MynuqnnaJrbnoe 6roAxernoe o6ueo6pa3oBareJrbHoe yqpexAeHue
Kocrouyrc[rcKoro ropo4cKoro oKpyra
*Cp.aHss o6qeo6paronareJrbHaff Iuro.rra J\b 3
c yrry6.ueuHblM rr3yrreHrreM MareMarrrKrD>
Yrnepxtaro:
or 29.08.2022 r.
Cor.nacoBano:
3aMecTlrTeJrb Ar4peKTopa
OR
s<
Jlanxoscraf, H.A.
4ffi
Hepo6ona M.C.
ta1
flpuuxro Ha rreAaror?IqecKoM coBere
flp. Ns 1 or 29.08.2022r,
KvpcA
PAEOTIA.g TIPO|PAMMA
BHEyPOqHOft AE.f, TEJTbHOCTI,I
dAHI,IMATEJIbHA.fl MATEMATIIKA)
Ar.[ yqarqfixcs 4 rraccon
Cocras[terl,I:
OreruroscKag JI.A.
V.rnrenr
Kocrouvxura.2022 r.
HarraJlbHbrx KraccoB
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное
развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее –
программа) составлена на основе:
авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф.,
рабочей программы УМК «Школа России».
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации,
что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая
внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании
программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
Коллективизм;
Креативность (творчество);
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
Научность;
Сознательность и активность учащихся;
Наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания,
развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,
интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать
задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его
с другими детьми.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
№
п/п
1
Тема
К-во часов
Царство математики
7
2
Мир задач
4
3
Логические задачи
10
4
Упражнения на быстрый счет
4
5
Переливания
2
6
Выпуск математической газеты
1
7
Математическая олимпиада
5
8
Итоговое занятие
1
Итого
34
Календарно -тематическое планирование занятий
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8-9
10
11
Тема занятий
Количест Дата
во часов
Царство математики ( 7 часов)
1
Действия в пределах 1000
1
Математические игры.
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй
сосчитать!» Игра «Задумайте число»
1
Арифметические действия с числами
более 1000
Циклы
Головоломки и ребусы.
1
1
1
Умножение и деление на двузначные
и трехзначные числа
1
Эффект +/- 1
Мир задач ( 4 часа)
Задачи на движение
2
Задачи-шутки, задачи-загадки.
1
Задачи на определение возраста.
Задачи на взвешивания.
1
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая
монета. Золушка.
Логические задачи. (10 часов)
Факт
12
13
14
15
16
1718
19
2021
Задачи истина-ложь
Василиса Прекрасная. Рыцари света и
рыцари тьмы.
Несерьезные задачи.
Зеленые человечки. Сломанная нога.
Странное создание.
1
Логика и рассуждения.
Торговцы и гончары. Странный
разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.
Кошки-мышки.
Головоломка
с
ногами. Проверка тетрадей.
Развертки
1
Задачи на разрезания и складывание
фигур. Головоломка "Танграм"
Задачи на разрезания и складывание
фигур. Составление фигур из частей
Колумбова яйца
Математические ребусы
2
1
1
1
1
2
Упражнения на быстрый счет (4 часа)
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Хитрый счет
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых
десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка
счета.
Переливания (2 часа )
Задачи на переливание
1
Задачи на переливание
1
1
Выпуск математической газеты
Математические олимпиады (5 часов)
Подготовка и участие в
1
математических олимпиадах
Подготовка и участие в
1
математических олимпиадах
Подготовка и участие в
1
математических олимпиадах
Конкурс «Лучший математик»
1
Конкурс «Знатоки математики»
1
Итоговое занятие
1
Всего
34
1. В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов
должны знать:
инварианты;
правила решения ребусов;
правила математического соревнования;
алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.
должны уметь:
решать ребусы;
решать задачи на инварианты;
задачи на взвешивания;
решать задачи на логику;
решать арифметические задачи;
решать задачи на переливания.
2.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
решать задачи на разрезания и складывание фигур.
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении
актуальных для них проблем.
уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;
приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка.
Используемая литература:
Власова, Т. Г. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-наДону,»Феникс», 2006 г.
2.
Володкович, В. А. Сборник логически задач. , М. : Дом педагогики ,2008 г.
3.
Екимова, М. А. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
4.
Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико5.
Куликов, Ю. М. Уроки математического творчества., М : «Просвещение», 2005.
6.
Лихтарников, Л. М. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»
7.
Нагибин, Ф. Ф., Калинин Е. С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
8.
Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
9.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой //
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М. :
Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
10.
Ященко, И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
1.