ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и федеральной программы воспитания. Изучение учебного предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее количество часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», — 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 66 часов, 2 класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздник. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизнедеятельности Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Познавательные универсальные учебные действия: сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде. Работа с информацией: понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего населённого пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу Российской Федерации, описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия: сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электроприборами и газовыми приборами. Совместная деятельность: соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты. 2 КЛАСС Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети «Интернет» (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет». УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Познавательные универсальные учебные действия: ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); различать символы Российской Федерации; различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией: различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице; используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия: ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация); описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и другие); создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные учебные действия: следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность: строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет». УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Познавательные универсальные учебные действия: проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией: понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; находить по предложению учителя информацию в разных источниках: текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные учебные действия: ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, их предвидение); описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). Регулятивные универсальные учебные действия: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность: участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. 4 КЛАСС Человек и общество Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества. Лента времени и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно- нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на при роду изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет». УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Познавательные универсальные учебные действия: устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет» (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости, доброты, справедливости и других; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты по теме «Права и обязанности гражданина Российской Федерации»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей: руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества; духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью; трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, наносящих ей вред; ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Познавательные универсальные учебные действия: Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видеоинформацию, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация: планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. Самоконтроль: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. Самооценка: объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 1 класс К концу обучения в первом классе обучающийся научится: называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оценивать ситуации, раскрывающие позитивное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными образовательными и информационными ресурсами. 2 класс К концу обучения во втором классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на карте России Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры позитивного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). 3 класс К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской Федерации с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть «Интернет»; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. 4 класс К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на ленте времени; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т. д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной мобильности; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количе ство часов всего Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел: Человек и общество 1.1. Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. 2 Устный Беседа по теме «Как содержать рабочее место в опрос; порядке»; РЭШ, УЧИ.РУ 1.2. Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. 1 Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в классе и в школе»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.3. Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. 1 Беседа по теме «Как содержать рабочее место в порядке»; Устный РЭШ, УЧИ.РУ опрос; Практичес кая работа; 1.4. Россия Москва — столица России. Народы России. 2 Устный Просмотр и обсуждение опрос; иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва — столица РЭШ, УЧИ.РУ России», «Экскурсия по Москве»; 1.5. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. 2 Рассматривание и описание изделий народных промыслов родного края и народов России; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.6. Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. 2 Рассматривание и описание изделий народных промыслов родного края и народов России; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.7. Правила поведения в социуме. 1 Беседа по теме «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 1.8. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. 2 Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.9. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. 2 Учебный диалог по теме «Что такое семья»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ Домашний адрес. 1 Рассказы детей по теме «Как наша семья проводит свободное время»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; Итого по разделу 16 ч 1.1 0. Раздел Человек и природа 2.1. Природа и предметы, созданные 3 человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Учебный диалог по теме «Почему люди должны оберегать и охранять природу»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.2. Неживая и живая природа. 4 Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в природе»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.3. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. 3 Экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.4. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. 2 Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.5. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). 1 Экскурсия; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 2.6. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. 5 Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав; Определение названия по внешнему виду дерева; Устный опрос; 3 2.7. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Практическая работа по теме «Найдите у растений их части»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.8. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Практическая работа по теме «Учимся ухаживать за растениями уголка природы»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 6 2.9. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Игра-соревнование по теме «Кто больше назовёт насекомых (птиц, зверей…)»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 2.1 0. Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). 4 Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов); Устный опрос РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 1. Забота о домашних питомцах. 4 Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу неправильно. Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»; Устный опрос РЭШ, УЧИ.РУ Итого по разделу 37 ч 2 РЭШ, УЧИ.РУ Раздел: Правила безопасной жизни 3.1. Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. 2 Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос 3.2. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. 1 Рассказ учителя: «Что такое правильное питание»; Практическое занятие в кабинете; Устный опрос РЭШ, УЧИ.РУ 3.3. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). 2 Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника; Устный опрос 3.4. Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 2 Практическое занятие в кабинете; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Итого по разделу 7ч Резервное время 6ч Общее число часов по программе РЭШ, УЧИ.РУ 66 ч 2 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количе ство часов Раздел Человек и общество 1 1.1. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.2. Государственные символы России, символика своего региона. 1 Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.3. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. 2 Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.4. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. 1 Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург, наш регион на карте РФ; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ Составление сообщения об Устный истории родного края (при опрос; помощи взрослых, с использованием РЭШ, УЧИ.РУ 1 1.5. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. дополнительных источников информации); 1.6. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Чтение текстов учебника о Устный опрос; народах России, об их традициях, обычаях, праздниках; РЭШ, УЧИ.РУ 2 1.7. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. Учебный диалог по теме «Зачем человек трудится?»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.8. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. 1 Дидактическая игра по теме «Профессии города и села»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.9. Семья—коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. И традиции. 1 Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1 1.1 0. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. 1 Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.1 1. Правила культурного поведения 2 в общественных местах. Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и группировка слов по противоположному значению (добрый — жадный, смелый — трусливый, правдивый — лживый и др.); Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.1 2 Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. 2 Устный Учебный диалог по теме «Оцени себя — умеешь ли опрос; ты сдерживать эмоции?»; РЭШ, УЧИ.РУ Итого по разделу 16 ч Раздел Человек и природа 2.1. Наблюдения, опыты, измерения. 3 Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»; Тестирова ние; 2.2. Чем Земля отличается от других 2 планет. Условия жизни на Земле. Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»; Самооценк РЭШ, УЧИ.РУ ас использов анием «Оценочн ого листа»; РЭШ, УЧИ.РУ Устный опрос; 2.3. Изображения Земли: глобус, карта, план. 2 Практическая работа с глобусом; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 2.4. Карта мира. Материки, океаны. 2 Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.5. Определение сторон горизонта 2 при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.6. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. 3 Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.7. Дикорастущие и культурные растения. 2 Игра-соревнование по теме «Кто больше вспомнит названий деревьев»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.8. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. 3 Коммуникативная деятельность: описание растений по иллюстрациям и живым объектам; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.9. Мир животных (фауна). 5 Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме «Как живут животные в разные времена года»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.1 0. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида движений, питания размножения). 3 Работа в группах: подготовьте вопросы о жизни животных для других групп; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.1 1. Сезонная жизнь животных. 3 Ролевая игра по теме «Собрание в лесу — кто как готовится к зиме»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Устный опрос; 2.1 2 Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. 2 Учебный диалог по теме «Что такое Красная книга?»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 3 Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. 2 Итого по разделу 34 ч Устный Просмотр и обсуждение опрос; иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Растения и животные Красной книги»; РЭШ, УЧИ.РУ Раздел Правила безопасной жизни 3.1. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). 3 Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?» Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 3.2. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. 2 Беседа по теме «Что может Устный случиться на прогулке, на опрос; игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности»; РЭШ, УЧИ.РУ 2 3.3. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 3.4. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. 2 Анализ дорожных ситуаций.; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 3.5. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 3 Практичес РЭШ, УЧИ.РУ Практическая работа по кая работа; теме «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя»; Итого по разделу 12 ч Резервное время 6ч Общее число часов по программе 68 часов 3 класс Виды деятельности № п/п Наименование разделов и тем программы Количе ство часов Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел Человек и общество 1.1. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. 2 Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.2. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. 1 Устный Просмотр и обсуждение опрос; иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; РЭШ, УЧИ.РУ 1.3. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. 2 Устный Ролевая игра по теме опрос; «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае; РЭШ, УЧИ.РУ 1.4. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. 2 Моделирование маршрута по Золотому кольцу с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т.д.; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.5. Города Золотого кольца России. 3 Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников информации (дифференцированное задание); Тестирова ние; РЭШ, УЧИ.РУ 1.6. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. 2 Устный Просмотр и обсуждение опрос; иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»; РЭШ, УЧИ.РУ 1.7. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. 2 Устный Просмотр и обсуждение опрос; иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; РЭШ, УЧИ.РУ 1.8. Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. 1 Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья», «Почему семью называют коллективом»; Устный опрос; 1.9. Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. 1 Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 1 Беседа по теме «Доходы и расходы семьи»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; РЭШ, УЧИ.РУ 1.1 0. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. 1.1 1. Страны и народы мира на карте. 2 «Путешествие по странам Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций; 1.1 2 Памятники природы и культуры 1 — символы стран, в которых они находятся. «Путешествие по странам Устный опрос; мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций; Итого по разделу РЭШ, УЧИ.РУ 20 ч Раздел Человек и природа 2.1. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. 1 Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и др.; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 2.2. Воздух — смесь газов. Свойства 1 воздуха. Значение для жизни. Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1 2.3. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.4. Охрана воздуха, воды. 1 Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 2.5. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края. 1 Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 2.6. Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деяте льности человека. 1 Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей); Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.7. Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. 1 Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.8. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. 1 Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 2.9. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. 1 Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 2.1 0. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. 2 Тестирова Охраняемые растения родного края (наблюдение, ние; рассматривание иллюстраций); РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 1. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. 2 Рассказ-рассуждение о жизни растений; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 2 Растения родного края, названия 2 и краткая характеристика. Охрана растений. Устный Охраняемые растения родного края (наблюдение, опрос; рассматривание иллюстраций); РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 3 1 Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды. Практичес РЭШ, УЧИ.РУ Дидактическая игра по теме «Каких животных мы кая работа; знаем»; 2.1 4. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). 2 Коллективное составление Устный опрос; схемы по теме «Разнообразие животных»; РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 5. Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). 2 Учебный диалог по теме «Как животные питаются»; РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 6. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. 2 Практичес РЭШ, УЧИ.РУ Упражнения: опиши животное, узнай животное, кая работа; найди ошибку в классификации животных; 2.1 7. Животные родного края, их названия. 2 Устный Просмотр и обсуждение опрос; иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных»; РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 8. Природные сообщества- лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. 2 Работа со словарём: определение значения слова «сообщество»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 9. Создание человеком природных 1 сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.2 0. Природные сообщества родного 2 края. Устный Учебный диалог по теме опрос; «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»; РЭШ, УЧИ.РУ 2.2 1. Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу. 1 Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила положительного и отрицательного отношения к природе; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.2 2. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. 1 Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.2 3. 2 Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.2 4. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1 Устный опрос; функций разных систем органов; 2.2 5. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. 1 Итого по разделу 35 ч Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Раздел: Правила безопасности 3.1. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. 2 Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»; Устный опрос; 3.2. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). 2 Практическая работа по теме «Рассматривание знаков (опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание — автопогрузчик; электрический ток; малозаметное препятствие; падение с высоты), коллективное объяснение их значения»; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 3.3. Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. 2 Рассказ учителя по теме «Правила поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 3.4. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 1 Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Итого по разделу 7ч Резервное время 6ч ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ РЭШ, УЧИ.РУ 68 часов 4 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количе ство часов Раздел: Человек и общество 1.1. Государственное устройство РФ 1 (общее представление). Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.2. Конституция — основной закон 2 Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 3 1.3. Президент РФ — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Города России. Работа с политикоадминистративной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.4. Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 3 Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.5. Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. 4 Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.6. Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. 3 Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.7. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. 2 Устный Практическая работа по опрос; теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; РЭШ, УЧИ.РУ 1.8. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. 3 Устный Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о опрос; быте, традициях, культуре Древней Руси; РЭШ, УЧИ.РУ 1.9. Картины быта, труда; духовнонравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. 3 Устный Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о опрос; быте, традициях, культуре Древней Руси; РЭШ, УЧИ.РУ 2 Устный Экскурсия в опрос; художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); РЭШ, УЧИ.РУ 1.1 0. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. 1.1 1. 2 Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.1 2 2 Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 1.1 3. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. 3 Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Итого по разделу 33 ч Раздел:Человек и природа Солнце — ближайшая к нам 2.1. звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. 1 Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 2.2. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. 1 Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Тестирова ние; РЭШ, УЧИ.РУ 2.3. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. 1 Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Самооценк РЭШ, УЧИ.РУ ас использов анием «Оценочн ого листа»; 2.4. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. 1 Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; 2 2.5. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Работа с картой: равнины Устный и горы на территории РФ, опрос; крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; РЭШ, УЧИ.РУ 2.6. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). 1 Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.7. Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. 2 Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.8. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. 2 Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.9. Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. 2 Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 0. Наиболее значимые природные 1 объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом. Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 1. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная Красная книга (3—4 примера). 1 Рассказ учителя о Международной Красной книге; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ 2.1 2 Правила нравственного поведения в природе. 1 Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; Самооценк РЭШ, УЧИ.РУ ас использов анием «Оценочн ого листа»; 2.1 3 Природные зоны России: общее 4 представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»; Устный опрос; 2.1 4. Связи в природной зоне. 4 Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли; Практичес РЭШ, УЧИ.РУ кая работа; Итого по разделу 24 ч РЭШ, УЧИ.РУ Раздел: Правила безопасности жизни 3.1. Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. 2 2 3.2. Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (доро жные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; Устный опрос; Тестирова Работа в группах: ние; составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»; РЭШ, УЧИ.РУ РЭШ, УЧИ.РУ 3.3. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 1 Итого по разделу 5ч Резервное время 6ч ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 ч Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; Устный опрос; РЭШ, УЧИ.РУ Критерии оценок по окружающему миру Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Особенности организации контроля по окружающему миру Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий. Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой. Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации. Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки: Грубые ошибки: - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; - ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; - незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; - отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; - неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Негрубые ошибки: - преобладание при описании объекта несущественных его признаков; - неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; - отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; - неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; - неточности при нахождении объекта на карте. Тесты Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются. «5» - верно выполнено более 3/4 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий. «3» - верно выполнено 1/2 заданий. «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования: - наблюдать объекты окружающего мира; - работать с учебником, энциклопедиями; - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами; - рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии; - уметь работать в паре, группе, индивидуально; - уметь оценить себя, товарища; - формировать коммуникативные умения; - развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; - уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.