MynuqnnaJrbnoe 6rogxernoe o6qeo6pa3oBareJrbHoe yqpeil(neHr.re KocrorvryrcrtrcKoro ropoAcKoro orcpyra (CpeAHrfl o6rueo6pa3oBareJrbnas nrrcola Nb 3 c yr.nyb.nenHbrM rr3yqeHrreM MareMarrrKrD) r Couaconano: Yrnepxgaro: 07 or 29.08.2022 r. 3aMecTI4TeJIb ALIpeKTOp JlanKoecras H.A. Hepo6ona M.C. llpuuxro Ha fleAarorprqecxou coBere IIp.Is I or 29.08.2022r. PAEOqA.fl TIPOTPAMMA KyPCA BHEyPOqHOfr AEflTEJIbHOCTT4 (IOHHATbI> Anfi yqarrluxc.s ) KJraccoB CocrasureJrr{: lleperpem O.I4. lleAaror-opraHr{3arop OEX Kocronavxrua.2022 r. ;l ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Мин просвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; Место курса в плане внеурочной деятельности: Настоящая программа рассчитана на подготовку учащихся школы к ручному труду в школьной теплице. Кроме того, программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать у детей необходимые им умения и навыки по выращиванию растений, уходом за ними. Программа позволит школьникам познакомиться со способами возделывания основных сельскохозяйственных и декоративных культур с учетом их биологических особенностей, работы с почвой, местных почвенно-климатических условий. Учебный курс предназначен для обучающихся 5–6-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе. Для успешного обучения кроме традиционных уроков, включены такие формы занятий: как наблюдение, экскурсия, практическая работа, используется наглядный материал и натуральные объекты. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, также сезонность работ. Преподавание базируется на знаниях учащихся, полученных на занятиях природоведения, биологии. Комплексный подход к ознакомлению с аграрным сектором способствует углубленному изучению отдельных учебных предметов при возникшем интересе школьника и обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием. Актуальность. Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» и проекта «Школьное агробизнес образование» является задача создания системы специализированной, профильно-ориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и социализацию обучения. В проекте «Школьное агробизнес образование» отмечается, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Один из важнейших компонентов этого соответствия - готовность к сельскому профессиональному труду, осознание роли труда в обеспечении собственной успешности, правильный выбор профессии, готовность к постоянному профессиональному развитию и непрерывному образованию Детский сад, школа, социально ориентированные дополнительные занятия – важные компоненты российской системы образования, которые сохраняют значительные возможности влияния на социализацию выпускника школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села. Современное российское село находится на пороге серьезных преобразований во многих сферах жизнедеятельности, поэтому оно остро нуждается в притоке молодых, работоспособных, квалифицированных специалистов. Школа и социум несут большую ответственность перед своими воспитанниками за их будущее. В новых социально – экономических условиях дети должны не только получать первые навыки работы на земле, но и учиться грамотно, эффективно хозяйствовать на ней; они должны уметь оценивать результаты своего труда как морально, так и материально. Важнейшей задачей современной школы является формирование «сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, позволяющим им реализовать себя как будущего хозяина земли. Каждый выпускник школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства. В этих условиях введение профильного агробизнес обучения и предпрофильной подготовки в школе становятся особенно актуальными и являются компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному выбору профиля профессионального обучения. Цели обучения Познакомить учащихся с основными отраслями сельского хозяйства; общими понятиями растениеводства; различными технологиями земледелия; различными технологиями агрохимии: технологиями возделывания овощей, полевых, декоративных культур; показать взаимосвязь природы и сельскохозяйственной деятельности человека, освоить основы исследовательской работы с культурными растениями. Задачи обучения 1.Обучить технологическому подходу к работе с культурными растениями: формулировать конкретную цель своего труда; разбивать свою деятельность на этапы (операции); выполнять поэтапно работу для достижения поставленной цели; обсуждать с товарищами результаты работы; делать выводы. 2. Научить выполнять конкретные технологические приемы сельскохозяйственных работ с использованием ручных орудий труда: перекопка, поделка гряд, рыхление, полив, прополка, закладка компоста, сбор урожая. 3.Научить правилам безопасного сельскохозяйственного труда. 4.Обучить различным организационно- технологическим приемам: - правильной организации посевных и посадочных работ; - приемам ухода за вегетирующими растениями (полив, подкормки, защита от сорняков, вредителей и болезней); - уборка урожая. 5. .Использовать естественно-научные знания: ботаническое описание культурных и сорных растений; биологические особенности их развития, требования к основным абиотическим параметрам (свет, вода, температура, элементы питания) для их выращивания. 6. Обучить основам опытнической работы: правилам закладки опытных посевов, проведению наблюдений, ведению дневника и журнала опыта. Ожидаемые образовательные результаты: учащиеся должны знать: -название овощных и цветочных групп растений, их отличительные признаки и представителей. - устройство простейшего сельскохозяйственного ручного инвентаря и основные виды работы с ним. - название 3- 4 комнатных растений, способы их размножения и правила ухода за ними; значение почвы в жизни растений; - технологию выращивания зеленых овощей (укропа и петрушки), лука на зелень в условиях теплицы. - сроки уборки и виды уборки овощных культур; - название 5 местных однолетних цветковых растений, выращиваемых в нашей местности посевом семян и рассадным способом в открытом грунте; - названия многолетних зимующих и не зимующих цветковых растений, выращиваемых в нашей местности, виды их размножения, осенний уход за зимующими, хранение не зимующих; - улучшение плодородия почвы: внесение органических и минеральных удобрений; - отличительные признаки цветников; - технологию выращивания рассады однолетних цветковых растений в условиях теплицы и открытого грунта. Учащиеся должны уметь: - распознавать овощи и их группу по внешнему виду и семенам; - определять 3- 4 комнатных растений, проводить черенкование и уход за ними. - распознавать косточковые, семечковые по рисункам. - сеять петрушку, укроп, сажать помидоры, перец в грунт теплицы и ухаживать за ним. - определять сроки уборки овощных культур по внешнему виду плодов; - распознавать однолетние цветковые растения по семенам, собирать их семена; - определять многолетние цветковые растения; - пересаживать зимующие многолетние цветковые растения и готовить не зимующие к ранению в зимний период; - выращивать рассаду однолетних цветковых растений. - сеять семена и сажать рассаду однолетних цветковых растений и ухаживать за ними. Курс предполагает развитие следующих компетенций: - учебно-познавательные - знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; - информационные - данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; - социально-трудовые компетенции - ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Формируются также бытовые, экономические, коммуникативные компетенции. №п/п Тематический блок 1 2 3 4 Вводное занятие Цветоводство Комнатные растения Садовые растения Колво часов 2 8 7 7 Содержание воспитательного потенциала урока Повышение познавательная мотивация школьников, развивитие опыта 5 Выращивание рассады цветочных и овощных культур 8 6 Инвентарь для работы. Итого: 34 2 ведения конструктивного диалога, командной работы; повышение внимания школьников к обсуждаемой информации и познавательная деятельность учеников, развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду; воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков само обслуживающего труда..