ВД ИЗОбразилия

MyunqunaJrbHoe oroAxernoe oouleoopa3oBaTeJlbHoe yqpexAeHue
KocrouyrcrucKoro ropgAcKoro oKpyra
(CpeAuflfl o6rqeo6pa3oBareJrbHas uKora }lb 3
c yrlyd.irenHbrM fl3yqenrreM MareMarnKrD)

ffi

I

CorJracosaHo:
3aMecrI4TeJIb AI{peKTopa

YrnepxAaro:

or 29.08.2022r.

;.ajf"".""."-*

Jlanroncxas H.A.

Hepo6ona M.C.

q;tb'#ffitr.{

flpunrto Ha [eAaroruqecKoM
flp. Ns 1 or 29.08.2022r.

=qr-'ii$f:"'#rrl,

coBere

PAEOIIA.f, TIPOIPAMMA
KyPCA BHEvPOqHOfr AEflTEJIbHOCTTI
(M3OEPA3VIJIVIfl>>

An-rr

yqaql4xcs 1- 4 rnaccoe

Coctaeltrerla:
-f,uruna E.A.
KilaccoB
HatliulbHbx
Vqprrelrr

Koctouyrua,2022 r.

;l

Пояснительная записка
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. Программа направлена на то, чтобы
через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа творческой мастерской «ИЗОбразилия» предполагает в большом
объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни.
Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями
декоративно-прикладного

искусства

решают

не

только

частные

задачи

художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуальнотворческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на
отражение доступными для его возраста художественными средствами своего
видения окружающего мира.
Основными видами художественной

деятельности учащихся являются

художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная
деятельность, художественная коммуникация.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для
творческого

развития

воспитанников

на

различных

возрастных

этапах

и

учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и
возраста воспитанников.
Программа мастерской «ИЗОбразилия» направлена на развитие творческого
потенциала детей. В начале обучения многие дети имеют незначительные навыки
рисования и весьма большие сомнения в своих потенциальных способностях к
художественному творчеству, но к завершению курса обучения практически все
обучающиеся приобретают уверенность в своих возможностях и признаются себе и
окружающим в том, что они умеют рисовать.
Данная программа позволит закрепить с детьми такие понятия как
композиция, передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик,
фон, драпировка, объемное изображение, набросок, нетрадиционные техники
рисования.
1

Цель: раскрытие и развитие творческих способностей ребенка, формирование
интуитивного мышления, развитие способностей к визуализации, формирование
отношения к жизни как к творчеству.
Задачи:
- воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта
человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно - творческая – развивать творческие способности, фантазию
и

воображение,

образное

мышление,

используя

игру

цвета

и

фактуры,

нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного
мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Программа основана на следующих принципах:
1. Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе
общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать
свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативные навыки.
2. Принцип коллективности – дает опыт взаимодействия с окружающими,
сверстниками, создает условия для самопознания.
3. Гуманистический принцип – создание благоприятных условий для обучения
всех детей, признание значимости и ценности каждого ребенка (взаимопонимание,
ответственность, уважение).
4. Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное
творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях
культуры и строиться в соответствии с нормами и ценностями, присущими
традициям тех регионов, в которых они живут.
Методы, используемые в работе:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);

2

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её
решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы её решения).
Формы работы: беседа, объяснение, лекция, игра, выставки, эксперименты,
групповые, комбинированные, практические занятия.
Планируемые результаты:
- развитие творческого потенциала;
- коммуникабельность;
-

всестороннее

развитие

личности

ребенка

(создание

условий

для

формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить,
проанализировать и сделать выводы.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и
метапредметных универсальных учебных действий:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью
учителя;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- понимание чувств других людей, сопереживание им;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства
с мировой художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
3

- различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- задавать вопросы;
- формировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существование у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой
деятельности.
Данная программа предназначена для детей 7 - 11 лет.
Срок реализации программы - 4 года.
Форма занятий – групповая.
Учебный

процесс

строится

согласно

календарно-тематическому

планированию.
Занятия проводятся 1 раз в неделю для параллелей 1, 2, 3 и 4 классов в объеме
1 учебного часа для 1 классов и 2 учебных часа для 2, 3 и 4 классов.
Этапы программы:
Подготовительный - 1 год обучения для обучающихся 1 классов;
ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 2 классов;
развивающий – 1 год обучения для обучающихся 3 классов;
исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 4 классов.

4

№

Тема занятия

Учебно-тематический план
1 класс
Содержание

Колво
часов

1

Рисование
элементами
аппликации
дерево»

с Обучение рисованию деревьев, работа с
пластилином.
«Осеннее

1

2

«Учимся
животных»

рисовать Обучение изображению животных на
основе геометрических форм.

1

3

«Веселая гусеница»

Обучение вырезанию из бумаги, работа с
пластилином.

1

4

«Мы купили рыбку»

Арт-апликация, томпонирование ватными
палочками.

1

5

«Панды и бамбук»

Обучение рисованию монохромных работ
с использованием черного и белого
цветов.

1

6

«Портрет»

Рисование фломастерами и красками в
технике выдувания.

1

7

«Декоративная
тарелочка»

Пластилинография, украшение картонной
тарелочки.

1

8

«Пушистые собачки»

Обучение рисованию в технике «тычок».

1

9

«Идеальная улыбка»

Арт-аппликация с использованием газеты.

1

10 «Пингвин»

Обучение простому способу рисования
пингвина при помощи цифры 8.

1

11 «Рисование пятном»

Обучение
дорисовыванию
нахождение образа.

клякс,

1

12 «Рисуем снегиря»

Обучение рисованию птицы при помощи
круга.

1

игрушка Обучение рисованию еловой ветви про
помощи
гуаши,
разработке
эскиза

1

13 «Новогодняя
на веточке»

5

собственного рисунка елочной игрушки.
14 Коллективная работа Обучение вырезанию по собственному
«Рождественский венок шаблону ладони, совместное изготовление
для класса»
и украшение рождественского венка.

1

15 «Зимний лес»

Аппликация с использованием мелких
деталей и бумажных салфеток.

1

16 «Царь льдов»

Рисование белого медведя на крафтовой
бумаге.

1

17 «Тёплый коврик»

Пластилинография. Обучение завиткам из
пластилина.

1

18 Валентинка «Мишка»

Создание
объемной
валентинки в виде медведя.

1

19 «Ящик
инструментов»

аппликации-

для Создание открытки к 23 февраля.

1

20 «Тапочки»

Рисование гуашью.

21 «Красавица»

Обучение азам рисования
портрета к 8 марта.

22 «Озорные лягушата»

Объемная аппликация.

1

23 «Кошки, кошки…»

Создание образа кошки из втулок.

1

24 «Космические
пришельцы»

Лепка из пластилина придуманного
фантастического существа.

1

25 «Рисование
сакуры» Рисование ватными палочками и путем
(фестиваль «Ханами») выдувания
краски
из
коктейльной
трубочки.

1

26 «Курочка»

Обучение
складыванию
бумаги
гармошкой, вырезанию мелких деталей и
рисованию перьев.

1

27 «Геометрическая
аппликация»

Создание
образа
геометрических фигур.

1

28 «Кошки-матрешки»

Обучение складыванию из бумаги.
6

1
женского

человека

из

1

1

29 «Цветик-семицветик»

Объемная аппликация
цветной бумаги.

30 «Черепашка на пляже»

Рисование гуашью.

1

разные Обучение рисованию травы.

1

31 «Такие
травинки!»

из

кусочков

1

32 Летняя
аппликация Объемная аппликация с использованием
«Стакан лимонада со техники «тычок» и коктейльной трубочки.
льдом»

1

33 «Ежики
предвкушении
каникул»

1

№

Тема занятия

в Рисование гуашью.

Учебно-тематический план
2 класс
Содержание

Кол-во
часов

1

Аппликация из газеты Беседа об экономном использовании
«Ворона»
бумаги. Знакомство детей с аппликацией
из нетрадиционных материалов.

2

2

Пальчиковая живопись Знакомство с понятием «пуантилизм» в
«Осенний дуб»
живописи. Рисование пальчиками.

2

3

Рисование
элементами
аппликации
зонтики»

2

4

Объемная аппликация с
элементами
раскрашивания
«Наряжаем мышку»

Комбинирование техник аппликации и
рисования в работе. Создание объемной
головы мышки. Раскрашивание платья
мышки по собственной разработке.

2

5

Объемная аппликация с Имитация гороха с помощью рисования и
использованием
аппликации из бумажных салфеток.
бумажных
салфеток
«Вот горошек созрел»

2

с Комбинирование техник аппликации и
объемной рисования в работе. Знакомство с
«Весёлые понятием «орнамент».

7

6

Аппликация в технике Знакомство с необычными техниками в
кубизм «Яблоко»
аппликации.

2

7

Оригами «Лиса»

Знакомство с техникой оригами, обучение
складыванию из бумаги.

2

8

«Арктические совы»

Рисование губкой.

2

9

«Долгожданный снег»

Рисование гуашью.

2

10 «Северное сияние»

Поэтапное рисование гуашью .

2

11 «Дед Мороз»

Изготовление фигурки Деда Мороза из
бумаги.

2

12 Новогодняя открытка Изготовление
новогодней
открытки,
«Снеговички
на отпечатывание ладошки и дорисовывание
пальчиках»
образа снеговика.

2

13 «Зимний пейзаж»

Аппликация с использованием салфеток
разных цветов.

2

14 «Кот на крыше»

Рисование гуашью в технике «амбре».

2

15 «Благородный олень»

Обучение рисованию оленя.

2

16 Валентинка
«Сердечко»

Создание объемной открытки.

2

17 «Зимние забавы»

Объемная аппликация с использованием
коктейльной трубочки.

2

18 «Рукавичка»

Рисование сюжетной композиции.

2

19 «Лисички-сестрички»

Работа с бросовыми материалами.

2

20 «Розовый фламинго»

Открытка к 8 марта.

2

21 «Мартинички»

Плетение кукол из шерстяных ниток.

2

22 «Изысканный
жираф…»

бродит Обучение рисованию жирафа на узком
листе.

23 «На уроке музыки»

Рисование автопортрета.

8

2

2

24 «Птицы на закате»

Обучение рисованию заката при помощи
техники «амбре».

2

25 «Пушистая панда»

Рисование полусухой губкой.

2

26 «Весеннее дерево»

Объемная аппликация с использованием
колечек из цветной бумаги.

2

27 «Подснежники»

Изготовление подснежников из бросовых
материалов.

2

28 «Наша планета»

Аппликация из кусочков цветной бумаги.

2

29 «Тукан в цветах»

Рисование композиции с цветами.

2

30 «Подводный мир»

Рисование из нестандартной перспективы.

2

31 «Одуванчики»

Обучение рисованию ватными палочками.

2

32 «Палочки индейцев»

Расписывание
орнаментом.

палочек

2

на Обучение рисованию кактусов разных
видов с использованием красок и
фломастеров.

2

33 «Кактусы
подоконнике»
34 «Медведь в цветах»

деревянных

Рисование гуашью.
Учебно-тематический план
3 класс
Содержание

2

№

Тема занятия

1

Рисование коктейльной
трубочкой с элементами
аппликации
«Волшебные сапожки»

2

Рисование на крафтовой Знакомство с рисованием гуашью на
бумаге «Мышка в норке крафтовой
бумаге.
Составление
поселилась»
композиции.

2

3

Рисование
Знакомство с понятием «кубизм» в
геометрическими
живописи. Создание образа дерева и
фигурами
«Кубизм. животных
при
помощи

2

Беседа об экономном использовании
бумаги. Знакомство детей с
аппликацией из нетрадиционных
материалов.

9

Кол-во
часов
2

Осень»

геометрических фигур.

4

Рисование сухой кистью Рисование гуашью с использованием
«Семья кошек»
сухой кисти для имитации шерсти
животного.

2

5

Рисование
гуашью Обучение построению натюрморта,
«Чашечка с фантазиями» грамотному
расположению
предметов
на
листе,
развитие
фантазии.

2

6

Аппликация
на Обучение создания муляжа пиццы
крафтовой
бумаге при помощи бумаги.
«Кусочек пиццы»

2

7

Коллективная
«Наша улица»

2

8

«Лосик из бумаги»

Создание закладки-уголка.

2

9

«Лес для лис»

Рисование сюжетной композиции.

2

10 «Любим маму!»

Изготовление
матери.

Дню

2

11 «Снежное дерево»

Обучение вырезанию снежинок и
создание композиции из них.

2

12 «Разноцветные елочки»

Объемная композиция на пенопласте
с использованием аппликации.

2

13 «Сказочные домики»

Конструирование домиков из бумаги
и картона по шаблону.

2

14 «Новогодняя открытка»

Изготовление открытки в технике
«пальчиковая живопись»

2

15 «Шапочка»

Обучение
нитками.

шерстяными

2

композиция Обучением работе с картоном
(вырезание, раскрашивание).

2

16 Сюжетная
«Тундра»

работа Создание домиков и деревьев
технике оригами, компоновка
единую композицию.

открытки

работе

10

с

ко

в
в

17 «Костюм
Севера»

одежды.
эскиза

2

18 «Аист, который живет Создание объемной аппликации из
на крыше»
мелких деталей и нестандартных
материалов (солома).

2

19 «Разноцветная груша»

Обучение основам цветоведения.
Знакомство с оттенками.

2

20 Поделка к 8 марта Обучение
конструированию
и
«Подарочный пакет»
созданию подарочной сумочки из
бумаги и других материалов для
оформления.

2

21 «Вазочка с вербой»

Работа с пластилиновыми жгутиками
и ватными палочками.

2

22 «Паутина»

Рисование
воска.

помощи

2

23 «Скворечник»

Изготовление мини-композиции из
спичечного коробка.

2

24 «Милашка лама»

Плетение из шерстяных ниток на
картоне.

2

25 «Красные маки»

Объемная аппликация.

2

26 «Котик в кафтане»

Создание и украшение одежды.

2

27 «Весенний пейзаж»

Обучение рисованию
«гризайль».

технике

2

радость, Изготовление объемной аппликации с
образом спящего животного из
ватных дисков и цветной бумаги.

2

28 «Спи,
усни!»

народов Знакомство с дизайном
Создание
собственного
национального костюма.

моя

паутины

при

в

29 «Совенок»

Рисование на фольге.

2

30 «Ночные цветы»

Рисование на черном фоне в технике
«тычок».

2

31 «Разноцветные огни»

Обучение рисованию салюта.

2

11

32 «Волшебные узоры»

Рисование на влажных салфетках.

2

33 «Кофейная монотипия»

Рисование кофейным раствором в
технике отпечатка.

2

34 «Веселые шлепанцы»

Дизайн обуви из картона и цветной
бумаги.

2

№

Учебно-тематический план
4 класс
Тема занятия
Содержание

Кол-во
часов

1

Рисование линиями «Осенний Знакомство с линией как
средством выразительности.
пейзаж»
Рисование фломастерами без
наброска.

2

2

Рисование с использованием Обучение работе в смешанных
аппликации
из
листьев техниках.
Использование
«Лисица»
аппликации
из
природных
материалов как дополнение к
работе с акварелью.

2

3

Рисование
фломастерами Обучение работе со штриховкой
«Шерстяной кролик»
для имитации шерсти на бумаги.

2

4

Объемное оригами «Пикачу»

Знакомство с техникой оригами.
Создание объёмной фигуры в
данной технике.

2

5

Рисование с использованием Обучение плавному цветовому
аппликации «Зебра на закате» переходу.

2

6

Работа в миниатюре «Осень в Обучение работе с малыми
спичечном коробке»
формами
и
различными
материалами
(сухие
листья,
пластилин, цветная бумага).

2

7

Арт-аппликация
Луне»

2

«Город

на Рисование с использованием
объемной аппликации.

12

8

Поделка
технике
газете»

в
оригинальной Рисование на газете.
«Натюрморт
на

9

Арт-аппликация «Свиристели Рисование гуашью.
прилетели»

2

2

10 Рисование с использованием Рисование и декор некоторых
мешковины «Африка»
деталей работы мешковиной.

2

11 «Мезенская роспись. Конь»

мезенской
изучение
черт,

2

12 «Бабушкин
клубочек» Обучение
прорисовыванию
(рисование гуашью)
мелких деталей.

2

13 «Зимняя ночь»

Поэтапное рисование гуашью с
использованием
техники
«тычок».

2

14 «Зимний фон»

Обучение
разработке
рисованию зимнего фона
бумаге (елочки, олени).

и
на

2

из Лепка и роспись новогодних
игрушек.

2

16 «Игрушки из ваты»

Обучение простейшим приемам
работы с ватой.

2

17 «Искусство обёртывания»

Обучение
обертыванию
упаковке подарков.

и

2

18 «Лунный заяц»

Рисование
сюжетной
композиции с использованием
техники «набрызг».

2

19 «Кружка для папы»

Создание муляжа кружки в
технике объемной аппликации.

2

20 «Монограмма или вензель»

Разработка
вензеля.

2

15 «Новогодние
игрушки
соленого теста»

Обучение технике
росписи,
отличительных
характерных цветов.

13

собственного

21 «Объёмная рука»

Обучение созданию объемных
композиций при помощи линий.

2

22 «Украшаем шкатулку»

Знакомство
«декупаж».

техникой

2

23 «Лоскуточки и листочки»

Знакомство с аппликацией из
лоскутов ткани.

2

24 «Тарелочка»

Знакомство с техникой «папьемаше».

2

25 «Волшебная капля»

Обучение рисованию объемной
композиции формы «шар» в
графике.

2

26 Рисуем
космос
(рисование
ко
космонавтики)

гуашью Знакомство с историей изучения
Дню космоса, вкладом нашей страны
в
изучение
космонавтики,
рисование космоса гуашью в
технике «набрызг».

2

с

27 «Весенний сад»

Создание
банке.

в

2

28 «Птички-завитушки»

Создаем птичку из бумажных
полосок,
учимся
скруглять
бумагу при помощи ножниц.

2

29 Натюрморт в стиле «Гжель»

Объемная аппликация.

2

30 «Матрешки на палочках»

Изготовление поделки в технике
«пластилинография»
с
использованием бисера.

2

31 «Чайки на пляже»

Рисование
композиции.

сюжетной

2

32 «Спящий ленивец»

Обучение
рисованию
с
заполнением всего пространства
цветом.

2

14

мини-композиции

33 Коллективная работа «Детская Изготовление
объемной
площадка»
композиции из картона и
цветной бумаги на плоскости.

2

34 «Лето впереди»

2

Рисование
автопортрета
с
элементами
аппликации
(объемными очками).

Ожидаемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение
определенного уровня овладения детьми изобразительной грамотой. Дети будут
знать специальную терминологию,
научатся
общаться
с
основными
художественными материалами, активизируют творческие способности и разовьют
творческий потенциал.
К концу обучения узнают:
- основы цветоведения;
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
- контрасты форм;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
- гармонию цвета;
- различные материалы для различных техник рисования.
Научатся:
- смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- соблюдать последовательность в работе;
- владеть основами перспективы основами цветоведения;
- правильно расположить предмет на листе;
- самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
- работать в различной технике рисования;
- творчески подходить к выполнению работы;
- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и
недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
- радоваться своим успехам и успехам товарищей.
Используемая литература:
1. Истомина А. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
Искусство и развлечения. – М.: Искусство, 2015г.
2.Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.:
«Карапуз», 2009 г.
15

4. Лыкова И. А. Цветная мозаика.- М, 2000г.
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для
воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2007г.
6. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие
способности ребенка.- СПб.: Речь, 2011.
Интернет-ресурсы:
1. krokotak.com
2. pinterest.ru
Оборудование, материалы и инструменты, необходимые для творческой
мастерской: парты, стулья, меловая доска, электронная доска, бумага для
рисования, крафтовая бумага, цветная бумага, цветной картон, акварель, гуашь,
кисти, фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, свечи,
непроливайка, спичечный коробок, пластилин, сухие листья, ватные палочки,
коктейльные трубочки, бумажные салфетки, клей, влажные салфетки, шерстяные
нитки.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».