ВД Актуальные вопросы обществознания

MynuqunaJrbHoe 6roAxeruoe o6rueo6pa3 oBareJrbHoe yqpexAeHue
KocronaynmcKoro ropr)AcKono oKpyra
<>

Anf, frarqr,txcs. 9 KJraccoB

Cocraelarerr4:

9uNona f.IO.
r4cToprrK

Kocrouyrma,2022 r.

Пояснительная записка
Программа предметного курса «Актуальные вопросы обществознания» во внеурочной
деятельности предназначена для обучающихся 9 классов в качестве предпрофильной
подготовки и рассчитана на 34 часа.
Курс «Актуальные вопросы обществознания» — комплекс дисциплин, объектом
исследования которых являются различные стороны жизни общества. Курс включает в себя
основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения,
экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых
для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической,
политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью данного курса является
то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно
связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое.
Основной целью курса «Актуальные вопросы обществознания» является воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской
Федерации.
Цель обществоведческого образования в 9 классе – содействие воспитанию общероссийской
идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации, а также формирование у учащихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников
младшего подросткового возраста.
Задачи курса «Актуальные вопросы обществознания»:
 развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации; развитие у
обучающихся способности к самоопределению, самореализации и самоконтролю;
 формирование у обучающихся:
 интереса к науке и повышение мотивации к высокопроизводительной и
инновационной трудовой деятельности;
 целостной картины общества на основе современных научных знаний и методик;
 духовной культуры, основанной на нормах морали, принципах толерантности и
равенства, уважения к традиционным для России религиям;
 политической культуры, основанной на принципах демократизма и плюрализма,
повышение мотивации к участию в политической жизни страны;
 содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях.
В результате изучения курса «Актуальные вопросы обществознания», обучающиеся 9
класса должны уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
•анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия,
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
•объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию,
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
•формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения
и аргументы по определенным проблемам;
•применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
На курс по внеурочной деятельности в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Основные формы работы при проведении внеурочного курса в 9 классе: лекции, практикум,
индивидуальная практическая работа, дискуссии, работа с видеоматериалами, семинары,
практические занятия, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала,
организация понимания через обсуждение.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядный,
практический.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение
ситуативных задач, тесты для этапа контроля
Содержание воспитательного потенциала занятий:
 Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися).
 Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях
явлений.
 Организация их работы с получаемой во время занятий социально значимой
информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
 Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей
командной работе и взаимодействию с другими учениками.
 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения.
 Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе.
Содержание программы
№
1.

Тема
Введение

2.

Раздел 1.
Человек и
общество

Содержание
Введение. Обществознание: как знание и как
наука. Различные виды источников.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в
малой группе. Общение. Роли человека в малой
группе. Лидер. Свобода личности и
коллектив. Межличностные отношения.
Межличностные конфликты, их конструктивное
разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и
угрозы. Современные мир и его проблемы.
Глобализация. Причины и опасность
международного терроризма.
Понятие об обществе как форме
жизнедеятельности людей. Взаимодействие

Кол-во часов
1
8

общества и природы. Основные
сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды. Социальные
изменения и его формы. Эволюция и революция.
Развитие общества. Движущие силы
общественного развития. Традиционное,
индустриальное, информационное общества.

2

Раздел 2. Сфера
духовной
культуры

4.

Раздел 3.
Экономическая
сфера жизни
общества

5

Раздел 4.
Социальные
отношения

6

Раздел 5.
Политика

Понятие «культура»; духовная жизнь общества;
искусство, его виды, место в жизни человека.
наука в современном обществе; образование и
самообразование; религия, её роль в обществе;
Церковь как общественный институт мораль,
основные ценности и нормы
Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и
потребности. Ограниченность
ресурсов. Альтернативная стоимость (цена
выбора). Экономические основы защиты прав
потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция.
Экономические системы и собственность. Главные
вопросы экономики. Роль собственности и
государства в экономике. Производство и
труд. Факторы, влияющие на производительность
труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные
организационно-правовые формы. Издержки,
выручка, прибыль. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство. Предпринимательская
этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и
предложения. Факторы, влияющие на спрос и
предложение. Формы сбережения граждан
(наличная валюта, банковские вклады, ценные
бумаги). Экономические цели и функции
государства. Безработица как социальное явление.
Экономические и социальные последствия
безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами
Социальная структура общества. Социальные
группы и общности. Социальная роль и
социальный статус. Социальная мобильность.
Социальный конфликт. Пути его разрешения.
Социальная структура общества. Социальные
группы и общности. Социальная роль и
социальный статус. Социальная мобильность.
Социальный конфликт. Пути его разрешения.
Значение конфликтов в развитии общества.
Социальные нормы. Социальная ответственность.
Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных форм
отклоняющегося поведения.
Политика, её роль в жизни общества;
политическая власть; разделение властей;

3

7

4

6

7

Раздел 6. Право

9

Итоговое
занятие

государство, формы правления; суверенитет;
национально-государственное устройство,
политические режимы.
выборы, референдум; партии и движения;
многопартийность. Конституция – основной закон
государства; основы конституционного строя РФ;
федерация, её субъекты; законодательная,
исполнительная и судебная власть в РФ; институт
президентства; местное самоуправление
Понятие «право»; отрасли права; права человека;
Всеобщая декларация прав человека, права
ребёнка. Гражданское общество и правовое
государство; преступление; уголовная
ответственность; административный проступок;
правоохранительные органы

4

1

Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета:
1.

Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.];
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2014.

2.

Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов,
Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c.

3. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ/Баранов П.А. – 5-е
изд., испр. – Москва: Издательство АСТ,2019. – 286 с.
4. Обществознание. ОГЭ-2020. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое
пособие/О.А. Чернышева. – Ростов н/Д: Легион, 2019. – 560 с.
5. ОГЭ 2021. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты/Котова О.А., Лискова
Т.Е.: Национальное образование, 2020 г. – 336 с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».