ВД Занимательная математика_4 класс

MynuqnnaJrbnoe 6roAxernoe o6ueo6pa3oBareJrbHoe yqpexAeHue
Kocrouyrc[rcKoro ropo4cKoro oKpyra
*Cp.aHss o6qeo6paronareJrbHaff Iuro.rra J\b 3
c yrry6.ueuHblM rr3yrreHrreM MareMarrrKrD>

Yrnepxtaro:
or 29.08.2022 r.

Cor.nacoBano:
3aMecTlrTeJrb Ar4peKTopa

OR

s<

Jlanxoscraf, H.A.

4ffi

Hepo6ona M.C.

ta1

flpuuxro Ha rreAaror?IqecKoM coBere
flp. Ns 1 or 29.08.2022r,

KvpcA

PAEOTIA.g TIPO|PAMMA
BHEyPOqHOft AE.f, TEJTbHOCTI,I

dAHI,IMATEJIbHA.fl MATEMATIIKA)
Ar.[ yqarqfixcs 4 rraccon

Cocras[terl,I:
OreruroscKag JI.A.
V.rnrenr

Kocrouvxura.2022 r.

HarraJlbHbrx KraccoB

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное
развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее –
программа) составлена на основе:
 авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф.,
 рабочей программы УМК «Школа России».
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации,
что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.








Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая
внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
 освоение эвристических приемов рассуждений;
 формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
 решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
 развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
 формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
 сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
 моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
 применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
 анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
 включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
 выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
 аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
 контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании
программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
 Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
 Коллективизм;
 Креативность (творчество);
 Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
 Научность;
 Сознательность и активность учащихся;
 Наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания,
развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
 Взаимодействие;
 Поощрение;

 Наблюдение;
 Коллективная работа;
 Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,
интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
 Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать
задачи, делать выводы.
 Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
 Решать логические задачи.
 Работать в коллективе и самостоятельно.
 Расширить свой математический кругозор.
 Пополнить свои математические знания.
 Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
 Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
 Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
 Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
 Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
 Воспроизводить способ решения задачи.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
 Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
 Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его
с другими детьми.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
№
п/п
1

Тема

К-во часов

Царство математики

7

2

Мир задач

4

3

Логические задачи

10

4

Упражнения на быстрый счет

4

5

Переливания

2

6

Выпуск математической газеты

1

7

Математическая олимпиада

5

8

Итоговое занятие

1

Итого

34

Календарно -тематическое планирование занятий
№
п/п
1
2

3
4
5
6
7
8-9
10
11

Тема занятий

Количест Дата
во часов
Царство математики ( 7 часов)
1
Действия в пределах 1000
1
Математические игры.
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй
сосчитать!» Игра «Задумайте число»
1
Арифметические действия с числами
более 1000
Циклы
Головоломки и ребусы.

1
1

1
Умножение и деление на двузначные
и трехзначные числа
1
Эффект +/- 1
Мир задач ( 4 часа)
Задачи на движение
2
Задачи-шутки, задачи-загадки.
1
Задачи на определение возраста.
Задачи на взвешивания.
1
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая
монета. Золушка.
Логические задачи. (10 часов)

Факт

12
13

14
15

16
1718
19

2021

Задачи истина-ложь
Василиса Прекрасная. Рыцари света и
рыцари тьмы.
Несерьезные задачи.
Зеленые человечки. Сломанная нога.
Странное создание.

1

Логика и рассуждения.
Торговцы и гончары. Странный
разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.
Кошки-мышки.
Головоломка
с
ногами. Проверка тетрадей.
Развертки

1

Задачи на разрезания и складывание
фигур. Головоломка "Танграм"
Задачи на разрезания и складывание
фигур. Составление фигур из частей
Колумбова яйца
Математические ребусы

2

1

1

1

1

2

Упражнения на быстрый счет (4 часа)
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Хитрый счет
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых
десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка
счета.
Переливания (2 часа )
Задачи на переливание
1
Задачи на переливание
1
1
Выпуск математической газеты
Математические олимпиады (5 часов)
Подготовка и участие в
1
математических олимпиадах
Подготовка и участие в
1
математических олимпиадах
Подготовка и участие в
1
математических олимпиадах
Конкурс «Лучший математик»
1
Конкурс «Знатоки математики»
1
Итоговое занятие
1
Всего

34

1. В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов

должны знать:
 инварианты;
 правила решения ребусов;
 правила математического соревнования;
 алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.

должны уметь:

 решать ребусы;
 решать задачи на инварианты;

 задачи на взвешивания;
 решать задачи на логику;
 решать арифметические задачи;
 решать задачи на переливания.
2.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
 решать задачи на разрезания и складывание фигур.
 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
 работать в группах;
 аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
 извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
 самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении
актуальных для них проблем.
 уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;
 приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
 повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка.

Используемая литература:
Власова, Т. Г. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-наДону,»Феникс», 2006 г.
2.
Володкович, В. А. Сборник логически задач. , М. : Дом педагогики ,2008 г.
3.
Екимова, М. А. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
4.
Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико5.
Куликов, Ю. М. Уроки математического творчества., М : «Просвещение», 2005.
6.
Лихтарников, Л. М. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»
7.
Нагибин, Ф. Ф., Калинин Е. С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
8.
Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
9.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой //
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М. :
Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
10.
Ященко, И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».