MynuqnuaJrbuoe 6rogxernoe o6ueo6pa3oBareJrblroe yqpell(Aenlre KocrouyrcmcKoro ropqcKoro oKpyra uCptanss o6uleo6paronareflbHaq IuKoJra Ns 3 c yr.ny6;renHbtM n3yrleHlreM MareMarnKrr)) Yrnepxlarc: Corflacosano: or29.08.2022r. 3aMecTr4TeJrb Ar4peKTopa Jlanxoncras H.A. Hepo6ona M.C. flpuumo ua ilp.Ns I or 29.08.2022r. KOM COBETE PAFOIIA.fl TIPOIPAMMA KYPCA BHEYPOqHOfr AEf TEJIbHOCTII dIIIOOPMATIIKA) Ans yqaur4xcs 2-4 KJIaccoB Cocrarnrenu: Bacuresro C.H. Yqurem HaqaJrbHbrx KJIaccoB Kocrouvxura.2022 r. ; ;l ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важнейшая цель начального образования – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии. Информатика рассматривается в двух аспектах. Первый – с позиции формирования целостного и системного представления о мире информатики, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики – освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ. Курс имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка – формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах. Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ – компетентности). Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности «Информатика» заключается в умении грамотно пользоваться источниками информации, оценить достоверность информации, соотнести информацию и знания, умение правильно организовывать информационный процесс и т. д.; В подготовке обучающихся к последующей профессиональной деятельности, т.е. к разным видам деятельности, связанным с обработкой информации; В формировании основ научного мировоззрения: формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки (веществе, энергии, информации), на основе которых строится современная картина мира. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Обучение информатики в начальной школе нацелено на формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Курс информатики вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД. Содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны продемонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с развивающим обучением. В частности, решения приоритетной задачи начального образования – формирования УУД – формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач. Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами. В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. В 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий», и «Мир моделей», формируются представления о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятия управления собой, другими людьми, техническими устройствами, ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Логическое и алгоритмическое мышление также являются целенаправленного формирования и развития в четвертом классе. предметом МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ООП НОО МБОУ КГО «СОШ № 3» на 2022-2023 учебный год объем учебного времени на изучение предмета составляет 51 час (17 час в год во 2-4 классе). Учебный план реализует непрерывный курс изучения предмета «Информатика и ИКТ» в школе. Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны: с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией; с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества; с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика и ИКТ» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель - ученик»: интерес к предметно-исследовательской деятельности; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, а самоанализ и самоконтроль результата; выражение положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; принятие и освоение социальной роли обучающегося; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; понимание роли математических действий в жизни человека; освоение личностного смысла учения, желания учиться; актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. Метапредметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время – освоение УУД: Регулятивные УУД самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; самостоятельно организовывать свое рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; кодировать информацию в знаково-символической или графической форме; на основе кодирования информации самостоятельно строить модели понятий; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); моделировать — преобразовывать объекты из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике, проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, использовать рисуночные и символические варианты математической записи Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания; контролировать свои действия в коллективной работе; допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы. Предметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности; умение представлять, анализировать и интерпретировать данные; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач; умение вводить текст с помощью клавиатуры; выделять свойства объекта, определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели); представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, диаграммы, числами; кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам; соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером; при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна); определять назначение пиктограмм в программах; набирать текст и исправлять ошибки в пределах строки (например, делать подписи под рисунком, заполнять клетки кроссворда и т.); создавать изображения с использованием графических примитивов и редактировать их. Планируемые результаты Выпускник научится: различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике; классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить характеристики компьютеров; узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров. Выпускник получит возможность: осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей; узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 класс (17 часа) Содержание курса информатики для 2 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями: Виды информации. Человек и компьютер.(3 часа) Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части. Кодирование информации.(5 часов) Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Знакомство и исполнителем Скретч и средой программирования. Информация и данные.(4 часа) Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Презентация проектов в среде Scratch. Алгоритм и исполнители (5 часов) Основные понятия: - Составление и исполнение алгоритмов. Знакомство со средой программирования и исполнителями Пиктомир.; - Составление и выполнение условных алгоритмов в среде Пиктомир -Составление и выполнение циклических алгоритмов в среде Пиктомир -Составление и выполнение программ с использованием подпрограмм в среде Пиктомир, решение задач в среде Пиктомир. 4 класс (17 часов) Содержание курса информатики и информационных технологий для 4 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями: Повторение пройденного: информация, человек, компьютер (3 часа) Человек и информация. Действия с информацией и данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Информационный объект и компьютер. Понятие, суждение, умозаключение.(4 часа) Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия "истина" и "ложь" Суждение. Умозаключения. Модель и моделирование.(4 часа) Модель объекта. Модель отношений между объектами Алгоритм. Какие бывают алгоритмы Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа. Информационное управление.(6 часа) Кто, кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современные системы коммуникаций. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематический план 2 класс № Наименование разделов 1 2 3 4 Виды информации. Человек и компьютер. Кодирование информации. Информация и данные. Алгоритм и исполнители Итого Колво часов 3ч 5ч 4ч 5ч 17ч Тематический план 4 класс № Наименование разделов 1 2 3 4 Повторение пройденного Понятие, суждение, умозаключение Модель и моделирование Информационное управление Итого Колво часов 3 4 4 6 17 Формы работы: Самостоятельная работа (выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время) Индивидуальная практическая работа (разнотипность заданий по уровню сложности, большая самостоятельность, большая опора на учебник и справочный материал, более сложные вопросы к ученику) Групповая форма (деление класса на 2 и более групп) Парная форма № Содержание урока Количество часов Повторение: информация, человек, компьютер 1 ТБ +§ 1. Человек и информация § 2. Действия с данными 1 2 § 3. Объект и его свойства § 4. Отношения между объектами 1 3 § 5. Компьютер как система Понятие, суждение, умозаключение 4 § 6. Мир понятий § 7. Деление понятий 5 § 8. Обобщение понятий § 9. Отношения между понятиями 6 § 10. Понятия «истина» и «ложь» 7 § 11. Суждение § 12. Умозаключение 1 1 1 1 1 Мир моделей 8 § 13. Модель объекта § 14. Текстовая и графическая модели 1 9 § 15. Алгоритм как модель действий 1 10 § 16. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов 1 11 § 17. Исполнитель алгоритма § 18. Компьютер как исполнитель 1 Управление 12 § 19. Кто, кем и зачем управляет 1 13 § 20. Управляющий объект и объект управления 1 § 21. Цель управления 14 § 22. Управляющее воздействие 1 15 § 23. Средство управления 1 16 § 24. Результат управления 1 17 § 25. Современные системы коммуникаций 1 Всего 17 часов МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В состав учебно-методического комплекта по информатике для начальной школы входят: учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 2 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015-2017. рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015-2017. тетрадь контрольных работ, 2 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015-2017. учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 4 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 4 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. тетрадь контрольных работ, 4 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Интернет-ресурсы: ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 24 класс (http://school-collection.edu.ru/) ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19) Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/) Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/) Технические средства обучения: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер с учебным программным обеспечением; компьютеры для учащихся. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания Отметка 90% и более зачет 75-90% зачет 60-75% зачет менее 60% незачет При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения; погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта; недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания, определенные программой обучения; мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»). Исходя из норм (зачёт/незачёт), заложенных во всех предметных областях выставляете «зачет»: ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий; «Незачёт» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей. Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «зачёт», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку, но при этом имеет один из недостатков: допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; «Незачет» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала; не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу; отказался отвечать на вопросы учителя. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Кроме самостоятельных, контрольных работ для проверки знаний, текущего и итогового контроля применяется компьютерная среда для создания компьютерных тестов. Кроме того, в работе используется ряд компьютерных тренажёров, обучающих игр.