Ручной труд_1-4_УО_вариант1

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена для
обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые находятся на индивидуальном обучении на
дому, на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
В основу рабочей программы по предмету «Ручной труд» для 11-4 класса (5 лет
обучения)
положена Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида.
Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» - формирование и
обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать) ребенка и повышение
уровня функциональной готовности его к трудовому обучению в последующих классах.
Трудовая деятельность детей с отклонением в умственном развитии
характеризуется рядом особенностей: нарушением целенаправленной деятельности,
низким уровнем познавательных способностей, недоразвитием мыслительных операций,
нарушением двигательно-моторной, эмоционально-волевой сферы и все это ограничивает
возможности умственно отсталого школьника в трудовом обучении, отрицательно влияет
на формирование у них всех сторон трудовой деятельности (целевой, исполнительской,
энергетической).
Целевую сторону учебно-трудовой деятельности характеризуют свойства,
отражающие процессы усвоения и принятия учащимися трудового задания, формирование
образа конечного результата труда и плана работы. Так, умственно отсталые дети
затрудняются ориентироваться в задании. Они не могут качественно сделать анализ
трудового объекта, слабо выделяют основные признаки, свойства и детали изучаемых
предметов. Испытывают трудности в планировании хода работы, не представляют и
плохо запоминают последовательность выполнения изделия. В процессе практических
действий наблюдаются пропуски или повторы трудовых операций. Не всегда могут
использовать полученные знания и умения при выполнении нового задания. Отсутствует
потребность в текущем и заключительном контроле, слабая способность к установлению
причинно-следственных связей. Эти трудности обусловлены несформированностью у них
процессов зрительно, слухового восприятия и недоразвитием аналитико-синтетической
деятельности.
Исполнительская сторона включает свойства, относящиеся к практическому
преобразованию объекта труда. При формировании двигательных трудовых приемов в
процессе технологической обработки того или иного поделочного материала умственно
отсталые дети зачастую не сразу понимают и запоминают фронтальное объяснение
трудового приема, у них низкий темп овладения техническими приемами, затрудняются
рационально использовать приемы. Эти трудности объясняются недоразвитием мелкой
моторики и, в частности, слабым взаимодействием правой и левой рук, недоразвитием
механизма зрательно-двигательной координации, слабым контролем за распределением
мышечного усилия при выполнении
двигательного приема, небольшим объемом
внимания и т.д.
К энергетической стороне относятся свойства, которые характеризуют
активационно-мотивационные процессы деятельности. Характерной чертой детей с
интеллектуальным недоразвитием является средняя, устойчиво средняя или низкая
работоспособность. Эти дети не сразу включаются в работу, зачастую, интерес к трудовой
деятельности ситуативный, непостоянный, поверхностный.

Кроме этого, у этих детей, наблюдается недостаточная сформированность
эстетической восприимчивости и оценки предметной среды, крайне обедненные знания о
красоте окружающих их предметов, не умением пользоваться этими предметами в
повседневной хозяйственной жизни, слабым осознанием общественной необходимости,
значимости и важности своего труда при создании предметов. Все эти факторы, в целом,
тормозят у них развитие ценностной ориентации на жизнь.
Опыт работы с этими детьми показывает, что наряду со значительными
дефектами у них обнаруживаются и более сохранные стороны развития личности. Это, в
принципе, позволяет осуществлять трудовое обучение этих детей.
Уроки ручного труда оказывают исключительно положительное влияние на
умственное, физическое, эмоциональное развитие обучающихся с нарушением интеллекта
и их нравственное и эстетическое воспитание. Обладая огромными коррекционными
возможностями трудовая деятельность, помогает адекватному восприятию и эстетической
оценке предметов окружающей действительности, их изучению, систематизации знаний о
предметах; способствует формированию и коррекции, мыслительных операций, речи,
мелкой моторики и т.д.
Задачи обучения:

развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;

получение элементарных сведений о труде в жизни человека;

формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о
месте в нём человека;

формирование интереса к разнообразным видам труда;

формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их
свойствах, применении;

обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;
 развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать
сою работу с помощью учителя;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных
представлений и ориентировки, памяти, мышления, речи);

развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения);

развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;

развитие речи;

коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
- коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
- развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение,
обобщение);
- коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразного трудового материала.

Образоват
ельные
области

Место предмета «Ручной труд» в учебном плане
Учебные
Количество часов в неделю
предметы
11
класс

Итого:

2
класс

3
класс

4
класс

1

1

1

34

34

34

Обязательная часть

I.
Естествозн
ание

1
класс

Всего

Мир природы и
человека

2
33

2
33

7
168

Сроки освоения программы: 5 лет
Система оценивания: отметочная
Задачи обучения в дополнительном первом классе:
 развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
 получение элементарных сведений о труде в жизни человека;
 формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о
месте в нём человека;
 формирование интереса к разнообразным видам труда;
 формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их
свойствах, применении;
 обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;

развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и
контролировать сою работу с помощью учителя;
 развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных
представлений и ориентировки, памяти, мышления, речи);
 развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения);
 развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
 развитие речи;
 коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
- коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
- развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение,
обобщение);
- коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «ручной
труд»
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП в предметной области «Технологии» предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных. Рабочая программа по предмету
«Ручной труд» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных
результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) к
результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные
результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества
и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки. Определенные
рабочей программой для 1 – 4 класса планируемые
личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной
деятельности по изучению предмета.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися
знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням:
минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной
области «Технологии» является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо
указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы.
Предметные результаты в первом дополнительном классе определяет два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным
для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью дополнительного первого класса,
включающий следующие знания и умения:
К концу дополнительного первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой
умственной отсталостью должны знать: правила организации рабочего места; виды
трудовых работ; названия и свойства поделочных материалов (пластилин, бумага, нитки),
правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия
технологических операций, необходимых для обработки материалов (разметка по
шаблону; выделение детали из заготовки – разрывание, обрывание, резание;
формообразование – сгибание, сминание, скатывание, плетение, соединение в пучок;
сборка изделия - склеивание, примазывание; отделка изделия - аппликация); названия
инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники
безопасной работы режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей,
примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения
деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.
Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем
столе, сохранять порядок на рабочем месте; с помощью учителя анализировать объект,
подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; с помощью
учителя определять способы соединения деталей; выполнять изделие по инструкции,

чередующейся показом; владеть некоторыми элементарными технологическими
приемами ручной обработки поделочных материалов, предусмотренных программой
(глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками); сопоставлять
свое изделие с образцом с помощью учителя (похоже на образец).
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным
для всех обучающихся дополнительного первого класса.
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной
отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в
себя упорядоченность действий и самодисциплину;
уметь: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради с помощью учителя; составлять план работы над изделием с
опорой на предметно-операционные, графические планы с помощью учителя и
действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять
текущий контроль выполняемых практических действий и корректировку хода
практической работы с помощью учителя; оценить свое изделие (красиво, некрасиво,
аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя; выполнять
общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
1класс
Минимальный уровень:
с помощью учителя организовывать рабочее место;с помощью учителя называть виды
трудовых работ; с помощью учителя определять свойства поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними; с помощью учителя назвать инструменты,
необходимые на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной
работы колющими и режущими инструментами; с помощью учителя определятьприемы
работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы
формообразования, приемы соединения деталей, приёмы отделки изделия), используемые
на уроках ручного труда; владеть некоторыми технологическими приемами ручной
обработки поделочных материалов; работать с доступными материалами (глиной и
пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками); определять способы
соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам
с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; с помощью учителя.
Достаточный уровень:
иметь представление о рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы
над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы;
оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков
ручного труда.
2 класс
Минимальный уровень:
с помощью учителя ориентироваться в задании;

подбирать инструменты и материалы с помощью учителя;
выполнять изделия с помощью учителя;
3
с помощью учителя располагать детали, соблюдать пропорции;
иметь представление о применении картона, проволоки, древесины в детском
творчестве;
определять свойства природных материалов (величина, форма, цвет);
правила работы ножницами, иглой, с пластилином, клеем, природным материалом;
правила поведения во время экскурсий.
Достаточный уровень:
самостоятельно ориентироваться в задании;
подбирать инструменты и материалы сначала с помощью учителя, затем самостоятельно;
выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
анализировать свое изделие и изделие товарища;
правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
выполнять разметку бумаги и картона по линейке.
знать назначение окантовки в изделиях из картона;
знать назначение и применение проволоки;
знать назначение и применение древесины;
знать свойства природных материалов (твердость, величина, форма, цвет);
виды ткани, применение ткани;
анализировать свое изделие и изделие товарища;
знать назначение картона как материала для изготовления различной тары.
3 класс
Минимальный уровень:
сравнивать образец с натуральным объектом;
составлять план работы по вопросам учителя;
подбирать инструменты и материалы сначала с помощью учителя, затем самостоятельно;
придерживаться плана при выполнении изделия;
осуществлять необходимые контрольные действия;
делать отчет о последовательности изготовления изделия по вопросам учителя;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов,
обозначающих пространственные отношения предметов;
4
правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем,
ножницами, иголкой и другими инструментами.
Достаточный уровень:
самостоятельно ориентироваться в задании;
самостоятельно составлять план работы ;
делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия спо вопросам учителя
употреблением в речи технических терминов;
анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при выполнении
плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью линейки.
правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем,
ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
приемы соединения деталей;
элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи;
название инструментов.
оценивать своё изделие.

Планируемые предметныерезультаты на конец обучения в младших классах (4
класс).
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на
рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
5
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков
и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глины и пластилина; природных
материалов; бумаги и картона; ниток и ткани; проволоки и металлов; древесины;
конструировать из металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении
трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и
конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование
материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы
над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание
простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и
их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков
трудового обучения.

Результатами изучения учебного предмета «Ручной труд» является
формирование базовых учебных действий (БУД)
Личностные учебные действия

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
 сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с
людьми;
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель-класс).
Регулятивные учебные действия
 работать
с учебными
принадлежностями
(инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно
участвовать
в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
7
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 дать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
 наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание учебного предмета «Ручной труд» в 11-4 классе (5 лет обучения) для
детей с УО 1 вариант
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем
развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и
подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение
способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности.
Задачи изучения предмета:
― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
― формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека.
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей.
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
― формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видам труда.
― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи).
― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью).
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации.
― формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;
― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Программа представлена следующими разделами:

Работа с глиной и пластилином.

Работа с природными материалами.

Работа с бумагой.

Работа с текстильными материалами.


Работа с древесными материалами.

Работа с металлом.

Работа с металлоконструктором.

Комбинированные работы с разными материалами.
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма).
Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды.
Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация
рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином.
Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными
способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы:
«разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону»
(аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина),
«скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного
конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные
изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка
из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят,
виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки
из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила
работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой
травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха
(аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая,
крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и
материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой
наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»;
«разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких
кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»;
«сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и
кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение
деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете.
Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона
листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой
строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку
с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни
человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная
сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся
ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани.
Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения
игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание,
плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом
и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком).
Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание»,
«сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание
в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под
прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц,
зверей, человечков.
В 1 дополнительном классе предусмотрены следующие виды труда:
«Адаптационный период». Диагностирование знаний, умений и навыков у
школьников.
Свободное самостоятельное складывание, вырезание, лепка разнообразных форм.
«Предметы природного и рукотворного мира». «Урок труда в школе».

Предметы природного мира (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы,
животные, человек). Природа источник фантазии мастера (образцы предметов природного
мира, сделанные из разных поделочных материалов – грибы, овощи, фрукты из
пластилина; цветы, птицы, животные из бумаги; ягоды из ниток и т.д.). Урок труда и его
особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила
поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места
на уроках труда.
«Систематическое обучение ручному труду», «Работа с глиной и
пластилином».
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Пластилин-материал
ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с
пластилином. Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства
материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок
животных, птиц, людей и т.д. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается
из отдельных частей;
пластическим - лепка из целого куска, когда все части
вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим
лепку из отдельных частей и целого куска. Лепка из пластилина, изделий имеющих
прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Приемы
работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону»
(аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина),
«скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного
конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные
изделия). Комбинированные работы: бумага и пластилин.
«Работа с природными материалами»
Организация рабочего места работе с природными материалами.Элементарные
понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных
материалов). Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные
изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение
деталей (с помощью пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства
еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
«Работа с бумагой»
Организация рабочего места при работе с бумагой. Элементарные сведения о
бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати,
рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг, овал). Свойства бумаги (мнется, рвется, сгибается, режется,
клеится, окрашивается, впитывает влагу и др.). Инструменты (ножницы) и материалы
(клей) для работы с бумагой. Способы работы с бумагой (плоскостной, полуобъемный,
объемный)).
Виды работы с бумагой:

аппликация (плоскостная, бумажная мозаика, полуобъемная)

вырезание из бумаги геометрических фигур (квадрат, треугольник,
прямоугольник);

конструирование способом складывания фигурок (Оригами).
Складывание фигурок из бумаги Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких
кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов
(наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
резания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной
линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по
незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм». Способы
вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и
предметных изображений. Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и
конструировании.
Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных
полосок (плетение из полос). Объемное конструирование из вырезанных полос.
Конструирование на основе готовых кругов.
Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила
работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат,
треугольник, круг, овал).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и
кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение
деталей (щелевой замок).
«Работа с нитками» Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки).
Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с
нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, цветы, кисточки).
Комбинированные работы: нитки и бумага.
В 1 классе предусмотрены следующие виды труда.
Работа с глиной и пластилином
Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолёта из предварительно
подготовленных палочек, столбиков различной величины. Лепка по образцу овощей и
фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина. Лепка по образцу моркови,
перца, груши, грибов.
Работа с природными материалами
Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, кедра), пластилина и веточек.
Изготовление по образцу совы из шишек ели или кедра, бумажных, поролоновых или
кожаных деталей и плюсок желудей (глаза). Изготовление по образцу поросёнка из
нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зёрен глаза).
Работа с бумагой
Свойства бумаги: сгибается, мнётся, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом
прочность, режется. Различие бумаги при толщине. Элементарное понятие о назначении
некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, обёрточная, цветная).
Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной бумаги для работы с
разрезной азбукой и цифрами. Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по
шаблону.
Работа с текстильными материалами
Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые. Упражнения в
разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в
клубок на картонку. Составление коллекции ниток – наклеивание на подложку из плотной
бумаги.

Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с
древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Аппликация из опилок.
Работа с металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание».
Работа с проволокой
Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется).
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; пластилин, скорлупа ореха.
Во 2 классе предусмотрены следующие виды труда.
Работа с глиной и пластилином
Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Применение резака
и стеки. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью
линейки высоты, длины и ширины изделия. Лепка посуды способом вдавливания и
расплющивания. Отделка изделия цветным пластилином. Соединение вылепленных
деталей в одно целое. Закрепление деталей на макете способом примазывания. Лепка
элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Лепка на плоскости форм
прямоугольных геометрических тел (дидактический материал, столярные инструменты,
игрушки). Лепка предметов цилиндрической формы (кружки, стаканы для карандашей), с
нанесением с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе.
Лепка с натуры посуды конической формы (ведёрко, цветочный горшок) с нанесением с
помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Лепка с натуры и по
представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайник для
заваривания, чашка с блюдцем, десертная тарелка), с нанесением узора с помощью стеки
по выбору обучающихся. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц (цыпленка и
утёнка, утки и гуся). Лепка по образцу стилизованных фигур животных (кошка, белка).
Самостоятельная лепка с натуры игрушек (медвежонок, заяц, лиса).
Работа с природными материалами
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу
птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.
Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки,
бумажных, поролоновых или кожаных изделий. Самостоятельное изготовление по
иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных
изделий. Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев,
цветов, трав, соломы, бересты, мха. Перьев, меха, ракушек, зёрен опилок на плотной
подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и
рассказам фигуры животных).
Коллективное изготовление макета к сказке
«Теремок».Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека.
Работа с бумагой
Изготовление из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление
счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов:
 разметка бумаги и тонкого картона по шаблону;
 резание ножницами по прямым и кривым линиям;

 оклеивание картона с одной стороны.
Изготовление закладки:
 разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации;
 резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделие из картона
аппликации.
Изготовление закладки из тонкого картона:
 разметка бумаги и картона по линейке;
 резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами;
 оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Изготовление из картона плоских елочных игрушек в форме различных стилизованных
изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек и обклеивание их
цветной бумагой с одной стороны. Изготовление аппликации с разметкой подложки и
деталей по линейке (грузовик, автофургон). Изготовление из бумаги и картона с
использованием материаловотходов поздравительных открыток, сувениров. Изготовление
ообразцу мебели из коробочек, картона и бархатной бумаги (стол, кресло). Изготовление
по образцу плоской модели трёхсекционного светофора, указателя «переход».
Работа с текстильными материалами
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.
Изготовление стилизованных фигур из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверхвниз). Завязывание узелка. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме
квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с чётко выраженной
лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона. Ознакомление с ручными
стежками (смёточный стежок) Упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание
закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельной
выкройке, смёточным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных
длинных концов нитей вышивки. Изготовление игольницы по самостоятельно
вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани.
Выполнение стежка «шнурок» на полосе бумаги в клетку. Вышивание салфетки из канвы
стежками смёточным и «шнурок».
Работа с древесными материалами Способы обработки древесины ручными
инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Аппликация из карандашной стружки, древесных заготовок для спичек.
Работа с металлом Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые,
благородные). Свойства металлов. Цвет металла.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «скручивание»,
«скатывание», «разрывание».
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная,
алюминиевая, стальная). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с
проволокой:
«сгибание в кольцо», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо». Получение
контуров декоративных фигурок птиц, зверей.
Работа с металлоконструктором Набор деталей металлоконструктора (планки,
пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Соединение планок винтом и
гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по
комбинированию разных материалов: бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага
пуговицы; проволока.
В 3 классе предусмотрены следующие виды труда.
Работа с глиной и пластилином Инструменты для работы с пластилином. Лепка
из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим,
комбинированным. Аппликация из пластилина, объемные изделия из пластилина.

Работа с природными материалами Изготовление по образцу животных из
овощей, палочек, бумажных деталей. Изготовление по замыслу объемных изделий из
различных материалов
Работа с бумагой Изготовление обложки для проездного билета, складной доски
для шашек, открытых коробок. Окантовка картона полосками бумаги, выполнение
разметки по шаблонам сложной конфигурации.
Работа с текстильными материалами Ознакомление с косым обметочным
стежком, изготовление подушечки- прихватки, вышивание рисунка.
Работа с древесными материалами Способы обработки древесины ручными
инструментами (пиление, заточка точилкой).
Работа с металлом Технология ручной обработки металла. Инструменты для
работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги:«сжимание»,
«разрезание».
Работа с проволокой.
Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки).
Получение декоративных фигурок человечков.
Работа с металлоконструктором Завинчивание гайки, сборка по образцу
треугольника, стола с перекрещенными ножками.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по
комбинированию разных материалов: бумага, ткань; бумага, древесные материалы;
проволока, бумага и нитки.
В 4 классе предусмотрены следующие виды труда.
Работа с глиной и пластилином Лепка по представлению свободных композиций
«Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль».
Работа с природными материалами Макет «Лето в лесу». Макет «Гуси –
лебеди». Макет «Зима в лесу». Декорирование вазы. Фигуры птиц, животных. Барельефы
животных.
Работа с бумагой Аппликации, предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая
комната и т. д.). Модель парашюта. Модель планера. Макет комнаты.Пакеты для семян.
Конверты для почтовых отправлений. Ёлочные украшения. Коробки разных размеров и
формы из тонкого картона. Карандашницы. Изготовление цветка ромашки. Изготовление
объемных цветов (оригами). Изготовление поздравительной открытки.
Работа с текстильными материалами Макет полотняного переплетения нитей
в ткани из полос цветной бумаги. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв
ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Рабочая сумка.
Подушечка для игл, украшенная орнаментом из отделочных стежков. Пришивание
пуговиц. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. Штопка.
Заплатка. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и
др.). Вышивание крестом.
Работа с древесными материалами Клеевое соединение древесных материалов.
Макет «Домик» из древесных заготовок для спичек.
Работа с металлом Гибка проволоки по контуру рисунка. Цепочка в 2 – 3
оборота.
Работа с металлоконструктором
Сборка вагона, тележки, грузового мотороллера, моноплана, фургона.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки

Тематическое планирование
1 дополнительный класс
№№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

№
1
2
3
4
5
6
7
8

№
1
2
3
4
5
6
7
8

№
1
2
3
4
5

Виды работы
Адаптационный период
Работа с глиной и пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой.
Работа с нитками.
ИТОГО

1 класс
Тема
Работа с глиной и пластилином.
Работа с природными материалами.
Работа с бумагой.
Работа с текстильными материалами.
Работа с древесными материалами.
Работа с металлом.
Работа с металлоконструктором.
Комбинированные работы с разными материалами.
Всего

2 класс
Тема
Работа с глиной и пластилином.
Работа с природными материалами.
Работа с бумагой.
Работа с текстильными материалами.
Работа с древесными материалами.
Работа с металлом.
Работа с металлоконструктором.
Комбинированные работы с разными материалами.
Всего

3 класс
Тема
Работа с глиной и пластилином.
Работа с природными материалами
Работа с бумагой
Работа с текстильными материалами
Работа с древесными материалами.

Количество часов
в год
2
10
3
13
5
33

К – во
часов
8
2
10
5
2
2
2
2
33

К – во
часов
6
5
9
6
2
2
2
2
34

К – во
часов
2
3
8
10
2

6
7
8

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Работа с металлом.
Работа с металлоконструктором
Комбинированные работы с разными материалами.
Всего
4 класс
Тема
Работа с глиной и пластилином.
Работа с природными материалами
Работа с бумагой
Работа с текстильными материалами
Работа с древесными материалами.
Работа с металлом.
Работа с металлоконструктором
Комбинированные работы с разными материалами.
Всего

3
4
2
34
К – во
часов
3
3
6
11
3
3
3
2
34

Критерии оценивания достижений обучающихся
При оценке знаний и умений учащихся по технологии следует учитывать
правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания
(ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество
готового изделия, организацию рабочего места.).
«Оценка 5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при
соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать
инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на
рабочем месте в течение всего урока).
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление
без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без
нарушения конструкции изделия.

Учебно-методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1 - 4
классов образовательных организаций для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
1.
Кузнецова Л.А. Рабочие программы.
2.
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1 класс: Учебник для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
3.
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1 класс Рабочие тетради (часть 1 и
часть 2) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
4.
Кузнецова Л.А. Пособие для учителей общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Электронный ресурс
Кузнецова Л.А. Электронные приложения к завершённой линии учебников и
рабочим тетрадям «Технология. Ручной труд» 1-4 классы для организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Материально-техническое обеспечение

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Учебно-методические комплекты (УМК) по программе для проведения
уроков технологии;

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков технологии).

Учебно-наглядные пособия

Словарь-справочник по трудовому обучению

Альбомы по декоративно-прикладному искусству.
Печатные пособия:

Таблица предметов быта, отдыха, учебы;

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно –
прикладному искусству;

Дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии
изготовления изделия;

Предметно-операционные, графические планы, схемы и чертежи;
Информационно – коммуникационные средства:
- Мультимедийные обучающие программы по ручному труду;
- Электронное приложение к учебнику
- Программно-педагогическое средство «Библиотека электронных наглядных
пособий»;
- Игровые компьютерные игры-программы (диагностические, развивающие,
обучающие, тренирующие).
Учебно-практическое оборудование: Материалы:
1.
Краски акварельные, гуашевые.
2.
Фломастеры разного цвета
3.
Цветные карандаши
4.
Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)
5.
Бумага цветная разной плотности.
6.
Картон цветной, серый, белый
7.
Бумага в крупную клетку
8.
Набор разноцветного пластилина.
9.
Нитки (разные виды)

10.
Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа
грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.)
11.
Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.
12.
Шнурки для обуви (короткие, длинные)
Инструменты:
1.
Кисти беличьи № 5, 10, 20
2.
Кисти из щетины № 3, 10, 20
3.
Стеки.
4.
Ножницы.
5.
Иглы швейные с удлиненным (широким) ушком.
6.
Карандашная точилка.
7.
Гладилка для бумаги
Вспомогательные приспособления:
1.
Подкладные доски
2.
Подкладной лист или клеенка.
3.
Коробка для хранения природных материалов.
4.
Подставка для кисточки
5.
Баночка для клея
6.
Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)
7.
Коробочка для мусора
8.
Тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук. Бумаги
Модели и натуральный ряд:
1.
Модели геометрических фигур и тел.
2.
Модель фигуры человека, животных, птиц, рыб.
3.
Муляжи фруктов и овощей (комплект).
4.
Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких
орехов, тростниковая трава и др.
5.
Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.
6.
Керамические изделия.
7.
Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.).
8.
Образцы новогодних игрушек.
9.
Коллекция «Виды и сорта бумаги»
10.
Коллекция «Виды и сорта ниток»
Игры и игрушки:
Игры:
1.
Набор «Конструктор» (металлический).
2.
Шахматная доска с шашками.
3.
Фигура-раскладка «Волшебный квадрат» с
образцами заданий для
складывания из фигуры-раскладки различных геометрических комбинации из
треугольников..
4.
Фигура-раскладка «Складные часы»
5.
Игра «Геометрический конструктор».
6.
«Лото», «лишний предмет».
7.
«Что перепутал художник».
8.
«Орнамент-загадка».
9.
«Составление слов из букв, сделанных из проволоки».
10.
«Помоги Буратино попасть к папе Карло».
Игрушки:
1.
Летающая модель «Планер».
2.
Игрушечный ткацкий станок
3.
Игрушка «Кукла-скрутка»
4.
Игрушка «Летающий диск»

Оборудование помещения:
Для учителя:
1.
Классная доска.
2.
Учительский стол.
3.
Шкафы для хранения материалов, инструментов.
4.
Демонстрационный столик.
5.
Стеллажи для выставок детских работ.
Для обучающихся:
учебные (рабочие) места.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».