с ограниченной самостоятельностью, с повышенной

незрелость

проявляется

в

наивности

суждений,

слабой

ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё
отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по
своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:


обязательность

непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса,

реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной
работы;


требуется

введение

в

содержание

обучения

специальных

разделов,

не

присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;


необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в

том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;


индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально

развивающегося ребёнка;
4



обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной

среды;
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при
условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и
индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в
различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что
обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и
коррекционно-педагогическую помощь.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА
АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного
аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата программы коррекционной работы
По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты
реализации этой программы для каждого обучающегося.
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению
«Медицинская коррекция и реабилитация »:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в
физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных
ситуациях

(очки,

специальное

кресло,

индивидуально

адаптированное

рабочее

место,

специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.).
- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к
окружающей среде.
- Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении –
это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и
обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас
фраз и определений.

5

- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю
(работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области
жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные
повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей
для

выполнения

определенных

обязанностей

в

каких-то

областях

домашней

жизни.

Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве
школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них,
брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении.
- Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других
мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
2.

Требования к результатам

реализации программы

коррекционной

работы

по

направлению: «Психологическая коррекция познавательных процессов»
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и
метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных
отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению
«Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
-

Смягчение

эмоционального

дискомфорта

ребенка,

повышение

активности

и

самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными
нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность,
эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов
реагирования на отношение к нему окружающих.
6

- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и
управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления
вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
4.

Требования к результатам

реализации программы

коррекционной

работы

по

направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы
и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение
получать и уточнять информацию от собеседника.
5.

Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по

направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную,
невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими
людьми.
6.

Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по

направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в
русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
При составлении программы коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в
освоении основной образовательной программы, необходимо руководствоваться рекомендациями,
7

зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в
разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными
государственными учреждениями Медико-Социальной Экспертизы.
1.3. Система оценки достижения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции.
Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по следующим
позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в условиях
инклюзии:


адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;


способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского

сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах
в организации обучения;


владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;



владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

ритуалами

социального

взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);


осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной

организации;


осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих

возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в варианте 6.1. ФГОС
должны быть представлены также в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы

8

условных единиц (0 – 3 балла), характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции
ребенка в условиях инклюзии.

2. Содержательный раздел

Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с ЗПР, программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС
НОО.
2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА соответствует структуре
данного вида программы, представленной в ФГОС начального общего образования.
Направления коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих
вариант 6.1. ФГОС НОО:
-

медицинская

коррекция

и

абилитация

(лечебно-воспитательные

мероприятия,

медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
- психологическая коррекция познавательных процессов;
- психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
- психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
- коррекция нарушений речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо
организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным
условием усвоения варианта 6,1. стандарта является систематическая специальная психологопедагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка
с двигательными нарушениями.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками,
родителями, учителями;
- работу по профилактике

внутриличностных и межличностных

конфликтов в

классе/школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

9

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют
ФГОС НОО.
3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Кадровые условия
Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей основную
общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с НОДА, для
каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по
соответствующей

должности,

а

для

педагогических

работников

государственной

или

муниципальной образовательной организации – также квалификационной категории.
Образовательная

организация

обеспечивает

работникам

возможность

повышения

профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения,
обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий
обучения и воспитания обучающихся с НОДА.
Педагоги, которые реализуют основную общеобразовательную программу начального
общего образования с участием обучающихся с НОДА (вариант 6.1.), имеют высшее
профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из вариантов программ
подготовки:
–

получение

степени/квалификации

бакалавра

или

магистра

по

направлению

«Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки);
– получение квалификации «учитель начальных классов» по специальности «Начальное
образование»;
–

получение квалификации

«учитель» по другим

специальностям при наличии

переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального образования.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение
профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного
образования, подтвержденной документом установленного образца.
Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной
работы

(вариант

6.1.),

должны

иметь

высшее

профессиональное

образование

и

квалификацию/степень не ниже бакалавра по одному из вариантов программ подготовки: по
профилю подготовки «Специальная педагогика и специальная психология», по направлению
«Психолого-педагогическое образование» или по магистерской программе соответствующей
10

направленности.
В штат специалистов МБОУ КГО «СОШ №3», реализующей АООП НОО для детей с НОДА,
входят

учитель

физической

культуры,

педагог-психолог,

социальный

педагог.

При

необходимости в процессе реализации АООП НОО для детей с НОДА возможно временное или
постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося,
и (или) ассистента (помощника).
Финансовые условия
Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования
детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В соответствии с
конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено
финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня
образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду.
Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона. Нормативные затраты
определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами по каждому виду образовательных программ с учетом форм
обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных
программ,

образовательных

технологий,

специальных

условий

получения

образования

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного
профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий
обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных
Законом, особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для
различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено
настоящей статьей.
Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия реализации адаптированной общеобразовательной программы для
бучающихся с НОДА должны:
– обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований
стандарта;
– обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных
дней в неделю;
– отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной
программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации адаптированной общеобразовательной программы для
11

обучающихся с умственной отсталостью с НОДА должно осуществляться в объеме не ниже
установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.
Структура расходов на образование включает:
– образование ребенка на основе адаптированной образовательной программы;
– сопровождение ребенка в период его нахождения в образовательной организации;
– консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка;
– обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и
учебно-дидактическим материалом.
Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на
оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по
каждому

уровню

образования

в

соответствии

с

федеральными

государственными

образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных
программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации
образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения
образования обучающимися с ОВЗ.
Материально-технические условия
Важным

условием

реализации

основной

образовательной

программы

НОО

для

обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с
НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно
передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней,
широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку,
передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений требует
от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса,
где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные
двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графомоторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано
в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие
персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного
вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае
сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Общеобразовательные

программы

реализуются

самостоятельно, так и посредством сетевых форм.
12

образовательной

организацией

как

Для реализации несколькими организациями основной образовательной программы для
обучающихся с НОДА возможно использование сетевой формы взаимодействия. Такие
организации совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе
программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также
определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы.
В организациях, осуществляющих реализацию основной образовательной программы
начального общего образования и программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА,
должны

быть

созданы

условия

для

функционирования

современной

информационно-

образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные
образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных
технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров,
инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым
обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения.
Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования должны обеспечивать возможность достижения
обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также соблюдение:
– санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению,
канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
– санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной
гигиены и т. д.);
– социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской,
комнаты психологической разгрузки и т.д.);
– пожарной и электробезопасности;
– требований охраны труда;
– своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
– возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам
инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническая база реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования детей с НОДА должна соответствовать действующим
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных
учреждений, предъявляемым к:
– участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение,
размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной
деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
– зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех
13

помещениях здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления
образовательного

процесса

на

ступени

начального

общего

образования,

их

площадь,

освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий
в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха,
структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной
учебной деятельности);
– помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала,
число читательских мест, медиатеки);
– помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи,
обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих
завтраков;
– помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством,
роботехникой,

моделированием,

техническим

творчеством,

естественнонаучными

исследованиями, иностранными языками,
– актовому залу;
– спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
– помещениям для медицинского персонала;
– мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
– расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и
машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства,
технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой
информации).
Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и
привлеченных в

установленном

порядке дополнительных финансовых средств

должны

обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и специфическим образовательным
потребностям каждой категории обучающихся с НОДА. В связи с этим в структуре материальнотехнического обеспечения процесса образования каждой категории обучающихся с НОДА должна
быть отражена специфика требований к:
– организации пространства, в котором обучается ребёнок с НОДА;
– организации рабочего места ребёнка с НОДА, в том числе для работы удаленно;
– техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию
(ассистивные средства и технологии).

14

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».