ВД Техническое творчество

MynuqnrraJrbnoe 6roAxernoe odqeo6pa3oBareJrbuoe y.rpexAenne
KocronryrrtrcKoro ropoAcKoro onpyra
<

Cor.rracoBano:
3aMecr[rTeJrb AHpeKTOpa

Jlauroncras H.A.

PAEOIIAfl TIPOTPAMMA
BHEyPOqHoft AEflTEJTbHOCTTT

(TEXHI,ITIECKOE TB OPqE CTB OD

AJrr

frarquxcg

5-6

cpoK peilu,r3arlul.r-

KJraccoB

I roA

CocrannreJrr{:

Boponrlon A.lI.,
rrnTeJrb TexHoJrorun

KocmuyKrua, 2021 r.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Техническое
творчество» составлена на основе
ФГОС ООО предназначена для
организации внеурочной деятельности с обучающимися 5-6 классов.
В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и
возрождению угасающих видов народного декоративно- прикладного искусства. В
этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно
связаны с художественной обработкой местных растительных материалов - лозы,
бересты, лыка, рогоза, соломки и древесины.
Резьба по дереву национальный вид искусства для многих народов нашей
страны. Она всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила
наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию
способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых
мастеров, богатые традиции.
Разнообразие растительного мира давало большие возможности в
использовании этого бесценного дара природы. Лес волнует нас и творчески.
Человек безграничен к его многокрасочности, величию и образу. Художники и
скульпторы создали много прекрасных произведений, вдохновленных этой
неповторимостью. И особое внимание в необозримом мире леса заслуживает так
знакомое нам с детства дерево.
Дерево и руки художника - вечный союз добра и труда. Этот удивительный
материал природы сам по себе красив, а человек, прикоснувшись, дарит ему вторую
жизнь.
Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая
выразительность деревянных изделий всегда соединялись с утилитарным
назначением вещей. Это во многом определяло и способы художественной
обработки и характер орнаментального декора, соединяющий единство, как в
произведениях домовой резьбы или скульптуры, так и в домашней утвари, начиная
от ткацкого станка, прялки Рубеля и кончая деревянной посудой и детской
игрушкой.
К сожалению, дерево недолговечный материал. Пожары, стихийные
бедствия, войны, многое помешало сберечь старинные образцы народного
творчества, но то, что мы получили в наследство от мастеров прошлого, и то, что
создают наши талантливые современники нужно бережно сохранить, чтобы
передать будущим поколениям национальные традиции русского народа.
Программа «Техническое творчество» - посвящена сохранению и развитию
этого вида народного прикладного творчества.
Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники.
Занятия резьбой по дереву способствует гармоничному, эстетическому развитию
учеников, воспитанию у них трудолюбия, усидчивости, удовлетворению
художественных и творческих способностей.
Кроме изучения основных видов и приемов резьбы, всевозможной степени
художественной сложности, различных видов покрытия и обработки,
1

предусмотрено изучение деревообрабатывающего оборудования с принципами и
методами электрообработки, то есть всего того, что могло бы дать наиболее полные
знания, нужные как резчику, так и для, общего технического образования.
Цель:
формирование подрастающего поколения духовно - нравственного
отношения к окружающему миру путем его приобщения к народным
художественным промыслам посредством изучения резьбы по дереву.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о различных видах резьбы по дереву;
- научить техническим приемам резьбы по дереву;
- изучить характерные особенности материала;
- применять полученные знания, умения и навыки на практике;
Развивающие:
- образное мышление при работе с декоративной композицией, эстетический вкус
и чувство прекрасного;
- творческий подход к работе;
- выявить и развить индивидуальный почерк при выполнении резьбы по дереву;
Воспитательные (воспитать у обучающихся):
- чувство гражданственности и любви к Родине через изучение народного
творчества, возрождение и развитие народных традиций;
- такие качества, как трудолюбие, бережливость и аккуратность в работе с
материалами и инструментами;
- бережное отношение к народной культуре, чувство любви и уважения к творчеству
народных мастеров.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Техническое творчество», являясь прикладной, носит
практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми
основными приёмами и техникой резьбы. Обучение по данной программе
способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социальноэкономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в
современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по
настоящей программе, дети приобретают углублённые знания и умения по
данному виду декоративно-прикладного творчества.
На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии
материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание
уделяется технике безопасности при работе с техническими и ручными
приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие технологии.
Более результативной реализации программы будет способствовать
владение учителем художественного мастерства.
2

Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и
практические), прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, презентация,
беседа.
Развивает творческую активность личности обучающихся частая работа
с различной литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами,
иллюстрациями, интернетом, ребята создают свою работу, а не пользуются
готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые
дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми
ведётся дополнительно индивидуальная работа.
Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё
это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы
участвуют в выставках, а также могут быть использованы при оформлении
интерьера школы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа рассчитана на обучения детей 5-6 классов. На реализацию
программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов
в год.
Продолжительность занятий от 40 минут. Приоритетные направления
деятельности — стимулирование творческой активности ребенка, развитие
индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его
самореализации. Оптимальное количество детей в группе 12 - 15 человек, так как
при большем количестве обучающихся педагог не сможет индивидуально работать
с каждым их них.
Виды деятельности: познавательная, изобразительная, декоративная и
конструктивная. Занятия проводятся в учебной мастерской. Формы
подведения итогов – результаты опроса участников образовательных
отношений, участие в выставках, конкурсах.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приобретая теоретические знания и практические навыки резьбы, по дереву
обучающиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость
от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в
художественное произведение. Создавая резные композиции, обучающиеся
осваивают профессиональные приемы обработки древесины, практически
знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее
распространенных древесных пород, приобретают познания в области обобщения
видимых предметов и явлений, претворяя их в декоративные формы и образы.
Занятия резьбой, характерные для искусства многих народов нашей страны,
играют также существенную роль в патриотическом воспитании обучающихся, так
как позволяют приобщить их к художественным традициям своего края, народов
нашей страны, воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.
В программу внесены различные виды резьбы по дереву. Их изучение
составлено по мере сложности выполнения и применения резческого инструмента.
Обучающий эффект значительно выше, когда учебная резьба осуществляется с
3

натурального образца. Для этого используются иллюстрированные альбомы,
работы, выполненные педагогом. После освоения работы по образцам
обучающихся сочиняют собственные композиции, выполняют коллективные
изделия. На занятиях особое внимание уделяется вопросам безопасности труда.
В ходе выполнения учебных заданий предусматривается сообщения
обучающимися знаний по древесиноведению, специальной художественной
технологии резьбы, ведется профориентационная работа. При изучении выбирать
такие формы рельефа, которые бы соответствовали конкретной древесной породе и
виду резьбы, основывались на изучении традиций народного декоративноприкладного искусства.
Изделия обучающихся носят общественно - полезную направленность и
находят применение в домашней обстановке, в школе.
Обучающиеся, используя конкретные материалы, инструменты и
оборудование, знакомятся с общими основами техники и технологии. Опираясь на
естественно научные знания по общеобразовательным предметам, обучающиеся
получают и совершенствуют не только специальные, но и общетрудовые умения и
навыки.
В процессе работы у обучающихся развивается чувство ритма; тренируются
пальцы рук, глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура
труда; формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание
природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к
природе.
ЛИЧНОСТНЫЕ
И
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные УУД:
1. социализация личности;
2. формирование понятия о национальной культуре и представления о
вкладе своего народа в мировую художественную культуру;
3. развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
4. мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование
личностного смысла учения;
5. развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое
решение: умению создавать собственные творческие композиции
6. развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и
фантазии;
7. развитие этических чувств и эстетических потребностей,
эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и
художественному ремеслу;
8. формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия,
доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
9. формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые
обеспечивают успешное выполнение деятельности;
4

10. формировать представление о народных художественных
промыслах, расположенных на территории России;
11. формировать навыки безопасной работы при художественной
обработке древесины;
12. развитие навыков сотрудничества и сотворчества к традиционному
художественному ремеслу;
13. бережное отношение к духовным ценностям;
Метапредметные УУД:
1. освоение способов решения проблем поискового характера, развитие
продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности,
способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие
задачи;
2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
3. развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к
восприятию эстетического в деятельности и искусстве и собственной
творческой деятельности;
4. развитие способности понимать и использовать в своей творческой
работе художественные, поэтические и музыкальные образы в соответствии с
целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь
передать другому свое представление об увиденном, услышанном,
прочувствованном в разных видах искусства;
5. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и
переносить информацию с одного вида художественной деятельности на
другой; овладевать логическими действиями установления аналогий и
причинно-следственных связей в построении рассуждений;
6. воспитание умения и готовности вести диалог по поводу искусства,
излагать свое мнение;
7. овладение способами ведения коллективной творческой работы;
умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный
контроль; конструктивно разрешать конфликты.
Предметные УУД:
1. Сформировать представление о различных видах резьбы по дереву
2. Сформированность основ резьбы по дереву с опорой на особенности
и своеобразие культуры и традиций родного края;
3. Познакомить учащихся с наследием художественной обработки
дерева, привить любовь к данному традиционному художественному
ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы
по дереву, умению
создавать собственные творческие композиции.
4. развитость коммуникативного и художественно-образного
мышления в условиях полихудожественного воспитания;
5. умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды
искусства и выражать свое отношение к художественному произведению;
5

6. нравственные, эстетические, этические,
культурологические, духовные аспекты воспитания.
Уровень

Особенности
возрастной категории

1 уровень

Получение
школьником
опыта
переживания
позитивного
отношения
базовым
ценностям
общества

Действия педагога

Восприимчивость
к
новому
социальному
знанию,
стремление
понять
окружающую
реальность

Педагог должен поддержать
стремление
учащихся
к
новому социальному знанию,
создать условия для самого
воспитанника
в
формировании его личности,
включение его в деятельность
по
самовоспитанию
(самоизменению)

Потребность
в
выражении
своего
отношения
к
происходящему,
потребность в оказании
и помощи тем, кто в ней
нуждается
к

Педагог
должен
инициировать
и
организовывать
работу
школьников с воспитывающей
информацией, предлагая им
обсуждать её, высказывать
своё мнение, вырабатывать по
отношению к ней свою
позицию. Это может быть
информация о здоровье и
вредных
привычках,
нравственных
и
безнравственных
поступках
людей, героизме и малодушии,
войне
и
экологии,
классической
и
массовой
культуре
и
других
экономических, политических
или социальных проблемах
нашего общества

Приобретение
школьником
социальных
знаний

2 уровень

общечеловеческие,

3 уровень
Получение
школьником
опыта
самостоятельного
общественного
действия

Потребность
в
самореализации,
в
общественном
признании, в желании
проявить и реализовать
свои
потенциальные
возможности,
готовность приобрести
для
этого
новые
6

Педагог ставит цели
конкретного
социального
действия и включает детей в
некоторую
активность.
Педагогическое
сопровождение реализуется на
уровне обеспечения понимания
происходящего
и
«сопереживания».

необходимые
Во
время
проведения
личностные качества и социально-образовательного
способности
проекта педагог обеспечивает
включение детей в реальный
социальный
контекст,
его
анализ и переход ребёнка к
осуществлению
самостоятельного общественного
действия
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Геометрическая резьба
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и
роспись по дереву, художественная обработка кости и металла. Показ
цветных иллюстраций и фотографий с изображением произведений
народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву народов
России.
Тема 2. Основные сведения о древесине и её свойствах.
Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх
направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон
древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород по
твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.
Тема 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.
Инструменты для резьбы по дереву.
Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера
выполнения работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву,
ознакомление с правилами их пользования.
Практическая работа.
Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение
правил техники безопасности. Выбор инструмента для различных видов
резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности
при работе с инструментом.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приёмами
геометрической резьбы по дереву.
Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных
геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства.
Практическая работа;
Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы
параллельных линий вдоль волокон. Приёмы резьбы «сетка». Приёмы резьбы
«шашек». Создание вариантов композиций освоенных приёмов на дощечках.
Правила техники безопасной работы с режущими инструментами. Один из
видов геометрической резьбы – трёхгранно-выемчатая резьба. Её
художественные и технические приёмы. Элементы трёхгранно-выемчатой
7

резьбы (треугольник, глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты,
клин, элементы сияние, ромб). Приёмы резьбы равнобедренного
треугольника. Узор «трёхстороннее сияние со срезкой, узор «розетка с
сиянием». Приёмы резьбы узора и трёхгранно-выемчатое «четырёхстороннее
сияние». Выполнение узоров «кличик», «змейка», «витейка», «бусы»,
«ёлочка», «сколышки», «чешуйка», «шишка», «лесенка», «кубики»,
«решётка». Создание на дощечках варианты узоров, образуемых из
технических приёмов трёхгранно-выемчатой резьбы. Правила техники
безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 5. Создание несложных композиций узоров геометрической
резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева.
Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе
наличников окон, в украшении бытовой утвари.
Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для
оформления разделочных досок, крышки, коробочки, пенала. Перевод узора
геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи
кальки, копировальной бумаги, карандаша.
Тема 6. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из
дерева. Правила техники безопасности при работе с режущим
инструментом.
Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы
орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и
пеналов.
Тема 7. Выполнение композиций по мотивам геометрической
резьбы в материале. Перенос рисунков готовых композиций на
полуфабрикаты, изготовленные на уроках технологии обучающимися.
Практическая работа. Выполнение в материале композиций
геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с
режущими инструментами.
Тема 8. Отделка готовых изделий. Знакомство с основными
видами отделки художественных изделий с резьбой: шлифование,
морение или травление, лакирование, полирование.
Практическая работа. Освоение основных видов отделки резных
художественных изделий.
Тема 9. Заключительное занятие. Обсуждение с обучающимися
успешности
освоения
геометрической
резьбы.
Демонстрация
выполненных работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2

Тема

Количество часов

Тема 1. Вводное занятие.
Тема 2. Основные сведения о
древесине и её свойствах.
8

2
2

3

4

5

6

7

8

9

Тема 3. Рабочее место резчика
по дереву и его оборудование.
Инструменты для резьбы по дереву.
Тема
4.
Знакомство
с
художественными и техническими
приёмами геометрической резьбы по
дереву.
Тема 5. Создание несложных
композиций узоров геометрической
резьбы на бумаге и перевод
созданных рисунков на изделия из
дерева. Понятие о композиции
(ритм,
симметрия,
выявление
центра) в резьбе наличников окон, в
украшении бытовой утвари.
Тема 6. Выполнение узоров
геометрической резьбы на изделиях
из
дерева.
Правила
техники
безопасности при работе с режущим
инструментом.
Тема
7.
Выполнение
композиций
по
мотивам
геометрической резьбы в материале.
Перенос
рисунков
готовых
композиций на полуфабрикаты,
изготовленные на уроках технологии
обучающимися.
Тема 8. Отделка готовых
изделий. Знакомство с основными
видами отделки художественных
изделий с резьбой: шлифование,
морение
или
травление,
лакирование, полирование.
Тема
9.
Заключительное
занятие.
Обсуждение
с
обучающимися
успешности
освоения геометрической резьбы.
Демонстрация выполненных работ.
Итого:

9

4

20

16

10

10

3

1

68

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п

Тема учебного
занятия

1

Вводное занятие.

2

Основные
сведения о
древесине и её
свойствах.

3

Рабочее место
резчика по дереву
и его
оборудование.
Инструменты для
резьбы по дереву.
Знакомство с
художественными
и техническими
приёмами
геометрической
резьбы по дереву.

4
5

6

Знакомство с
художественными
и техническими
приёмами
геометрической
резьбы по дереву.

7

Знакомство с

Содержание

Формируемые УУД

Личностные УУД:
1.
социализация
Организация
личности;
рабочего места.
2.
формирование
Решение
понятия
о
организационных
моментов. Правила национальной
культуре
и
поведения на
представления
о
занятиях.
вкладе своего народа
Строение дерева.
в
мировую
Стороны
художественную
пиломатериалов.
культуру;
Виды
3. развитие интереса
пиломатериалов.
уважительного
Породы древесины и
отношения к иному
применяемые для
мнению, истории и
резьбы.
других
Рабочее
место культуре
столяра,
резчика. народов;
4.
мотивация
к
Виды
учебной и творческой
инструментов.
деятельности,
Техника
формирование
безопасности.
личностного смысла
Резьба по дереву,
как вид ДПИ. Виды учения;
5.
развитие
резьбы по дереву.
самостоятельной
и
Азбука
личной
геометрических
ответственности
за
элементов.
принятое
решение:
Разметка.
умению
создавать
Резьба по дереву,
как вид ДПИ. Виды собственные
творческие
резьбы по дереву.
композиции
Азбука
6.развитие
геометрических
творческого
элементов.
потенциала ученика в
Разметка.
условиях
Резьба по дереву,
10

Колво
часов
2

2

2

2
2

2

2

художественными
и техническими
приёмами
геометрической
резьбы по дереву.
8

9

10

11

12

13

14

Знакомство с
художественными
и техническими
приёмами
геометрической
резьбы по дереву.
Знакомство с
художественными
и техническими
приёмами
геометрической
резьбы по дереву.
Знакомство с
художественными
и техническими
приёмами
геометрической
резьбы по дереву.
Знакомство с
художественными
и техническими
приёмами
геометрической
резьбы по дереву.
Знакомство с
художественными
и техническими
приёмами
геометрической
резьбы по дереву.
Знакомство с
художественными
и техническими
приёмами
геометрической
резьбы по дереву.
Знакомство с
художественными
и техническими

как вид ДПИ. Виды
резьбы по дереву.
Азбука
геометрических
элементов.
Разметка.
Устройство
инструмента.
Приемы работы.

Приемы работы
сидя, стоя, с
использованием
приспособлений.
ТБ при работе.
Приемы работы
сидя, стоя, с
использованием
приспособлений.
ТБ при работе.
Приемы работы
сидя, стоя, с
использованием
приспособлений.
ТБ при работе.
Приемы работы
сидя, стоя, с
использованием
приспособлений.
ТБ при работе.
Приемы работы
сидя, стоя, с
использованием
приспособлений.
ТБ при работе.
Приемы работы
сидя, стоя, с
использованием
11

активизации
и
фантазии;
7. развитие этических
чувств
и
эстетических
потребностей,
эмоциональной
отзывчивости
на
восприятие
окружающего мира
природы
и
художественному
ремеслу;
8.
формировать
навыки – точные,
безошибочно
выполняемые
действия, доведенные
в силу многократного
повторения
до
автоматизма;
9.
формировать
умения – сочетание
знаний и навыков,
которые
обеспечивают
успешное
выполнение
деятельности;
10.
формировать
представление
о
народных
художественных
промыслах,
расположенных
на
территории России;
11.
формировать
навыки
безопасной
работы
при
художественной
обработке древесины;
12. развитие навыков
сотрудничества
и
сотворчества
к
традиционному

2

2

2

2

2

2

2

15

16

17

18

19

приёмами
геометрической
резьбы по дереву.
Создание
несложных
композиций
узоров
геометрической
резьбы на бумаге
и перевод
созданных
рисунков на
изделия из дерева.
Создание
несложных
композиций
узоров
геометрической
резьбы на бумаге
и перевод
созданных
рисунков на
изделия из дерева.
Создание
несложных
композиций
узоров
геометрической
резьбы на бумаге
и перевод
созданных
рисунков на
изделия из дерева.
Создание
несложных
композиций
узоров
геометрической
резьбы на бумаге
и перевод
созданных
рисунков на
изделия из дерева.
Понятие о
композиции

приспособлений.
ТБ при работе.
Композиционное
построение
орнаментов.
Правило «золотого
сечения»

Композиционное
построение
орнаментов.
Правило «золотого
сечения»

Композиционное
построение
орнаментов.
Правило «золотого
сечения»

Выполнение
орнамента в
технике.

Создание и
разработка
12

художественному
ремеслу;
13.
бережное
отношение
к
духовным ценностям;
Метапредметные
УУД:
1. освоение способов
решения
проблем
поискового
характера, развитие
продуктивного
проектного
мышления,
творческого
потенциала личности,
способности
оригинально мыслить
и
самостоятельно
решать
творческие
задачи;
2.
формирование
умения планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей
и
условиями
ее
реализации;
определять наиболее
эффективные
способы решения;
3.
развитие
визуально-образного
мышления,
сознательного
подхода
к
восприятию
эстетического
в
деятельности
и
искусстве
и
собственной
творческой
деятельности;

2

2

2

2

2

20

21

22

23

24

(ритм, симметрия,
выявление центра)
в резьбе
наличников окон,
в украшении
бытовой утвари.
Понятие о
композиции
(ритм, симметрия,
выявление центра)
в резьбе
наличников окон,
в украшении
бытовой утвари.
Понятие о
композиции
(ритм, симметрия,
выявление центра)
в резьбе
наличников окон,
в украшении
бытовой утвари.
Понятие о
композиции
(ритм, симметрия,
выявление центра)
в резьбе
наличников окон,
в украшении
бытовой утвари.
Выполнение
узоров
геометрической
резьбы на
изделиях из
дерева. Правила
техники
безопасности при
работе с режущим
инструментом.
Выполнение
узоров
геометрической
резьбы на
изделиях из

орнамента.

Создание и
разработка
орнамента.

Создание и
разработка
орнамента.

Создание и
разработка
орнамента.

Резьба узоров.

Резьба узоров.

13

4.
развитие
способности
понимать
и
использовать в своей
творческой
работе
художественные,
поэтические
и
музыкальные образы
в соответствии с
целями и задачами
урока;
осознанно
строить
речевое
высказывание
и
уметь
передать
другому
свое
представление
об
увиденном,
услышанном,
прочувствованном в
разных
видах
искусства;
5.
формирование
способности
сравнивать,
анализировать,
обобщать
и
переносить
информацию
с
одного
вида
художественной
деятельности
на
другой;
овладевать
логическими
действиями
установления
аналогий и причинноследственных связей
в
построении
рассуждений;
6. воспитание умения
и готовности вести
диалог по поводу
искусства, излагать
свое мнение;
7.
овладение

2

2

2

2

2

25

26

27

28

дерева. Правила
техники
безопасности при
работе с режущим
инструментом.
Выполнение
узоров
геометрической
резьбы на
изделиях из
дерева. Правила
техники
безопасности при
работе с режущим
инструментом.
Выполнение
узоров
геометрической
резьбы на
изделиях из
дерева. Правила
техники
безопасности при
работе с режущим
инструментом.
Выполнение
узоров
геометрической
резьбы на
изделиях из
дерева. Правила
техники
безопасности при
работе с режущим
инструментом.
Выполнение
композиций по
мотивам
геометрической
резьбы в
материале.
Перенос рисунков
готовых
композиций на
полуфабрикаты,

Резьба узоров.

Резьба узоров.

Резьба узоров.

Резьба узоров.

14

способами
ведения
коллективной
творческой работы;
умения
договариваться,
распределять
функции,
осуществлять
взаимный контроль;
конструктивно
разрешать
конфликты.
Предметные УУД:
1.
Сформировать
представление
о
различных
видах
резьбы по дереву 2.
сформированность
основ
резьбы
по
дереву с опорой на
особенности
и
своеобразие культуры
и традиций родного
края;
3.
Познакомить
учащихся
с
наследием
художественной
обработки
дерева,
привить любовь к
данному
традиционному
художественному
ремеслу,
обучить
практическим
навыкам резьбы по
дереву,
умению
создавать
собственные
творческие
композиции.
4.
развитость
коммуникативного и
художественнообразного мышления

2

2

2

2

29

30

31

32

изготовленные на
уроках технологии
обучающимися.
Выполнение
композиций по
мотивам
геометрической
резьбы в
материале.
Перенос рисунков
готовых
композиций на
полуфабрикаты,
изготовленные на
уроках технологии
обучающимися.
Выполнение
композиций по
мотивам
геометрической
резьбы в
материале.
Перенос рисунков
готовых
композиций на
полуфабрикаты,
изготовленные на
уроках технологии
обучающимися.
Выполнение
композиций по
мотивам
геометрической
резьбы в
материале.
Перенос рисунков
готовых
композиций на
полуфабрикаты,
изготовленные на
уроках технологии
обучающимися.
Выполнение
композиций по
мотивам

Резьба узоров.

Резьба узоров.

в
условиях
полихудожественного
воспитания; 5.умение
воспринимать
изобразительное
искусство и другие
виды искусства и
выражать
свое
отношение
к
художественному
произведению;
6.
нравственные,
эстетические,
этические,
общечеловеческие,
культурологические,
духовные
аспекты
воспитания.

2

2

Резьба узоров.

2

Резьба узоров.

2

15

геометрической
резьбы в
материале.
Перенос рисунков
готовых
композиций на
полуфабрикаты,
изготовленные на
уроках технологии
обучающимися.
33 Отделка готовых
изделий.
Знакомство с
основными
видами отделки
художественных
изделий с резьбой:
шлифование,
морение или
травление,
лакирование,
полирование.
34
Отделка
готовых изделий.
Знакомство с
основными
видами отделки
художественных
изделий с резьбой:
шлифование,
морение или
травление,
лакирование,
полирование.
35
Заключитель
ное занятие.
Обсуждение с
обучающимися
успешности
освоения
геометрической
резьбы.
Демонстрация
выполненных
работ

Приемы отделки.
Материалы. ТБ.

2

Приемы отделки.
Материалы. ТБ.

1

1

16

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 1. Калугин А. И., Плотников Ю. В. Охрана труда и пожарная
безопасность в общеобразовательной школе. М., Просвещение, 2005.
2. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.,
Просвещение, 1998
3. Выготский Л. С. Психология искусства. М., Просвещение, 1999
4. Горский В. А. Техническое творчество школьников. М., Просвещение,
2003
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
Просвещение, 1997
6. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. М., ЭКСМО, 2001
7. Аламенко А. С. Творческая техническая деятельность детей и
подростков. М.,
Просвещение, 2003
8. Алексеев В. Е. Организация технического творчества учащихся. М.,
Просвещение, 2007
9. Андрианов В. П. Техническое творчество учащихся. М., Просвещение,
2005
10. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.
Ярошевского. – 2-е изд. М., 2000
11. Шевалкин Ю. Н. Развитие технического творчества//Сборник научнометодических материалов по развитию технического творчества
учащихся. 2005. №6. С.44-51
12. Развитие технического творчества младших школьников: под ред.
Андрианова П. Н., Галагузовой М. А. М., Просвещение, 2000
13. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ: Культура быта (кружки по прикладному искусству и
обслуживающему труду).
М., Просвещение, 2002
14. Особенности формирования учебно-материальной базы по технологии
с учетом требований охраны труда и производственной санитарии. Н.
Н. 2005

17

15. Кузнецов В. П., Рожнев Я. А. Методика трудового обучения. М.,
Просвещение, 2001
Сайты Интернет
1. форум деревообработки http://forum.woodtools.ru/
2. сайт о выпиливании лобзиком http://www.lobzik.info/
3. все для выпиливания http://all4scroll.ru/
4. эскизы геометрической резьбы http://pe34uk.ucoz.ru/
5. эскизы геометрической резьбы http://postroy-sam.com/uzory-i-eskizy-dlyageometricheskoj-rezby-po-derevu.html
Перечень технических средств, имеющихся в кабинете
1. Верстак столярный – 9 шт.
2. Киянка – 14 шт.
3. Молоток большой – 9 шт.
4. Молоток малый – 14 шт.
5. Долото,12 мм – 9 шт.
6. Стамеска,20 мм – 12 шт.
7. Клещи – 9 шт.
8. Угольник металлический – 9 шт.
9. Линейка столярная – 9 шт.
10. Напильник плоский большой – 9 шт.
11. Напильник плоский малый – 5 шт.
12. Напильник полукруглый малый – 7 шт.
13. Рашпиль плоский – 5 шт.
14. Рашпиль полукруглый – 5 шт.
15. Рашпиль круглый – 3 шт.
16. Ножовка по дереву с крупным зубом – 14 шт.
17. Ножовка по дереву с мелким зубом – 2 шт.
18. Полуфуганок – 9 шт.
19. Рубанок – 12 шт.
20. Шерхебель – 9 шт.
21. Подклодная доска – 10 шт.
22. Выпиловочный столик – 10 шт.
23. Лобзик ручной – 15 шт.
24. Щетка – сметка – 11 шт.
25. Штангель-циркуль – 1 шт.
26. Рейсмус – 5 шт.
27. Тисы – 1 шт.
28. Табурет регулируемый – 18 шт.
29. Резец-косяк по дереву – 12 шт.
18

30. Набор спиральных сверл (от d3 до d13) – 1 шт.
31. Набор перьевых сверл (от d10 до d38) – 1 шт.
32. Стусло – 2 шт.
33. Выжигатель – 4 шт.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Станки и принадлежности:
СТД-120М – 2 шт.
Токарная стамеска по дереву полукруглая – 6 шт.
Токарная стамеска по дереву косая – 3 шт.
Станок сверлильный – 1 шт.
Патрон для токарного станка – 1 шт.
Планшайба – 1 шт.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».