MynuqnnaJrbnoe 6roAxernoe o6ueo6pa3oBareJrbHoe yqpexAeHue Kocrouyrc[rcKoro ropo4cKoro oKpyra *Cp.aHss o6qeo6paronareJrbHaff Iuro.rra J\b 3 c yrry6.ueuHblM rr3yrreHrreM MareMarrrKrD> Yrnepxtaro: or 29.08.2022 r. Cor.nacoBano: 3aMecTlrTeJrb Ar4peKTopa OR s< Jlanxoscraf, H.A. 4ffi Hepo6ona M.C. ta1 flpuuxro Ha rreAaror?IqecKoM coBere flp. Ns 1 or 29.08.2022r, KvpcA PAEOTIA.g TIPO|PAMMA BHEyPOqHOft AE.f, TEJTbHOCTI,I dAHI,IMATEJIbHA.fl MATEMATIIKA) Ar.[ yqarqfixcs 4 rraccon Cocras[terl,I: OreruroscKag JI.A. V.rnrenr Kocrouvxura.2022 r. HarraJlbHbrx KraccoB Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе: авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., рабочей программы УМК «Школа России». Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; развитие краткости речи; умелое использование символики; правильное применение математической терминологии; умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика». Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Универсальные учебные действия: сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами; включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание») Принципы реализации программы: Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку; Коллективизм; Креативность (творчество); Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; Научность; Сознательность и активность учащихся; Наглядность. Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др. Методы: Взаимодействие; Поощрение; Наблюдение; Коллективная работа; Игра. Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение. Место кружка в учебном плане Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Требования к результатам освоения: Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы. Решать задачи на смекалку, на сообразительность. Решать логические задачи. Работать в коллективе и самостоятельно. Расширить свой математический кругозор. Пополнить свои математические знания. Научиться работать с дополнительной литературой. Универсальные учебные действия Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Учебно-тематический план Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. № п/п 1 Тема К-во часов Царство математики 7 2 Мир задач 4 3 Логические задачи 10 4 Упражнения на быстрый счет 4 5 Переливания 2 6 Выпуск математической газеты 1 7 Математическая олимпиада 5 8 Итоговое занятие 1 Итого 34 Календарно -тематическое планирование занятий № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8-9 10 11 Тема занятий Количест Дата во часов Царство математики ( 7 часов) 1 Действия в пределах 1000 1 Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» 1 Арифметические действия с числами более 1000 Циклы Головоломки и ребусы. 1 1 1 Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа 1 Эффект +/- 1 Мир задач ( 4 часа) Задачи на движение 2 Задачи-шутки, задачи-загадки. 1 Задачи на определение возраста. Задачи на взвешивания. 1 Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. Логические задачи. (10 часов) Факт 12 13 14 15 16 1718 19 2021 Задачи истина-ложь Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. 1 Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. Развертки 1 Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца Математические ребусы 2 1 1 1 1 2 Упражнения на быстрый счет (4 часа) 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Хитрый счет Умножение на 9 и на 11. Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Использование изменения порядка счета. Переливания (2 часа ) Задачи на переливание 1 Задачи на переливание 1 1 Выпуск математической газеты Математические олимпиады (5 часов) Подготовка и участие в 1 математических олимпиадах Подготовка и участие в 1 математических олимпиадах Подготовка и участие в 1 математических олимпиадах Конкурс «Лучший математик» 1 Конкурс «Знатоки математики» 1 Итоговое занятие 1 Всего 34 1. В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов должны знать: инварианты; правила решения ребусов; правила математического соревнования; алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца. должны уметь: решать ребусы; решать задачи на инварианты; задачи на взвешивания; решать задачи на логику; решать арифметические задачи; решать задачи на переливания. 2. Способны решать следующие жизненно-практические задачи: решать задачи на разрезания и складывание фигур. самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; работать в группах; аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов; самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. уметь принять правильное направление в решении текстовых задач; приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач; повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. Используемая литература: Власова, Т. Г. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-наДону,»Феникс», 2006 г. 2. Володкович, В. А. Сборник логически задач. , М. : Дом педагогики ,2008 г. 3. Екимова, М. А. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002. 4. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико5. Куликов, Ю. М. Уроки математического творчества., М : «Просвещение», 2005. 6. Лихтарников, Л. М. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК» 7. Нагибин, Ф. Ф., Калинин Е. С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г. 8. Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994 9. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с. 10. Ященко, И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998; 1.