Природоведение_5-6_УО_вариант1

Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5-6 классов разработана для
обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые находятся на индивидуальном обучении на
дому
составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Авторской программы по природоведению для 5-6 класса Т. М. Лифановой, Е. Н.
Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение.
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в дополнительном первом (I1) классе
I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и
одновременно служит основой для них.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим
комплектом:
- учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение».
- учебник: «Природоведение» для учащихся 6 класса для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение».
На реализацию программы в учебном плане обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находящегося на индивидуальном
обучении на дому,выделено: 5 класс - 1 ч в неделю (34 часа), 6 класс - 05, ч в неделю (17
часов).Всего 51 час на курс.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной
программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент
завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность
их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный
и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае,
если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными
результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации
психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный уровень:

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево
леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по
заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение
луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания с текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек»,
«Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в
этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные
изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не
должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера
и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V
классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее

значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны
(например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и
др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся
географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном
крае.
Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими
животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся
при изучении последующих разделов
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в дополнительном первом (I1) классе I—IV
классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу
необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы
растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как
следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании
могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но
значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных
нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и
декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся,
воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение
видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику
курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в
связи с этим изучается воздух), литосфера
(земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От
неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека.
Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира,
показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в
реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое
количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся
(наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более
прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием
учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных
программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия,
программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически
несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть
отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении
природоведческого материала.

Тематическое планирование 5 класс
№
1
2
3

Тема раздела
Вселенная
Есть на земле страна - Россия
Наш дом Земля

Итого

Количество часов
4
5
25
34

Тематическое планирование 6 класс
№
1
2
3
4
Итого

Тема раздела
Введение
Растительный мир Земли
Животный мир Земли
Человек

Количество часов
1
7
5
4
17

Поурочное планирование:
5 класс
№ Тема урока
Вселенная
1 Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело. Солнце – источник тепла и света
на Земле
2 Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в
космос
3 Погода. Явления природы. Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность
дня в разное время года.
4 Экскурсия. Изменения в жизни растений и животных.
Человек и природа осенью. Подготовка к зиме. Народные приметы.
Есть на Земле страна — Россия
5 Российская Федерация (расположение на географической карте).
Многонациональное население. Города нашей родины
6 Средства сообщения между городами России (транспорт железнодорожный,
воздушный, водный).
7 Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы. Транспорт в
Москве.
8 Дом, в котором мы живем. Наша улица, район, деревня (село).
9 Наша школа. Адрес школы. Экскурсия по школе.
Обобщение по теме «Наша страна».
Наш дом - Земля
10 Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха
11 Температура воздуха. Знакомство с термометром. Виды термометров.
Практическая работа. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
12 Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники, моря, океаны.
13 Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
14 Полезные ископаемые: песок, глина. Внешний вид, свойства, использование
человеком.

15 Каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид,
свойства, использование человеком.
Обобщение по теме «Природа нашей Родины. Неживая природа».
16 Растения леса: лиственные деревья. Растения леса: хвойные деревья
17 Кустарники: шиповник, можжевельник. Кустарнички: брусника, черника.
Травы. Мох: кукушкин лен.
18 Экскурсия. Изменения в жизни животных и растений зимой.
Признаки зимы. Народные приметы. Зимние праздники
19 Птицы перелетные и неперелетные. Зимняя спячка и питание животных зимой
20 Грибы: съедобные и несъедобные. Описание внешнего вида.
21 Животные леса: звери ,птицы, насекомые.
22 Растения сада. Плодовые деревья. Ягодные кустарники Животные сада: птицы,
насекомые, земноводные
23 Растения огорода: овощи, зеленые культуры. Помощники огородных растений,
вредители.
24 Растения луга – травы.
Животные луга. Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
25 Растения водоемов: водоросли и цветковые.
Животные пресных водоемов.
26 Животные морей и океанов
27 Экскурсия. Сезонные изменения в жизни животных и растений.
Признаки весны. Весенние работы людей. Народные приметы и праздники.
28 Растения болота. Животные болота
29 Организм человека. Строение тела человека
30 Органы чувств. Уход за организмом. Соблюдение гигиены.
31 Внутренние органы. Значение осанки. Правильное питание и дыхание
32 Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Экологические катастрофы.
Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.
33 Экскурсия. Растения и животные летом.
34 Признаки лета. Летнее солнцестояние.
Повторение изученного за год.
6 класс
тема
1.
Введение
Растительный мир Земли
2.
Разнообразие растительного мира
3.
Среда обитания растений
4.
Части растений
5.
Лиственные и хвойные растения
6.
Травы, дикорастущие растения
7.
Лекарственные растения
8.
Охрана растений
Животный мир Земли
9.
Разнообразие животного мира
10. Дикие животные
11. Домашние животные в городе и деревне

Кол-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

12. Охрана животных
13. Повторение по теме «Животный мир Земли»
Человек
14. Как устроен и работает наш организм
15. Здоровье человека
16. Здоровое питание
17. Оказание первой медицинской помощи

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Критерии оценок по учебному предмету
Оценка устных ответов учащихся
«5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание биологической
сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, дает точное определение
и истолкование основных понятий. Строит ответ по собственному плану, сопровождает
рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении
практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу природоведения, а также с материалом, усвоенным при изучении
других смежных предметов;
«4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку
«5», но дан без использования собственного плана новых примеров, без применения знаний
в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом,
усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не
более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью
учителя;
«3» ставится, если учащийся допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не
более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».