Биология_5-9_вариант_7.2

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее –
ФГОС ООО), Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ КГО «СОШ №3»,
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Биология»,
Программы воспитания МБОУ КГО «СОШ №3», с учетом распределенных по классам
проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные
предметы».
Биологическое образование в основной школе должно обеспечивает формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой
природой.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и
др.
Предмет максимально направлен на формирование интереса к природному и
социальному миру, совершенствование познавательной деятельности обучающихся с ЗПР
за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развитие
способности аргументировать свое мнение, формирование возможностей совместной
деятельности.
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции обучающихся с
ЗПР заключается в углублении представлений о целостной и подробной картине мира,
понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в
развитии умения использовать полученные на уроках биологии знания и опыт для
безопасного взаимодействия с окружающей средой; адекватности поведения
обучающегося с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих.
Программа отражает содержание обучения предмету «Биология» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом
«Биология» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с
особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью
общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, сложностями при
определении в тексте значимой и второстепенной информации.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Биология»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным
возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование
алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение
изучаемого материала; некоторый материал возможно давать в ознакомительном плане.

При изучении биологии обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие
на полисенсорной основе.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Биология»
Общие цели изучения учебного предмета «Биология» представлены в Примерной
рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения данному предмету заключается в формировании у обучающихся с
ЗПР научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей
закономерностях, биологических системах; овладение базовыми знаниями о живых
организмах и их роли в природе, о методах познания живой природы и использовании их
в практической деятельности; воспитании ценностного отношения к здоровью человека и
к живой природе.
Основными задачами изучения учебного предмета «Биология» являются:

формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельности человека, для развития современных
естественнонаучных представлений о картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и
человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений и животных;

формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;

освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Биология», направленные на
развитие мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности,
создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по биологии
Обучение учебному предмету «Биология» строится на создании оптимальных
условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим
является соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся,
зависящего от уровня сформированности их учебно-познавательной деятельности,
произвольной регуляции, умственной работоспособности, эмоционально-личностных
особенностей и направленности интересов.
Большое внимание уделено отбору учебного материала в соответствии с
принципом доступности при сохранении общего базового уровня. По содержанию и

объему он адаптирован для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми
образовательными потребностями.
Акцент в работе уделяется на развитии у обучающихся с ЗПР словеснологического мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы.
Значимая роль в этом принадлежит практическим (в том числе лабораторным) работам,
организации наблюдений и т.д.
Важно использования знаково-символических средств организации познавательной
деятельности (построение и декодирование наглядных моделей, отражающих основное
содержание изучаемого материала).
Следует активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску
информации. Поскольку предмет «Биология» обычно вызывает у обучающихся
определенный интерес, это важно использовать для совершенствования их поисковой
активности.
Большое внимание уделяется закреплению изученного материала, в том числе
специальной актуализации знаний, полученных в предшествующих классах, поскольку
без подобного повторения и закрепления высок риск «поверхностного обучения», когда
сиюминутно актуализируемые знания не могут стать основой для их дальнейшего
совершенствования.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Биология»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках биологии
определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широко
используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует
усилить виды деятельности, специфичные для данной категории обучающихся,
обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету
«Биология»: усиление предметно-практической деятельности; чередование видов
деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с
опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование
дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы).
Для развития умения делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише.
Особое внимание следует уделить обучению структурированию материала: составлению
рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для
классификации и наполнению их примерами и др.
Продуктивным для закрепления и применения усвоенных знаний, а также развития
коммуникативных УУД является участие обучающихся с ЗПР в проектной деятельности.
При организации уроков рекомендуется использовать IT-технологии, презентации,
научно-популярные фильмы, схемы, в том числе, интерактивные, и другие средства
визуализации.
Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с лексическим
материалом по предмету. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией
курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже
известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение
нового термина, новой лексической единицы проводится на основе обращения к
этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово включается в контекст,
закрепляется в речевой практике обучающихся.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная
поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии.

Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Биология» входит в предметную
область «Естественнонаучные предметы» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Биология», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, основной образовательной программе основного общего
образования, адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
Рабочая программа по биологии для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, предусмотренное для изучения биологии в 5, 6, 7 классах – 1 час в неделю
(34 часа в год), в 8, 9 классах – 2 часа в неделю (68 часов в год).

Содержание учебного курса
Биология. 5 класс. Живые организмы. (34 ч, 1 ч в неделю).
Введение
Биология — наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании
окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.
Правила работы кабинете биологии, работы с биологическими приборами и
инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность,
обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность,
наследственность и изменчивость), их проявление у растений, животных, грибов и
бактерий.
Среды жизни
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления
организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в
водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления
организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного
края.
Раздел 1: Строение организмов
Клеточное строение организмов
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения
клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная
клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов.
Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные
царства живой природы.
Раздел 2: Многообразие живых организмов
Царство Бактерии
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода;
расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых
организмов. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни

человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р.
Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе,
жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при
отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Царство Растения
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство
с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и
генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение — целостный организм
(биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в
жизни растений.
Многообразие растений
Классификация растений. Водоросли — низшие растения. Многообразие водорослей.
Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), их отличительные
особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, их отличительные особенности и
многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), их отличительные особенности.
Список лабораторных и практических работ.
• Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.
• Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата).
• Химический состав клетки.
• Движение цитоплазмы.
• Животные ткани.
• Изучение органов цветкового растения.
• Изучение строения плесневых грибов. Дрожжи.
• Изучение строения водоросли (хламидомонады).
• Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
• Изучение внешнего строения папоротникообразных.
• Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.
• Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
Список экскурсий
• Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных.
Биология. 6 класс. Живые организмы. (34 ч, 1 ч в неделю).
Органы цветкового растения
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы.
Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги.
Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизменённые побеги. Почки.
Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование
листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия.
Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов.
Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение
корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое
строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии:
почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных
продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение
растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений. Приёмы выращивания и размножения растений и
ухода за ними. Космическая роль зелёных растений.
Многообразие растений
Отдел Покрытосеменные (Цветковые), их отличительные особенности. Классы
Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых растениями.
Список лабораторных и практических работ.
• Строение семян однодольных и двудольных растений
• Строение корневых систем
• Строение корневых волосков и корневого чехлика
• Строение почки
• Строение луковицы, клубня, корневища
• Внешнее и внутреннее строение стебля
• Внешнее строение листа
• Внутреннее строение листа
• Строение цветка
• Строение соцветий
• Плоды
•Дыхание
•Корневое давление. Передвижение веществ. Испарение воды листьями
•Вегетативное размножение
•Признаки растений семейств Крестоцветные, Розоцветные
•Признаки растений семейств Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные
•Признаки растений семейств Злаки, Лилейные
Биология. 7 класс. Живые организмы. (34 ч, 1 ч в неделю).
Царство Животные
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов
животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация
животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение
животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в
природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные
животные, или Простейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение
простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных
паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные.
Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе
и жизни человека.

Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика.
Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви.
Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики
заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение
моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение
членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их
значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их
значение в природе и жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний
животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение
насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе сельскохозяйственной
деятельности человека. Насекомые-вредители. Меры по сокращению численности
насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений.
Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных.
Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип
Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и
внешнее строение рыб. Особенности внутреннего
строения
и
процессов
жизнедеятельности у
рыб в
связи водным образом жизни. Размножение,
развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение
рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и
распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни.
Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных.
Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана.
Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места
обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение
пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности
внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц.
Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы
птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.
Птицеводство. Домашние птицы, приёмы выращивания птиц и ухода за ними.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни
млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры
млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих,
рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение
млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — переносчики
возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности

и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих.
Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих.
Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приёмы
выращивания домашних млекопитающих и ухода за ними. Многообразие птиц и
млекопитающих родного края.
Список лабораторных и практических работ.
• Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»
• Внешнее строение дождевого червя, движение, раздражимость
• Изучение внешнего строения насекомых
• Изучение типов развития насекомых
• Внешнее строение раковин моллюсков
• Изучение внешнего строения и передвижения рыб
• Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц
• Изучение внешнего строения, скелета и зубов млекопитающих
Список экскурсий
• Многообразие животных.
• Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края.
• Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу,
зоопарк или музей).
Биология. 8 класс. Человек и его здоровье. (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма
человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм
человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение,
эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходство и различия человека и
животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение
современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка — основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение,
химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов
организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема.
Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции
функций. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга.
Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Железы и их
классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических
функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа,
надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы.
Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав,
строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека,

связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей
среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических
упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия.
Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.
Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы
крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свёртывание крови. Иммунитет. Факторы,
влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области
иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и
лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по
сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение
лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Виды кровотечений, приёмы оказания первой помощи при
кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Лёгочные объёмы.
Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения.
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке
дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции.
Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и
уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный
сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в
пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом
кишечнике. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварения. Гигиена питания,
предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии.
Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов
и авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые
рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела.
Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами,
ногтями. Роль кожи процессах терморегуляции. Приёмы оказания первой помощи при
травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и
выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры
их предупреждения.
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное
развитие. Роды. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических
знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции,
передающиеся половым путём и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и
функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы:
палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и
функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания,
обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов
на органы чувств.
Высшая нервная деятельность
Высшая
нервная
деятельность человека,
работы И.М.Сеченова, И.П.
Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование.
Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека:
осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и
передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности:
способности, темперамент, характер, одарённость. Психология и поведение человека. Цели и
мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная
активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и
системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы,
нарушающие
здоровье
(гиподинамия,
курение,
употребление
алкоголя,
несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и
здоровью окружающих.Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как
источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая
характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение правил поведения окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях
как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния
окружающей среды.
Список лабораторных и практических работ
•
•
•
•
•
•
•
•

Выявление особенностей строения клеток разных тканей
Изучение строения головного мозга
Изучение строения и работы органа зрения
Выявление особенностей строения позвонков
Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки
Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение кровеносного
давления
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
Изучение внешнего строения зубов

Биология. 9 класс. Общие биологические закономерности. (68 часов, 2 часа в неделю)
Биология как наука
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание,
эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной
жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной

картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые
природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Клетка
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая
мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и
превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и
функционировании клеток — одна из причин заболевания организма. Деление клетки —
основа размножения, роста и развития организмов.
Организм
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и
органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии —
признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов
обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые
клетки. Оплодотворение. Наследственность изменчивость — свойства организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к
условиям среды.
Вид
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция
как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин
— основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде
обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение
основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о
наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород
животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная
организация живой природы. Экосистема, её основные компоненты. Структура
экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в
экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как
искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в
биогеоценозах. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник
учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в
биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы
для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и
жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека экосистемах. Влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Список лабораторных и практических работ
• Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.
• Выявление изменчивости организмов.
• Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Список экскурсий

• Изучение и описание экосистемы своей местности.
• Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).
• Естественный отбор — движущая сила эволюции.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
чувство ответственности перед своей малой Родиной – осознание необходимости
соблюдения правил природосбережения и природопользования;
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в области
биологических знаний;
осмысление личного и чужого опыта, наблюдений за природными объектами и
явлениями;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
способность воспринимать информацию биологического содержания в научнопопулярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя
или для окружающих;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
активное участие в решении практических задач природосбережения (в рамках
семьи, школы, города);
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения биологических знаний;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, уважительного отношения к труду, разнообразного опыта участия в
социально значимом труде;
представления об основах экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически
ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность
(сельскохозяйственную), в том числе умение учиться у других людей;
осознание стрессовой ситуации, оценка происходящих биологических изменений и
их последствий; формировать опыт;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;
саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные
планы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим фактам,
процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами, собственным
организмом;

описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на алгоритм;
ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологические
эксперименты и интерпретировать их результаты с помощью учителя;
использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы
(на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных
задач;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач с помощью педагога.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
коммуникативных и познавательных задач в области биологии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты
по биологии с использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять
ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели биологического образования, ставить новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях, осознанно
выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия во время биологических наблюдений с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к собственному
организму; понимать роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира;
уметь применять систему биологических знаний под руководством педагога:
раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять
основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов
живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой
природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных
свидетельствах эволюции;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать
изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения
наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов с опорой на схемы и
алгоритмы;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования
методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и
процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и

экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и
инструментов с опорой на алгоритм учебных действий;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную
информацию основные группы организмов в системе органического мира (в том числе
вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности,
их происхождение, значение в природе и жизни человека;
уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его
происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и
процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным
экологическим факторам;
уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать
важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека с
опорой на план;
иметь представление о взаимосвязи наследования потомством признаков от
родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей
наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;
иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли в
жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;
иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных
экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления;
уметь решать учебные задачи биологического содержания, с опорой на алгоритм
учебных действий, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить
расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;
уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели
для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;
осознавать вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков,
диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее
достоверности с помощью учителя;
уметь планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование
или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать
проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения,
формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со знаниями
других учебных предметов;
владеть основами экологической грамотности: осознание необходимости действий
по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и
укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и
зависимостей; уметь противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку, выращивания
культурных растений и ухода за домашними животными;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ
По завершению курса биологии в 5-7 классах и по завершению изучения раздела
«Живые организмы»
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями
растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними
животными;
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
По завершению курса биологии в 8 классе и по завершению изучения раздела
«Человек и его здоровье»
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и
тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных
для организма человека;
• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и
окружающей среды, родства человека с животными;
• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять
отличительные признаки биологических объектов;
• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании
первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
По завершению курса биологии по завершению изучения раздела «Общие
биологические закономерности»

Выпускник научится:
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• знать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать
последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов,
рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Нормы оценки знаний
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может
изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными
примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает
незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала,
допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется
подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

№
п/п

Тематическое планирование «Биология 5 класс»
1 час в неделю, всего 34 ч
Биология. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов, А. А.
Плешаков. – М.: Просвещение.
Виды, формы и
Содержание
Количество часов
содержание
воспитательного
Тема
Всего Л/р Экскур К/р
деятельности
потенциала уроков
сии
учащихся

1

Введение

6

1

1

1

2

Строение
организма

12

5

0

1

3

Многообразие
живых
организмов

16

6

2

1

34

12

3

3

Итого:

Установление
доверительны
х отношений
в результате
диалога,
бесед между
педагогом и
учащимися.
Выявлять
взаимосвязь
человека и
живой
природы.

Совершенствуются
коммуникативные
навыки,
формируется
познавательный
интерес к предмету,
формирование
позитивного
восприятия
школьниками
требований и просьб
учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке информации.
Работы с
Привлечение
текстами,
внимания учащихся
доп.информац к ценностному
ией,
аспекту изучаемых
выполнение
на уроках явлений,
заданий
вырабатывается
практической личное отношение
значимости.
учащихся к
образованию как
ценности.
Включение в
Игровые и
урок игровых интерактивные
процедур,
формы
которые
способствуют
помогают
стимулированию
поддержать
познавательной
мотивацию
мотивации
учащихся к
школьников,
получению
развитию
знаний,
коммуникативных
налаживанию навыков.
позитивных
межличностн
ых
отношений в
классе

Тематическое планирование «Биология 6 класс»
1 час в неделю, всего 34 ч
Биология. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов, А. А.
Плешаков. – М.: Просвещение.
№
п/п

Тема

Количество
часов
Всего Л/р

К/р

Виды, формы и
содержание
деятельности учащихся

Содержание
воспитательного
потенциала
уроков

Совершенствую
тся
коммуникативн
ые навыки,
формируется
познавательный
интерес к
предмету,
формирование
позитивного
восприятия
школьниками
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации.
Привлечение
внимания
учащихся к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,
вырабатывается
личное
отношение
учащихся к
образованию как
ценности.
Способствуют
стимулированию
познавательной
мотивации
школьников,
содействующие
учащимся в
обретении опыта
ведения
конструктивного
диалога

1

Особенности
строения цветковых
растений

15

11

1

Установление
доверительных
отношений в
результате диалога,
бесед между
педагогом и
учащимися. Выявлять
взаимосвязь человека
и живой природы.

2

Жизнедеятельность
растительного
организма

10

3

1

Работы с текстами,
доп.информацией,
выполнение заданий
практической
значимости.

3

Классификация
цветковых растений

5

3

1

Применение на
уроках темы
интерактивных форм;
дискуссий, групповая
работа

4

Растения и
окружающая среда

Итого:

№
п/п

4

-

1

34

17

4

Использование
исследовательской
деятельности
учащихся при
реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов

Использование
практических,
лабораторных,
проектных
работ для
приобретения
навыков сам.
решения
проблемы,
генерирования и
оформления
собственных
идей,
уважительного
отношения к
чужим идеям
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирован
ия и отстаивания
своей точки
зрения

Тематическое планирование «Биология 7 класс»
1 час в неделю, всего 34 ч
Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов, Н. Ю.
Сарычева, А. А. Каменский. – М.: Просвещение.
Виды, формы и
Содержание
Количество
содержание
воспитательного
Тема
часов
К/р
деятельности
потенциала уроков
Всего Л/р
учащихся

1

Зоология – наука о
животных

2

-

-

Установление
доверительных
отношений в
результате
диалога, бесед
между
педагогом и
учащимися.
Выявлять
взаимосвязь
человека и
живой природы.

Совершенствуются
коммуникативные
навыки, формируется
познавательный
интерес к предмету,
формирование
позитивного
восприятия
школьниками
требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации.

2

Многообразие
животного мира:
Беспозвоночные

18

5

1

3

Многообразие
животного мира:
Позвоночные

11

3

1

4

Эволюция и экология
животных. Животные
в человеческой
культуре

3

-

1

34

8

3

Итого:

Организация
работы с
текстами,
заданиями
повышенного
уровня,
обсуждение
информации:
инициирование
ее обсуждения.
Применение на
уроках темы
интерактивных
форм;
дискуссий,
групповая
работа.

Использование
исследовательск
ой деятельности
учащихся при
реализации ими
индивидуальных
и групповых
исследовательск
их проектов

Высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу и
уважение к чужому
мнению привлечение
внимания учащихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений
Способствуют
стимулированию
познавательной
мотивации
школьников,
содействующие
учащимся в обретении
опыта ведения
конструктивного
диалога.
Использование
практических,
проектных работ для
приобретения
навыков сам. решения
проблемы,
генерирования и
оформления
собственных идей,
уважительного
отношения к чужим
идеям публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей
точки зрения.

Тематическое планирование «Биология 8 класс»
2 часа в неделю, всего 68 ч
Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов, Н. Ю.
Сарычева, А. А. Каменский. – М.: Просвещение.
№
п/п

Тема

Количество
часов
Всего Л/р

К/р

Виды, формы и
содержание
деятельности
учащихся

Содержание воспитательного
потенциала уроков

Совершенствуются
коммуникативные навыки,
формируется
познавательный интерес к
предмету, формирование
позитивного восприятия
школьниками требований и
просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации.
Соблюдать правила работы в
кабинете.
Фиксировать результаты
наблюдений, делать выводы.
Воспитывается уважение к
исторической личности,
активизируется
познавательная деятельность
учащихся, привлекается
внимание школьников к
ценностному аспекту
учебного материала,
вырабатывается личное
отношение учащихся к
образованию как ценности.

1

Место
человека в
системе
органическо
го мира

5

1

-

Установление
доверительных
отношений в
результате
диалога, бесед
между педагогом
и учащимися.
Выявлять
взаимосвязь
человека и живой
природы.

2

Физиологич
еские
системы
органов
человека

61

8

6

3

Человек и
его здоровье

2

-

-

Работая в группах
(парах),
анализируют
учетный
материал,
раскрывают
смысл ПЗ,
формирование
уважения к
заслугам
отечественных
ученых.
Использование
исследовательско
й деятельности
учащихся при
реализации ими
индивидуальных
и групповых
исследовательски
х проектов

Итого:

68

9

6

Использование
практических, проектных
работ для приобретения
навыков сам. решения
проблемы, генерирования и
оформления собственных
идей, уважительного
отношения к чужим идеям
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения.

Тематическое планирование «Биология 9 класс»
2 часа в неделю, всего 68 ч
Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Каменский, В. И.
Сивоглазов, Е. К. Касперская. – М.: Просвещение.
№
п/п

Тема

Количество
часов
Всего Л/р

1

Введение

2

-

2

Клетка

9

1

Виды, формы и
содержание
деятельности учащихся

Содержание
воспитательного
потенциала
уроков

-

Установление
доверительных
отношений в
результате диалога,
бесед между
педагогом и
учащимися. Выявлять
взаимосвязь человека
и живой природы.

1

Работы с текстами,
доп.информацией,
выполнение заданий
практической
значимости.

Совершенствую
тся
коммуникативн
ые навыки,
формируется
познавательный
интерес к
предмету,
формирование
позитивного
восприятия
школьниками
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации.
Соблюдать
правила работы
в кабинете.
Привлечение
внимания
учащихся к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,
вырабатывается
личное
отношение
учащихся к
образованию как
ценности.
Проводить
биологические
исследования,
сравнивать
строение
растительной и
животной
клеток.

К/р

3

Организм

28

1

1

Работа в группах,
парах при
организации шефства
мотивированных и
эрудированных
учеников над их
неуспевающими
одноклассниками.

4

Вид

15

1

1

Применение на
уроках темы
интерактивных форм;
дискуссий, групповая
работа.

5

Экосистемы

14

-

1

Включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию учащихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.

Итого:

68

3

4

Фиксировать
результаты
наблюдений в
тетрадь, делать
выводы.
Соблюдать
правила работы
в кабинете
биологии.
При
использовании
обучающимся
приобретается
социально
значимый опыт
сотрудничества
и взаимной
помощи.
Способствуют
стимулированию
познавательной
мотивации
школьников,
содействующие
учащимся в
обретении опыта
ведения
конструктивного
диалога.
Игровые и
интерактивные
формы
способствуют
стимулированию
познавательной
мотивации
школьников,
развитию
коммуникативн
ых навыков.

Приложение 1
Тематическое планирование «Биология 5 класс»
0,5 часа в неделю (индивидуальное обучение)
Биология. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов, А. А.
Плешаков. – М.: Просвещение.
№
п/п
1
2
3

Тема

Количество часов

Введение
Строение организма
Многообразие живых организмов
Итого:

3
6
8
17

Тематическое планирование «Биология 6 класс»
0,5 часа в неделю (индивидуальное обучение)
Биология. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов, А. А.
Плешаков. – М.: Просвещение.
№
п/п
1
2
3
4

Тема

Количество часов

Особенности строения цветковых
растений
Жизнедеятельность растительного
организма
Классификация цветковых растений
Растения и окружающая среда
Итого:

8
5
2
2
17

Тематическое планирование «Биология 7 класс»
0,5 часа в неделю (индивидуальное обучение)
Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов, Н. Ю.
Сарычева, А. А. Каменский. – М.: Просвещение.
№
п/п
1
2
3
4

Тема

Количество часов

Зоология – наука о животных
Многообразие животного мира:
Беспозвоночные
Многообразие животного мира:
Позвоночные
Эволюция и экология животных.
Животные в человеческой культуре
Итого:

1
9
6
1
17

Тематическое планирование «Биология 8 класс»
1 час в неделю (индивидуальное обучение)
Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов, Н. Ю.
Сарычева, А. А. Каменский. – М.: Просвещение.
№
п/п
1
2
3

Тема

Количество часов

Место человека в системе
органического мира
Физиологические системы органов
человека
Человек и его здоровье
Итого:

2
31
1
34

Тематическое планирование «Биология 9 класс»
1 час в неделю (индивидуальное обучение)
Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Каменский, В. И.
Сивоглазов, Е. К. Касперская. – М.: Просвещение.
№
п/п
1
2
3
4
5

Тема

Количество часов

Введение

1

Клетка
Организм
Вид
Экосистемы
Итого:

5
14
7
7
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».