ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по математике составлена для обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые находятся на индивидуальном обучении на дому, на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основании учебно-методических документов: -адаптированной образовательной программы МБОУ КГО «СОШ №3»; -программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 Программа реализуется в течение 5 лет в связи с введением дополнительного класса. На реализацию программы в учебном плане обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находящегося на индивидуальном обучении на дому, выделено: 1 класс – 2 ч в неделю (66 часов), 11 класс – 2 ч в неделю(66 часов), 2 класс – 2 ч в неделю (68 часов), 3 класс – 2 ч в неделю (68 часов), 4 класс – 2 ч в неделю (68 часов). Всего 336 часов учебных занятий по курсу. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности: раннее получение специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий. Общая характеристика учебного предмета математика11-4 класс (5 лет обучения) Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; Цели образовательно-коррекционной работы в 1 дополнительном классе. Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в первом дополнительном (I') классе неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе . Организация первого дополнительного (I') класса направлена на решение диагностикопропедевтических задач, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении образовательной деятельности по изучению математики на данном этапе. Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения математики в первом дополнительном (I') классе состоят в следующем: 1) выявить имеющиеся знания и умения обучающейся по математике и индивидуальные возможности, особенности психофизического развития ребенка, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками; 2) сформировать у обучающегося физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП в предметной области «Математика»; 3) сформировать готовность к участию в различных видах деятельности на уроках математики, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем ; 4) обогатить представления обучающегося о предметах и явлениях окружающего мира на основе усвоения элементарных дочисловых математических представлений; 5) сформировать у обучающегося начальные математические знания и умения, готовность их использования при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. В программу по математике включен геометрический материал, который предусматривает ознакомление обучающегося с элементами наглядной геометрии. Школьник научится узнавать, называть, различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и тела (шар, куб, брус); научится определять форму предметов окружающей действительности на основе соотнесения их с геометрическими фигурами. Главной специфической является коррекционная направленность обучения, предполагающая использование специальных методов, приемов и средств по ослаблению недостатков развития познавательной деятельности и всей личности умственно отсталого ребенка в целом. Формирование новых математических знаний и умений, а также их закрепление следует проводить с использованием технологий, активизирующих познавательную деятельность обучающейся, способствующих коррекции и развитию у неё приемов умственной деятельности (сравнить, проанализировать, обобщить, провести аналогию, выполнить классификацию объектов, установить причинно-следственные связи, выявить закономерность и пр.). Необходимо также средствами математики оказывать влияние на коррекцию и развитие у обучающейся памяти, внимания, речи, моторных навыков и пр., учитывая его индивидуальные особенности и возможности. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рабочей программы по предмету «математика» 11-4 класс (5 лет обучения). Личностные : У обучающегося будут сформированы осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Обучающийся получит возможность для формирования начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; социально-бытовых умений, используемых в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятия и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; эстетических потребностей, ценностей и чувств; этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс. Предметные результаты учебного предмета «Математика» включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения. Предметные результаты учащихся с лёгкой УО не являются основным критерием при принятии решения о переводе учащихся в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. В программе учебного предмета «Математика» выделены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех учащихся с лёгкой УО. Минимальный уровень является обязательным для всех учащихся с лёгкой УО. Освоение предметных результатов зависит от психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся с лёгкой УО. Отсутствие достижения этого уровня по предмету «Математика» не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Предметные результаты: Обучающийся получит возможность научиться. Класс / год обучения 1 Минимальный уровень: знать числовой ряд 1-5 в прямом порядке; различать предметы по цвету, массе, форме; выделять из группы предметов один или несколько предметов, обладающих определенными свойствами: цвет, величина, форма; оценивать и сравнивать количество предметов, выделять лишние, недостающие предметы; ориентироваться на листе бумаги; узнавать, называть геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов; писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество Достаточный уровень: знать числовой ряд 1-5 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания; сравнивать числа на предметах и отвлеченно, уравнивать предметные совокупности; обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету; проводить прямую линию с помощью линейки; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах 5; решать задачи на нахождение суммы, остатка на предметных множествах, записывать решение в виде примера; Класс / год обучения Минимальный уровень: 2 3 предметов с соответствующим числом; выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 5 с помощью счетного материала; решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно действия с предметами. знать числовой ряд 1—10 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 10 с помощью учителя; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи при помощи учителя; чертить отрезок с помощью учителя. знать числовой ряд 1—20 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, знать названия компонентов сложения, вычитания, Достаточный уровень: решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи с помощью учителя; различать прямые, кривые линии. знать числовой ряд 1—10 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы; считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 1, 2, в пределах 10; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 10; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10; различать числа, полученные при счете и измерении; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи с помощью учителя; различать прямые линии, кривые линии, отрезок. чертить прямоугольник (квадрат), треугольник по точкам (с помощью учителя) знать числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания; знать названия компонентов сложения, вычитания; Класс / год обучения Минимальный уровень: знать переместительное свойство сложения; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы; знать названия элементов четырехугольников; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 20 с помощью учителя; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 с помощью учителя; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении одной мерой; определять время по часам с точностью до 1 час с помощью учителя; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи при помощи учителя; решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать прямую, кривую линии, отрезок; чертить прямоугольник (квадрат), треугольник (с помощью учителя). 4 знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке с помощью учителя; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, Достаточный уровень: знать переместительное свойство сложения; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы; знать названия элементов четырехугольников, прямоугольников, квадрата; считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 1, 2, в пределах 20; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 20; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20; практически пользоваться переместительным свойством сложения; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении одной мерой; определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 часа; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; кратко записывать, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать прямую, кривую линии, отрезок; чертить прямоугольник квадрат, треугольник (с помощью учителя). знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на Класс / год обучения Минимальный уровень: умножения и деления (на равные части). знать названия компонентов сложения, вычитания; знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года с помощью учителя; знать названия элементов четырехугольников; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100 с помощью учителя; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного с помощью учителя; практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения с помощью учителя; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году с Достаточный уровень: равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления; знать названия компонентов сложения, вычитания; знать таблицы умножения чисел в пределах 20; понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; знать названия элементов четырехугольников. считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление; пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения; Класс / год обучения Минимальный уровень: помощью учителя; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи; решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг с помощью учителя; 5 знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части); знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, Достаточный уровень: различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя). чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг; чертить прямоугольник (квадрат), треугольник. знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления; знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимать связь таблиц умножения и деления; Класс / год обучения Минимальный уровень: массы, времени, стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур с помощью учителя; знать названия элементов четырехугольников; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи; решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, Достаточный уровень: знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур; знать названия элементов четырехугольников; считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление; пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев Класс / год обучения Минимальный уровень: моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя). Достаточный уровень: в году, количества суток в месяцах, месяцев в году; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя). Планируемые предметные результаты на конец обучения в младших классах (4 класс). Минимальный уровень: знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала; знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части). знание таблицы умножения однозначных чисел до 5; понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; знание и применение переместительного свойства сложения и умножения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100; знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами; пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; определение времени по часам (одним способом); решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач; решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя); различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания; знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя); различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов. Достаточный уровень: знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке; счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала; знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления; знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; знание и применение переместительного свойство сложения и умножения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100; знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах); знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах; определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия; различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения; знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга. Результатами изучения учебного предмета « Математика» является формирование базовых учебных действий (БУД) Личностные учебные действия осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Коммуникативные учебные действия вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем обращаться за помощью и принимать помощь слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Регулятивные учебные действия адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников Познавательные базовые учебные действия. 1 год обучения Понимает некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов с помощью учителя. 2 год обучения Понимает некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов с помощью учителя 3 год обучения Выделяет некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов с частичной помощью 4 год обучения Выделяет некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов по алгоритму 5 год обучения Выделяет некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов Понимает родовые отношения предметов с помощью учителя Находит общее на основе существенных признаков на наглядном материале с помощью учителя. Выделяет родовые Понимает знаки, символы схемы, использует предметызаместители с помощью учителя Использует схемы опоры для решения учебных задач; понимает и использует знаки, символы, схемы, предметызаместители с помощью учителя отношения предметов с частичной помощью учителя Находит общие и отличительные признаки предметов по нескольким признакам на наглядном материале с помощью учителя. учителя Понимает видовые отношения предметов с помощью учителя самостоятельно Выделяет видородовые отношения предметов по алгоритму Сравнивает, обобщает различные объекты, явления, факты на наглядном материале с помощью учителя. Анализирует, сравнивает, обобщает различные предметы, объекты, явления, факты на наглядном материале по алгоритмам с помощью учителя. Работает по предложенному учителем плану; использует схемыопоры, знаки, символы, предметызаместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя для решения учебных задач Использует с помощью учителя схемы - опоры, знаки, символы, предметызаместители, алгоритмы деятельности для решения учебных задач Устанавливает видо-родовые отношения предметов Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале Пользуется знаками, символами, предметамизаместителями. 1 год обучения 2 год обучения Читает слоги-слова Читает слоговые (ау, уа), обрат- структуры и слоные слоги, слоги- ва из 1—2 слогов слияния и простые самостоятельно, слова (1—2 слога) простые предложес изученными букния (2—4 слова) с вами с помощью помощью учителя. учителя. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, иллюстрации с помощью учителя. Обводит или пишет Пишет самостояизученные буквы, тельно буквы и слослоги-слова (ау, говые структуры, уа), обратные слослова из 1—2 слогов ги, слоги-слияния и с частичной помопростые слова (1—2 щью учителя, прослога) с изученныстые предложения ми буквами с помо(2—4 слова) после щью учителя. работы над ним под руководством учителя. 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Читает по слогам Осознанно и правильПравильно, осмыскороткие тексты. но читает текст вслух и ленно, выразительПод руководством целыми словами после но читает текст учителя пересказыработы над ним под вслух целыми словает прочитанное руководством учителя. вами. самостояпо вопросам и илПересказывает текст с тельно выполняет люстрациям. помощью учителя. полный пересказ текста, осуществляет выборочный пересказ с помощью учителя. 1 год обучения Выполняет устно и письменно арифме- 3 год обучения Выполняет устно и письменно арифме- 2 год обучения Выполняет устно и письменно арифме- Списывает не- Списывает текст с пеПравильно списыбольшие тексты чатного и рукопис- вает с печатного и (2—3 предложения) ного текста с посте- рукописного текста с печатного текста пенным ускорением с учётом психофисамостоятельно с темпа письма с учётом зических возможучётом психофи- психофизических возностей. зических возмож- можностей. Пишет Пишет под диктовностей. Пишет под под диктовку неболь- ку текст с соблюдедиктовку простые шой текст, соблюдая нием правил правопредложения из изученные правила писания (30—35 слов, написание ко(20—30 слов). слов). торых не расходится с произношением (15—20 слов) с помощью учителя. Списывает текст самостоятельно. 4 год обучения 5 год обучения Выполняет устно и Выполняет устписьменно арифметиные и письменные тические действия тические действия сложения и вычитасложения и вычиния в пределах 10 с тания в пределах 20 помощью учителя. без перехода через Знает названия десяток самостояариф метических тельно, с переходом действий сложения через десяток с пои вычитания и знамощью учителя ков «+» и «–». Наблюдает и рас- Наблюдает, рассмасматривает предтривает и сравнива- тические действия ческие действия сло- Арифметические сложения и вычи- жения и вычитания в действия (+, –, , :) тания в пределах 20 пределах 20. Выполняв пределах 100 без без перехода через ет сложение и вычитаперехода через раздесяток самостоя- ние в пределах 100 без ряд самостоятельно, тельно, с переходом перехода через разряд с переходом через через десяток с пос помощью учителя. разряд с помощью мощью учителя. Пользуется таблицей учителя. умножения чисел 1, 2, Пользуется табли3, 4. цей умножения чисел 1—10. Наблюдает, сравни- Наблюдает, сравни- Осмысленно навает, характеризует, вает, характеризует, блюдает, сравнива- меты, дает простейет предметы, дает шие характеристипростейшие харакки предметам по их теристики предцвету, форме, раз- метам по их цвету, меру, вкусу, запаху, форме, размеру, наблюдает за измевкусу, запаху, нанениями окружаю- блюдает за изменещей действитель- ниями окружающей ности с помощью действительности учителя. с частичной помощью учителя. делает элементар- классифицирует, делает, характеризует, ные обобщения по ет элементарные обобклассифицирует, наблюдениям за щения по наблюдениобобщает по наявлениями окружаям за явлениями окрублюдениям за предющей действитель- жающей действитель- метами и явленияности по опорам с ности по алгоритму. ми окружающей частичной помодействительности щью учителя. под руководством взрослого 1 год обучения 2 год обучения Слушает, воспри- Слушает, воспринимает несложную нимает несложную по структуре инпо структуре информацию (изо- формацию (изображение, устное бражение, устное высказывание, элевысказывание, элементарное схема- ментарное схематическое изображетическое изображение), предъявлен- ние), предъявленную на бумажных ную на бумажных и и электронных ноэлектронных носисителях с помощью телях с частичной учителя. помощью учителя. 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Слушает, восприни- Слушает, восприни- Работает с несложмает несложную по мает, работает с неной по содержанию структуре информа- сложной по структуре и структуре инфорцию (изображение, информацией и (изо- мацией (понимать устное высказыва- бражение, устное выизображение, текст, ние, элементарное сказывание, элемен- устное высказывасхематическое изо- тарное схематическое ние, элементарное бражение, текст), изображение, текст), схематическое изопредъявленную на предъявленной на бу- бражение, таблицу, бумажных и элек- мажных и электронных предъявленных на тронных носителях носителях по алгоритбумажных и элекпо алгоритму с чаму самостоятельно. тронных и других стичной помощью носителях) учителя. Регулятивные базовые учебные действия 1 год обучения Слышит инструкцию учителя, организует рабочее место под руководством учителя. Соблюдает режим организации учебной и внеурочной деятельности под руководством учителя 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Организует рабочее Организует рабочее Организует рабочее Адекватно соблю место под руководместо с частичным место самостоя- дает ритуалы ством учителя руководством учите- тельно. школьного повеСоблюдает режим ля. Соблюдает режим Соблюдает режим дения (поднимать организации учеб- организации учебной организации учеб- руку, вставать из-за ной и внеурочной и внеурочной дея- ной и внеурочной парты, и т. д.) деятельности под тельности, опираясь деятельности, опируководством учи- на алгоритм под рураясь на алгоритм теля ководством учителя с частичной помощью учителя 1 год обучения Слушает инструкцию учителя, работает с символами и по образцу вместе с учителем 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Выполняет ин- Выполняет инструк- Понимает цель деяПринимает цели и струкцию и следу- цию, следует пред- тельности, включапроизвольно вклюет предложенному ложенному плану, ется в групповую чается в деятельплану, включается включается в дея- деятельность под ность, следует предв деятельность под тельность под руко- руководством учи- ложенному плану и руководством учи- водством учителя. теля по предложенработает в общем теля. ному плану. темпе (с учетом Участвует в учебной деятельности с помощью и под контролем учителя. Работает с символами по образцу с помощью учителя. Выполняет при помощи учителя действия по схемам-символам. психофизических особенностей учащегося). Участвует в учеб- Участвует в учебной Участвует в учебной Активно участвует в ной деятельности деятельности ,оценидеятельности, оце- деятельности, конс помощью и под вает результаты учебнивает собственные тролирует и оцениконтролем учителя. ной деятельности с действия и действия вает свои действия помощью учителя. одноклассников с и действия одночастичной помо- классников щью учителя. Выполняет при чаПонимает смысл выСамостоятельно соСоотносит свои стичной помощи полняемого действия. относит свои дей- действия и их реучителя действия по Соотносит свои действия и их резульзультаты с задансхемам-символам. ствия и их результаты таты с заданными ными образцами, Оценивает на эле- с заданными образ- образцами по пла- принимает оценку ментарном уровне цами по плану и вону. Оценивает ее деятельности, оцерезультаты учебной просам учителя с пос учетом предло- нивает ее с учедеятельности с помощью учителя. Оцеженных критериев, том предложенных мощью учителя. нивает деятельность с корректирует свою критериев, коррекСоотносит действия учетом предложенных деятельность с учетирует свою деяс результатом при критериев, коррек- том выявленных тельность с учетом помощи учителя тирует свою деятельнедочетов. выявленных недоность с учетом выявчетов. ленных недочётов Личностные базовые учебные действия 1 год обучения Идентифицирует се 2 год обучения Понимает свою роль бя как член семьи, в семье, школе, детученик, друг, одно- ском коллективе. классник. Выполняет элементарные школьные правила поведения при поддержке взрослого. Проявляет интерес Определяет свое ме- 3 год обучения Принимает 4 год обучения как Проявляет свои лич- Осознает себя место в со- Принимает соответ- Способен к Понимает нию и своему мешкола, социум) с Принимает ценности ценности. сту в нём (семья, помощью взрослого семьи, школы, социума школа) с помощью (учителя, родителя). в соответствии с возвзрослого (учителя, растными и индивидуродителя). альными особенностями с помощью взрослого (учителя, родителя). инте- Принимает как члена семьи, ученика, ностные качества ученика, заинтеретоварища с частичной в семье, школьном сованного посещепомощью взрослого сообществе, в детнием школы, обу(учителя, родителя). ском коллективе. чением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. к ближайшему состо в социальном циальном окружении ствующие циальному окруже- окружении (семья, (семья, школа, социум). социальные Проявляет 5 год обучения себя окру- Проявляет положи- Проявляет осмыс- возрасту лению социального роли и окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. поло- Положительно отно- рес к окружающей жающую действи- тельные эмоции к жительное отноше- сится к окружающей действительности тельность в соответ- окружающей действи- ние к окружающей действительности, (класс, школа) с поствии с возрастными тельности. Вступает действительности. готов к организации мощью взрослого. и индивидуальны- во взаимодействие с Организует взаимо- взаимодействия с ми особенностями. окружающей действи- действие с окружа- ней и эстетическому Проявляет интерес тельностью с помощью ющей действитель- ее восприятию. к взаимодействию взрослого в соответ- ностью с помощью с окружающей действии с возрастными и взрослого в соответствительностью с индивидуальными осоствии с возрастными помощью взрослого. бенностями. и индивидуальными особенностями. 1 год обучения 2 год обучения Выполняет социИспользует элеальные роли с поментарные правила мощью взрослого поведения во взаи(учитель, родитель) модействии с окрув соответствии с жающим миром с возрастными и инпомощью взрослод и в и д у а л ь н ы м и го (учителя, родио с о б е н н о с т я м и . теля). 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Осознанно применяет Осознанно при- Воспринимает цеэлементарные правила меняет правила и лостный, социальбезопасного поведения алгоритмы безопас- но ориентированво взаимодействии с ного поведения в ный взгляд на мир окружающим миром условиях с помо- в единстве его прив соответствии с возщью взрослого (рородной и социальрастными и индиви- дителя, учителя). ной частей. дуальными особен- Принимает элементарные правила поведения Слушает инструк- Понимает и соблюцию и выполняет дает простую инэлементарные за- струкцию при выдания с помощью полнении учебных взрослого при неод- заданий, поручений нократном повторес помощью взроснии в соответствии лого в соответствии с возрастными ис возрастными и индивидуальными индивидуальными особенностями. особенностями. ностями. Использует правила безопасного поведения с помощью учителя. Выполняет учебные Применяет алго- Самостоятельно задания по алгоритму, ритмы в выполне- выполняет учебные общественные поручении заданий, по- задания, поручения, ния с частичной поморучений, простых договоренности. щью взрослого в соотдоговоренностей с ветствии с возрастныпомощью взросломи и индивидуальныго. ми особенностями. 1 год обучения 2 год обучения Слушает инструк- Понимает правила цию, выполняет поведения в общеэлементарные прастве (школа, общевила поведения в ственные места) классе, школе, сои соблюдает их с циуме в совмест- помощью взрослоной деятельности го (учителя, роди с взрослым в сооттеля). ветствии с возрастными и индивидуальными особенностями. 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Соблюдает принятые Оценивает соб- Понимает личную в обществе правила ственные поступки Ответственность за поведения и поступа- собственные и по- свои Поступки на ет согласно элемен- ступки окружаю- основе представлетарным этическим щих людей с точки ний об этических нормам с частичной зрения соблюдения нормах и правилах помощью взрослого. этических норм и поведения в совреВыражает своё от- правил поведения менном обществе. ношение к своим пов обществе с поступкам и поступкам мощью взрослого товарищей в соответ- (учителя, родитествии с возрастными ля). и индивидуальными особенностями. Слушает и выпол- Понимает правила Соблюдает элементарСоблюдает правила Готов к безопасноняет инструкцию безопасного и беные правила безопас- безопасного и бе- му и бережному попо безопасному, бережного поведения ного и бережного порежного поведения ведению в природе режному поведению в природе и общеведения в природе и в природе и общеи обществе. в природе и обществе и выполня- обществе с частичной стве, осознанно стве (класс, школа, ет их с помощью помощью взрослого. применяет алгосемья) с помощью взрослого. ритмы безопасного взрослого (учителя, и бережного поверодителя). дения в природе и обществе с помощью взрослого. Коммуникативные базовые учебные действия 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Слушает обращенСлышит обращенную Выполняет элеменВыполняет элемен- Вступает в контакт ную речь учителя и речь и выполняет элетарные коммуни- тарные коммуни- и работает в колвыполняет элемен- ментарные коммуни- кативные действия, кативные действия, лективе (учитель — тарные инструкции кативные действия по работая в парах, как при групповой, ученик, ученик — (учитель — ученик) заданному шаблону по заданному шатак и при индивиученик, ученик — при сопровождении блону, при сопро- дуальной работе, класс, учитель — учителя (учитель — вождении учителя по заданному ша- класс). ученик, ученик — уче(учитель — класс, блону, при сопроник) учитель — ученик, вождении учителя ученик — ученик) (учитель — класс, учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — класс) Использует эле- Вербально и невер- Понимает и вы- Выполняет по ал- Использует приняментарные ритуа- бально взаимодействуполняет ритуалы горитму ритуалы тые ритуалы социлы социального ет с учащимися в обра- социального взаи- социального взаи- ального взаимодейвзаимодействия с зовательном процессе, модействия с одномодействия с од- ствия с одноклассодноклассниками понимает и выполняклассниками и учиноклассниками и никами и учителем и учителем с поет ритуалы социаль- телем по алгоритму учителем с учётом мощью учителя и ного взаимодействия учителя с учётом возрастных и индипо образцу с учётом с одноклассниками и возрастных и индивидуальных особенвозрастных и индиучителем с помощью видуальных особен- ностей видуальных особен- учителя в соответ- ностей. ностей. ствии с инструкцией с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Слышит обращён- Обращается с прось- Формулирует эле- Формулирует прось- Обращается за поную речь взрослого бой о помощи просьментарную просьбу бу о помощи по обмощью и принимаи принимает по- бой к взрослому по образцу. Обра- разцу. Обращается с ет помощь. мощь щается с просьбой просьбой о помощи о помощи к взроск взрослому и однолому классникам. Принимает помощь Слышит инструк- Слышит и понимает Слышит, пони- Слышит, понимает Слушает и поницию к заданиям в инструкцию в игровой мает и выполня- и выполняет ин- мает инструкцию к игровой деятель- и учебной деятельноет инструкции в струкции к учебным учебному заданию ности. с помощью сти с помощью взросигровой, учебной, заданиям в разных в разных видах деявзрослого в соот- лого в соответствии с трудовой деятель- видах деятельности тельности и быту. ветствии с возраствозрастными и инди- ности и в быту с быту, используя обными и индивидувидуальными особен- помощью учителя в разец или план. альными особенноностями. соответствии с возстями. растными и индивидуальными особенностями. Слышит обращён- Проявляет активность Обращается к сверСотрудничает с Сотрудничает с ную речь взрослого, в общении с взросстникам, взрослым взрослыми и свер- взрослыми и свервступает во взаимо- лым, вступает в конв совместной дея- стниками в соответстниками в разных действие с учителем такт со сверстниками тельности по предствии с ситуацией. социальных ситуав простых бытовых при помощи учителя. ложенному взрос- Общается с друзьяциях. ситуациях и элелым алгоритму ми. ментарных учебных действиях 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Проявляет инте- Понимает и принимаПонимает, при- Сопереживает дру- Доброжелательно рес к общению со ет доброжелательное нимает и выражает зьям, одноклассни- относится, соперевзрослыми (семья, отношение к себе со доброжелательное кам, конструктивно живает, конструкшкола, социум) стороны взрослого. отношение к взросвзаимодействует тивно взаимодейлому, сверстникам. в школе, дома, на ствует с людьми. Выражает сопереулице с взрослыживание в ситуацими и сверстниками. ях, созданных учиРассказывает обо телем. всех пережитых моментах. Слышит обращёнФормулирует вопрос, Формулирует во- Договаривается иДоговаривается ную речь взрослого обращается к одно- прос, обращается изменяет свое повеи изменяет свое и выполняет проклассникам, взрослым и договаривается с дение в соответствии поведение в состые правила повев бытовых и учебных одноклассниками и с объективным мнеответствии с объдения. ситуациях с помощью взрослыми бытовых нием большинства ективным мненивзрослого и учебных ситуа в конфликтных или ем большинства в циях. иных ситуациях конфликтных или взаимодействия с иных ситуациях окружающими с повзаимодействия с мощью взрослого. окружающими Содержание учебного предмета «Математика» 1 дополнительный класс (2 часа в неделю) Пропедевтика Свойства предметов Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие. Сравнение предметов Сравнение двух предметов, серии предметов. Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины. Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема. Положение предметов в пространстве, на плоскости Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за. Единицы измерения и их соотношения Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше. Геометрический материал Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами. Нумерация Нумерация чисел в пределах 5 Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 5. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 5. Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 5, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше. Состав чисел 2, 3, 4, 5 из единиц. Состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей. Единицы измерения и их соотношения Монеты: 1 р., 2 р., 5 р. Узнавание, называние, дифференциация монет. Получение 2 р., 3 р., 4 р., 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р. Арифметические действия Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1. Сложение, вычитание чисел в пределах 5. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Арифметические задачи Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи. Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций. Геометрический материал Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы. 1класс (2 часа в неделю) Пропедевтика Свойства предметов Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие. Сравнение предметов Сравнение двух предметов, серии предметов. Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины. Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема. Положение предметов в пространстве, на плоскости Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за. Единицы измерения и их соотношения Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше. Геометрический материал Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами. Нумерация Нумерация чисел в пределах 10 Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах. Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа. Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше. Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей. Нумерация чисел в пределах Образование, название, запись чисел 11-20. Десятичный состав чисел 11-20. Числовой ряд в пределах 20. Получение следующего числа в пределах 20 путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа в пределах 20 путем отсчитывания 1 от числа. Счет предметов в пределах 20. Однозначные, двузначные числа. Единицы измерения и их соотношения Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства. Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки. Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы. Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах. Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели. Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Арифметические действия Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1. Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0). Сложение десятка и единиц в пределах 20 (10 + 5 = 15); сложение двух десятков (10 + 10 = 20). Арифметические задачи Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи. Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Геометрический материал Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы. Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки. Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины. Овал: распознавание, называние. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам). 2класс (2 часа в неделю) Первый десяток. Повторение. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа. Второй десяток. Нумерация. Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи обучающихся. Число 0 как компонент сложения. Простые и составные задачи: Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц». Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия. Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну). Единицы меры. Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени. Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса). Геометрический материал. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков. Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного угольника. Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам. 3класс (2 часа в неделю) Второй десяток. Повторение. Нумерация Сложение и вычитание чисел второго десятка Умножение и деление чисел второго десятка Сотня Нумерация Круглые десятки. Числа 21-100. Сложение и вычитание чисел Сложение и вычитание круглых десятков. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков. Сложение и вычитание двузначных чисел. Получение в сумме круглых десятков и 100. Вычитание чисел из круглых десятков и 100. Умножение и деление чисел Единицы меры(10ч) Числа ,полученные при измерении. Меры стоимости. Меры длины. Меры массы. Меры ёмкости. Меры времени. Календарь. Последовательность месяцев в году. Соотношение мер. Геометрический материал Линии, лучи, отрезки. Геометрические фигуры: четырёхугольник, квадрат, треугольник, круг. Пересекающиеся прямые, непересекающиеся прямые. Точка пересечения линий. Углы :прямой, тупой, острый. Сравнение углов. Четырёхугольники: квадрат, прямоугольник. Построение по точкам. Треугольники. Построение по точкам. Многоугольники. Шар, круг, окружность. Центр, радиус окружности и круга. Повторение 4класс (2 часа в неделю) Нумерация чисел 1-100(повторение) Сложение и вычитание чисел в пределе 100 без перехода через разряд (все случаи). Умножение чисел (10ч) Таблица умножения числа 2. Деление чисел. Деление на 2. Сложение с переходом через разряд( устные вычисления).6ч Сложение двузначного числа с однозначным числом. Сложение двузначных чисел. Вычитание с переходом через разряд(устные вычисления)6ч. Вычитание однозначного числа из двузначного. Вычитание двузначных чисел. Таблица умножения числа3(.10ч) Деление на 3. Таблица умножения числа4(10ч). Деление на 4. Таблица умножения числа5.(10ч). Деление на 5. Таблица умножения числа6 (10ч) Деление на 6. Таблица умножения числа 7 (10ч). Деление на7. Таблица умножения числа 8 (10ч). Деление на8. Таблица умножения числа 9(10ч). Сложение и вычитание чисел(письменные вычисления. Умножение на 0.Деление на 0. Умножение на 10.Деление на 10. Геометрический материал Замкнутая, незамкнутая кривая. Окружность. Дуга. Ломаная линия. Длина ломаной линии. Прямоугольник. Квадрат. Пересечение фигур. Взаимное положение фигур. Нахождение неизвестного слагаемого Единицы меры. Числа, полученные при измерении величин. Меры длины. Меры времени. Двойное обозначение времени Повторение ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 дополнительный класс № Наименование разделов и темы 1. 2. 3 4 5 6 7 8 Пропедевтика Нумерация Единицы измерения и их соотношение Арифметические действия Арифметические задачи Геометрический материал Резерв Повторение Итого: Количество Часов 24 6 6 10 10 4 3 3 66 1 класс № Наименование разделов и темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Пропедевтика Нумерация Единицы измерения и их соотношение Арифметические действия Арифметические задачи Геометрический материал Итого: 2 класс Наименование разделов и темы № 1. 2. 3. Первый десяток. Повторение Второй десяток. Нумерация. Единицы измерения и их соотношение 4 Арифметические действия 5 Арифметические задачи 6 Геометрический материал Итого Количество Часов 16 25 2 15 4 4 66 Количество Часов 10 30 5 11 9 3 68 3 класс Наименование разделов и темы № 1. 2. 3. 4. Второй десяток. Повторение Сотня. Нумерация. Арифметические действия. Арифметические задачи 5 Единицы меры 6 Геометрический материал 7 Повторение Итого 4 класс Наименование разделов и темы № 1. 2. 3. 3 4 5 6 Нумерация чисел 1-100 Повторение. Арифметические действия Арифметические задачи Геометрический материал Нахождение неизвестного слагаемого Единицы меры Повторение Итого Количество Часов 27ч 5ч 11ч 11ч 5ч 5ч 4ч 68ч Количество Часов 7ч 36ч 15ч 4ч 2ч 2ч 2ч 68ч Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения программы Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП. Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений. Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования. В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Критерии оценивания достижений обучающихся Знания и умения, учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. 1. Оценка устных ответов Оценка «5» ставится ученику, если он: а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится ученику, если: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Оценка «3» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов выполнения. 2. Письменная проверка знаний и умений учащихся Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала. При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин) 3. При оценке комбинированных работ: Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки. Оценка «3»ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий. 4. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3—4 не грубые. 5.При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно. Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами. 6. Итоговая оценка знаний и умений учащихся За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. 7.Математический диктант. При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки: Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно. Оценка «4» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общего числа. Оценка «3» ставится, если выполнена неверно — часть примеров Список литературы 1. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. в 2 ч./ Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2018. 2. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. в 2 ч./ Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2018. 3. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. в 2 ч./ Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2018. 4. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. в 2 ч./ Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2018. 5. Рабочая тетрадь. Математика. 2 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В. 6. Пособие для учителя. Обучение математике учащихся мл. классов. VIII вид. Эк В.В. 7. Пособие для учителя. Преподавание математики в коррекционной школе. Перова М.Н. 8. Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В. 9. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 2 класс. В 2-х частях. Алышевой Т.В. 10. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 3 класс. В 2-х частях. Алышевой Т.В. 11. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 4 класс. В 2-х частях. Алышевой Т.В. Информационное обеспечение образовательного процесса Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1septemer Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/