MynnqurraJrbnoe drogxeruoe o6qeo6pa3oBareJrbnoe frperrqeHrre KocromynmcKoro ropoAcroro oKpyra (CpeArrflfl o6qeo6pa3oBareJrbrrafl rnKoJra }lb 3 c yr.rryd.rrelrnbrM u3yrreuneu MareMarrrKID) $r(oIA gSiJ CoruacoBarro: 3 ar\,IecTr{TeJrb lgpercropa JlauroscKas H.A. 'tr0il ffi '#p PAEOIIAf, IIPOTPAMMA BHEYPOIIHOft AEfl TEJIbHOCTII (B MIIPE CIIOPTI,IBHbIX nfP> Arfl yqarqlrxcs.l I-l5 ner cpoK peaJrr{3rulr,rn- 1 roA CocmnureJrlr: frrrreJrb Qusu.recroft Komouyrrr1202I r. rynsrlpu I. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «В мире спортивных игр» разработана на основе примерной программы для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 11-15 лет. Программа предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, участие во внутришкольных соревнованиях. Курс призван оказывать содействие гармоничному физическому развитию каждого ребёнка, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья; ориентирован на привитие потребности к систематическим занятиям физкультуры и спорта. Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта. Программа внеурочной деятельности «В мире спортивных игр» предусматривает проведение занятий в форме теоретических и практических часов, в том числе и в форме соревнований из расчёта 34 часа в год, теоретический минимум изучается в процессе занятий в необходимом объёме. На проведение соревнований и физкультурных праздников предусмотрено 4 часа, на практические занятия отведён 30 час. На занятиях сообщаются основные сведения по истории развития различных видов спорта, даются основы техники, тактики, правил игры. Программа включает в себя межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как физиология, биомеханика, спортивная психология, теория и методика спортивных игр. Теоретический и практический материалы программы предусматривают региональную составляющую, что позволяет обучающимся более глубоко изучать особенности различных видов спорта и спортивных игр. На практических занятиях обучающиеся овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр, методикой обучения других правил игры. В ходе занятий углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации групп для товарищеского взаимодействия в ходе игры, совершенствуются физические качества. Программа предусматривает изучение курса спортивных и подвижных игр по следующим разделам: 1. Основы техники и тактики в спортивных играх. 2. Методика обучения технике игры. 3. Организация и методика проведения занятий по спортивным играм. 4. Судейство в спортивных играх. В основу программы заложены следующие принципы: Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля. Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. II. Цели и задачи Цель программы: Обучить школьников основным приемам техники игровых видов спорта; Ознакомить с простейшими тактическими действиями; Обучить правилам игры. Научить использовать подвижные игры в занятиях по физической культуре и спорту, в коллективной досуговой деятельности. Ознакомить учащихсяс историей возникновения тех или иных мгровых видов спорта. Задачи программы: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся; популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха; формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми; обучение технике и тактике спортивных игр; развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости); формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; воспитание моральных и волевых качеств. III. Учебно-тематическое планирование № урока Наименование раздела Тема занятия 1 Баскетбол (10 ч) Инструктаж по ТБ. Ведение мяча, ловли и передача мяча, броски в корзину. Ведение мяча, ловля и передачи мяча, финты, эстафеты с ведением мяча. Учебная игра. Передвижение, прыжки, остановки, повороты с мячом, финты, заслоны. Игра «10 передач». Упражнения с мячом по заданию, финты, заслоны, техника игры в защите. Учебная игра. Передачи мяча двумя руками от груди, техника игры в защите, учебная игра в стритбол. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди со средней дистанции.Игра по упрощенным правилам. Эстафеты с элементами баскетбола. Пионербол ( 6 ч.) Передача и ловля мяча двумя руками. Учебная игра. Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол с места, то же - в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега. Прямой нападающий “удар” через сетку с 2-3 шагов разбега двумя руками из-за головы (бросок). Учебная игра. Подача броском одной рукой (сверху или снизу). Учебная игра. Учебная игра в пионербол. Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу - сверху в парах. Передача мяча двумя руками сверху после перемещения. Подвижная игра «Спираль». Верхняя и нижняя передача мяча в парах, эстафета с элементами волейбола (верхней и нижней передачами мяча). 2-3 4 5 6-7 8-9 10 11 12 13 14 15-16 17 18 19 Волейбол (11 ч.) 20-21 22 23-24 25 26 27 28-29 Бадминтон (7 ч.) 30-31 32-33 34 Верхняя и нижняя передачи мяча на точность после перемещения.Учебная игра в пионербол. Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижнейпередачи мяча. Подвижная игра «Перестрелка». Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6,3,4 и 6,3,2. Учебная игра по упрощенным правилам. Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча. Учебная игра с заданием. Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи. Пионербол с элементами волейбола Групповые упражнения в приеме мяча снизу от нижней подачи, групповые упражнения в передаче, эстафеты с элементами волейбола. Различные виды жонглирования с воланом, выполнение ударов открытой и закрытой стороной ракетки. Удары снизу, сверху, слева, справа, подачи в зону. Учебная игра Удары справа, слева по высокой траектории, удар «смеш», подача в зону. Учебная игра. Соревнования и эстафеты с применением элементов бадминтона. IV. Cтруктура и содержание программы Название раздела Баскетбол Теория: Основные теоретические понятия - История возникновения игры. - Правила игры. - Организация и проведения соревнований. - Инструктаж по Практика: Примерное содержание деятельности -ОФП - СФП - Перемещения, остановки, повороты. - Бег с изменением скорости, направления. Оборудование, оснащенность Баскетбольные мячи, гимнастические скамейки, скакалки, свисток. ТБ на занятиях баскетболом. Пионербол - История возникновения игры. - Правила игры. - Ловля и передача мяча двумя руками от плеча в парах, в тройках, на месте и в движении. - Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с близкого расстояния после остановки и после ведения. - То же со средней дистанции. -Ведение мяча с изменением направления после ловли в движении и ведение мяча с ускорением. Сочетание изученных приёмов и применение их в игре 1х2, 2х2, 2х3, 3х3. - Индивидуальные действия в нападении и защите, выбивание и вырывание мяча, держание игрока без мяча и с мячом. Сочетание изученных приёмов и применение их в игре. - ОФП - СФП - Обучение техники нападения. Теннисные мячи, гимнастические скакалки, волейбольные - Организация и проведения соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях Пионерболом. Волейбол - История возникновения игры. - Правила игры в волейбол. - Организация и проведение соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях волейболом. Бадминтон - История возникновения игры. - Правила игры в бадминтон. - Организация и проведение Подводящие и подготовительные упражнения. - Техника защиты. Игровые упражнения с включением основных приёмов игры в нападении и защите. Учебная игра. - ОФП - СФП - Обучение техники нападения: а) Стойки, перемещения; б) Передача мяча сверху двумя руками стоя лицом, спиной в направлении передачи; в) Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая; г) Нападающий удар. Подводящие и подготовительные упражнения. - Техника защиты: а) Стойки, перемещения; б) Приём мяча снизу; в) Блокирование. - ОФП - СФП - Обучение техники нападения: а) атакующие удары справа, слева,сверху, снизу; мячи, свисток. Теннисные мячи, подвесной мяч, гимнастические скамейки, скакалки, волейбольные мячи, набивные мячи, свисток. Теннисные мячи, волан, ракетка, стенка гимнастическая, свисток соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях бадминтоном. б) удары внутренней и внешней стороной ракетки. - Техника защиты. Подводящие и подготовительные упражнения. Учебная игра. Планируемые результаты освоения курса В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих компетенций: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.). Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Привлечение родителей к совместной деятельности . Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. 1. Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; выполнять физические упражнения для развития физических навыков; различать “полезные” и “вредные” продукты; использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ; определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье; заботиться о своем здоровье; находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет; применять коммуникативные и презентационные навыки; использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах; находить выход из стрессовых ситуаций; принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. V. Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в малом и большом спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровье сберегающих практик. Оборудование для игр: 1. Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты); 2. Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные. 3. Кегли. 4. Флажки: разметочные с опорой, стартовые. 5. Рулетка измерительная. 6. Щит баскетбольный тренировочный. 7. Сетка для переноса и хранения мячей. 8. Волейбольная сетка универсальная. 9. Сетка волейбольная. Пришкольная спортивная площадка: 1. Игровое поле для мини-футбола. 2. Площадка игровая баскетбольная. 3. Площадка игровая волейбольная. 4. Полоса препятствия. VII. Список литературы 1. Спортивные игры / Под ред. Ю. И Портных. - М.: ФиС, 1975г. 2. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания для 1–11 классов \ В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2010г. 3. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей) / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение, 2012г. 4. Коротков И.М. Подвижные игры. М.: Знание, 1987г. 5. Гомельский А.Я. Бакетбол: секреты мастерства. 1000 баскетбольных упражнений. – М.: Агенство «Фаир», 1997г. 6. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. – М.: Академия, 2004г.