ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана для обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые находятся на индивидуальном обучении на дому, в соответствии: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 -ФЗ от 29.12.2012 г.; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850). Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ КГО «СОШ №3»; Рабочая программа ориентирована на учебник: Речевая практика. 1 -4 класс. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)Комарова С.В.– М.: Просвещение, 2016 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, развития учащихся средствами учебного предмета, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Цели образовательно-коррекционной работы. Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта , подготовки их к жизни в современном обществе. Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Задачи: формировать у детей общеречевые навыки; развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов, постоянное повышение речевой мотивации учащихся; одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для чёткого и полного освещения темы; организация связных высказываний школьников Место предмета «Речевая практика» в учебном плане Предмет «Речевая практика» входит в обязательную образовательную область «Язык и речевая практика». Учебный предмет «речевая практика» рассчитан на 236 ч. за 5 лет обучения. Параллель Кол-во часов в Кол-во учебных Кол-во часов неделю недель в год 1 доп. 1 33 33 1 1 33 33 2 1 34 34 3 2 34 68 4 2 34 68 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные: — владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов— умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами); — проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; — положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении; — проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических), использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни; — положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих. Предметные результаты: Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. 2 Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. 3 Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение вобщественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся, социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. БАЗИСНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Личностные учебные действия Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: 4 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные: — владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов— умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами); — проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; — положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении; — проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических), использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни; 5 — положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих. Предметные результаты: Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Для оценки сформированности каждого действия можно использовать балльную систему оценки: 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Тематическое планирование 6 (1 дополнительный класс, 1 год обучения) (1 час в неделю, 33 часа) № Тема 1 Знакомство Количество часов 1 2 Выявление уровня речевого развития учащихся 2 3 «Колобок» 1 Основное содержание уроков и виды работы Знакомство, приветствие. Игры «НАШИ ИМЕНА», «ПРИВЕТСТВИЕ», Составление простых предложений по образцу, данному учителем: «Меня зовут…» , «Как тебя зовут?», «Очень приятно».Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями и специалистами, с которыми школьники будут встречаться в течение учебного года) Работа с предметными картинками для выявления объема словарного запаса по основным лексическим темам: «Игрушки», «Предметы быта», «Учебные вещи», «Люди вокруг нас», «Природа». Речевые игры, направленные на выявление умения использовать в речи основные грамматические категории:число, предложно-падежные конструкции,словообразовательные механизмы, согласование прилагательных и глагола в прошедшем времени с существительными. Сюжетные игры, направленные на выявление способности к участию в диалоге, возможности построения связного высказывания. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией) Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказой Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, прос ммультипликационного фильма) 4 Отгадай, что в моем ранце (портфеле) Инсценирование фрагментов сказки Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Учебные вещи» по категориям слова-предметы, слова- признаки 7 1 Игровые задания, направленные на формирование умения составлять словосочетания предмет + признак Составление предложенийописаний предмета по признаку цвета по образцу учителя, по картинкам, с опорой на реальные предметы 5 Моя Коллективное составление рассказаописания Игра «Отгадай, что в моём ранце» Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Игрушки», введение в речь обобщающего слова. Активизация, уточнение и обогащение словаря прилагательных. любимая игрушка 2 Тренировочные упражнения в составлении ласковых обращений Игровые задания, направленные на закрепление умения составлять словосочетания предмет + признак Составление предложений, содержащих описание предметов по двум признакам (цвет и размер) по образцу учителя, по картинкам, с опорой на реальные предметы 6 Разучивание стихотворения А. Барто «Зайка 1 Коллективное составление рассказаописания Игра «Найдись, игрушечка!» Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, с введением в речь учащихся авторской лексики («бросила хозяйка», «весь до ниточки промок» и др.). Знакомство со стихотворением 7 Заучивание стихотворения с опорой на картинный план Рассказывание стихотворения наизусть с опорой на картинный план Активизация словаря по категориям слова- предметы и слова-признаки по изученным темам «Учебные вещи», «Игрушки». Разноцветный сундучок 1 Введение в речь обобщающего слова (понятия) 8 Закрепление умения строить простые предложения, содержащие описание предмета по одному – двум признакам. Формирование умения строить вопросительные предложения по образцу учителя. Репка 8 1 9 А у нас в квартире кот. А у вас? 1 10 Разучивание стихотворения. А. Барто «Я люблю свою лошадку» 2 В зоопарке 11 1 12 «Где обедал, воробей?» С. Маршак Закрепление умений в игровой ситуации «Отгадай, что в сундучке», «Что спрятал сундучок?» и др. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией). Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование фрагментов сказки Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные» (составление и называние разрезных картинок, подбор слов-предметов, словдействий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия) Составление предложений и коротких рассказов «Мой питомец» с привлечением личного опыта учащихся с опорой на символический план и рисунки учащихся Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание игрушки– лошадки, введение в речь учащихся авторской лексики («причешу ей шерстку гладко», «гребешком приглажу хвостик» и др.). Знакомство со стихотворением. Заучивание стихотворения с опорой на иллюстрирующие движения Рассказывание стихотворения наизусть с использованием иллюстрирующих движений Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные» (составление и называние разрезных картинок, подбор слов-предметов, словдействий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия) Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на 9 иллюстрацию иллюстрированную книгу 1 Знакомство со стихотворением (возможна работа с отрывком стихотворения по выбору учителя) Ответы на вопросы по содержанию стихотворения Просмотр мультипликационного фильма по сюжету стихотворения 13 Заучивание наизусть фрагментов стихотворения Коллективное рассказывание стихотворения с опорой на иллюстрации (отдельные фрагменты рассказывают разные учащиеся) Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию о предстоящем празднике) Новогодний карнавал 2 14 Я оделся, и мороз не хватал меня за нос! 1 15 Опрятному человеку нужны помощники 2 Выбор и подготовка карнавальных костюмов (масок животных). В процессе работы – актуализация ранее использовавшейся лексики Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Уточнение представлений учащихся о временах года, особенностях зимней погоды. Уточнение и обогащение словарного Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Одежда» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов- действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия) Составление предложений и коротких рассказов по теме с опорой на личный опыт учащихся Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Ответы на вопросы с опорой на серию картин к стихотворению или иллюстрации книги. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (называние картинок и реальных предметов, подбор словпредметов, слов-действий и слов- признаков, составление словосочетаний, предложений) 10 Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу. 16 Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации Коллективное составление рассказа по теме «Утро начинается, в школу собираемся…» (игра «Кто знает, пусть продолжит») Уточнение представлений учащихся о приемах пищи в течение дня. Мы обедаем 1 17 Дежурим с другом (подругой) 1 18 Наши защитники 2 19 Готовим букеты для любимых женщин Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Обед» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов- действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений) Практическое знакомство о правилах поведения за столом Сюжетная игра с использованием игрушечных атрибутов Беседа о дежурстве в классе, в столовой, с опорой на личный опыт школьников.Составление картинного плана дежурства. Составление предложений, называющих пункты плана.Упражнения в распространении предложений (Стереть с доски. – Стереть с доски тряпкой. – Стереть с доски мокрой тряпкой. …) Составление рассказа-отчета о дежурстве с использованием ранее разбиравшихся речевых конструкций Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя о празднике, высказывания школьников с опорой на личный опыт) Составление поздравлений в адрес мужчин к празднику «День защитника Отечества». Тренировочные упражнения в произнесении поздравленийс торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание поздравительной открытки Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя о празднике 8 марта, высказывания школьников с опорой на личный 11 1 20 Я - помощник 1 21 «Курочка Ряба» 1 22 Прогулка на автомобиле 1 опыт) Составление поздравлений в адрес женщин (мамы, бабушки, учителя, воспитателя) к празднику 8 марта. Тренировочные упражнения в произнесении поздравленийс торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание букетов (из бумаги, ткани, выращивание комнатных цветов и др.) Знакомство со стихотворением Б. Заходера «Переплетчица». Ответы на вопросы с опорой на серию картин к стихотворению или иллюстрации книги. Беседа на тему «Я – помощник» с целью актуализации личного опыта школьников. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (подбор словпредметов, слов-действий и словпризнаков, составление словосочетаний, предложений) Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации Составление рассказов по теме «Я - помощник» по вопросам учителя или с опорой на символический план. Введение в тему ситуации(работа с иллюстрацией) Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказой. Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование фрагментов сказки Уточнение представлений учащихся о временах года, особенностях погоды весной. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Весна» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов- действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений) с опорой на иллюстрации, в том числе рисунки, выполненные учащимися Коллективное составление рассказа «Что я 12 23 Веселый оркестр 1 24 Разучивание стихотворения Г. Бойко «Петух» 1 25 Дружим – не дружим видел расскажу…» с опорой на рисунки учащихся Ведение в тему. Уточнение и обогащение предметного словаря на тему «Музыкальные инструменты», введение обобщающих понятий «музыкальные инструменты», «оркестр». Составление словосочетан ий, предложений по теме. Уточнение и активизация словаря по категориям слова- признаки, слова-действия. Ролевые игры по теме с использованием игрушек как героев ситуации (игровые сюжеты: «Я хочу играть на … И я хочу! И др.) . Игры типа «Угадай мелодию», «Угадай, что звучит». Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, введение в речь учащихся авторской лексики. Знакомство со стихотворением Заучивание стихотворения с опорой на разрезную картинку Рассказывание стихотворения наизусть с опорой на иллюстрацию Актуализация личного опыта школьников по теме ситуации (ответы на вопросы учителя). Знакомство с рассказом Л. Толстого «Два товарища» в устном изложении учителя 1 26 Ответы на вопросы по содержанию рассказа Составление картинного плана рассказа. Пересказ по плану. Уточнение и активизация словаряпризнаков, словаря-действий, называющих качества и поступки людей. Игра «Угадай, кто мой друг» Беседа на тему «Как обратиться за помощью?» с целью актуализации личного опыта школьников. Мне нужна помощь Составление повествовательных и вопросительных предложений на тему. 1 Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи и ответ 13 на просьбу (согласие / несогласие). 27 Знаю, умею, могу!» 1 Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации Составление рассказов по теме «Как я был помощником» по вопросам учителя или с опорой на символический план. Закрепление речевых и коммуникативных умений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики». Закрепление содержания ранее изученных литературных произведений. Тематическое планирование (1 класс, 2 год обучения) (1 час в неделю, 33 часа) № Тема урока Давайте знакомиться Количество часов 1 Основное содержание уроков и виды работы Беседа, игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы) Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик) 1 2 «День рождения» 1 3 Сказка «Репка» 1 Уточнить и расширить представления детей понятия «праздника, день рождения. Учить правилам поведения в гостях и общению со старшими. Познакомить со сказкой «Репка»; Учить умению соотносить иллюстрацию с текстом; Развивать диалогическую речь, воображение, умение внимательно 14 4 Сказка «Три медведя» 1 5 «Моя семья» 1 6 «Моя школа» 3 7 «Школьные принадлежности» 1 8 Сказка «Заюшкина избушка» 1 9 «Дома» 1 10 «Адрес» 1 11 «Дорога в школу», 1 12 «Правила дорожной безопасности» 1 13 14 «Новый год» «Колобок» 1 1 слушать и запоминать последовательность событий; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Познакомить со сказкой «Три медведя»; Учить умению соотносить иллюстрацию с текстом; Развивать диалогическую речь, воображение, умение внимательно слушать и запоминать последовательность событий; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Уточнить представления о семье; Развивать умение отвечать на вопросы учителя; Формировать понятия «школа», «кабинет», «школьные помещения»; учить ориентироваться в школе; Формировать понятия «школьные принадлежности; обогащать лексический запас словами, обозначающими школьные принадлежности. Учить умению соотносить иллюстрацию с текстом; Развивать диалогическую речь, воображение, умение внимательно слушать и запоминать последовательность событий; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать интонационную выразительность речи; Формировать понятие «жилище-дом», обогащение словарного запаса; формирование представлений о домах людей; Определить уровень ориентирования по домашнему адресу, называть свой домашний адрес; Формировать понятие «безопасный путь» Формировать умение правильно ориентироваться в различных дорожных ситуациях; Познакомить со сказкой «Колобок»; Учить умению соотносить иллюстрацию с текстом; Развивать диалогическую речь, воображение, умение внимательно слушать и запоминать последовательность событий; 15 15 Мой дом 3 16 17 «День защитника отечества» «Кухня, посуда» 1 1 18 «Поведение за столом» 2 19 1 20 21 «Ванная комната, водные процедуры» «8 марта» «Прием пищи» 22 23 « День космонавтики» Режим дня 1 1 24 Буду здоровым! 1 25 Эмоции 1 26 Сказка « Курочка ряба» 1 27 28 День Победы Лето. Правила поведения в лесу 1 1 1 1 формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Знакомить с помещениями жилого дома; формировать понятия «прихожая», «ванная комната», «кухня», «комната» Обогащать словарный запас словами обозначающими предметы посуды, мебели,, их основные признаки и действия с ними; Развивать умение критически оценивать ситуацию «опасно- не опасно»; дать представления о предметах , которые могут быть опасны Познакомить с правилами приема пищи; совершенствовать умения строить простые предложения с опорой на вопросы Выявить знания о режиме дня, выявить уровень знаний о частях суток; Расширять представление о понятиях «режим дня», «здоровое питание», «личная гигиена»; Познакомить с понятием «эмоции»; учить отвечать на вопросы; Познакомить со сказкой «Курочка ряба»; Учить умению соотносить иллюстрацию с текстом; Развивать диалогическую речь, воображение, умение внимательно слушать и запоминать последовательность событий; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Познакомить с правилами поведения в лесу; совершенствовать умение строить предложения и короткие рассказы с опорой на картинку. 16 Тематическое планирование (2 класс, 3 год обучения) (1 час в неделю, 34 часа) № 1 Тема Добро пожаловать! Кол.час 2 2 Истории о лете 2 3 «Три поросёнка» 2 Основное содержание уроков и виды работ по теме Приветствие; Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы). Актуализация правил поведения при знакомстве. Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, произнесении реплик приветливым тоном. Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель—ученик, ученик—ученик. . Составление рассказа «1 сентября» с опорой на картинный план Введение в ситуацию (отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями). Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации (работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений). Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. Беседа «Любимые игры». Разучивание считалки. Игра с правилами. Составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры « «Дополни предложение», «Копилка вопросов». Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо»). Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). . Разучивание песенки из сказки. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр 17 4 Расскажи мне о школе 3 5 Вспоминаем любимые сказки (сказка, которая станет темой данного урока, выбирается учителем из сказок, которые уже знакомы обучающимся, вызывали у них интерес, но не были темой урока «Речевая практика») Алло! Алло! 6 2 3 мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки»). Инсценирование сказки. Обобщающая беседа .Введение в ситуацию (беседа на основе иллюстраций). Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о правилах знакомства и приветствия старших и ровесников. Составление рассказов об отдельных местах в школе (работа с символическими обозначениями помещений, рисование по теме ситуации, составление предложений, коллективное рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы учителя и друг друга, игра «Угадай, где я был»). Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на план и иллюстрации Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо» и др.). Актуализация содержания сказки (коллективный пересказ с опорой на иллюстрации). 3. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки»). Инсценирование сказки Введение в тему (беседа на основе личного опыта обучающихся, рассматривание иллюстраций). Выявление умений обучающихся пользоваться телефонным аппаратом. Тренировочные упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов. Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов (городской, мобильный, номер экстренного вызова). Знакомство с правилами набора разных типов номеров. Сигналы «Ждите» и «Занято», ответы операторов мобильных сетей. Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания. (Беседа с элементами рассказа.) Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес обучающегося). Закрепление полученных знаний (конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов). Ролевые игры по теме ситуации 18 7 С Днём рождения! 2 8 Новогодняя сказка 2 9 Дежурство 2 10 У меня есть щенок! 2 11 Пошли в столовую 2 .Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта обучающихся). Разучивание чистоговорки. Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения, заучивание дат рождения обучающимися. Конструирование поздравлений и ответных реплик, в том числе реплик, сопровождающих вручение подарка. Дифференциация поздравлений, адресованных ровеснику и взрослому. Моделирование диалогов на основе иллюстраций. Ролевые игры по теме ситуации. Составление рассказа о праздновании дня рождения с опорой на картинно-символический план Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя). Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, условно-графические схемы. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя). Разучивание чистоговорки. Конструирование возможных реплик в диалогах: просьба, предложение, отказ, согласие. Тренировочные упражнения в произнесении реплик с соответствующей интонацией. Моделирование диалогов с опорой на иллюстрации. Ролевые игры по теме. Составление рассказа по теме «План дежурства» (с опорой на сюжетную картинку, серию картинок или символический план) Введение в тему (подбор слов, точно характеризующих щенков на иллюстрациях, выбор картинки, точно соответствующей услышанному предложению, игра «Живое предложение», прослушивание детских песен на тему). Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок!», в том числе вопросительных предложений (игра «Раз вопрос, два вопрос»). Моделирование диалогов по телефону на тему ситуации. Составление рассказа-описания, игра «Узнай моего питомца». Работа с содержанием стихотворения С. Михалкова «Щенок»: беседа по содержанию, составление рассказа о происшествии, описанном в стихотворении, проигрывание ситуации. Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем (на основе личного опыта, иллюстрации, серии картинок и т. д. по выбору учителя) Введение в тему (беседа с опорой на личный опыт обучающихся, сюжетные картинки). Составление предложений по теме ситуации (с опорой на предметные картинки, условнографические схемы, образец, данный учителем, символические изображения). 19 12 «Красная Шапочка» 2 13 Я поздравляю тебя! (Место уроков по данной теме в последовательности определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) 2 14 Я записался в кружок! 2 Конструирование возможных диалогов в столовой: распределение обязанностей дежурных, выбор (покупка) блюда. Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме. Коллективное составление рассказа по теме «Наша столовая» Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр ммультипликационного фильма). Инсценирование сказки. Обобщающая беседа Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем). Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, иллюстраций, выбор картинки, подходящей к предложению, произнесенному учителем). Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок. Повторение личных данных обучающихся, необходимых при записи в кружок (фамилия, имя и отчество, дата рождения, домашний адрес). Моделирование возможных диалогов между руководителем кружка и учеником, желающим записаться. Составление предложений о занятиях в кружках и секциях (с опорой на иллюстрации, игра «Живое предложение» и др.). Составление рассказов о занятиях в кружках и секциях (с опорой на план: вопросный, схематический, картинный — и др. виды плана, знакомые обучающимся) 20 15 Скоро лето! 2 Введение в ситуацию (отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями). Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации (работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений). Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. Беседа «Любимые занятия». Составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план) 16 Поклонимся памяти Героев (определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) 2 Введение в ситуацию (рассказ учителя, прослушивание песен Великой Отечественной войны, беседа с опорой на иллюстрацию). Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. 21 Тематическое планирование (3 класс, 4 год обучения) (2 час в неделю, 68 часа) № 1 Тема Добро пожаловать! Кол.час 4 Основное содержание уроков и виды работ по теме Приветствие; Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы). Актуализация правил поведения при знакомстве. Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, произнесении реплик приветливым тоном. Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель—ученик, ученик— ученик. . Составление рассказа «1 сентября» с опорой на картинный план 2 Мы снова в школе 4 Составление рассказов о школе (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений. 3 Истории о лете. Я расскажу вам, где отдыхал. 4 Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений. 4 Мы собрались поиграть 4 Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Конструирование диалога-конфликта (анализ иллюстрации; составление реплик; тренировочные упражнения в произнесении реплик с адекватной интонацией, с использованием мимики и жестов; проигрывание диалога; редактирование диалога после обсуждения способов избегания конфликта). Актуализация опыта обучающихся в участии в играх с правилами (беседа на основе личного опыта, 22 повторение правил игр, знакомых школьникам, игра с правилами по выбору обучающихся). Разучивание считалок. Составление «Копилки игр». Подготовка и составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план). Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения» 5 В библиотеке 4 Конструирование возможных диалогов с библиотекарем. Экскурсия в библиотеку; Ролевая игра «В библиотеке» Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в библиотеке. Конструирование возможных диалогов с библиотекарем. Обобщение полученных знаний: составление правил поведения в библиотеке. 6 На приёме у врача 4 Введение в ситуацию (обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения на приёме у врача. 23 Конструирование возможных диалогов в регистратуре. Конструирование возможных диалогов с врачом. Ролевая игра «На приёме у врача». Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения».. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 7 «Лисичка со скалочкой» 4 Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки. 8 Сказки про Машу 4 . Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация сказки «Маша и медведь» (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки. Актуализация сказки «Три медведя» (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки. Игра «Живые загадки». . Инсценирование сказки по выбору обучающихся 9 Отправляюсь в магазин 4 Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 24 Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация имеющихся знаний о покупках в супермаркете (работа с предметными картинками: отдел— товар). Конструирование возможных диалогов с продавцом. Проигрывание диалогов с акцентированием внимания на необходимости громкого чёткого произнесения реплик при общении с продавцом. Ролевая игра «В магазине». Экскурсия в магазин. Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 10 Телефонный разговор 4 Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация имеющихся знаний по теме. Составление «Правил общения по телефону». Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К. Чуковского «Телефон». Чтение фрагментов сказки по ролям. Проигрывание диалогов из сказки с дополнением их словами приветствия, благодарности, прощания. Ролевые игры «Телефонный разговор». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 11 Новогодние поздравления 4 Введение в тему (беседа с использованием личного опыта поздравления обучающихся). 25 Составление предложений по теме с опорой на образец, условно-графические схемы. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник 12 Я-зритель 4 Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация имеющегося опыта, знаний по теме. Обогащение словарного запаса по теме (работа с иллюстрациями, ответы на вопросы). Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. Составление «Правил вежливого зрителя». Ролевая игра «Кинотеатр». Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 13 Какая сегодня погода? 4 . Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Актуализация имеющихся знаний о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как её нужно использовать при планировании своего времени. Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения. Ролевая игра «Прогноз погоды». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 26 14 «Снегурочка» 2 Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.). Инсценирование сказки. Конкурс «Мастер сказки сказывать» 15 Весенние поздравления 4 Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем). Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Создание поздравительных открыток. Подпись адресата открытки 16 Учимся понимать животных 4 Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). Выполнение и представление творческих работ классу. Составление правил ухода за домашними животными. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 27 17 Поздравляем с Днём Победы 4 Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!». Конструирование устных поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). Поздравление с праздником 18 Узнай меня 2 .Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Подготовка к составлению описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. Подведение итогов работы по составлению памятки «Секреты вежливого общения». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!» 28 Тематическое планирование (4 класс, 5 год обучения) (2 час в неделю, 68 часа) № 1 Тема Делимся новостями Кол.час 5 Я выбираю книгу 8 «Петушок-золотой гребешок» 5 Сочиняем сказку 5 У телевизора 6 Знаки-помощники 7 Основное содержание уроков и виды работ по теме Приветствие; Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы). Актуализация правил поведения при знакомстве. Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, произнесении реплик приветливым тоном. Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель—ученик, ученик—ученик. . Составление рассказа «1 сентября» с опорой на картинный план Уточнять и расширять словарный запас о видах книг. Беседа с привлечением личного опыта.. Экскурсия в библиотеку или книжный магазин. Составление по готовому плану «Моя любимая книга» Введение в тему. Знакомство с иллюстративным материалом к сказке. Прослушивание аудиозаписи сказки. Рассказывание сказки по опорным картинкам. Обсуждение главной мысли сказки Введение в тему. Обсуждение высказанного предложения попробовать сочинить сказку. Актуализация замысла сказки. Рассматривание рисунков к сказке, составление предложений к каждой части., целостное рассказывание. Введение в тему. Выяснение личного отношения к просмотру телевизионных передач. Актуализация личного опыта, составление коротких рассказов. Телевизионная программа, структура. Составление собственных программ телепередач на неделю. Введение в тему. Значение наиболее распространенных условных знаков. Формирование представлений о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих 29 В гостях у леса 8 Задушевный разговор 9 Приглашение 8 Поздравляю 7 безопасность человека. Знаки помощники предупреждающие, запрещающие. Экскурсия. Введение в тему. Для чего нам нужен лес. Что может нанести вред лесу?. Составление рассказа «в гостях у леса». Чтение и беседа по произведению К.Ушинского «Дети в роще». Составление письма леснику на основе рассказа. Введение в тему ( рассматривание иллюстрации, введение в контекст разговора «задушевный разговор «Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций человека. Моделирование возможных диалогов между героями картинок. Слушание рассказов В. Осеевой «Волшебное слово». Игра «Свои чувства не скажу, свои чувства покажу» Рассмотрение картинок, установление причинно-следственной связи между ними. Актуализация имеющихся у обучающихся знаний по теме, обращенной к их личному опыту.. Составление приглашений. Подготовка открыток, составление текста. Введение в тему. Рассматривание картинок, чтение стихотворения. Активизировать личный опыт. Тренировачные упражнения в произнесении поздравлений. Заслушивание готовых поздравлений.Содство и различие устного и письменного поздравления. Подготовка поздравительных открыток учителям к празднику прощания с начальной школой. Учебно -методическое обеспечение: Учебное пособие для 1 классов общеобразовательных организаций , реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) А.Д.Горбацевич , М.А. Коноплева «Речевая практика» - М: Издательство ВЛАДОС, 2017г. Учебное пособие Речевая практика. 2 класс: учеб.для общеобразовательной организаций, реализующих адапт. Основные общеоразоват. программыС.В, Комарова.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020 Учебное пособие Речевая практика. 3 класс: учеб. для общеобразовательной организаций, реализующих адапт. основные общеоразоват. программы С.В. Комарова.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020 Учебное пособие Речевая практика. 4 класс: учеб. для общеобразовательной организаций, реализующих адапт. основные общеоразоват. программы С.В. Комарова.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020 30