MynnqlruaJrbHoe orcAxersoe oorueoopa3oBaTeJrbHoe yqpexAeHl,Ie KocronnyrcurcKoro ropq[cKoro onpyra ,.Cpe Arrflfl o6uteo6pa3oBareJrbHaq rrrcora J\b 3 c yr.rry6nennblM [3ytreHueM MareMarrrKn) F Vrnepxgaro: 07 ot 29.08.2022r. Cor;raconano: 3aMecTureJlb ALIpeKTOpa Jlanrcoscrar H.A. Hepo6ona M.C. flpunaro Ha [eAaxoruqecKoM coBere IIp. llb 1 ot 29.08.2022r. PAFOIIA-fl TIPOTPAMMA KYPCA BHEYPOqHOR AE.fl TEJIbHOCTII (3APHIIIIKA> Arfi yqalqlrxcs, 3-4 KJIaccoB Cocras[TeJlu: lleperpecr O.11. lle4aror-opraHlr3arop OEX Koctotrryrma,2022 r. : ;l Пояснительная записка. Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Мин просвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности - смысл и цель современного образования…. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Патриотическое воспитание – это сложная социально-педагогическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов, сохранению и преумножению лучших традиций народа, его культурных ценностей. Гражданское и патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование личности, обладающей качеством гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военнопатриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения учащихся, массовую патриотическую работу. В концепции курса внеурочной деятельности «Зарничка» сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ КГО «Средняя школа №3»: программа рассчитана по объему на 17 часов, 0,5 часа в неделю и участие в конкурсах для учащихся 3-х классов и предполагает как групповые, так и индивидуальные формы занятия. Достижению результатов способствует использование современных образовательных технологий. Занятия проводятся нелинейно. Актуальность программы Одним из приоритетов государственной политики по обеспечению национальной безопасности страны является повышение престижа службы, поскольку главным условием качественного комплектования Вооруженных сил является подготовка граждан Российской Федерации к военной службе. Составной частью подготовки по основам военной службы и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения призвано стать военно-патриотическое воспитание обучающихся. Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Данная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей 8-9 лет представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания. Программа направлена на формирование у обучающихся способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества. Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну. Воспитание школьников на основе данной программы в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, к родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-патриотическим видам 3 спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества. Для реализации программы для учащихся среднего школьного возраста будут использоваться различные викторины и спортивные соревнования, а также лектории, беседы, спортивные соревнования, социальные и благотворительные акции, музейные уроки и т.д. Ожидаемые результаты: - Степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга; -Проявление гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; -Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа; -Умением сочетать общественные и личные интересы; -Присутствие толерантности у учащихся; -Нравственная атмосфера в школе: доверительное отношение к учителям, любовь к школе; -Внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда. Содержание воспитательного потенциала урока. С целью реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей военно-патриотической программы заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, физической культуре, к себе как к здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне Отечества; - Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. - Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. - Применение на уроке дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения конструктивного диалога; -Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. - Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Нравственно-духовные параметры 1. Формирование гражданских навыков: - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; - умение принимать и защищать свои решения; - готовность к участию в общественных делах; 2. Сформированности осознанного отношения к базовым ценностям: - патриотизм и любовь к Родине; - права и свободы человека и гражданина; - символика Российской Федерации; - национальное самосознание; - уважение чести и достоинства других граждан; - гражданственность. Структурная программа состоит из семи разделов: 1. Основы строевой подготовки. 2. Сборка и разборка автомата 3. Прикладная физическая подготовка 4. Медико-санитарная подготовка. 5. Туристическая подготовка 6. История Великой отечественной войны.(1941-1045 гг.) 7. Огневая подготовка. Тематическое планирование Тема занятия № п/п Вид занятия Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. Вооруженные Силы Российской Федерации. История создания. Патриотизм и верность воинскому долгу. Дни воинской славы в России Символы воинской чести. Боевое знамя. Ордена. Медали. Почетные награды. Ритуалы Вооруженных Сил РФ. Военная присяга. Ритуал вручение боевого знамени воинской чести. Строевая подготовка. Строевая подготовка. Строи и управление ими. Строевая подготовка. Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая подготовка. Строевая подготовка. Воинское приветствие. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Производство стрельб. Приемы и правила стрельбы из автомата Калашникова. Начальное упражнение из автомата. Теоретическое 1 Теоретическое Теоретическое Теоретическое Теоретическое Теоретическое Теоретическое Теоретическое 1 1 1 1 1 1 1 Практическое Теоретическое 1 1 Практическое Теоретическое Практическое Теоретическое 1 1 1 1 Практическое Теоретическое 1 1 Практическое 1 Список литературных источников Для учителя 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа Издательство М.: Просвещение, 2010. 2. А.Т. Смирнов. Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности», начальная школа. Москва «Просвещение», 2006 3. А.Я. Данилюк. Духовно-нравственное развитие младших школьников. Методические рекомендации. Москва «Просвещение», 2011 4. А.Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение», 2011 Для обучающихся: 1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 2. Интернет - ресурсы Материально-техническая база: Список используемых презентаций: 1. Военная присяга 2. Военная форма история создания 3. Одежда военнослужащих и знаки отличия 4. 5. Ордена и медали Прохождение воинской службы по призыву