Памятка классному руководителю по работе с детьми «Группы риска» Классному руководителю по работе с проблемными детьми 1. Завести дневник наблюдений. 2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками. 3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков. 4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день. 5. Строго следить за выставлением оценок в дневник. 6. Ежемесячно проверять занятость в кружках. 7. Ежедневно встречаться с подростками. 8. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики. 9. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах. 10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка. 11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений. 12. Предупредить возможность неправильных действий детей. 13. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный». 14. Обучить детей методам самовоспитания. 15. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей. 16. Индивидуальное шефство. 17. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение. 18. Привлечение родительской общественности. 19. Поддерживать тесную связь с ПДН. Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы: 1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива: *личные дела учащихся; *результаты медицинского обследования; *психолого-педагогические характеристики; *результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; *результаты диагностирования педагога-психолога; *жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы; *в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем). 2 этап - Выявление учащихся группы риска: *составляет карту класса по выявлению детей группы риска; *выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; *составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе. 3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога; выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. 4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»; классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).