АООП_НОО_ТНР_5.1

ОГЛАВЛЕНИЕ

1
2
3
3.1
3.2

3.3

4
4.1
5

Общие положения
Пояснительная записка
Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися с
тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего
образования
Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Содержательный раздел
Направления и содержание программы коррекционной работы
Организационный раздел

3
6
10
10
13

15

15
15
26

2

1. Общие положения
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального
общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) –
это образовательная программа, адаптированная для обучения детейс ТНР с учетом особенностей
их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и утверждаетсяМБОУ
КГО «СОШ №3» на основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-Ф3;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утверждённого Министерством образования науки РФ 6 октября 2009г. приказ №373;
• Приказа Минобрнауки России "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования» от 31.12.2015г. N 1576;
• Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от
24.11.1995г. № 181 - ФЗ;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки
России от 19 декабря 2014г. № 1598
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно- эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями.
• Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
• устава МБОУ КГО «СОШ №3»
АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательногопространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
3

образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку
на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся с ТНР;
принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе
структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«предметной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знанийв
область жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный,
деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает
учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которыеопределяются уровнем
речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой
функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития;
открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных
образовательных материалов,обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие
способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
4

обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимогохарактера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить
образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского
самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли
репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно- ориентированные,
проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем
собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется
как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов
языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных
уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и
реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты
(фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех
этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР
является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных
предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития впроцессе
освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционноразвивающей области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольнооценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

5

2. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – АООП НОО обучающихся с ТНР)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образованияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее — ФГОС НОО обучающихся с ТНР), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и
планируемымрезультатам освоения АООП НОО обучающихся с ТНР.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее
АООП НОО) обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) МБОУ КГО «СОШ №3»
составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся стяжёлыми нарушениями речи (варианты 5.1).
АООП НОО обучающихся с ТНР предусматривает решение следующих основных
задач:
•
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
личности обучающихся с ТНР (нравственное, эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и общественравственными и
социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление
здоровья обучающихся;

достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ТНР с
учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;

обеспечение доступности получения начального общего образования;

обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;

выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ТНР, через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной
работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций,
студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
 участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР МБОУ КГО «СОШ №3» положены
следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательногопространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.)2;
6

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку
на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся с ТНР;
принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе
структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«предметной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни; трансформирование уровня полученных знанийв область жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
В основу АООП НОО обучающихся с ТНР МБОУ КГО «СОШ №3» заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает
учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которыеопределяются уровнем
речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой
функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения
содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно
сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития;
открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных
образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие
способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход Деятельностный подход в МБОУ КГО «СОШ №3» основывается
на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и
нарушенным развитием.
7

Деятельностный подход в МБОУ КГО «СОШ №3» строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимогохарактера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить
образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского
самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли
репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно- ориентированные,
проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем
собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется
как средство общения. Системность предполагает немеханическую связь, а единство компонентов
языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных
уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и
реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты
(фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех
этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР
является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных
предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития впроцессе
освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционноразвивающей области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольнооценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

8

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
организация логопедической коррекции, преемственность содержания и методов
дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или
полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и
степени выраженности его речевого недоразвития;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого
как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей, так и в процессе
индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе
обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и
коррекции этих нарушений;
координация педагогических, психологических средств воздействия в процессе
комплексного сопровождения обучающихся с ТНР;
возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции
речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ТНР;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента
образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики
развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств,
обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые
процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;
обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений сродителями.

9

3. Целевой раздел
3.1 Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностьюв соответствии с принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными исоциокультурными ценностями.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок
освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или
фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания;
ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития
различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.),
у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения
и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и
требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются логопедическое
сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных
классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается
нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка
вследствие
дефектов
восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов
формирования артикулирования и восприятия звуков,
отличающихся
тонкими
акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и
может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми
по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой
системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является
пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного
состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической
стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно вискажении звуков, звукослоговой
структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных
компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или
звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их
сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания,
10

связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются
остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико- фонематических
компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений
звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных
вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду
с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие
впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне
сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря
на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия
некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны
использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное
значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по
значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных
связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются
с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с
абстрактным значением.
Недостаточность
лексического
строя
речи
проявляется
в
специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в
нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных
слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по
русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С
одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при
сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок,
особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся
нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях,
пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на
заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. Прирассказывании о событиях из своей
жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в
основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения
11

чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении
и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью
базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска(совместно со
специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе
обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением
перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и
школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализациюили полное преодоление
отклонений речевого и личностного развития;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и
степени выраженности его речевого недоразвития;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого
как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областейи специальных курсов,
так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе
обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и
коррекции этих нарушений;
координация педагогических, психологических и медицинских средстввоздействия в
процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или
минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной
деятельности, соматического здоровья;
возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции
речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ТНР;
постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
образования
и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых
процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств,
обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия наречевые процессы,
повышающих контроль за устной и письменной речью;
возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
12

максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;
обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с
родителями.
3.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениямиречи
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися сТНР
АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы МБОУ КГО «СОШ №3» .
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
программы коррекционной работы
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы соответствуют
требованиями ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной
речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов
звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; умение
правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как
изолированных, так и в условиях контекста; правильноевосприятие, дифференциация, осознание и
адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение
произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно
осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной
интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в
произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять
операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение
основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность
лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и
пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение
связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей
коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых для овладения
чтением
и
письмом;
сформированность
психофизиологического,
психологического,
лингвистического уровней,обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной
формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); позитивное
отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как
основного средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией отражают:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что
можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов,
осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно
выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять
ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области
13

жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей
проблемы;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве
домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт
и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и
ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении
функций в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника;
владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке ипроведении праздника;

овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать
вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение
корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать
продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от
собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с
коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному
использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых
конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и
аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в
различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения
ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность
прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений,
обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать
причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными
свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического
экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во
взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии
познавательной функции речи;
дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения,
принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях
с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми
людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия
в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о
вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального
взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно
использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои
чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной
функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся.

14

3.3
Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ТНР
АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР
АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатовосвоения
АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП
НОО позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе
итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП
НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии
различных видов деятельности.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального
для обучающегося при реализации вариативных формлогопедического воздействия (подгрупповые,
индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в
области общеобразовательной подготовки.

4. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа воспитания
обучающихся с ТНР, программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ООП НОО
МБОУ КГО «СОШ №3».
Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
4.1 Направления и содержание программы коррекционной работы
Коррекционно-развивающая область в МБОУ КГО «СОШ №3» является обязательной
частьювнеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с
учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации, фиксируется в
индивидуальном образовательном маршруте ученика.
Программа коррекционной работы обеспечивает осуществление специальной поддержки
освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АООП
НОО являются:
15

коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и
письма;развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных
ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к
школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуальноориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями
которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой
функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и
письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального
сопровождения обучающихся с ТНР. Варьируются содержание, организационные формы работы,
степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших
потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных
потребностей. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях, где
осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушенийчтения и
письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям,
работа по формированию полноценной речемыслительной деятельности.
Программа коррекционной работы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Пояснительная записка
В школу приходят дети с разным уровнем готовности к школьному обучению и разным
уровнем здоровья. Дети с нарушениями речи испытывают трудности в процессе адаптации к
первому классу, в том числе в процессе освоение образовательной программы начального
образования. Для таких детей предусмотрена программа коррекционной работы.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с
помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал.
Поэтому окружающая среда для них должна
стать источником развития. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии,
нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в
развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого
коррекционно-развивающего пространства.
Вопросы
психолого-медико-педагогического
сопровождения
становятся
основополагающими в жизни обучающихся с ТНР, они должны находиться в поле зрения
психолого-педагогического
сопровождения, в котором учитывается их психологические и
физиологические особенности и возможности.
Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в
течение всего времени образования обучающихся. Важно подобрать такое оптимальное сочетание
коррекции и компенсации, при котором максимально раскрывается потенциал развития разных
сторон психической деятельности учащегося. Коррекционное воздействие более эффективно в
младшем возрасте, в старшем возрасте адаптация в социуме во многом определяется способностью
16

компенсировать недостающие способности. В связи с этим в начальной школе приоритет отдается
коррекции недостатков психофизического развития.
Большое значение в образовательном процессе имеет личность обучающегося, его
эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В Концепции модернизации российского образования отмечена необходимость обеспечения
государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного
образования. Для детей с ограниченными возможностями здоровья образование становится
доступным благодаря
включению
в
образовательную
программу
коррекционноразвивающей области.
Цель программы:
создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в рамках АООП НОО (вариант 5.1),
коррекцию речевых нарушений, а также недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
Программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает различные варианты
специального сопровождения обучающихся с ТНР, в том числе и обучение по индивидуальной
программе, с использованием надомной, очной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться
могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными речевыми
нарушениями;
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;
-

определение

особенности

организации

образовательного

процесса

для

рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР общеобразовательной
программы и их интеграции в образовательном учреждении;
-

осуществление

индивидуально-ориентированной

психолого-медико-

педагогической помощи обучающимся с учётом особенностей психическогои (или) физического
развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии);
-

организация индивидуальных и (или) групповых коррекционных занятий для

обучающихся с ТНР, сопровождаемых поддержкой специалистов МБОУ КГО «СОШ №3»

17

-

обеспечение

возможности

обучения

и

воспитания

по

дополнительным

образовательным программам и получения дополнительных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ТНР;
-

оказание

консультативной

и

методической

помощи

родителям

(законным

представителям) детей с ОВЗ по педагогическим, социальным и другим вопросам;
-

оказание консультативной и методической помощи учителям МБОУ КГО «СОШ №3»;
создание в МБОУ КГО «СОШ №3» условий для сохранения и укрепления

психического и физического здоровья учащихся с ТНР.
Принципы формирования программы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

1.

Соблюдение интересов ребёнка.

Принцип определяет позицию специалиста, который призван

решать проблему с

максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Осведомление родителей (законных представителей).
Принцип обеспечивает осуществление коррекционной деятельности на основании согласия
родителей (законных представителей) и предполагает разъяснительную работу по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса детей с ограниченными возможностями
здоровья.

2.

Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный
подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействиеи согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в
данном процессе всех участников образовательного процесса.

3.

Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность
помощи решения проблемы.

4.

Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования.

5.

Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы
получения обучающимися образования, образовательные учреждения, защищать законные права и
интересы детей.
Направление и содержание работы
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования с ТНР включает
в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление особенностей развития и
здоровья обучающихся с ТНР с целью создания благоприятных условий для овладения ими
содержанием АООП НОО (вариант 5.1).
Проведение диагностической работы включает:

6.

18

психолого-педагогическое и медицинское обследование обучающихся с целью
выявления их особых образовательных потребностей;
мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;
анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
организацию
мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в речевом,
психофизическом развитии и освоении ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
составление индивидуальной коррекционной программы сопровождения обучающегося;
формирование в классе (группе) психологического климата комфортного для всех
обучающихся;
совершенствование коммуникативной деятельности;
организация деятельности, направленной на развитие познавательных интересов
учащихся, их общее социально-личностное развитие;
организацию и проведение учителями-логопедами индивидуальных и групповых
занятий по коррекции речи, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся (по
возможности);
формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоциональноволевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;
социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах (по возможности).
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения обучающихся с ТНР в освоении АООП НОО (вариант 5.1),консультирование
педагогов, работающих с обучающимися, их семей по вопросам реализации дифференцированных
психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся с ТНР.
Консультативная работа включает:
психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в
развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимися с ТНР для всех участников образовательного процесса;
консультирование обучающихся по интересующим их вопросам;
консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных
индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционно-развивающего обучения учащегося с ТНР.
Информационно-просветительская работа направлена на осуществление разъяснительной
деятельности в отношении педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его
участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).
Информационно-просветительская работа включает:
различные формы просветительской деятельности (консультации,
собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на
разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным
19

представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения обучающихся с ТНР;
проведение тематического обсуждения индивидуально-речевых особенностей
обучающегося с ТНР с участниками образовательного процесса, родителями (законными
представителями) обучающегося.
Коррекционно-развивающие занятия
На коррекционных занятиях применяются разные формы взаимодействия с обучающимися,
направленные на преодоление или ослабление проблем в речевом, психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Коррекционно-развивающие занятия являются не только формой обучения, но и условием,
которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, предусмотренных
образовательной программой МБОУ КГО «СОШ №3».
Коррекционно-развивающие занятия направлены на формирование психологической базы
речи обучающихся (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание,
зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление).
Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует
комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных
вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.
Этапы реализации программы
Данная программа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают
необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическаядеятельность).
Результатом данного этапа является учет особенностей развития обучающихся с ТНР,
определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной
среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы учреждения.

1.

Этап планирования, организации, координации (организационно- исполнительская
деятельность).
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс,
имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных)
условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

2.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность).
Результатом является констатация созданных условий и выработанных коррекционноразвивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.

3.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий
и форм обучения, методов и приемов работы.

4.

20

План реализации программы коррекционной работы в соответствии с
особыми образовательными потребностями обучающихся с ТНР (вариант 5.1.)
Цель

Содержание
Формы и методы
деятельности
работы
Диагностическое направление
Своевременное
Выявления
Стартовая
выявление
обучающихся
с диагностика,
обучающихся
с особыми
обследование
ОВЗ для создания образовательными
специальных
потребностями
условий получения
образования
Направление
н Подготовка
ТПМПК
а необходимой
документации
Мониторинг
динамики развития
обучающихся,
успешности
освоения программы
Обучения
Проектирование
корректировка
коррекционных
мероприятий

Анализ
результатов
деятельности
обучающихся,
успеваемости

и Анализ
результатов
обследования

Коррекционно-развивающее направление
Организация
Составление
Программа
мероприятий,
программы
сопровождения
способствующих
сопровождения
(перечень курсов
личностному
обучающегося
коррекционноразвитию
развивающей
обучающихся,
области)
коррекции
Разработка
Программы
групповых
занятий
недостатков
устной
речи, и
профилактика
и индивидуальных
коррекционных
коррекция
нарушений чтения программ (курсов
и
письма, коррекционноосвоению базового развивающей
области)
содержания
образования
в
соответствии

Сроки

Ответственный

Сентябрь

Учителя-логопеды,
педагог-психолог

Сентябрь, и/или май Учителя-логопеды,
необходимости по педагог-психолог
Классные
руководители
Поитогам
1,2 Учителя-логопеды,
полугодия
в
педагог-психолог,
рамках ПМПк
педагоги

Сентябрь,
май Учителя-логопеды,
и/или
по педагог-психолог,
необходимости
педагоги

Сентябрь

Учителялогопеды,педагогпсихолог,
педагоги

Сентябрь

Учителя-логопеды,
педагог-психолог,
педагоги

сособыми
образовательны
ми
потребностями
обучающихся

21

Проведение
Индивидуальных и
групповых
коррекционноразвивающих
занятий,
необходимых для
преодоления
нарушений развития
и
трудностей
обучения
Социальное
сопровождение
обучающегося

Программы
занятий

В течение
учебного года в
соответствии
с
учебным
планом
(обязательные
курсы коррекционноразвивающих
занятий)

Учителя-логопеды,
педагогпсихолог,
педагоги

Занятия,
наблюдение

В
течение
учебного года

Социальный
педагог

Ознакомление
с
рекомендациями
по
результатам
диагностики,
обследования

Сентябрь и/или по
необходимости

Учителя-логопеды,
педагогпсихолог,
педагоги

По запросам

В
течение
учебного года

Учителя-логопеды,
педагогпсихолог,
педагоги

Беседы
с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся

В течение
учебного года

Учителя-логопеды,
педагогпсихолог,
педагоги

вслучае
неблагоприятных
условий жизни при
психотравмирующи
х обстоятельствах
Консультативное направление
Непрерывность
Выработка
специального
совместных
сопровождения
обоснованн
ых
рекомендаций
поосновным
направлениям
работы
с
обучающимся,
единых
для
всехучастников
образовательных
отношений
Консультирование
специалистами
педагогов
порешению проблем
в
развитии
и
обучении,
поведении и
межличностно
мвзаимодействии
обучающихся
Консультативная
помощь семье
в
решении
конкретных
вопросов
воспитания и
оказания
возможной помощи
обучающемуся
восвоении
программы
обучения

22

Информационно-просветительское направление
Рассмотрение
Разъяснительная
Беседы,
в вопросов, связанных тематические
деятельности
с
особенностями выступления
отношении
на
и образовательного
педагогов
родительских
процесса
и собраниях, ШМО,
родителей
сопровождения
(законных
ПС,
сайт,
представителей)
обучающихся
с информационные
ограниченными
стенды, печатные
возможностями
материалы
здоровья;
индивидуальнотипологических
особенностей
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
Психологическое
Тематические
просвещение
выступления
на
педагогов с целью ШМО,
ПС,
повышения
их информационные
стенды,
сайт,
психологической
печатные
компетентности
материалы
Психологическое
Беседы,
просвещение
тематические
на
родителей с целью выступления
формирования у них родительских
элементарной
собраниях,
психологоинформационные
педагогической
стенды
компетентности

В
учебного
запросам

течение Учителя-логопеды,
года по педагог-психолог,
педагоги

В
учебного
запросам

течение Учителя-логопеды,
года по педагог-психолог,
педагоги

В
учебного
запросам

течение Учителя-логопеды,
года по педагог-психолог,
педагоги

Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально
выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов МБОУ КГО «СОШ №3» обеспечивающее
системное сопровождение обучающихся ТНР в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставление ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка.
Консолидация усилий учителей-логопедов, психолога, медицинского работника, педагогов,
социального педагога позволит обеспечить систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы обучающихся. Формой
организованного взаимодействия специалистов, педагогов, родителей (законных представителей) в
МБОУ КГО «СОШ №3» является школьный ППк, который предоставляет многопрофильную
помощь обучающимся и их родителям (законным представителям), а также педагогам МБОУ КГО
«СОШ №3»;
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 5.1) дополняются
требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционноразвивающей области).
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи,
преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:
отсутствие дефектов звукопроизношения и
неправильное произнесение звука;

1)

умение различать правильное и

23

умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру
слов как изолированных, так и в условиях контекста;

2)

правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование
интонационных средств выразительной четкой речи;

3)

умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение
правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения,
интонационной интенсивности;

4)

минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в
произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);

5)

умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и
слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя
речи;

6)

сформированность
лексической
системности;
умение
употреблять грамматические
формы
слов и
пользоваться как
так и непродуктивными словообразовательными моделями;

7)

правильно
продуктивными,

овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их
использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики,
композиции, выполняющей коммуникативную функцию;

8)

сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и
письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического
уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой
коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);

9)

позитивное отношение к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации,
как основного средства человеческого общения.

10)

Требования к результатам овладения социальной компетенцией.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении:
умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя (в еде,
физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации);
написать при необходимости SMS-сообщение;
умение обратиться за помощью, точно описать возникшую проблему;
выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;
умение принимать решения в области жизнеобеспечения;
владение
достаточным
запасом фраз и определений
для обозначения
возникшей проблемы.

1)

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
представления об устройстве домашней и школьной жизни;
умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и
осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций;
умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии
вобщей коллективной деятельности;
умение
договариваться
о распределении
функций
в совместной

2)

24

деятельности;
-стремление обучающихся участвовать в подготовке и проведении классных и школьных
мероприятий, праздников;
владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке
проведении классных и школьных мероприятий, праздников.

и

Овладение навыками коммуникации:
умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
умение корректно
выразить
отказ и недовольство,
благодарность,
сочувствие;
умение
поддерживать
продуктивное
взаимодействие
в процессе
коммуникации;
умение получать информацию от собеседника и уточнять ее;
прогресс в развитии информативной функции речи;
умение ориентироваться
в
целях, задачах,
средствах
и
условиях
коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой;
позитивное
отношение и
устойчивая мотивация к
активному
использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых
конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог;
умение излагать свое мнение и аргументировать его;
умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных
ситуациях;
прогресс в развитии коммуникативной функции речи.

3)

Дифференциацию и осмысление картины мира:
адекватность бытового поведения обучающихся с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и окружающих;
способность прогнозировать последствия своих поступков;
понимание
значения
символов,
фраз и определений,
обозначающих
опасность и умение действовать в соответствии с их значением;
сознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни,
внешними и функциональными свойствами в животном и
растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
прогресс в развитии познавательной функции речи;

4)

Дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения,
принятых ценностей и социальных ролей:
знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с
близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);
наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных
социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
представления о вариативности социальных отношений;
готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;

5)

25

овладение средствами межличностного взаимодействия;
умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные
ритуалы;
умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений;
прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов
коррекционно-развивающей области) конкретизируются применительно к каждому обучающемуся
в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными
потребностями.
Мониторинг динамики развития обучающегося осуществляется учителем-логопедом,
педагогом-психологом отслеживается в индивидуальной карте развития с помощью таблицы:
Мониторинг динамики развития обучающегося
учебный
наблюдаемый
начало
конец
выводы
рекомендации
год
параметр
года
года
Результаты мониторинга используются для проведения коррекции в планировании коррекционноразвивающих занятий с обучающимся.
Требования к полученным результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ТНР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание,
организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует
реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и
удовлетворению их особых образовательных потребностей.

5. Организационный раздел
Календарный учебный график соответствует ООП НОО МБОУ КГО «СОШ №3» .
Учебный план соответствует ООП НОО МБОУ КГО «СОШ №3».
Коррекционные занятия в рамках реализации Программы коррекционной работы
осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Программы коррекционных
занятий разрабатываются МБОУ КГО «СОШ №3» в зависимости от особых образовательных
потребностей обучающихся.

5.1.
5.2.

Коррекционно- развивающая
область
Занятия с педагогом психологом
Занятия с учителем-логопедом

Ритмика
Специалистами

5
2 (1 час из части «Коррекционно-развивающие занятия»
учебного плана и 1 час в рамках рабочего времени педагогапсихолога)
2 (1 час из части «Коррекционно-развивающие занятия»
учебного плана и 1 час в рамках рабочего времени учителялогопеда)
1

реализуются

следующие

программы

коррекционно-развивающей
26

направленности:
Специалист
Учитель-логопед
Педагог-психолог

Учитель -предметник

Программа
Целевая аудитория
«Логопедические занятия» Учащиеся
с фонетикофонематическим недоразвитием
речи
Учащиеся с ТНР, имеющие
«Психокоррекционные
выраженные
недостатки
занятия»
сформированности познавательных
процессов
«Ритмика»
Учащиеся с ТНР, имеющие
нарушения
двигательной сферы

5.3. План внеурочной деятельности соответствует ООП НОО МБОУ КГО «СОШ №3» .
5.4. План-график воспитательной работы соответствует ООП НОО МБОУ КГО «СОШ №3» .
5.5. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Кадровые условия
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной
образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их
физического и (или) психического развития введены в штатное расписание ставки педагогических
работников (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) .
Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой
должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Финансовые условия
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ТНР
общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных
образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами
государственной власти Республики Карелия, обеспечивающих реализацию АООП НОО в
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Финансовые условия реализации АООП НОО обеспечивают:
1)
возможность выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к условиям
реализации и структуре АООП НОО;
2)
реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками
образовательной деятельности, учитывая вариативность особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей развития обучающихся;
3)
структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а также
механизм их формирования.
Финансирование реализации АООП НОО осуществляется в объеме определяемых органами
государственной власти Республики Карелия нормативов обеспечения государственных гарантий
реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования.
Указанные нормативы определяются в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
специальными условиями получения образования (кадровыми, материально- техническими);
расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;
расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию) нарушений
развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь,
электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к

27

информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием руководящих
и педагогических работников по профилю их деятельности;
иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП
НОО.
Финансовое
обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и
материально-технических условий, определенных для АООП НОО обучающихся с ТНР.
Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, находясь всреде
сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки обучения.
Обучающемуся с ТНР предоставляется государственная услуга по реализации основной
общеобразовательной программы начального общего образования, которая адаптируется под
особые образовательные потребности обучающегося и при разработке которой учитывается
следующее:
5.2.1.1 обязательное включение в структуру АООП начального общего образования для
обучающегося с ТНР программы коррекционной работы, что требует качественно-особого
кадрового состава специалистов, реализующих АООП;
5.2.1.2 при необходимости предусматривается участие в образовательно-коррекционной
работе тьютора, а также учебно-вспомогательного и прочего персонала (ассистента, медицинских
работников, необходимых для сопровождения обучающихся с ОВЗ, инженера по обслуживанию
специальных технических средств и ассистивных устройств).

5.2.1.3 создание специальных материально-технических условий для реализации АООП
(специальные учебники, специальные учебные пособия, специальное оборудование, специальные
технические средства, ассистивные устройства, специальные компьютерные программы и др.) в
соответствии с ФГОС для обучающихся с ТНР.
При определении нормативных финансовых затрат на одного обучающегося с ОВЗна оказание
государственной услуги МБОУ КГО «СОШ №3» учитываются вышеперечисленные условия
организации обучения ребенка с ТНР.
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников
организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной
услуги (вспомогательного, технического, административно- управленческого и прочего персонала,
не принимающего непосредственного участия в оказании государственной услуги, включая
ассистента, медицинских работников, необходимых для сопровождения обучающихся с ОВЗ,
инженера по обслуживанию специальных технических средств и ассистивных устройств)
определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному
руководителем организации, с учетом действующей системы оплаты труда в пределах фонда
оплаты труда, установленного образовательной организации учредителем.
Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются исходя из нормативов
потребления коммунальных услуг, в расчете на оказание единицы соответствующей
государственной услуги и включают в себя:
1)
нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение, ассенизацию,
канализацию, вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы
канализации;
2)
нормативные затраты на горячее водоснабжение;
3)
нормативные затраты на потребление электрической энергии (учитываются в размере
28

90 процентов от общего объема затрат потребления электрической энергии);
4)
нормативные затраты на потребление тепловой энергии (учитываются в размере
50 процентов от общего объема затрат на оплату тепловой энергии). В случае, если
организациями используется котельно-печное отопление, данные нормативные затраты не
включаются в состав коммунальных услуг.
Нормативные затраты на коммунальные услуги рассчитываются как произведение норматива
потребления коммунальных услуг, необходимых для оказания единицы государственной услуги, на
тариф, установленный на соответствующий год.
Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества включают в себя:
нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и
противопожарной безопасности;
нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;
нормативные затраты на проведение текущего ремонта объектов недвижимого
имущества;
нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с
утвержденными санитарными правилами и нормами;
прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.
Нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации и противопожарной
безопасности устанавливаются таким образом, чтобы обеспечивать покрытие затрат, связанных с
функционированием установленных в организации средств и систем (системы охранной
сигнализации, системы пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения).
Нормативные затраты на содержание прилегающих территорий, включая вывоз мусора,
сбросснега с крыш, в соответствии с санитарными нормами и правилами, устанавливаются, исходя
из необходимости покрытия затрат, произведенных организацией в предыдущем отчетном
периоде (году).
Материально-технические условия
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ КГО «СОШ №3»
предусматривает создание для них адекватных условий воспитания и обучения, коррекции
нарушений развития, социальной адаптации и равных с обычными детьми возможностей для
получения образования в пределах образовательных стандартов.
Нормативно–правое обеспечение реализации АОП ООО представлено: пакетом нормативноправовых актов, регламентирующих образование детей с ОВЗ и детей – инвалидов, федерального,
регионального и муниципального уровней;
банком локальных актов МБОУ КГО «СОШ №3»: положений, приказов, регламентирующих
организацию образовательного процесса детей с ОВЗ и детей – инвалидов.
Кадровое обеспечение: 100 % укомплектованность образовательного учреждения
педагогическими, руководящими и иными работниками, обеспечивающими реализацию
образования детей с ОВЗ и детей – инвалидов.
Для реализации АОП ООО в школе имеются: педагог-психолог, учитель-логопед, учителяпредметники.
Организационное обеспечение реализации АОП ООО включает наличие:
-учебного плана начального общего образования для обучающихся;
-рабочих программ отдельных учебных предметов; индивидуальных коррекционно–
образовательных маршрутов сопровождения детей с ТНР;

29

- индивидуальных планов работы с детьми–инвалидами;
- обеспеченность психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР и детей
– инвалидов, членами психолого-педагогического консилиума школы;
-взаимодействие с ПМПК.
Образовательная деятельность в школе осуществляется на основе учебного плана,
разрабатываемого школой самостоятельно в соответствии ФГОС, и регламентируется расписанием
учебных занятий.
Обучение на уровне начального общего образования осуществляется по 5-ти дневной
учебной неделе.
Основная форма обучения обучающихся с ТНР – очная. При необходимости возможно
изменение формы обучения (при наличии медицинских показаний и согласия родителей (законных
представителей) обучающегося).
Материально–техническое и информационно-методическое обеспечение заключаются в:
-соответствии помещений и мебели, предназначенных для урочной и внеурочной
деятельности обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса;
-соответствии санитарно-бытовых условий (наличии оборудованного рабочего места учителя
и обучающихся, наличии спортзалов, оборудованных гардеробов и т. д.);
-соответствии условий жизнедеятельности участников образовательного процесса
требованиям охраны труда;
-соответствии помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления
пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе
горячих завтраков, действующим нормам;
-соответствии ОУ нормам пожарной и электробезопасности;
-соответствии требованиям к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений,
спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных учреждениях;
-укомплектованности учебно-методической литературой.
В школе имеется Интернет, разработан собственный сайт, где обучающиеся и их родители
(законные представители) могут получить информацию по реализации АОП ООО, работает
электронный журнал.
При организации образовательной деятельности применяются информационнокоммуникационные технологии, которые направлены как на совершенствование эффективности
организации процесса обучения, так и на формирование информационной культуры и
компьютерной
грамотности
школьников.
Библиотека
укомплектована
печатными
образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд
дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую
художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и
периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы
начального общего образования.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».