психокоррекционные занятия_5-9_УО_вариант1

1. Пояснительная записка.
Цель психокорреционных занятий заключается в обеспечении успешности освоения АООП
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), применении
разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений
учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП,
преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:
- формирование учебной мотивации
-стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
- гармонизация психоэмоционального состояния,
- формирование позитивного отношения к своему "Я",
- повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
- формирование навыков самоконтроля.
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе),
- повышение социального статуса ребенка в коллективе,
- формирование и развитие навыков социального поведения.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников
организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его
индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и
задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации,
взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении
обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с
детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип
единства
психолого-педагогических и
медицинских средств,
обеспечивающий взаимодействие
специалистов психолого-педагогического
и
медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
Пути реализации программы:
Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного
этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения
специфики.

Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность).
Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционноразвивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью
при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая
деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных
коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения учащимися.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и
происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от
нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий
качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает
основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов
возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью
нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная
ступень познания ― ощущение и восприятие. Проведение специальных коррекционных занятий не
только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на
развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции,
как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у
этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях
установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и
дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и
отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени
недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных
процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не
дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой
организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью
(интелле- ктуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами
выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки
мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в
процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных

видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том
числе и словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с
особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым
рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно
воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические
связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует
многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя
механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в
трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей
установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с
большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение
словесного материала.
Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционноразвивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов;
вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения
словесного материала.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается
сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью
переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением
волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости
внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном
объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его
внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально
организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются,
что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев
эти показатели не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение.
Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна
недифференцированость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением
абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать
беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и
обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для
овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в
увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями
предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся

испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев
рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми
операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных
занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности
движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и
трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости
эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания,
определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими
затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоциональноволевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в
примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых
отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных
отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими
реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение
адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью
социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может
негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности,
вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под
воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно
сглаживаются и исправляются.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики
основных разделов программы на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические
и ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы социального взаимодействия.
Место коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую
область учебного плана АООП УО (вариант 1). На психокоррекционные занятия в 5-9 классах
отводится 2 занятия в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с лёгкой умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии. Педагог-психолог с учетом рекомендаций ПМПК, в зависимости от
характера психологических, интеллектуальных, речевых и характерологических особенностей детей,
комплектует группы, количество обучающихся в группе может варьироваться.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностными результатами изучения курса «Логопедические занятия» является:

- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные учебные действия:
испытывать чувство гордости за свою страну
гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения
литературы, музыки, живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности; активно включаться в
общеполезную социальную деятельность
бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия: вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых)
слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, использовать разные виды делового
письма
для решения жизненно значимых задач
использовать доступные источники и средства
получения информации для решения

коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:

Познавательные учебные действия

принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач,
осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления
осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения практических и учебных
задач
осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности
обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности
адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Дифференцированно воспринимать окружающий
мир, его временно-пространственную организацию
использовать усвоенные логические операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с
индивидуальными
возможностями
использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

Планируемый результат:
- Повышение продуктивности внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки;

-

сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
работать самостоятельно в парах, в группах
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
уметь отстаивать свое мнение;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.

Содержание коррекционного курса
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и
релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия.
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального
фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной
деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание
содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью
повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на
продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия,
проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия
внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и
развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации,
устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных
представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и
приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не
случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом
этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а
формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется
степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока
проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с
картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех
трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь
являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии,
проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а
также в формировании позитивного образа «Я». На групповом занятии каждый участник группы перед
прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо
самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми
позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных
успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от
психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное
воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает 4
основных блока:
Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению
социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и
последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения и обобщения;
- - расширение словарного запаса.
Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой
внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольнооценочными действиями;
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к
одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей,
корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от
поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать
собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и
эмоциональные зависимости;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;

-

понятие группового давления и принятие собственного решения; - формирование навыков
выражения и отстаивания собственного мнения;
поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
понятие насилия и права защищать свои границы;
формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание
права и необходимости защищать себя;
понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций; - коррекция
агрессивности обучающихся.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности 5-9 классов
№
п/п

Раздел

Название темы

Основные виды учебной деятельности

1

Входная
Входная диагностика познавательных
Определение уровня сформированности познавательных процессов
диагностика процессов Определение уровня
Выполнение диагностич. материалов
познавательн сформированности познавательных процессов
ых процессов

2

Определение уровня сформированности
коммуникативных навыков

Выполнение тестовых методик и проективных

3

Определение уровня

Выполнение тестовых методик и проективных

сформированности эмоционально- волевой
сферы
4

Развитие и
коррекция
познаватель
ной сферы

Коррекция и развитие объема внимания и
наблюдательности

увеличение объема внимания учащихся;
коррекция внимания и развитие наблюдательности;
воспитание

внимательного

отношения к окружающему миру.
выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит»
5

Коррекция и развитие объема внимания и
наблюдательности

увеличение объема внимания учащихся;
коррекция внимания и развитие наблюдательности; воспитание
внимательного
отношения к окружающему миру.
выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит»

6

Развитие уровня распределения внимания

Увеличение уровня распределения внимания; коррекция избирательности
внимания; воспитание настойчивости и выдержки
Закрепить упражнение «Обратный счет»

7

Развитие концентрации и устойчивости
внимания

Усиление концентрации и устойчивости внимания; развитие умения
регулировать свои действия;
воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).
Упражнение
«Выполни по образцу»

8

Развитие концентрации и устойчивости
внимания

Усиление концентрации и устойчивости внимания; развитие умения
регулировать свои действия;
воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).
Упражнение
«Выполни по образцу»

9

Развитие концентрации и устойчивости
внимания

Усиление концентрации и устойчивости внимания; развитие умения
регулировать свои действия;
воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).
Упражнение
«Выполни по образцу»

10

Тренировка переключения внимания

1.Формирование способности к переключению внимания, вхождения в
деятельность; развитие адекватных представлений о своих возможностях;
формирование умения доводить начатое дело до конца.

11

Тренировка переключения внимания

1.Формирование способности к переключению внимания, вхождения в
деятельность; развитие адекватных представлений о своих возможностях;
формирование умения доводить начатое дело до конца.

12

Развитие слуховой памяти

Обучение приемам запоминания; развитие и коррекция слуховой памяти;
воспитание настойчивости и выдержки. Запомнить «звуки леса»

13

Развитие слуховой памяти

4Обучение приемам запоминания; развитие и коррекция слуховой памяти;
чвоспитание настойчивости и выдержки. Запомнить «звуки леса»
.

14

Развитие зрительной памяти

4Тренировка кратковременной зрительной памяти; развитие и коррекция
зрительного восприятия и памяти;
чвоспитание внимательного отношения к окружающему миру. Ответить на
.вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?»

15

Развитие зрительной памяти

4Тренировка кратковременной зрительной памяти; развитие и коррекция
зрительного восприятия и памяти;
ч
воспитание внимательного отношения к окружающему миру. Ответить на
.вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?»

16

Развитие ассоциативной памяти

4Развитие ассоциативной памяти;
формирование полноты воспроизведения словесного материала;
ч
.воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать
установку на длительное запоминание. Составить ассоциативный ряд для
запоминания

17

Развитие мыслительных навыков:
классификация

4Формирование мыслительных навыков: классификация; развитие интересов и
познавательной активности; воспитание положительного отношения к учебе.
чПридумать несколько предметов, относящихся к одному классу
.

18

Развитие мыслительных навыков:
классификация

4Формирование мыслительных навыков: классификация; развитие интересов и
познавательной активности; воспитание положительного отношения к учебе.
чПридумать несколько предметов, относящихся к одному классу
.

Развитие мыслительных навыков:
классификация

19

4Формирование мыслительных навыков: классификация; развитие интересов и
познавательной активности; воспитание положительного отношения к учебе.
чПридумать несколько предметов, относящихся к одному классу
.

20

Развитие мыслительных навыков: обобщение 4Формирование мыслительных навыков: обобщение; коррекция тактильнодвигательного восприятия
чНайти общий признак объектов и дать обобщенное
.

21

Развитие мыслительных навыков: обобщение 4Формирование мыслительных навыков: обобщение; коррекция тактильнодвигательного восприятия
чНайти общий признак объектов и дать обобщенное
.

22

Развитие мыслительных навыков: обобщение 4Формирование мыслительных навыков: обобщение; коррекция тактильнодвигательного восприятия
чНайти общий признак объектов и дать обобщенное
.

23

Развитие мыслительных навыков: обобщение 4Формирование мыслительных навыков: обобщение; коррекция тактильнодвигательного восприятия
чНайти общий признак объектов и дать обобщенное
.

24

Развитие мыслительных навыков: обобщение 4Формирование мыслительных навыков: обобщение; коррекция тактильнодвигательного восприятия
чНайти общий признак объектов и дать обобщенное
.

25

Самопознан Причинно-следственные отношения

4Найдите причину заданных событий

ие. Что я
знаю о себе?

ч

.
26

27

Причинно-следственные

4Найдите причину заданных событий

отношения Зачем нужно знать себя?

Выполнить рисунок «Я в лучах солнца»
ч
.

Мое тело

4Закрепление знаний о своем теле;
формирование и закрепление представлений о гендерных различиях;
ч
.воспитание внимательного отношения к окружающим Рассказ «Как должен
выглядеть мальчик и как девочка»

28

Мое тело

4Закрепление знаний о своем теле;
формирование и закрепление представлений о гендерных различиях;
ч
.воспитание внимательного отношения к окружающим Рассказ «Как должен
выглядеть мальчик и как девочка»

29

Мой волшебный мир

4Формирование способности познавать свой внутренний мир; развитие навыков
самопознания;
чгармонизация эмоционального состояния Ответьте на вопрос «Какой Я?»
.

30

Самоценность

4Формирование понятия о самоценности собственного «Я»;
развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать
чсебя; воспитание уверенности
.

31

Самоценность

4Формирование понятия о самоценности собственного «Я»;
развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать
чсебя; воспитание уверенности
.

Мои достижения

32

4Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики;
продолжение развития навыков самоанализа и самооценки; воспитание
чсамостоятельности, рассудительности.
.

33

Мои достижения

4Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики;
продолжение развития навыков самоанализа и самооценки; воспитание
чсамостоятельности, рассудительности.
.Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести

34

Буду делать хорошо и не буду плохо

4Формирование навыка уверенного поведения; развитие умения регулировать
свои действия;
чвоспитание умения прогнозировать собственную деятельность.
.

35

Буду делать хорошо и не буду плохо

4Формирование навыка уверенного поведения; развитие умения регулировать
свои действия;
чвоспитание умения прогнозировать собственную деятельность. Подумайте,
.какие люди вам больше нравятся

Взаимодействие

4Дать представление о значении совместной работы в жизни человека; развитие
навыков общения; воспитание общительности, чуткости Повторить, что такое
чвзаимодействие
.

Взаимодействие

4Дать представление о значении совместной работы в жизни человека;

36

Развитие
коммуникат
ивных
навыков. Я и
другие

37

развитие навыков общения; воспитание общительности, чуткости Повторить,
ччто такое взаимодействие
.

38

Как мы видим друг друга

4Формирование умения видеть положительные качества у других людей;
развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных
чособенностях и способностях человека;
.
воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

39

Как мы видим друг друга

4Формирование умения видеть положительные качества у других людей;
развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных
чособенностях и способностях человека;
.
воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

40

Как мы видим друг друга

4Формирование умения видеть положительные качества у других людей;
развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных
чособенностях и способностях человека;
.
воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

41

Я глазами других

4Формирование способности к самопознанию; развитие способности принимать
друг друга;
чвоспитание уважения друг к другу.
.

42

Я глазами других

4Формирование способности к самопознанию; развитие способности принимать
друг друга;
ч
.

43

Я глазами других

4Формирование способности к самопознанию; развитие способности принимать
друг друга;
чвоспитание уважения друг к другу. Закончите предложения
.

44

Дружба начинается с улыбки

4Формирование наблюдательности и умения слушать другого; развитие умения
вступления в контакт.
чвоспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека
.

45

Дружба начинается с улыбки

4Формирование наблюдательности и умения слушать другого; развитие умения
вступления в контакт.
чвоспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека
.

46

Дружба начинается с улыбки

4Формирование наблюдательности и умения слушать другого; развитие умения
вступления в контакт.
чвоспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека
.
Подумайте с какими людьми вам нравится общаться

47

Разговор взглядов. Пойми меня

4Формирование умения понимать друг друга; коррекция форм общения,
обогащение его содержания;
чвоспитание доброго, доверительного отношения друг к другу Подумайте, какие
.у вас существуют трудности в общении

48

Разговор взглядов. Пойми меня

4Формирование умения понимать друг друга; коррекция форм общения,
обогащение его содержания;
чвоспитание доброго, доверительного отношения друг к другу Подумайте, какие
.у вас существуют трудности в общении

49

Умеем ли мы вежливо общаться?

4Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;
помощь в осмыслении своего отношения к окружающим; воспитание доброго,
чдоверительного отношения друг к другу
.

50

Умеем ли мы вежливо общаться?

4Дать обучающимся определение понятия «вежливость»; помощь в осмыслении
своего отношения к окружающим; воспитание доброго, доверительного
ч

.отношения друг к другу
Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы
51

Умеем ли мы вежливо общаться?

4Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;
помощь в осмыслении своего отношения к окружающим; воспитание доброго,
чдоверительного отношения друг к другу
.

52

Поведение в общественных местах

4Формирование положительного отношения к общепринятым нормам
поведения; развитие умения регулировать свои действия;
чвоспитание навыков культурного поведения
.

53

Поведение в общественных местах

4Формирование положительного отношения к общепринятым нормам
поведения; развитие умения регулировать свои действия;
чвоспитание навыков культурного поведения Повторить правила этикета
.

54

Урок мудрости

4Формирование навыка ведения беседы;

(уважение к старшим)

развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения,
чособенностям диалогической речи;
.
воспитание потребности в самоорганизации

Урок мудрости

4Формирование навыка ведения беседы;

(уважение к старшим)

развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения,
чособенностям диалогической речи;
.
воспитание потребности в самоорганизации

55

Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом

56

Восприятие мира (наши органы чувств). Что 4Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала
такое эмоции
лексических единиц, связанных со сферой чувств; коррекция и развитие
чэмоционально-чувственной сферы подростков; воспитание доброго,
доверительного отношения друг к другу
.

57

Восприятие мира (наши органы чувств). Что 4Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала
такое эмоции
лексических единиц, связанных со сферой чувств; коррекция и развитие
чэмоционально-чувственной сферы подростков; воспитание доброго,
доверительного отношения друг к другу Закрепить основные понятия
.

58

Чувства и поступки

4Формирование умения выражать свои чувства; развитие эмоциональных и
волевых процессов; воспитание чувства личной ответственности за свои дела и
чпоступки
.

59

Чувства и поступки

4Формирование умения выражать свои чувства; развитие эмоциональных и
волевых процессов; воспитание чувства личной ответственности за свои дела и
чпоступки.
.Подготовить рассказ «Как я злюсь»

60

Стресс

4Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные
состояния; развитие осознанности своего психоэмоционального состояния;
чформирование потребности в саморегуляции (самоконтроле) Понаблюдать за
сменой настроения (от чего зависит)
.

61

Стресс

4Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные
состояния; развитие осознанности своего психоэмоционального состояния;
чформирование потребности в саморегуляции (самоконтроле)
.Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит)

62

Почему
вредными

некоторые привычки бывают

4Ознакомление с понятиями «вредные привычки»;
развитие представлений обопасности вредных привычек, определение
чхарактера и методов борьбы с опасностью;
.
воспитание ответственности, самоконтроля
Попробуйте избавиться от вредных привычек

63

Умей выбирать

4Формирование представлений об ответственности и доверии; коррекция
существующего опыта ответственности; воспитание самоконтроля,
ч
.

64

Я отвечаю за свое решение

4Формирование навыков противостояния групповому давлению;
развитие способности принимать собственное решение; воспитание
чнравственных качеств, самостоятельности Можете ли вы противостоять
.мнению коллектива?

65

Хозяин своего «Я»

66

Понятие «конфликт», мое
поведение в трудных ситуациях

67

Понятие «конфликт», мое
поведение в трудных ситуациях

68

Надо ли уметь сдерживать себя?

41.Формирование умения контролировать свое поведение; развитие способности
управлять собственными поступками; воспитание взаимопонимания,
чдружелюбия. Повторить способы защиты прав
4.Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать
конфликт; развитие умения выходить из проблемной ситуации; воспитание
чрассудительности, терпимости, самоконтроля
.
4Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать
конфликт; развитие умения выходить из проблемной ситуации; воспитание
чрассудительности, терпимости, самоконтроля.Зафиксируйте ситуацию, когда
удалось предотвратить конфликт
.
4Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления;
коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки
чгнева; воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки
.

Описание материально-технического обеспечения деятельности.
Для проведения коррекционной работы создана специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом
цветных деталей, пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины,
геометрическое лото);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, скакалка, обруч );
- спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, гимнастические палки).
- оборудование изобразительной деятельностью
- оборудование комнаты (водно-пузырьковая труба, стол для рисования песком).
- материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, кукольный театр, пальчиковые игрушки, сюжетные картинки, журналы,
вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши);
- альбомы и тетради для работ учащихся.
Наименование дидактического материала
- Природные и погодные явления (демонстрационный материал)
- Чувства и эмоции (демонстрационный материал)
- Цвета и их классификация (демонстрационный материал)
- Настольная развивающая игра «Наши родные: как их назвать?»
- Звуки речи, слова, предложения – что это? ( тетрадь для групповых и индив. занятий)
- Считаем и читаем, развивающая игра-лото.
- Одежда, развивающее лото.
- Предметы, развивающее лото
- В мире животных, развивающее лото
- Счетные палочки
- Пазлы
- Пазлы детёныши животных и их название
- Цифры и счёт (чудесные трафаретки).
- Животные (чудесные трафаретки)
- Цвета и формы (чудесные трафаретки)
- Игра Домино

- Конструктор ( металлический). Конструктор пластмассовый строительный (лего)
- Кубики пластмассовые цветные. Кегли пластмассовы
- Пазлы мягкие ( 2 набора)
- Мячи гимнастические ( 2 шт) Палки гимнастические ( 4 шт.)
- Мячи массажные (6 шт.)
- Мягкие и резиновые игрушки
- Пальчиковый театр
- Кукольный театр ( 2 набора) Часы
- Развивающий набор Монтесорри ( деревянный)
- Радужный песок
- Пирамидка пластмассовая ( цветная)
- Конструктор ( липучки)
- Зеркала ( 4 шт.)
- Морские камушки, шарики ( для развития мелкой моторики)
- Разрезные буквы с картинками
- Формы для работы с песком
- Демонстрационный материал «Животные»Теневой театр
Материалы для творчества:
- Гуашь, краски .
- Альбомы для рисования.
- Бумага цветная.
- Картон ( цветной, белый)
- Стаканчики (непроливайка)
- Кисточки
- .Карандаши ( цветные)
- Мелки цветные
- Маркеры
- Клей
- Трафареты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».