MynnqnnaJrbHoe 6roAxernoe o6rqeo6pa3oBareJrbHoe yqpexAeHue KocronayrmcKoro ropoAcKoro oKpyra (CpeAHrs o6rueodpa3oBareJrbHas urcora J\b 3 c yruy6;renHbrM rr3yrreur{eM MareMarr.rnr.D) Cornaconauo: Yrnepxgaro: or 29.08.2022 r. 3aMecTLrTeJrb Ar4peKTOpa Jlanxoscxar H.A. Hepo6ona M.C. llpunaro Ha neAarorr.rqecKoM coBere flp. Ns 1 or 29.08.2022r. PABOIIAS IIPOIPAMMA KYPCA BHEYPOqHOfr NEfl TEJIbHOCTI4 (3 AHI4MAT E JIbHA-fl M ATE MATI,IKA) Anr rrarrltrxcr ) KJraccoB CocranvreJrrl: Muxalrqosa E.M. Vqurern MareMarr,rKr4 Kocrouyxrua,2022 r. ;l Пояснительная записка Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения . Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ. Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 5-х классов, срок реализации 1 год. ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность. ЗАДАЧИ: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; расширять математические знания в области чисел; содействовать умелому использованию символики; правильно применять математическую терминологию; развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, развивать краткости речи. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физикоматематического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия. Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся: усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах. Результаты освоения курса внеурочной деятельности по математике в 5 классе овладение способами мыслительной и творческой деятельности; развитие мотивации к собственной учебной деятельности; ознакомление со способами организации и сбора информации; создание условий для самостоятельной творческой деятельности; развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления; развитие мелкой моторики рук; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности по математике Учащиеся получат возможность: - овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться некоторым специальным приёмам решения задач; - использовать догадку, озарение, интуицию; - использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей,математическое моделирование; - приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью моделирования,интерпретации их результатов; - целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новыеязыковые средства. Личностные результаты: - Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. - Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, преодолевать трудности -качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. умения - Воспитание чувства справедливости, ответственности. - Развитие самостоятельности мышления. суждений, независимости и нестандартности Метапредметные результаты: Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания. - Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда;использование его в ходе самостоятельной работы. - Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы счисловыми головоломками. - Анализ правил игры. - Действие в соответствии с заданными правилами. - Включение в групповую работу. - Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения иаргументирование его. - Аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использованиекритериев для обоснования своего суждения. - Сопоставление полученного результата с заданным условием, конт ролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок. - Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомыхчисел (величин). - Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы. - Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи. - Использование соответствующих моделирования ситуации. знаково-символических средств для - Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи. - Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. - Воспроизведение способа решения задачи. - Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных. - Выбор наиболее эффективного способа решения задачи. - Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно). - Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи. - Конструирование несложных задач. - Выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже. - Анализ расположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. - Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции. - Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии сзаданным контуром конструкции. - Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием. - Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии. - Анализ предложенных возможных вариантов верного решения. - Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построеннойконструкции с образцом. Предметные результаты: - Создание фундамента для математического развития. - Формирование деятельности. механизмов мышления, характерных для математической В результате освоения программы « Занимательная математика» формируются следующиеуниверсальные учебные действия: Личностные - сформируются познавательные интересы, - повысится мотивация, - повысится профессиональное, жизненное самоопределение, - воспитается чувство справедливости, ответственности, - сформируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления. Регулятивные Будут сформированы: - целеустремленность и настойчивость в достижении цели, - г готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма, - учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие всоответствии с поставленной задачей, - вносить необходимые коррективы в действие, - получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры. Познавательные Научатся: - ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решениипроблем творческого и поискового характера; - анализировать объекты с целью выделения признаков; - выдвигать гипотезы и их обосновывать, - самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера. Коммуникативные Научатся: - распределять начальные действия и операции; - обмениваться способами действий; - работать в коллективе; - ставить правильно вопросы. Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются: Патриотическое воспитание: Проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношениемк достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества; готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: Способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого жеправа другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. Содержание курса внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления в 5 классе уделяется особое внимание. Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия (передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных в разных местах класса и др.) Во время занятий предусматривается поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий предусматривается использование принципа свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания будут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание курса: 1. Числа История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. Необычное об обычных числах. Закономерность расположения чисел натурального ряда. 2. Ребусы, головоломки, фокусы Магические квадраты и числовые ребусы. Математические головоломки. Арифметические и геометрические головоломки. Математические фокусы. 3. Задачи Задачи на максимальное предположение. Задачи на разрезание и перекраивание. Задачи на составление фигур. Решение задач методом « с конца». Решение задач методом ложного положения. Занимательные задачи. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Задачи – шутки. Задачи с обыкновенными дробями. Сюжетные задачи. Старинные задачи. Логические задачи. Элементы теории графов. Задачи на смекалку. Задачи с десятичными дробями. Задачи на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость. Задачи на проценты. Задачи на геоплане. Задачи со спичками. Вероятностные задачи. Основные виды деятельности учащихся: решение математических задач; оформление математических газет; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; выполнение проекта, творческих работ; самостоятельная работа; работа в парах, в группах. Формы организации учебного процесса и методы проведения занятий: Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая наблюдение, самостоятельная работа. работа, эксперимент, Формы подведения итогов: Участие в олимпиадах, конкурсах, чемпионатах Участие в предметных неделях Участие в проектной деятельности Участие в выставке творческих работ Составление собственных занимательных задач Тематическое планирование № Название тем п\п 1 Числа 2 Ребусы, головоломки, фокусы Всего часов 3 4 Задачи Итого: 3 27 34 Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная математика»в 5 классе № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры Необычное об обычных натуральных числах Закономерность расположения чисел натурального ряда Магические квадраты и числовые ребусы Математические софизмы (головоломки) Некоторые арифметические и геометрические головоломки Секреты некоторых математических фокусов Решение задач с помощью максимального предположения Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание Китайская игра Танграм (составление фигур) Решение задач методом «с конца» Решение задач методом ложного положения Решение занимательных задач Решение задач на переливания Решение задач на взвешивания Решение задач - шуток Решение задач с обыкновенными дробями Решение задач с обыкновенными дробями Решение сюжетных задач Решение старинных задач Решение логических задач с помощью таблиц Элементы теории графов Применение графов к решению логических задач Решение задач конкурса - игры «Кенгуру» Решение задач конкурса - игры «Кенгуру» Решение задач на смекалку Игра «Брейн – ринг» (игра 1) Решение задач с десятичными дробями Кол-во Дата часов проведения занятия по по плану факту 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примеч ния 29 Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость 1 30 31 32 33 34 Решение задач на проценты Угол. Решение задач на геоплане Решение задач со спичками Игра «Брейн – ринг» (игра 2) Решение вероятностных задач 1 1 1 1 1 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.school collection.edu.ru/ 2. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.rulnauka/. 3. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru. 4. Сайты «Мир энциклопедий», http://www.rubricon.ruI; http://www.encyclopedia.ru1. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц