Всеобщая история_5-9_вариант_7.2

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для обучающихся с задержкой психического развития
(далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее –
ФГОС ООО), Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ КГО «СОШ №3»,
рабочей программы основного общего образования по предмету «История», Программы
воспитания МБОУ КГО «СОШ №3», с учетом распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
Рабочая программа по Всеобщей истории. Предметная линия учебников для 5–9
классов, пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Годер, Вигасин, Юдовская.]
— М.: Просвещение, 2019.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Рабочая программа учебного предмета «История» составлена с учетом особых
образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе
АООП ООО, обучающихся с ЗПР.
Учебный предмет «История» входит в предметную область «Общественно-научные
предметы» и изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного
предмета в 5–9 классах. Он опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «Литература», «Основы
духовно-нравственной культуры народов России», «География» и другие.
Историческое образование на ступени основного общего образования способствует
формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению
социального опыта обучающихся с ЗПР при изучении и обсуждении исторически
возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие
способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов,
специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностномотивационных, социальных систем.
Учебный предмет «История» имеет интегративный характер, его изучение
направлено на образование, воспитание и развитие обучающихся. Предмет играет
большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР,
обеспечивая воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и
традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм
ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Расширение
исторических знаний, обучающихся с ЗПР сочетается с воспитанием ценностных
ориентиров: внутренней установки личности ценить и гордиться своей Родиной,
проявлять уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
бережно относиться к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, истории и традициям народов других государств.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей истории и
Истории России. Знакомство обучающихся с ЗПР при получении основного общего
образования с данным предметом начинается с курса всеобщей истории. Изучение
всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути
человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и
непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать
обучающимся с ЗПР представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории,

формировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе и значение
малой родины в контексте мировой истории.
Курс всеобщей истории призван сформировать у обучающихся с ЗПР
познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во
времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных
социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся с ЗПР знакомятся с исторической
картой как источником информации о расселении человеческих общностей,
расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития
социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет
определяющее значение в осознании обучающимися с ЗПР культурного многообразия
мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании
толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении
назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных,
изобразительных и вещественных исторических источников. Курс дает возможность
обучающимся с ЗПР научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные
исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку
наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные
исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и
населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного
города, села). Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися с ЗПР своей
социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего
края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности,
хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и
неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой
истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей
истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории,
введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных
(сравнительно-исторических) характеристик.
Цели и задачи изучения учебного предмета «История»
Общие цели школьного исторического образования представлены в Примерной
рабочей программе основного общего образования. Они включают формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания
и предметные умения в учебной и социальной практике.
Основной целью обучения детей с задержкой психического развития является
формирование у обучающихся исторического мышления как основы гражданской
идентичности ценностно-ориентированной личности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

формирование
у обучающихся
с
ЗПР
исторических
ориентиров
самоидентификации в современном мире;

овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для обучающихся форме
на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического
понимания истории человечества при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;



развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и
проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности
и историзма;

формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе
осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и
осознания приоритета общественного интереса над личным и уникальности каждой
личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания
и общественной жизни;

развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания
взаимовлияния исторических событий и процессов.
Цель и задачи преподавания истории обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические
особенности учеников.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по истории
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «История», направленные на
развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной
активности и самостоятельности суждений, создание условий для осмысленного
выполнения учебной работы, формирование умения работать с текстом учебника и
самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников внеурочной
информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении данного
учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их познавательной
деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный уровень развития
логического мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей,
сниженная память, отставания в развитии речи, слабость саморегуляции. В связи с этим
обучающиеся замедленно овладевают необходимыми обобщенными историческими
представлениями и понятиями, плохо запоминают историческую периодизацию и
хронологию, затрудняются в анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в
понимании закономерностей общественного развития; испытывают трудности при
анализе текста учебника.
На уроках истории, обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной
помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для
преодоления этих трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного
материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с
ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить
овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с
систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная опора,
памятка, алгоритм, схема, карта).
Программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема
теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем
или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для
ознакомительного изучения в программе выделены курсивом.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
содержании образования по предмету «История»

особыми
освоение

Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми
образовательными потребностями. Следует усилить виды деятельности, специфичные для
обучающихся с ЗПР, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по
предмету: освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении
материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, шаблоны,
опорные таблицы). Учителю рекомендуется активно привлекать дополнительный
наглядный материал, технические средства обучения, а также учить работать с учебником
– выделять главную мысль параграфа, составлять развернутый план, искать в тексте
ответы на вопросы, обращаться за дополнительной информацией к другим разделам
учебника. Полезно организовывать «выездные» или виртуальные уроки в музее и
экскурсии. Особое внимание нужно уделять обучению структурированию материала:
составлению рисуночных и вербальных схем, составлению таблиц, составлению
классификации с обозначенными основаниями для классификации и наполнению их
примерами и др. Организация учебного материала крупными блоками в виде таблицы
способствует обобщению сведений, пониманию закономерностей исторического процесса,
лучшему запоминанию и усвоению конкретных исторических фактов.
Рекомендуется использовать средства наглядности:

исторические карты и атласы по темам курса;

артефакты и копии исторических предметов, макеты;

портреты исторических деятелей, выдающихся полководцев;

исторические картины, репродукции;

презентации по темам курса.
На уроках истории следует организовывать различные коллективные формы
работы: парами, группами, что будет способствовать закреплению у обучающихся с ЗПР
навыков сотрудничества и продуктивной коммуникации.
1 тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для
развития умения делать выводы, формирования единого речевого целого у обучающихся с
ЗПР необходимо использовать клише и опорные слова. Следует предусмотреть проведение
на уроках специальной работы над терминологической и тематической лексикой учебной
дисциплины, а также над лексикой, необходимой для организации учебной деятельности в
целях ее понимания, усвоения и запоминания обучающимися с ЗПР, адекватного
применения в различных видах деятельности.
При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие
значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических
единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение нового термина, новой
лексической единицы проводится на основе обращения к этимологии слова и
ассоциациям. Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике
обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Коррекционно-развивающая направленность истории заключается в том, что на
уроках ведется целенаправленная работа по развитию речи и словесно-логического
мышления на основе материала исторического содержания. В процессе уроков требуется
обеспечить накопление обучающимися специальных понятий, к числу которых относятся:

частно-исторические понятия (характерные для определенного периода в
истории), отражающие и обобщающие конкретные исторические явления;

общеисторические понятия, отражающие и обобщающие явления, свойственные
определённой общественно-экономической формации;

социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности
исторического процесса.
Ведущими являются общеисторические понятия. Освоение социологических
понятий становится возможным только на базе общеисторических.

У обучающихся с ЗПР должно осуществляться развитие общеучебных умений:
выделять существенные и несущественные признаки того или иного исторического
явления, события; сравнивать, обобщать, делать выводы; доступно передавать
информацию, структурировать свои ответы.
Поскольку в ходе уроков истории возникает объективная необходимость
запоминать и воспроизводить значительное количество исторических фактов, иноязычных
имен, временных границ, следует учить обучающихся с ЗПР использовать различные
средства фиксации материала. Это могут быть условные обозначения (символы, схемы,
таблицы, лента времени и т.д.).
Место учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «История» входит в общественнонаучную предметную область и является обязательным для изучения. Содержание
учебного предмета «История», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС
ООО,
основной образовательной программе основного общего образования,
адаптированной основной образовательной программе основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.






Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета:
- современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирование
личности;
- формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового
исторического процесса;
- ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и
человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации;
- объяснение ключевых исторических понятий;
- целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира с особым вниманием к
культурной жизни древних народов;
- ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией
древних народов;
- формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного
места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую
историю страны и мировую историю;
- формирование личностной позиции по основным этапам развития российского
государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных
отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных
государственных образовательных стандартах основного общего образования. Названы
следующие задачи изучения истории в школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному Российскому государству,
в
соответствии
с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;















развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, и многоконфессиональном
обществе.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов
становления и развития российской государственности, формирования государственной
территории и единого многонационального российского народа, а также его основных
символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического
процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в
современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность,
безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в
формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия
государств и народов в новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического
образования на протяжении всей жизни.
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет
важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся,
приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в
исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В
процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы
различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и
ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и
историческом пути российского народа важны и для понимания современных
общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном
пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью
концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания
исторического образования на ступенях основного и полного общего образования
определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и
специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего
образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую
пространственно-хронологическую
систему,
учатся
оперировать
исторической
терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с
основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени
отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого,
характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся
социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет
систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества,

составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить
навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени
основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть
ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование
потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их
мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет
важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся,
приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в
исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В
процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы
различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и
ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и
историческом пути российского народа важны и для понимания современных
общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном
пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью
концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт
(основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе
какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия
«История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» –
как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта,
труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню
подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать
отдельные (изученные) события из истории Отечества». Соотношение содержания
исторического образования на ступенях основного и полного общего образования
определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и
специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего
образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую
пространственно-хронологическую
систему,
учатся
оперировать
исторической
терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с
основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени
отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого,
характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся
социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет
систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества,
составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить
навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени
основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть
ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование
потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их
мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основные содержательные
линии примерной программы в 5-9 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории
России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательно-блочное изучение с
возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми
в ходе образовательной деятельности;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе получаемых
исторических сведений;
установка на доступное осмысление исторического опыта;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
углубление представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной
во времени.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
соотносить с опорой на алгоритм учебных действий единичные исторические
факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий с опорой на схему,
ключевые слова;
сравнивать после предварительного анализа исторические события и явления,
определять в них общее и различия;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении исторических событий;
владеть смысловым чтением;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога аргументировать свое мнение;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
с помощью педагога эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии;
воспринимать и с помощью педагога, а затем самостоятельно, формулировать
суждения об исторических событиях;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
понимать цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач по
предмету.
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

регулировать способ выражения эмоций.
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты освоения обучающимися программы учебного предмета «История»
предполагают, что у обучающегося сформированы умения:
определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события
истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и
мировой истории, события истории родного края и истории России; определять
современников исторических событий, явлений и процессов, используя «ленту времени»;
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи;
использовать исторические понятия для решения учебных и практических задач;
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного
края, истории России и мировой истории и их участниках на основе самостоятельно
составленного плана либо под руководством педагог, демонстрируя понимание
исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических
понятий;
выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий,
явлений, процессов, используя алгоритм учебных действий;
под
руководством
педагога
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов
изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX - начала
XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война,
распад СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение
Крыма с Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий;
сравнивать по алгоритму, схеме исторические события, явления, процессы в
различные исторические эпохи;
определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с
опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные,
аудиовизуальные;
находить и критически анализировать по алгоритму для решения познавательной
задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края),
оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить
извлеченную информацию с информацией из других источников при изучении
исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при
работе с историческими источниками;
читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе
анализа исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы;
сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией
из других источников;
анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации;
представлять историческую информацию под руководством учителя в форме таблиц, схем,
диаграмм;
осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск
исторической информации в справочной литературе, сети Интернет для решения
познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и

взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому
наследию народов России.
Место предмета в учебном плане: на изучение курса отводится по 2 часа в неделю в
5-8 классах, 3 часа в неделю в 9 классе.

Содержание учебного предмета
5 класс Всеобщая история. История Древнего мира (68 ч)
Введение. (1 час) «Откуда мы знаем, как жили наши предки»
Раздел I. Счёт лет в истории
Раздел II. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия
первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных
людей.
Раздел III. Первобытные земледельцы и скотоводы (2часа)
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От
родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших
цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Расселение древнейшего человека на территории нашего края. (РК)
Обобщающее повторение (1 час)
Раздел IV. Древний Восток (18часов)
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством
(фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор
Эхнатон.Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и
пирамиды. Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения.
Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы
Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города
Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей.
Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев,
Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные
сказания.Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель
империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания.
Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.Древний Китай. Условия
жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства.
Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных
групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая
Китайская стена.
Обобщающее повторение «Древний Восток» (2часа)
Раздел V. Древняя Греция (20 часов)
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на
Крите.Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада»
и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.Греческие города-

государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.
Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы
Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое
устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция.
Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины
победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в
древнегреческом
обществе.
Рабство.
Пелопоннесская
война.
Возвышение
Македонии.Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и
образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр.
Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания.
Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока.
Культура эллинистического мира.
Обобщающее повторение по теме «Древняя Греция» (1час)
Раздел VI. Древний Рим (17 часов)
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об
основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и
законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном;
Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы
Гракхов. Рабство в Древнем Риме.От республики к империи. Гражданские войны в Риме.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская
империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение
Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век
поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура.
Пантеон. Быт и досуг римлян. Народы и государства на территории нашей страны и края в
древности.(РК)
Обобщающее повторение по теме Древний Рим (1час)
Итоговое повторение курса «история Древнего мира» (1 час)

6 класс.
История средних веков. (24 часа)
Введение. Средние века: понятие и хронологические рамки. (1 час)
Раздел I. Рождение средневекового мира. (9 часов)
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских
королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия,
общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов:
этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй,
завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в
странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего
Средневековья. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление.
Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и
церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов.
Культура Византии. Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и
распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад.
Арабская культура.
Раздел II. Подъём средневековой Европы (12 часов)

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное
землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ
жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская
община. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и
гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые городареспублики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Церковь и духовенство.
Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и
церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские
ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной
Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных
государств в Англии, Франции. Столетняя война; Германские государства в XII—XV вв.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие
европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание
Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские
государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Культура
средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в
жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер
культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский
фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о
природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Раздел III. Страны Востока в Средние века. (1часа)
Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение
покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен,
завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай:
империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века.
Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский
султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства
и ремесла.
Повторительно-обобщающий урок. (1 час)

7 класс.
История Нового времени. XVI - к. XVII вв. (24 часа)
Введение 1ч
Раздел I. Европа открывает мир (2 часа)
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты.
Политические, экономические и культурные последствия географических открытий.
Старый и Новый Свет.
Раздел II. Старый порядок: экономика, общество, власть. (2 часа)
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в.
Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и
мирового рынка. Расцвет денежной экономики. Развитие капитализма. Сельский и
городской мир. Восточная Европа. Перемены в городской жизни. Власть и сословия.
Европейский абсолютизм. Общество сословий и привилегий.
Раздел III. Европа XVI - XVII вв.: Традиции и новизна. (13ч)
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в
Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви

против реформационного движения. Религиозные войны. Нидерландская революция:
цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Абсолютные монархии.
Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и
внешняя политика. Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы.
О. Кромвель. Итоги и значение революции. Образование национальных государств в
Европе. Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между
европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский
мир. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной
культуры XVIIв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения
середины XVII в. Европейские конфликты и дипломатия. Научная революция.
Раздел IV. Страны Востока в XVI—XVII вв. (4 часа)
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов,
начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в
Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в
Японии.
Повторительно-обобщающий урок. (2 часа)

8 класс.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. к. XVII – XVIII в. (24 часа)
Введение (1час)
Раздел I. Эпоха Просвещения. Время преобразований. (16ч)
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII-XVIII в. Начало
промышленного переворота. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники.
Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои
общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в
структуре питания и в моде. Просветители XVIII в. Идеи просвещения. Экономические
учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура. Особенности развития литературы
и музыки. Развитие естественных наук. Отражение идеалов Просвещения в
художественной литературе. Война североамериканских колоний за независимость.
Предпосылки, участники, основные события войны. Образование США. «Отцы
основатели». Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные
этапы революции. Программные и государственные документы. Революционные войны.
Итоги и значение революции Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной
системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного
населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники 6
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Раздел II. Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации (5 ч)
Страны Востока в к. XVI-XVIII в. Османская империя: от могущества к упадку.
Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские
завоевания. Империя Цин в Китае. Иран, Япония.
Обобщающий урок по теме(2ч)
9 класс.

История нового времени. XIX – начало XXв. (34 часа)
Раздел I. Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. (6
часов)

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские
войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в
странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение
социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое
развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения,
реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных
политических течений и партий; возникновение марксизма.
Раздел II. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. (6
часов)
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение,
внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от
Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франкогерманская война, колониальные войны. Образование единого государства в
Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение
Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные
отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865).
А. Линкольн.
Раздел III. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы
и США в конце ХIХ в. (5 часов)
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический
капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие
транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных
социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и
профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители
социалистического движения.
Раздел IV. Страны Азии в ХIХ в. (3 часа)
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия:
распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства,
освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные
войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегунатаТокугава,
преобразования эпохи Мэйдзи.
Раздел V. Война за независимость в Латинской Америке (2 часа)
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы
выступлений.П. Д. Туссен-Лувертюр,
С. Боливар. Провозглашение
независимых
государств.
Раздел VI. Народы Африки в Новое время (2 часа)
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные
отношения. Выступления против колонизаторов.
Раздел VII. Развитие культуры в XIX в. (3 часа)
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования.
Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили
художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр.
Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Раздел VIII. Международные отношения в XIX в. (2 часа)
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе.
Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые

лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование
военно-политических блоков великих держав.
Раздел IX. Новейшая история. (3 часа)
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое
развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные
движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные
отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в
колониальных
и
зависимых
странах.
Мексиканская
революция
1910—
1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Повторительно-обобщающий урок. Мир начала XX века.(2 часа)

Количество часов

Тематическое планирование
Класс

68
24

5
6

24

7

24

8

История Нового времени.
XVIII в.

34

9

История Нового времени.
XIX в

Рабочая программа по
классам
«История древнего мира»
История средних веков. VXV вв.
История Нового времени.
XVI-XVII вв.

Тематическое планирование
5 класс Всеобщая история. История Древнего Мира
Наименование темы

Количе
ство
часов

Введение

1

Счёт лет в истории

1

Первобытные собиратели и
охотники

3

Первобытные земледельцы и

2ч

Содержание воспитательного потенциала
урока

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Воспитывается уважение к исторической
личности, активизируется познавательная
деятельность учащихся, привлекается внимание
школьников к ценностному аспекту учебного
материала, вырабатывается личное отношение
учащихся к образованию как ценности.
Привлечение их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их
познавательной деятельности.
Привлечение их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их

скотоводы
Древний Восток

18

Древняя Греция

20

Древний Рим

17

Обобщающее повторение

5

Итоговое повторение курса

1

познавательной деятельности.
Привлечение внимания учащихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках явлений.
Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров
ответственного, гражданского поведения.
Проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе.
Организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией:
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
Применение на уроке интерактивных форм
работы с учениками: интеллектуальных игр,
дидактического театра для стимулирования
познавательной мотивации школьников.

Итого по курсу: 68 часов
6 класс - 68 ч
История Средних веков. VI- XV вв.
Наименование темы
Количе
Содержание воспитательного потенциала
ство
урока
часов
Введение

1

Рождение средневекового мира

9

Подъём средневековой Европы

12

Страны Востока в Средние века.

1

Повторительно-обобщающий
урок.

1

Побуждение обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогами)
и сверстниками (учащимися).
Установление доверительных отношений
между педагогом и учащимися,
способствующих позитивному восприятию
школьниками требований и просьб учителя.
Привлечение внимания учащихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию учащимся
примеров ответственного, гражданского
поведения.
Организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией:
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней
отношения.

Итого: 24 часов

7 класс – 24 ч
История Нового времени. XVI-XVII вв.
Наименование темы

Введение

Европа открывает мир

Старый порядок: экономика,
общество, власть
Европа XVI-XVII вв.: Традиции
и новизна

Количе
Содержание воспитательного потенциала
ство
урока
часов
1
Побуждение обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогами)
и сверстниками (учащимися).
Побуждение обучающихся соблюдать на
2
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогами)
и сверстниками (учащимися).
Привлечение внимания учащихся к
2
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Организация их работы с получаемой на
13
уроке социально значимой информацией:
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней
отношения;

Страны Востока в XVIXVII веках

4

Повторительно-обобщающий
урок

2

Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию учащимся
примеров ответственного, гражданского
поведения.
Проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.

Итого: 24 часов
8 класс -24 ч
История Нового времени. к. XVII- XVIII в в.
Наименование темы
Количе
Содержание воспитательного потенциала
ство
урока
часов
Введение

1

Организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией:

инициирование
ее
обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней
отношения.
Эпоха Просвещения. Время
преобразований.

16

Традиционные общества
Востока. Начало европейской
колонизации.

5

Повторительно-обобщающий
урок

2

Привлечение внимания учащихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией:
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней
отношения.
Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию учащимся
примеров ответственного, гражданского
поведения.

Итого: 24 ч.
9 класс 34 часа
История Нового времени. XIX- начало XX в.
Наименование темы

Количе
ство
часов

Содержание воспитательного потенциала
урока

Страны Европы и Северной
Америки в первой половине
ХIХ в.
Страны Европы и Северной
Америки во второй половине
ХIХ в.

6

Привлечение внимания учащихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией:
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней
отношения.

Экономическое и социальнополитическое развитие стран
Европы и США в конце ХIХ в.

5

Страны Азии в ХIХ в.

3

Война за независимость в

2

6

Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию учащимся
примеров ответственного, гражданского
поведения.
Проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Применение на уроке интерактивных форм

Латинской Америке.

Народы Африки в Новое время.

2

Развитие культуры в XIX в.

3

Международные отношения в
XIX в.

2

Повторительно-обобщающий
урок. Историческое и
культурное наследие Нового
времени.

1

Новейшая история.

3

Повторительно-обобщающий
урок. Мир начала XX века. Наш
край в начале XX века.

1

Итого: 34 ч

работы с учениками: интеллектуальных игр,
дидактического театра для стимулирования
познавательной мотивации школьников.
Применение на уроке дискуссий,
содействующие учащимся в обретении опыта
ведения конструктивного диалога;
Применение на уроке групповой работы или
работы в парах, которые учат детей
командной работе и взаимодействию с
другими учениками.
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
учащихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в
классе.
Инициирование и поддержку
исследовательской деятельности учащихся в
рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести
навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных идей,
уважительного отношения к чужим идеям,
публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки
зрения».
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
учащихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в
классе;
организацию шефства мотивированных и
эрудированных учеников над их
неуспевающими одноклассниками, дающего
обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
учащихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в
классе.

Приложение 1
Критерии оценивания
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение
излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи.
Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное
исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной –
двух ошибок.
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
%
Отметка
50-65

«3»

65-84

«4»

86-100

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отме
Содержание
тка/
2

3

4

Общая информация. Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не
дана.
Тема. Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или
не верны.
Применение и проблемы. Не определена область применения данной темы.
Процесс решения неточный или неправильный.
Общая информация
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.
Тема
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Применение и проблемы. Отражены некоторые области применения темы.
Процесс решения неполный.
Общая информация
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
Тема. Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал.
Применение и проблемы. Отражены области применения темы. Процесс
решения практически завершен.

Приложение 2

Содержание учебного предмета для индивидуального обучения на дому
5 класс
Всеобщая история. История Древнего Мира
5 класс Всеобщая история. История Древнего Мира
Наименование темы
Введение
Счёт лет в истории
Первобытные собиратели и охотники
Первобытные земледельцы и скотоводы
Древний Восток
Древняя Греция
Древний Рим
Обобщающее повторение
Итоговое повторение курса
Итого по курсу: 34 часов
6 класс - 12 ч
История Средних веков. VI- XV вв.
Название разделов
Введение
Рождение средневекового мира
Подъём средневековой Европы
Страны Востока в Средние века.
Повторительно-обобщающий урок.
Итого: 12 часов
7 класс – 12 ч
История Нового времени. XVI-XVII вв.
Название разделов
Европа открывает мир
Старый порядок: экономика, общество, власть
Европа XVI-XVII вв.: Традиции и новизна
Страны Востока в XVI-XVII веках
Повторительно-обобщающий урок
Итого: 12 часов

Количество часов
1
1
3
2
8
9
7
2
1

Количество часов
1
4
5

1
1

Количество часов
1
1
6
2
2

8 класс -12 ч
История Нового времени. к. XVII- XVIII в в.
Название разделов
Количество часов

Эпоха Просвещения. Время преобразований.
Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации.
Повторительно-обобщающий урок
Итого: 12 ч.

8
3
1

9 класс – 9 ч
История Нового времени. XIX- начало XX в.
Название разделов
Количество часов
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы
и США в конце ХIХ в.
Страны Азии в ХIХ в.
Война за независимость в Латинской Америке.
Народы Африки в Новое время.
Развитие культуры в XIX в.
Международные отношения в XIX в.
Повторительно-обобщающий урок. Историческое и культурное
наследие Нового времени.
Новейшая история.
Повторительно-обобщающий урок. Мир начала XX века. Наш
край в начале XX века.
Итого: 11 часов
Урок-практикум
Итого: 11 часов

1
1
1
1
1
1

0,5
1
1
1
1

0,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».