ИЗО_5-8_вариант_7.2

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ
КГО «СОШ №3», Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету
«Изобразительное искусство», а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в Программе воспитания МБОУ
КГО «СОШ №3».
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
ЗПР, направлено на приобщение обучающихся к искусству как духовному опыту поколений, овладение
способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих
способностей. В рамках курса обучающиеся с ЗПР получают представление об изобразительном
искусстве как целостном явлении.
Содержание образования по предмету предусматривает два вида деятельности обучающихся:
восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую деятельность. Это дает
возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть
характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного
подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения
обучающегося с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное
освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность обучающихся на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие
явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации
учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в музеи; используются видеоматериалы о
художественных музеях и картинных галереях.
Основой реализации содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» является
реализация деятельностного подхода, что позволяет для обучающихся с ЗПР:
 придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
 прочно усваивать учащимися знания и опыт разнообразной деятельности, возможность их
самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
 существенно повышать мотивацию и интерес к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
 обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Общие цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» представлены в
Примерной рабочей программе основного общего образования по предмету «Изобразительное
искусство».
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные
коррекционные цели и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство», направленные на
социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование
познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных
условиях.

Цель: развитие визуально-пространственного мышления обучающихся с ЗПР как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
 формирование опыта смыслового и эмоционально ценностного восприятия визуального образа
реальности и произведений искусства;
 освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных
формах духовных ценностей;
 формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально пространственной
формы;
 развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределённости;
 формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и в понимании красоты человека;
 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
 овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе
его эмоционально-нравственной оценки;
 овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами
и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по изобразительному искусству
Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на обучающихся с ЗПР 5–7-х
классов и адаптировано для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. В
этом возрасте у обучающихся с ЗПР продолжают наблюдаться некоторые особенности в развитии
двигательной сферы, нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и
координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Это
приводит к затруднениям при выполнении практических работ, в связи с чем педагогу необходимо
снижать требования при оценивании качества выполнения самостоятельных работ, предлагать ученикам
больше времени на выполнение практической работы. Познавательная деятельность характеризуется
сниженным уровнем активности и замедлением переработки информации, обеднен и узок кругозор
представлений об окружающем мире и явлениях. Поэтому при отборе произведений искусства, с
которыми знакомятся ученики с ЗПР, следует отдавать предпочтение предметам и явлениям из их
повседневного окружения, избегать непонятных абстрактных изображений, опираться на личный опыт
ученика. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые
разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными
потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Изобразительное искусство»
При работе на уроке следует отдавать предпочтение практическим методам обучения: показу,
упражнениям. Выполнение практической работы обязательно должно сопровождаться речевым отчетом
ученика о выполненной работе, способствовать развитию речи, умению составлять связное речевое
высказывание. Возможно использовать в ходе урока алгоритмы, картинные и письменные планы
выполнения работы, перед выполнением практической работы желательным является проведение
подробного анализа предстоящей работы, составление плана ее реализации. С целью формирования
личностных компетенций у обучающихся с ЗПР следует предусматривать чередование уроков
индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности.
Совместная творческая деятельность учит обучающихся договариваться, ставить и решать общие
задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство». Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», представленное в
Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной
программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических
модулей. Три модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования в
объёме 105 учебных часов, не менее 1 учебного часа в неделю в качестве инвариантных. Каждый модуль
обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении
углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся с ЗПР.

Программа разработана на основе УМК «Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов за 4 года обучения:
5 класс- 34 часа (1 час в неделю)
6 класс - 34 часа (1 час в неделю)
7 класс – 34 часа (1 час в неделю)
8 класс – 34 часа (1 час в неделю)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осознание основ культурного наследия народов России и человечества;
ценностное отношение к Российскому искусству, художественным традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера;
ценность отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
осознание собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других на
основе анализа продуктов художественной деятельности, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
интерес к практическому изучению профессий и труда, связанного с изобразительным
искусством, на основе применения изучаемого предметного знания;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, возникшим в процессе создания
художественного изделия;
продуктивная коммуникация со сверстниками, взрослыми в ходе творческой деятельности;
развитие собственных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к
творческой деятельности;
способность передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе картин художников;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного анализа;
самостоятельно выбирать способ решения учебно-творческой задачи (выбор материала,
инструмента и пр.) для достижения наилучшего результата;
пользоваться различными поисковыми системами при выполнении творческих проектов,
отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
искать и отбирать информацию из различных источников для решения учебно-творческих задач
в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
в процессе выполнения коллективной творческой работы;
выполнять свою часть работы, достигать максимально возможного качественного результата,
координировать свои действия с другими членами команды при работе над творческими проектами;
оценивать качество своего вклада в общий продукт.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самостоятельно планировать учебные действия в соответствии с поставленной художественной
задачей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения различных художественнотворческих задач;
рационально подходить к определению цели самостоятельной творческой деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами творческой деятельности, осуществлять
контроль своей деятельности;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении художественной задачи;
понимать причины, по которым планируемый результат не был достигнут, находить позитивное
в произошедшей ситуации (пейзаж не получился, потому что неверно расположил линию горизонта, но
усовершенствовал технику работы с акварелью);
выражать собственные эмоции доступными художественными средствами;
различать и называть эмоции других, выраженные при помощи художественных средств;
анализировать возможные причины эмоций персонажей, изображенных на картинах;
ставить себя на место другого человека (персонажа картины), понимать его мотивы и намерения;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению по поводу художественного
произведения;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
иметь представление о многообразии видов декоративно-прикладного искусства; о связи
декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей;
иметь представление (уметь приводить примеры с помощью педагога) о мифологическом и
магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества;
иметь представление о коммуникативных, познавательных и культовых функциях
декоративно-прикладного искусства;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл,
керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.);
иметь представление о неразрывной связи декора и материала;
распознавать по образцу и называть техники исполнения произведений декоративноприкладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка,
др.;
иметь представление о специфике образного языка декоративного искусства – его знаковой
природе, орнаментальности, стилизации изображения;
различать по образцу разные виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный,
антропоморфный;
иметь практический опыт самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных,
сетчатых, центрических;
иметь представление о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении
орнамента и иметь практический опыт применения эти представлений в собственных творческих
декоративных работах;
иметь практический опыт стилизованного – орнаментального лаконичного изображения
деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира,
сказочных и мифологических персонажей с опорой на образы мирового искусства;
иметь представление об особенностях народного крестьянского искусства как целостного
мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к
жизни в целом;
уметь объяснять с помощью учителя символическое значение традиционных знаков народного

крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать на базовом уровне и иметь опыт самостоятельного изображения по образцу конструкции
традиционного крестьянского дома, его декоративного убранства, иметь представление о
функциональном, декоративном и символическом единстве его деталей;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского
быта;
иметь представление о конструкции народного праздничного костюма, его образном строе и
символическом значении его декора;
иметь представление о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма
различных регионов страны;
иметь практический опыт изображения или моделирования традиционного народного
костюма;
иметь представления и иметь практический опыт изображения или конструирования
устройства традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять
при помощи учителя семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой,
трудом и бытом;
иметь представление о примерах декоративного оформления жизнедеятельности – быта,
костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные
Греция и Рим, Европейское Средневековье);
иметь представление о разнообразии образов декоративно-прикладного искусства, их единстве
и целостности для каждой конкретной культуры, определяемых природными условиями и
сложившийся историей;
объяснять при помощи учителя значение народных промыслов и традиций художественного
ремесла в современной жизни;
рассказывать по опорной схеме, плану о происхождении народных художественных
промыслов;
называть с опорой на образец характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных
народных художественных промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево,
глина, металл, стекло, др.;
различать с опорой на образец изделия народных художественных промыслов по материалу
изготовления и технике декора;
иметь представления о связи между материалом, формой и техникой декора в произведениях
народных промыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий
некоторых художественных промыслов;
иметь практический опыт изображения фрагментов орнаментов, отдельных сюжетов, деталей
изделий ряда отечественных художественных промыслов;
иметь представление о роли символического знака в современной жизни (герб, эмблема,
логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или
логотипа;
понимать и объяснять с помощью учителя значение государственной символики, иметь
представление о значении и содержании геральдики;
уметь определять по образцу и указывать продукты декоративно-прикладной художественной
деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и
характеризовать при помощи учителя их образное назначение;
иметь представления о широком разнообразии современного декоративно-прикладного
искусства; уметь различать с опорой на образец художественное стекло, керамику, ковку, литьё,
гобелен и т. д.;
иметь опыт коллективной практической творческой работы по оформлению пространства
школы и школьных праздников.
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
иметь представление о различиях между пространственными и временными видами искусства
и их значении в жизни людей;
меть представление о причинах деления пространственных искусств на виды;
иметь представления об основных видах живописи, графики и скульптуры, объяснять при

помощи учителя их назначение в жизни людей.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
различать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;
понимать значение материала в создании художественного образа;
иметь практический опыт изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём,
пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также другими доступными
художественными материалами;
иметь представление о различных художественных техниках в использовании
художественных материалов;
иметь представление о роли рисунка как основы изобразительной деятельности;
иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных форм;
иметь представления об основах линейной перспективы и первоначальные навыки
изображения объёмных геометрических тел на двухмерной плоскости (при необходимости при
помощи учителя);
иметь представления о понятиях графической грамоты изображения предмета «освещённая
часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике
рисунка на базовом уровне;
иметь представление о содержании понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их
визуального анализа;
иметь опыт определения конструкции сложных форм, соотношения между собой пропорции
частей внутри целого;
иметь опыт линейного рисунка;
иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу;
иметь представления об основах цветоведения: основные и составные цвета, дополнительные
цвета; иметь представление о понятиях «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст»;
иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической
выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных.
Жанры изобразительного искусства:
иметь представления о понятии «жанры в изобразительном искусстве», понимать разницу
между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства.
Натюрморт:
иметь представление о изображении предметного мира в различные эпохи истории
человечества и уметь приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени при
помощи учителя;
рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном
искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников по
предложенному плану;
иметь представление и иметь опыт применения в рисунке правил линейной перспективы и
изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
иметь представление об освещении как средстве выявления объёма предмета;
иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения
предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств
выразительности;
иметь опыт создания графического натюрморта;
иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.
Портрет:
иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как
последовательности изменений представления о человеке;
иметь представления о содержании портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи
Возрождения и Нового времени;
узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского
искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.) по образцу или с помощью
учителя;
иметь представления о истории портрета в русском изобразительном искусстве, о великих
художниках-портретистах (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин,
К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.);

иметь представления и опыт претворения в рисунке основных позиций конструкции головы
человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;
иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, иметь опыт создания
зарисовок объёмной конструкции головы (по образцу); иметь представление о термине «ракурс»;
иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера
человека и образа эпохи в скульптурном портрете;
иметь начальный опыт лепки головы человека;
иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии
графических средств в изображении образа человека;
иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного
образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;
иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и отечественном.
Пейзаж:
иметь представление об изображении пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом
искусстве и в эпоху Возрождения;
иметь представления о правилах построения линейной перспективы и иметь опыт применения
их в рисунке;
иметь представления о содержании понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий
горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;
иметь представления о правилах воздушной перспективы и иметь опыт их применения на
практике;
иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;
иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости
состояний природы;
иметь представление о истории пейзажа в русской живописи, особенностях пейзажа в
творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору);
иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;
иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и
представлению;
иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или представлению.
Бытовой жанр:
иметь представления о роли изобразительного искусства в формировании представлений о
жизни людей разных эпох и народов;
иметь представления о понятиях «тематическая картина», «станковая живопись»,
«монументальная живопись»; основных жанрах тематической картины;
уметь различать при помощи учителя тему, сюжет и содержание в жанровой картине;
иметь представление о значении художественного изображения бытовой жизни людей в
понимании истории человечества и современной жизни;
иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве
разных эпох и народов;
иметь представления о различиях произведений разных культур по их стилистическим
признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);
иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства;
иметь представление о понятии «бытовой жанр»;
иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни.
Исторический жанр:
иметь представление о историческом жанре в истории искусства и его значении для жизни
общества;
иметь представление об авторах и содержании таких картин, как «Последний день Помпеи» К.
Брюллова, «Боярыня Морозова» и других картин В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;
иметь представление об основных этапах работы художника над тематической картиной:
периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы
над основным холстом;
иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный
проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
Библейские темы в изобразительном искусстве:
иметь представление о значении библейских сюжетов в истории культуры;

иметь представление о значении великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии
как «духовной оси», соединяющей жизненные позиции разных поколений;
иметь представления о содержании и авторах произведений на библейские темы, таких как
«Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына»
и «Святое семейство» Рембрандта и др.; скульптура «Пьета» Микеланджело и др.;
иметь представление о картинах на библейские темы в истории русского искусства;
иметь представление о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как
«Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге,
«Христос и грешница» В. Поленова и др.;
иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы;
иметь представления о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве,
Феофане Греке, Дионисии.
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»:
иметь представление об архитектуре и дизайне как конструктивных видах искусства, т. е.
искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
иметь представление о роли архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека;
иметь представление о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и
поведение человека;
иметь представления о ценности сохранения культурного наследия, выраженного в
архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
иметь представления о понятии формальной композиции и её значении как основы языка
конструктивных искусств;
иметь представление об основных средствах – требованиях к композиции;
иметь представления об основных типах формальной композиции;
иметь опыт составления различных формальных композиции на плоскости;
иметь опыт составления формальных композиции на выражение в них движения и статики;
иметь опыт первоначальных навыков вариативности в ритмической организации листа;
иметь представление о роли цвета в конструктивных искусствах;
иметь представление о технологии использования цвета в живописи и в конструктивных
искусствах;
иметь представление о выражении «цветовой образ»;
иметь опыт применения цвета в графических композициях как акцента или доминанты,
объединённых одним стилем;
иметь представление о шрифте как графическом рисунке начертания букв, объединённых
общим стилем, отвечающим законам художественной композиции;
иметь представление о соотнесении особенностей стилизации рисунка шрифта и содержания
текста;
иметь представление об «архитектуре» шрифта и особенностях шрифтовых гарнитур; иметь
опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
иметь опыт применения печатного слова, типографской строки в качестве элементов
графической композиции;
иметь представление о функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой
марки;
иметь представление о шрифтовом и знаковом видах логотипа;
иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
иметь практический опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или
рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала;
иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального
разворотов в качестве графических композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь практический опыт построения под руководством учителя объёмно-пространственной
композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;
иметь представления о структуре различных типов зданий и влиянии объёмов и их сочетаний

на образный характер постройки и её влиянии на организацию жизнедеятельности людей;
иметь представление о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций
и изменении облика архитектурных сооружений;
иметь представления и практический опыт изображения особенностей архитектурнохудожественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой
архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;
иметь представления о архитектурных и градостроительных изменениях в культуре новейшего
времени, современном уровне развития технологий и материалов;
иметь представления о значении сохранения исторического облика города для современной
жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и
понимания своей идентичности;
иметь представление о понятии «городская среда»;
уметь объяснять с помощью учителя планировку города как способ организации образа жизни
людей;
иметь представления о различных видах планировки города;
иметь опыт разработки городского пространства в виде макетной или графической схемы под
руководством учителя;
иметь представления о эстетическом и экологическом взаимном сосуществовании природы и
архитектуры;
иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного
дизайна;
иметь представление о взаимосвязи формы и материала при построении предметного мира; о
влиянии цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт проектирования под руководством учителя интерьерного пространства для
конкретных задач жизнедеятельности человека;
иметь представление о том, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные
позиции и конкретные намерения действий;
понимать, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох;
иметь представление о понятии моды в одежде;
иметь представление о том, как в одежде проявляются социальный статус человека, его
ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в
проектировании одежды, ансамбле в костюме;
иметь представление о характерных особенностях современной моды, уметь сравнивать при
помощи учителя функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями
одежды прошлых эпох;
иметь опыт создания эскизов по теме «Дизайн современной одежды», эскизов молодёжной
одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.);
иметь представление о задачах искусства, театрального грима и бытового макияжа;
иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа;
иметь представления о эстетических и этических границах применения макияжа и стилистики
причёски в повседневном быту.

По окончании основной школы выпускник научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства, создавать декоративные
изображения на основе русских образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве
и в современной жизни;
 создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки;
 создавать эскизы народного праздничного костюма;
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства, используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.;

 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
 называть виды искусства;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
 композиционным навыкам работы, чувству ритма, вкусу к работе с различными
художественными материалами;
 создавать образы, используя все выразительные возможности;
 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная
утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на
картоне;
 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
 рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как
выражении различных мировоззренческих смыслов;
 применять перспективу в практической творческой работе;
 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
 различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение
каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные
техники;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж
настроения, пленэр, импрессионизм;
 различать и характеризовать виды портрета;





































понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по
памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами построения головы человека;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
навыкам в изобразительном творчестве;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на
историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на
библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой
Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
культуре зрительского восприятия;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг.
И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т. д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и
дизайна;
понимать и раскрывать понятие модуля;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг
– цилиндр, шар и т. д.;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный
замысел;
 использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство и его виды.
Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей.
Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в
характере труда и жизненного уклада.
Образно-символический язык народного прикладного искусства.
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки.
Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.
Убранство русской избы
Конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и символического – в её
постройке и украшении.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в
образном строе бытового крестьянского искусства.
Выполнение рисунков – эскизов орнаментального декора крестьянского дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы жилой
среды.
Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки
жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера постройки, символики её
декора и уклада жизни для каждого народа.
Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы
и орнаментально-символического оформления.
Народный праздничный костюм
Образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского.
Традиционная конструкция русского женского костюма – северорусский (сарафан) и
южнорусский (понёва) варианты.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов
страны.
Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее
происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое
изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных
орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом
решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия.

Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.
Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на
тему традиций народных праздников.
Народные художественные промыслы
Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции
культуры, особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов
народов России.
Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом
(дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.).
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности
цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской,
каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны.
Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный
узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора
в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность
изделий «золотой хохломы».
Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городецкой
росписи предметов быта. Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных композиций.
Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи.
Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская
керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы
росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии.
Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм
подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой импровизации
в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения.
Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны.
Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом.
Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись шкатулок, ларчиков,
табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля
каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной
культуры.
Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов.
Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и
культурных традиций.
Народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и духовные ценности,
неотъемлемая часть культурного наследия России.
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.
Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла,
уклада жизни людей.
Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и
символика орнаментов в культуре разных эпох.
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа
человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях.
Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта – в культуре
разных эпох.
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный
знак.
Государственная символика и традиции геральдики.
Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды.
Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и
намерений.

Декор на улицах и декор помещений.
Декор праздничный и повседневный.
Праздничное оформление школы.
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
Общие сведения о видах искусства
Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их
место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры.
Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства.
Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника.
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок.
Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата.
Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.
Линейные графические рисунки и наброски.
Тон и тональные отношения: тёмное — светлое.
Ритм и ритмическая организация плоскости листа.
Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа цвета,
цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет,
понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая
скульптура, камерная скульптура.
Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды
рельефа.
Жанры изобразительного искусства
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа
произведений изобразительного искусства.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.
Натюрморт
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта
в европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости.
Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схода,
правила перспективных сокращений.
Изображение окружности в перспективе.
Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы.
Сложная пространственная форма и выявление её конструкции.
Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур.
Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.
Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень»,
«собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против света».
Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.
Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности
графических техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных
живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.
Портрет
Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в
искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и
мировоззренческих идеалов эпохи.
Великие портретисты в европейском искусстве.
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие
портретисты в русской живописи.

Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности
развития
жанра
портрета
в
искусстве
ХХ в.—
отечественном и европейском.
Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной
частей головы.
Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в
изображении образа человека.
Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.
Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении головы
человека.
Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном
портрете.
Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.
Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в
произведениях выдающихся живописцев.
Опыт работы над созданием живописного портрета.
Пейзаж
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в
эпоху Возрождения.
Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.
Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при
изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж.
Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов.
Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы.
Живописное изображение различных состояний природы.
Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История
становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.
Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников:
А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры.
Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.
Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.
Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров.
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.
Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.
Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города.
Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи
охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города.
Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая
организация плоскости изображения.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение
художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и
современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание
в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в
их утверждении.
Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации
художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни
общества.
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая
картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.
Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной

культуры.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве
В. Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в.
Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над
исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в
эскизах, картон композиции, работа над холстом.
Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по
задуманному сюжету.
Библейские темы в изобразительном искусстве
Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в
европейской культуре.
Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось»,
соединяющая жизненные позиции разных поколений.
Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре
«Пьета» Микеланджело и др.
Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу»,
И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»).
Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе — его
религиозный и символический смысл.
Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.
Работа над эскизом сюжетной композиции.
Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном
искусстве.
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки – конструктивные
искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметно-пространственной среды
жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия,
духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные
исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного
наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство
функционального и художественного — целесообразности и красоты.
Графический дизайн
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы
формальной композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических
фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия,
динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость
композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим
расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики.
Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне.
Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент

композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции
логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и
изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката.
Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие
конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе
компьютерных программ.
Макетирование объёмно-пространственных композиций
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства.
Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на
макете.
Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и
пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов,
образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер
постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности
сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении
архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция – архитектура
сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной
архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ
времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление
сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития
технологий и материалов на изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала
изготовления
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и
архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа
жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей.
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как
этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметнопространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических
зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические
предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной
техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности
среды современного города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с
образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.

Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля
будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение
культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и
архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах,
установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков
локального озеленения и т. д.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды»
в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн
пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение
стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства. Отделочные
материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом
решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтнопарковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной
территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных
проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемычертежа.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды
жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности
человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и
архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды
в интерьере частного дома.
Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность
и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования
массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода.
Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе
одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и
карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и строительства нового
мира.
Контрольно-измерительные материалы по изобразительному искусству
Контрольные работы по предмету «Изобразительное искусство» программой не предусмотрены.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством
овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и
эстетическое наблюдение окружающего мира. На уроках изобразительного искусства оценивается как
уровень восприятия обучающимися с ЗПР произведений искусства и явлений культуры, так и уровень
выполнения практических заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет

оценивание художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий по
изобразительному искусству. Оценивание работы обучающихся с ЗПР носит индивидуальный характер,
учитываются следующие показатели:

правильность приемов работы;

степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, правильное
построение рисунка, аккуратность выполненной работы);

соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.

Тематическое планирование
5 класс
№
тема

Количе

№

ство

Индивид.
Обучение ( 0,5ч.)

Часов
1 Древние корни
народного
искусства

8

4

1

2 Связь времен в
народном
искусстве

8

4

2

3 Декор
человек,

12

6

3

—

Индивид.
Содержани
Обучение
( е
0,25ч.)
воспитательного
потенциала
урока
2
Воспитыва
ется уважение к
исторической
личности,
активизируется
познавательная
деятельность
учащихся,
привлекается
внимание
школьников
к
ценностному
аспекту
учебного
материала.
2
Повышаетс
я
познавательная
мотивация
школьников,
развивается
опыт
ведения
конструктивного
диалога,
командной
работы;
повышается
внимание
школьников
к
обсуждаемой
информации и
познавательная
деятельность
учеников.
3
Развиваетс
я опыт ведения

общество, время

4

4 Декоративное
искусство
в
современном
мире ( ты сам
мастер ДПИ)

6 класс
№
тема
№

1

2

1 Виды
изобразительного
искусства и основы
образного языка

2 Мир наших вещей.
Натюрморт

6

3

Коли
чество
Часов
8

8

2

конструктивного
диалога,
командной
работы.
Применени
е
на
уроке
интерактивных
форм работы с
учениками,
содействующие
учащимся
в
обретении опыта
ведения
конструктивного
диалога;
групповой
работы
или
работы в парах,
которые
учат
детей
командной
работе
и
взаимодействию
с
другими
учениками.

Индиви
Индивид
Содержание
д. Обучение . Обучение ( воспитательного
(0,5ч.)
0,25ч.)
потенциала урока
4
2
Активизируе
тся
познавательная
деятельность
учащихся,
привлекается
внимание
школьников
к
ценностному
аспекту учебного
материала.
4
2
Инициирова
ние и поддержка
исследовательской
деятельности
учащихся
в
рамках
реализации
ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов.

3

4

3 Вглядываясь
человека. Портрет

в

10

5

3

4 Человек
пространство.
Пейзаж

и

8

4

2

7 класс
№
Тема
№

Коли
чество
Часов
8

1

1 Искусство
композиции - основа
дизайна
и
архитектуры

2 Художественный
язык конструктивных
искусств.

8

2

3 Город и человек.
Социальное значение
дизайна
и
архитектуры
как
среды
жизни
человека.

12

4 Человек

6

3

в

зеркале

Приобретени
е
навыков
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы
на
практике,
генерирования и
оформления
собственных идей.
Включение в
урок
игровых
процедур, которые
помогают
поддержать
мотивацию
учащихся
к
получению
знаний.

Индиви
Индивид
Содержание
д. Обучение . Обучение ( воспитательного
(0,5ч.)
0,25ч.)
потенциала урока
4
2
Активизируе
тся
познавательная
деятельность
учащихся,
привлекается
внимание
школьников
к
ценностному
аспекту учебного
материала.
4
2
Вырабатывае
тся
личное
отношение
учащихся
к
образованию как
ценности.
6
3
Формируетс
я познавательная
деятельность
учащихся,
привлекается
внимание
школьников
к
ценностному
аспекту учебного
материала.
3
2
Инициирова

4

дизайна
и
архитектуры. Образ
человека
и
индивидуальное
проектирование.

ние и поддержка
исследовательской
деятельности
учащихся
в
рамках
реализации
ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов.

8 класс
№

тема

№

1

2

3

Коли
чество
Часов

Индивид.
Обучение
(0,5ч.)

1 Художник
и
искусство
театра.
Роль изображения в
синтетических
искусствах

8

4

2 Фотография – взгляд
сохраненный
навсегда.
Фотография - новое
изображение
реальности

8

4

3 Фильм – творец и
зритель. Что мы
знаем об искусстве

12

6

Индивид.
Содержан
Обучение
( ие
0,25ч.)
воспитательного
потенциала
урока
2
Привлечен
ие
внимания
учащихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых
на
уроках явлений,
организация
практической
работы
с
получаемой на
уроке социально
значимой
информацией.
2
Воспитыва
ется уважение к
исторической
личности,
активизируется
познавательная
деятельность
учащихся,
вырабатывается
личное
отношение
учащихся
к
образованию
как ценности.
3
Применен
ие на уроке
дидактического

кино?

4

4 Телевидение
–
пространство
культуры? Экран –
искусство – зритель.

6

3

2

театра
для
стимулирования
познавательной
мотивации
школьников.
Использов
ание
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета через
демонстрацию
учащимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения.

Основные критерии оценивания образовательных достижений учащихся
с ЗПР на уроке «Изобразительное искусство»
Аттестация обучающихся по предмету «Изобразительное искусство» включает в себя:
- тематическое оценивание по системе «зачёт-незачёт»;
- потриместровое оценивание с выставлением результата в журнале «зачёт» или
«незачёт»;
- годовое оценивание с выставлением среднегодового результата «зачёт» или «незачёт».
«Зачтено» по предмету «Изобразительное искусство» в 5-8 классах выставляется согласно
выполнению следующих условий:
- систематическое посещение занятий (70% посещений, по болезни – не менее 50%);
- выполнение в указанные учителем сроки 4 из 5 заданных в течение триместра зачетных
работ (1 или 2 из них теоретической направленности, остальные – практической);
- выполнение программы по изобразительному искусству.
Качество освоения
программы
85-100 %
75-85 %
50-75 %
меньше 50%

Уровень достижений
высокий
оптимальный
допустимый
начальный

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
зачтено
зачтено
зачтено
не зачтено

Для детей с ОВЗ
Качество освоения
программы
70-100 %
50-70 %
20-50 %
меньше 20%

Уровень достижений
высокий
оптимальный
допустимый
начальный

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
зачтено
зачтено
зачтено
не зачтено

Оценивание работ учащихся над построением натюрморта
от 30 до 10 баллов
менее 10 баллов.

зачтено
не зачтено

Оценивание работ учащихся с ОВЗ над построением натюрморта
от 30 до 3 баллов
менее 3 баллов

зачтено
не зачтено

Критерии
1. Составлен интересный натюрморт на определенную тему,
интересный для зрителя
2.Натюрморт носит свой характер, создает определенное
настроение
3.Выбрана интересная точка зрения
4.Правильно выбран формат для данного натюрморта

Баллы
3
3
3
3

5.Предметы оптимального размера и расположены, так как в
натюрморте
6.При построении точно передается характер предметов и их
пропорции
7.При построении соблюдаются правила линейной перспективы
8.Все предметы прорисованы подробно
9.Предметы и драпировка переднего плана нарисованы более
четкой линией
10.Верно намечено распределение блика света, полутени, тени,
рефлекса на предметах натюрморта и падающие тени

3
3
3
3
3
3

Оценивание работ учащихся над построением портрета
от 30 до 10 баллов
менее 10 баллов.

зачтено
не зачтено

Оценивание работ учащихся с ОВЗ над построением портрета
от 30 до 3 баллов
менее 3 баллов

зачтено
не зачтено

Критерии
1.Выполнен портрет с соблюдением правил построения,
соблюдены пропорции лица
2.Портрет носит свой характер, создает определенное настроение
3.Выбрана интересная точка зрения
4.Правильно выбран формат для данного портрета
5.Портрет оптимального размера и удачно размещѐн на листе
6.При построении передается характер портретируемого
7.При выполнении портрета соблюдаются правила линейной
перспективы
8.Все элементы лица построены подробно
9.Элементы переднего плана нарисованы более четкой линией
10.Верно намечено распределение света, полутени, тени, рефлекса
на элементах портрета и падающие тени, создан выразительный
образ

Баллы
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Оценивание работ учащихся над построением пейзажа
от 30 до 10 баллов
менее 10 баллов.

зачтено
не зачтено

Оценивание работ учащихся с ОВЗ над построением пейзажа
от 30 до 3 баллов
менее 3 баллов
Критерии

зачтено
не зачтено
Баллы

1 .Выполнен интересный пейзаж с дальним или несколькими
дальними планами
2.Пейзаж носит свой характер, создает определенное настроение
3.Выбрана интересная точка зрения
4.Правильно выбран формат для данного пейзажа
5.Элементы пейзажа оптимального размера и удачно размещены на
листе
6.При построении передается характер определѐнной местности
7.При выполнении пейзажа соблюдаются правила линейной и
воздушной
8.Все элементы пейзажа на переднем плане построены подробно
9.Элементы переднего плана нарисованы более четкой линией
10.Верно намечено распределение света, полутени, тени, рефлекса
на элементах пейзажа и падающие тени, применяется богатая
цветовая гамма, создан выразительный пейзаж

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Критерии оценки работ учащихся над построением композиции
от 30 до 10 баллов
менее 10 баллов.

зачтено
не зачтено

Оценивание работ учащихся с ОВЗ над построением композиции
от 30 до 3 баллов
менее 3 баллов

зачтено
не зачтено

Критерии
1. Составлена интересная композиция на определенную тему, с
интересным сюжетом
для зрителя
2.Композиция носит свой характер, создает определенное
настроение
3.Выбрана интересная точка зрения
4.Правильно выбран формат для данной композиции
5.Предметы оптимального размера и помогают раскрыть смысл
композиции
6.При построении точно передается характер предметов и их
пропорции
7.При построении соблюдаются правила линейной перспективы
8.Все предметы построены подробно
9.Предметы переднего плана нарисованы более четкой линией
10.Верно намечено распределение света, полутени, тени, рефлекса
на предметах и
падающие тени, используются знания цветоведения

Баллы
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Нормы оценивания художественных работ учащихся
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
Учащийся полностью справляется с поставленной целью зачтено

урока; правильно излагает изученный материал и умеет
применить полученные знания на практике; верно решает
композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между
собой все компоненты изображения; умеет подметить и
передать в изображении наиболее характерное.
Учащийся полностью овладел программным материалом, но зачтено
при изложении его допускает неточности второстепенного
характера; гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем
точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; зачтено
допускает неточность в изложении изученного материала.
Учащийся допускает грубые ошибки; не справляется с не зачтено
поставленной целью урока.
Нормы оценивания художественных работ учащихся с ОВЗ
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
Учащийся справляется с поставленной целью, излагает зачтено
изученный материал и умеет применить полученные знания на
практике.
Учащийся полностью овладел программным материалом, но зачтено
при изложении его допускает неточности второстепенного
характера; гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем
точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; зачтено
допускает неточность в изложении изученного материала,
допускает грубые ошибки, но исправляет их при поддержке
учителя.
Учащийся не справляется с поставленной целью урока и не зачтено
отказывается от помощи учителя в исправлении допущенных
ошибок.
Нормы оценивания письменной работы
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
Обучающимся не допущено в работе ни одной ошибки, а также зачтено
при наличии в ней одной негрубой ошибки. Учитывается
качество оформления работы, аккуратность обучающегося,
оригинальность воплощения задуманного образа.
Обучающийся допустил две ошибки. Учитывается оформление зачтено
работы.
Обучающийся допустил несколько ошибок. Учитывается зачтено
оформление работы.
Обучающийся полностью не справился с заданием.
не зачтено

Нормы оценивания письменной работы для детей с ОВЗ
Уровень достижений
Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
Обучающимся не допущено в работе ни одной ошибки, а также зачтено
при наличии в ней одной или нескольких ошибок. Учитывается
качество оформления работы, аккуратность обучающегося,
оригинальность воплощения задуманного образа.
Обучающийся полностью не справился с заданием.
не зачтено
Нормы оценивания тестов
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»

Тест, состоящий из 10 вопросов
Время выполнения работы: 10-15 мин.
От 10 до 6 правильных ответов
зачтено
Менее 5 правильных ответов
не зачтено
Тест, состоящий из 20 вопросов
Время выполнения работы: 30 - 40 мин.
От 20 до 13 правильных ответов
зачтено
Менее 10 правильных ответов
не зачтено
Нормы оценивания тестов для детей с ОВЗ
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»

Тест, состоящий из 10 вопросов
Время выполнения работы: 20 мин.
От 10 до 4 правильных ответов
зачтено
Менее 4 правильных ответов
не зачтено
Тест, состоящий из 20 вопросов
Время выполнения работы: 40 мин.
От 20 до 10 правильных ответов
зачтено
Менее 10 правильных ответов
не зачтено
Нормы оценок устных ответов
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
Обучающийся полно раскрыл содержание материала в объеме, зачтено
предусмотренном программой и учебником; изложил материал
грамотным
языком
в
определенной
логической
последовательности,
точно
используя
специальную
терминологию и символику; показал умение иллюстрировать
теоретические положения конкретными примерами, применять
их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих
вопросов, сформированность и устойчивость используемых
при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без
наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности

при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,
которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие зачтено
содержание ответа; допущены один - два недочета при
освещении основного содержания ответа, исправленные на
замечания учителя; допущены ошибка или более двух
недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Неполно или непоследовательно раскрыто содержание зачтено
материала, но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего
усвоения программного материала; имелись затруднения, или
допущены ошибки в определении понятий, использовании
специальной терминологии, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя; обучающийся не справился с
применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного
уровня сложности по данной теме; при знании теоретического
материала
выявлена
недостаточная
сформированность
основных умений и навыков.
Не раскрыто основное содержание учебного материала; не зачтено
обнаружило незнание или непонимание школьником большей
или наиболее важной части учебного материала; допущены
ошибки в определении понятий, при использовании
специиальной терминологии, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.
Нормы оценок устных ответов для детей с ОВЗ
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
Обучающийся изложил материал в определенной логической зачтено
последовательности,
показал
умение
иллюстрировать
теоретические положения конкретными примерами, применять
их в новой ситуации при выполнении практического задания;
Возможны неточности при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко
исправил по замечанию учителя. В изложении допущены
небольшие пробелы или неполно раскрыто содержание
материала, но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего
усвоения программного материала
Абсолютно не раскрыто основное содержание учебного не зачтено
материала; допущены многочисленные ошибки, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценивание творческих работ обучающихся
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
Содержание работы полностью соответствует теме; работа зачтено
оригинальна и выполнена самостоятельно.

Содержание работы в-основном соответствует теме (имеются зачтено
незначительные отклонения от темы); замысел работы
оригинален, но выполнен не совсем самостоятельно.
В работе допущены существенные отклонения от темы; работа зачтено
мало оригинальна или выполнена не самостоятельно.
Работа не соответствует теме; не оригинальна, не не зачтено
самостоятельна.
Оценивание творческих работ обучающихся с ОВЗ
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
Содержание работы полностью соответствует теме; работа зачтено
оригинальна и выполнена самостоятельно или имеются
отклонения от темы, работа мало оригинальна или выполнена
не совсем самостоятельно.
Работа абсолютно не соответствует теме; не оригинальна, не не зачтено
самостоятельна или обучающийся отказывается ее выполнять.
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе
Power Point.
Критерии
Дизайн презентации
общий дизайн
диаграмма и рисунки
текст, цвет, фон
списки и таблицы
ссылки
Содержание
тема
доступность
иллюстрации
логика
выводы
библиография
Защита проекта
коммуникативные
способности

Параметры
оформление презентации логично, отвечает
требованиям эстетики, и не
противоречит содержанию презентации
изображения в презентации привлекательны и
соответствуют
содержанию
текст легко читается, фон сочетается с графическими
элементами
списки и таблицы в презентации выстроены и
размещены корректно
все ссылки работают
раскрыты все аспекты темы
материал изложен в доступной форм
систематизированный набор оригинальных рисунков
слайды расположены в логической
последовательности
заключительный слайд с выводами
список использованной литературы с перечислением
всех
использованных ресурсов
речь учащегося четкая и логичная

владение материалом
ученик владеет материалом своей темы
Оценивание презентаций, выполненных обучающимися
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
Полное соответствие выдвинутым требованиям.
зачтено
Небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
зачтено
Минимальные знания темы и не совсем корректное зачтено
оформление презентации.
Полное несоответствие выдвинутым требованиям.
не зачтено
Оценивание презентаций, выполненных обучающимися с ОВЗ
Уровень достижений

Отметка в системе
«зачтено-незачтено»
Полное соответствие выдвинутым требованиям или небольшие зачтено
несоответствия выдвинутым требованиям.
Минимальные знания темы и не совсем корректное
оформление презентации. Самостоятельное выполнение
работы.
Полное
несоответствие
выдвинутым
требованиям
и не зачтено
несамостоятельное выполнение работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».