MynnqnrraJrbnoe 6rcAxernoe o6qeo6pa3oBareJrbnoe y.rpexAerrue KocrouynrtrcKoro ropo4cKoro oKpyra <Cor.rracoBauoS 3aMecTHTeJrb ArrpeKTopa Jlarroscrar H.A. ffi qM i/- Hepo66a M.C. 7 o, <<3-r, a/zo{/ PAEOIIAf, TIPOTPAMMA BHEYPOIIHOfr AE'ITEJIbHOCT}I (B MTIPE IITP> Arf, yqarqwxct 1,,4 KJraccoB cpoK peilru3arlmn- I roA , CocraBl.rreJrb: Toprenr JI.H., l.mrenr Qnsu.recxoft rylbrypbr Kocronnyrma,202l r. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «В мире игр» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2011. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму. Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. Во внеурочную деятельность «В мире игр» вошли народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Внеурочная деятельность «В мире игр» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества. Основными задачами данного курса являются: укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств; развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости; развитие сообразительности, творческого воображения; развитие коммуникативных умений; воспитание внимания, культуры поведения; создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе; обучить умению работать индивидуально и в группе, развить природные задатки и способности детей; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия, – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Планируемые результаты Личностными результатами являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; умение выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; Предметными результатами являются следующие умения: в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения. Формы и средства контроля: Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; итоговый – соревнования, конкурсы ; Место курса внеурочной деятельности «В мире игр» в учебном плане: Курс предназначен для учащихся начальной школы. В 2021/2021 году программа реализуется в 1-х и 4-х классах. Занятия проводятся раз в неделю. В 1-х классах – 33 занятия в год. В 4-х классах- 34 занятия в год. Содержание курса № Темы занятий п/п 1. Техника безопасности Подвижные игры 2. Игрыдраматизации 3. Ситуативные игры4. упражнения 5. 6. Комплексные игры на местности. Комплексная игра приключение. Содержание Техника безопасности в играх разных направлений Подвижные игры. Сложные подвижные-полуспортивные игрысостязания. Развитие реактивности, резкости, быстроты, скоростной выносливости. Подвижные игры для развития ловкости. Подвижные игры на развитие силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха. Игры – драматизации. Игровые диалоги- импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Проблемная ситуация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Игра как способ самопознания. Ситуативные игры – упражнения. Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция. Комплексные игры на местности. Игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре на местности. Комплексная игра- приключение. Команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки. Количество часов всего теор. практ. 2 1 1 10 2 8 11 5 6 3 1 2 4 1 3 3 1 2 7 Подведение итогов Защита каждой группой своего проекта «Мои любимые игры» Итого Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире игр» (1 класс) Содержание занятия Номер занятия 1 Правила техники безопасности. Игры «Салки», «Стоп!». 2 Развитие внимания, ловкости. Игры «Стоп!», «Салки». 3 Развитие внимания, честности. Игра «Пустое место». 4 Развитие внимания, ловкости. Игры «Салки с мячом». 5 Упражнения с мячами. Игра «Удочка». 6 Упражнения с мячами. Игра «Защита укрепления». 7 Развитие ловкости, быстроты. Игра «Выбивалы». 8 Упражнения с мячами. Игра «Колдунчики». 9 Упражнения со скакалкой. Игра «Салки с хвостиками» 10 Прыжки через скакалку. Игра «Охотники и утки». 11 Упражнения с мячами. Игра «Перестрелка». 12 Упражнения на скамейке. Игра «Вызов номеров». 13 Бросок и ловля мяча. Задания с длинной скакалкой. 14 Упражнения с мячами. Игра «Удочка». 15 Ведение мяча. Полоса препятствий. 16 Преодоление полосы препятствий. Игра «Стоп». 17 Ведение мяча. Игра «Перестрелка». 18 Прыжки через скакалку. Игра Перестрелка». 19 Упражнения с мячами. Задания с длинной скакалкой. 20 Бросок и ловля мяча. «Скакалка – подсекалка». 21 Прыжки через скакалку. Игра «Пустое место». 22 Упражнения со скакалкой. Игра «Пионерский мяч». 23 Брсок и ловля мяча. Игра «Третий лишний». 24 Упражнения с мячами. Игра «Колдунчики». 25 Ловля и передача мяча. Игра «Перестрелка». 26 Прыжки через скакалку. Игра «Салки с 1 1 34 9 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 27 28 29 30 31 32 33 хвостиками» Упражнения с мячами. Игра «Перестрелка». Задания с длинной скакалкой. Игра «Защита укрепления». Прыжки через скакалку. Игра «Флорбол». Задания с длинной скакалкой. Игра «Флорбол». Упражнения со скакалкой. Игра «Салки с хвостиками». Упражнения со скакалкой. Игра «Живая мишень». Игровые задания с мячами. Игра «Перестрелка». 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование «В мире игр» 4 класс Номер Содержание занятия занятия 1 Правила техники безопасности. Игра «Перестрелка» 2 Развитие внимания, ловкости. Игры «Колдунчики» 3 Развитие внимания, ловкости. Игра «Шведская лапта». 4 Развитие ловкости. Упражнения с длинной скакалкой. 5 Развитие ловкости, быстроты. Игра «Перестрелка». 6 Упражнения с мячами. Игра «Перебежка с выручкой». 7 Прыжки через скакалку. Игра «Перестрелка»». 8 Упражнения с мячами. Игра «Защита укреплений». 9 Бросок и ловля мяча. Ведение мяча шагом в движении. 10 Полоса препятствий. Игра «10 передач». 11 Ведение мяча шагом в движении. Игра «Мяч капитану». 12 Бросок мяча в кольцо. Ведение мяча. Игра «Борьба за мяч». 13 Ловля и передача мяча. Игра в мини-баскетбол. 14 Школа баскетбола. Ведение, передачи, броски мяча. 15 Введение, броски мяча. Игра в мини-баскетбол. 16 Упражнения с мячами. Игра «Мяч капитану». 17 Ловля и передача мяча. Игра «Борьба за мяч». 18 Упражнения с мячами. Игра «Перебежка с Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 выручкой». Бросок и ловля мяча. Игра «Перестрелка». Задания с мячами. Игра «Пионербол». Передача мяча сверху над собой. Игра «Пионербол». Прием и передача мяча сверху. Игра «Пионербол». Подача мяча через сетку. Игра «Пионербол» с заданиями. Прием и передача мяча. Подача мяча. Игра «Пионербол» Упражнения с мячами. Игра «Круговая лапта». Прыжки через скакалку. Игра «Перебежка с выручкой». Упражнения со скакалкой. Игра «Защита укрепления». Развитие быстроты, ловкости. Игра «Круговая лапта». Ведение, передачи, броски мяча. Игра «10 передач». Упражнения с мячами. Игра «Мяч капитану». Упражнения со скакалкой. Работа на тренажерах. Упражнения с мячами. Игра «Перестрелка». Встречная эстафета. Игра «Круговая лапта». Игровые поединки. Игры по выбору детей. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА « В МИРЕ ИГР» 1. Библиотечный фонд Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы - М.:Просвещение, 2007 г., Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 2011 Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 2008 Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 2012 Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2009 Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2012 Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2011