РП по предмету_Основы проектной деятельности_ООО 7кл. 2023-2024 уч.год

Раздел I. Пояснительная записка.
1.1. Нормативные правовые документы, на основании которых составлена рабочая
программа
Рабочая (учебная) программа по основам проектной деятельности (ОПД) для 7 классов
составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
- Приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577;
- Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273
– ФЗ;
- Примерной программы учебного курса «Основы проектной деятельности» школьника»
Голуб Г.В, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная
литература, 2009;

- Основной образовательной программы МБОУ КГО «СОШ № 3»;
- Учебного плана МБОУ КГО «СОШ № 3»
Рабочая (учебная) программа по ОПД создана с учетом Требований к результатам
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения». В ней также учтены
основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных
действий для общего образования.
Рабочая (учебная) программа ориентирована на базовый уровень подготовки
школьников по ОПД.
Содержание воспитательного потенциала урока: активизируется познавательная
деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту
учебного материала, вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как
ценности, повышается познавательная мотивация школьников, развивается опыт ведения
конструктивного диалога, командной работы; повышается внимание школьников к
обсуждаемой информации и познавательная деятельность учеников.
Рабочая (учебная) программа по ОПД является приложением к образовательной программе
основного общего образования МБОУ КГО «СОШ № 3 с углублённым изучением
математики» г. Костомукша.
1.2. Информация об используемом учебном пособии
Для реализации данной программы используется:
- методическое пособие Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной
деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса / Под ред. проф. Е.Я.
Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. –
224 с.
- методическое пособие Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов –
технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для
-1-

педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана.
– Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

1.3. Вклад учебного предмета в общее образование
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над
проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их таким
образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе
возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов
как технологии формирования ключевых компетентностей обучающихся. Освоение способов
деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках
изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс,
который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не
формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс
средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность.
Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении
школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и
преобразования
природы,
истории,
самого
себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление
личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом,
проходит
стадии
планирования,
анализа,
синтеза,
активной
деятельности.
1.4.Обоснование выбора программы:
Выбор авторской программы обусловлен тем, что содержание программы, целей,
задач обучения и методический аппарат данной программы обеспечивают выполнение
требований, представленных в ФГОС. Программа определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения ОПД, которые определены стандартом.
1.5. Общие цели, решаемые при реализации рабочей программы
Основная цель курса – способствовать становлению индивидуальной образовательной
траектории обучающихся через
включение
в
образовательный процесс учебноисследовательской и проектной деятельности в связи друг с другом и с содержанием учебных
предметов, как на уроках, так и во внеурочной среде.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе
формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и
навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем
личности и общества).

-2-

Задачи:
 Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
 Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
 Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
 Развитие способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
 Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
 Воспитание целеустремленности и настойчивости;
 Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
 Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
 Развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения.
 Формирование умения решать творческие задачи.
 Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
1.6. Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые
позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных
действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная
технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и
творческих методов.
Информационные проекты – направлены на работу с информацией о каком-либо
объекта, явлении для обучения участников проекта
целенаправленному сбору
информации, её структурированию, анализу и обобщению. Этот тип проекта направлен на
работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Его цель – обучение участников
проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению.
Информационный проект является наиболее оптимальным вариантом для обучения азам
проектной деятельности.
Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и
бумажных справочников, электронных страниц в сети Интернет, каталогов с приложением
карт, схем, фотографий.
Учебно-исследовательский
проект.
Совпадает
с
характеристиками
учебноисследовательской деятельности, дополненной традиционными признаками проекта. Может
быть предметным, межпредметным или ориентированным на содержание научного
направления, не входящего в перечень школьных предметов. Основная цель – формирование
метапредметных результатов и представлений.
Игровые проекты
Под игровыми проектами понимается деятельность обучающихся, результатом
которой является создание, конструирование и модернизация (настольных, подвижных,
спортивных) на основе предметного содержания. В ходе создания игр развиваются
умения моделирования существующих жизненных процессов и отношений, изучаются
-3-

основные принципы переноса реальных обстоятельств в пространство игры, особенности
её построения, организации и правил, назначение элементов, различных видов игр и их
возможности для развития и обучения человека.
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, в форме
электронной игры.
Ролевые проекты
Является подтипом игрового. Под ролевыми проектами понимается реконструкция,
проживание определённых ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения,
осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. В ролевых проектах структура
только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают
на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут
быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты этих проектов
намечаются в начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь на
заключительном этапе защиты результатов работы.
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, презентаций фото- и
видеоматериалов.
Прикладные (социальные) проекты
Целенаправленная социальная (общественная) практика, позволяющая обучающимся
выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Является удобным
средством формирования социального опыта, социальных компетентностей и компетенций
обучающихся, овладения основными социальными ролями, помогает осваивать правила
общественного поведения.
Прикладные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт
деятельности его участников, имеющий конкретного потребителя, назначение и область
применения. В случае социального прикладного окружения или определённого сигмента
человеческой деятельности и рынка для придания конечному продукту необходимых
свойств и качеств.
Прикладной продукт используется для
повышения мотивации обучающихся к
проектной
деятельности, обучения
основам
исследовательской
и
инженерной
деятельности.
Технология организации работы над проектом представлена в виде следующего
алгоритма:
1) создание каталога тем проектных заданий;
2) предложение выбора учащимися с учётом результатов выполнения предыдущих
заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он не
может выбирать;
3) определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с
этапом работы;
4) защита проекта. Защита проекта может быть организована перед преподавателем
(режим зачёта), группой учителей (режим собеседования), конференцией класса (школы)
или на проектной школьной олимпиаде (ученики и учителя), на открытой конференции (с
приглашением родителей, учеников и учителей других классов).
-4-

Технологии обучения
Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день
является весьма ценным достоянием. Поэтому задача курса ОПД в обучении заключается не
только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить обучающихся добывать их
и осваивать самостоятельно.
Уроки ОПД призваны формировать потребности личности в непрерывном
совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное
мышление. Реализовывать данную концепцию помогают технологии:
- технология проблемного обучения
- технология дифференцированного обучения
- технология использования опорных конспектов
- технология игрового обучения (викторины, конкурсы, концерт, "мозговой штурм" и т.д.)
- моделирующая деятельность
- компьютерные технологии (презентации, трансформация текста, тесты, использование
Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, выполнение творческих работ)
- поисковая деятельность
- здоровьесберегающая
- ИКТ и проектная методика
Тип уроков в большинстве случаев комбинированный, включает такие формы как лекция,
беседа, самостоятельные и групповые работы.
1.7. Приоритетные виды и формы контроля
Рабочая (учебная) программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную
деятельность обучающихся, приоритетные
виды деятельности – информационный,
исследовательский, проектный.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит,
формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети
постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления
результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для
внутрипредметного,
так
и
для
межпредметного
обучения.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по
уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу
деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся
осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся
средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами
мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому
самостоятельно осваивать накопления культуры.
-5-

Формы контроля уровня достижения обучающихся:
Проектная и исследовательская деятельность предполагает значительный объём работы в
послеурочное время, поэтому домашние задания обычно заключаются в проведении или
завершении дел, начатых в классе. Использование проектов в качестве домашнего задания
носит
индивидуальный
характер, определяемый
возрастом
и
способностями
обучающихся.
Предусматривается текущий, промежуточный контроль (наблюдение активности учащихся
на занятиях; анализ творческих и исследовательских работ; защита проекта).

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2.1. Требования к результатам освоения учебного предмета
Цель и задачи проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им
результаты освоения учебного предмета, а именно:
♦формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение
учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость,
самосознание и готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества,
значимости проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами
методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентности общения;
♦ овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи
последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его
создания;
♦ развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- предметного и метапредметного содержания;
- владения приёмами и методами проектной деятельности, творческого поиска решений
структурированных и неструктурированных задач;
♦ общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,
специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов проектной
деятельности.

-6-

Для успешного управления проектной деятельностью обучающихся используются
следующие принципы организации данного процесса:
♦ доступности – занятие проектной деятельностью предполагает освоение материала за
рамками школьного учебника, на высоком уровне трудности. «Высокий уровень
трудности» - уровень имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному
учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для
другого просто и доступно.
♦ естественности – тема проекта, за которую берется обучающийся, не должна быть
надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, реально выполнимой.
Ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной
помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощущать
возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства
учителя;
♦ наглядности, или экспериментальности, - позволяет учащемуся выходить за рамки
только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать
с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;
♦ осмысленности– для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта),
стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и
осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску
единого поля ценностей в рамках проблемы. Цели, задачи, проблема, гипотеза
исследования (проекта) плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Процесс осмысления
хода проектной работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и
формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить
полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию;
♦ культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных
традиций с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной
задачи. Принцип творческой проектной деятельности, когда обучающийся привносит в
работы
что-то своё, неповторимое, пронизанное
своим
мироощущением
и
мировосприятием;
♦ самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в
том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной
предметной
деятельности
позволяет
школьнику
самостоятельно
анализировать
результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к
появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и
воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность школьника позволяет
ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами,
он становится партёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в
котором они, взрослый и ученик, становятся равными.
Принцип самодеятельности является самым главным из всех вышеперечисленных
принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектной
работы – основной показатель понимания обучающимися изучаемой им проблемы,
становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самостоятельности

-7-

подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не
наоборот.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся – формирование
компетентности работать на достижение планируемого результата.
Пять основных задач:
 Формирование универсальных учебных и исследовательских действий.
 Освоение продуктивно-ориентированной деятельности.
 Овладение знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности и
развитие творческих способностей.
 Формирование рациональных моделей поведения.
 Совершенствование навыков сотрудничества.
Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;
-8-

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты:
▪ приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладение умением выбирать
адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределённости;
▪ получение возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений,
поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы проектной деятельности»
является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли и т.д.).
- Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные УУД::
- самостоятельная работа с каталогами в библиотеке;
- поиск информации по заданному параметру;
-9-

- работа со справочной литературой; нахождение информации в справочной литературе;
- работать с текстом при помощи разных приемов; работать с понятиями;
- комбинировать разные способы первичной обработки информации;

2.2. Результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

- 10 -

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение
мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного
(типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
2.3. Инструментарий для оценивания результатов
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач
проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального
(уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне
сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей
совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва,
презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два
уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный.
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в
ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что
обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя
проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных
критериев.
- 11 -

Содержательное описание каждого критерия
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
Самостоятельное Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
способности самостоятельно ставить
приобретение
опорой на помощь руководителя
проблему и находить пути её
знаний и
решения; продемонстрировано
решение проблем ставить проблему и находить пути
её решения; продемонстрирована
свободное владение логическими
способность приобретать новые
операциями, навыками критического
знания и/или осваивать новые
мышления, умение самостоятельно
способы действий, достигать более
мыслить; продемонстрирована
глубокого понимания изученного
способность на этой основе
приобретать новые знания и/или
осваивать новые способы действий,
достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано свободное
Знание предмета Продемонстрировано понимание
содержания выполненной работы. В владение предметом проектной
работе и в ответах на вопросы по
деятельности. Ошибки отсутствуют
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Продемонстрированы навыки
Работа тщательно спланирована и
Регулятивные
определения темы и планирования
последовательно реализована,
действия
работы.
своевременно пройдены все
Работа доведена до конца и
необходимые этапы обсуждения и
представлена комиссии;
представления.
некоторые этапы выполнялись под
Контроль и коррекция
контролем и при поддержке
осуществлялись самостоятельно
руководителя. При этом
проявляются отдельные элементы
самооценки и самоконтроля
обучающегося
Продемонстрированы навыки
Тема ясно определена и пояснена.
Коммуникация
оформления проектной работы и
Текст/сообщение хорошо
пояснительной записки, а также
структурированы. Все мысли
подготовки простой презентации.
выражены ясно, логично,
Автор отвечает на вопросы
последовательно, аргументированно.
Работа/сообщение вызывает интерес.
Автор свободно отвечает на вопросы

- 12 -

III. Содержание учебного курса
3.1. Содержание предмета
Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное
применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей
предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования
ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе
конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку
основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за
достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении
заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
7 класс
«Мы творим и создаём»
систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию,
выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа
деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом
должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с
элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В
этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в
исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное
практическое участие путём создания социального проекта). Практические результаты
должны иметь социально значимую направленность.
Целью данного учебного модуля является формирование у обучающихся умения
оценивать результат и процесс своей деятельности через:
• освоение способа оценки с помощью эталона;
• совместное обсуждение значимых для учащихся критериев оценки;
• сопровождение деятельности учащихся, выступающих в роли экспертов;
• организация рефлексии учащихся по поводу оценочной деятельности.
Также модуль направлен прежде всего на формирование той составляющей
коммуникативной компетентности, которая связана с продуктивной групповой
коммуникацией.
В соответствии с задачами проектной деятельности, возрастными особенностями и
заявленными в программе модуля результатами, основной акцент делается на
формировании следующих результатов:
-умения включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности,
задач, способов командной работы;
-умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при
неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);
-умения разделять ответственность в процессе коллективного труда.
- 13 -

3.2. Тематическое планирование
№

Наименование

п/

тем

Электронные (цифровые) образовательные

Содержание
воспитательно

п

го потенциала
урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Проект? Проект!

активизируется
познавательная
Научные
https://school-projects.ru/portal/projects
деятельность
исследования и
https://tvorcheskie-proekty.ru/
учащихся,
наша жизнь.
http://bg-prestige.narod.ru/proekt
привлекается
внимание
Как выбрать тему
школьников к
https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotoryeпроекта?
ценностному
oblegchat-rabotu-uchitelya/
Обсуждение и
аспекту
учебного
выбор тем
материала,
https://infourok.ru/proektnaya-rabota-poleznie-saytiисследования.
вырабатывается
i-portali-dlya-shkolnikov-3364496.html
Как выбрать друга
личное
отношение
https://homeпо общему
учащихся к
интересу? (группы school.interneturok.ru/blog/domashnee_obrazovanie
образованию
/35-saytov-s-kotorymi-izuchenie-shkolnoyпо интересам)
как ценности.
programmy-stanet-proshche-i-interesnee
Повышается
Какими могут
познавательная
быть проекты?
мотивация
Творческий
школьников,
развивается
проект.
опыт ведения
Формулирование
конструктивног
цели, задач
о диалога,
исследования.
командной
работы;
Формулирование
повышается
гипотез.
внимание
Планирование
школьников к
обсуждаемой
работы. Занятие 1.
информации и
Планирование
познавательная
работы. Занятие 2.
деятельность
учеников.
Знакомство с
https://obuchonok.ru/

методами
- 14 -

исследования.
12

Знакомство с
предметами
исследования.

13

Эксперимент
познания в
действии.

14

Обучение
анкетированию.

15

Обучение
социальному
опросу,
интервьюировани
ю.

16

Работа в
библиотеке с
каталогами.

17

18

19

20
21

22
23

Отбор списка
литературы по
теме
исследования.
Составление
списка
литературы по
теме
исследования.
Анализ
прочитанной
литературы.
Мини
конференция.
Работа в
компьютерном
классе.
Исследование
объектов.
Практическое
занятие:
- 15 -

24

25

26
27

28

29

30

31

32

33

34

«Исследование
объектов в
проектах
учащихся».
Основные
логические
операции.
Учимся оценивать
идеи, выделять
главное и
второстепенное.
Анализ и синтез.
Суждения,
умозаключения,
выводы.
Как сделать
сообщение о
результатах
исследования.
Оформление
работы. Работа в
компьютерном
классе.
Оформление
работы. Работа в
компьютерном
классе.
Выполнение
рисунков, поделок
и т.п.
Работа в
компьютерном
классе.
Оформление
презентации.
Мини
конференция по
итогам
собственных
исследований.
Анализ
исследовательско
й деятельности.
- 16 -

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Тесты предусмотрены для проведения контрольно-измерительной работы по итогам тем.
По итогам тестирования оценка знаний обучающегося производится в соответствии со
следующими критериями: правильных ответов 0-39% – «неудовлетворительно»/«не зачтено»;
правильных ответов 40-59% – «удовлетворительно»/«зачтено»; правильных ответов 60-79% –
«хорошо»/«зачтено»; правильных ответов 80-100% – «отлично»/«зачтено».

Критерии

Общие критерии оценивания проекта
Максимальный
уровень
достижений учащихся

А

Планирование и раскрытие плана, развитие темы

4

B

Сбор информации

4

C

Выбор и использование методов и приемов

4

D

Анализ информации

4

Е

Организация работы

4

F

Анализ процесса и результата

4

G

Личное участие и представление работы

4

ИТОГО

28

Общий уровень достижений учащихся переводится в отметку по следующей шкале: 2821 баллов: «5» - «зачтено»; 20-16 баллов: «4» - «зачтено»; 15-8 баллов: - «3» «зачтено»;
7-0 баллов: «2» - «неудовлетворительно»/«не зачтено» .

- 17 -


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».