1. Пояснительная записка. Цель психокорреционных занятий заключается в обеспечении успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения. Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии. Задачи коррекционной работы: - формирование учебной мотивации -стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. - гармонизация психоэмоционального состояния, - формирование позитивного отношения к своему "Я", - повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, - формирование навыков самоконтроля. - развитие способности к эмпатии, сопереживанию; - формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), - повышение социального статуса ребенка в коллективе, - формирование и развитие навыков социального поведения. Принципы коррекционной работы: Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Пути реализации программы: Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики. Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционноразвивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения учащимися. Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями. Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интелле- ктуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционноразвивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоциональноволевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики основных разделов программы на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические и ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы социального взаимодействия. Место коррекционного курса в учебном плане. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана АООП УО (вариант 1). На психокоррекционные занятия в 5-9 классах отводится 2 занятия в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с лёгкой умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии. Педагог-психолог с учетом рекомендаций ПМПК, в зависимости от характера психологических, интеллектуальных, речевых и характерологических особенностей детей, комплектует группы, количество обучающихся в группе может варьироваться. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса Личностными результатами изучения курса «Логопедические занятия» является: - осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. - овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. Личностные учебные действия: испытывать чувство гордости за свою страну гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых) слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: Познавательные учебные действия принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Планируемый результат: - Повышение продуктивности внимания; - Развитие памяти; - Развитие навыков совместной деятельности; - Гармонизация эмоционального состояния ребенка; - Развитие адекватной самооценки; - Развитие коммуникативных умений и навыков; - Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий; - Гармонизация психоэмоционального состояния; - Овладение методам саморегуляции; - Социализация и адаптация в современном обществе. Обучающиеся должны уметь: - признавать собственные ошибки; - сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру; выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией; анализировать процесс и результаты познавательной деятельности; контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять; работать самостоятельно в парах, в группах адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя; знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков; уметь отстаивать свое мнение; уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние. Содержание коррекционного курса Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения. Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям. Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования. Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии. Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». На групповом занятии каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия. Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом. В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие: - беседы, опросы, наблюдения; - словесные игры; - игровой тренинг (психоигры, предметные игры); - система упражнений по развитию познавательных процессов; - элементы арттерапии, сказкотерапии. Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает 4 основных блока: Развитие и коррекция познавательной сферы: - развитие внимания, памяти, мышления; - приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков; - формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения; - становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; - - расширение словарного запаса. Самопознание. Что я знаю о себе: - формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир; - умение определять личностные качества свои и других людей; - формирование адекватной самооценки; - достоинства и недостатки; - навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольнооценочными действиями; Развитие коммуникативных навыков. Я и другие: - становление умения владеть средствами общения; - формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам; - формирование коллективного обсуждения заданий; - установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику; - способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я». Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы: - чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние; - формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; - понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости; - отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых; - понятие группового давления и принятие собственного решения; - формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения; поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению; понятие насилия и права защищать свои границы; формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя; понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций; - коррекция агрессивности обучающихся. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности 5-9 классов № п/п Раздел Название темы Основные виды учебной деятельности 1 Входная Входная диагностика познавательных Определение уровня сформированности познавательных процессов диагностика процессов Определение уровня Выполнение диагностич. материалов познавательн сформированности познавательных процессов ых процессов 2 Определение уровня сформированности коммуникативных навыков Выполнение тестовых методик и проективных 3 Определение уровня Выполнение тестовых методик и проективных сформированности эмоционально- волевой сферы 4 Развитие и коррекция познаватель ной сферы Коррекция и развитие объема внимания и наблюдательности увеличение объема внимания учащихся; коррекция внимания и развитие наблюдательности; воспитание внимательного отношения к окружающему миру. выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит» 5 Коррекция и развитие объема внимания и наблюдательности увеличение объема внимания учащихся; коррекция внимания и развитие наблюдательности; воспитание внимательного отношения к окружающему миру. выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит» 6 Развитие уровня распределения внимания Увеличение уровня распределения внимания; коррекция избирательности внимания; воспитание настойчивости и выдержки Закрепить упражнение «Обратный счет» 7 Развитие концентрации и устойчивости внимания Усиление концентрации и устойчивости внимания; развитие умения регулировать свои действия; воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости). Упражнение «Выполни по образцу» 8 Развитие концентрации и устойчивости внимания Усиление концентрации и устойчивости внимания; развитие умения регулировать свои действия; воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости). Упражнение «Выполни по образцу» 9 Развитие концентрации и устойчивости внимания Усиление концентрации и устойчивости внимания; развитие умения регулировать свои действия; воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости). Упражнение «Выполни по образцу» 10 Тренировка переключения внимания 1.Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность; развитие адекватных представлений о своих возможностях; формирование умения доводить начатое дело до конца. 11 Тренировка переключения внимания 1.Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность; развитие адекватных представлений о своих возможностях; формирование умения доводить начатое дело до конца. 12 Развитие слуховой памяти Обучение приемам запоминания; развитие и коррекция слуховой памяти; воспитание настойчивости и выдержки. Запомнить «звуки леса» 13 Развитие слуховой памяти 4Обучение приемам запоминания; развитие и коррекция слуховой памяти; чвоспитание настойчивости и выдержки. Запомнить «звуки леса» . 14 Развитие зрительной памяти 4Тренировка кратковременной зрительной памяти; развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти; чвоспитание внимательного отношения к окружающему миру. Ответить на .вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?» 15 Развитие зрительной памяти 4Тренировка кратковременной зрительной памяти; развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти; ч воспитание внимательного отношения к окружающему миру. Ответить на .вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?» 16 Развитие ассоциативной памяти 4Развитие ассоциативной памяти; формирование полноты воспроизведения словесного материала; ч .воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание. Составить ассоциативный ряд для запоминания 17 Развитие мыслительных навыков: классификация 4Формирование мыслительных навыков: классификация; развитие интересов и познавательной активности; воспитание положительного отношения к учебе. чПридумать несколько предметов, относящихся к одному классу . 18 Развитие мыслительных навыков: классификация 4Формирование мыслительных навыков: классификация; развитие интересов и познавательной активности; воспитание положительного отношения к учебе. чПридумать несколько предметов, относящихся к одному классу . Развитие мыслительных навыков: классификация 19 4Формирование мыслительных навыков: классификация; развитие интересов и познавательной активности; воспитание положительного отношения к учебе. чПридумать несколько предметов, относящихся к одному классу . 20 Развитие мыслительных навыков: обобщение 4Формирование мыслительных навыков: обобщение; коррекция тактильнодвигательного восприятия чНайти общий признак объектов и дать обобщенное . 21 Развитие мыслительных навыков: обобщение 4Формирование мыслительных навыков: обобщение; коррекция тактильнодвигательного восприятия чНайти общий признак объектов и дать обобщенное . 22 Развитие мыслительных навыков: обобщение 4Формирование мыслительных навыков: обобщение; коррекция тактильнодвигательного восприятия чНайти общий признак объектов и дать обобщенное . 23 Развитие мыслительных навыков: обобщение 4Формирование мыслительных навыков: обобщение; коррекция тактильнодвигательного восприятия чНайти общий признак объектов и дать обобщенное . 24 Развитие мыслительных навыков: обобщение 4Формирование мыслительных навыков: обобщение; коррекция тактильнодвигательного восприятия чНайти общий признак объектов и дать обобщенное . 25 Самопознан Причинно-следственные отношения 4Найдите причину заданных событий ие. Что я знаю о себе? ч . 26 27 Причинно-следственные 4Найдите причину заданных событий отношения Зачем нужно знать себя? Выполнить рисунок «Я в лучах солнца» ч . Мое тело 4Закрепление знаний о своем теле; формирование и закрепление представлений о гендерных различиях; ч .воспитание внимательного отношения к окружающим Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка» 28 Мое тело 4Закрепление знаний о своем теле; формирование и закрепление представлений о гендерных различиях; ч .воспитание внимательного отношения к окружающим Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка» 29 Мой волшебный мир 4Формирование способности познавать свой внутренний мир; развитие навыков самопознания; чгармонизация эмоционального состояния Ответьте на вопрос «Какой Я?» . 30 Самоценность 4Формирование понятия о самоценности собственного «Я»; развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать чсебя; воспитание уверенности . 31 Самоценность 4Формирование понятия о самоценности собственного «Я»; развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать чсебя; воспитание уверенности . Мои достижения 32 4Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики; продолжение развития навыков самоанализа и самооценки; воспитание чсамостоятельности, рассудительности. . 33 Мои достижения 4Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики; продолжение развития навыков самоанализа и самооценки; воспитание чсамостоятельности, рассудительности. .Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести 34 Буду делать хорошо и не буду плохо 4Формирование навыка уверенного поведения; развитие умения регулировать свои действия; чвоспитание умения прогнозировать собственную деятельность. . 35 Буду делать хорошо и не буду плохо 4Формирование навыка уверенного поведения; развитие умения регулировать свои действия; чвоспитание умения прогнозировать собственную деятельность. Подумайте, .какие люди вам больше нравятся Взаимодействие 4Дать представление о значении совместной работы в жизни человека; развитие навыков общения; воспитание общительности, чуткости Повторить, что такое чвзаимодействие . Взаимодействие 4Дать представление о значении совместной работы в жизни человека; 36 Развитие коммуникат ивных навыков. Я и другие 37 развитие навыков общения; воспитание общительности, чуткости Повторить, ччто такое взаимодействие . 38 Как мы видим друг друга 4Формирование умения видеть положительные качества у других людей; развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных чособенностях и способностях человека; . воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки 39 Как мы видим друг друга 4Формирование умения видеть положительные качества у других людей; развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных чособенностях и способностях человека; . воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки 40 Как мы видим друг друга 4Формирование умения видеть положительные качества у других людей; развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных чособенностях и способностях человека; . воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки 41 Я глазами других 4Формирование способности к самопознанию; развитие способности принимать друг друга; чвоспитание уважения друг к другу. . 42 Я глазами других 4Формирование способности к самопознанию; развитие способности принимать друг друга; ч . 43 Я глазами других 4Формирование способности к самопознанию; развитие способности принимать друг друга; чвоспитание уважения друг к другу. Закончите предложения . 44 Дружба начинается с улыбки 4Формирование наблюдательности и умения слушать другого; развитие умения вступления в контакт. чвоспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека . 45 Дружба начинается с улыбки 4Формирование наблюдательности и умения слушать другого; развитие умения вступления в контакт. чвоспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека . 46 Дружба начинается с улыбки 4Формирование наблюдательности и умения слушать другого; развитие умения вступления в контакт. чвоспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека . Подумайте с какими людьми вам нравится общаться 47 Разговор взглядов. Пойми меня 4Формирование умения понимать друг друга; коррекция форм общения, обогащение его содержания; чвоспитание доброго, доверительного отношения друг к другу Подумайте, какие .у вас существуют трудности в общении 48 Разговор взглядов. Пойми меня 4Формирование умения понимать друг друга; коррекция форм общения, обогащение его содержания; чвоспитание доброго, доверительного отношения друг к другу Подумайте, какие .у вас существуют трудности в общении 49 Умеем ли мы вежливо общаться? 4Дать обучающимся определение понятия «вежливость»; помощь в осмыслении своего отношения к окружающим; воспитание доброго, чдоверительного отношения друг к другу . 50 Умеем ли мы вежливо общаться? 4Дать обучающимся определение понятия «вежливость»; помощь в осмыслении своего отношения к окружающим; воспитание доброго, доверительного ч .отношения друг к другу Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы 51 Умеем ли мы вежливо общаться? 4Дать обучающимся определение понятия «вежливость»; помощь в осмыслении своего отношения к окружающим; воспитание доброго, чдоверительного отношения друг к другу . 52 Поведение в общественных местах 4Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения; развитие умения регулировать свои действия; чвоспитание навыков культурного поведения . 53 Поведение в общественных местах 4Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения; развитие умения регулировать свои действия; чвоспитание навыков культурного поведения Повторить правила этикета . 54 Урок мудрости 4Формирование навыка ведения беседы; (уважение к старшим) развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, чособенностям диалогической речи; . воспитание потребности в самоорганизации Урок мудрости 4Формирование навыка ведения беседы; (уважение к старшим) развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, чособенностям диалогической речи; . воспитание потребности в самоорганизации 55 Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом 56 Восприятие мира (наши органы чувств). Что 4Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала такое эмоции лексических единиц, связанных со сферой чувств; коррекция и развитие чэмоционально-чувственной сферы подростков; воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу . 57 Восприятие мира (наши органы чувств). Что 4Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала такое эмоции лексических единиц, связанных со сферой чувств; коррекция и развитие чэмоционально-чувственной сферы подростков; воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу Закрепить основные понятия . 58 Чувства и поступки 4Формирование умения выражать свои чувства; развитие эмоциональных и волевых процессов; воспитание чувства личной ответственности за свои дела и чпоступки . 59 Чувства и поступки 4Формирование умения выражать свои чувства; развитие эмоциональных и волевых процессов; воспитание чувства личной ответственности за свои дела и чпоступки. .Подготовить рассказ «Как я злюсь» 60 Стресс 4Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; развитие осознанности своего психоэмоционального состояния; чформирование потребности в саморегуляции (самоконтроле) Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит) . 61 Стресс 4Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; развитие осознанности своего психоэмоционального состояния; чформирование потребности в саморегуляции (самоконтроле) .Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит) 62 Почему вредными некоторые привычки бывают 4Ознакомление с понятиями «вредные привычки»; развитие представлений обопасности вредных привычек, определение чхарактера и методов борьбы с опасностью; . воспитание ответственности, самоконтроля Попробуйте избавиться от вредных привычек 63 Умей выбирать 4Формирование представлений об ответственности и доверии; коррекция существующего опыта ответственности; воспитание самоконтроля, ч . 64 Я отвечаю за свое решение 4Формирование навыков противостояния групповому давлению; развитие способности принимать собственное решение; воспитание чнравственных качеств, самостоятельности Можете ли вы противостоять .мнению коллектива? 65 Хозяин своего «Я» 66 Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях 67 Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях 68 Надо ли уметь сдерживать себя? 41.Формирование умения контролировать свое поведение; развитие способности управлять собственными поступками; воспитание взаимопонимания, чдружелюбия. Повторить способы защиты прав 4.Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт; развитие умения выходить из проблемной ситуации; воспитание чрассудительности, терпимости, самоконтроля . 4Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт; развитие умения выходить из проблемной ситуации; воспитание чрассудительности, терпимости, самоконтроля.Зафиксируйте ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт . 4Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления; коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки чгнева; воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки . Описание материально-технического обеспечения деятельности. Для проведения коррекционной работы создана специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: - функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото); - игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, скакалка, обруч ); - спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, гимнастические палки). - оборудование изобразительной деятельностью - оборудование комнаты (водно-пузырьковая труба, стол для рисования песком). - материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, кукольный театр, пальчиковые игрушки, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши); - альбомы и тетради для работ учащихся. Наименование дидактического материала - Природные и погодные явления (демонстрационный материал) - Чувства и эмоции (демонстрационный материал) - Цвета и их классификация (демонстрационный материал) - Настольная развивающая игра «Наши родные: как их назвать?» - Звуки речи, слова, предложения – что это? ( тетрадь для групповых и индив. занятий) - Считаем и читаем, развивающая игра-лото. - Одежда, развивающее лото. - Предметы, развивающее лото - В мире животных, развивающее лото - Счетные палочки - Пазлы - Пазлы детёныши животных и их название - Цифры и счёт (чудесные трафаретки). - Животные (чудесные трафаретки) - Цвета и формы (чудесные трафаретки) - Игра Домино - Конструктор ( металлический). Конструктор пластмассовый строительный (лего) - Кубики пластмассовые цветные. Кегли пластмассовы - Пазлы мягкие ( 2 набора) - Мячи гимнастические ( 2 шт) Палки гимнастические ( 4 шт.) - Мячи массажные (6 шт.) - Мягкие и резиновые игрушки - Пальчиковый театр - Кукольный театр ( 2 набора) Часы - Развивающий набор Монтесорри ( деревянный) - Радужный песок - Пирамидка пластмассовая ( цветная) - Конструктор ( липучки) - Зеркала ( 4 шт.) - Морские камушки, шарики ( для развития мелкой моторики) - Разрезные буквы с картинками - Формы для работы с песком - Демонстрационный материал «Животные»Теневой театр Материалы для творчества: - Гуашь, краски . - Альбомы для рисования. - Бумага цветная. - Картон ( цветной, белый) - Стаканчики (непроливайка) - Кисточки - .Карандаши ( цветные) - Мелки цветные - Маркеры - Клей - Трафареты