Пояснительная записка Аннотация к рабочей программе ● ● ● ● ● ● ● Рабочая программа по элективному курсу «Индивидуальный проект» для 10-11 классов предназначена для базового уровня и разработана на основе: Требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31 декабря 2015 г. N 1578 и приказом Минобрнауки от 29 июня 2017 г. N 613; Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, одобренной решением от 12 мая 2016 года. Протокол №2/16; Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых киспользованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюобразователь ныхпрограммначальногообщего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»; Приказа Минобрнауки России от 05.07.2017 № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»; Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 N 189; Место учебного предмета в учебном плане Данная программа по предмету «Индивидуальный проект» составлена в рамках Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Учебный план для среднего общего образования отводит 68 часов для изучения учебного предмета «Индивидуальный проект» в 10 и 11 классах из расчета 1 час в неделю. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10-11 классов. Индивидуальный проект выполняется в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: - сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной: - адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира; - проявлять социальную ответственность; - самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта; - конструктивно сотрудничать с окружающими людьми; - генерировать новые идеи, творчески мыслить. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: - обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем); - развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению; - развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; - обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; - развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта); - обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты; - развитие навыков конструктивного сотрудничества; - развитие навыков публичного выступления Возможные типы работ и формы их представления Тип проекта Практикоориентированный, социальный Исследовательский Информационный Творческий Игровой или ролевой Цель проекта Решение практических задач Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ информации Привлечение интереса публики к проблеме проекта Представление опыта участия в решении проблемы проекта Проектный продукт Анализ данных Костюм, социалогического макет, модель, опроса, атлас, музыкальное атрибуты произведение, несуществующего мультимедийный государства, бизнес продукт, отчеты о – план, веб-сайт, проведенных видеофильм, исследованиях, выставка, газета, праздник, буклет, журнал, публикация, действующая путеводитель, фирма, игра, карта, реферат, коллекция, справочник, компьютерная система школьного анимация, самоуправления, оформление серия кабинета, пакет иллюстраций, рекомендаций, учебное пособие, стендовый доклад, чертеж, экскурсия сценарий, статья, и т.д. сказка Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: – естественно-научные исследования; – исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии); – экономические исследования; – социальные исследования; – научно-технические исследования. Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов. Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ, в том числе). Критерии оценки итогового индивидуального проекта 1. Итоговая оценка ИП обучающегося складывается из результатов внутренней и внешней оценок. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты по учебному предмету «Индивидуальный проект». К результатам внешней оценки относятся результаты публичной защиты индивидуального проекта. 2. Внутренняя оценка осуществляется тьютором (куратором) проекта. При организации внутренней оценки индивидуального проекта используются оценочная процедура процесса подготовки и реализации индивидуального проекта на основе наблюдений и анализа процесса подготовки и реализации ИП. Основными критериями педагогической оценки при этом являются: - Сформированность познавательных действий; - Сформированность регулятивных действий; - Сформированность коммуникативных действий; - Сформированность предметных знаний и способов действий. Критерии Сформированность познавательных действий Сформированность регулятивных действий Показатели Учащийся способен: обрабатывать информацию (группировка, схематизация, упрощение и символизация, визуализации); выполнять логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление связей, рассуждения, отнесение к известным понятиям); вести целенаправленное наблюдение, сопровождающееся выдвижением и проверкой предположений; преобразовать известное с получением нового результата, нового взгляда на известное; найти новую информацию, подтверждающую или опровергающую известное, или уточняющую границы применимости известного; найти новое применение известному; устанавливать новые связи и отношения; выдвигать и проверять новые идеи; интерпретировать и оценивать (результаты, суждения); переносить знания и способы действий на новые объекты, новые области знания Учащийся способен: определять цель своей работы и планировать ее; контролировать процесс выполнения задания и качество его выполнения; оценивать процесс и результат деятельности, соотнося результат выполнения задания: Вариант шкалы оценивания 3–2–1 оценивается каждый показатель 3–2–1 оценивается каждый показатель Сформированность коммуникативных действий a) со своим пониманием учебной задачи, своим замыслом или b) с предоставленными учителем или с разработанными совместно критериями оценки или c) с выбранным способом выполнения задания выявлять позитивные и негативные факторы, повлиявшие на выполнение задания; ставить для себя новые личные цели и задачи Учащийся способен: 3–2–1 участвовать в обсуждении, диалоге в процессе защиты проекта; создавать устное высказывание и текст в соответствии с коммуникативной задачей, темой и форматом; оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно отвечать на вопросы оценивается каждый показатель Сформированность Умение раскрывать содержание работы, в соответствии с 3 – 2 – 1 оценивается предметных знаний заявленной темой каждый и способов показатель действий Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: «3» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «2» - показатель представлен частично, «1» - показатель не представлен. Максимальное количество баллов – 54. Успешность достижения планируемых метапредметных результатов в ходе выполнения индивидуального проекта обучающихся оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2» (текущее оценивание, промежуточный результат) с учетом критериев внутреннего оценивания: № п/п 1. Оценочная процедура Оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта, осуществляемая руководителем проекта. Максимальное количество баллов 54 Перевод в отметку 85% и выше – «5» 61% - 84% - «4» 40% - 60% - «3» меньше 40% - «2» Отметка за выполнение проекта в 10 и 11 классе выставляется в Журнале по предмету «Индивидуальный проект» по триместрам. Внешняя оценка индивидуального проекта осуществляется экспертной комиссией при проведении публичной защиты. При проведении внешней оценки осуществляется оценивание: - результата/продукта деятельности учащегося; - участия учащегося в презентации проекта. Оценка результата ИП учащегося осуществляется по критериям: № п/п Критерии Актуальность темы проекта; Формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта; Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; Планирование, определение сроков и последовательности выполнения работ; Раскрытие темы и идеи проекта через содержание; 1. 2. 3. 4. 5. 6. Соответствие текста проекта литературного языка; Культура оформления проекта. 7. нормам Вариант шкалы оценивания 3–2–1 3–2–1 русского 3–2–1 3–2–1 3–2–1 3–2–1 3–2–1 Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: «3» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «2» - показатель представлен частично, «1» - показатель не представлен Максимальное количество баллов – 21. Оценка участия учащегося в презентации проекта осуществляется по критериям: № Критерий - доклад зачитывается; - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы; - доклад пересказывается, суть работы объяснена; - доклад пересказывается, суть работы объяснена, есть взаимодействие с аудиторией 2. Качество - нет четкости ответов на большинство ответов на вопросы вопросов; - даны ответы на большинство вопросов; - даны ответы на все вопросы убедительно и аргументировано 3. Использование 1 - - демонстрационный материал не используется в демонстрационного докладе; материала 2 - - демонстрационный материал используется в докладе; 3 - - демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется 4. Оформление 1 - - демонстрационный материал не оформлен, демонстрационного2 - - демонстрационный материал оформлен хорошо, но материала есть отдельные замечания; - демонстрационный материал замечаний не имеет 1. Качество представления доклада Показатели Вариант шкалы оценивания 3–2–1 3–2–1 3–2–1 3–2–1 Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: «3» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «2» - показатель представлен частично, «1» - показатель не представлен. Максимальное количество баллов – 12. Отметка по итогам публичной защиты индивидуального проекта определяется по двум составляющим: - оценка результата/продукта деятельности учащегося; - оценка участия учащегося в презентации проекта. Перевод баллов в отметку представлен в таблице: № Оценочная процедура п/п 11 22 Максимальное количество баллов Оценка результата индивидуального проекта учащегося, осуществляемая экспертом. Оценка участия учащегося в презентации проекта, осуществляемая аттестационной комиссией. 21 12 Перевод в отметку 85% и выше – «5» 61% - 84% «4» 40% - 60% «3» меньше 40% «2» Отметка за выполнение проекта выставляется как среднее арифметическое между отметками по предмету «Индивидуальный проект» за полугодия и отметкой по итогам публичной защиты проекта. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат о среднем общем образовании вносится предмет «Индивидуальный проект» как учебный предмет с отметкой. Содержание программы Содержание данной рабочей программы согласовано с содержанием общеобразовательной программы МБОУ КГО «СОШ № 3». Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Специфика курса. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Назначение программы Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень результатов Третий уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. Личностные и метапредметные результаты результаты личностные формируемые умения • • формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. средства формирования организация на занятии парногрупповой работы Метапредметные результаты регулятивные • учитывать выделенные учеником • ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и • условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане • осуществлять итоговый и пошаговый контроль за резуль• татом; познавательные • • • • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве • осуществлять расширенный поиск информации с использование м ресурсов библиотек и Интернета коммуникативные информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). • умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; •допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки: Должны научиться Сформированные действия Обучающиеся должны В ходе решения системы проектных задач у научиться видеть проблемы; учащихся должны быть сформированы ставить вопросы; выдвигать следующие способности: гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений. слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; осваивать материал на основе внутреннего плана действий; вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; пересказывать подробно и выборочно; выделять главную мысль на основе анализа текста; делать выводы из фактов, совокупности фактов; выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. переносить свободно, широко знания с одного явления на другое; отбирать необходимые знания из большого объёма информации; конструировать знания, положив в основу принцип созидания; систематизировать учебный план; пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера; высказывать содержательно свою мысль, идею; формулировать выводы; решать самостоятельно творческие задания, усложняя их; свободно владеть операционными способами усвоения знаний; переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему. Содержание и тематическое планирование курса Наименова ние разделов и тем Содержание Колич ество часов Виды, формы и Содержание содержание воспитательного деятельности потенциала учащихся урока 10 класс 1. Введение в проектную 1 Умение работать в деятельность группе (парами), умение планировать 2. Что такое проект 1 совместные Раздел 1. учебные действия, 3. Виды проектов 1 Основные корректировать и понятия про оценивать свои ектной и действия и исследовател действия ьской партнера; умение деятельност составлять и алгоритм учебной (3 ч.) деятельности, анализировать полученный результат. Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследован ием (19 ч.) 4. Этапы работы над проектом 5. Оформление 1 страницы. Титульный лист проекта 6. Тема проекта. Ошибки при оформлении титульного листа 7. Проблема проекта 8. Цель и задачи проекта 9. Объект и предмет проекта 10. Как написать введение? 11. Оформление 2 страницы. Содержание 12. Оформление 2 страницы. Содержание 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, формулируют проблему, составляют план ее решения, оценивают полученный результат. Повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога, командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой информации и познавательная деятельность учеников. Повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога, командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой информации и познавательная деятельность учеников. Раздел 3. Презентаци я темы проекта (6 ч.) 13. Обоснование актуальности темы индивидуального проекта 14. Практическая работа №1,2. Введение 15. Практическая работа №3,4. Введение. 16. Самостоятельная практическая работа №5. Введение 17. Оформление списка литературы 18. Список литературы. Электронные библиотечные системы 19. Методы исследования 20. Оформление презентации проекта 21. Требования к публичной защите проекта 22. Ошибки при оформлении введения, презентации 23. Презентация темы индивидуального проекта 24. Презентация темы индивидуального проекта 25. Презентация темы индивидуального проекта 26. Публичная защита темы проекта 1 группа 27. Публичная защита темы проекта 2 группа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28. Публичная защита темы проекта 3 группа Умение работать в группе (парами), умение планировать совместные учебные действия, корректировать и оценивать свои действия и действия партнера; умение составлять алгоритм учебной деятельности, анализировать полученный результат. Повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога, командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой информации и познавательная деятельность учеников. Раздел 4. Алгоритм работы с литературо йис ресурсами Интернета (7 ч.) 29. Теоретическая и практическая часть проекта. Как составить план работы по реализации проекта. 30. Теоретическая и практическая часть проекта. Как составить план работы по реализации проекта. 31. Теоретическая часть проекта. Составление конспекта первоисточника. 32. Теоретическая часть проекта. Составление конспекта первоисточника. 33. Теоретическая часть проекта. Оформление работы 34. Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования. 1 1 Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, формулируют проблему, составляют план ее решения, оценивают полученный результат. Повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога, командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой информации и познавательная деятельность учеников. Умение работать в группе (парами), умение планировать совместные учебные действия, корректировать и оценивать свои действия и действия партнера; умение составлять алгоритм учебной деятельности, анализировать Повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога, командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой информации и познавательная 1 1 1 1 1 11 класс 1. Практическая часть проекта. Разработка анкеты. 2-3. Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования. 4-5. Практическая Раздел 6. работа № 1 Сбор и Планирование и систематиза проведение ция эксперимента, сбор полученной материала в виде информации тезисов, конспектов, (8 ч.) схем, таблиц, рисунков. Раздел 5. Анкетирова ние (3 ч.) 1 2 2 Раздел 7. Обработка полученног о материала (6 ч.) Раздел 8. Оформлени е проектной/ исследовате льской работы (4 ч.) 6-7. Практическая работа № 2 Определение актуальности темы и целевой аудитории 8-9. Практическая работа № 3 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования 10-11. Практическая работа № 4 Определение рисков при реализации проекта/исследования 12. Оказание помощи в обработке полученного материала 13-16. Практическая работа №5 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. 17-18. Практическая работа № 6 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат) 19-20. Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования. Технология презентации 2 полученный результат. деятельность учеников. Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, формулируют проблему, составляют план ее решения, Повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога, командной 2 2 1 4 2 2 21-22. Практическое овладение научным стилем. Написание текста исследовательской/проек тной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. 23-24. Помощь в Раздел 8. подготовке к защите и Защита презентации проекта /исследовате проекта/исследования. льской 25-28. Подготовка к работы защите. Навыки (10 ч.) монологической речи. Аргументированная речь. 29-32. Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному): 1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования. 2. Актуальность. 3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. 33-34. Организация Раздел 9. рефлексии. Подведение 2 2 4 4 2 оценивают полученный результат. работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой информации и познавательная деятельность учеников. Подведение итогов, анализ итогов (2 ч.) результатов, удовлетворенности работой, возможных перспектив. ИТОГО - аудиторные часы: самостоятельная работа: - общее количество часов: 34 34 68 Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; – владеть планированием и постановкой эксперимента.